Литературное чтение ТНР

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Литературное чтение»
для обучающихся с ТНР
на 2020/2021 учебный год

Разработчики программы:
ШМО учителей начальных классов.

Планируемые результаты освоения программы.2 класс
Чему научится

Получит возможность научиться

Личностные
У обучающихся будут сформированы:

Обучающиеся получат возможность для формирования:

• положительное отношение и интерес к урокам • представление о добре и зле, общих нравственных категориях;
литературного чтения.

• умение соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями;

Обучающиеся приобретают опыт:

• ориентация в нравственном содержании собственных поступков и поступков

• внимательного отношения к собственным других людей;
переживаниям,

вызванным

восприятием • умения оценивать свое отношение к учебе;

природы, произведения искусства, собственных • внимание к переживаниям других людей, чувство сопереживания;
поступков, действий других людей;
•

оценки

своих

эмоциональных

• эстетическое чувство на основе знакомства с разными видами искусства,
реакций, наблюдений

поступков и действий других людей.

за

природой

(внимательное

и

вдумчивое

отношение

к

произведениям искусства, явлениям природы).

Предметные
Обучающиеся научатся:

Обучающиеся получат возможность научиться:

• плавному послоговому чтению с переходом на •

отвечать на вопросы по содержанию прочитанного небольшого текста;

синтетический способ чтения коротких слов, 

находить ключевые (опорные) слова в небольших и простых в

состоящих из 3-4 букв;

содержательном и языковом плане текстах;

Правильному орфографическому чтению



последовательно

перечислять

картины

или

события произведения

Умению ориентироваться на знаки препинания в (подготовка к составлению плана);
конце

предложения

и

соблюдать

паузы

и 

составлять

картинный

план

к

прочитанному

произведению

и

интонацию, соответствующие знакам препинания пересказывать в соответствии с ним;
в конце предложения;



Понимать прочитанные слова с ориентацией на 

подробно пересказывать небольшие по объему тексты;
осознавать тот факт, что читаемое создано кем-то (народом, конкретным

их лексическое и грамматическое значение человеком), что способствует преодолению «наивного реализма» в восприятии
(подбор
предмета,

соответствующей
признака,

картинки,

действия,

объяснения значения и т.п.);

показ литературы;
устного 

называть героев, узнавать их на иллюстрациях эпизодов, ситуаций

прочитанного небольшого текста;

Понимание прочитанных предложений, в том 
ориентироваться в названии литературного произведения и фамилии
числе и на основе учета флективных отношений автора.
(подбор соответствующей картинки); понимание •
простых в содержательном и языковом

участвовать в инсценировании литературных произведений.

отношении небольших по объему текстов
Метапредметные
Регулятивные
Обучающиеся приобретают опыт:
• вовремя включаться в ситуацию обсуждения прочитанного и реагировать на нее соответствующими действиями (ответы на
вопросы, нахождение соответствующей иллюстрации, соответствующего эпизода);
• оценки правильности выполненных действий, внесения корректив;
• планирования своих действий в соответствии с поставленной целью.
Познавательные
Обучающиеся научатся:

Обучающиеся получат возможность научиться:

• прогнозировать содержание произведения по • сравнивать произведения и героев;
его названию, ключевым словам;

• устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев;

• самостоятельно находить значения отдельных • находить нужные книги в библиотеке;
слов

в

толковом

словаре,

помещённом

в Овладеть логическими действиями сравнения, анализа, обобщения.

учебнике, в сносках к тексту;
Коммуникативные
Обучающиеся научатся:
•

умению

внимательно

Обучающиеся получат возможность научиться:
слушать

читаемое • обсуждать героев литературных произведений: высказывать свое отношение,

произведение;
•

умению

оценивать высказывание партнера, вырабатывать общую позицию;
внимательно

слушать

вопросы • аргументировать собственную позицию (на доступном уровне).

партнера по общению по поводу прочитанного;
• оценивать ответы других обучающихся как
правильные и неправильные
• задавать вопросы по тексту произведения;
• сотрудничать с одноклассниками, участвуя в
групповой
взрослого).

деятельности

(под

руководством

Планируемые результаты освоения программы по литературному чтению.3 класс
На минимальном уровне

На достаточном уровне
личностные

У обучающихся будут сформированы:

Обучающиеся получат возможность для формирования:

• положительное отношение и интерес к урокам литературного чтения.

• представление о добре и зле, общих нравственных

Учащиеся приобретают опыт:

категориях;

• внимательного отношения к собственным переживаниям, вызванным

• умение соотносить жизненные наблюдения с читательскими

восприятием природы, произведения искусства, собственных поступков,

впечатлениями;

действий других людей;

• ориентация в нравственном содержании собственных

• оценки своих эмоциональных реакций, поступков и действий других

поступков и поступков других людей;

людей.

• умения оценивать свое отношение к учебе;
• внимание к переживаниям других людей, чувство
сопереживания;
• эстетическое чувство на основе знакомства с разными видами
искусства, наблюдений за природой (внимательное
и вдумчивое отношение к произведениям искусства, явлениям
природы).
предметные

Обучающиеся научатся:


чтению целыми словами с переходом на послоговое чтение

сложных по структуре слов;


чтению про себя;

Обучающиеся получат возможность научиться:


ориентироваться в жанрах произведений



воспринимать художественную литературу как вид

искусства;



осознанно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при



определять авторскую позицию и высказывать свое

прослушивании и с опорой на иллюстрации) содержание различных

отношение к герою и его поступкам;

видов текстов, главную мысль текста, подтекст произведения;



доказывать и подтверждать фактами (из текста)



определять главную мысль и героев произведения;

собственное суждение;



отвечать на вопросы педагога и учебника по содержанию



произведения;

творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора)

с опорой на иллюстрации;



определять последовательность событий;



создавать иллюстрации по содержанию произведения;



оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание



работать в группе, создавая инсценировки по

небольшого объема (повествование, описание, рассуждение) с опорой на

произведению;

авторский текст/или план, по предложенной теме или отвечая на вопрос;





распознавать прямое и переносное значение слова, его

многозначностью в контексте прочитанного текста;


читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать

(понимать) смысл прочитанного;


ориентироваться в нравственном содержании прочитанного,

осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы,


использовать простейшие приемы анализа различных видов

текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять
главную мысль произведения;


делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план;

находить простые средства выразительности (сравнение, олицетворение,
метафора);

сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ

различных текстов, используя ряд средства художественной
выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);

текста.

определять позиции героев и автора художественного



формулировать, основываясь на тексте, простые выводы;

понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нем
информацию, но и на жанр, структуру, язык;


передавать содержание текста в виде пересказа с опорой на план;



коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное

мнение, опираясь на текст или собственный опыт;


ориентироваться в книге по названию, оглавлению, отличать

сборник произведений от авторской книги, самостоятельно и
целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной
тематике, по собственному желанию;


самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом,

соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.


читать по ролям литературное произведение;



сравнивать, сопоставлять делать элементарный анализ различных

текстов, выделяя два-три существенных признака;


отличать прозаический текст от поэтического;



распознавать особенности фольклорных форм (сказки, загадки,

пословицы)
метапредметные
регулятивные
У обучающихся будут сформированы:

Обучающиеся получат возможность научиться:

Обучающиеся приобретают опыт:



формулировать цели собственной деятельности и

• выполнения учебных действий в устной и письменной форме;

оценивать успешность их достижения;

• самостоятельной оценки правильности выполненных действий,



действовать по плану;

внесения корректив;



оценивать результаты собственной деятельности и

• планирования своих действий в соответствии с поставленной целью

вносить необходимые коррективы;

(например, участие в проектной деятельности).
познавательные
Обучающиеся научатся:

Обучающиеся получат возможность научиться:

• прогнозировать содержание произведения по его названию, ключевым

• сравнивать произведения и героев;

словам;

• устанавливать причинно-следственные связи между

• самостоятельно находить значения отдельных слов в толковом словаре,

поступками героев;

помещённом в учебнике, в сносках к тексту;

• находить объяснение незнакомых слов в словаре;
• находить нужные книги в библиотеке.
коммуникативные

Учащиеся научатся:

Учащиеся получат возможность научиться:

• работая в паре, высказывать свое мнение, выслушивать мнение

• обсуждать героев литературных произведений: высказывать

партнёра;

свое отношение, оценивать высказывание партнера,

• задавать вопросы по тексту произведения;

вырабатывать общую позицию;

• сотрудничать с одноклассниками, участвуя в групповой деятельности

• аргументировать собственную позицию;

(под руководством взрослого).

• получать нужную информацию, задавая вопросы старшим;
сопоставлять полученные ответы.

Содержание учебного предмета.
Ведущие методы обучения.

