Русский язык ТНР

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету
«Русский язык»
для обучающихся с ТНР
на 2020/2021 учебный год

Разработчики программы:
ШМО учителей начальных классов

Планируемые результаты изучения курса. 2класс.
На минимальном уровне

На достаточном уровне

Личностные
У обучающихся будут сформированы:

Обучающиеся

получат

возможность

для

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к формирования:
учёбе как интеллектуальному труду, принятие ценности познавательной чувства сопричастности к языку своего народа (я —
носитель языка), чувств эстетической красоты и

деятельности;

понимание ценности нравственных норм, закреплённых в языке народа, точности русского слова;
для жизни и здоровья человека, умение соотносить эти нормы с осознания русского языка как основного средства
поступками как собственных, так и окружающих людей (на уровне, общения народов России;
осознания предложения и текста как средств для

соответствующем возрасту);

осознание своей принадлежности народу, стране, чувства уважения к выражения

мыслей

и

чувств,

понимание

традициям, истории своего народа, интерес к русскому языку, как к разнообразия и богатства языковых средств для
выражения мыслей и чувств;

родному;
адекватное

восприятие

оценки

собственной

деятельности,

данной восприятия русского языка как основной, главной

одноклассниками, учителем, умение признавать собственные ошибки.

части культуры русского народа понимания того,
что изменения в культуре народа, находят своё
отражение в языке;
понимания богатства и разнообразия слов в русском
языке, внимания к особенностям народной речи,
познавательного интереса к значению слова и к его
истокам, положительная мотивация к решению

На минимальном уровне

На достаточном уровне
различных коммуникативных задач (передавать
информацию, просить, доказывать и т.д.).

Предметные
Фонетика и орфоэпия. Графика. Орфография. Закреплены навыки Обучающиеся
дифференциации звуков, фонематического анализа и синтеза на все более правила

получат

обозначения

усложняющемся речевом материале, дети познакомились с некоторыми помощью

мягкого

особенностями русской графики, с трудными случаями буквенной сим- написание

слогов

возможность
мягкости

знака,
с

усвоить

согласных

усвоить

жи-ши,

с

правильное

ча-ща,

чу-щу;

волики.

правописание буквосочетаний чк, чн, . правила

Состав слова (морфемика).

написания разделительного Ъ.

Сформированы представления о составе слова, об однокоренных словах, о Устанавливать слоговую структуру слова и правила
некоторых морфемах (корне, окончании).

переноса;

Способны образовывать слова относительно сложной морфологической устанавливать морфемную структуру (значимые
структуры (по образцу).

части) слов с однозначно выделяемыми морфемами;

Могут проводить разбор слов по составу в различных его формах (по осознавать

место

возможного

возникновения

заданному алгоритму, моделировать слова по составу, узнавать слова по орфографической ошибки;
данной модели, подбирать слова к данной модели).

при работе над ошибками осознавать причины

Способны реализовывать под руководством учителя по заранее данному появления ошибки;
алгоритму осуществлять два способа проверки написания слова: путем Практически освоить навык словообразования с
изменения формы слова и путем подбора однокоренных слов.

помощью приставок в-, во-, до-, на-, над-, за-, по-,

Морфология

про-, щ-, об-, с-, со-, у-.

Практически

усваивают

общее

лексическое

значение

имени Определять коллективно под руководством учителя

существительного (обозначение предмета), его грамматические признаки, темы

и

содержания

устных

и

прочитанных

На минимальном уровне

На достаточном уровне

способны ставить вопросы кто? что? к словам, различать по вопросу рассказов, сопоставлять их название и содержание.
одушевленные и неодушевленные существительные (без термина), имена Восстанавливать деформированные предложения и
существительные нарицательные и собственные (без термина), овладевают простейшие

деформированные

тексты

терминами «единственное и множественное число», умеют по заданному (восстановление последовательности предложений)
алгоритму практически распознавать род имен существительных;

коллективно под руководством учителя

Практические усваивают общее понятие о словах, обозначающих признак
предмета, могут распознавать слова этой категории в речи,

могут по

заданному алгоритму ставить вопрос к именам прилагательным.
Практически усваивают общее лексическое значение глаголов. Могут на
практическом материале изменять глаголы по числам, временам, глаголов
прошедшего времени по родам.
Сформировано практическое представление о предлоге как слове, как
служебной части речи. Усваивают на элементарном уровне правописание
предлогов (единообразное написание, не совпадающее с произношением
гласных и согласных, раздельное написание с другими словами),
закрепляют различие между предлогами и приставками.
Синтаксис. Пунктуация
Умеют вычленять предложение из текста, отличать его от отдельных слов
и словосочетаний, соблюдать при произношении и чтении средства
интонационного

оформления

коммуникативного

типа

предложения,

Умеют соблюдать правила записи предложения, употребляя большую
букву в начале предложения и знаки препинания в конце предложения, под

На минимальном уровне

На достаточном уровне

руководством учителя с опорой на наглядный материал могут составлять,
распространять предложения (по вопросам, по картине, по графической
схеме).
Могут определять, о ком или о чем говорится в предложении, находить
соответствующие слова, ставить вопросы к главным членам предложения,
составлять схему семантической структуры простого предложения.
Усваивают таких понятий и терминов, как «главные члены предложения»,
«подлежащее», «сказуемое».
Усваивают в практическом плане роль интонации в предложении, понятие
логическое ударение (без введения термина).
Развитие речи
В процессе работы над связной речью на уроках русского языка
предусматривается усвоение основных признаков текста, его смысловой
цельности и связности.
Метапредметные
Регулятивные
Обучающиеся научатся:

Обучающиеся получат возможность научиться:

организовывать своё рабочее место;

оценивать правильность выполнения своих учебных

понимать цель выполняемых действий;

действий;

в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу;

в

понимать важность планирования работы;

учебную задачу;

коллективном

диалоге

ставить

конкретную

осмысленно выбирать способ действия при решении орфографической намечать действия при работе в паре, составлять

На минимальном уровне

На достаточном уровне

задачи (орфограммы в корне слов);

простой план действий при выполнении заданий;

выполнять учебные действия, руководствуясь изученными правилами и в объяснять по заданному алгоритму, какой способ
действий был использован для выполнения задания,

соответствии с выбранным алгоритмом или инструкциям учителя;

осуществлять элементарную само и взаимопроверку, используя способ как работали;
сличения своей работы с заданным эталоном;

осуществлять элементарную само и взаимопроверку

вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она работ, корректировать выполнение задания;
расходится

с

орфографические

эталоном
и

(образцом),

дисграфические

находить
ошибки,

и

исправлять оценивать выполнение задания по следующим

допущенные

при параметрам:

списывании.

выполнено с ошибками или без

ошибок, в чём проявилась сложность выполнения.

Познавательные
Обучающиеся научатся:

Обучающиеся получат возможность научиться:

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных находить,

сравнивать,

классифицировать

заданий, используя справочные материалы учебника;

орфограммы в корне слова;

ориентироваться в учебнике, в справочном бюро учебника;

осуществлять синтез как составление целого из

использовать простейшие таблицы и схемы, заданные алгоритмы действий частей (составление предложений);
для решения конкретных языковых задач;
выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов;
строить модели слова (звуковые и буквенные), схему предложения;
находить, сравнивать, группировать: звуки, буквы, слова;
осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов);

На минимальном уровне

На достаточном уровне

Коммуникативные
Обучающиеся научатся:

Обучающиеся получат возможность научиться:

выражать свои мысли с полнотой и точностью, соответствующими соблюдать в повседневной жизни нормы речевого
возрасту с учетом структуры речевого дефекта и тяжести его проявления;

этикета и правила устного общения (обращение,

уметь слышать, точно реагировать на реплики;

вежливые слова);

понимать тему высказывания (текста) по содержанию, по заголовку;

задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте;

быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;

адекватно

использовать

речевые

средства

для

договариваться и приходить к общему решению, работая в паре решения коммуникативных задач (обратиться с
просьбой, поздравить) с учетом структуры речевого

(подгруппе).

дефекта и тяжести его проявления;
строить

продуктивное

взаимодействие

и

сотрудничество со сверстниками и взрослыми (под
руководством учителя).

