Окружающий мир ТНР

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Окружающий мир»
для обучающихся с ТНР
на 2020/2021 учебный год
Разработчики программы:

ШМО учителей
начальных классов

Планируемые результаты освоения учебного предмета.2 класс.
На минимальном уровне

На достаточном уровне

Личностные
У учащихся будут сформированы:

У учащихся могут быть сформированы:

-понимание необходимости правильно вести себя дома, на улице, в -понимание значения изучения курса «Окружающий
гостях;

мир»;

-понимание значения взаимопомощи в семье;

-ориентация

на

соблюдение

правил

поведения

в

-способность оценивать свое поведение и поведение других детей в общественных местах;
соответствии с правилами этикета;

-понимание ценности семейных отношений;
-способность ставить себя на место других людей в
различных жизненных ситуациях.

предметные
Человек и природа

Человек и природа

Учащиеся научатся:

Учащиеся получат возможность научиться:

-понимать значение наблюдений, опытов и измерений для познания -рассказывать о некоторых ученых и изобретателях;
мира;

-приводить примеры источников звука и объяснять вред

-давать характеристику погоды по результатам наблюдений за шума;
неделю;

-рассказывать о путешествии как способе познания мира,

-приводить примеры приборов и инструментов;

о великих географических открытиях;

-пользоваться термометром для измерения температуры воздуха, -называть планеты Солнечной системы;
воды и тела человека;

-отличать планету от звезды;

-различать тела природы и изделия;

-показывать на глобусе материки и океаны;

На минимальном уровне

На достаточном уровне

-приводить примеры тел и веществ;

-приводить примеры веществ в разных состояниях

-приводить примеры источников энергии;

(твердом, жидком, газообразном);

-рассказывать об исследованиях глубин морей и океанов;

-рассказывать об использовании электрической энергии;

-рассказывать об исследованиях космоса;

-рассказывать о значении звука, света и цвета в жизни

-называть планеты земной группы: Меркурий, Венеру, Марс;

человека;

-рассказывать о нашей планете — Земле, нашей звезде — Солнце о -понимать, что такое окружающая среда;
спутнике Земли — Луне;

-приводить

примеры

разнообразия

условий

жизни

-рассказывать о значении камня в жизни человека;

растений и животных (опушка леса, березовый лес,

-называть условия, необходимые для жизни растений и животных;

ельник, сосновый лес, озеро или пруд);

-приводить примеры растений и животных разных мест обитания -приводить примеры приспособленности растений и
(опушки леса, березового леса, ельника, соснового леса, озера или животных к условиям жизни и некоторых взаимосвязей в
пруда);
-различать

живой природе;
времена

года

по

характерным

признакам -рассказывать о влиянии деятельности человека на живую

(продолжительности дня, положению Солнца на небосклоне, природу;
температуре

воздуха,

виду осадков,

состоянию

растений

и -проводить наблюдения и опыты с использованием

животных);
-сравнивать результаты наблюдений за природой в разные времена
года.
Человек и общество

простейших приборов и инструментов.
Человек и общество
Учащиеся получат возможность научиться:
-понимать, что человек — часть общества и часть

Учащиеся научатся:

природы;

-выполнять правила безопасного обращения с электроприборами;

-понимать значение общества в жизни человека;

-понимать значение науки и труда в жизни общества;

-осознавать то, что в обществе люди зависят друг от

На минимальном уровне

На достаточном уровне

-рассказывать о некоторых знаменитых путешественниках, значении друга;
их открытий в жизни общества.
Закрепить

связи

между

конкретными

-рассказывать
образами

об

условиях,

необходимых

для

предметов, полноценного развития человека (общение, познание);

признаков, явлений с их речевым обозначением; уметь связно их -понимать значение искусства как способа познания мира.
описывать в рассказах-повествованиях.

-Закрепить

Рассказывать об изучаемых явлениях по предложенной опоре предметов,
(плану, схеме, картине и др.)

связи

между

признаков,

конкретными

явлений

с

образами

их

речевым

обозначением; уметь связно их описывать в рассказахповествованиях, описаниях, рассуждениях.

Метапредметные
Регулятивные
Учащиеся научатся:

Учащиеся получат возможность научиться:

-понимать свое продвижение в овладении содержанием курса 2 -развивать и тренировать свою наблюдательность;
класса;

-ставить цели проведения наблюдений и опытов;

-проводить наблюдения и опыты по предложенному плану;

-осуществлять контроль при проведении наблюдений и

-оценивать правильность выполнения заданий.

опытов;
-планировать

собственное

участие

в

проектной

деятельности (с опорой на шаблон в рабочей тетради).
Познавательные
Учащиеся научатся:

Учащиеся могут научиться:

-искать и находить в учебнике информацию, подтверждающую или -пользоваться

справочниками,

словарями,

опровергающую высказывание;

энциклопедиями для поиска информации при подготовке

-высказывать предположение о причинах изучаемого явления;

проекта;

На минимальном уровне

На достаточном уровне

-формулировать краткий ответ на вопрос учителя, подтверждать его -объяснять причину изучаемого явления с помощью
информацией из учебника и других источников;

материала учебника и других источников;

-фиксировать результаты наблюдений в дневнике наблюдений с -осуществлять описание объектов природы;
помощью условных знаков;

-сравнивать и классифицировать объекты природы по

-понимать информацию, представленную в таблицах и схемах на заданным признакам;
страницах учебника;

-устанавливать некоторые причинно-следственные связи

-понимать значение справочников, словарей, энциклопедий;

изменений в погоде;

-пользоваться справочником, помещенным в учебнике;

-обобщать результаты наблюдений за погодой, делать

-понимать значение знаков и символов в жизни общества.

выводы.