Наряду с использованием общих методов обучения при обучении чтению используются следующие специфические методы:
Репродуктивный метод, который подразумевает сплошное чтение. Чтение по цепочке. Беседа по содержанию. Объяснение словаря.
Рассматривание иллюстраций, пересказ, просмотр фильмов.
Эвристический метод или частично-поисковый, что обозначает выборочное чтение, обобщающие беседы, составление планов,
выборочный пересказ с лексическими заданиями, работа с аппликацией, макетами, словесное рисование, работа по вопросам, сравнение
текста с картинками
Творческий метод, который говорит сам за себя - это творческая работа детей: продолжение текста по началу, домысливание сюжета,
придумывание нового названия к рассказу, выбор нового названия из предложенных и обоснование сделанного выбора. Работа с загадками и
пословицами, самостоятельное оценочное суждение.
На уроках чтения и внеклассного чтения могут применяться активные методы обучения, например:
Предположение на основе предложенных слов. Этот метод применяется при актуализации для того, чтобы настроить учащихся на
восприятие художественного текста, при котором они будут читать или слушать на уроке. Учащиеся в парах или малых группах совместно
составляют определенную историю, используя несколько слов, взятых из произведения.
Направленное выслушивание и обдумывание. Ученики слушают произведение, которое им читает учитель, и делают предположения
относительно того, о чем будет идти речь в тексте далее. Учитель просит школьников время от времени сверять свои предположения с
текстом произведения и выражать новые предположения.
Направленное чтение. Метод позволяет направлять учащихся при самостоятельном чтении («про себя») с помощью вопросов на уровне
понимания. Читая произведение по несколько абзацев, учащиеся ищут ответы на поставленные вопросы. Чтение происходит с остановками
и обсуждением прочитанного.
Особенности реализации методов обучения
Учитывая специальные потребности обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, необходимым представляется использование
совокупности словесных, наглядных, практических и игровых методов с преобладающей ролью наглядных и практических методов.

Используемые методы должны носить коррекционную направленность: оптимальное сочетание вербальной и предметной информации,
наличие предварительной словарной и грамматической работы перед чтением текста, необходимость соблюдения требований к технике
чтения (правильность, выразительность, осознанность) а также приоритетности понимания содержания текста.
Активное применение рисунков, схем, символов (методы передачи информации с помощью практической деятельности) способствует более
эффективному, сознательному и быстрому усвоению и запоминанию материала. Методы словесной передачи информации и слухового
восприятия могут быть дополнены повторным объяснением плохо усвоенного материала, инструкциями к заданиям, вопросами,
выявляющими степень понимания изучаемого материала.
Формы организации работы на уроке:
- индивидуальная
- парная
- фронтальная
- групповая
- коллективная
Виды речевой и читательской деятельности. 2 класс
Чтение
Чтение вслух. Переход от слогового к плавному осмысленному правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в
соответствии с индивидуальным темпом чтения). Чтение простых предложений с интонационным выделением знаков препинания.
Библиографическая культура. Книга как источник необходимых знаний. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги:
содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки,
открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог.
Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с помощью педагога.
Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм

морали после коллективного обсуждения и с помощью педагога. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине
в литературе разных народов (на примере народов России). Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие.
Анализ (с помощью учителя) причины поступка персонажа. Характеристика героя произведения. Освоение подробного пересказа простого с
точки зрения содержания и языкового наполнения небольшого по объему художественного текста.
Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его
содержанием. Определение главной мысли текста. Деление текста на части с помощью педагога. Воспроизведение текста с опорой на
иллюстрации и план.
Круг детского чтения. Произведения устного народного творчества разных народов России. Произведения классиков отечественной
литературы XIX—ХХ вв., классиков детской литературы, произведения современной отечественной (с учётом многонационального
характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников. Основные темы детского чтения: фольклор
разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, труде, добре и зле, хороших и плохих поступках.
Во втором классе материал для чтения тесно связан с тематикой курса «Развитие речи», что позволяет целенаправленно и эффективно
формировать представления учеников об окружающем их мире, опираясь при этом, на имеющийся у них жизненный опыт, всесторонне
развивать их познавательные и речевые способности. Первоначально чтению статей и литературных произведений, в которых сообщаются
сведения об окружающей их природе, предшествует непосредственно знакомство с предметом и явлением, о котором говорится в тексте на
уроках развития речи, во время экскурсий, с помощью мультимедийных презентаций и проч. Постепенно школьники приучаются получать
новые знания непосредственно из текста.
Произведения группируются по следующим тематическим разделам «Всё о человеке», «Уж небо осенью дышало…», «Осенняя ярмарка»,
«животные и птицы – наши друзья», «Зимние узоры», «Праздник новогодний», «Вместе – дружная семья», «Чем пахнет весна», «Мамин
праздник», «Почему нам бывает смешно». «Там чудеса…», «Скоро лето красное».
Помимо рекомендуемых в программе произведений, учитель может использовать другие тексты, отбирая их с учетом возрастных и речевых
возможностей учеников.

Коммуникативное и речевое развитие Данный раздел ориентирован на решение коррекционно-развивающих задач в области преодоления
первичного речевого нарушения и содержит значительный потенциал для работы по преодолению фонетического, лексико-грамматического
дефицита, для формирования речевых умений, связанных с аудированием (слушанием) и говорением. Особое место в этом отношении
принадлежит работе с текстом. Слушание, пересказ, инсценирование литературного произведения, чтение по ролям, ответы на вопросы по
содержанию, самостоятельное формулирование вопросов по содержанию текста, высказывание собственной точки зрения по обсуждаемому
произведению, передача впечатлений о прослушанном или прочитанном тексте и т.д. способствуют развитию важных для
коммуникативного развития обучающихся видов речевой деятельности.
Перечисленные (и другие) виды работы способствуют отработке следующих групп коммуникативных умений:
- информационно-коммуникативных (умение вступать в общение, ориентироваться в партнерах и ситуациях общения);
- регуляционно-коммуникативных (умение согласовывать действия, мнения, установки с потребностями партнеров по общению, применять
индивидуальные способы при решении совместных коммуникативных задач, оценивать результаты совместного общения);
- аффективно-коммуникативных (умение делиться своими чувствами, настроением с партнерами по общению, проявлять эмпатию,
оценивать эмоциональное поведение друг друга).
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений) Интерпретация текста литературного произведения в
творческой деятельности обучающихся: чтение по ролям, инсценирование; устное словесное рисование.
Внеклассное чтение
Внеклассное чтение рассматривается как обязательная часть подготовки младших школьников в области «Филология». Цель внеклассного
чтения – познакомить учащихся с детской литературой во всем ее разнообразии, сформировать интерес к книге и положительное отношение
к самостоятельному чтению. Во втором классе на занятия внеклассного чтения отводится 15-20 минут еженедельно из часов, отведенных на
литературное чтение.
Круг детского чтения: небольшие художественные произведения (1-3 страницы текста, богато иллюстрированные). Заглавия и иллюстрации
должны точно соответствовать их содержанию. Отбираются произведения о временах года, животных, птицах и растениях, о детях, семье,
человеческих взаимоотношениях, приключениях и волшебстве.

Работа с детской книгой: привитие интереса к детским книгам; умения рассматривать иллюстрации; соблюдение правил гигиены и
сохранности книг, формирование умения различать основные элементы книги: переплет, обложка, корешок, страницы. Знакомство с
книжной выставкой и рекомендательным плакатом. Экскурсия в библиотеку. Возможно ведение читательских дневников (на доступном для
детей уровне – автор, название произведения, рисунок – иллюстрация).
Виды речевой и читательской деятельности. 3 класс
Чтение
Чтение вслух. Плавное осмысленное правильное чтение целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным
темпом чтения) с переходом на послоговое чтение сложных по взуко-слоговой структуре или малознакомых слов. Соблюдение
орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение распространенных предложений с интонационным выделением знаков препинания.
Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу небольших текстов, передача их с помощью интонирования.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Умение
находить в тексте необходимую информацию в рамках решения учебных задач.
Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста: рассказ, стихотворение, сказка, загадка и проч., их
сравнение. Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и
оформлению. Определение темы, главной мысли, структуры текста; деление текста на смысловые части, их озаглавливание (самостоятельно
и с помощью педагога). Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления
товарищей, дополнять ответы по ходу беседы.
Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Книга учебная,
художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Выбор книг на основе
рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Пользование
соответствующими возрасту словарями и справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.
Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Воспроизведение

текста с использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с использованием специфической для
данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ. Характеристика героя произведения с
использованием художественно-выразительных средств данного текста (с помощью педагога). Нахождение в тексте слов и выражений,
характеризующих героя и событие. Анализ (с помощью учителя) причины поступка персонажа. Характеристика героя произведения.
Портрет, характер героя, выраженные через поступки и речь. Освоение пересказа художественного текста.
Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его
содержанием. Определение главной мысли текста. Деление текста на части с помощью педагога. Воспроизведение текста с опорой на
иллюстрации и план.
Говорение (культура речевого общения) Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения (понимать
вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая, собеседника). Использование норм
речевого этикета в условиях внеучебного общения. Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание
небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на вопрос. Отражение основной мысли
текста в высказывании. Построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы,
антонимы, сравнение и др.) с учётом особенностей монологического высказывания.
Круг детского чтения. Произведения устного народного творчества разных народов России. Произведения классиков отечественной
литературы XIX—ХХ вв., классиков детской литературы, произведения современной отечественной (с учётом многонационального
характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младших школьников. Основные темы детского чтения: фольклор
разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, труде, добре и зле, хороших и плохих поступках
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение) Виды и жанры литературы, средства выразительности языка.
Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов,
сравнений, метафор. Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой
произведения (портрет, речь, поступки); отношение автора к герою. Общее представление о композиционных особенностях построения
разных видов рассказывания: повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев).

Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма). Жанровое
разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы и поговорки, загадки) — узнавание,
различение, определение основного смысла. Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика,
построение (композиция). Литературная (авторская) сказка. Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, особенностях
построения и выразительных средствах.
Коммуникативное и речевое развитие Данный раздел ориентирован на решение коррекционно-развивающих задач в области
преодоления первичного речевого нарушения и содержит значительный потенциал для работы по преодолению фонетического, лексикограмматического дефицита, для формирования речевых умений, связанных с аудированием (слушанием) и говорением. Особое место в этом
отношении принадлежит работе с текстом. Слушание, пересказ, инсценирование литературного произведения, чтение по ролям, ответы на
вопросы по содержанию, самостоятельное формулирование вопросов по содержанию текста, высказывание собственной точки зрения по
обсуждаемому произведению, передача впечатлений о прослушанном или прочитанном тексте и т.д. способствуют развитию важных для
коммуникативного развития обучающихся видов речевой деятельности. Перечисленные (и другие) виды работы способствуют отработке
следующих групп коммуникативных умений: - информационно-коммуникативных (умение вступать в общение, ориентироваться в
партнерах и ситуациях общения); - регуляционно-коммуникативных (умение согласовывать действия, мнения, установки с потребностями
партнеров по общению, применять индивидуальные способы при решении совместных коммуникативных задач, оценивать результаты
совместного общения); - аффективно-коммуникативных (умение делиться своими чувствами, настроением с партнерами по общению,
проявлять эмпатию, оценивать эмоциональное поведение друг друга).
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений) Интерпретация текста литературного произведения
в творческой деятельности обучающихся: чтение по ролям, инсценирование; устное словесное рисование, знакомство с различными
способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности
событий, соблюдение этапности в выполнении действий).
Внеклассное чтение

Внеклассное чтение рассматривается как обязательная часть подготовки младших школьников в области «Филология». Цель
внеклассного чтения – познакомить учащихся с детской литературой во всем ее разнообразии, сформировать интерес к книге и
положительное отношение к самостоятельному чтению. В третьем классе на занятия внеклассного чтения может отводиться один урок в
неделю из часов, отведенных на литературное чтение.
Круг детского чтения: небольшие художественные произведения (8-20 страниц текста). Заглавия и иллюстрации должны точно
соответствовать их содержанию. Отбираются произведения о временах года, животных, птицах и растениях, о детях, семье, человеческих
взаимоотношениях, приключениях и волшебстве.
Работа с детской книгой: привитие интереса к детским книгам; умения рассматривать иллюстрации; соблюдение правил гигиены и
сохранности книг, формирование умения различать основные элементы книги: переплет, обложка, корешок, страницы. Знакомство с
книжной выставкой и рекомендательным плакатом. Экскурсия в библиотеку. Возможно ведение читательских дневников (на доступном для
детей уровне – автор, название произведения, рисунок – иллюстрация).

Коррекционная работа
Уроки литературного чтения имеют весомый коррекционный потенциал. На этих уроках происходит закрепление правильного
фонетического оформления высказывания, формирование лексических, морфологических и синтаксических обобщений. Проводится работа
над лексическим и грамматическим значением слова. Формируется умение правильно употреблять слово в связной речи, грамматически
правильно оформлять устное высказывание, отвечать на вопросы по содержанию текста (формулирование ответов, подбор наиболее
подходящих слов), происходит обучение подробному пересказу по вопросам или картинному плану, устному рассказу по картинке, т.е.
формируются основы текстовой компетенции. Кроме всего, идет работа над развитием других психических процессов: вербальной памяти,
вербального восприятия, речемыслительной деятельности.
Внеклассное чтение

Внеклассное чтение рассматривается как обязательная часть подготовки младших школьников в области «Филология». Цель внеклассного
чтения – познакомить учащихся с детской литературой во всем ее разнообразии, сформировать интерес к книге и положительное отношение
к самостоятельному чтению. Во втором классе на занятия внеклассного чтения отводится 15-20 минут еженедельно из часов, отведенных на
литературное чтение.
Круг детского чтения: небольшие художественные произведения (1-3 страницы текста, богато иллюстрированные). Заглавия и иллюстрации
должны точно соответствовать их содержанию. Отбираются произведения о временах года, животных, птицах и растениях, о детях, семье,
человеческих взаимоотношениях, приключениях и волшебстве.
Работа с детской книгой: привитие интереса к детским книгам; умения рассматривать иллюстрации; соблюдение правил гигиены и
сохранности книг, формирование умения различать основные элементы книги: переплет, обложка, корешок, страницы. Знакомство с
книжной выставкой и рекомендательным плакатом. Экскурсия в библиотеку. Возможно ведение читательских дневников (на доступном для
детей уровне – автор, название произведения, рисунок – иллюстрация).
Программное содержание (136 часов) 2 класс
Тема

Дидактические единицы, раскрывающие содержание темы

1. Вводный урок (1 час)

Знакомство с учебником, системой условных обозначений, содержанием учебника, словарём.
Произведения об осени.

2.«Уж

небо

дышало..» (15 часов)

Природа осенью. Жизнь животных осенью. Труд людей. Проблемы

осенью экологии. Отношение человека к природе.
Соотношение жизненных наблюдений с читательскими интересами; оценка своих эмоциональных
реакций и поступков.
Плавное послоговое орфографическое чтение; ответы на вопросы по содержанию прочитанного;
ориентация на знаки препинания. Выделение логического ударения в предложениях стихотворных
текстов. Выразительное чтение.
Понимание прочитанных слов с ориентацией на их лексическое и грамматическое значение (подбор

соответствующей картинки, показ предмета, признака, действия, устного объяснения значения и
т.п.);
Ориентация в названии литературного произведения и фамилии автора.
Понимание прочитанных предложений, в том числе и на основе учета флективных отношений
(подбор соответствующей картинки);

Рассказы и стихотворения о жизни детей, о честных, смелых, внимательных людях, о настоящих
3. «Всё о человеке» (16 товарищах.
часов)

Плавное послоговое орфографическое чтение; ответы на вопросы по содержанию прочитанного;
ориентация на знаки препинания.
Составление картинного плана к прочитанному произведению и пересказ в соответствии с ним;
подробный пересказ небольшого по объему текста.
Выделение из текста имен героев, узнавание их на иллюстрациях эпизодов, ситуаций прочитанного
небольшого текста;
Выразительное чтение, выделение логического ударения. Чтение наизусть небольших по объёму
стихотворных произведений (объем определяется возможностями учеников класса)

4. «Животные и птицы – Рассказы, стихотворения, сказки и загадки о животных. Отношение человека к животным.
наши друзья» (12 часов)

Плавное послоговое чтение с переходом на синтетический способ чтения коротких слов, состоящих
из 3-4 букв;
Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного небольшого текста;
Выбор ключевых (опорных) слов в небольших и простых в содержательном и языковом плане

текстах;
Последовательное перечисление картин или событий произведения (подготовка к составлению
плана);
Составление картинного плана к прочитанному произведению и пересказ в соответствии с ним;
Подробный пересказ небольших по объему текстов;
Понимание прочитанных слов с ориентацией на их лексическое и грамматическое значение (подбор
соответствующей картинки, показ предмета, признака, действия, устного объяснения значения и
т.п.);
Понимание прочитанных предложений, в том числе и на основе учета флективных отношений
(подбор соответствующей картинки); понимание простых в содержательном и языковом отношении
небольших по объему текстов.
Выделение логического ударения стихотворных и прозаических текстах. Выразительное чтение.
Чтение по ролям заранее отработанного материала. Заучивание небольших по объему стихов
наизусть.
Включение в ситуацию обсуждения прочитанного и реакция на нее соответствующими действиями
(ответы на вопросы, нахождение соответствующей иллюстрации, соответствующего эпизода);
Оценка правильности выполненных действий, внесения корректив;
Произведения о зиме, зимнем лесе, реке и пр. Зимние забавы. Труд людей зимой. Отношение людей
5.Зимние узоры (12 часов)