Планируемые результаты изучения курса. 3 класс
На минимальном уровне

На достаточном уровне
личностные

У обучающихся будут сформированы:

Обучающиеся получат возможность для формирования:

На минимальном уровне

На достаточном уровне

внутренняя позиция школьника на уровне положительного

чувства сопричастности к языку своего народа (я — носитель

отношения к учёбе как интеллектуальному труду, принятие

языка), чувств эстетической красоты и точности русского слова;

ценности познавательной деятельности;

осознания русского языка как основного средства общения народов

понимание ценности нравственных норм, закреплённых в

России;

языке народа, для жизни и здоровья человека, умение

осознания предложения и текста как средств для выражения

соотносить эти нормы с поступками как собственных, так и

мыслей и чувств, понимание разнообразия и богатства языковых

окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);

средств для выражения мыслей и чувств;

осознание своей принадлежности народу, стране, чувства

восприятия русского языка как основной, главной части культуры

уважения к традициям, истории своего народа, интерес к

русского народа понимания того, что изменения в культуре народа,

русскому языку, как к родному;

находят своё отражение в языке;

адекватное восприятие оценки собственной деятельности,

понимания богатства и разнообразия слов в русском языке,

данной одноклассниками, учителем, умение признавать

внимания к особенностям народной речи, познавательного интереса

собственные ошибки.

к значению слова и к его истокам, положительная мотивация к
решению различных коммуникативных задач (передавать
информацию, просить, доказывать и т.д.).
предметные

Фонетика и орфоэпия. Графика. Орфография.

Обучающиеся получат возможность научиться:

Умение дифференцировать звуки, анализировать звуковой и

На основе умения дифференцировать ударные и безударные глас-

буквенный состав слова, определять ударные и безударные

ные обучающиеся овладевают правописанием безударной гласной в

гласные;

корне слова, безударной гласной в приставках, предлогах,

умение обозначать мягкости согласных с помощью

знанием алфавита: правильным называнием букв, знанием их

йотированных гласных, мягкого знака;

последовательности, использованием алфавита при работе со

На минимальном уровне

На достаточном уровне

соблюдение правил правописания ши-жи, ча-ща, чу-щу, чк-

словарями, справочниками, каталогами.

чн в словах, мягкого знака после шипящих, на конце имен

овладевают двумя способами проверки: путем изменения формы

существительных,

слова и путем подбора однокоренных слов.

Лексика (состав слова, морфология).

Владение простейшими случаями словообразования, в том числе,

наблюдать над употреблением синонимов и антонимов в речи, суффиксального словообразования ((-очк, -ечк, -тель, -ик, -оньк, подбирать синонимы и антонимы к словам разных частей речи, ник).
уточнять их значение;

характер связи прилагательного с существительным (род и число

пользоваться словарями при решении языковых и речевых прилагательного зависят от рода и числа существительного, с котозадач.

рым оно связано). и правописание частицы «не» с глаголами,

Состав слова (морфемика). Владеть терминологией: корень, правописание неопределенной формы глагола.
окончание, суффикс, приставка;

распознавать имена существительные; находить начальную форму

различать однокоренные слова и различные формы одного и имени существительного; определять грамматические признаки
того же слова;

(род, число, падеж); изменять имена существительные по числам и

отличать приставки от предлогов, правильно соотносить их в падежам;
словосочетаниях как в устной, так и в письменной речи,

распознавать имена прилагательные; определять зависимость

особенно приставки и предлоги, имеющие сходный звуко- имени прилагательного от формы имени существительного;
буквенный состав (пошел по дороге, отъехал от ворот).

находить начальную форму имени прилагательного; определять

производить разбор слов по составу в различных его формах, грамматические признаки (род, число, падеж); изменять имена
моделирование слов по составу, узнавание слов по данной прилагательные по числам, родам (в единственном числе), падежам
модели, придумывание слов к данной модели.

(первое представление);

Морфология.

сравнивать, классифицировать слова по их составу;

Владеть понятиями и соответствующими терминами «имя

разбирать по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами

На минимальном уровне

На достаточном уровне

существительное», «имя прилагательное», глагол. распознавать в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом, оценивать
части речи на основе усвоенных признаков (в объёме правильность проведения разбора по составу.
программы);

наблюдать над словообразованием частей речи;

распознавать

глаголы;

определять

начальную

подбирать примеры слов и форм разных частей речи; наблюдать их

(неопределённую) форму глаголов (первое представление), употребление в тексте и устной речи, правильно употреблять в речи
различать глаголы, отвечающие на вопросы что делать? и что части речи и их формы.
сделать?; определять грамматические признаки глагола —

обнаруживать

форму времени, число, род (в прошедшем времени).

признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого

Синтаксис. Пунктуация.

курса);

определять

вид

предложений

по

цели

высказывания

(повествовательные, вопросительные, побудительные) и по
интонации (восклицательные и невосклицательные), правильно
интонировать эти предложения; составлять такие предложения;
находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные
члены предложения (без деления на виды);
устанавливать при помощи вопросов связь между словами в
предложении; отражать её в схеме;
находить

в

предложении

и

тексте

незнакомое

слово,

определять его значение по тексту или толковому словарю;
спрашивать о значении слова учителя.
метапредметные

орфограммы

по

освоенным

опознавательным

На минимальном уровне

На достаточном уровне
регулятивные

Обучающиеся научатся:

Обучающиеся получат возможность научиться:

самостоятельно организовывать своё рабочее место;

оценивать правильность выполнения своих учебных действий;

понимать цель выполняемых действий;

в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу;

в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную

намечать действия при работе в паре, составлять простой план

задачу;

действий при написании творческой работы, создании проектов;

понимать важность планирования работы;

объяснять, какой способ действий был использован для

осмысленно выбирать способ действия при решении

выполнения задания, как работали;

орфографической задачи (орфограммы в корне слов);

осуществлять само и взаимопроверку работ, корректировать

выполнять учебные действия, руководствуясь изученными

выполнение задания;

правилами и в соответствии с выбранным алгоритмом или

оценивать выполнение задания по следующим параметрам:

инструкциям учителя;

выполнено с ошибками или без ошибок, в чём проявилась

осуществлять само и взаимопроверку, используя способ

сложность выполнения.

сличения своей работы с заданным эталоном;
вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу,
если она расходится с эталоном (образцом), находить и
исправлять орфографические ошибки, допущенные при
списывании, письме по памяти.
познавательные
Обучающиеся научатся:

Обучающиеся получат возможность научиться:

осуществлять поиск необходимой информации для

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения

выполнения учебных заданий, используя справочные

учебных заданий, используя различные справочные материалы:

На минимальном уровне

На достаточном уровне

материалы учебника;

толковые словари, детские энциклопедии и др.;

ориентироваться в учебнике, в справочном бюро учебника;

свободно ориентироваться в книге, используя информацию

использовать простейшие таблицы и схемы для решения

форзацев, оглавления, справочного бюро;

конкретных языковых задач;

прогнозировать содержание текста по ориентировочным основам

выделять существенную информацию из небольших читаемых

(заголовку, пунктам плана);

текстов;

находить, сравнивать, классифицировать: орфограммы в корне

строить модели слова (звуковые и буквенные), схему

слова, части речи;

предложения;

осуществлять синтез как составление целого из частей

находить, сравнивать, группировать: звуки, буквы, слова;

(составление предложений);

осуществлять синтез как составление целого из частей

владеть способом проверки «труднопроверяемых» орфограмм

(составление слов);

(словом с историческим корнем).

владеть общим способом проверки орфограмм в корне слова.
коммуникативные
Обучающиеся научатся:

Обучающиеся получат возможность научиться:

выражать свои мысли с полнотой и точностью,

соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и

соответствующими возрасту;

правила устного общения (обращение, вежливые слова);

уметь слышать, точно реагировать на реплики;

озаглавливать текст;

понимать тему высказывания (текста) по содержанию, по

задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте;

заголовку;

адекватно использовать речевые средства для решения

быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в

коммуникативных задач (обратиться с просьбой, поздравить).

совместной работе;

строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со

договариваться и приходить к общему решению, работая в

сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности

На минимальном уровне
паре.

На достаточном уровне
(под руководством учителя).