-выделять существенные признаки явлений, которые позволяют
отличать одно явление от другого;
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
-сотрудничать

с

Учащиеся могут научиться:
одноклассниками

при

выполнении

игровых -высказывать свое мнение при обсуждении различных

заданий;

жизненных ситуаций, возникающих в обществе;

-осуществлять взаимопроверку при выполнении игровых заданий;

-выполнять основные правила этикета (приветствовать,

-ставить вопросы друг другу.

прощаться, благодарить, поздравлять).

- Участвовать в обсуждении, высказывая согласие или несогласие в -Участвовать в обсуждении, высказывая согласие или
соответствии с нормами общения, формулировать собственное несогласие
мнение.

в

формулировать
аргументы.

соответствии
собственное

с

нормами
мнение,

общения,
приводить

Планируемые результаты освоения учебного предмета. 3 класс.
На минимальном уровне

На достаточном уровне
личностные

У обучающихся будут сформированы:

могут быть сформированы:

-понимание необходимости правильно вести себя дома, на улице, в гостях;

-понимание значения изучения курса «Окружающий

-понимание значения взаимопомощи в семье;

мир»;

-способность оценивать свое поведение и поведение других детей в

-ориентация на соблюдение правил поведения в

соответствии с правилами этикета;

общественных местах;
-понимание ценности семейных отношений;
-способность ставить себя на место других людей в
различных жизненных ситуациях.
предметные

Обучающиеся научатся:

Обучающиеся получать возможность научиться:

различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой

осознавать ценность природы и необходимость нести

природы.; определять значение природы для человека, отличие человека от

ответственность за ее сохранение, соблюдать правила

животного как существа разумного; иметь представление об экологии,

экологического поведения в быту (раздельный сбор

Красной книге

мусора, экономия воды и электроэнергии) и в природе;

- использовать естественнонаучные тексты с целью поиска и извлечения

- пользоваться простыми навыками самоконтроля и

познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, создания

саморегуляции своего самочувствия для сохранения

собственных устных или письменных высказываний;

здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила

- использовать различные справочные издания (атлас-определитель «От

рационального питания и личной гигиены;

земли до неба», «Зеленые страницы», «Великан на поляне, или Первые

- выполнять правила безопасного поведения в природе,

На минимальном уровне

На достаточном уровне

уроки экологической этики», атлас карт) для поиска необходимой

оказывать первую помощь при несложных несчастных

информации;

случаях.

- использовать готовые модели (глобус, карта, план, муляжи) для объяснения

проявлять уважение и готовность выполнять совместно

явлений или выявления свойств объектов, изучения основных форм земной

установленные договоренности и правила, в том числе

поверхности: равнины и горы; основные виды естественных водоёмов; части

правила общения со взрослыми и сверстниками в

реки;

официальной обстановке школы.

- использовать приборы (компас) для определения основных сторон
горизонта;
- обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой,
взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения
необходимости бережного отношения к природе;
- определять характер взаимоотношений человека с природой, находить
примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и
безопасность человека;
- понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил
безопасного поведения; использовать знания о строении и
функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего
здоровья.
Раздел «Человек и общество».
Третьеклассник научится:
- знать старинные города, входящие в Золотое кольцо России.
-находить на карте ближайших соседей России, страны мира.

На минимальном уровне

На достаточном уровне

- используя дополнительные источники информации, находить факты,
относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
- оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных
группах (семья, общество сверстников и т. д.);
использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и
детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска и извлечения
познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания
собственных устных или письменных высказываний;
- соблюдать правила личной безопасности и безопасности окружающих,
понимать необходимость здорового образа жизни.
метапредметные
регулятивные
-понимать свое продвижение в овладении содержанием курса 2 класса;

свою наблюдательность;

-проводить наблюдения и опыты по предложенному плану;

-ставить цели проведения наблюдений и опытов;

-оценивать правильность выполнения заданий.

-осуществлять контроль при проведении наблюдений и
опытов;
-планировать собственное участие в проектной
деятельности (с опорой на шаблон в рабочей тетради).
познавательные

-фиксировать результаты наблюдений в дневнике наблюдений с помощью

-пользоваться справочниками, словарями,

условных знаков;

энциклопедиями для поиска информации при

-понимать информацию, представленную в таблицах и схемах на страницах

подготовке проекта;

На минимальном уровне

На достаточном уровне

учебника;

-осуществлять описание объектов природы;

-понимать значение справочников, словарей, энциклопедий;

-сравнивать и классифицировать объекты природы по

-пользоваться справочником, помещенным в учебнике;

заданным признакам;

-понимать значение знаков и символов в жизни общества.

-устанавливать некоторые причинно-следственные
связи изменений в погоде;
-обобщать результаты наблюдений за погодой, делать
выводы.

коммуникативные
-сотрудничать с одноклассниками при выполнении игровых заданий;

-высказывать свое мнение при обсуждении различных

-осуществлять взаимопроверку при выполнении игровых заданий;

жизненных ситуаций, возникающих в обществе;

-ставить вопросы друг другу.

-выполнять основные правила этикета (приветствовать,
прощаться, благодарить, поздравлять).

Содержание учебного предмета. 2 класс.
Где мы живем. Символика государства, формирование представлений о его федеративном устройстве, о многонациональности страны,
родной край как часть России. Дифференциация окружающей среды по признаку «природное».
Природа. Изучение многообразия природного мира. Неживая природа как первооснова всей жизни на земле. Многообразие растений, их
зависимость от солнца, воздуха, воды, почвы. Многообразие животного мира, его связь с неживой природой и растениями.
Здоровье и безопасность. Формирование представления о человеке как части природного мира. Внешнее строение человека. Строение тела
человека. Внутреннее строение. Режим дня и гигиена. Правильное питание. Чего нельзя делать на дороге. Школа перехода. Домашние
опасности. Пожар. Я потерялся. Опасные незнакомцы.

