Технология ТНР

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету«Технология»
для обучающихся с ТНР
на 2020/2021 учебный год

Разработчики программы:

ШМО учителей начальных классов

Планируемые результаты освоения учебного предмета.2 класс
На минимальном уровне

На достаточном уровне

Личностные
У обучающихся будут сформированы:

Обучающиеся

получат

возможность

для

• положительная мотивация и познавательный интерес к ручному труду, к формирования:
изучению свойств используемого материала;

• чувства сопричастности к культуре своего

• уважительное отношение к людям труда, к разным профессиям;

народа;

• внимательное отношение к красоте окружающего мира, к многообразию •

понимания

разнообразия

природного материала;

художественных

средств

для

• эмоционально-ценностное отношение к результатам труда.

отношения к окружающему миру;

и

богатства
выражения

• положительной мотивации к изучению истории
возникновения профессий;
• представлений о роли труда в жизни человека;
• адекватной оценки правильности выполнения
задания.
Предметные
Обучающиеся научатся:

Обучающиеся получат возможность научиться:

• правильно организовать своё рабочее место (в соответствии с требованиями • рационально организовывать рабочее место и
учителя);

поддерживать порядок на нём во время работы в

• соблюдать технику безопасности при работе с колющими и режущими соответствии с используемым материалом;
инструментами (ножницы, шило, игла), пачкающимися материалами (клей, • определять неподвижное соединение деталей,
краска, пластилин,

различные способы соединения (с помощью клея,

На минимальном уровне

На достаточном уровне

солёное тесто);

скотча, нитей, пластилина, в шип);

• различать виды материалов (пластилин, бумага, гофрированный картон, •

выполнять

ткань, нити, верёвки, фольга, проволока, природные материалы, крупы и пр.) декорирования
и их свойства;

различные

виды

(аппликация,

отделки

и

создание

декоративной рамки, добавление деталей, швы

• определять детали и конструкции (деталь — составная часть конструкции), «вперёд-иголка», «через край» и пр.);
различать однодетальные и многодетальные конструкции;

• вести поиск и представлять информацию о

• устанавливать последовательность изготовления изученных поделок из массовых профессиях и технологии производства
изученных материалов;

искусственных

• называть приёмы изготовления несложных изделий (разметка, обрывание, материалов, о природных материалах; о процессе
разрезывание, сгибание, сборка,

хлебопечения,

процарапывание, вырезание, нарезание бумаги лапшой, скручивание и т. д.);

декоративного теста; об истории возникновения

изготовлении

съедобного

и

• использовать правила рациональной разметки деталей на плоскостных бумаги и о бумажном производстве в наши дни; об
материалах (разметка на изнаночной стороне, экономия материала);

измерительных приборах и их истории (часы,

• понимать назначение шаблона, заготовки, выкройки, что такое развёртка термометр и пр.); об истории новогодних игрушек
объёмного изделия;

и ёлочных украшений; об истории вышивки и её

• понимать правила безопасного пользования бытовыми электроприборами;

применении в современном мире; об истории

• называть телефоны экстренных вызовов служб спасения;

ювелирного дела и ювелирных украшений; об

• правильно работать ручными инструментами под контролем учителя (стек, истории возникновения книг и книгопечатания;
пластмассовый нож, ножницы, шило, игла) с соблюдением техники • изготавливать удобным для себя способом из
безопасности;

изученных материалов поделки: по образцу, на

• различать материалы и инструменты по их назначению;

заданную тему и импровизируя.

• выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению изделий

На минимальном уровне

На достаточном уровне

(экономную разметку, обрывание по контуру, резание ножницами, сборку
изделия с помощью клея),
• эстетично и аккуратно выполнять декоративную отделку, выполнять
разметку по шаблону, по линии сгиба,
по специальным приспособлениям (линейка, угольник, сантиметровая лента),
на глаз и от руки);
• выполнять комбинированные работы из разных материалов;
• выполнять разметку для шва на ткани с полотняным переплетением нити
способом

продёргивания

нити;

швы

«вперёд-иголка»

и

обмёточный

соединительный через край;
• экономно использовать материалы при изготовлении поделок.
Метапредметные
Регулятивные
Учащиеся получат возможность научиться:
Учащиеся научатся:

• продумывать план действий при работе в паре,

• понимать цель выполняемых действий,

при создании проектов;

• понимать важность планирования работы;

•

•

с

помощью

учителя

анализировать

и

планировать

выполнять

действия,

инструкцией учителя;

руководствуясь

выбранным

какие

приёмы,

техники

были

предстоящую использованы в работе, как строилась работа;