Содержание учебного предмета
Ведущие методы обучения.
Учитывая специальные потребности обучающихся с тяжелыми нарушениями речи,
необходимым

представляется

использование

совокупности

словесных,

наглядных,

практических и игровых методов с преобладающей ролью наглядных и практических
методов.
Наряду с традиционными методами обучения особое внимание уделяется методу
наглядности и методу лингвистического эксперимента.
Метод наглядности призван визуализировать скрытые от ребенка лингвистические явления и
закономерности, и предполагает использование различных внешних опор в виде схем,
условных обозначений. Основным условием при отборе средств наглядности является
облегчение процесса ориентации учеников с ОНР в лингвистических явлениях. Поэтому
условные обозначения и схемы не должны быть слишком сложными и требовать
длительного времени для заучивания. Ряд схем и условных обозначений могут носить
промежуточный характер, поэтому заучивание их названий или названий их элементов не
требуется и закрепляется только в пассивном словаре, чтобы ученики понимали инструкции
и могли их выполнить соответствующим образом.
В рамках данного метода можно выделить методы моделирования и конструирования
языкового материала.
Метод лингвистического эксперимента предполагает, что ученикам не дается готовых
ответов. Поиск решения той или иной лингвистической задачи проходит в совместной
работе учеников и педагога. Перебор вариантов, выбор наилучшего способа решения
формирует у учеников чувство языка, мотивацию к работе с лингвистически материалом,
публичного признания, снимает страх ошибки и потребность в угадывании единственно
правильного результата. Метод лингвистического эксперимента не отрицает и не исключает
использования алгоритмов решения лингвистических задач.
Алгоритмизация последовательностей действий при манипуляциях с лингвистическим
материалом позволяет создать ориентировочную основу и сформировать умственный план
действий. Использование наглядных опор и алгоритмов лингвистических действий и
операции производится в соответствии с теорией формирования умственных действий П.Я.
Гальперина.

Программное содержание (136 часов)2 класс
Тема

Дидактические единицы, раскрывающие содержание темы

Звуки и буквы Звуко-буквенный и слоговой анализ.
(30 часов)

Гласные и согласные.
Дифференциация понятий «звук» и «буква». Алфавит. Различение и сопоставление алфавитного названия
букв и их произношения. Поиск словарных слов по словарю учебника.
Гласные звуки [а], [о], [у], [э], [ы], [и] и их буквенные обозначения.
Слогообразующая функция гласных. Чтение и запись (списывание с образца, под диктовку, самостоятельная
запись) слогов с данными гласными
Согласные звуки и буквы.
Дифференциация согласных по звонкости, группировка парных согласных, выделение группы согласных
только звонкого/глухого ряда. Составление и запись простых слогов, выделение слогов на слух с заданной
согласной. Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака и гласной И. Мягкий знак между
согласными и после Л. Дифференциация твердых и мягких согласных, группировка парных согласных,
выделение группы согласных только твердого/мягкого ряда. Усвоение правописания слогов с жи-ши, ча-ща,
чу-щу. Правописание буквосочетаний чк, чн. Слова с удвоенными согласными. Письменное обозначение,
чтение и запись (списывание с образца, под диктовки, самостоятельная запись) слогов и слов с заданными
согласными
Йотированные гласные буквы я, ё, ю, е.
Изучение и закрепление звукового состава йотированных гласных. Изучение изменения звуковой
характеристики данных гласных в различных слоговых позициях (в конце слова, слога; в середине слова
после гласного; в начале слова перед гласными [а], [у], [э], [о]; после разделительных мягкого и твердого
знаков). Определение разделительной функции мягкого знака, различение на слух раздельного

произношения гласного и согласного звуков, запись слов с разделительными твердым и мягким знаками.
Слог
Деление слов на слоги и правила переноса слов с одной гласной и мягким знаком.
Ударение.
Определение и различение ударных и безударных слогов. Использование ударения для проверки написания
простых слов без приставок.
Слово (85 часов)

Состав слова.
Корень
Понятие о корне как главной неизменяемой части слова. Понятие однокоренные слова, Подбор
однокоренных слов. Группировка однокоренных слов. Правописание безударных гласных в корне слова.
Правописание парных глухих и звонких согласных в корне слова. Проверка правописания с опорой на
словоизменение и подбор однокоренных слов. Звуко-буквенный состав слова с разделительным мягким
знаком. Понятие о транскрипции.
Окончание
Понятие «окончание слова», практическое усвоение его функционального значения. Выделение окончания в
составе слова. Изменение окончаний по заданному образцу. Тренировка в практическом согласовании слов в
словосочетании с помощью окончаний.
Словообразование.
Практическое усвоение навыка словообразования с помощью приставок в-, во-, до-,на-, над-, за-, по-, про-,
о0, об-, с-, со-, у-.
Слово как часть речи
Слова, обозначающие предметы
Понятие «слово, обозначающее предмет» и его функциональное значение в речи. Постановка вопросов

«Кто?», «Что?». Дифференциация одушевленных и неодушевленных предметов. Формирование умения
правильно отвечать на вопросы косвенных падежей, а также умений самостоятельно изменять вопрос в
соответствии с необходимой грамматической формой слова и отвечать на него.
Большая буква
В именах, отчествах и фамилиях людей, названиях стран, рек, городов, улиц.
Предлог.
Предлог как самостоятельная часть речи, необходимая для связи слов в предложении. Его функциональное
значение. Определение и выделение предлога в речи. Правила правописания предлога.
Слова, обозначающие действие предмета.
Понятие «слово, обозначающее действие предмета». И отвечающие на вопросы что делает? что делать?
что делал? что сделал?. Их функциональное значение в речи. Различение и подбор данной группы слов к
подходящим по смыслу словам – названиям предметов. Изменение грамматических признаков при
согласовании слов - названий действий с подходящими по смыслу словами – названиями предметов. В роде
и числе.
Слова, обозначающие признак предмета.
Понятие «слова, обозначающие признак предмета» и отвечающие на вопрос какая? какой? какое? какие?.
Различение и подбор данной группы слов к подходящим по смыслу словам – названиям предметов.
Изменение грамматических признаков при согласовании слов - названий признаков со словами – названиями
предметов в роде и числе.
Предложение (21 Понятие «предложение». Его функциональное значение в речи. Предложение как единица речи. Выделение
час)

предложений из текста. Границы предложения. Их определение и обозначение на письме. Определение
смыслового содержания предложения. Выделение главных членов предложения и постановка к ним
вопросов. Нахождение в предложении слов, связанных между собой по смыслу. Составление вопросов для

распространения предложений. Второстепенные члены предложения. Характеристика морфологической
принадлежности второстепенных членов предложения (слова-названия предметов, слова-названия действий,
слова - названия признаков предмета, предлоги). Восстановление деформированных предложений.
Предложения,

различающиеся

по

цели

высказывания:

повествовательные,

вопросительные,

восклицательные. Моделирование и конструирование простых предложений.
Чистописание

Закрепление гигиенических навыков письма: правильная посадка, положение тетради, ручки и т.д.
Работа над формами букв и их соединениями в словах. Письмо строчных и заглавных букв по группам в
порядке усложнения их начертания:
1) и,ш,И,Ш,п,р,т,г;
2) л,м,Л,М,я.Я,А;
3)у,ц,щ,У,Ц,Щ,Ч,ч;
4) с,С,е,Е,о,О,а,д,б;
5) ь,ы,ъ и их варианты в соединениях;
6) н,ю,Н,Ю,к,К;
7) В,З,з,Э,э.Ж,ж,Х,х,ф;
8) Ф,У,Т,Р,Б,Д.
Работа по предупреждению ошибок:


В написании графически схожих строчных и заглавных букв, типа м-и-ш; к-п-н; ш-ц-щ; Ч-У;



В написании строчных букв со схожими элементами в противоположных графических зонах, типа в-

д; и-у и т.д.


В написании соединений графически схожих строчных букв типа: ши, ми, ли, и др.

Упражнения по переводу детей на письмо в тетрадях с разлиновкой в одну линию. Связное, ритмичное
письмо слов и предложений.

Слова с непроверяемыми написаниями:
Алфавит, апрель, берёза, быстро, вдруг, ветер, город, девочка, декабрь, дорога, земляника, иней, капуста, комната, коньки, лопата, магазин,
малина, мальчик, мебель, месяц, метро, морковь, мороз, ноябрь, обед, облако, одежда, октябрь, осина, платок, посуда, рисунок, родина,
Россия, русский, сапоги, сахар, сентябрь, скоро, спасибо, стакан, суббота, товарищ, улица, урожай, ученик, учитель, февраль, шёл, яблоня,
ягода, язык, январь.
Программное содержание. 3 класс.
Тема

Дидактические единицы

1.Вводный урок.