Общество и я. Наши имена. Семейные традиции. Наша дружная семья. Культура и образование. Идём в музей. Правила вежливости. Из
чего что сделано? Как построить дом. Все профессии важны. Деньги. Транспорт. Специальный транспорт. Железнодорожный транспорт.
Воздушный и водный транспорт.
Путешествия. В гости к весне. Живая природа весной. Посмотри вокруг. Ориентирование на местности. Формы земной поверхности.
Водные богатства. Что такое карта. Путешествие по карте России. Путешествие по Москве. Достопримечательности Москвы
Московский Кремль. Красная площадь. Родной город. Достопримечательности родного города. Карта мира. Путешествие по материкам.
Страны мира. Скоро лето. Летом в лесу. Лесные опасности. Правила поведения на воде.
Содержание учебного предмета. 3 класс.
Ведущие методы обучения
1.Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности учащихся:
 методы словесной передачи информации и слухового восприятия информации (беседа, рассказ, доклад);
 методы наглядной передачи информации и зрительное восприятие (иллюстрации, опыт, наблюдения);
 методы передачи информации с помощью практической деятельности (анализ таблиц, схем, практические работы, дидактическая
игра).
2.Методы стимулирования и мотивации.
 эмоциональные (поощрение, порицание, создание ситуации успеха, свободный выбор заданий);
 познавательные (создание проблемных ситуаций, выполнение творческих заданий, заданий на смекалку);
 волевые (предъявление учебных требований, прогнозирование будущей деятельности);
 социальные (создание ситуации взаимопомощи, заинтересованность в результатах своей деятельности);
3.Методы контроля и самоконтроля.
 устные (индивидуальный и фронтальный опросы, взаимоопрос);
 самоконтроль и взаимоконтроль (самоконтроль, самоконтроль по образцу, парный контроль).
Формы организации работы:

- индивидуальная;
- парная;
- фронтальная;
- групповая;
- коллективная.
Структуру учебного предмета «Окружающий мир» составляют следующие разделы.
Как устроен мир.
Природа. Разнообразие природы. Классификация объектов природы. Ценность природы для людей.
Человек. Ступеньки познания. Внутренний мир человека. Богатства, отданные людям.
Общество. Народы мира. Символы государства.
Что такое экология. Роль каждого жителя Земли в охране окружающей среды. Охрана природы. Знакомство с влиянием человека на
природу. Красная книга.
Эта удивительная природа.
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Главные свойства сахара, крахмала, кислоты.
Воздух и его охрана. Свойства воздуха.
Вода. Свойства воды. Превращения и круговорот воды. Охрана и защита водоёмов и населяющих их животных и растений.
Связь почвы и растений. Что такое почва. Свойства почвы. Разнообразие растений. Классификация растений. Солнце, растения и мы с
вами. Размножение и развитие растений.
Охрана растений. Правила поведения в природе.
Разнообразие животных. Классификация животных по их групповым признакам. Разнообразие природы родного края. Размножение и
развитие животных. Охрана животных. Заповедники, заказники.
В царстве грибов. Строение грибов.
Великий круговорот жизни.

Мы и наше здоровье.
Организм человека. Органы и система органов человека. Органы чувств. Надёжная защита организма. Питание.
Опора тела и движение.
Дыхание и кровообращение.
Здоровый образ жизни.
Наша безопасность.
Огонь, вода и газ. Опасные места. ПДД: «Опасности на дороге». Дорожные знаки.
Природа и наша безопасность. Экологическая безопасность.
Чему учит экономика.
Для чего нужна экономика. Природные богатства и труд людей – основа экономики. Полезные ископаемые. Полезные ископаемые
родного края. Растениеводство. Животноводство. Промышленность. Экономика родного края.
Что такое деньги. Государственный бюджет. Семейный бюджет.
Экономика и экология.
Путешествия по городам и странам.
Золотое кольцо России. Наши ближайшие соседи.
На севере Европы. В центре Европы. На юге Европы.
По знаменитым местам мира

Тематическое планирование.2 класс.
№

Кол-во

п/п

часов

Тема урока

Основные виды деятельности обучающихся

Раздел 1. Где мы живём (6 часов)
1.

1

Герб, флаг, гимн России

Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться

2.

1

Мой родной край

их выполнять.

3.

1

Город и село

Различать государственные символы России.

4.

1

Что нас окружает? (урок-экскурсия)

Сравнивать

5.

1

Природа

и

рукотворный

мир.

отношение к миру
6.

1

с

помощью

фотографий

и

по

личным

Наше наблюдениям город и село.
Рассказывать о своём городе и доме по вопросам учителя.

Обобщение и систематизация знаний по Различать объекты природы и предметы рукотворного мира.
разделу

Приводить примеры объектов природы и рукотворного мира.
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на
итоговые вопросы и оценивать свои достижения.
Выполнять тестовые задания.
Оценивать достижения других детей и свои.

Раздел 2. Природа (20 часов)
7.

1

Живая и неживая природа. В природе все Понимать

учебные

задачи

связано

стремиться их выполнять.

раздела

и

данного

8.

1

Явления природы

Классифицировать

9.

1

В гости к осени (урок-экскурсия)

признакам.

10.

1

Живая природа осенью

Различать объекты живой и неживой природы.

объекты

природы

урока,

по существенным

11.

1

Как измерить температуру

Приводить примеры объектов живой и неживой природы,

12.

1

Погода

сезонных изменений в природе.

13.

1

Природные кладовые

Устанавливать связи между живой и неживой природой.

14.

1

Воздух

Определять сезон по характерным сезонным признакам.

15.

