Изобразительное искусство ТНР

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Изобразительное искусство»
для обучающихся с ТНР
на 2020/2021 учебный год
Разработчики программы:
ШМО учителей начальных классов

Планируемые результаты освоения учебного предмета. 2 класс.
На минимальном уровне

На достаточном уровне
Личностные

- сформированы эстетические потребности, потребности в Сформировано уважительное отношение к культуре и искусству других
общении с искусством, природой, потребности в

народов нашей страны и мира в целом.

творческом отношении к окружающему миру,

- эстетические чувства, художественно-творческое мышление,

потребности в самостоятельной практической творческой

наблюдательность и фантазия.

деятельности;

- умение обсуждать и анализировать собственную художественную
деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной
темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Предметные

Обучающиеся научатся:

Обучающиеся получать возможность научиться:

- приемам и технике рисования цветными

- видам художественной деятельности: изобразительной (живопись,

карандашами (штриховать в одном направлении и с

графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной

передачей объема предмета с помощью светотени);

(народные и прикладные виды искусства).

- рисования простым карандашом (передача объёма
предмета с помощью светотени);
- выполнения растительного орнамента (хохломская
роспись);
- овладения различными приёмами работы
акварельными красками (техникой отпечатка);
- работой гуашевыми красками.

- основным видам и жанрам пространственно-визуальных искусств.
- понимать образ природы искусства.
- применять художественные умения, знания и представления в процессе
выполнения художественно-творческих работ.
- передавать в художественно-творческой деятельности характер,
эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу.
- применять в художественно -творческой деятельности основ

На минимальном уровне

На достаточном уровне
цветоведения, основ графической грамоты.
- изображать в творческих работах особенности художественной культуры
разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими
красоты природы, человека, народных традиций.
Метапредметные
Регулятивные

Обучаюшиеся научатся:

Обучающиеся получат возможность научиться:

-работать по предложенному учителем плану;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- давать эмоциональную оценку деятельности

- отличать верно, выполненное задание от неверного;

класса на уроке совместно с учителем и другими
учениками
Познавательные
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать
новое от уже известного;
- самостоятельно выполнять творческие задания;

- Различать цвета, формы при рисовании
- сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.;
- сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства
(по изобразительным средствам, жанрам и т.д.)
Коммуникативные

- уметь слушать и понимать высказывания
собеседников;
- договариваться о правилах общения и поведения
на уроках изобразительного искусства и следовать им;

-высказывать свое мнение при обсуждении объектов и алгоритмов
рисования;
-выполнять основные правила этикета при работе в группе и парах
(обращаться за помощью, обсуждать, договариваться).

Планируемые результаты освоения учебного предмета. 3 класс.
На минимальном уровне

На достаточном уровне
Личностные

- Сформированы эстетические потребности, потребности

Сформировано уважительное отношение к культуре и искусству других

в общении с искусством, природой, потребности в

народов нашей страны и мира в целом.

творческом отношении к окружающему миру,

- эстетические чувства, художественно-творческое мышление,

потребности в самостоятельной практической творческой

наблюдательность и фантазия.

деятельности;

- умение обсуждать и анализировать собственную художественную
деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной
темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Предметные

Обучающиеся научатся:

Обучающиеся получать возможность научиться:

- приемам и технике рисования цветными

- видам художественной деятельности: изобразительной (живопись,

карандашами (штриховать в одном направлении и с

графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной

передачей объема предмета с помощью светотени);

(народные и прикладные виды искусства).

- рисования простым карандашом (передача объёма
предмета с помощью светотени);
- выполнения растительного орнамента (хохломская
роспись);
- овладения различными приёмами работы
акварельными красками (техникой отпечатка);
- работой гуашевыми красками.

- основным видам и жанрам пространственно-визуальных искусств.
- понимать образ природы искусства.
- применять художественные умения, знания и представления в процессе
выполнения художественно-творческих работ.
- передавать в художественно-творческой деятельности характер,
эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу.
- применять в художественно -творческой деятельности основ
цветоведения, основ графической грамоты.