Знакомство с учебником. Разделы учебника. Орфографический режим.

2. Звуки и буквы

Повторение тем, изученных во 2 классе.
Слоговой и звуко-буквенный анализ.
Гласные и согласные. Алфавит. Работа с орфографическим словарем печатным и электронным.
Гласные звуки и буквы. Уточнение акустических и графических образов. Звуко-буквенный анализ, в том
числе слогов и слов с йотированными гласными, звуко-буквенный анализ слогов и слов в разделительным
мягким и твердым знаками, запись слогов и слов.
Согласные звуки и буквы. Уточнение акустических и графических образов. Звуко-буквенный анализ слогов
и слов с оппозиционными согласными. Правила смягчения согласных с помощью мягкого знака.
Правописание гласных после шипящих. Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН.
Слог. Правила деления слов для переноса.
Ударение. Ударные и безударные слоги.

3.Слово

Состав слова. Повторение тем «Корень» и «Окончание». Отработка новых понятий «Приставка» и
«Суффикс»
Корень слова. Повторение темы «Однокоренные слова». Дифференциация однокоренных слов и форм

одного и того же слова. Правописание безударных гласных в корне слова. Правописание парных согласных
в корне слова. Способы проверки орфограмм в корне слова.
Приставка. Правописание твердого знака.
Суффикс.
Приставочный и суффиксальный способы словообразования.
Части речи.
Имя существительное. Определение, дифференциальные признаки. Одушевленные и неодушевленные имена
существительные. Большая буква в именах существительных. Имена собственные и нарицательные.
Глагол. Определение. Дифференциальные признаки. Изменение глаголов по временам.
Имя прилагательное. Определение, функциональное значение. Согласование имени прилагательного с
именем существительным.
Предлог. Дифференциация предлога и приставки.
4. Предложение

Уточнение понятия «предложение». Распространение предложений.
Определение понятий «подлежащее» и «сказуемое». Второстепенные члены предложения. Виды
предложений по цели высказывания.

Чистописание

Закрепление гигиенических навыков письма: правильная посадка, положение тетради, ручки и т.д.
Совершенствование графических навыков в написании графически сложных букв: 1) г, к, ж, в, ч, б, д, у, я и
др 2)Г, П, Т,Р, З,Е, Ю, У, Д, Ф, К ;В; 3) Пп, Чч, Рр, Вв, Ее, Зз, Уу ;

Слова с непроверяемыми написаниями:

Август, апрель, балкон, берег, ботинок, валенки, вместе, вокруг, вторник, герой, декабрь, животное, завтрак, июнь, июль, картина,
конфета, корзина, костёр, костюм, кровать, лагерь, лестница, март, май, месяц, метро, морковь, народ, огурец, осина, отец, песок, помидор,
праздник, пятница, рабочий, ракета, рисунок, север, солдат, солома, суббота, трактор, ужин, улица, учительница, четверг.
Коррекционная работа
Учебный предмет «Русский язык» обеспечивает формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных действий. Работа с
языковым

материалом

открывает

возможности

для

формирования

логических

действий

анализа,

сравнения,

установления

причинно­следственных связей. Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоение правил строения слова и
предложения, графической формы букв обеспечивают развитие знаково­символических действий - замещения (например, звука буквой),
моделирования (например, состава слова путём составления схемы) и преобразования модели (видоизменения слова). Усвоение
универсальных учебных действий на уроках русского языка создаёт условия для формирования языкового чувства как результата
ориентировки ребёнка в морфологической и синтаксической структуре языка и обеспечивает успешное развитие адекватных возрасту форм
и функций речи, включая обобщающую и планирующую функции.
Учебный предмет «Русский язык» обеспечивает формирование следующих универсальных учебных действий:


умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;



умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;



умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические

высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;


стремление к более точному выражению собственных мыслей; умение задавать вопросы

Важным компонентом коррекционной работы является формирование языковых обобщений (фонематических, морфологических,
синтаксических), развитие навыков семантического программирования и языкового оформления как предложений, так и текста.
На уроках русского языка ученики учатся рассуждать, доказывать, что является мощным стимулом формирования речемыслительной
деятельности обучающихся.

Также необходимо организовать работу так, чтобы учесть специфические проявления речевого дефекта на уровне письменной речи и
избежать провокационных заданий, стимулирующих проявления нарушений письменной речи.
Тематическое планирование. 2 класс
№

Кол-во

п\п

часов

Тема урока

Основные виды деятельности обучающихся

Звуки и буквы (30ч)
1

1

Гласные и согласные

Проведение звуко-буквенного и слогового анализа.

2-3

2

Алфавит

Закрепление и дифференциация понятий «звук» и «буква».
Знакомство с алфавитом. Различение и сопоставление алфавитного

4-5

2

6-9

4

10-12

3

Гласные звуки [а], [о], [у], [э], [ы], [и]
Согласные звуки и буквы.
Дифференциация

согласных

звонкости
13-14

2

названия букв и их произношения. Изучение транскрибирования отдельных
звуков, слогов, простых слов, в том числе, с опорой на материализованную
основу.
Формирование умения восстанавливать алфавитный порядок букв, слогов,

по слов. Обучение поиску словарных слов по словарю учебника.

Уточнение фонетической, акустической, артикуляционной и графической

Обозначение мягкости согласных с характеристики гласных звуков [а], [о], [у], [э], [ы], [и] и их буквенных
помощью мягкого знака и гласной И. обозначений.
Мягкий знак между согласными и Закрепление понятия о слогообразующей функции гласных. Составление
после Л.
слогов с данными гласными, выделение на слух слогов с заданной гласной.
Контрольное списывание.

Чтение и запись (списывание с образца, под диктовку, самостоятельная

15-17

3

Правописания слогов с жи-ши, ча- запись) слогов с данными гласными. Составление, чтение и запись простых
ща, чу-щу.
слогов с заданной гласной.

18-19

2

Правописание буквосочетаний чк, чн.

20

1

Слова с удвоенными согласными.

21-22

2

Йотированные гласные буквы я, ё, ю, артикуляционной и графической характеристики согласных.
е.

Согласные звуки и буквы. Изучение фонетический, акустической,
Дифференциация согласных по звонкости, группировка парных согласных,
выделение группы согласных только звонкого/глухого ряда. Составление и

23-24

2

Мягкий знак

запись простых слогов, выделение слогов на слух с заданной согласной.

25-26

2

Твердый знак

Составление слогов с заданной согласной. Выделение заданного слога на
слух, его запись. Составление и запись слов с заданными звуками и

27

слогами.

1
Проверочная работа.

Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака и гласной И.
Мягкий знак между согласными и после Л. Дифференциация твердых и

28

1

29-30

2

Работа над ошибками.

мягких согласных, группировка парных согласных, выделение группы

Обобщение и повторение материала согласных только твердого/мягкого ряда.
Усвоение правописания слогов с жи-ши, ча-ща, чу-щу.
(резерв)
Правописание буквосочетаний чк, чн.
Слова с удвоенными согласными. Письменное обозначение, чтение и
запись (списывание с образца, под диктовки, самостоятельная запись)
слогов и слов с заданными согласными
Йотированные гласные буквы я, ё, ю, е.
Изучение и закрепление звукового состава йотированных гласных.
Изучение

функционального

значения

йотированных

гласных

при

смягчении согласных. Усвоение смягчающей роли звука Й в составе
йотированных гласных. Продолжение изучения изменения звуковой
характеристики данных гласных в различных слоговых позициях (в конце

слова, слога; в середине слова после гласного; в начале слова перед
гласными [а], [у], [э], [о]; после разделительных мягкого и твердого знаков),
в частности, усвоение и закрепление двойного звучания Я, Ё, Ю, Е в начале
слова, после гласной и после мягкого знака.
Повторение

и

закрепление

правил

правописания

твердого

знака.