1

Вода

Знакомиться с устройством термометра, проводить опыты с

16.

1

Растения

термометром, измерять температуру, фиксировать результаты.

17.

1

Дикорастущие и культурные растения

Характеризовать

18.

1

Цветы

украшают

жизнь.

растения
19.

1

погоду

как

сочетание

температуры,

Комнатные облачности, осадков, ветра.
Приводить примеры погодных явлений.

Какие бывают животные

Наблюдать

изменения

в

живой

и

неживой

природе,

устанавливать взаимозависимость между ними.
20.

1

Красная книга

Рассказывать о значении воздуха и воды для растений,

21.

1

В гости к зиме (урок-экскурсия)

животного

22.

1

Живая природа зимой

предложенному плану.

23.

1

Дикие и домашние животные

Устанавливать по схеме различия между группами растений и

24.

1

Животные живого уголка. Кошки и собаки

животных.

25.

1

В природе все взаимосвязано

Работать в группе: знакомиться с разнообразием растений и

26.

1

Обобщение и систематизация знаний по животных, находить новую информацию о них, составлять
разделу

и

человека

по

вопросам

учителя

или

распространенные предложения об особенностях растений;
моделировать изучаемые взаимосвязи.
Сравнивать и различать группы растений и животных.
Узнавать по рисункам комнатные растения.
Осваивать приёмы ухода за комнатными растениями и

животными живого уголка в соответствии с инструкцией.
Подготовить с помощью взрослых сообщение о растении или
животном из Красной книги России.
Отвечать на вопросы и оценивать свои достижения.
Выполнять тестовые задания.
Оценивать достижения других детей и свои.
Раздел 3. Здоровье и безопасность (10 часов)
27.

1

Строение

тела

человека.

Внутреннее Понимать

строение
28.

1

Режим дня и гигиена

29.

1

Правильное питание

30.

1

Чего нельзя делать на дороге.

31.

1

Школа перехода

32.

1

Домашние опасности

33.

1

Пожар

34.

1

Я потерялся

35.

1

Опасные незнакомцы

36.

1

Обобщение и систематизация знаний по
разделу

учебные

задачи

раздела

и

данного

урока,

стремиться их выполнять.
Рассказывать о режиме дня по предложенному плану.
Находить необходимую информацию в тексте учебника;
составлять распространенные предложение с использованием
лексических средств темы.
Формулировать по вопросам учителя или наглядной опоре
правила личной гигиены, правила пожарной и дорожной
безопасности, называть и описывать по вопросам или
предложенному плану
пожароопасные

назначение предметов гигиены,

предметы,

потенциальные

опасности

пребывания одному дома.
Проговаривать правила поведения в определённых ситуациях.
Запомнить номера телефонов экстренных служб.
Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на

итоговые вопросы и оценивать свои достижения.
Выполнять тестовые задания. Оценивать достижения других
детей и свои.
Раздел 4. Общество и я (13 часов)
37.

1

Наши имена

Понимать

38.

1

Семейные традиции. Наша дружная семья

стремиться их выполнять.

39.

1

Культура и образование. Идём в музей

Рассказывать по предложенному плану или вопросам

учебные

задачи

раздела

и

данного

урока,

учителя о труде людей различных профессий.
Отвечать на вопросы, находя информацию в тексте учебника.
40.

1

Правила вежливости

Различать, называть и обсуждать виды профессий, роль

41.

1

Из чего что сделано? Это всё из глины

профессии в жизни человека.

Как рождаются книги

Выполнять тестовые задания.

Как делают шерстяные вещи

Оценивать достижения других детей и свои.

42.

1

Как построить дом

43.

1

Все профессии важны

44.

1

Деньги

45.

1

Транспорт

46.

1

Специальный транспорт

47.

1

Железнодорожный транспорт

48.

1

Воздушный и водный транспорт

49.

1

Обобщение и систематизация знаний по
разделу

Путешествия (19 часов)

50.

1

В гости к весне (урок-экскурсия)

Понимать

51.

1

Живая природа весной

стремиться их выполнять.

52.

1

Посмотри вокруг.

Сравнивать

53.

1

Ориентирование на местности

горизонта.

54.

1

Формы земной поверхности и водоёмы Различать стороны горизонта, обозначать их на схеме; виды

учебные

задачи

фотографии

в

раздела
учебнике;

родного края (урок-экскурсия)

водоёмов, узнавать их по описанию.

и

данного

урока,

находить

линию

55.

1

Формы земной поверхности

Наблюдать за весенними изменениями в природе.

56.

1

Водные богатства

Описывать достопримечательности городов по вопросам

57.

1

Что такое карта.
России

58.

1

Путешествие

Путешествие по карте учителя или предложенному плану.
Составлять
распространенные
по

Достопримечательности Москвы
1

Московский Кремль. Красная площадь

60.

1

Родной город.

Отвечать на вопросы, используя материалы учебника, и

Достопримечательности оценивать свои достижения.
Выполнять тестовые задания.

61.

1

Карта мира

62.

1

Путешествие по материкам

63.

1

Страны мира

64.

1

Скоро лето. Летом в лесу

65.

1

Лесные опасности

66.

1

Правила поведения на воде

67.

1

Обобщение и систематизация знаний по
разделу

с

Москве. использованием лексических средств темы.
Приводить примеры летних изменений в природе.

59.

родного города.

предложения

Оценивать достижения других детей и свои.

68.

1

Обобщение и систематизация знаний по
курсу

Тематическое планирование. 3 класс.
Кол
№

-во

пп

часо

Тема урока

Характеристика основных видов деятельности обучающихся

в
Как устроен мир
1

1

1

1

1

Природа. Разнообразие природы.

- знакомиться с учебником и учебными пособиями по курсу «Окружающий

Классификация объектов природы.