практическую работу, опираясь на шаблон, образец, рисунок;
•

объяснять,

алгоритмом

• различать и соотносить замысел и результат
или работы;
• включаться в самостоятельную практическую

• осуществлять контроль своих действий, используя способ сличения своей деятельность,

создавать

в

воображении

На минимальном уровне

На достаточном уровне

работы с заданной в учебнике последовательностью или образцом;

художественный

• осмысленно выбирать материал, приём или технику работы;

поставленной задаче и предлагать способы его

замысел,

соответствующий

• анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной работы практического воплощения;
по заданным критериям;

• вносить изменения и дополнения в конструкцию

• решать практическую творческую задачу, используя известные средства;

изделия в соответствии с поставленной задачей

• осуществлять контроль качества результатов собственной практической или с новыми условиями использования вещи;
деятельности.

• продумывать и планировать этапы работы,
оценивать свою работу.

познавательные
Обучающиеся научатся:

Обучающиеся получат возможность научиться:

• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных • осуществлять поиск необходимой информации,
заданий, используя справочные материалы учебника;

используя различные справочные материалы;

• различать виды материалов, их свойства, инструменты по их назначению, • свободно ориентироваться в книге, используя
способы соединения деталей;

информацию

• характеризовать материалы по их свойствам;

памяток;

форзацев,

оглавления,

словаря,

• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных • сравнивать, группировать, классифицировать
заданий, используя справочные материалы учебника;

плоскостные и объёмные изделия, съедобные и

• группировать профессии людей по материалам, с которыми они связаны;

декоративные изделия из теста, инструменты,

• конструировать объёмные изделия из бумаги, пластилина, природных измерительные приборы, профессии.
материалов;
• анализировать образец, работать с простыми схемами и инструкциями.

На минимальном уровне

На достаточном уровне

коммуникативные
Обучающиеся научатся:

Обучающиеся получат возможность научиться:

• выражать собственное эмоциональное отношение к результату труда;

• выражать собственное эмоциональное отношение

• быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;

к изделию при посещении выставок работ;

• договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

• соблюдать в повседневной жизни нормы речевого

• строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и этикета и правила устного общения;
взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством • задавать вопросы уточняющего характера, в том
учителя).

числе по цели выполняемых действий, по приёмам
изготовления изделий.

Планируемые результаты освоения учебного предмета.3 класс.
На минимальном уровне

На достаточном уровне
личностные

• положительная мотивация и познавательный интерес к ручному труду, к • чувства сопричастности к культуре своего народа;
изучению свойств используемого материала;

• понимания разнообразия и богатства художественных

• уважительное отношение к людям труда, к разным профессиям;

средств для выражения отношения к окружающему

• внимательное отношение к красоте окружающего мира, к многообразию миру;
природного материала;

• положительной мотивации к изучению истории

• эмоционально-ценностное отношение к результатам труда.

возникновения профессий;

На минимальном уровне

На достаточном уровне
• представлений о роли труда в жизни человека;
• адекватной оценки правильности выполнения задания.
предметные

• правильно организовать своё рабочее место (в соответствии с требованиями •
учителя);

рационально

организовывать

рабочее

место

и

поддерживать порядок на нём во время работы в

• соблюдать технику безопасности при работе с колющими и режущими соответствии с используемым материалом;
инструментами (ножницы, шило, игла),пачкающимися материалами (клей, краска, •

определять

неподвижное

соединение

деталей,

пластилин,

различные способы соединения (с помощью клея,

солёное тесто);

скотча, нитей, пластилина, в шип);

• различать виды материалов (пластилин, бумага, гофрированный картон, ткань, •

выполнять

различные

нити, верёвки, фольга, проволока, природные материалы, крупы и пр.) и их декорирования(аппликация,
свойства;

виды

отделки

создание

и

декоративной

рамки, добавление деталей, швы «вперёд-иголка»,

• определять детали и конструкции (деталь — составная часть конструкции), «через край» и пр.);
различать однодетальные и многодетальные конструкции;

• вести поиск и представлять информацию о массовых

• устанавливать последовательность изготовления изученных поделок из профессиях и технологии производства искусственных
изученных материалов;

материалов, о природных материалах; о процессе

• называть приёмы изготовления несложных изделий(разметка, обрывание, хлебопечения,

изготовлении

съедобного

и

разрезывание, сгибание, сборка,

декоративного теста; об истории возникновения бумаги

процарапывание, вырезание, нарезание бумаги лапшой, скручивание и т. д.);