Определение разделительной функции мягкого знака, различение на слух
раздельного произношения гласного и согласного звуков, запись слов с
разделительными твердым и мягким знаками.
Деление слов на слоги и правила переноса слов с одной гласной и мягким
знаком.
Определение и различение ударных и безударных слогов. Использование
ударения для проверки написания простых слов без приставок.
Продолжение работы по формированию, уточнению, обогащению и
активизации словарного запаса обучающихся.
Составление простых распространенных предложений на заданную тему,
по сюжетной картине, по серии картин.
Формирование адекватного восприятия оценки собственной деятельности,
данной одноклассниками, учителем, умение признавать собственные
ошибки.
Формирование

положительной

мотивации

к

решению

различных

коммуникативных задач (передавать информацию, просить, доказывать и
т.д.).
Формирование умения организовывать своё рабочее место; понимать цель

выполняемых действий; в сотрудничестве с учителем ставить конкретную
учебную задачу; осуществлять элементарную само и взаимопроверку,
используя способ сличения своей работы с заданным эталоном;
Формирование умения ориентироваться в учебнике, в справочном бюро
учебника;
использовать простейшие таблицы и схемы, заданные алгоритмы действий
для решения конкретных языковых задач;
выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов;
строить модели слова (звуковые и буквенные).
Закрепление навыка выражать свои мысли с полнотой и точностью,
соответствующими возрасту с учетом структуры речевого дефекта и
тяжести его проявления; уметь слышать, точно реагировать на реплики;
задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте; адекватно использовать
речевые средства для решения коммуникативных задач (обратиться с
просьбой, уточнить) с учетом структуры речевого дефекта и тяжести его
проявления.
Слово (85 часов)
31

1

Состав слова

Понятие о составе слова.
Определение и закрепление понятия о корне слова как главной

32-35

6

Корень. Понятие о корне слова

неизменяемой части слова. Формирование умения находить корень в слове.
Понятие «однокоренные слова», наблюдение за единообразием написания

36-47

12

Правописание безударных гласных в корней в этих словах. Упражнения по подбору однокоренных слов. Задания
корне слова

на различение и группировку однокоренных слов.

48

1

Проверочная работа

Правописание безударных гласных в корне слова. Формирование навыков

49

1

Работа над ошибками. Повторение

словоизменения и практическое использование изученной темы ударение

50-61

12

Правописание парных согласных в для проверки написания простых слов без приставок с безударной гласной
корне слова

в корне.

62

1

Проверочная работа.

Изучение и закрепление правильного написания глухих и звонких

63

1

Работа над ошибками. Повторение

согласных в корне слова с помощью словоизменения и подбора

64-67

4

Окончание. Понятие об окончании

однокоренных слов (повтор и отработка темы «Однокоренные слова»).

68-71

4

Приставка.

Словообразование

помощью приставок.

с Дифференциация глухих и звонких согласных в произношении и
восприятии на слух на материале «Парные согласные в корне слова».

72

1

Контрольный диктант

Звуко-буквенный

73

1

Работа над ошибками. Повторение

Упражнения в транскрипции слов. Уточнение разделительной функции

74-75

2

76

1

77-82

6

83-84

2

4

слова

с

разделительным

мягким

знаком.

Обобщающие уроки по теме «Состав мягкого знака и его позиции в слове.
Определение и закрепление понятия «окончание слова», практическое
слова»

Слово как часть речи. Понятие «часть усвоение его функционального значения. Наблюдение за его изменениями в
различных словосочетаниях. Выделение окончания в составе слова.
речи».

названия Изменение окончаний по заданному образцу. Упражнения в практическом
предметов, отвечающие на вопросы согласовании слов в словосочетании с помощью окончаний.
Первоначальное практическое усвоение навыка словообразования с
кто? что?
Одушевленные и неодушевленные помощью приставок в-, во-, до-,на-, над-, за-, по-, про-, о0, об-, с-, со-, у-.
Слова,

обозначающие

Формирование умения находить изученные орфограммы.

имена существительные
85-88

состав

Большая

буква

существительных.

в

именах

Слово

как

часть

речи.

Первоначальное

понятие

об

обобщенном

морфологическим значении слов. Знакомство с термином «часть речи».

89

1

Словарный диктант

Определение и закрепление понятия «слово, обозначающее название

90

1

Работа над ошибками. Повторение

предмета» и его функциональное значение в речи. Формирование умения

91-96

6

Слова,

обозначающие

действия определять и выделять среди прочих слова, обозначающие названия

предметов, отвечающие на вопрос предмета. Дифференциация одушевленных и неодушевленных слов,
что делать, что делает, что сделает?, обозначающих названия
вопросы «кто?», «Что?».

что делал?, что сделал?
97-102

6

Слова,

обозначающие

предметов.

Формирование

умения

ставить

Формирование умения правильно отвечать на

признак вопросы кто? Что? И в зависимости от их изменения (У кого? У чего?, К

предмета и отвечающие на вопросы чему?, К кому? и проч.), а также умений самостоятельно изменять вопрос в
какой? какая? какое? какие?

соответствии с необходимой грамматической формой слова и отвечать на

103-106

4

Предлог

него.

107

1

Проверочная работа

Большая буква в именах, отчествах и фамилиях людей, названиях стран,

108

1

Работа над ошибками. Повторение

рек, городов, улиц.

109-113

5

Обобщающие уроки по теме «Части Изучение предлога как самостоятельной части речи, необходимой для связи
слов в предложении. Уточнение его функционального значения.
речи» Резерв.
Определение и выделение предлога в речи. Правила правописания
предлога.
Определение и закрепление понятия «слово, обозначающее действие
предмета» и отвечающие на вопросы что делает? что делать? что делал?
что сделал?, и его функциональное значение в речи. Формирование умения
находить слова, обозначающие действия предметов среди других частей
речи. Работа по различению и подбору данной группы слов к подходящим
по смыслу словам – названиям предметов. Наблюдение за изменением
грамматических признаков при согласовании слов - названий действий с

подходящими по смыслу словами – названиями предметов в роде и числе.
Определение и закрепление понятия «слова, обозначающие признак
предмета» и отвечающие на вопрос какая? какой? какое? какие?.
Формирование умения определять слова, обозначающие признак предмета
и находить их среди других частей речи. Работа по различению и подбору
данной группы слов к подходящим по смыслу словам – названиям
предметов. Наблюдение за изменением грамматических признаков при
согласовании слов - названий признаков со словами – названиями
предметов в роде и числе.
Первоначальная

работа

по

различению

простейших

случаев

многозначности слов, омонимов, подбор синонимов и антонимов (без
использования терминологии).
Обучение пониманию образных выражений в художественных текстах.
Определение темы и содержания устных рассказов и прочитанных текстов,
сопоставление их названия и содержания (коллективно под руководством
учителя). Оглавление готовых текстов (коллективно под руководством
учителя).
Формирование чувства сопричастности к языку своего народа (я —
носитель языка), чувств эстетической красоты и точности русского слова;
адекватного

восприятия

оценки

собственной

деятельности,

данной

одноклассниками, учителем, умения признавать собственные ошибки;
оценивать правильность выполнения своих учебных действий;
в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу; объяснять по

заданному алгоритму, какой способ действий был использован для
выполнения задания, последовательность действий при выполнении
заданий; осуществлять элементарную само и взаимопроверку работ;
находить, сравнивать, классифицировать: орфограммы в корне слова;
уметь слышать, точно реагировать на реплики;
понимать тему высказывания (текста) по содержанию, по заголовку;
Предложение (21час)
114-115

116-119

2

4

Понятие «Предложение»

Определение и закрепление понятия «предложение», усвоение его

Контрольное списывание.

функционального значения в речи. Выделение предложений из текста.

Главные члены предложения.

Определение границ предложения и их обозначение на письме заглавной
буквой в начале предложения и точкой в конце.

120-123

4

Второстепенные члены предложения.

Определение смыслового содержания предложения. Выделение главных
членов предложения и постановка к ним вопросов. Формирование умения

124-125

2

Распространение предложения

самостоятельно задавать вопросы о ком или о чем говорится в

126-129

4

Связь слов в предложении.

предложении, что говорится и т.д. и соответственно правильно отвечать на

Словарный диктант

них.

Виды предложений по цели

Формирование умения находить в предложении слова, связанные между

высказывания.

собой по смыслу.

130-131

2

Работа по составлению вопросов для распространения предложений и
умений ответить на них путем поиска их в заданном предложении или
132

1

Контрольный диктант

самостоятельного подбора слов, подходящих по смыслу. Формирования

133

1.