мир» для 3 класса, с целями и задачами раздела «Как устроен мир»;

Ценность природы для людей.

- понимать учебную задачу урока, стремиться её выполнить;

Человек. Ступеньки познания.

- находить в материале учебника подтверждение или опровержение

Внутренний мир человека.

высказанному суждению (разнообразие природы);

Богатства, отданные людям.

- рассказывать о ценности природы для человека по вопросам учителя или

Составление плана рассказа о людях,

коллективно составленному плану; извлекать из текста учебника

наделённых богатым внутренним

необходимую информацию в коллективной работе или по вопросам учителя;

миром

- сравнивать объекты живой и неживой природы по известным признакам по

Общество. Народы мира. Символы

предложенному или коллективно составленному плану;

государства.

- классифицировать объекты живой природы, осуществлять самопроверку;

Что такое экология. Роль каждого

- по вопросам учителя формулировать выводы из изученного материала,

жителя Земли в охране окружающей

отвечать полным и кратким ответом на итоговые вопросы и оценивать свои

1

среды.

достижения на уроке.

Природа в опасности! Охрана

- находить и формулировать сходство человека и других живых существ и

природы. Знакомство с влиянием

отличия его от животных;

человека на природу. Красная книга.

- различать внешность человека и его внутренний мир, рассказывать о
внешности человека и его качествах по вопросам или предложенному плану;
- анализировать проявления внутреннего мира человека в его поступках,
внешности, взаимоотношениях с людьми, отношении к природе, объяснять
обнаруженные связи с помощью учителя;
- работать в паре: наблюдать и описывать проявления внутреннего мира
человека;

Эта удивительная природа
2

Тела, вещества, частицы.

- понимать и описывать понятия «тела», «вещества», «частицы»;
- классифицировать тела и вещества, приводить примеры естественных и
искусственных тел, твёрдых, жидких и газообразных веществ;
- наблюдать опыт с растворением веществ, высказывать предположения,
объясняющие результат опыта, в сложном предложении;

1

Разнообразие веществ. Главные

- наблюдать и описывать по предложенному плану или вопросам учителя

свойства сахара, крахмала, кислоты.

свойства поваренной соли, сахара, крахмала, кислоты;
- практическая работа: ставить опыты по обнаружению крахмала в продуктах
питания;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые
вопросы полным и кратким предложением и оценивать свои достижения на

уроке.
1

Воздух и его охрана. Свойства воздуха

- анализировать и пояснять схему (диаграмму) с целью определения состава
воздуха;
- исследовать с помощью опытов свойства воздуха;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые
вопросы полным и кратким ответом и оценивать свои достижения на уроке.

1

Вода. Свойства воды. Практическая

- практическая работа: исследовать по инструкции учебника и предложенному

работа

свойства воды;
- работать в паре под контролем педагога
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые
вопросы и оценивать достижения на уроке.

2

Превращения и круговорот воды.

- высказывать предположения о состояниях воды в природе; различать три
состояния воды;
- наблюдать в ходе учебного эксперимента образование капель при
охлаждении пара; с помощью учителя формулировать вывод о причинах
образования облаков и выпадения дождя;
- по вопросам учителя формулировать выводы из изученного материала,
отвечать полным или кратким ответом на итоговые вопросы и оценивать свои
достижения на уроке.

1

Берегите воду! Охрана и защита

- формулировать и высказывать предположения о том, почему нужно беречь

водоёмов и населяющих их животных

воду; при ответе находить подтверждение своего мнения в учебнике;

и растений.

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые
вопросы и оценивать достижения на уроке.

1

Связь почвы и растений. Что такое

- анализировать рисунок учебника по предложенным заданиям и вопросам;

почва. Свойства почвы.

- практическая работа: исследовать состав почвы в ходе учебного
эксперимента;
- анализировать схему связей почвы и растений; на основе схемы
моделировать связи почвы и растений;
- характеризовать процессы образования и разрушения почвы;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые
вопросы и оценивать достижения на уроке.

1

Разнообразие растений.

- доказывать, используя свои знания и рисунок учебника, что растения очень

Классификация растений.

разнообразны, формулировать доказательство по предложенному алгоритму
или плану;
- знакомиться с группами растений по материалам учебника;
- приводить примеры растений разных групп и видов с помощью атласаопределителя;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые
вопросы и оценивать достижения на уроке.

1

Солнце, растения и мы с вами.

- выявлять с помощью схемы сходство и различие процессов питания и
дыхания растений, рассказывать о них по вопросам учителя или
предложенному плану;
- моделировать процессы дыхания и питания растений;
- выявлять и описывать роль листьев, стебля и корня в питании растений;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые
вопросы и оценивать достижения на уроке.

1

Размножение и развитие растений.

- характеризовать условия, необходимые для размножения растений и их
распространения;
- наблюдать в природе, как распространяются семена деревьев;
- выявлять и описывать по плану или вопросам учителя роль животных в
размножении и развитии растений;
-характеризовать с помощью схем (наглядных опор) стадии развития растения
из семени;
- работать с терминологическим словариком, находить значение незнакомых
слов, их правильное произношение;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые
вопросы и оценивать достижения на уроке.

1

Охрана растений. Правила поведения

- актуализировать сведения, полученные в 1-2 классах, об исчезающих и

в природе.

редких растениях, Красной книге, правилах поведения в природе; коллективно
составлять рассказ с элементами рассуждения по предложенному или
коллективно составленному плану;
- характеризовать по вопросам учителя или предложенному плану факторы
отрицательного воздействия человека на мир природы;
- обсуждать материалы книги «Великан на поляне» с целью выяснения правил
поведения человека в природе, выделять с помощью учителя значимые части
текста, основную мысль;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые
вопросы и оценивать достижения на уроке.