На минимальном уровне

На достаточном уровне
- изображать в творческих работах особенности художественной культуры
разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими
красоты природы, человека, народных традиций.
метапредметные
регулятивные

Обучаюшиеся научатся:

Обучающиеся получат возможность научиться:

-работать по предложенному учителем плану;

- проговаривать последовательность действий на уроке;

- давать эмоциональную оценку деятельности

- отличать верно, выполненное задание от неверного;

класса на уроке совместно с учителем и другими
учениками
познавательные
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать
новое от уже известного;
- самостоятельно выполнять творческие задания;

- Различать цвета, формы при рисовании
- сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.;
- сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства
(по изобразительным средствам, жанрам и т.д.)
коммуникативные

- уметь слушать и понимать высказывания
собеседников;
- договариваться о правилах общения и поведения
на уроках изобразительного искусства и следовать им;

-высказывать свое мнение при обсуждении объектов и алгоритмов
рисования;
-выполнять основные правила этикета при работе в группе и парах
(обращаться за помощью, обсуждать, договариваться).

Содержание учебного предмета.2 класс
Виды художественной деятельности
Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства:
художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств
общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение
изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве.
Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители
изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и
региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального, российского и мирового искусства. Представление о
роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.
Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приёмы работы с различными графическими
материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов,
выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.
Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи.
Цвет —

основа

языка

живописи.

Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы
природы и человека в живописи.
Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приёмы работы с пластическими
скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы).
Объём — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.
Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования
(пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа

(пластилин — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях
использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.
Декоративно-прикладное искусство. Истоки декоративно прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетическом
характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания,
сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отражённые в изобразительном
искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как
основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и
т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в
построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль
контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т. д.
Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.
Цвет. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и
выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета
характера персонажа, его эмоционального состояния.
Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый
характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека,
животного.
Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые
геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.
Объём. Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций.

Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном
звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в
декоративно-прикладном искусстве.
Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?
Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в
изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт.
Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе:
птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т. д.
Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу. Общность тематики,
передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов — представителей разных культур, народов, стран (например,
А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.).
Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция,
средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в
искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства.
Родина моя — Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство
декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней,
танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и
духовной), отражённые в искусстве. Образ защитника Отечества.
Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви,
дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие
чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев,
раздражение, презрение.

Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для
создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных
(пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение в пластических
искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и
декоративно-прикладного искусства народов России). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и
парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.
Опыт художественно-творческой деятельности
Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественноконструкторской деятельности.
Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению
(натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).
Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объёмом, фактурой.
Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики.
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре,
художественном конструировании.
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объёма, фактуры
материала.
Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, аппликации,
компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъёмки, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых
мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов.
Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к
произведению.

Содержание программы реализует приоритетные направления художественного образования: приобщение к изобразительному искусству
как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и
творческих способностей ребёнка.
В основу программы положены:
- единство воспитания, обучения и творческой деятельности учащихся;
- яркая выраженность познавательной сущности изобразительного искусства;
- система межпредметных связей с уроками музыки, литературного чтения, окружающего мира, математики, технологии;
- соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и дошкольников;
- направленность содержания программы на активное развитие эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности,
эмоционального отклика на красоту окружающего мира.
Программой предусмотрены следующие виды занятий:
рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование по памяти или представлению, рисование на темы и иллюстрирование (композиция),
декоративная работа, лепка, художественное конструирование и дизайн, беседы об изобразительном искусстве. В программу также
включены занятия, связанные с формированием компьютерной грамотности учащихся. На таких уроках школьники знакомятся
компьютером как средством создания изображения.
Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – возможно проведение занятий-экскурсий в художественных и
краеведческих музеях, в архитектурных заповедниках и картинных галереях.
Рисование с натуры (рисунок и живопись) предполагает работу учащихся в классе. Они рассматривают предложенные учителем предметы
и учатся их изображать карандашом, акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью, углём, пастелью, восковыми мелками. Сюда же
входит рисование по памяти и представлению.
Рисование с натуры может предшествовать выполнению рисунков на темы и декоративным работам.