Работа над ошибками Повторение

умения

правильно

выбрать

и

охарактеризовать

выбранные

для

134-136

3

Повторение

и

обобщение распространения группы слов: слова – названия предметов, слова -

пройденного материала (резерв)

названия действий предметов, слова – названия признаков предметов,
предлоги. Умение согласовывать их в предложении.

Восстановление

деформированных предложений (закрепление ранее пройденных тем на
новом материале).
Изучение

предложений,

различающихся

по

цели

высказывания:

повествовательных, вопросительных, восклицательных. Формирование
умений

интонационно

точно

воспроизвести

вопрос,

восклицание,

повествование, адекватно использовать на письме знаки препинания в
конце предложений. Формирование умений задавать вопросы по смыслу
этих предложений и правильно отвечать на них. Составление предложений,
различающихся по цели высказывания.
Формирование элементарных навыков моделирования и конструирование
простых предложений.
Составление простых распространенных предложений на заданную тему.
По сюжетной картине, по серии картин, составление небольшого устного
рассказа с опорой на вопросы, по данному зачину или окончанию.
Восстановление нарушенного порядка предложений в деформированном
тексте.
Формирование осознания предложения и текста как средств для выражения
мыслей и чувств, понимание разнообразия и богатства языковых средств
для выражения мыслей и чувств;
восприятия русского языка как основной, главной части культуры русского

народа понимания того, что изменения в культуре народа, находят своё
отражение в языке;
понимания богатства и разнообразия слов в русском языке, внимания к
особенностям народной речи, познавательного интереса к значению слова и
к его истокам; организовывать своё рабочее место;
понимать цель выполняемых действий;
в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу;
понимать важность планирования работы; выполнять учебные действия,
руководствуясь изученными правилами и в соответствии с выбранным
алгоритмом или инструкциям учителя;
осуществлять элементарную само и взаимопроверку, используя способ
сличения своей работы с заданным эталоном;
вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она
расходится с эталоном (образцом), находить и исправлять орфографические
и дисграфические ошибки, использовать простейшие таблицы и схемы,
заданные алгоритмы действий для решения конкретных языковых задач;
Тематическое планирование. 3 класс.
Колво

№

Тема урока

Основные виды деятельности обучающихся

часов
Звуки и буквы (8 часов)
1

1

Вводный урок

Знакомство с учебником. Условные обозначения, основные разделы.

Орфографический режим в тетради. Организационные моменты.
2

1

Гласные и согласные

Повторение тем, изученных во 2 классе.

3-4

2

Гласные звуки и буквы

Гласные и согласные.

Списывание

Повторение алфавита. Работа с орфографическим словарем печатным и

5-6

2

Согласные звуки и буквы

электронным.

7

1

Слог

Гласные звуки и буквы. Уточнение акустических и графических образов.

Проверочная работа

Звуко-буквенный анализ, в том числе слогов и слов с йотированными

Ударение

гласными, звуко-буквенный анализ слогов и слов в разделительным мягким

8

1

и твердым знаками, запись слогов и слов.
Согласные звуки и буквы.
Уточнение фонетической, акустической, артикуляционной и графических
образов. Закрепление навыков дифференциации согласных по звонкости,
группировка парных согласных. Составление слогов с данными
согласными, выделение слогов с данными слогами на слух. Повторение
правил смягчения согласных с помощью мягкого знака и гласной И.
Мягкий знак между согласными и после Л. Запись слов. Звуко-буквенный
анализ слогов и слов с оппозиционными согласными. Правописание
гласных после шипящих. Правописание буквосочетаний ЧК, ЧН.
Слог. Правила деления слов для переноса.
Ударение. Определение ударных и безударных гласных в словах.
Повторение способа проверки безударных гласных в корне слова с
помощью подбора однокоренных слов или изменения формы слова.
Связная речь.

Уточнение понятия речь и функциональное значение речи в жизни
человека. Изучение особенностей устной и письменной речи.
Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу урока,
осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя,
действовать по алгоритму.
Слово (104 часа)
4-19

16

Состав слова.

Корень слова

Повторение тем «Корень» и «Окончание». Отработка новых понятий

Словарный диктант

«Приставка» и «Суффикс»

Сочинение

Корень слова. Повторение темы «Однокоренные слова». Дифференциация
однокоренных слов и форм одного и того же слова. Правописание

20

1

Диктант

21

1

Работа над ошибками. Повторение. безударных гласных в корне слова. Правописание парных согласных в
Приставка

корне слова. Способы проверки орфограмм в корне слова.

Контрольное списывание

Приставка.

30-37 8

Суффикс

Формирование понятия «приставка». Упражнения в выделении приставок и

38

1

Проверочная работа

образовании слов с помощью приставок. Закрепление навыка правописания

39-

4

Словообразование

разделительного мягкого знака (повторение). Формирование навыка

22-29 8

использования твердого знака после приставки перед йотированными

42
43

1

Диктант

согласными. Сопоставление случаев употребления разделительного

44

1

Работа над ошибками.

мягкого знака и твердого знака.

45-

4

Обобщающие уроки по теме
«Состав слова»

48
49

1

Части речи

Суффикс.
Определение и закрепление понятия «суффикс». Практическое усвоение
его позиционирования в слове и уточнение его функционального значения.

50-

12

Имя существительное

Выделение суффикса в простых по составу словах. Образование слов с
помощью суффиксов -ик; -ек; -чик; --ок; -ёк. Словообразование.

61
62

1

Изложение

Практическое усвоение приставочного и суффиксального способов

63

1

Работа над ошибками

словообразования. Приставки: в-; во-; до-; на-; над; за-; по-; про; о-; об-; с-;

64-

4

Большая буква в именах

со-; у-; суффиксов: -ик; -ек; -чик; --ок; -ёк.

существительных

Продолжение темы «Ударение» Акцентирование внимания на роли

Контрольный диктант с

ударения в полисемантизме и смыслоразличении слов. Практическая

грамматическим заданием

отработка ранее изученных способов словоизменения.

Работа над ошибками. Повторение

Части речи.

70-79 10

Глагол

Повторение ранее изученного материала. Слова-названия предметов, слова-

80

1

Проверочная работа

названия действий предметов, слова-названия признаков предметов.

81

1

82-

10

67
68

69

1

1

Работа над ошибками. Повторение Вопросы, на которые они отвечают.
Имя существительное.
Имя прилагательное

Введение термина «имя существительное», его дифференциальные

91
92

1

Проверочная работа Контрольное
списывание.

93

1

94-

10

103

признаки. Дифференциация одушевленных и неодушевленных имен
существительных. Определение рода имени существительного.

Работа над ошибками. Повторение Формирование практического умения изменять имена существительные по
числам и падежам.
Предлог
Большая буква в именах существительных.

104

1

Диктант

105

1

Работа над ошибками.

106-

3

Обобщение полученных знаний.

Введение понятий «имена собственные и нарицательные». Формирование
умения группировать слова по данным признакам. Правило правописания
большой буквы в именах, отчествах и фамилиях людей, кличках животных,
названиях городов, рек и проч.

108

Резерв.

