Музыка ТНР

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Музыка»
для обучающихся с ТНР
на 2020/2021 учебный год

Разработчик программы:
Литвинова Т.В., учитель музыки

Планируемые результаты освоения учебного предмета
На минимальном уровне

На достаточном уровне
личностные

У обучающихся будут сформированы:

Обучающиеся получат возможность для

внутренняя позиция школьника на

формирования:



эмоциональная отзывчивость на музыкальные произведения различного 

занятиям,

образного содержания;


позиция

слушателя

и

исполнителя

музыкальных

к

активного

музыкальным
слушателя

и



нравственных

чувств

(любовь

к

Родине,

образ Родины, представление о ее богатой истории, героях – защитниках, о интерес к музыкальной культуре других народов);

культурном наследии России;


позиции

интереса

произведений, исполнителя музыкальных произведений;

первоначальные навыки оценки и самооценки музыкально-творческой деятельности;


познавательного



устойчивое положительное отношение к урокам музыки; интерес к и

нравственно-эстетических чувств, понимания
сочувствия

к

переживаниям

персонажей

музыкальным занятиям во внеурочной деятельности, понимание значения музыки в музыкальных произведений;
собственной жизни;




понимания

основа для развития чувства прекрасного через знакомство с доступными содержанием

связи

между

музыкального

нравственным

произведения

эстетическими идеалами композитора;

музыкальными произведениями разных эпох, жанров, стилей;



представления о музыкальных занятиях как



эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;



представление о музыке и музыкальных занятиях как факторе, позитивно способе эмоциональной разгрузки.

влияющем на здоровье, первоначальные представления о досуге.
предметные
Обучающиеся научатся:

и

Обучающиеся получат возможность научиться:

На минимальном уровне


воспринимать

и

понимать

музыку

разного

На достаточном уровне
эмоционально-образного 

содержания, разных жанров, включая фрагменты опер. Балетов, кантат, симфоний;


творческую

на

понимать нравственный смысл сказочных образов в опере и балете, 

детских



эмоционально выражать свое отношение к музыкальным произведениям;



ориентироваться

в

жанрах

и

основных




импровизировать
законченные

мелодии

на

фрагменты

отдельные

стихотворного

пользоваться

понимать возможности музыки, передавать чувства и мысли человека;



передавать в музыкально -художественной деятельности художественно- 

различать

челесты).

народного творчества.
соотносить исполнение музыки с собственным жизненными впечатлениями и

осуществлять свой исполнительский замысел, предлагая исполнительский план
песни и т.д.
осуществлять (в рамках решения проектных задач) поиск необходимой

информации, в т. ч. ИКТ;
культурного досуга.

навыками

самоорганизации

принятой

в

находить в музыкальном тексте особенности

образное содержание и основные особенности сочинений разных композиторов и инструментов(включая

первоначальными

записью,

формы, изложения;



владеть

музыкальных

музыкального относительной и абсолютной сольминизации;

особенностях

фольклора;



элементарных

текста в характере песни, танца и марша;

и кантате;



в

инструментах под музыку;

героических образов в русских народных песнях и в музыке крупных жанров: опере фразы и



инициативу

реализации собственных замыслов в процессе пения,

различать русскую музыку и музыку других народов; сопоставлять игры

произведения профессиональной и народной музыки;


проявлять

и

самооценки

звучание
тембр

музыкальных
арфы,

виолончели,

На минимальном уровне


На достаточном уровне

слушать музыкальное произведение, выделять в нем выразительные и

изобразительные интонации, различать произведения разных жанров;


наблюдать за развитием музыкальных образов, тем, интонаций, воспринимать

различие в формах построения музыки;


участвовать в коллективном воплощении музыкальных образов, выражая свое

мнение в общении со сверстниками;


узнавать черты музыкальной речи отдельных композиторов; применять

полученные знания в исполнительской деятельности;


узнавать

народные

мелодии

в

творчестве

композиторов;

звучание

музыкальных инструментов и певческих голосов.
метапредметные
регулятивные
Обучающиеся научатся:



обучающийся получит возможность научиться:
понимать смысл предложенных в учебнике



Обучающийся научится:





принимать и сохранять учебную, в т. ч. музыкально-исполнительскую задачу,

заданий, в т. ч. проектных и творческих;

понимать смысл инструкции учителя и вносить в нее коррективы;


планировать свои действия в соответствии с учебными задачами, различая

способ и результат собственных действий;


выполнять действия (в устной форме) опоре на заданный учителем или

сверстниками ориентир;


эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев



выполнять действия (в устной письменной

форме и во внутреннем плане) в опоре на заданный в
учебнике ориентир;


воспринимать мнение о музыкальном

произведении сверстников и взрослых.

