АООП ТНР НОО

Аннотация к АООП НОО ТНР

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего
образования (далее – АООП НОО) обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (далее –
ТНР) МАОУ СОШ № 2 МО г. Алапаевск – это образовательная программа,
адаптированная для обучения детей с ТНР с учетом особенностей их психофизического и
речевого развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию
нарушений развития и социальную адаптацию. Адаптация программы включила введение
четко ориентированных на удовлетворение особых образовательных потребностей,
обучающихся с ТНР коррекционных мероприятий и требований к результатам освоения
обучающимися программы коррекционной работы.
АООП НОО обучающихся с ТНР Школы разработана в строгом соответствии с со
следующими нормативными документами:
 Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273- ФЗ;
 Федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС) НОО
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и с учетом
Примерной адаптированной основной общеобразовательной
программы
начального общего образования обучающихся с ТНР, одобренной решением
федерального учебно-методического объединения по общему образованию
(протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);
 Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования (далее - ФГОС), утвержденным приказом Министерства образования
и науки РФ от 6.10.2009 №373;
 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям
обучения и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»,
утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ
от 29.12.2010 №189 (с изм. от 29.06.2011, 25.12.2013, 24.11.2015);
 СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих
образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным
программам для обучающихся с ОВЗ», утвержденный постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 №26,
 Уставом Школы, Положением о речевом центре Школы.
АООП НОО предусматривает создание специальных условий обучения и
воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности, особенности
психофизического развития, индивидуальные возможности, обеспечивает коррекцию
нарушения развития и социальную адаптацию обучающихся с ТНР.
АООП НОО обучающихся с ТНР определяет содержание образования, ожидаемые
результаты и условия ее реализации.
АООП НОО представляет собой вариант основной образовательной программы
начального общего образования. АООП НОО обучающихся с ТНР содержит три раздела:
целевой, содержательный и организационный.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели и планируемые результаты
реализации АООП НОО, а также способы определения достижения этих целей и
результатов. Целевой раздел включает пояснительную записку; планируемые результаты
освоения обучающимися с ТНР АООП НОО; систему оценки достижения планируемых
результатов освоения АООП НОО.

Содержательный раздел определяет общее содержание НОО обучающихся с ТНР и
включает следующие программы, ориентированные на достижение личностных,
предметных и метапредметных результатов:
 программу формирования у учащихся универсальных учебных действий;
 программы отдельных учебных предметов, курсов, включая коррекционноразвивающую область и внеурочную деятельность;
 программу духовно-нравственного воспитания, развития обучающихся с ТНР;
 программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного
образа жизни;
 программу коррекционной работы;
 программу внеурочной деятельности.
Организационный раздел включает учебный план НОО (реализующий предметные
и коррекционно-развивающую области, направления внеурочной деятельности); систему
специальных условий реализации АООП НОО обучающихся с ТНР.
Учебный план НОО обучающихся с ТНР является основным организационным
механизмом реализации АООП НОО.
В основу формирования АООП НОО обучающихся с ТНР положены следующие
принципы:
 принципы государственной политики Российской Федерации в области
образования (гуманистический характер образования, единство образовательного
пространства на территории Российской Федерации, светский характер
образования, общедоступность образования, адаптация системы образования к
уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и
др.)1;
 принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей
обучающихся;
 принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
 принцип
развивающей
направленности
образовательного
процесса,
ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны
ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей
обучающегося;
 онтогенетический принцип;
 принцип
комплексного
подхода,
использования
в
полном
объеме
реабилитационного потенциала с целью обеспечения образовательных и
социальных потребностей,обучающихся;
 принцип преемственности, предполагающий при проектировании АООП НОО
ориентировку на программу основного общего образования, что обеспечивает
непрерывность образования обучающихся с ТНР;
 принцип целостности содержания образования. Содержание образования едино. В
основе структуры содержания образования лежит не понятие предмета, а
понятие «предметной области»;
 принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает
возможность овладения обучающимися с ТНР всеми видами доступной им
деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности,
коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
 принцип переноса знаний, умений, навыков и отношений, сформированных в
условиях учебной ситуации, в деятельность в жизненной ситуации, что обеспечит
готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной
деятельности в реальном мире, в действительной жизни; трансформирование
уровня полученных знаний в область жизнедеятельности;

 принцип сотрудничества с семьей.
В основу разработки АООП НОО обучающихся
дифференцированный, деятельностный и системный подходы.