и

о

бумажном

производстве

в

наши

дни;

об

• использовать правила рациональной разметки деталей на плоскостных измерительных приборах и их истории (часы, термометр
материалах (разметка на изнаночной стороне, экономия материала);

и пр.); об истории новогодних игрушек и ёлочных

• понимать назначение шаблона, заготовки, выкройки, что такое развёртка украшений; об истории вышивки и её применении в

На минимальном уровне

На достаточном уровне

объёмного изделия;

современном мире; об истории ювелирного дела и

• понимать правила безопасного пользования бытовыми электроприборами;

ювелирных украшений; об истории возникновения книг

• называть телефоны экстренных вызовов служб спасения;

и книгопечатания;

• правильно работать ручными инструментами под контролем учителя (стек, • изготавливать удобным для себя способом из
пластмассовый нож, ножницы, шило, игла) с соблюдением техники безопасности;

изученных

материалов

поделки:

• различать материалы и инструменты по их назначению;

заданную тему и импровизируя.

по

образцу,

на

• выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению изделий (экономную
разметку, обрывание по контуру, резание ножницами, сборку изделия с помощью
клея),
• эстетично и аккуратно выполнять декоративную отделку, выполнять разметку по
шаблону, по линии сгиба,
по специальным приспособлениям (линейка, угольник, сантиметровая лента), на
глаз и от руки);
• выполнять комбинированные работы из разных материалов;
• выполнять разметку для шва на ткани с полотняным переплетением нити
способом

продёргивания

нити;

швы

«вперёд-иголка»

и

обмёточный

соединительный через край;
• экономно использовать материалы при изготовлении поделок.
метапредметные
регулятивные
• понимать цель выполняемых действий,

• продумывать план действий при работе в паре, при

• понимать важность планирования работы;

создании проектов;

На минимальном уровне

На достаточном уровне

• с помощью учителя анализировать и планировать предстоящую практическую • объяснять, какие приёмы, техники были использованы
работу, опираясь на шаблон, образец, рисунок;

в работе, как строилась работа;

• выполнять действия, руководствуясь выбранным алгоритмом или инструкцией • различать и соотносить замысел и результат работы;
учителя;

•

включаться

в

самостоятельную

практическую

• осуществлять контроль своих действий, используя способ сличения своей деятельность, создавать в воображении художественный
работы с заданной в учебнике последовательностью или образцом;

замысел, соответствующий поставленной задаче и

• осмысленно выбирать материал, приём или технику работы;

предлагать способы его практического воплощения;

• анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной работы по • вносить изменения и дополнения в конструкцию
заданным критериям;

изделия в соответствии с поставленной задачей или с

• решать практическую творческую задачу, используя известные средства;

новыми условиями использования вещи;

• осуществлять контроль качества результатов собственной практической

• продумывать и планировать этапы работы, оценивать

деятельности.

свою работу.
познавательные

• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных •
заданий, используя справочные материалы учебника;

осуществлять

поиск

необходимой

информации,

используя различные справочные материалы;

• различать виды материалов, их свойства, инструменты по их назначению, •

свободно

ориентироваться

в

книге,

используя

способы соединения деталей;

информацию форзацев, оглавления, словаря, памяток;

• характеризовать материалы по их свойствам;

•

сравнивать,

• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных плоскостные

и

группировать,
объёмные
из

изделия,

заданий, используя справочные материалы учебника;

декоративные

• группировать профессии людей по материалам, с которыми они связаны;

измерительные приборы, профессии.

• конструировать объёмные изделия из бумаги, пластилина, природных

изделия

классифицировать

теста,

съедобные

и

инструменты,

На минимальном уровне

На достаточном уровне

материалов;
• анализировать образец, работать с простыми схемами и инструкциями.
коммуникативные
• выражать собственное эмоциональное отношение к результату труда;

• выражать собственное эмоциональное отношение к

• быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;

изделию при посещении выставок работ;

• договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

• соблюдать в повседневной жизни нормы речевого

• строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и этикета и правила устного общения;
взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).

• задавать вопросы уточняющего характера, в том числе
по

цели

выполняемых

действий,

по

приёмам

изготовления изделий.