к природе. Жизнь животных и птиц зимой.
Рассказы, стихотворения, сказки и загадки о животных. Отношение человека к животным.
Плавное послоговое чтение с переходом на синтетический способ чтения коротких слов, состоящих
из 3-4 букв;

Ответы на вопросы по содержанию прочитанного небольшого текста;
Выбор ключевых (опорных) слов в небольших и простых в содержательном и языковом плане
текстах;
Последовательное перечисление картин или событий произведения (подготовка к составлению
плана);
Составление картинного плана к прочитанному произведению и пересказ в соответствии с ним;
Подробный пересказ небольших по объему текстов;
Понимание прочитанных слов с ориентацией на их лексическое и грамматическое значение (подбор
соответствующей картинки, показ предмета, признака, действия, устного объяснения значения и
т.п.);
Понимание прочитанных предложений, в том числе и на основе учета флективных отношений
(подбор соответствующей картинки); понимание простых в содержательном и языковом отношении
небольших по объему текстов.
Выделение логического ударения стихотворных и прозаических текстах. Выразительное чтение.
Чтение по ролям заранее отработанного материала. Заучивание небольших по объему стихов
наизусть.
Включение в ситуацию обсуждения прочитанного и реакция на нее соответствующими действиями
(ответы на вопросы, нахождение соответствующей иллюстрации, соответствующего эпизода).
Оценка правильности выполненных действий, внесения корректив.
6.Праздник новогодний (8 Произведения о встрече Нового года.
часов)

Плавное послоговое чтение с переходом на синтетический способ чтения коротких слов, состоящих
из 3-4 букв;

Ответы на вопросы по содержанию прочитанного небольшого текста;
Выделение логического ударения стихотворных и прозаических текстах. Выразительное чтение.
Чтение по ролям заранее отработанного материала. Заучивание небольших по объему стихов
наизусть.
Включение в ситуацию обсуждения прочитанного и реакция на нее соответствующими действиями
(ответы на вопросы, нахождение соответствующей иллюстрации, соответствующего эпизода).
Оценка правильности выполненных действий, внесения корректив.
7.Вместе – дружная семья Произведения о семье.
(12 часов)

Плавное послоговое чтение с переходом на синтетический способ чтения коротких слов, состоящих
из 3-4 букв;
Ответы на вопросы по содержанию прочитанного небольшого текста;
Выбор ключевых (опорных) слов в небольших и простых в содержательном и языковом плане
текстах;
Последовательное перечисление картин или событий произведения (подготовка к составлению
плана);
Составление картинного плана к прочитанному произведению и пересказ в соответствии с ним;
Подробный пересказ небольших по объему текстов;
Понимание прочитанных слов с ориентацией на их лексическое и грамматическое значение (подбор
соответствующей картинки, показ предмета, признака, действия, устного объяснения значения и
т.п.);
Понимание прочитанных предложений, в том числе и на основе учета флективных отношений
(подбор соответствующей картинки); понимание простых в содержательном и языковом отношении

небольших по объему текстов.
Выделение логического ударения стихотворных и прозаических текстах. Выразительное чтение.
Чтение по ролям заранее отработанного материала. Заучивание небольших по объему стихов
наизусть.
Ориентация в названии литературного произведения и фамилии автора.
Включение в ситуацию обсуждения прочитанного и реакция на нее соответствующими действиями
(ответы на вопросы, нахождение соответствующей иллюстрации, соответствующего эпизода).
Оценка правильности выполненных действий, внесения корректив.
8.

Почему

нам

смешно (16 часов)

бывает
Веселые рассказы и истории
Плавное послоговое чтение с переходом на синтетический способ чтения коротких слов, состоящих
из 3-4 букв;
Ответы на вопросы по содержанию прочитанного небольшого текста;
Выбор ключевых (опорных) слов в небольших и простых в содержательном и языковом плане
текстах;
Последовательное перечисление картин или событий произведения (подготовка к составлению
плана);
Составление картинного плана к прочитанному произведению и пересказ в соответствии с ним;
Подробный пересказ небольших по объему текстов;
Понимание прочитанных слов с ориентацией на их лексическое и грамматическое значение (подбор
соответствующей картинки, показ предмета, признака, действия, устного объяснения значения и
т.п.);
Понимание прочитанных предложений, в том числе и на основе учета флективных отношений

(подбор соответствующей картинки); понимание простых в содержательном и языковом отношении
небольших по объему текстов.
Выделение логического ударения стихотворных и прозаических текстах. Выразительное чтение.
Чтение по ролям заранее отработанного материала. Заучивание небольших по объему стихов
наизусть.
Ориентация в названии литературного произведения и фамилии автора.
Включение в ситуацию обсуждения прочитанного и реакция на нее соответствующими действиями
(ответы на вопросы, нахождение соответствующей иллюстрации, соответствующего эпизода).
9. Там чудеса (16 часов)

Оценка правильности выполненных действий, внесения корректив.
Произведения устного народного творчества: пословицы, поговорки, народные песни, потешки,
прибаутки, считалки, небылицы, загадки, сказки. Русские народные сказки, сказки народов мира.
Плавное послоговое чтение с переходом на синтетический способ чтения коротких слов, состоящих
из 3-4 букв;
Ответы на вопросы по содержанию прочитанного небольшого текста;
Выделение логического ударения стихотворных и прозаических текстах. Выразительное чтение.
Чтение по ролям заранее отработанного материала. Заучивание небольших по объему стихов
наизусть.
Включение в ситуацию обсуждения прочитанного и реакция на нее соответствующими действиями
(ответы на вопросы, нахождение соответствующей иллюстрации, соответствующего эпизода).
Оценка правильности выполненных действий, внесения корректив.
Осознание факта, что читаемое создано кем-то (народом, конкретным человеком).
Выразительное чтение. Чтение по ролям. Инсценировки. Заучивание наизусть стихотворений.

Составление небольших текстов по аналогии.
10. Мамин праздник
часа)

(4
Произведения о женщинах – мамы, бабушки, сестры.
Плавное послоговое чтение с переходом на синтетический способ чтения коротких слов, состоящих
из 3-4 букв;
Ответы на вопросы по содержанию прочитанного небольшого текста;
Выделение логического ударения стихотворных и прозаических текстах. Выразительное чтение.
Чтение по ролям заранее отработанного материала. Заучивание небольших по объему стихов
наизусть.
Включение в ситуацию обсуждения прочитанного и реакция на нее соответствующими действиями
(ответы на вопросы, нахождение соответствующей иллюстрации, соответствующего эпизода).
Оценка правильности выполненных действий, внесения корректив.

11. Чем пахнет весна (16 Рассказы, стихотворения, сказки, пословицы и загадки о природе весной. Изображения картин
часов)

пробуждающейся природы. Жизнь животных и птиц весной. Бережное отношение к природе.
Плавное послоговое чтение с переходом на синтетический способ чтения знакомых слов;
Ответы на вопросы по содержанию прочитанного небольшого текста;

12. «Скоро лето красное…» Выбор ключевых (опорных) слов в небольших и простых в содержательном и языковом плане
(8 часов)

текстах;
Последовательное перечисление картин или событий произведения (подготовка к составлению
плана);
Составление картинного плана к прочитанному произведению и пересказ в соответствии с ним;
Подробный пересказ небольших по объему текстов;

Понимание прочитанных слов с ориентацией на их лексическое и грамматическое значение (подбор
соответствующей картинки, показ предмета, признака, действия, устного объяснения значения и
т.п.);
Понимание прочитанных предложений, в том числе и на основе учета флективных отношений
(подбор соответствующей картинки); понимание простых в содержательном и языковом отношении
небольших по объему текстов.
Выделение логического ударения стихотворных и прозаических текстах. Выразительное чтение.
Чтение по ролям заранее отработанного материала. Заучивание небольших по объему стихов
наизусть.
Ориентация в названии литературного произведения и фамилии автора.
Включение в ситуацию обсуждения прочитанного и реакция на нее соответствующими действиями
(ответы на вопросы, нахождение соответствующей иллюстрации, соответствующего эпизода).
Оценка правильности выполненных действий, внесения корректив.
Стихотворения, рассказы и сказки о лете. Труд людей летом. Отношение человека к природе.
Плавное послоговое чтение с переходом на синтетический способ чтения знакомых слов;
Ответы на вопросы по содержанию прочитанного небольшого текста;
Выбор ключевых (опорных) слов в небольших и простых в содержательном и языковом плане
текстах;
Последовательное перечисление картин или событий произведения (подготовка к составлению
плана);
Выделение логического ударения стихотворных и прозаических текстах. Выразительное чтение.
Заучивание стихотворений наизусть.