2

Разнообразие животных.

- актуализировать знания о животном мире, полученные в 1-2 классах;

Классификация животных по их

- классифицировать животных из списка, предложенного одноклассниками;

групповым признакам

- приводить примеры животных разных групп, коллективно составлять
рассказ-описание по предложенному или коллективно составленному плану;
- работать с электронным приложением к учебнику;
- с помощью атласа-определителя «От земли до неба» определять животных,
изображённых на рисунке, и относить их к определённой группе.

1

Кто что ест. Проект: «Разнообразие

- характеризовать животных по типу питания по предложенному плану

природы родного края».

(наглядной опоре);
- приводить примеры животных по типу питания;
- анализировать и описывать по вопросам учителя схемы цепей питания;
- характеризовать защитные приспособления растений и животных;
- составлять и презентовать «Книгу природы родного края» по
предварительно коллективно составленному плану;
- совместно со взрослым определять с помощью атласа-определителя
растения, птиц, другие природные объекты, делать фотографии, зарисовки.

1

Размножение и развитие животных.

- характеризовать животных разных групп по способу размножения
животных;
-моделировать стадии размножения животных разных групп, рассказывать о
них по плану или наглядной опоре;
- по предложенному плану или вопросам учителя рассказывать, как заботятся
домашние животные о потомстве;
- работать с терминологическим словариком, находить значения незнакомых
слов, их правильное произношение.

1

Охрана животных.

- актуализировать знания о редких и исчезающих животных, Красной книге

Заповедники, заказники.

России, полученные в 1-2 классах, коллективно составлять рассказ-описание
по предложенному плану или наглядной опоре (схеме);
- характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на
животный мир;
-обсуждать по вопросам учителя меры по охране животных;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые
вопросы и оценивать достижения на уроке.

1

В царстве грибов. Строение грибов.

- характеризовать строение шляпочных грибов по предложенному плану или
вопросам учителя;
- моделировать различие грибов-двойников;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые
вопросы и оценивать достижения на уроке.

1

Великий круговорот жизни.

- характеризовать организмы-производители, организмы-потребители,
организмы-разрушители по предложенному плану или вопросам учителя;
- обсуждать опасность исчезновение хотя бы одного из звеньев цепи
круговорота веществ в природе;
- рассказывать о круговороте веществ на Земле по предложенному плану или
вопросам учителя;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые
вопросы и оценивать достижения на уроке.

Мы и наше здоровье
2

Организм человека. Органы и система

- характеризовать системы органов человека (их части и назначение) по

органов человека.

вопросам учителя или предложенному плану;
- обсуждать взаимосвязь наук анатомии, физиологии и гигиены;
- практическая работа в паре: измерение роста и массы тела человека;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые
вопросы и оценивать достижения на уроке.

1

Органы чувств.

- работать в группе: самостоятельно изучать материал темы и под
руководством учителя готовить рассказы по предложенному плану;
- формулировать правила гигиены органов чувств и рассказывать о них по
предложенному плану или вопросам учителя;
- работать с терминологическим словариком, находить значение незнакомых
слов и их правильное произношение;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые
вопросы и оценивать достижения на уроке.

1

Надёжная защита организма.

- практическая работа: изучить свойства кожи;
- характеризовать средства гигиены и ухода за кожей по предложенному
плану или вопросам учителя;
- характеризовать меры первой помощи при повреждении кожи по
предложенному плану или вопросам учителя ;
- работать с терминологическим словариком;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые
вопросы и оценивать достижения на уроке.

1

Наше питание.

- моделировать строение пищеварительной системы;

Как правильно питаться.

- характеризовать изменения, которые происходят с пищей в процессе

Наши проекты: «Школа кулинаров»

переваривания по предложенному плану или вопросам учителя;
-обсуждать правила рационального питания, формулировать и высказывать
суждения на основании собственного опыта;
- составлять меню здорового питания;
- работать с терминологическим словариком, находить значения незнакомых
слов и их правильное произношение;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые
вопросы и оценивать достижения на уроке;
- готовиться к выполнению проекта «Школа кулинаров».

1

Опора тела и движение.

- характеризовать роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма по
предложенному плану или вопросам учителя ;
- раскрыть роль правильной осанки для здоровья человека по предложенному
плану или вопросам учителя;
- следить за правильной осанкой на уроке и вне его;
-выполнять физкультминутки;
- работать с терминологическим словариком;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые
вопросы и оценивать достижения на уроке.

2

Дыхание и кровообращение.

- характеризовать строение дыхательной системы и её роль в организме по
предложенному плану или вопросам учителя;
- моделировать строение дыхательной системы;
- работать с терминологическим словариком;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые

вопросы и оценивать достижения на уроке.
1

Умей предупреждать болезнь.

- характеризовать факторы закаливания; факторы, укрепляющие здоровье, и

Здоровый образ жизни.

факторы, негативно на него влияющие, по предложенному плану или
вопросам учителя;
- формулировать правила закаливания по предложенному плану или вопросам
учителя;
- коллективно составлять памятку по закаливанию;
- работать с терминологическим словариком;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые
вопросы и оценивать достижения на уроке.

1

Презентация проектов «Богатства,

- по заранее составленному плану представлять проект на основе собственной

отданные людям», «Разнообразие

презентации;

природы родного края», «Школа

- выполнять тесты с выбором ответа;

кулинаров»

- оценивать правильность (неправильность предложенных ответов);

Проверочная работа по теме «Мы и

- оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами.

наше здоровье»
Наша безопасность
1

Огонь, вода и газ. Опасные места.