Содержание учебного предмета.2 класс.
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда Трудовая деятельность и её значение в жизни человека.
Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д.) разных народов России (на примере 2—3 народов). Особенности тематики, материалов, внешнего вида
изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия конкретного народа.
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония
предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии. Анализ
задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на
рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и других
дидактических материалов), её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах,

осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый). Элементарная творческая и проектная
деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Несложные коллективные, групповые и индивидуальные проекты.
Культура межличностных отношений в совместной деятельности.
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты Общее понятие о материалах, их происхождении.
Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств доступных материалов. Многообразие материалов и их
практическое применение в жизни. Подготовка материалов к работе (знание названий используемых материалов). Экономное расходование
материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих
способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия. Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание
названий используемых инструментов), выполнение приёмов их рационального и безопасного использования. Общее представление о
технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и
технологических операций; подбор материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка
изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние и выполнение основных
технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с
помощью линейки, угольника, циркуля), выделение деталей (отрывание, резание ножницами, канцелярским ножом), формообразование
деталей (сгибание, складывание и др.), сборка изделия (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое и другие виды соединения), отделка
изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных
орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и другие орнаменты). Использование измерений и построений для
решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их
узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линия надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических
изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу,
схеме.
Конструирование и моделирование Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий
(технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление, название). Понятие о конструкции изделия;

различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие
материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным
условиям (техникотехнологическим, функциональным, декоративно-художественным и пр.). Конструирование и моделирование на
компьютере и в интерактивном конструкторе.
Практика работы на компьютере Информация, её отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки
информации. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение
компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью,
использование простейших средств текстового редактора. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере; бережное
отношение к техническим устройствам. Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных
носителях (CD). Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение,
удаление.
Содержание учебного предмета. 3 класс.
Ведущие методы обучения.
1.Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности учащихся:
 методы словесной передачи информации и слухового восприятия информации (беседа, рассказ, доклад);
 методы наглядной передачи информации и зрительное восприятие (иллюстрации, опыт, наблюдения);
 методы передачи информации с помощью практической деятельности (анализ таблиц, схем, практические работы, дидактическая
игра).
2.Методы стимулирования и мотивации.
 эмоциональные (поощрение, порицание, создание ситуации успеха, свободный выбор заданий);
 познавательные(создание проблемных ситуаций, выполнение творческих заданий, заданий на смекалку);

 волевые (предъявление учебных требований, прогнозирование будущей деятельности);
 социальные (создание ситуации взаимопомощи, заинтересованность в результатах своей деятельности);
3.Методы контроля и самоконтроля.
 устные (индивидуальный и фронтальный опросы, взаимоопрос);
 самоконтроль и взаимоконтроль (самоконтроль, самоконтроль по образцу, парный контроль).
Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда Трудовая деятельность и её значение в жизни человека.
Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д.) разных народов России (на примере 2—3 народов). Особенности тематики, материалов, внешнего вида
изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия конкретного народа.
Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония
предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии. Анализ
задания, организация рабочего места в зависимости от вида работы, планирование трудового процесса. Рациональное размещение на
рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и других
дидактических материалов), её использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах,
осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель и подчинённый). Элементарная творческая и проектная
деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Несложные коллективные, групповые и индивидуальные проекты.
Культура межличностных отношений в совместной деятельности.
Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты Общее понятие о материалах, их происхождении.
Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств доступных материалов. Многообразие материалов и их
практическое применение в жизни. Подготовка материалов к работе (знание названий используемых материалов). Экономное расходование
материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам, использование соответствующих
способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия. Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание
названий используемых инструментов), выполнение приёмов их рационального и безопасного использования. Общее представление о

технологическом процессе: анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и
технологических операций; подбор материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка
изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние и выполнение основных
технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с
помощью линейки, угольника, циркуля), выделение деталей (отрывание, резание ножницами, канцелярским ножом), формообразование
деталей (сгибание, складывание и др.), сборка изделия (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое и другие виды соединения), отделка
изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.). Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных
орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и другие орнаменты). Использование измерений и построений для
решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их
узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линия надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических
изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу,
схеме.
Конструирование и моделирование Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий
(технических, бытовых, учебных и пр.). Изделие, деталь изделия (общее представление, название). Понятие о конструкции изделия;
различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие
материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).
Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по
заданным условиям (техникотехнологическим, функциональным, декоративно-художественным и пр.). Конструирование и моделирование
на компьютере и в интерактивном конструкторе.
Практика работы на компьютере Информация, её отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки
информации. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение
компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах клавиатурного письма, пользование мышью,
использование простейших средств текстового редактора. Соблюдение безопасных приёмов труда при работе на компьютере; бережное