Содержание программы (136 часов). 3 класс
Тема

Дидактические единицы, раскрывающие содержание темы

1. Вводный урок (1

Знакомство с учебником, системой условных обозначений, содержанием учебника, словарём.

час)
2.Стихотворения и

Произведения об осени. Природа осенью. Жизнь животных осенью. Труд людей. Проблемы экологии.

рассказы об осени (23

Отношение человека к природе.

часа)

Соотношение жизненных наблюдений с читательскими интересами; оценка своих эмоциональных реакций и
поступков.
Плавное послоговое орфографическое чтение с переходом на чтение целыми словами; чтение про себя; ответы
на вопросы по содержанию прочитанного; ориентация на знаки препинания.
Выделение логического ударения в предложениях стихотворных текстов. Выразительное чтение. Чтение
наизусть. Пересказ текста с опорой на план;
Деление текста на части, озаглавливание их; составление простого плана.
Поиск простых средств выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
Использование простейших приемов анализа различных видов текстов: установление причинно-следственных
связей, определение главной мысли произведения.
Распознавание прямого и переносного значения слова, его многозначности в контексте прочитанного текста.

3. «Сказки о животных

Сказки, стихи и рассказы о животных и птицах народов мира.

и птицах (16 часов)

Правильное чтение целыми словами с переходом на послоговое чтение сложных по структуре слов; чтение про
себя; ответы на вопросы по содержанию прочитанного; ориентация на знаки препинания.

Осознанное восприятие (при чтении вслух и про себя, при прослушивании и с опорой на иллюстрации)
содержания различных видов текстов, выделение главной мысли и героев произведения, подтекста
произведения.
Ответы на вопросы педагога и учебника по содержанию произведения;
Выбор ключевых (опорных) слов в небольших и простых в содержательном и языковом плане текстах;
Определение последовательности событий.
Работа в группе, создание инсценировки по произведению.
Сравнение, сопоставление, проведение элементарного анализа различных текстов, с использованием ряда
средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
4. Стихи и загадки о

Определение авторской позиции и своего отношения к герою и его поступкам.

животных и птицах (8

Формулирование, основываясь на тексте, простых выводов; понимание текста, с опорой не только на

часов)

содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, язык.
Различение прозаического текста и поэтического;
распознавание особенностей фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы).
Ориентация в жанрах произведений.

5. Рассказы о
животных и птицах (12
часов)

Планирование своих действий в соответствии с поставленной целью (например, участие в проектной
деятельности).
Оценка своих эмоциональных реакций, поступков и действий других людей.
Умение соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями;
Ориентация в нравственном содержании собственных поступков.
Оценка правильности выполненных действий, внесения корректив;
.

Произведения о зиме, зимнем лесе, реке и пр. Зимние забавы. Труд людей зимой. Отношение людей к природе.
Жизнь животных и птиц зимой.
Рассказы, стихотворения, сказки и загадки о животных. Отношение человека к животным.
6.Стихотворения и
рассказы о зиме (24
часа)

Правильное чтение целыми словами с переходом на послоговое чтение сложных по структуре слов; чтение про
себя; ответы на вопросы по содержанию прочитанного; ориентация на знаки препинания.
Осознанное восприятие (при чтении вслух и про себя, при прослушивании и с опорой на иллюстрации)
содержания различных видов текстов, выделение главной мысли и героев произведения, подтекста
произведения.
Ответы на вопросы педагога и учебника по содержанию произведения;
Выбор ключевых (опорных) слов в текстах;
Последовательное перечисление картин или событий произведения (подготовка к составлению плана);
Составление плана к прочитанному произведению и пересказ в соответствии с ним.
Определение последовательности событий.
Работа в группе, создание инсценировки по произведению.
Сравнение, сопоставление, проведение элементарного анализа различных текстов, с использованием ряда
средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
Определение авторской позиции и своего отношения к герою и его поступкам.
Формулирование, основываясь на тексте, простых выводов; понимание текста, с опорой не только на
содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, язык.
Различение прозаического текста и поэтического;
распознавание особенностей фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы).
Ориентация в жанрах произведений.

Планирование своих действий в соответствии с поставленной целью (например, участие в проектной
деятельности).
Оценка своих эмоциональных реакций, поступков и действий других людей.
Умение соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями;
Ориентация в нравственном содержании собственных поступков.
Оценка правильности выполненных действий, внесения корректив;

Стихотворения, рассказы о России, ее природе, людях. Стихи и очерки о регионе, в которых проживают дети.
Правильное чтение целыми словами с переходом на послоговое чтение сложных по структуре слов; чтение про
себя; ответы на вопросы по содержанию прочитанного; ориентация на знаки препинания.
Осознанное восприятие (при чтении вслух и про себя, при прослушивании и с опорой на иллюстрации)
7.Стихотворения и

содержания различных видов текстов, выделение главной мысли и героев произведения, подтекста

очерки о Родине (8

произведения.

часов)

Ответы на вопросы педагога и учебника по содержанию произведения;
Выбор ключевых (опорных) слов в текстах;
Определение последовательности событий.
Сравнение, сопоставление, проведение элементарного анализа различных текстов, с использованием ряда
средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
Определение авторской позиции и своего отношения к герою и его поступкам.
Формулирование, основываясь на тексте, простых выводов; понимание текста, с опорой не только на
содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, язык.
Различение прозаического текста и поэтического;

распознавание особенностей фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы).
Ориентация в жанрах произведений.
Гражданская позиция, гордость за свою Родину.
Планирование своих действий в соответствии с поставленной целью (например, участие в проектной
деятельности).
Оценка своих эмоциональных реакций, поступков и действий других людей.
Умение соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями;
Ориентация в нравственном содержании собственных поступков.
Оценка правильности выполненных действий, внесения корректив;

Рассказы, стихотворения, сказки, пословицы и загадки о природе весной. Изображения картин
пробуждающейся природы. Жизнь животных и птиц весной. Бережное отношение к природе.
Правильное чтение целыми словами с переходом на послоговое чтение сложных по структуре слов; чтение про
себя; ответы на вопросы по содержанию прочитанного; ориентация на знаки препинания.
8. Стихотворения и

Осознанное восприятие (при чтении вслух и про себя, при прослушивании и с опорой на иллюстрации)

рассказы о весне (24

содержания различных видов текстов, выделение главной мысли и героев произведения, подтекста

часов)

произведения.
Ответы на вопросы педагога и учебника по содержанию произведения;
Выбор ключевых (опорных) слов в текстах;
Последовательное перечисление картин или событий произведения (подготовка к составлению плана);
Составление плана к прочитанному произведению и пересказ в соответствии с ним.
Определение последовательности событий.

Работа в группе, создание инсценировки по произведению.
Сравнение, сопоставление, проведение элементарного анализа различных текстов, с использованием ряда
средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
Определение авторской позиции и своего отношения к герою и его поступкам.
Формулирование, основываясь на тексте, простых выводов; понимание текста, с опорой не только на
содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, язык.
Различение прозаического текста и поэтического;
распознавание особенностей фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы).
Ориентация в жанрах произведений.
Планирование своих действий в соответствии с поставленной целью (например, участие в проектной
деятельности).
Оценка своих эмоциональных реакций, поступков и действий других людей.
Умение соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями;
Ориентация в нравственном содержании собственных поступков.
Оценка правильности выполненных действий, внесения корректив;

Знакомство с жанром басни.
Правильное чтение целыми словами с переходом на послоговое чтение сложных по структуре слов; чтение про
себя; ответы на вопросы по содержанию прочитанного; ориентация на знаки препинания.
Осознанное восприятие (при чтении вслух и про себя, при прослушивании и с опорой на иллюстрации)
9. Басни (8 часов)

содержания различных видов текстов, выделение главной мысли и героев произведения, подтекста
произведения.