На минимальном уровне

На достаточном уровне

музыкальных произведений разных жанров;


осуществлять контроль и самооценку своего участия в разных видах

музыкальной деятельности.
познавательные
Обучающиеся научатся:


осуществлять поиск нужной информации в словарике и из дополнительных

источников, расширять свои представления о музыке и музыкантах;


самостоятельно работать с дополнительными текстами и заданиями в рабочей

тетради;

Обучающиеся получат возможность научиться:


осуществлять поиск нужной информации в

словарике и дополнительных источниках, включая
контролируемое пространство Интернета;


соотносить различные произведения по



передавать свои впечатления о воспринимаемых музыкальных произведениях;

настроению и форме;



использовать примеры музыкальной записи при обсуждении особенностей



музыки;

строить свои рассуждения о воспринимаемых

свойствах музыки;
пользоваться записью, принятой в



выбирать способы решения исполнительской задачи;





соотносить иллюстративный материал и основное содержание музыкального

относительной и абсолютной сольминации;

сочинения;


соотносить содержание рисунков и схематических изображений с

музыкальными впечатлениями;


исполнять попевки, ориентируясь на запись ручным знаками и нотный текст.



проводить сравнение, сериацию и

классификацию изученных объектов по заданным
критериям;


обобщать учебный материал;



устанавливать аналогии;



сравнивать средства художественной

выразительности в музыке и других видах искусства

На минимальном уровне

На достаточном уровне
(литература, живопись);


представлять информацию в виде сообщения

(презентация проектов).
коммуникативные
Обучающиеся научатся:

Обучающиеся получат возможность научиться:

выражать





выражать свое мнение о музыке в процессе слушания и исполнения,

используя разные речевые средства( монолог, диалог, письменно);


выразительно исполнят музыкальные произведения, принимать активное

участие в различных видах музыкальной деятельности;


понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы о

музыке;

выражать свое мнение о музыке, используя

разные средства коммуникации (в т. ч. средства ИКТ).


понимать значение музыки в передаче

настроения и мыслей человека, в общении между
людьми;


контролировать свои действия и соотносить их

с действиями других участников коллективной



проявлять инициативу, участвуя в исполнении музыки;

работы, включая совместную работу в проектной



контролировать свои действия в коллективной работе и понимать важность их

деятельности.

правильного выполнения;


понимать необходимость координации совместных действий при выполнении

учебных и творческих задач;



формулировать и задавать вопросы,

использовать речь для передачи информации, для
своего действия и действий партнера;
стремиться к координации различных позиций



понимать важность сотрудничества со сверстниками и взрослыми;





принимать мнение, отличное от своей точки зрения;

в сотрудничестве;



стремиться к пониманию позиции другого человека.



проявлять творческую инициативу в

коллективной музыкально-творческой деятельности.

Содержание учебного предмета
Ведущие методы обучения
1.Методы

организации

и

осуществления

учебно-познавательной

деятельности

учащихся:
 методы словесной передачи информации и слухового восприятия информации(беседа,
рассказ, доклад);
 методы наглядной передачи информации и зрительное восприятие (иллюстрации,
опыт, наблюдения);
 методы передачи информации с помощью практической деятельности (анализ таблиц,
схем, практические работы, дидактическая игра).
2.Методы стимулирования и мотивации.
 эмоциональные (поощрение, порицание, создание ситуации успеха, свободный выбор
заданий);
 познавательные (создание проблемных ситуаций, выполнение творческих заданий,
заданий на смекалку);
 волевые

(предъявление

учебных

требований,

прогнозирование

будущей

деятельности);
 социальные (создание ситуации взаимопомощи, заинтересованность в результатах
своей деятельности);
3.Методы контроля и самоконтроля.
 устные (индивидуальный и фронтальный опросы, взаимоопрос);
 самоконтроль и взаимоконтроль (самоконтроль, самоконтроль по образцу, парный
контроль).
Виды организации учебной деятельности:
- самостоятельная работа
- творческая работа
- конкурс
- викторина
Формы организации учебных занятий:
- индивидуальная
- парная
- фронтальная
- групповая
- коллективная

Содержание программы учебного предмета
Слушание музыки. Слушание музыки является важным элементом музыкальноэстетического воспитания детей. Оно способствует восприятию и пониманию музыки во
всем богатстве ее форм и жанров, расширяет музыкальный кругозор, развивает
музыкальное мышление, обогащает внутренний мир ребенка, воспитывает у обучающихся
музыкальную культуру как часть духовной культуры.
Слушание музыки является важным средством воспитания музыкального слуха, что
создает благоприятные предпосылки для коррекции просодических нарушений (восприятие
и осознание темпо-ритмических, звуковысотных, динамических изменений в музыкальных
произведениях обеспечивает овладение обучающимися комплексом просодических
средств, необходимых для реализации эмоционально-экспрессивной функции интонации).
Восприятие музыки во многом зависит от установки, которая дается педагогом перед
слушанием музыки. После прослушивания музыкального произведения следует перейти к
его анализу. Анализ при активном участии обучающихся, с привлечением внимания к
средствам музыкальной выразительности (темп, динамика, регистр, характер мелодии,
состав исполнителей, форма произведения).
В процессе осуществления этого вида деятельности следует применять разнообразные
учебные пособия и технические средства обучения, что обеспечивает возможность
разнообразить