отношение к техническим устройствам. Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных
носителях (CD). Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок): преобразование, создание, сохранение,
удаление.
Вводный урок. Как работать с учебником
Здравствуй, дорогой друг! Как работать с учебником. Путешествуем по городу.
Как работать с учебником Повторение изученного в предыдущих классах. Особенности содержания учебника 3 класса. Планирование
изготовления изделия на основе «Вопросов юного технолога» и технологической карты. Критерии оценки качества изготовления изделий.
Маршрут экскурсии по городу. Деятельность человека в культурно-исторической среде, в инфраструктуре современного города.
Профессиональная деятельность человека в городской среде.
Знакомство с учебником и рабочей тетрадью, условными обозначениями, критериями оценки изделия по разным основаниям.
Раздел Человек и земля
Архитектура
Основы черчения. Выполнение чертежа и масштабирования при изготовлении изделия.
Правила безопасной работы ножом. Объемная модель дома. Самостоятельное оформление по эскизу.
Профессии: архитектор, инженер-строитель, прораб. Понятия: архитектура, каркас, чертеж, масштаб, эскиз, технический рисунок,
развертка, линии чертежа.
Городские постройки
Назначение городских построек, их архитектурные особенности. Проволока: свойства и способы работы (скручивание, сгибание,
откусывание). Правила безопасной работы с плоскогубцами, острогубцами.
Объемная модель телебашни из проволоки. Понятия: проволока, сверло, кусачки, плоскогубцы, телебашня.
Парк

Природа в городской среде. Профессии, связанные с уходом за растениями в городских условиях. Композиция из природных
материалов. Макет городского парка. Сочетание различных материалов в работе над одной композицией. Профессии: ландшафтный
дизайнер, озеленитель, дворник.
Понятия: лесопарк, садово-парковое искусство, тяпка, секатор.
Алгоритм построения деятельности в проекте, выделение этапов проектной деятельности. Заполнение технологической карты. Работа
в мини-группах. Изготовление объемной модели из бумаги. Раскрой деталей по шаблону. Создание тематической композиции, оформление
изделия. Презентация результата проекта, защита проекта. Критерии оценивания изделия (аккуратность, выполнение всех технологических
операций, оригинальность композиции).
Понятия: технологическая карта, защита проекта.
Ателье мод. Одежда. Пряжа и ткани.
Виды и модели одежды. Школьная форма и спортивная форма. Ткани, из которых изготавливают разные виды одежды. Предприятия
по пошиву одежды (ателье). Выкройка платья. Виды и свойства тканей и пряжи. Природные и химические волокна. Способы украшения
одежды – «вышивка», «монограмма». Правила безопасной работы иглой.
Различные виды швов с использованием пяльцев. Техника выполнения стебельчатого шва. Строчка стебельчатых и петельных и
крестообразных стежков. Аппликация. Виды аппликации. Алгоритм выполнения аппликации. Профессии: модельер, закройщик, портной,
швея. Понятия: ателье, фабрика, ткань, пряжа, выкройка, кроить, рабочая одежда, форменная одежда, аппликация, виды аппликаций,
вышивание, монограмма, шов. Практическая работа: «Коллекции тканей».
Изготовление тканей
Технологический процесс производства тканей. Производство полотна ручным способом. Прядение, ткачество, отделка. Виды
плетения в ткани (основа, уток). Гобелен, технологический процесс его создания. Изготовление гобелена по образцу. Сочетание цветов в
композиции.
Профессии: прядильщица, ткач.
Вязание

Новый технологический процесс – вязание. История вязания. Способы вязания. Виды и назначения вязаных вещей. Инструменты для
ручного вязания – крючок и спицы. Правила работы вязальным крючком. Понятия: вязание, крючок, воздушные петли.
Бисероплетение
Знакомство с новым материалом – бисером. Виды бисера. Свойства бисера и способы его использования. Виды изделий из бисера.
Материалы, инструменты и приспособления для работы бисером. Леска, ее свойства и особенности. Использование лески при изготовлении
изделий из бисера.
Освоение способов бисероплетения. Понятия: бисер, бисероплетение.
Кафе
Знакомство с работой кафе. Профессиональные особенности повара, кулинара, официанта. Правила поведения в кафе. Выбор блюд.
Способы определения массы при помощи мерок.
Работа с бумагой, конструирование модели весов.
Профессии: повар, кулинар, официант. Понятия: порция, меню.
Фруктовый завтрак
Приготовление пищи. Кухонные инструменты и приспособления. Способы приготовления пищи (без термической обработки и с
термической обработкой). Меры безопасности при приготовлении пищи. Правила гигиены при приготовлении пищи. Рецепты блюд.
Освоение способов приготовления пищи. Приготовление блюда по рецепту и определение его стоимости. Понятия: рецепт,
ингредиенты, стоимость.
Колпачок-цыпленок
Сервировка стола к завтраку. Сохранение блюда теплым. Свойства синтепона. Работа с тканью. Изготовление колпачка для яиц.
Понятия: синтепон, сантиметровая лента.
Бутерброды Блюда, не требующие тепловой обработки – холодные закуски. Приготовление холодных закусок по рецепту.
Питательные свойства продуктов. Простейшая сервировка стола. Приготовление блюд по одной технологии с использованием разных
ингредиентов.