Глагол.
Введение и закрепления понятия и термина «глагол».. Дифференциальные
признаки. Формирование умения определять глаголы и выделять их из ряда
других частей речи, в предложении. Изменение глагола по временам.
Наблюдение за изменением грамматических признаков глаголов
прошедшего времени при сочетании с именем существительным.
Имя прилагательное.
Функциональное значение имени прилагательного в речи. Введение и
закрепления понятия и термина «имя прилагательное». Работа по подбору
данной группы слов к подходящим по смыслу именам существительным.
Выделение имен прилагательных из ряда других частей речи, из
предложения. Наблюдение за изменением грамматических признаков имен
прилагательных при согласовании с именами существительными.
Предлог.
Изучение предлога как самостоятельной части речи. Выделение предлога
из состава предложения. Правило правописания предлога и приставки.
Дифференциация предлога и приставки. Употребление предлога перед
именами существительными и именами прилагательными (на, у, под, с,
около, за, к, перед и др.).
Связная речь.
Навыки выделения в тексте опорных слов. Умение составлять вопросы по
содержанию текста: запись всего текста или его частей. Восстановление
текста по названию целого текста или его частей. Умение составлять

вопросы по содержанию текста и его частей и, соответственно, отвечать на
них кратким или развернутым ответом. Запись 3-4 предложений по каждой
части.
Умение наблюдать за особенностями собственной речи и оценивать её.
Формирование умения использовать в речи диалог и монолог, участвовать
в учебном диалоге.
Анализировать чужую речь людей (при анализе текстов), наблюдать по
речи принадлежность человека к той или иной трудовой деятельности,
характер человека и его отношение к окружающим, определять вежливую,
уважительную речь.
Развивать навык смыслового и выразительного чтения.
Отличать диалогическую речь от монологической, осознавать их значение в
жизни людей.
Развивать навык смыслового и выразительного чтения при чтении диалога
и монолога, определение роли вежливых слов в речи.
Выбирать из набора предложений те, что могут составить текст на
заданную тему.
Составлять текст из деформированных предложений. Осмысленно читать
текст.
Различать текст и предложение, выделять части текста, подбирать
заголовок, восстанавливать текст. Первоначальное обучение планированию
текста: запись всего текста и частей.
Узнавать в тексте незнакомые слова, определять их значение по толковому

словарю.
Оценивать результаты своей деятельности. Узнавать в тексте незнакомые
слова, определять их значение по толковому словарю.
Распознавать многозначные слова, различать синонимы и антонимы.
Работать со словарями.
Узнавать изученные части речи, классифицировать их, приводить примеры,
различать.
Сравнивать однокоренные слова, работать с памяткой.
Определять

в

слове

наличие

орфограмм,

обсуждать

алгоритм

орфографических действий.
Подбирать из разных источников информацию о слове.
Оценивать результаты своей деятельности
Предложение (24 часа)
109-

2

Понятие «предложение»

4

114

115-

Уточнение понятия «предложение». Закрепление умения отличать
предложение от группы слов, выделять в письменном тексте диалог,

110
111-

Понятие «предложение» (повторение).

3

Главные и второстепенные члены

классифицировать предложения по цели высказывания, обосновывать

предложения

знаки препинания.

Словарный диктант.

Главные и второстепенные члены предложения.

Подлежащее

Понятия «главные члены предложения» и «второстепенные члены
предложения. Распространение предложения по вопросам. Работа с

117
118

1

Изложение

деформированными предложениями.

119-

3

Сказуемое. Контрольное

Подлежащее.

списывание

Определение и закрепление понятия «подлежащее». Выделение в

121

122-

6

127

Второстепенные члены

предложении подлежащего. Составление предложений по данному

предложения

подлежащему.

128

1

Контрольный диктант

Сказуемое.

129

1

Работа над ошибками

Определение и закрепление понятия «сказуемое». Выделение в

130-

6

Обобщение по теме

предложении сказуемого. Составление предложений по данному

«Предложение»

сказуемому.

136

Второстепенные члены предложения. Выделение в предложении
второстепенных членов предложения, связанных с подлежащим и
сказуемым. Составление схем предложения. Работа с деформированным
предложением. Распространение предложений по вопросам и без них.
Продолжение изучения предложений, отличающихся по цели
высказывания. Составление разнообразных
распространенных/нераспространенных предложений, различающихся по
цели высказывания. Формирование умения работать с памяткой, различать
простые и сложные предложения, выделять в предложениях
словосочетания, составлять небольшой текст по репродукции картин,
оценивать свои результаты. Распространение предложений.
Связная речь
Умение

делить

текст

на

смысловые

части

и

озаглавливать

их.

Первоначальное обучение планированию текста: запись всего текста и
частей.

Восстановление

пропущенных

деформированного текста.
Принимать и сохранять учебную задачу урока.

частей

текста,

редакция

Осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя.

Контрольно-оценочные материалы и критерии оценки. 2 класс.
Количество итоговых контрольных работ по русскому языку
диктант Словарный диктант изложение сочинение Грамматические задания списывание
2

2

2

2

Во втором классе итоговые контрольные работы проводятся со второго полугодия и носят обучающий характер.
ДИКТАНТ
Объем диктанта: 2-й класс - 1 - 2 четверть - 15 - 25 слов, 3 - 4 четверть - 25 - 30 слов.
Тексты диктантов подбираются с расчётом на возможности их выполнения всеми учащимися. Слова на неизученные правила либо не
включаются, либо выносятся на доску. Нецелесообразно вносить в диктант слова, правописание которых находится на стадии изучения.
Тематика текста должна быть близкой и интересной детям. Предложения должны быть просты по структуре, различны по цели
высказывания и состоять из 2-6 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе. Для проверки
выполнения грамматических разборов используются контрольные работы, в содержание которых вводится не более 2 видов
грамматического разбора. Хорошо успевающим учащимся предлагать дополнительное задание повышенной трудности.
Ошибкой считается;
Нарушение орфографических правил при написании слов
Неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемыми
написаниями);

Отсутствие знаков препинания, изученных в данный момент в соответствии с программой; отсутствие точки в конце предложения не
считается за ошибку, если следующее предложение написано с большой буквы.
Негрубыми ошибками считаются: исключения из правил, повторение одной и той же буквы, перенос слов, единичный пропуск буквы на
конце слова.
К специфическим (дисграфическим) ошибкам относятся:


Смешения и замены букв, звуки которых сходны по акустическому признаку, по способу и месту образования;



Нарушения звуко-слоговой структуры слова: пропуски букв /слогов, добавления, перестановки, раздельное написание частей слова.

Что не следует считать ошибками:


Ошибки на неизученные правила орфографии и пунктуации; единичную замену слова близким по значению;



Единичный пропуск заглавной буквы; повторение одного и того же слова два раза.

Примечание:
При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность ее выполнения. Исправления, которые сделал учащийся, не
влияют на оценку (за исключением такого вида работ, как контрольное списывание). Учитывается только последнее написание. Оформление
работы так же не должно влиять на оценку, ибо в таком случае проверяющий работу может быть недостаточно объективным. При оценивании
работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык с учетом структуры дефекта ребенка и состояния его мелкой моторики. При
оценивании работы принимается во внимание не только количество, но и характер ошибок.
Критерии оценивания.
Проверочный диктант
Оценка «5» - за работу, в которой нет ошибок; работа написана настолько аккуратно, насколько это доступно ребенку, в соответствии с
правилами каллиграфии, допустимы 1-2 специфические (дисграфические ошибки).
Оценка «4» - за работу, в которой допущение 1-2 орфографические ошибки, работа написана настолько аккуратно, насколько это доступно
ребенку, возможны отдельные отступления от каллиграфических норм, допустимы 2-3 дисграфические ошибки.

Оценка «3» - за работу, в которой допущено 3-5 орфографических ошибок, работа выполнена небрежно, допущены 3-4 дисграфических
ошибок.
Оценка «2» - за работу, в которой допущено более 5 орфографических ошибок, допущено более 4 дисграфических ошибок, нормы
каллиграфии не соблюдаются.
Учет ошибок в диктанте:
Повторная ошибка в одном и том же слове считается за 1 ошибку (например, ученик дважды в слове «песок» написал вместо «е» букву «и»).
Ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две ошибки (например, ученик написал букву «т» вместо «д»
в слове «лошадка» и букву «с» вместо «з» в слове «повозка»).
СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ
Количество слов для словарного диктанта - 10-12 слов.
Оценка «5» - без ошибок.
Оценка «4» - 1 -2 ошибки.
Оценка «3» - 3-4 ошибки.
Оценка «2» - 5-7 ошибок.
Контрольный словарный диктант проводится 1 раз в две недели в тетрадях для контрольных работ.
Учет ошибок такой же как при оценке диктанта.
ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Оценка «5» - верно выполнено все задание.
Оценка «4» - правильно выполнено не менее 3/4 заданий.
Оценка «3» - правильно выполнено не менее 1/2 заданий.
Оценка «2» - правильно выполнено менее 1/2 заданий.