слуховые

впечатления

от

звучания

симфонического

оркестра,

инструментальной и вокально-хоровой музыки.
Слушание музыки обогащает опыт эмоционально-образного восприятия музыки
различной по содержанию, характеру и средствам музыкальной выразительности.
Пение. Пение имеет большое коррекционное значение для обучающихся с ТНР.
Развивая

вокально-хоровые

навыки,

необходимо

учитывать,

что

у

большинства

обучающихся с ТНР имеется недостаточность слухового внимания, координации между
дыханием и голосом. Обучение пению начинается с правильной певческой установки:
сидеть (или стоять) прямо, не напряженно, слегка отведя плечи назад.
Это необходимо для развития фонационного дыхания и формирования детского
певческого голоса. Фонационное дыхание должно быть свободным, ровным, глубоким - это
необходимо для развития мягкого, красивого вокального звучания голоса.
Важной задачей является формирование и охрана детского голоса. При подборе песен
для обучающихся с ТНР учитывается характер нарушений психофизиологического и речевого
развития детей, что обусловливает отбор вокального и речевого материала.

Усложнение в обучении пению идет постепенно, с соблюдением последовательности в
выборе песен и упражнений. Специальные вокальные упражнения - распевания должны
соответствовать определенным певческим и коррекционным задачам, обеспечивая
координированную работу дыхательной и голосовой мускулатуры, свободную голосоподачу
и голосоведение, закрепление сформированной (на логопедических занятиях) артикуляции
звуков.
Работа по обучению пению включает в себя несколько этапов. После беседы и
исполнения песни проводится разбор текста. Затем отхлопывается ритмический рисунок
песни с одновременным проговариванием текста. Мелодическое разучивание песни может
начинаться как с запева, так и с припева; при этом учитель помогает исполнению трудных
музыкальных фраз и отдельных слов.
Развивая у обучающихся сознательное и эмоциональное отношение к содержанию
песни, учитель приучает их к художественной выразительности в пении, воспитывает
музыкальный вкус.
Обучение пению обеспечивает самовыражение обучающегося в пении, освоение
вокально-хоровых умений и навыков для передачи музыкально-исполнительского замысла,
импровизации.
Инструментальное музицирование. Предусматривает коллективное
музицирование на элементарных и электронных музыкальных инструментах, участие в
исполнении музыкальных произведений, овладение опытом индивидуальной творческой
деятельности (сочинение, импровизация).
Музыкально-пластическое

движение.

Реализация

данного

вида

деятельности способствует формированию общих представлений о пластических средствах
выразительности, развитию индивидуально-личностного выражения образного содержания
музыки через пластику, созданию коллективных музыкально-пластических композиций,
танцевальных импровизаций.
Драматизация музыкальных произведений. Осуществляется в театрализованных

формах

музыкально-творческой

деятельности

(музыкальные

игры,

инсценированные песен, танцев, игры-драматизации) посредством выражения образного
содержания музыкальных произведений с помощью средств выразительности различных
видов искусств.
Программу учебного предмета «Музыка» составляют следующие разделы: «Музыка в
жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная

картина мира».
Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как
естественное проявление человеческого состояния. Звучание окружающей жизни, природы,
настроений, чувств и характера человека.
Обобщённое представление об основных образно­эмоциональных сферах музыки и о
многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности.
Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата,
мюзикл.
Отечественные народные музыкальные традиции. Творчество народов России.
Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки,
загадки, игры­драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и
профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная
музыка в творчестве композиторов.
Основные

закономерности

музыкального

искусства.

Интонационно­образная

природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке.
Интонация как озвученное выражение эмоций и мыслей человека.
Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различия. Интонация - источник
музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп,
динамика, тембр, лад и др.).
Музыкальная речь как способ общения между людьми, её эмоциональное воздействие.
Композитор - исполнитель - слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях
композиторов, её выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной
речи. Элементы нотной грамоты.
Развитие музыки -сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека,
музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального
развития (повтор и контраст).
Формы построения музыки как обобщённое выражение художественно­образного
содержания произведений. Формы одночастные, двух- и трёхчастные, вариации, рондо и др.
Музыкальная картина мира. Интонационное богатство музыкального мира. Общие
представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные
коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые,
симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для
детей: радио- и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD).
Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая.
Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской,

смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных
инструментов.
Народное
Многообразие

и

профессиональное

этнокультурных,

музыкальное

исторически

творчество

сложившихся

разных стран

традиций.