Салфетница
Особенности сервировки праздничного стола. Способы складывания салфеток. Изготовление салфеток для украшения праздничного
стола с использованием симметрии.
Магазин подарков
Виды подарков. Особенности работы магазина. Профессии людей, работающих в магазине (кассир, кладовщик, бухгалтер).
Информация об изделии (продукте) на ярлыке. Изготовление подарка ко Дню защитника Отечества. Работа с пластичными материалами
(тестопластика). Профессии: товаровед, бухгалтер, кассир, кладовщик, оформитель витрин. Понятия: магазин, консультировать, витрина,
этикетка, брелок.
Золотистая соломка
Работа с природными материалами. Знакомство с новым видом природного материала – соломкой. Свойства соломки. Ее
использование в декоративно - прикладном искусстве. Технологии подготовки соломки – холодный и горячий. Изготовление аппликации из
соломки. Учет цвета, фактуры соломки при создании композиции. Понятия: соломка, междоузлия.
Упаковка подарков
Значение подарка для человека. Правила упаковки и художественного оформления подарков. Основы гармоничного сочетания цветов
при составлении композиции. Оформление подарка в зависимости от того, кому он предназначен (взрослому или ребенку, мальчику или
девочке). Учет при выборе оформления подарка его габаритных размеров и назначения. Работа с бумагой и картоном. Изготовление коробки
для подарка. Понятия: упаковка, контраст, тональность.
Автомастерская
Знакомство с историей создания и устройством автомобиля. Работа с картоном. Построение развертки при помощи вспомогательной
сетки. Технология конструирования объемных фигур.
Создание объемной модели грузовика из бумаги. Тематическое оформление изделия. Профессии: инженер- конструктор, автослесарь.
Понятия: пассажирский транспорт, двигатель, экипаж, упряжка, конструкция, объемная фигура, грань.
Грузовик

Работа с металлическим конструктором. Анализ конструкции готового изделия. Детали конструктора. Инструменты для работы с
конструктором. Выбор необходимых деталей. Способы их соединения (подвижное и неподвижное). Сборка изделия. Презентация.
Понятия: подвижное соединение, неподвижное соединение.
Раздел Человек и вода
Мосты
Мост, путепровод, виадук. Виды мостов (арочные, понтонные, висячие, балочные), их назначение. Конструктивные особенности
мостов. Моделирование. Изготовление модели висячего моста. Раскрой деталей из картона. Работа с различными материалами (картон,
нитки, проволока, трубочки из-под коктейля, зубочистки и пр.). Новый вид соединения деталей – натягивание нитей. Понятия: мост,
путепровод, виадук, балочный мост, висячий мост, арочный мост, понтонный мост, несущая конструкция.
Водный транспорт
Водный транспорт. Виды водного транспорта
Проект: «Водный транспорт». Проектная деятельность. Работа с бумагой. Работа с пластмассовым конструктором. Конструирование.
Заполнение технологической карты. Профессия: кораблестроитель. Понятия: верфь, баржа, контргайка.
Океанариум
Океанариум и его обитатели. Ихтиолог. Мягкие игрушки. Виды мягких игрушек (плоские, полуобъемные и объемные). Правила и
последовательность работы над мягкой игрушкой из подручных материалов.
Проект «Океанариум»
Работа с текстильными материалами. Изготовление упрощенного варианта мягкой игрушки. Закрепление навыков выполнения стежков
и швов. Профессия: ихтиолог. Понятия: мягкая игрушка, океанариум.
Практическая работа: «Мягкая игрушка».
Фонтаны
Фонтаны. Виды и конструктивные особенности фонтанов. Изготовление объемной модели фонтана из пластичных материалов по
заданному образцу. Понятия: фонтан, декоративный водоем.