- характеризовать действия при пожаре, аварии водопровода и утечке газа по
предложенному плану или вопросам учителя;
- моделировать действия при этих ситуациях в виде схем и ролевой игры;
- анализировать схему эвакуации из класса, школы по вопросам учителя;
- работать с терминологическим словариком;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые
вопросы и оценивать достижения на уроке.
- по вопросам учителя обсуждать потенциальные опасные места в доме и вне
его;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые
вопросы и оценивать достижения на уроке.
2

Чтобы путь был счастливым

- по вопросам учителя обсуждать предложенные ситуации, которые являются

ПДД: «Опасности на дороге»

потенциально опасными;
- моделировать свои действия в виде игры;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые
вопросы и оценивать достижения на уроке.

1

Дорожные знаки.

- по вопросам учителя анализировать разные типы знаков, обсуждать, как они

Наши проекты «Кто нас защищает»

помогут пешеходу;
- моделировать в виде схемы путь домой от школы и от дома до школы, с
обозначением имеющихся дорожных знаков;
- работать с терминологическим словариком;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые
вопросы и оценивать достижения на уроке.
- находить в Интернете и других источниках информации сведения о
Вооружённых силах России, деятельности полиции, службы пожарной охраны,
МЧС.

1

Природа и наша безопасность.

- характеризовать опасности природного характера по предложенному плану
или вопросам учителя;

- отличать гадюку от ужа, коллективно составлять рассказ с элементами
описания;
- характеризовать правила гигиены при общении с домашними животными.
1

Экологическая безопасность.

-коллективно анализировать по схеме цепь загрязнения;
- приводить примеры цепей загрязнения;
- моделировать пути поступления загрязняющих веществ в организм;
- работать с терминологическим словариком;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые
вопросы и оценивать достижения на уроке.

Чему учит экономика
1

Для чего нужна экономика.

- по вопросам учителя коллективно раскрывать понятия «экономика»,
«товары», «услуги»;
- различать товары и услуги, приводить примеры, краткие описания по
предложенному плану;
- работать с терминологическим словариком;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые
вопросы и оценивать достижения на уроке.

1

Природные богатства и труд людей –

- раскрывать роль природных богатств и труда человека в экономике по

основа экономики

предложенному плану, приводить примеры использования природных
богатств;
- работать с терминологическим словариком;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые
вопросы и оценивать достижения на уроке.

1

Полезные ископаемые. Полезные

- определять полезные ископаемые с помощью атласа-определителя;

ископаемые родного края.

- характеризовать особенности добычи различных полезных ископаемых по
предложенному плану или вопросам учителя;
- работать с терминологическим словариком;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые
вопросы и оценивать достижения на уроке.

1

Растениеводство. Практическая

- практическая работа в паре: исследовать выданное учителем

работа

сельскохозяйственное растение и описать его по предложенному плану;
- работать с терминологическим словариком, находить в словаре значение
непонятного слова, определять его правильное произношение;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые
вопросы и оценивать достижения на уроке.

1

Животноводство.

- классифицировать домашних сельскохозяйственных животных;
- выявлять взаимосвязь растениеводства, животноводства и промышленности;
- работать с терминологическим словариком;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые
вопросы и оценивать достижения на уроке.

1

Какая бывает промышленность.

- характеризовать отрасли промышленности по их роли в производстве
товаров по предложенному плану или вопросам учителя;
-соотносить продукцию и отрасли промышленности;
- работать с терминологическим словариком;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые
вопросы и оценивать достижения на уроке.

1

Наши проекты: «Экономика родного

- собирать информацию об экономике родного края;

края»

- по предварительно составленному плану представлять проект на основе
собственной презентации;
- презентовать и оценивать результаты проектной деятельности.

1

Что такое деньги ИКТ

- характеризовать виды обмена товарами, моделировать ситуации бартера и
купли-продажи по предложенному плану или вопросам учителя;
-раскрывать роль денег в экономике по предложенному плану или вопросам
учителя;
-различать денежные единицы разных стран, описывать отличия с помощью
учителя.

1

Государственный бюджет

- характеризовать государственный бюджет, его доходы и расходы по

Семейный бюджет.

предложенному плану или вопросам учителя;
- выявлять и описывать в коллективной работе взаимосвязь между доходами и
расходами государства;
- работать с терминологическим словариком;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые
вопросы и оценивать достижения на уроке.
- выявлять сходство и различия государственного и семейного бюджета и их
взаимосвязь;
- определять, какие доходы и из каких источников может иметь семья;
- моделировать семейный бюджет;
- работать с терминологическим словариком;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые

вопросы и оценивать достижения на уроке.

2

Экономика и экология.

Характеризовать вредное воздействие различных отраслей экономики на
окружающую среду по предложенному плану или вопросам учителя;
- в коллективном обсуждении раскрывать взаимосвязь между экономикой и
экологией;
- работать с терминологическим словариком;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые
вопросы и оценивать достижения на уроке.

Путешествия по городам и странам
2

Золотое кольцо России.

- прослеживать маршрут путешествия по карте в учебнике и настенной карте

1

Наши проекты «Мои путешествия»

России;
- рассказывать о достопримечательности городов Золотого кольца по
фотографиям по предложенному плану или вопросам учителя;
-выполнять задания из электронного приложения к учебнику;
- с помощью Интернета готовить сообщение о любом городе Золотого кольца;

- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые
вопросы и оценивать достижения на уроке.
1

Наши ближайшие соседи.

- показывать на карте России её границы и пограничные государства, их
столицы, в том числе страны, граничащие только с Калининградской областью
или имеющие с Россией только морские границы;
- работать с терминологическим словариком;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые
вопросы и оценивать достижения на уроке.

2

На севере Европы. ИКТ

- соотносить государства и их флаги;
- узнавать по фотографии достопримечательности изучаемых стран; их
известных людей, по предложенному плану составлять рассказ-описание;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые
вопросы и оценивать достижения.