мира.

Региональные

музыкально­поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.
Примерный музыкальный материал
Раздел 1. Россия — Родина моя
Главная мелодия 2-й части. Из Симфонии № 4. П. Чайковский.
Жаворонок. М. Глинка, слова Н. Кукольника.
Благословляю вас, леса. П. Чайковский, слова А. Толстого.
Звонче жаворонка пенье. Н. Римский-Корсаков, слова А. Толстого.
Романс. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель». Г. Свиридов.
Радуйся, Росско земле; Орле Российский. Виватные канты. Неизвестные авторы XVIII
в.
Славны были наши деды; Вспомним, братцы, Русь и славу! Русские народные песни.
Александр Невский. Кантата (фрагменты). С. Прокофьев.
Иван Сусанин. Опера (фрагменты). М. Глинка.
Раздел 2.День, полный событий
Колыбельная. П. Чайковский, слова А. Майкова.
Утро. Из сюиты «Пер Гюнт». Э. Григ.
Заход солнца. Э. Григ, слова А. Мунка, пер. С. Свириденко.
Вечерняя песня. М. Мусоргский, слова А. Плещеева.
Болтунья. С. Прокофьев, слова А. Барто.
Золушка. Балет (фрагменты). С. Прокофьев.
Джульетта-девочка. Из балета «Ромео и Джульетта». С. Прокофьев.
С няней; С куклой. Из цикла «Детская». Слова и музыка М. Мусоргского.
Прогулка. Тюильрийский сад. Из сюиты «Картинки с выставки». М.
Мусоргский.
Детский альбом. Пьесы. П. Чайковский.
Раздел 3.О России петь — что стремиться в храм
Богородице Дево, радуйся. № 6. Из «Всенощного бдения». С. Рахманинов.
Тропарь иконе Владимирской Божией Матери.

Аве, Мария. Ф. Шуберт, слова В. Скотта, пер. А. Плещеева.
Прелюдия № 1 до мажор. Из I тома «Хорошо темперированного клавира». И.-С.
Бах.
Мама. Из вокально-инструментального цикла «Земля». В. Гаврилин, слова
В.Шульгиной.
Осанна. Хор из рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда». Л. Уэббер.
Вербочки. А. Гречанинов, стихи А. Блока.
Вербочки. Р. Глиэр, стихи А. Блока.
Величание князю Владимиру и княгине Ольге.
Баллада о князе Владимире. Слова А. Толстого.
Раздел 4. Гори, гори ясно, чтобы не погасло!
Былина о Добрыне Никитиче, обраб. Н. Римского-Корсакова.
Садко и Морской царь. Русская былина (Печорская старина).
Песни Бояна. Из оперы «Руслан и Людмила». М. Глинка.
Песни Садко, хор Высота ли, высота. Из оперы «Садко». Н. РимскийКорсаков.
Третья

песня

Леля;

Проводы

Масленицы, хор.

Из

пролога

оперы

«Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.
Веснянки, русские и украинские народные песни.
Раздел 5.В музыкальном театре
Руслан и Людмила. Опера (фрагменты). М. Глинка.
Орфей и Эвридика. Опера (фрагменты). К. Глюк.
Снегурочка. Опера (фрагменты). Н. Римский-Корсаков.
Океан-море синее. Вступление к опере «Садко». Н. Римский-Корсаков.
Спящая красавица. Балет (фрагменты). П. Чайковский.
Звуки музыки. Р. Роджерс, русский текст М. Цейтлиной.
Волк и семеро козлят на новый лад. Мюзикл. А. Рыбников, сценарий Ю. Энтина.
Раздел 6. В концертном зале
Концерт № 1 для фортепиано с оркестром. 3-я часть (фрагмент). ГГ Чайковский.
Шутка. Из Сюиты № 2 для оркестра. И.-С. Бах.
Мелодия. Из оперы «Орфей и Эвридика». К. Глюк.
Мелодия для скрипки и фортепиано. П. Чайковский.