Раздел Человек и воздух
Зоопарк
Знакомство с историей возникновения зоопарка в России. Бионика. История возникновения искусства оригами. Использование
оригами. Различные техники оригами: классическое оригами, модульное оригами. Мокрое складывание. Условные обозначения техники
оригами.
Работа с бумагой. Изготовление изделий в технике оригами по условным обозначениям.
Понятия: оригами, бионика.
Вертолетная площадка
Знакомство с особенностями конструкции вертолета. Особенности профессии летчика, штурмана, авиаконструктора. Конструирование
модели вертолета. Знакомство с новым материалом – пробкой.
Профессии: летчик, штурман, авиаконструктор.
Воздушный шар
Техника «папье-маше». Применение техники папье-маше для создания предметов быта. Освоение техники «папье-маше». Украшение
города и помещений при помощи воздушных шаров. Варианты цветового решения композиции из воздушных шаров. Способы соединения
деталей при помощи ниток и скотча. Понятия: «папье-маше».
Украшаем город (материал рассчитан на внеклассную деятельность
Раздел Человек и информация
Переплетная мастерская
Книгопечатание. Основные этапы книгопечатания.
Печатные станки, печатный пресс, литера. Конструкция книг (книжный блок, обложка, переплет, слизура, крышки, корешок).
Профессиональная деятельность печатника, переплетчика. Переплет книги и его назначение. Декорирование изделия. Освоение элементов
переплетных работ (переплет листов в книжный блок) при изготовлении «Папки достижений». Профессии: печатник, переплетчик. Понятия:
переплет.

Почта
Способы общения и передачи информации. Почта, телеграф. Особенности работы почты и профессиональная деятельность
почтальона. Виды почтовых отправлений. Понятие «бланк». Процесс доставки почты. Корреспонденция. Заполнение бланка почтового
отправления. Профессии: почтальон, почтовый служащий. Понятия: корреспонденция, бланк.
Афиша
Программа MicrosoftOffice Word. Правила набора текста. Программа MicrosoftWordDocument.doc. Сохранение документа,
формирование и печать. Создание афиши и программки на компьютере. Изделие: «Афиша» Понятия: афиша, панель инструментов,
текстовый редактор
Тематическое планирование. 2 класс.
№

Кол-во

п/п

часов

1

1

Тема урока

Основные виды деятельности обучающихся

Здравствуй, дорогой друг. Как работать с Анализировать и сравнивать учебник, рабочую тетрадь, объяснять
учебником.

назначение каждого пособия.

Инструменты и правила работы с ними.

Использовать при изготовлении изделий навигационную систему
учебника.
Определять материалы и инструменты, необходимые для изготовления
изделий.

Земледелие (1ч.)
2

1

Практическая
«Выращивание лука»

Посуда (4ч.)

работа

№1: Искать и анализировать информацию о земледелии, его значении в
жизни человека.
Составлять рассказ о некоторых профессиях. Осваивать технологию

3

1

Корзина с цветами

выращивания лука в домашних условиях, способ приготовления

4

1

Семейка грибов на поляне

солёного теста, технологию изготовления папье-маше.

ТБ: «Съедобные и несъедобные грибы»

Осуществлять поиск необходимой информации. Составлять по

5

1

Игрушка из теста

иллюстрациям рассказ о способах изготовления посуды.

6

1

Проект «Праздничный стол» ИКТ

Анализировать

Народные промыслы (5ч.)

слайдовый план изготовления изделия, выделять

основные этапы и приёмы изготовления изделий.

7

1

Золотая хохлома ИКТ

Организовывать рабочее место.

8

1

Городецкая роспись

Размечать изделие по шаблону, составлять композицию. Соблюдать

9

1

Дымковская игрушка

правила

10

1

Матрёшка

планировать последовательность выполнения работы.

11

1

Пейзаж «Деревня»

Определять и использовать необходимые инструменты и материалы.

Домашние животные и птицы (3ч.)
12

1

работы

ножницами,

иглой,

шилом.

Самостоятельно

Воспроизводить реальный образ предмета.

Лошадка

Сравнивать: приёмы работы с различными материалами, свойства

Осмысливать

Практическая работа №2: «Домашние пластичных материалов. Выбирать необходимые
приспособления и приёмы изготовления изделий.
животные»
13

1

Цыплёнок из крупы

14

1

Проект «Деревенский двор» ИКТ

Новый год(1ч.)
15

1

Ёлочные украшения из яиц

Строительство (1ч.)
16

1

Крепость

значение

декоративно-прикладного

народных

промыслов

искусства.

инструменты,
для

развития

Контролировать

и

корректировать свою работу по слайдовому плану.
Оценивать работу по данным критериям. Анализировать образец и
на его основе создавать свой эскиз пейзажа.
Соблюдать пропорции при изображении.
Выполнять аппликацию из различных материалов и в различных

техниках, разные виды переплетений. Оформлять изделие по

В доме(4ч.)