Ответы на вопросы педагога и учебника по содержанию произведения;
Выбор ключевых (опорных) слов в текстах;
Последовательное перечисление картин или событий произведения (подготовка к составлению плана);
Работа в группе, создание инсценировки по произведению.
Сравнение, сопоставление, проведение элементарного анализа различных текстов, с использованием ряда
средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
Определение авторской позиции и своего отношения к герою и его поступкам.
Формулирование, основываясь на тексте, простых выводов; понимание текста, с опорой не только на
содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, язык.
Планирование своих действий в соответствии с поставленной целью (например, участие в проектной
деятельности).
Оценка своих эмоциональных реакций, поступков и действий других людей.
Умение соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями;
Ориентация в нравственном содержании собственных поступков.
Оценка правильности выполненных действий, внесения корректив;
Стихотворения, рассказы и сказки о лете. Труд людей летом. Отношение человека к природе.
Правильное чтение целыми словами с переходом на послоговое чтение сложных по структуре слов; чтение про
себя; ответы на вопросы по содержанию прочитанного; ориентация на знаки препинания.
Осознанное восприятие (при чтении вслух и про себя, при прослушивании и с опорой на иллюстрации)
10. Стихотворения и
рассказы о лете. (12

содержания различных видов текстов, выделение главной мысли и героев произведения, подтекста
произведения.

часов)

Ответы на вопросы педагога и учебника по содержанию произведения;
Выбор ключевых (опорных) слов в текстах;
Последовательное перечисление картин или событий произведения (подготовка к составлению плана);
Составление плана к прочитанному произведению и пересказ в соответствии с ним.
Определение последовательности событий.
Работа в группе, создание инсценировки по произведению.
Сравнение, сопоставление, проведение элементарного анализа различных текстов, с использованием ряда
средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);
Определение авторской позиции и своего отношения к герою и его поступкам.
Формулирование, основываясь на тексте, простых выводов; понимание текста, с опорой не только на
содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру, язык.
Различение прозаического текста и поэтического;
распознавание особенностей фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы).
Ориентация в жанрах произведений.
Планирование своих действий в соответствии с поставленной целью (например, участие в проектной
деятельности).
Оценка своих эмоциональных реакций, поступков и действий других людей.
Умение соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями;
Ориентация в нравственном содержании собственных поступков.
Оценка правильности выполненных действий, внесения корректив.

Внеклассное чтение

Ориентировка в одной книге: определение содержания по названию (автор, заглавие) и иллюстрациям; ответы
на вопросы оком или о чем слушали, читали. Читательские навыки, связанные с работой над текстом: умение

выделить законченную по смыслу часть (эпизод) текста и передать ее, воспользовавшись освоенным видом
пересказа (с помощью учителя).
Ориентировка в группе книг: выбор книги по заданным параметрам. Нравственная оценка ситуаций, поведения
и поступков героев. Знание элементов книги: титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие. Умение
определять примерное содержание незнакомой книги по ее элементам (с помощью учителя): прочитать за
неделю произведение объемом 3-8 страниц (первое полугодие) и 10-15 станиц (к концу второго полугодия);
правильно назвать книгу или произведение по памяти и воспроизвести содержание прочитанного, опираясь на
вопросы учителя.
Знакомство с картотекой обложек и простейшей каталожной карточкой; формирование умения пользоваться
рекомендательным списком и тематической картотекой. Знакомство с доступными литературными играми и
формирование интереса к занятиям литературными играми во внеурочное время.

Тематическое планирование. 3 класс.
№

Кол-во

пп

часов

Тема урока

Основные виды деятельности обучающихся

Введение
1

1

Вводный урок. Знакомство с

- ориентироваться в учебнике по литературному чтению;

учебником

- знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий;
- пользоваться словарём в конце учебника;
- находить нужную главу и нужное произведение в содержании учебника;
- предполагать на основе названия содержание главы;
- составлять связное высказывание по иллюстрациям и оформлению учебника.
- прогнозировать содержание раздела, планировать работу по теме, используя
условные обозначения;

2-24

23

Стихотворения и рассказы об

Формирование умения соотносить жизненные наблюдения с читательскими

осени

интересами; оценивать свои эмоциональные реакции и поступки.

Рекомендуемый список

Формирование навыка плавного послогового орфографического чтения с

произведений1:

переходом на чтение целыми словами; чтение про себя; умения отвечать на

Е. Трутнева «Осень»; Н.

вопросы по содержанию прочитанного; умения ориентироваться на знаки

Сладков «Эхо»; Г.

препинания.

Учитель вправе выбрать из данного списка произведения и планировать на их изучение оптимальное, по его мнению, количество часов, в
соответствии с уровнем речевых возможностей учеников класса. Одно из произведений может быть изучено на внеклассном чтении.

1

Скребицкий «Осень»,

Продолжение работы по формированию навыка самостоятельного выделения

«недосмотренные грибы»;

логического ударения в предложениях стихотворных текстов. Развитие навыка

А.Пушкин «Уж небо осенью

выразительного чтения. Заучивание наизусть стихотворений и небольших

дышало…»; М. Лермонтов

отрывков (5-7 предложений) с соблюдением интонации, темпа и громкости речи,

«Осень»; И. Соколов-Микитов

соответствующих содержанию текста.

«Листопадничек»; А. Фет.

Обучение подробному пересказу текста с опорой на план с соблюдением логики

«Ласточки пропали…»; К.

изложения;

Паустовский «Барсучий нос»

Формирование умения делить текст на части, самостоятельно озаглавливать их;
составлять простой план в виде повествовательных предложений.
Работа над пониманием образных выражений, используемых в тексте, переносного
значения слов, словосочетаний. Поиск простых средств выразительности
(сравнение, олицетворение, метафора);
Использование простейших приемов анализа различных видов текстов:
установление причинно-следственных связей, определение главной мысли
произведения.
Формирование умения формулировать вопросы к тексту и обращаться с ними к
партнеру по общению, соблюдая речевой этикет.

25-40

16

Сказки о животных и птицах.

Продолжение работы по формированию навыка чтения целыми словами с

Рекомендуемый список

переходом на послоговое чтение сложных по структуре слов; чтение про себя.

произведений:

Формирование умения отвечать на вопросы и задавать вопросы по содержанию

Ненецкая сказка «Белый

прочитанного. Формирование выразительного чтения с ориентацией на знаки

медведе и буры медведь»;

препинания.

русские народные сказки:

Формирование осознанного восприятия (при чтении вслух и про себя, при

«Журавль и цапля», «Зимовье

прослушивании и с опорой на иллюстрации) содержания различных видов

зверей», Г. Х. Андерсен

текстов, выделение главной мысли и героев произведения, подтекста

«Гадкий утенок» К. Ушинский произведения.

41-48

8

«Два козленка»; Л. Толстой

Формирования умения выделять в тексте ключевые (опорные) слова в небольших

«Зайцы и лягушки», «Заяц и

и простых в содержательном и языковом плане текстах;

ёж», Л. Яхнин «Сапоги для

Формирование умения пересказывать текст: подробно, кратко, выборочно.

индюка»

Определение последовательности событий.

Стихи и загадки о животных и

Развитие навыка выразительного чтения. Заучивание наизусть стихотворений и

птицах.

небольших отрывков (5-7 предложений) с соблюдением интонации, темпа и

Рекомендуемый список

громкости речи, соответствующих содержанию текста.

произведений:

Формирование умения работать в группе, создавать инсценировки по

М. Боровицкая «Вот такой

произведению.

воробей»; С. Михалков

Умение сравнивать, сопоставлять, проводить элементарный анализ различных

«Котята»; В. Берестов «Песня

текстов, с использованием ряда средств художественной выразительности

волка», «Петушки»; Р. Сеф

(сравнение, олицетворение, метафора);

«Ласточки», «Воробьи»; М.

Формирование умения определять авторскую позицию и своё отношение к герою

Платковский «Зайцу нравится

и его поступкам.

капуста; Л. Кэрролл (перевод

Формирование умения формулировать, основываясь на тексте, простые выводы;

В. Набокова) «Крокодил ушка; понимания текста, с опорой не только на содержащуюся в нем информацию, но и
Т. Белозеров «Белка»; русская

на жанр, структуру, язык.

народная песня «Буренушка»,

Различение прозаического текса и поэтического;

загадки
49-60

12

распознавание особенностей фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы).

Рассказы о животных и птицах Умение ориентироваться в жанрах произведений.
Рекомендуемый список

Планирование своих действий в соответствии с поставленной целью (например,

произведений:

участие в проектной деятельности).

К.Ушинский «Кот Васька»,

Оценка своих эмоциональных реакций, поступков и действий других людей.

«Лиса Патрикеевна»,

Умение соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями;

«Лошадка»; М. Пришвин

Ориентация в нравственном содержании собственных поступков.

«Старый гриб», «Как

Оценка правильности выполненных действий, внесения корректив;

поссорились кошка с
собакой»; В. Бианки «Ёжспаситель!; Т. Белозеров
«Глупая утка»; М. Горький
«Воробьишко».
61-84

24

Стихотворения и рассказы о

Работа над формированием правильного чтения целыми словами с переходом на

зиме

послоговое чтение сложных по структуре слов; чтение про себя; умения отвечать

Рекомендуемый список

на вопросы и задавить вопросы по содержанию прочитанного; Выразительно

произведений:

читать с ориентацией на знаки препинания.