Рисование на темы – это создание сюжетных композиций, иллюстраций к литературным произведениям. В процессе рисования на темы
совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения предметов, передачи пропорций, конструктивного строения, объёма,
пространственного положения, освещённости, цвета.
В 1-4 классах тематическое рисование включает в себя рисование на темы окружающей жизни на основе наблюдений или по воображению,
иллюстрирование различных литературных произведений.
Рисуя на темы, учащиеся знакомятся с законами композиции, узнают о художественно-выразительных средствах живописи и графики: цвет,
мазок, линия, пятно, цветовой и световой контрасты, об особенностях передачи состояния покоя или движения в рисунке, об эмоциональных
возможностях цвета.
Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты
окружающего мира и произведений искусства.
Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию
искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер.
Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов
деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности
каждого.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком
искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит
формирование образного художественного мышления детей.
Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого
осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям на
уроке воспринимать и создавать заданный образ.

Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства
художественной выразительности — форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм,
композиция — осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение
отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися
произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное
искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует
опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха.
Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении
школы.
Формы организации учебных занятий
Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – возможно проведение занятий-экскурсий в художественных и
краеведческих музеях, в архитектурных заповедниках и картинных галереях.
Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты
окружающего мира и произведений искусства.
Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию
искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер.

Содержание учебного предмета.3 класс
Ведущие методы обучения.
1.Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности учащихся:
 методы словесной передачи информации и слухового восприятия информации (беседа, рассказ, доклад);
 методы наглядной передачи информации и зрительное восприятие (иллюстрации, опыт, наблюдения);
 методы передачи информации с помощью практической деятельности (анализ таблиц, схем, практические работы, дидактическая
игра).
2.Методы стимулирования и мотивации.
 эмоциональные (поощрение, порицание, создание ситуации успеха, свободный выбор заданий);
 познавательные (создание проблемных ситуаций, выполнение творческих заданий, заданий на смекалку);
 волевые (предъявление учебных требований, прогнозирование будущей деятельности);
 социальные (создание ситуации взаимопомощи, заинтересованность в результатах своей деятельности);
3.Методы контроля и самоконтроля.
 устные (индивидуальный и фронтальный опросы, взаимоопрос);
 самоконтроль и взаимоконтроль (самоконтроль, самоконтроль по образцу, парный контроль).
Формы организации работы на уроке:
- индивидуальная;
- парная;
- фронтальная;
- групповая;
- коллективная.

Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – возможно проведение занятий-экскурсий в художественных и
краеведческих музеях, в архитектурных заповедниках и картинных галереях.
Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты
окружающего мира и произведений искусства.
Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию
искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер.
Виды художественной деятельности
Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства:
художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств
общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение
изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве.
Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители
изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и
региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального, российского и мирового искусства. Представление о
роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.
Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приёмы работы с различными
графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий,
предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.
Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами
живописи. Цвет — основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в
соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.

Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приёмы работы с пластическими
скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы).
Объём — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.
Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования
(пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа
(пластилин — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях
использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.
Декоративно прикладное искусство. Истоки декоративно прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о
синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы;
былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отражённые в
изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно­прикладном искусстве. Разнообразие
форм природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные
узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в
построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль
контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т. д.
Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.
Цвет. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном
звучании и выразительности образа. Эмо­циональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с
помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.

Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый
характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека,
животного.
Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые
геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.
Объём. Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций.
Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в
эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль
ритма в декоративно­прикладном искусстве.
Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?
Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница
в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт.
Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе:
птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т. д.
Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу. Общность тематики,
передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов — представителей разных культур, народов, стран (например,
А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.).
Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция,
средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ
человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративно­прикладного искусства.
Родина моя — Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы.
Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой,

песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека
(внешней и духовной), отражённые в искусстве. Образ защитника Отечества.
Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы
любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие
человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие
гнев, раздражение, презрение.
Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств
для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных
(пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение в пластических
искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и
декоративно­прикладного искусства народов России). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и
парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.
Опыт художественно­творческой деятельности
Участие в различных видах изобразительной, декоративно­прикладной и художественно­конструкторской деятельности.
Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно­прикладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и
воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).
Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объёмом, фактурой.
Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики.
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре,
художественном конструировании.
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объёма, фактуры
материала.

Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа,
аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъёмки, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели,
восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов.
Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения
к произведению.
Содержание программы реализует приоритетные направления художественного образования: приобщение к изобразительному
искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и
творческих способностей ребёнка.
В основу программы положены:
- единство воспитания, обучения и творческой деятельности учащихся;
- яркая выраженность познавательной сущности изобразительного искусства;
- система межпредметных связей с уроками музыки, литературного чтения, окружающего мира, математики, технологии;
- соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и дошкольников;
- направленность содержания программы на активное развитие эстетического и нравственно-оценочного отношения к
действительности, эмоционального отклика на красоту окружающего мира.
Программой предусмотрены следующие виды занятий:
рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование по памяти или представлению, рисование на темы и иллюстрирование
(композиция), декоративная работа, лепка, художественное конструирование и дизайн, беседы об изобразительном искусстве. В программу
также включены занятия, связанные с формированием компьютерной грамотности учащихся. На таких уроках школьники знакомятся
компьютером как средством создания изображения.
Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – возможно проведение занятий-экскурсий в художественных и
краеведческих музеях, в архитектурных заповедниках и картинных галереях.

Рисование с натуры (рисунок и живопись) предполагает работу учащихся в классе. Они рассматривают предложенные учителем
предметы и учатся их изображать карандашом, акварельными и гуашевыми красками, пером и кистью, углём, пастелью, восковыми
мелками. Сюда же входит рисование по памяти и представлению.
Рисование с натуры может предшествовать выполнению рисунков на темы и декоративным работам.
Рисование на темы – это создание сюжетных композиций, иллюстраций к литературным произведениям. В процессе рисования на
темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения предметов, передачи пропорций, конструктивного строения,
объёма, пространственного положения, освещённости, цвета.
В 1-4 классах тематическое рисование включает в себя рисование на темы окружающей жизни на основе наблюдений или по
воображению, иллюстрирование различных литературных произведений.
Рисуя на темы, учащиеся знакомятся с законами композиции, узнают о художественно-выразительных средствах живописи и графики:
цвет, мазок, линия, пятно, цветовой и световой контрасты, об особенностях передачи состояния покоя или движения в рисунке, об
эмоциональных возможностях цвета.
Основные виды учебной деятельности — практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты
окружающего мира и произведений искусства.
Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию
искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры) имеют творческий характер.
Одна из задач — постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие
видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования
личности каждого.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным
языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит
формирование образного художественного мышления детей.

Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого
осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и поэзия, помогающие детям на
уроке воспринимать и создавать заданный образ.
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства
художественной выразительности — форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм,
композиция — осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как
выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с
выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и
народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей,
формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха.
Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении
школы.
Тематическое планирование .2 класс.
№

Кол-во

п/п

часов

1

1

Тема урока

Основные виды деятельности обучающихся

Три основные краски создают Наблюдать за цветовыми сочетаниями в природе. Смешивать
многоцветие

мира.

(изобразить краски сразу на листе бумаги, посредством приема «живая краска».

крупные цветы)

Овладевать первичными живописными навыками.
Изображать

на

основе

смешивания

трех

основных

цветов

разнообразные цветы по памяти и впечатлению.
2

1

Теплые и холодные оттенки.

Учиться различать холодные и теплые оттенки.
Смешивать цветные краски для получения богатого колорита.
Развивать навыки работы с акварелью.

3

1

Изображение осеннего леса

Расширять знания о художественных материалах.
Понимать красоту и выразительность пастели, мелков, акварели.
Развивать навыки работы пастелью, акварели.
Овладевать первичными знаниями перспективы (загораживание,
ближе-дальше).
Изображать осенний лес, используя выразительные возможности
материалов.

4

2

Изображение паутинок с росой

Наблюдать и учиться видеть украшения в природе.
Эмоционально откликаться на красоту природы.
Создавать с помощью графических материалов, линии изображения
различных украшений в природе (паутинки, снежинки и др.)
Развивать навыки работы тушью, пером, углем, мелом.