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ
Оценка «5» - за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений, допускается 1- 2 дисграфических ошибок, обусловленных
недостаточностью оптико-пространственного восприятия.
Оценка «4» - за работу, в которой допущена 1 орфографическая или синтаксическая ошибка или 1 -2 исправления, 3 дисграфических ошибки.
Оценка «3» - за работу, в которой допущены 2-3 орфографических и/или синтаксических ошибки, ошибки, 4 дисграфических ошибки.
Оценка «2» - за работу, в которой допущены 4 и более орфографических ошибок, 5 и более дисграфических ошибок.
Формы организации работы на уроке:
- индивидуальная;
- парная;
- фронтальная;
- групповая;
- коллективная

Контрольно-оценочные материалы и критерии оценки. 3 класс

Виды контроля
Текущий

Формы контроля
Контрольные словарные диктанты,

Количество работ
в течение учебного года

словесные диктанты, списывание,
Итоговый

Контрольные работы по русскому

4

языку
Итоговые списывания

4

Контрольный словарный диктант

1

Словесный диктант

1

ДИКТАНТ
Объем диктанта: 3-й класс - 1 - 2 четверть – 30-40 слов, 3 - 4 четверть – 40-45 слов.
Тексты диктантов подбираются с расчётом на возможности их выполнения всеми учащимися. Слова на неизученные правила либо не
включаются, либо выносятся на доску. Нецелесообразно вносить в диктант слова, правописание которых находится на стадии изучения.
Тематика текста должна быть близкой и интересной детям. Предложения должны быть просты по структуре, различны по цели
высказывания и состоять из 2-6 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе. Для проверки
выполнения грамматических разборов используются контрольные работы, в содержание которых вводится не более 2 видов
грамматического разбора. Хорошо успевающим учащимся предлагать дополнительное задание повышенной трудности.
Ошибкой считается;
Нарушение орфографических правил при написании слов
Неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с
непроверяемыми написаниями);
Отсутствие знаков препинания, изученных в данный момент в соответствии с программой; отсутствие точки в конце предложения не
считается за ошибку, если следующее предложение написано с большой буквы.

Негрубыми ошибками считаются: исключения из правил, повторение одной и той же буквы, перенос слов, единичный пропуск буквы
на конце слова.
К специфическим (дисграфическим) ошибкам относятся:
 Смешения и замены букв, звуки которых сходны по акустическому признаку, по способу и месту образования;
 Нарушения звуко-слоговой структуры слова: пропуски букв /слогов, добавления, перестановки, раздельное написание частей слова.
Что не следует считать ошибками:
 Ошибки на неизученные правила орфографии и пунктуации; единичную замену слова близким по значению ;
 Единичный пропуск заглавной буквы; повторение одного и того же слова два раза.
Примечание:
При оценке контрольной работы учитывается в первую очередь правильность ее выполнения. Исправления, которые сделал учащийся,
не влияют на оценку (за исключением такого вида работ, как контрольное списывание). Учитывается только последнее написание.
Оформление работы так же не должно влиять на оценку, ибо в таком случае проверяющий работу может быть недостаточно объективным. При
оценивании работы учитель принимает во внимание каллиграфический навык с учетом структуры дефекта ребенка и состояния его мелкой
моторики. При оценивании работы принимается во внимание не только количество, но и характер ошибок.
Критерии оценивания.
Проверочный диктант
Оценка «5» - за работу, в которой нет ошибок; работа написана настолько аккуратно, насколько это доступно ребенку, в соответствии
с правилами каллиграфии, допустимы 1-2 специфические (дисграфические ошибки)

Оценка «4» - за работу, в которой допущение 1-2 орфографические ошибки, работа написана настолько аккуратно, насколько это
доступно ребенку, возможны отдельные отсупления от каллиграфических норм, допустимы 2-3 дисграфические ошибки.
Оценка «3» - за работу, в которой допущено 3-5 орфографических ошибок, работа выполнена небрежно, допущены 3-4
дисграфических ошибок.
Оценка «2» - за работу, в которой допущено более 5 орфографических ошибок, допущено более 4 дисграфических ошибок, нормы
каллиграфии не соблюдаются
Учет ошибок в диктанте:
Повторная ошибка в одном и том же слове считается за 1 ошибку (например, ученик дважды в слове «песок» написал вместо «е» букву
«и»).
Ошибки на одно и то же правило, допущенные в разных словах, считаются как две ошибки (например, ученик написал букву «т»
вместо «д» в слове «лошадка» и букву «с» вместо «з» в слове «повозка».
СЛОВАРНЫЙ ДИКТАНТ
Количество слов для словарного диктанта - 12-15 слов.
Оценка «5» -без ошибок.
Оценка «4» - 1 -2 ошибки.
Оценка «3» - 3-4 ошибки.
Оценка «2» -5-7 ошибок.

Контрольный словарный диктант проводится 1 раз в две недели в тетрадях для контрольных работ.
Учет ошибок такой же как при оценке диктанта.
ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Оценка «5» - без ошибок.
Оценка «4» - правильно выполнено не менее 3/4 заданий.
Оценка «3» - правильно выполнено не менее 1/2 заданий.
Оценка «2» - правильно выполнено менее 1/2 заданий.
ИЗЛОЖЕНИЕ и СОЧИНЕНИЕ1
Объем текстов для изложения
1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

35-45 слов

45-55

55-65

65-70

Объем тексов изложения должен быть больше объема диктантов на 15-20 слов.
На изложение отводится не менее одного часа.
Объём сочинений (проводятся со второй половины учебного года)
Примерный объём сочинений
Количество предложений
6-9

Количество слов
30-50

На изложения и сочинения, как правило отводится два – три часа. Подготовительная работа проводится на уроках развития речи, работа над ошибками может
проводиться на уроках русского язика или на уроках развития речи, а непосредственная запись изложения или сочинения осуществляется на уроках русского языка.

1

Оценивание изложений и сочинений
Оценка «5» - изложение или сочинение полностью соответствует теме (первичному тексту); допущено не более 1 ошибки по
содержанию, 1 стилистической, 1 орфографической, 1-2 специфических (дисграфических и/или лексико-грамматических) ошибок.
Оценка «4» - изложение или сочинение в основном соответствуют теме (первичному тексту); может быть допущено не более 2 ошибок
по содержанию, 2 стилистических, 2-3 орфографических, 2-3 специфических (дисграфических и/или лексико-грамматических) ошибок.
Оценка «3» - изложение или сочинение недостаточно полно и точно отражают тему (первичный текст) может быть допущен не более
3-4 ошибок по содержанию, 3-4 стилистических, 4-6 орфографических, 3-4 специфических (дисграфических и/или лексико-грамматических)
ошибок.
Оценка «2» - изложение или сочинение не соответствует теме (первичному тексту) (пропущены или искажены важные события,
основные части), допущено более 4 ошибок по содержанию, 7-9 орфографических, 5-7 специфических (дисграфических и/или лексикограмматических) ошибок.

КОНТРОЛЬНОЕ СПИСЫВАНИЕ
Четверти
I

II

III

IV

Объем текста
30-35

35-40

40-45

45-50

Оценка «5» - за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений, допускается 1- 2 дисграфических ошибок,
обусловленных недостаточностью оптико-пространственного восприятия .

Оценка «4» - за работу, в которой допущена 1 орфографическая или синтаксическая ошибка или 1 -2 исправления, 3 дисграфических
ошибки.
Оценка «3» - за работу, в которой допущены 2-3 орфографических и/или синтаксических ошибки, ошибки, 4 дисграфических ошибки.
Оценка «2» - за работу, в которой допущены 4 и более орфографических ошибок, 5 и более дисграфических ошибок;
Оценивание устных ответов
Оценка «5» - ученик дает правильные и полные ответы на все поставленные вопросы; может быть допущено не более 1-2 ошибок в
речи; ученик обязательно иллюстрирует ответ примерами, распознает в предложенном тексте изученные грамматические явления, умея
аргументировано объяснить написание слов и употребление знаков препинания.
Оценка «4» - ученик дает в основном правильные, но не всегда полные ответы на большинство поставленных вопросов; может быть
допущено не более 2-3 ошибок в речи; формулировка правил может иметь некоторые погрешности без искажения основного смысла;
имеются неточности в приводимых примерах; встречаются единичные негрубые ошибки.
Оценка «3» - ученик может сформулировать правило только с опорой на наводящие вопросы или допускает отдельные ошибки,
искажающие содержание правила, затрудняется подкрепить свой ответ примерами либо примеры не соответствуют теме ответа.
Оценка «2» - ученик не усвоил наиболее существенные части изученного материала, при ответе допустил грубые ошибки; не может
воспользоваться наводящими вопросами и примерами учителя.
Оценка «1» - ученик обнаружил полное отсутствие знаний по данному вопросу.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх

сведения образовательной организации

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».