Каприс № 24 для скрипки соло. Н. Паганини.
Пер Гюнт. Сюита № 1 (фрагменты); Сюита № 2 (фрагменты). Э. Григ.
Симфония № 3 («Героическая») (фрагменты). Л. Бетховен.
Соната № 14 («Лунная») (фрагменты). 1-я часть. Л. Бетховен.
Контрданс; К Элизе; Весело. Грустно. Л. Бетховен.
Сурок. Л. Бетховен, русский текст Н. Райского.
Волшебный смычок, норвежская народная песня.
Скрипка. Р. Бойко, слова И. Михайлова.
Раздел 7.Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
Мелодия для скрипки и фортепиано. П. Чайковский.
Утро. Из сюиты «Пер Гюнт», Э. Григ.
Шествие солнца С. Прокофьев.
Весна; Осень; Тройка. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина
«Метель». Г. Свиридов.
Снег идет. Из «Маленькой кантаты». Г. Свиридов, стихи Б. Пастернака.
Запевка. Г. Свиридов, стихи И. Северянина.
Слава солнцу, слава миру! Канон. В.-А. Моцарт.
Симфония № 40. Финал. В.-А. Моцарт.
Симфония № 9. Финал. Л. Бетховен.
Мы дружим с музыкой. И. Гайдн, русский текст П. Синявского.
Чудо-музыка. Д. Кабалевский, слова 3. Александровой.
Всюду музыка живет. Я. Дубравин, слова В. Суслова.
Музыканты, немецкая народная песня.
Камертон, норвежская народная песня.
Острый ритм. Дж. Гершвин, слова А. Гершвина, русский текст В. Струкова.
Колыбельная Клары. Из оперы «Порги и Бесс». Дж. Гершвин.

Коррекционная работа
Развитие звуковысотного, тембрового и динамического слуха, дыхания, способности к
свободной голосоподаче и голосоведению. Формирование предпосылок для коррекции
просодических нарушений (восприятие и осознание темпо-ритмических, звуковысотных,
динамических изменений в музыкальных произведениях) и овладения комплексом
просодических средств, необходимых для реализации эмоционально-экспрессивной функции

интонации. Развитие слухового внимания, координации между дыханием и голосом.
Формирование и охрана детского голоса с учетом психофизиологического и речевого
развития обучающихся. Закрепление сформированной (на логопедических занятиях)
артикуляции звуков. Развитие фонематического восприятия в процессе исполнения песен.
Развитие музыкально-ритмических навыков в процессе игры на музыкальных инструментах.

Тематическое планирование
№ урока
1.

Раздел/тем
«Россия – Родина

Кол-во

Основные виды деятельности обучающихся

часов
2

Вспомнить песни о родине, закрепить вокально-хоровые навыки при исполнении песни

моя». «Мелодия –

Г.Струве.

душа музыки»

Эмоциональное исполнение ритмического аккомпанемента к музыкальной пьесе или песне
Слушание: Симфония №4 П.И. Чайковского, «Жаворонок» М.И. Глинки
Пение: «У моей России» Г. Струве

2.

«Россия – Родина

1

Дать понятие Родина, отчизна. Уметь отвечать на вопросы о музыке. Уметь различать понятия –

моя». «Природа и

песня и романс.

музыка». Звучащие

Исполнение текстов напевных песен — мягко, спокойно, плавно; песен энергичных, бодрых —

картины.

более твердо, легко.
Слушание: Симфония №4 П.И.
Пение: «У моей России» Г. Струве

3.

«Россия – Родина

1

Уметь проводить примеры песен о Родине, уметь описать характер и образ музыки, понимать,

моя». «Виват,

что такое кант. Музыкальная викторина по разделу.

Россия! Наша слава

Произнесение речевого материала шепотом в зависимости от требований учителя, расстояния до

– русская держава»

собеседника, размера помещения, необходимости соблюдать тишину Слушание: Кант «Радуйся,
Росско земле»,
Пение: «Солдатушки – бравы ребятушки»

4.

«День, полный
событий». «Утро»

1

Закрепить знания, полученные на уроках по разделу «Россия – Родина моя». Закрепить
вокально-хоровые навыки

Восприятие на слух, воспроизведение элементов ритмико-интонационной структуры речи:
изменения темпа речи (нормальный — медленный — быстрый) Слушание: «Утренняя молитва»
П.И. Чайковского, «Утро» («Пер Гюнт») Э. Григ;
Пение: «У моей России» Г. Струве
5.

«День, полный

1

Уметь говорить о музыке, выявлять, каким образом музыка может нарисовать портрет.

событий».

Слитное воспроизведение слогосочетаний с постепенным их наращиванием до 8—10, слов и

«Портрет в

коротких фраз, состоящих из 8—10 слогов, деление более длинных фраз паузами на синтагмы

музыке»

(по подражанию учителю и самостоятельно).
Слушание: «Болтунья», «Прогулка», Джульетта из балета «Ромео и Джульетта» С.С.
Прокофьева;
Пение: «У моей России» Г. Струве

6.

«День, полный

1

Определять характер музыки; темп (умеренный, быстрый, медленный)

событий». «В

петь по руке учителя; контролировать дыхание.

каждой интонации

Эмоциональное и выразительное исполнение ритмического аккомпанемента к музыкальной

спрятан человек».

пьесе или песне
Слушание: фрагмент балета «Золушка» С.С. Прокофьева
Пение: «Колыбельная медведицы»

7.

«День, полный

1

Передавать в собственном пении различные образные состояния; учиться обыгрывать песню

событий». «В

Различение и узнавание на слух частей пьесы:

детской. Игры и

средств музыкальной выразительности (темп, динамика звучания, метр, характер звуковедения,

игрушки»

звуковысотные отношения).