М. Пришвин «Деревья в

Осознанное восприятие (при чтении вслух и про себя, при прослушивании и с

лесу»; И.Никитин «Весело

опорой на иллюстрации) содержания различных видов текстов, выделение главной

сияет месяц над селом…»;

мысли и героев произведения, подтекста произведения.

А.Пушкин «Зимний вечер»; А.

Умения самостоятельно выбирать ключевые (опорные) слова в текстах;

Блок «Ветхая избушка»; А

Составлять план (коллективно с помощью учителя: из повествовательных

Алексендрова «Снежок»; С

предложений, из вопросительных предложений, план из предложений текста);

Черный «На коньках»; Н.

Формирование умения пересказывать текст подробно, кратко, выборочно,

Носов «Бенгальские огни»; С.

составлению устных рассказов о героях произведения. Определение авторской

Дрожжин» Снег летает и

позиции и своего отношения к герою и его поступкам.

сверкает»; К. Бальмонт

Определение последовательности событий.

«Снежинка»; С. Есенин

Работа в группе, создание инсценировки по произведению.

«Пороша», «Поет зима,

Сравнение, сопоставление, проведение элементарного анализа различных текстов,

аукает…»;

с использованием ряда средств художественной выразительности (сравнение,
олицетворение, метафора);
Формулирование, основываясь на тексте, простых выводов; понимание текста, с
опорой не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру,
язык.
Прогнозирование содержания текста по его названию.
Различение прозаического текста и поэтического;
Развитие навыка выразительного чтения. Заучивание наизусть стихотворений и
небольших отрывков (5-7 предложений) с соблюдением интонации, темпа и
громкости речи, соответствующих содержанию текста.
Распознавание особенностей фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы).
Ориентация в жанрах произведений.
Планирование своих действий в соответствии с поставленной целью (например,
участие в проектной деятельности).
Оценка своих эмоциональных реакций, поступков и действий других людей.

Умение соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями;
Ориентация в нравственном содержании собственных поступков.
Оценка правильности выполненных действий, внесения корректив;
85-92

8

Стихотворения и рассказы о

Формирование правильного чтения целыми словами с переходом на послоговое

Родине.

чтение сложных по структуре слов; чтения про себя; умения отвечать на вопросы

Рекомендуемый список

и задавать вопросы по содержанию прочитанного; выразительного чтения с

произведений:

ориентацией на знаки препинания.

Н. Рубцов «Березы», «Тихая

Осознанное восприятие (при чтении вслух и про себя, при прослушивании и с

моя родина»; И Соколов-

опорой на иллюстрации) содержания различных видов текстов, выделение главной

Микитов «Родина»; М.

мысли и героев произведения, подтекста произведения.

Шолохов «Любимая мать –

Формирование умения подвести итог по прочитанному, обобщив высказывания

отчизна»; А. Блок «Россия»: К

других обучающихся.

Бальмонт «Россия»; М.

Выбор ключевых (опорных) слов в текстах;

Лермонтов «Москва,

Сравнение, сопоставление, проведение элементарного анализа различных текстов,

Москва!..Люблю тебя как

с использованием ряда средств художественной выразительности (сравнение,

сын…»; рассказы и стихи о

олицетворение, метафора);

родине местных авторов.

Определение авторской позиции и своего отношения к герою и его поступкам.
Формулирование, основываясь на тексте, простых выводов; понимание текста, с
опорой не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру,
язык.
Умение различать прозаический текст и поэтический.
Развитие навыка выразительного чтения. Заучивание наизусть стихотворений и

небольших отрывков (5-7 предложений) с соблюдением интонации, темпа и
громкости речи, соотвествующих содержанию текста.
Формирование гражданской позиции, гордости за свою Родину.
Умение планировать свои действия в соответствии с поставленной целью
(например, участие в проектной деятельности).
Оценка своих эмоциональных реакций, поступков и действий других людей.
Умение соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями;
Ориентация в нравственном содержании собственных поступков.
Оценка правильности выполненных действий, внесения корректив;

93116

24

Стихотворения и рассказы о

Формирование навыка правильного чтения целыми словами с переходом на

весне

послоговое чтение сложных по структуре слов; чтения про себя; умения отвечать

Рекомендуемый список

на вопросы по содержанию прочитанного и задавать их; ориентация на знаки

произведений:

препинания.

А. Чехов «Весной»; Г.

Формирование осознанного восприятия (при чтении вслух и про себя, при

Скребицкий «Весна-

прослушивании и с опорой на иллюстрации) содержания различных видов

художник», «Жаворонок»; А.

текстов, выделение главной мысли и героев произведения, подтекста

Куприн «Скворцы»; Н.

произведения.

Сладков «Апрельские шутки»,

Умение определять ключевые (опорные) слова в текстах;

«Скворец-молодец»; А. Барто

Составление плана к прочитанному произведению и пересказ в соответствии с

«Апрель»; Э. Успенский

ним.

«Весна в Простоквашино»; В

Определение последовательности событий.

Сутеев «Как зима кончилась».

Развитие навыка выразительного чтения. Заучивание наизусть стихотворений и
небольших отрывков (5-7 предложений) с соблюдением интонации, темпа и
громкости речи, соотвествующих содержанию текста.
Работа в группе, создание инсценировки по произведению.
Сравнение, сопоставление, проведение элементарного анализа различных текстов,
с использованием ряда средств художественной выразительности (сравнение,
олицетворение, метафора);
Определение авторской позиции и своего отношения к герою и его поступкам.
Формулирование, основываясь на тексте, простых выводов; понимание текста, с
опорой не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру,
язык.
Различение прозаического текста и поэтического;
Планирование своих действий в соответствии с поставленной целью (например,
участие в проектной деятельности).
Оценка своих эмоциональных реакций, поступков и действий других людей.
Умение соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями;
Ориентация в нравственном содержании собственных поступков.
Оценка правильности выполненных действий, внесения корректив.

117124

8

Басни

Развитие правильного чтения целыми словами с переходом на послоговое чтение

Рекомендуемый список

сложных по структуре слов; чтения про себя; Формирование умения отвечать на

произведений:

вопросы по содержанию прочитанного; ориентации на знаки препинания. Развитие

И. Крылов «Мартышка и

навыка выразительного чтения. Заучивание наизусть стихотворений с

очки», «Зеркало и Обезьяна»,

соблюдением интонации, темпа и громкости речи, соотвествующих содержанию

«Ворона и Лисица»; И.

текста.

Дмитриев «Муха».

Осознанное восприятие (при чтении вслух и про себя, при прослушивании и с
опорой на иллюстрации) содержания различных видов текстов, выделение главной
мысли и героев произведения, подтекста произведения.
Последовательное перечисление картин или событий произведения (подготовка к
составлению плана);
Работа в группе, создание инсценировки по произведению.
Сравнение, сопоставление, проведение элементарного анализа различных текстов,
с использованием ряда средств художественной выразительности (сравнение,
олицетворение, метафора);
Определение авторской позиции и своего отношения к герою и его поступкам.
Формулирование, основываясь на тексте, простых выводов; понимание текста, с
опорой не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру,
язык.
Планирование своих действий в соответствии с поставленной целью (например,
участие в проектной деятельности).
Оценка своих эмоциональных реакций, поступков и действий других людей.
Умение соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями;
Ориентация в нравственном содержании собственных поступков.
Оценка правильности выполненных действий, внесения корректив.

125-

12

Стихотворения и рассказы о

Закрепление навыка правильного чтения целыми словами с переходом на

136

лете

послоговое чтение сложных по структуре слов; чтения про себя; умения отвечать

Рекомендуемый список

на вопросы по содержанию прочитанного; выразительного чтения с ориентацией

произведений:

на знаки препинания.

С. Черный «Дождик»; В.

Осознанное восприятие (при чтении вслух и про себя, при прослушивании и с

Бахревский «Куличок»; В.

опорой на иллюстрации) содержания различных видов текстов, выделение главной

Берестов «Веселое лето»; Г.

мысли и героев произведения, подтекста произведения.