5

1

Изображение кружева

Сравнивать, сопоставлять природные формы с декоративными
мотивами в кружевах, тканях украшениях на посуде.
Осваивать

приемы

создания

орнамента:

повторения

модуля,

ритмическое чередование элемента.
Создавать украшения (воротничок для платья, подзор, закладка для
книги и т.д.), используя узоры.
Работать графическими материалами (тушь, фломастеры) с помощью
линий различной толщины.
6

2

Изображение животного родного Рассматривать,
края

изучать

и

анализировать

строение

реальных

животных.
Изображать животных, выделяя пропорции частей тела.
Передавать в изображении характер выбранного животного.
Закреплять навыки работы от общего к частному.

7

1

Изображение

фантастического Размышлять о возможностях изображения как реального, так и

животного

фантастического мира.
Рассматривать слайды и изображения реальных фантастических
животных (русская деревянная и каменная резьба и т.д.).
Придумывать выразительные образы животных.
Изображать

сказочные

существа

путем

соединения

воедино

элементов разных животных и даже растений.
Развивать навыки работы гуашью.
8

2

Фантастические здания

Сравнивать, сопоставлять природные формы с архитектурными

постройками.
Придумывать разнообразные конструкции.
9

1

Елочные игрушки

Повторять и закреплять полученные на предыдущих уроках знания.
Конструировать (моделировать) и украшать елочные украшения
(изображая людей, зверей, растения) для новогодней елки.
Обсуждать творческие работы на итоговой выставки, оценить
собственную художественную деятельность и деятельность своих
одноклассников.

10

2

Изображение животных

Наблюдать и рассматривать животных в различных состояниях.
Давать устную зарисовку-характеристику зверей.
Входить в образ изображаемого животного.
Изображать

животное

с

ярко

выраженным

характером

и

настроением.
Развивать навыки работы с гуашью.
11

2

Изображение характера человека: Создавать противоположные по характеру сказочные женские образы
женский образ

(Золушка и злая мачеха, баба Бабариха и Царевна-Лебедь, добрая и
злая волшебницы), используя живописные и графические средства.

12

2

Изображение характера человека: Характеризовать доброго и злого героя.
мужской образ

Сравнивать

и

анализировать

возможности

использования

изобразительных средств для создания доброго и злого образцов.
Учиться изображать эмоционально состояние человека.

Создавать живописными материалами выразительные контрастные
образы доброго и злого героя (сказочные и былинные персонажи).
13

1

Добрые и злые сказочные герои

Создавать, принимать участие в создании коллективного панно.
Понимать характер линии цвета, формы, способных раскрыть
намерения человека.
Украшать паруса двух противоположных по намерениям
Сказочных флотов.

14

2

Горящий костер

Расширять знания о средствах художественной выразительности.
Уметь составлять теплые и холодные цвета.
Понимать эмоциональную выразительность теплых и холодных
цветов.
Осваивать различные приемы работы кистью (мазок «кирпичик»,
«волна», «пятнышко»).
Развивать колористические навыки работы гуашью.
Изображать простые сюжетны с колористическим контрастом
(угасающий костер вечером, сказочная жар-птица и т.п.)

15

2

Подводный мир

Рассматривать природные конструкции, анализировать их формы,
пропорции.
Эмоционально откликаться на красоту различных построек в
природе.

16

2

Весна

Уметь составлять на бумаге тихие (глухие) и звонкие цвета.
Иметь представление об эмоциональной выразительности цвета-

глухого и звонкого.
Умение наблюдать многообразие и красоту цветовых состояний в
весенней природе.
Изображать борьбу тихого (глухого) и звонкого цветов, изображая
весеннюю землю.
Создавать колористическое богатство внутри одной цветовой гаммы.
Закреплять умения работать кистью.
17

2

Рисование веток

Уметь видеть линии в окружающей действительности.
Наблюдать,

рассматривать,

любоваться

весенними

ветками

различных деревьев.
Осознать,

как

определенным

материалом

можно

создать

художественным образ.
Использовать

в

работе

сочетание

различны

материалов

и

инструментов.
Изображать ветки деревьев с определенным характером.
18

3

Весна. Шум птиц.