Слушание: «С няней» М.П. Мусоргский;
Пение: «С куклой» М.П. Мусоргский
8.

«День, полный

1

Выявить особенности русской музыки, закрепить вокально-хоровые навыки

событий». «На

Различение на слух поступенного и скачкообразного звукорядов в первой октаве.

прогулке»

Слушание: «Прогулка» и «Тюильрийский сад» М.П. Мусоргский;
Пение: «Мама», «Умка»

9.

10.

«День, полный

1

Найти отличительные признаки стихотворения от картины, картины от музыкального

событий». «Вечер».

произведения. Музыкальная викторина по разделу.

Музыкальная

Различение на слух мелодий (фрагментов из них) с опорой на графическую запись ритмического

викторина по

рисунка, состоящего из восьмых, четвертных и половинных длительностей.

разделу «День,

Слушание: «Вечерняя песня» М.П. Мусоргский, «Спи, дитя, мое, усни» П.И. Чайковский

полный событий»

Пение: «Мама», «Умка»

«О России петь –

1

Познакомиться с церковной музыкой, услышать музыку католической и православной церкви,

что стремиться в

узнать об особенностях церковных песнопений

храм». «Радуйся,

Различение на слух музыки:

Мария! Богородице

двудольного, трехдольного, четырехдольного метра (полька, марш, вальс)

Дево, радуйся!»

Слушание: «Аве Мария» Ф. Шуберт, «Богородице Дево, радуйся!» С.С. Рахманинов;
Пение: «Новогоднее настроение»

11.

«О России петь –

1

Познакомиться с понятием «икона», рассмотреть «Владимирскую» икону Божией Матери,

что стремиться в

познакомиться с понятием «тропарь», послушать тропарь, посвященный«Владимирской» иконе

храм».

Божией Матери.

«Древнейшая песнь

Исполнение руками (хлопками) несложного ритмического рисунка мелодий, состоящих из

материнства»

восьмых, четвертных и половинных длительностей (2—8 тактов) в двудольном метре
Слушание: Тропарь «Владимирской» иконе Божией Матери;
Пение: «Новый год у ворот»;
Хоровод «Мы повесим шарики»

12.

13.

«О России петь –

1

Узнать особенности исполнения песен о маме, вспомнить такие характеристики мелодии, как

что стремиться в

плавная, нежная, тихая.

храм». «Тихая моя,

Дирижирование по четырехдольной сетке Слушание: «Мама» из вокально-симфонического

нежная моя, добрая

цикла «Земля» В. Гаврилина;

моя мама»

Пение: «Новый год у ворот» и «Новогоднее настроение»

«О России петь –

1

Узнать информацию о православном празднике «Вербном воскресении», его особенностях,

что стремиться в

познакомиться с понятием «величание» и послушать «величание» этого праздника

храм». «Вербное

Воспроизведение ритмического рисунка мелодий песен в умеренном и умеренно-быстром темпе

воскресенье»

(включая мелодии с пунктирным ритмом).
Слушание: «Величание» праздника,
Пение: «Новый год у ворот» и «Новогоднее настроение»
Хоровод: «Мы повесим шарики»

14.

«О России петь –

1

определять характер музыки; темп (умеренный, быстрый, медленный)

что стремиться в

петь по руке учителя; контролировать дыхания;

храм». «Вербочки»

передавать в собственном исполнении (пении) различные образные состояния
Исполнение каждого куплета песни с соответствующими эмоциональными оттенками и в
различной манере (мягко, спокойно, плавно, энергично, бодро и т. д.).
Слушание: «Вербочки» А. Гречанинов,

Пение: «Новогоднее настроение
15.

«О России петь –

1

Уметь понимать, кто такие святые люди, их имена, чем святые отличаются от остальных людей,

что стремиться в

получить информацию о князе Владимире, познакомиться с понятием «баллада», послушать

храм». «Святые

«Балладу о князе Владимире»

земли русской».

Выразительная декламация песен под аккомпанемент и управление учителя, реализуя умения

(Святые князья

воспроизведения звуковой и ритмико-интонационной структуры речи.

Ольга и Владимир)

Слушание: «Баллада о князе Владимире»;
Величание святым князьям Ольге и Владимиру;
Пение: «Новогоднее настроение»

16.

«О России петь –

1

Узнать о жизни святых князей Ольге и Владимире, послушать величание, вспомнить

что стремиться в

формулировку понятия «величание». Музыкальная викторина по разделу.

храм». «Святые

Предупреждение возможных отклонений от нормального произнесения родственных по

земли русской».

артикуляции звуков в слогах, словах, фразах.

(Свв. равноап.

Слушание: Величание святым, Тропарь святым

Мефодий и

Пение: «Новый год у ворот»

Кирилл)
17.