Белозеров «Заколдованная

Заучивание наизусть стихотворений и небольших отрывков (5-7 предложений) с

роща»; В. Орлов «Лето»

соблюдением интонации, темпа и громкости речи, соотвествующих содержанию
текста.
Ответы на вопросы педагога и учебника по содержанию произведения;
Выбор ключевых (опорных) слов в текстах;
Последовательное перечисление картин или событий произведения Формирование
умения составлять планы к прочитанному произведению и пересказ в
соответствии с ним.
Работа в группе, создание инсценировки по произведению.
Сравнение, сопоставление, проведение элементарного анализа различных текстов,
с использованием ряда средств художественной выразительности (сравнение,
олицетворение, метафора);
Определение авторской позиции и своего отношения к герою и его поступкам.
Формулирование, основываясь на тексте, простых выводов; понимание текста, с
опорой не только на содержащуюся в нем информацию, но и на жанр, структуру,
язык.

Различение прозаического текста и поэтического;
распознавание особенностей фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы).
Планирование своих действий в соответствии с поставленной целью (например,
участие в проектной деятельности).
Оценка своих эмоциональных реакций, поступков и действий других людей.
Умение соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями;
Ориентация в нравственном содержании собственных поступков.
Оценка правильности выполненных действий, внесения корректив.
Контрольно-оценочные материалы и критерии оценки
Виды контроля

Формы контроля

Количество работ

Текущий

чтение произведений

в течение учебного года

чтение наизусть
ответы на вопросы
пересказ текста
Входящий
Итоговый

проверка техники чтения и понимания прочитанного

1
1

Критерии оценивания.
Основным критерием оценивания является динамика формирования навыка чтения и понимания прочитанного у ученика в течение года.
Приоритет отдается уровню понимания прочитанного. Показатели скорости чтения являются ориентировочными. У учащихся с анартрией,
тяжелой степенью дизартрии, заиканием, брадилалией и проч. скорость чтения не учитывается при оценке ответов.

2 класс
Оценка «5» — ученик читает орфографически правильно, не допускает нарушений звуко-слоговой структуры слова (допускает не более 1-2
ошибок), повторов частей и слов, отчетливо произносит звуки и слова (с учетом характера и тяжести выраженности речевого дефекта),
использует послоговой способ чтения с переходом на чтение целыми словами. Соблюдает паузы и интонацию в конце предложения. Темп
чтения знакомого текста соответствует 25-30 словам в минуту. Понимает простой в содержательном и языковом отношении небольшой по
объему текст, отвечает на вопросы по его содержанию, соотносит эпизоды и ситуации с иллюстрациями, составляет картинный план,
называет автора и заглавие литературного произведения. Твердо знает наизусть текст стихотворения, читает его выразительно. Выполняет
требования по внеклассному чтению для данного года обучения
Оценка «4» — ученик читает орфографически правильно, допускает не более 3-4- специфических ошибок в словах (замены, перестановки,
добавления, пропуски звуков, слогов, слов, повторы слогов и слов. Использует преимущественно послоговой способ чтения, а знакомые и
короткие слова читает целостно. Соблюдает паузы и интонацию в конце предложения, но может допускать единичные ошибки. Темп чтения
знакомого текста соответствует 20-25 словам в минуту. Понимает простой в содержательном и языковом отношении небольшой по объему
текст, отвечает на вопросы по его содержанию, соотносит эпизоды и ситуации с иллюстрациями, составляет картинный план, называет автора
и заглавие литературного произведения. Допускает при чтении наизусть единичные ошибки, но легко исправляет их с помощью учителя.
Выполняет требования по внеклассному чтению для данного года обучения.
Оценка «3» — ученик читает по слогам, отмечается тенденция к плавному послоговому чтению, допускает 5-10 ошибок (замены,
перестановки, добавления, пропуски звуков, слогов, слов, повторы слов и слогов). Не всегда соблюдает паузы и интонацию в конце
предложения, значительные паузы между словами. Темп чтения знакомого текста соответствует 15-20 словам в минуту. Понимает простой в
содержательном и языковом отношении небольшой по объему текст, отвечает на вопросы по его содержанию, соотносит эпизоды и ситуации с
иллюстрациями, испытывает трудности при составлении картинного плана (справляется с помощью учителя), называет автора и заглавие
литературного произведения. При чтении наизусть отмечается нетвердое усвоение текста. Требования по внеклассному чтению для данного
года обучения выполняет при условии индивидуально ограниченного задания.

Оценка «2» — ученик демонстрирует навыки уровнем ниже, чем это требуется для оценки «3».
Оценка («5, 4, 3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное
время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный
балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять
знания на практике.
Примечание:
Критерии оценки любых видов работ могут быть скорректированы в каждом конкретном случае в соответствии с индивидуальными
особенностями речевых нарушений обучающихся.
3 класс

Оценка «5» ставится обучающемуся, если он:
- читает правильно, соблюдает нормы орфоэпического чтения (со второго полугодия), правильно соблюдает ударение в словах (не
более 1-2 ошибок). Читает целыми словами. А в единичных случаях по слогам (сложные по звуко-слоговому составу слова, малознакомые
слова) со второго полугодия. Соблюдает интонацию перечисления при запятых, паузы и интонацию в конце предложения. Передает
эмоциональный тон произведения. Темп чтения соотвествует 40-50 слов в минуту (ориентировочно во второй половине года)Понимает
главную мысль произведения и соотносит ее с заглавием, отвечает на вопросы по содержанию прочитанного и самостоятельно их
формулирует в процессе чтения, может определить эмоциональный характер текста. Умеет прогнозировать содержание текста по его
заглавию и прочитанной части. Использует авторские ремарки для характеристики персонажей. Составляет простой план в виде
повествовательных предложений. Умеет озаглавливать эпизоды произведения. Умеет охарактеризовать и дать собственную оценку
событиям, героям произведений, представить образ автора. Умеет ориентироваться в книге и в ее оглавлении. Осознает принадлежность
литературного произведения к народному или авторскому творчеству. Различает и может назвать различные разновидности рассказов (о
животных, детях, юмористические, исторические и проч.). Твердо знает наизусть текст стихотворения, выразительно его читает.
Оценка «4» ставится обучающемуся, если он:

Читает правильно, соблюдает нормы орфоэпического чтения (со второго полугодия), не допускает ошибок (допускает не более 2-3
ошибок), допускает не более 3-4 ошибок в выделении словесных ударений. Читает преимущественно целыми словами (со второго
полугодия), но сложные по звуко-слоговому составу и малознакомые слова читает по слогам. Соблюдает паузы и интонацию в конце
предложения. Иногда не соблюдает интонацию перечисления при запятых. Передает эмоциональный тон произведения. Темп чтения
знакомого текста соответствует 35-40 словам в минуту (со второго полугодия). Понимает главную мысль произведения и соотносите его с
заглавием, но испытывает трудности при формулировке главной мысли. Может определить эмоциональный характер текста. Умеет
прогнозировать содержание текста по его заглавию и прочитанной части. Использует авторские ремарки для характеристики персонажей.
Составляет простой план. Умеет озаглавливать эпизоды произведений. Испытывает трудности при характеристике и оценки событий, героев
произведений, представлении образа автора. Умеет ориентироваться в книге и ее оглавлении. Осознает принадлежность литературного
произведения к народному или авторскому творчеству. Различает и может назвать различные разновидности рассказов (о животных, о детях,
юмористические и проч.). Допускает при чтении наизусть единичные ошибки, но легко их исправляет с помощью учителя.
Оценка «3» ставится обучающемуся, если он:
Читает орфографически правильно (в том числе, во втором полугодии), допускает не более 5-6 ошибок в словах (замены, перестановки,
добавления, пропуски звуков, слогов, слов, повторы слогов и слов), допускает не более 5-8 ошибок в выделении словесных ударений.
Соблюдает паузы и интонацию конца предложения. Затрудняется передать эмоциональный тон произведения. Темп чтения знакомого текста
соответствует 30-35 словам в минуту (во втором полугодии). Понимает главную мысль произведения и соотносит ее с заглавием, но не
может ее сформулировать, затрудняется определить эмоциональный тон произведения (справляется с помощью учителя). Затрудняется
прогнозировать содержание текста по его заглавию и прочитанной части (справляется с помощью учителя). Использует авторские ремарки
для характеристики персонажей. Составляет самостоятельно картинный план, а простой план в виде предложений – с помощью учителя. С
помощью учителя озаглавливает эпизоды произведения. Испытывает трудности при характеристике и оценке героев, оценке событий,
представлении образа автора. Умеет ориентироваться в книге и ее оглавлении. Осознает принадлежность литературного произведения к

народному или авторскому творчеству. Различает различные разновидности рассказов ( о животных, о детях, юмористические и проч.). При
чтении наизусть отмечается нетвердое усвоение текста.
Оценка «2» — ученик демонстрирует навыки уровнем ниже, чем это требуется для оценки «3».
Оценка «1» - не ставится. Отсутствие навыка чтения требует уточнения диагноза и/или интенсивных индивидуальных логопедических
занятий.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх

сведения образовательной организации

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».