Повторять и закреплять полученные знания и умения.
Понимать роль взаимодействия различных средств художественной
выразительности для создания того или иного образа.
Создавать коллективную творческую работу (панно) «Весна. Шум
птиц».
Сотрудничать с товарищами в процессе совместной творческой
работы, уметь договариваться, объясняя замысел, уметь выполнять

работу в границах заданной роли.

Тематическое планирование. 3 класс.

№
1

Тема
Твои

Кол-во

Основные виды деятельности обучающихся

часов
2

По вопросам учителя характеризовать и эстетически оценивать разные виды игрушек,

игрушки

материалы, из которых они сделаны.

Рисование

Понимать и объяснять единство материала, формы и внешнего вида игрушек (украшения).

«Дымковск

Выявлять в воспринимаемых образцах игрушек работу, рассказывать о ней.

ой

Учиться видеть и объяснять образное содержание конструкции и украшения предмета.

игрушки»

Создавать выразительную форму игрушки и украшать ее, добиваясь целостности цветового
решения.

2

Посуда у

1

тебя дома

Характеризовать связь между формой, декором посуды (ее художественным образом) и ее
назначением.
Выделять конструктивный образ (образ формы, постройки) и характерного декора, украшения.
Создание выразительной формы посуды и ее декорирование в лепке, изображение посудных форм,
объединенных общим образным решением.

3

Обои и

1

По вопросам учителя анализировать роль цвета и декора в создании образа комнаты.

шторы у

Рассказывать по плану или вопросам учителя о роли художника и этапах его работы (постройка,

тебя дома

изображение, украшение) при создании обоев и штор.
Создание эскиза обоев или штор для комнаты в соответствии с ее функциональным назначением.

4

Мамин
платок

2

Изучать и анализировать разнообразие вариантов росписи по ткани на примере платка.
Анализировать по вопросам учителя зависимость характера узора, цветового решения платка от

того, кому и для чего он предназначен.
Описывать по схеме или вопросам учителя основные варианты композиционного решение
росписи платка (с акцентировкой изобразительного мотива в центре, по углам, в виде свободной
росписи), а также характер узора (растительный, геометрический).
Различать постройку (композицию), украшение (характер декора), изображение (стилизацию) в
процессе создания образа платка.
Создание эскиза росписи платка (фрагмента), с учетом его назначения (для мамы, бабушки, сестры,
праздничный или повседневный).
5

Твои

1

книжки

Анализировать по вопросам учителя или в коллективном обсуждении роль художника в
создании книги (многообразие форм книг, обложка, иллюстрации, буквицы и т.д.)
Знать и называть произведения нескольких художников-иллюстраторов детской книги.
Создавать проект детской книжки-игрушки.
Овладевать навыками коллективной работы.

6

Открытки

1

Анализировать и объяснять по вопросам или в коллективном обсуждении роль художника в
создании открыток, изображений на них.
Создавать открытку к определённому событию или декоративную закладку (работа в технике
граттажа, графической монотипии, аппликации или смешанной технике).

7

Памятники

1

Выделять и анализировать архитектурный образ, образ городской среды.

архитектур

Воспринимать и оценивать эстетические достоинства старинных современных построек родного

ы

города (села)
, описывать их по плану или вопросам учителя,
описывать особенности архитектурного образа города.

Различать в архитектурном образе каждого из Братьев-Мастеров.
Изображать архитектуру своих родных мест, выстраивая композицию листа, передавая в рисунке
неповторимое своеобразие и ритмическую упорядоченность архитектурных форм.
8

Парки,

1

Сравнивать и анализировать парки, скверы, бульвары с точки зрения их разного назначения и

скверы,

устроения (парк для отдыха, детская площадка, парк-мемориал и др.)

бульвары.

Выделять и анализировать целостный художественный ансамбль парка.
Создавать образ парка в технике коллажа, гуаши или выстраивая объемно-пространственную
композицию из бумаги по коллективно составленному или предложенному алгоритму.
Овладевать приемами коллективной творческой работы в процессе создания общего проекта.