1

Что такое Бенилюкс

- описывать достопримечательности стран Бенилюкса по фотографии по
предложенному плану или вопросам учителя;
- выполнять задания с электронного приложения к учебнику;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые
вопросы и оценивать достижения на уроке.

1

В центре Европы.

- узнавать и описывать достопримечательности по фотографиям по
предложенному плану или вопросам учителя;
- моделировать достопримечательности из пластилина;
- выполнять задания с электронного приложения к учебнику;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые

вопросы и оценивать достижения на уроке.
2

По Франции и Великобритании.

- описывать достопримечательности Франции и Великобритании по
фотографиям по предложенному плану или вопросам учителя;
- выполнять задания с электронного приложения к учебнику;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые
вопросы и оценивать достижения на уроке.

1

На юге Европы.

- описывать достопримечательности Греции и Италии по фотографиям по
предложенному плану или вопросам учителя;
- выполнять задания с электронного приложения к учебнику;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые
вопросы и оценивать достижения на уроке.

2

По знаменитым местам мира

- описывать достопримечательности изученных стран по фотографиям по

1

Проверочная работа за год

предложенному плану или вопросам учителя;
- соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они
находятся
- работать с картой;
- выполнять задания с электронного приложения к учебнику;
- формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые
вопросы и оценивать достижения на уроке.

1

Проверим себя и оценим свои

- выполнять тесты с выбором ответа;

достижения по разделу: «Путешествия

- оценивать правильность (неправильность предложенных ответов);

по городам и странам».

- адекватно оценивать свои знания

Итого: 68 часов

Коррекционная работа
Правильно и уместно использовать новую лексику по изучаемым темам, понимать слова, близкие и противоположные по смыслу; выяснять
конкретные признаки предметов (цвет, величина, форма и т.д.), давать краткие и распространенные ответы, требующие сравнения
предметов. Строить распространенные предложений из 5-7 слов в соответствии с нормами синтаксической связи (согласование, управление,
примыкание). Составлять диалоги по картине, по заданной ситуации, на основе прослушанного или прочитанного текста; беседовать на
темы из окружающей жизни, учебных ситуаций, в связи с наблюдениями за природой, рассказывать о событии или явлении по плану. По
вопросам учителя составлять небольшой текст; коллективно составлять рассказ-описание или рассказ-рассуждение по серии картин,
опорным словам, деформированному тексту; самостоятельно составлять простой диалог.

Контрольно-оценочные материалы и критерии оценки
Виды контроля

Формы контроля

Количество работ

Текущий

Проверочная работа

в течение учебного

Практическая работа

года

словарный диктант
Тематический

проверочный тест

7

Итоговый

итоговый тест

2

Особенности организации контроля по предмету
Для контроля и оценки знаний и умений по предметам этой образовательной области используются фронтальная устная проверка,
письменные работы, не требующие развернутого ответа с большой затратой времени, а также самостоятельные практические работы с
картами, приборами, моделями, лабораторным оборудованием.
Фронтальный опрос проводится как беседа-полилог, в котором участвуют учащиеся всего класса. Учитель подготавливает серию
вопросов по конкретной теме курса, на которые учащиеся дают короткие ответы, обосновывая их материалами учебника.
При письменной проверке знаний используются контрольные тестовые работы, которые не требуют полного обязательного
письменного ответа. Тестовые задания предлагаются в следующих вариантах: поиск ошибки, выбор ответа. Для обеспечения
индивидуального подхода возможно использование карточек-заданий: дети заполняют таблицы, рисуют или дополняют схемы, диаграммы,
выбирают правильную дату и т.п.
Нормы оценок за все виды проверочных работ по предметам образовательной области «Окружающий мир» соответствуют общим
требованиям, указанным в данном документе.
Критерии оценивания.

Устный опрос
Оценка «5» ставится ученику, если он владеет теоретическим учебным материалом, не допускает фактических ошибок, устанавливает
связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), дает полные ответы на все поставленные вопросы с учетом специфики
проявления речевого дефекта. В речи допущено не более 2 специфических речевых ошибок.
Оценка «4» ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для опенки «5», но ученик
допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, в использовании отдельных терминов, с учетом специфики
проявления речевого дефекта. Все недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем. В речи допущено 3-4
специфических речевых ошибки.
Оценка «3» ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала. Допускает фактические ошибки, затрудняется
устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями окружающего мира, дает краткие ответы на вопросы
учителя, с учетом специфики проявления речевого дефекта. Может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя. В речи
допущено 5-6 специфических речевых ошибок.
Оценка «2» ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не может ответить на вопросы
даже с помощью учителя (с учетом специфики проявления речевого дефекта), в речи допущено более 7 специфических речевых ошибок.
Оценка тестов, словарных диктантов.
Выполненная работа оценивается отметками "зачет" или "незачет". Считается, что ученик обнаружил достаточную базовую подготовку
("зачет"), если он дал не менее 75% правильных ответов.
Ошибки влияющие на снижение оценки
неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной в пределах программного
материала;
нарушение последовательности в описании объекта (явления) при использовании предложенной графической опоры или плана;
ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение.

Критерий оценки тестовых заданий – количественный, количество ошибок для снижения оценки зависит от количества заданий в
тесте. Необходимо учитывать, что предмет «Окружающий мир» не является точной областью знаний. При формулировке тестовых заданий
необходимо избегать неоднозначных формулировок или субъективных суждений, способных привести к непониманию обучающимся
задания и неверному ответу в связи с неточной или некорректной формулировкой.
Базовый

60 - 77%

77 - 90%

90 - 100%

«3»

«4»

«5»

уровень 0 - 60%
«2»

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх

сведения образовательной организации

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».