«Гори, гори ясно,

1

Вспомнить и назвать русские народные музыкальные инструменты, послушать и определить

чтобы не погасло».

звучание гуслей, познакомиться с понятием «былина»

«Настрою гусли на

Закрепление правильного воспроизведения в речевом материале звуков и их сочетаний,

старинный лад»

усвоенных учащимися класса.
Слушание: «Былина о Добрыне Никитиче» в обр. Н.А. Римского-Корсакова
Пение: «Новогоднее настроение»

18.

«Гори, гори ясно,

1

Угадать звучание музыкального инструмента, узнать сюжет оперы «Садко», дать

чтобы не погасло»

характеристику главного героя, исходя из услышанного фрагмента оперы, познакомиться с

«Певцы русской

понятием «опера»

старины»

передача в речи по возможности мелодической структуры фразы, повествовательной,
восклицательной и вопросительной интонации.
Слушание: «Колыбельная Волховы»
Пение: «Заиграйте, мои гусельки» из оперы «Садко» Н.А. Римского-Корсакова

19.

«Гори, гори ясно,

1

Давать формулировку понятия «былина», найти отличия между 2-мя музыкальными

чтобы не погасло».

произведениями

«Былина о Садко и

ударение в дву-, трех-, четырех- и пятисложных словах; синтагматическое членение фразы,

Морском царе»

логическое и синтагматическое ударение
Пение: Северный былинный напев;
Слушание: «Ой, ты, темная дубравушка»

20.

«Гори, гори ясно,

1

Вспомнить и дать характеристику понятию «опера», познакомиться с сюжетом оперы

чтобы не погасло».

«Снегурочка», дать характеристику главного героя, исходя из услышанного фрагмента оперы

«Лель, мой Лель»

Восприятие на слух и воспроизведение элементов ритмико-интонационной структуры речи:
изменение темпа речи (постепенное замедление и убыстрение)
Пение: «Туча со громом сговаривалась» - песня Леля из оперы «Снегурочка»
Слушание: песня Леля «Земляничка, ягодка»

21.

«Гори, гори ясно,

1

Вспомнить особенности праздника масленицы, сравнить с картиной художника, услышать и

чтобы не погасло».

охарактеризовать данный фрагмент оперы. Музыкальная викторина по разделу.

«Звучащие

восприятие на слух и воспроизведение базовых мелодических (высотных) модуляций голоса в

картины».

пределах его естественного диапазона при сохранении нормальной силы и тембра: ровная

«Прощание с

интонация, повышение и понижение от высокого и среднего уровня. Слушание: «Сцена

масленицей»

масленичного гуляния» из оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова;
Пение: «Я маленькая модница»

22.

«В музыкальном

1

Послушать и найти отличия двух прослушанных фрагментов из оперы, вспомнить, что такое

театре». «Опера

опера, вспомнить правила поведения в театре. Определить характер героя, послушав фрагмент

«Руслан и

оперы, познакомиться с понятием «рондо»

Людмила»».

Развитие голоса нормальной высоты, силы и тембра
Слушание: «Ария Руслана», «Ария- каватина Людмилы»; «Рондо Фарлафа»;
Пение: «Я маленькая модница»

23.

«В музыкальном

1

Чем увертюра отличается от основной части оперы, послушать увертюру. Познакомиться с

театре».

понятием «увертюра», узнать, чем увертюра, петь песню протяжно

«Увертюра»

Слитное воспроизведение слогосочетаний с постепенным их наращиванием до 10—12, слов и
фраз (до 10—12 слогов).
Слушание: Увертюра и заключительный хор оперы «Руслан и Людмила»;
Пение: «Мамочка, милая»

24.

«В музыкальном

1

Эмоциональное и выразительное исполнение на музыкальных инструментах в ансамбле

театре». «Опера

ритмического аккомпанемента к музыкальной пьесе или песне (ритмический рисунок

«Снегурочка»»

одинаковый или разный для каждого инструмента).
Слушание: «Ария Снегурочки», «Сцена таяния»;
Пение: «Мамочка, милая»

25.

«В музыкальном

1

Вспомнить сюжет

театре». «Океан –

сказки и сравнить его с фрагментами оперы, по музыке определить характер главной героини

море синее»

Развитие голоса нормальной высоты, силы и тембра
Слушание: «Вступление к опере «Садко» Н.А. Римского-Корсакова»;
Пение: «Если с другом вышел в путь»

26.

«В музыкальном

1

Познакомиться с понятием от оперы, закрепить формулировку понятия «увертюра», послушать

театре». «Балет

вступление к балету «балет», определить, чем балет отличается

«Спящая

Различение на слух: Знакомство с кратким содержанием произведений.

красавица»»

Слушание: Вступление к балету «Спящая красавица» П.И. Чайковского
Пение: «Если с другом вышел в путь»

27.