с

ТНР

заложены

Дифференцированный подход к построению АООП НОО обучающихся с ТНР
предполагает учет особых образовательных потребностей этих обучающихся, которые
определяются уровнем речевого развития, этиопатогенезом, характером нарушений
формирования речевой функциональной системы и проявляются в неоднородности по
возможностям освоения содержания образования.
АООП НОО создана в соответствии с дифференцированно сформулированными в
ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ требованиями к:
1) структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению
обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой
участниками образовательных отношений) и их объему;
2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе
кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
3) результатам освоения основных образовательных программ.
Применение
дифференцированного
подхода
обеспечивает
разнообразие
содержания, предоставляя обучающимся с ТНР возможность
реализовать
индивидуальный потенциал развития; открывает широкие возможности для
педагогического творчества, создания вариативных образовательных материалов,
обеспечивающих пошаговую логопедическую коррекцию, развитие способности
обучающихся самостоятельно решать учебно-познавательные и учебно-практические
задачи в соответствии с их возможностями.
Деятельностный подход основывается на теоретических положениях
отечественной психологии и педагогики, раскрывающих основные закономерности
процесса обучения и воспитания обучающихся, структуру образовательной деятельности
с учетом общих закономерностей развития обучающихся с нормальным и нарушенным
развитием.
Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие
личности обучающихся с ТНР младшего школьного возраста определяется характером
организации доступной им деятельности. Основным средством реализации
деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации
познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий
овладение ими содержанием образования.
В контексте разработки АООП начального общего образования обучающихся с
ТНР реализация деятельностного подхода обеспечила:
 придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
 прочное усвоение обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и
поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых
предметныхобластях;

-существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению
нового опыта деятельности и поведения;
 создание условий для общекультурного и личностного развития
обучающихся с ТНР на основе формирования универсальных учебных
действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение ими
системы научных знаний, умений и навыков, позволяющих продолжить
образование на следующей ступени, но и социальной компетенции,
составляющей основу социальной успешности.
Ключевым условием реализации деятельностного подхода выступает
организация детского самостоятельного и инициативного действия в
образовательном процессе, снижение доли репродуктивных методов и способов
обучения, ориентация на личностно- ориентированные методы и методы
проблемно-поискового характера.
Системный подход основывается на теоретических положениях о языке,
представляющем собой функциональную систему семиотического или знакового
характера, которая используется как средство общения. Системность
предполагает не механическую связь, а единство компонентов языка, наличие
определенных отношений между языковыми единицами одного уровня и разных
уровней.
Системный подход в образовании строится на признании того, что язык
существует и реализуется через речь, в сложном строении которой выделяются
различные
компоненты
(фонетический, лексический,
грамматический,
семантический), тесно взаимосвязанные на всех этапах развития речи ребенка.
Основным средством реализации системного подхода в образовании
обучающихся ТНР является включение речи на всех этапах учебной деятельности
обучающихся.
В контексте разработки АООП начального общего образования
обучающихся с ТНР реализация системного подхода обеспечивает:
 тесную взаимосвязь в формировании перцептивных, речевых и
интеллектуальных предпосылок овладения учебными знаниями,
действиями, умениями и навыками;
 воздействие на все компоненты речи при устранении ее системного
недоразвития в процессе освоения содержания предметных областей,
предусмотренных ФГОС НОО и коррекционно-развивающей области;
 реализацию
интегративной
коммуникативно-речевой
цели
–
формирование речевого взаимодействия в единстве всех его функций
(познавательной, регулятивной, контрольно-оценочной и др.) в
соответствии с различными ситуациями.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх

сведения образовательной организации

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».