1

Ажурные

1

ограды

Воспринимать, сравнивать, давать эстетическую оценку чугунным оградам в Санкт-Петербурге и
Москве, в родном городе, отмечая их роль в украшении города.
Сравнивать между собой ажурные ограды и другие объекты (деревянные наличники, ворота с
резьбой, и т.д.), выявляя в них общее и особенное, в коллективном обсуждении или по вопросам
учителя.
Создавать эскиз ажурной решетки.
Использовать ажурную решетку в общем композиции с изображением парка или сквера,
изображение по предложенному алгоритму.

2

Волшебны
е фонари

1

Воспринимать, сравнивать и анализировать старинные фонари Москвы, Санкт-Петербурга и
других городов, отмечать особенности формы и украшений.
Различать фонари разного эмоционального звучания
Изображать необычные фонари, используя графические средства, по предложенному или

коллективно созданному алгоритму.
3

Витрины

1

Объяснять связь художественного оформления витрины с профилем магазина.
Создавать творческий проект оформления магазина.
Овладевать композиционными и оформительскими навыками в процессе создания образа витрины.

4

Удивитель

1

Характеризовать, сравнивать, обсуждать разные формы автомобилей и их украшение.

ный

Видеть, сопоставлять и объяснять связь природных форм с инженерными конструкциями и

транспорт

образным решением различных видов транспорта.
Создавать образы фантастических машин.

5

Наш город

1

Создавать из отдельных детских рисунков, выполненных в течение четверти, коллективную
композицию.
Овладевать приемами коллективной творческой деятельности.
Участвовать в занимательной игре в качестве экскурсоводов, рассказывать о населенном пункте по
предложенному плану.

6

Художник

2

в цирке

Анализировать и объяснять роль художника в цирке (создание красочных декораций, костюмов,
циркового реквизита и т.д.).
Придумывать и создавать красочные выразительные рисунки или аппликации на тему циркового
представления, передавая в них движение, характеры, взаимоотношения между персонажами.
Учить изображать яркое, веселое, подвижное.

7

Художник
в театре

2

Анализировать объекты, элементы театрально-сценического мира.
Понимать и уметь объяснять роль художника в создании спектакля.
Создавать «театр на столе»- картонный макет с объемными (лепными, конструктивными) или
плоскостными (расписными) декорациями и бумажными фигурками персонажей сказки для игры в

спектакль.
Создание объемно-пространственной композиции.
8

Театр

2

кукол

Наблюдать и анализировать разных виды кукол (перчаточные, тростевые, марионетки) и их
истории, о кукольном театре в наши дни.
Придумывать и создавать выразительную куклу.

1

Маски

1

Анализировать и описывать по планиде вопросам учителя характер, настроение, выраженность
в маске.
Объяснять по плану или вопросам роль маски в театре и на празднике.
Конструировать выразительные и острохарактерные маски к театральном представлению или
празднику.

2

Афиша и

1

плакат

Обсуждать назначение театральной афиши, плаката (привлекают внимание, сообщают название,
лаконично рассказывают о самом спектакле).
Определять в афишах-плакатах изображение, украшение и постройку.
Создание эскиза афиши к спектаклю или цирковому представлению.
Осваивать навыки лаконично декоративно-обобщенного изображения (в процессе создания афиши
или плаката).

3

Праздник в

1

Анализировать и объяснять работу художника по созданию облика праздничного города.
Обсуждать то, как можно украсить к празднику Победы (9 мая), Нового года или Масленицы.

городе

Создавать в рисунке проект оформления праздника
4

Школьный

1

Обсуждать роль праздничного оформления для организации праздника.

Придумывать и создавать оформление к школьным и домашним праздникам.

карнавал

Участвовать в театрализованном представлении или веселом карнавале.
Овладевать навыками коллективного художественного творчества.
5

Музеи в

1

Понимать и объяснять роль художественного музея, учиться понимать, что великие произведения

жизни

искусства являются национальным достоянием.

города

Иметь представление и называть самые значительные музеи искусств России-Государственную
Третьяковскую галерею, Государственный Эрмитаж, Музей изобразительных искусств имени А.С.
Пушкина.
Коллективно обсуждать и рассказывать о разных видах музеев и роли художника в созданной
экспозиции музея.

6

Картина -

2

Анализировать смысл картины, его связь с художником, его мыслями, чувствами и

особый

переживаниями.

мир.