28.

«В музыкальном

1

Познакомиться с жанром мюзикла. Разыгрывать мюзикл

театре». «В

Определение характера фрагментов

современных

Слушание: мюзикл «Звуки музыки» Р. Роджерса,

ритмах»

Импровизация: мюзикл «Волк и семеро козлят на новый лад» А. Рыбников

«В концертном

1

Познакомиться с понятиями -«концерт», «состязание», «согласие», «солист», послушать

зале».

главную тему концерта, вспомнить и назвать клавишные инструменты

«Музыкальное

Различение на слух фрагментов из одной мелодии (запев, припев).

состязание»

Слушание: Концерт №1 для фп. с орк. П.И. Чайковского
Пение: «От улыбки»

29.

«В концертном

2

Продолжить знакомство с выразительными возможностями флейты, скрипки, с их

зале».

классификацией

«Музыкальные

Эмоциональное и выразительное исполнение на музыкальных инструментах в ансамбле

инструменты».

ритмического аккомпанемента

«Звучащие

Слушание: тема Птички из симфонической сказки «Петя и волк» и из сказки «Шутка» С.С.

картины»

Прокофьева, «Мелодия» П.И. Чайковский
Пение: «Ваши глаза»

30.

«В концертном

1

. Познакомиться с сюжетом драмы, с понятием «драма», по иллюстрации и музыкальному

зале». «Сюита

отрывку выяснить, в какую страну попал юноша

«Пер Гюнт».

Различение на слух: Знакомство с кратким содержанием произведений.
Слушание: «Утро», «В пещере горного короля» из сюиты «Пер Гюнт»;
Пение: «Ваши глаза»

31.

32.

«В концертном

1

Познакомить с музыкой композитора. Дать понимание роли героических образов

зале».

Различение на слух фрагментов из одной мелодии (запев, припев).

«Героическая».

Слушание: Симфония №3 «Героическая»1, 2 части, финал

«Мир Бетховена»

Пение: «Если с другом вышел в путь»

«Чтоб музыкантом

1

Дать понятия серьёзной и лёгкой музыки через слушание джазовых композиций

быть, так надобно

Знакомство с музыкальными произведениями

уменье...».

Слушание: «Острый ритм», «Безумная девочка» Дж. Гершвина.

«Острый ритм –

Пение: «От улыбки»

джаза звук»
Контрольно-оценочные материалы и критерии оценки
Контроль знаний, умений и навыков на уроках музыки осуществляется в форме устного опроса, самостоятельной работы,
тестирования, музыкальной викторины.

музыкальная викторина по разделу «Россия – Родина моя»;
музыкальная игра «Вопрос-ответ» по разделу «День, полный событий»;
игра «Угадай мелодию» по разделу «О России петь – что стремиться в храм»;
тест по разделу «Гори, гори ясно, чтобы не погасло»;
игра «Угадай музыкальный инструмент» по разделу «В музыкальном театре»;
игра «Музыкальный кроссворд» по разделу «В концертном зале»
Основные виды контроля при организации контроля работы:
- вводный;
- текущий;
- итоговый;
- индивидуальный;
- письменный;
- контроль учителя.
Формы контроля:
- наблюдение;
- самостоятельная работа;
- тест;
- музыкальная викторина.
Критерии оценивания.
Слушание музыки

На уроках проверяется и оценивается умение обучающихся слушать музыкальные произведения, с учетом специфики речевого
нарушения давать словесную характеристику их содержанию и средствам музыкальной выразительности, умение сравнивать, обобщать;
знание музыкальной литературы.
Учитывается:
 степень раскрытия эмоционального содержания музыкального произведения через средства музыкальной выразительности;
 самостоятельность в разборе музыкального произведения;
 умение обучающегося сравнивать произведения и делать самостоятельные обобщения на основе полученных знаний, рассказывать о
них на доступном ребенку уровне с учетом речевого нарушения.
Критерии оценивания.
Оценка «5»: в рамках индивидуальных возможностей дает правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания
музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, ответ самостоятельный по заданному алгоритму.
Оценка «4»: в рамках индивидуальных возможностей дает правильный и полный ответ, включающий характеристику содержания
музыкального произведения, средств музыкальной выразительности, по заданному алгоритму.
Оценка «3»: в рамках индивидуальных возможностей дает неполный ответ, включающий характеристику содержания музыкального
произведения, средств музыкальной выразительности, с использованием вопросов учителя.
Оценка «2»: ответ обнаруживает незнание и непонимание учебного материала.
Хоровое пение
Для оценивания качества выполнения певческих заданий необходимо предварительно провести индивидуальное прослушивание
каждого ребёнка, чтобы иметь данные о диапазоне его певческого голоса. Кроме того, учитываются особенности структуры дефекта.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх

сведения образовательной организации

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».