Рассуждать о творческой работе, о своем опыте восприятия произведений изобразительного

Картина -

искусства.

пейзаж

Рассматривать и сравнивать картины - пейзажи, рассказывать о настроении и разных
состояниях, которые художник передает цветом (радостное, праздничное, грустное, таинственное,
нежное и т.д.)
Называть имена крупнейших русских художников-пейзажистов.
Изображать пейзаж по представлению с ярко выраженным настроением.
Выражать настроение в пейзаже.

7

Картинапортрет

2

Анализировать и описывать изобразительный жанр-портрет и несколько известных картинпортретов. Рассказывать по предложенному плану об изображенном на портрете человеке (какой

он, каков его внутренний мир, особенности его характера)
Создавать портрет кого-либо из дорогих, хорошо знакомых людей (родители, одноклассники,
автопортрет) по представлению, используя выразительные возможности цвета.
8

Картина-

2

натюрморт

Анализировать картину-натюрморт, ее связь с человеком-хозяином вещей, о времени, в котором он
живет, его интересах.
Анализировать роль цвета для передачи настроения.
Изображать натюрморт по представлению с ярко выраженным настроением (радостное,
праздничное, грустное и т.д.)
Развивать живописные и композиционные навыки.
Называть имена нескольких художников, работавших в жанре натюрморта.

9

Картины

2

Анализировать картины исторического и бытового жанра.

историческ

Рассуждать, рассказывать о наиболее понравившихся (любимых) картинах, об их сюжете и

ие и

настроении.

бытовые

Изображать сцену из своей повседневной жизни (дома, в школе, на улице и т.д.)

(обобщени

Изображение в смешанной технике (рисунок восковыми мелками и акварель)

е темы)
Коррекционная работа
Коррекционная работа на уроках изобразительного искусства направлена на


коррекцию недостатков познавательной деятельности путем систематического и целенаправленного воспитания и развития правильного

восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве; умения находить в изображенном существенные
признаки, устанавливать их сходство и различие;



коррекция недостатков в развитии мелкой моторики;



развитие зрительного восприятия, оптико-пространственных представлений, конструктивного праксиса, графических умений и

навыков;


усвоение слов, словосочетаний и фраз, на основе которых достигается овладение изобразительной грамотой.

Кроме того, на уроках проводится текущая коррекция по закреплению правильного звукопроизношения, формированию связной речи,
умения адекватно использовать изученный на других уроках словарь и грамматические формы и конструкции. уточнению

Контрольно-оценочные материалы
Виды контроля
Текущий

Формы контроля
Выполнение практических работ

Количество работ
в

течение

учебного

года
Итоговый

Выставка работ обучающихся

2

Критерии оценивания.
Оценка «5» - на уроках учащийся, при устных ответах, занимает активную позицию, находит пути решения поставленной задачи или
старается найти по наводящим вопросам учителя. Может оперировать терминами. При выполнении работы учащийся старается работать
самостоятельно, используя организующую помощь учителя. Умеет с организующей помощью педагога воспроизвести алгоритм
последовательности практических действий. Учащийся аккуратно выполняют работу, и может объяснить последовательность своих
действий по заданному алгоритму.
Оценка «4» - на уроках учащийся, при устных ответах, проявляет активность. Может оперировать терминами с помощью опорной таблицы.

Практическую деятельность учащийся выполняет с небольшими недочётами. С направляющей помощью учителя воспроизводит алгоритм
последовательности практических действий и дает отчет о проделанной работе по заданному алгоритму.
Оценка «3»
На уроках учащийся не активен, отвечает на вопросы, не выделяя главного или повторяя ответ других учащихся. Оперирует терминами с
помощью педагога и с опорной табличкой.
Практическую деятельность выполняет с ошибками, не аккуратно с развёрнутой помощью учителя или по аналогии.
Оценка «2» - на уроках учащийся, при устных ответах не активен, не может повторить ответ товарища целиком даже с помощью учителя,
не ориентируется в учебнике по опорным вопросам. Не может воспользоваться опорной табличкой даже с помощью учителя. Практическую
деятельность осуществляет не полностью, либо с максимально развёрнутой помощью педагога.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх

сведения образовательной организации

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».