собственному замыслу. Осваивать новые понятия, находить в словаре

17

1

Домовой

18

1

Проект «Убранство избы» ИКТ

19

1

Коврик

20

1

Стол и скамья

и объяснять значение новых слов.
Использовать принцип симметрии при выполнении раскроя деталей.
Применять навыки организации рабочего места и рационального
распределения времени на изготовление изделия.
Использовать циркуль для выполнения разметки деталей.

Народный костюм(4ч)

Вырезать круги при помощи ножниц.
21

1

Русская красавица

Наблюдать, анализировать структуру ткани, находить уток и основу

22

1

Костюм для Ани и Вани

ткани, определять виды и способы переплетений.

23

1

Кошелёк

ТБ: «Правила работы с Исследовать виды ниток, способы украшения изделий при помощи

иглой»
24

1

вышивки.

Салфетка

Рыболовство(3ч.)
25

1

Золотая рыбка

Искать и отбирать информацию о роли воды в жизни человека.

26

1

Проект «Аквариум» ИКТ

Осваивать технику «изонить», полуобъёмной аппликации. Создавать

27

1

Русалка ИКТ

изделия в этой технике: анализировать образец, определять материалы
и инструменты, переносить рисунок с помощью копировальной
бумаги, подбирать цвета ниток. Контролировать и корректировать
свою работу по слайдовому плану. Оценивать работу по данным
критериям. Делать выводы о значении воды в жизни человека.

Человек и воздух (3ч.)
28

1

Птица счастья

Искать

и

отбирать

информацию о

традициях использования

19

1

Ветряная мельница

символических птиц счастья в культурах разных народов. Объяснять

30

1

Флюгер

значение слова «оберег». Осваивать приём складывания изделий
техникой

оригами.

Создавать

изделия

Самостоятельно
в

этой

планировать

технике:

свою

работу.

анализировать

образец,

определять материалы и инструменты, определять приёмы и способы
изготовления. Исследовать свойства фольги, сравнивать её свойства
со

свойствами

других

видов

бумаги.

Контролировать

и

корректировать свою работу по слайдовому плану. Оценивать работу
по данным критериям. Делать выводы о значении воды в

жизни

человека.
Книгопечатание(2ч)
31-32

2

Книжка-ширма

Составлять

рассказ

об

истории

книгопечатания,

о

способах

изготовления книг. Делать выводы о значении книг для сохранения и
передачи информации. Анализировать различные виды книг и
определять особенности их оформления. Осваивать и использовать
правила разметки деталей по линейке. Составлять план изготовления
изделия по текстовому и слайдовому планам. Корректировать план
работы при составлении технологической карты. Отбирать, обобщать
и использовать на практике информацию о компьютере и способах
Поиск информации в интернете(2ч)

поиска её в Интернете. Осваивать правила безопасного использования

33-34

2

Практическая работа № 3 «Ищем компьютера, правила поиска информации. Формулировать запрос для
информацию в интернете»

поиска информации в Интернете по разным основаниям. Использовать
свои знания для поиска в Интернете материалов для презентации своих
изделий.

Организовывать

и

оформлять

Оценивать выступления по заданным критериям.

выставку

изделий.

Тематическое планирование. 3 класс.
№

КолТема урока

уро
ка
1.

Основные виды деятельности обучающихся

во
часов

Здравствуй, дорогой друг.
Как работать с учебником.
Техника безопасности на

Знакомство с учебником и тетрадью. Условными обозначениями. Повторение материалов и
1

инструментов. Ответы на вопросы. Повторение техники безопасности на уроке.

уроках технологии
2

Земледелие.

Искать и анализировать информацию о земледелии, его значении в жизни человека.

Практич. работа:

Составлять рассказ о профессиях садовод и овощевод на основе наблюдений и собственного

выращивание лука.

1

опыта. Понимать значимость профессиональной деятельности садовода и овощевода.
Осваивать технологию выращивания лука в домашних условиях.
Проводить наблюдения, оформлять результаты..

3

Посуда.

Самостоятельно планировать последовательность выполнения работы с опорой на слайдовый

Изделие: «корзина с

план.

цветами»

Определять и использовать необходимые инструменты и приёмы работы с пластилином.
1

Организовывать рабочее место.
Соотносить размеры деталей изделия при выполнении композиции.
Воспроизводить реальный образ предмета (гриба) при выполнении композиции.
Составлять рассказ о грибах, правила поведения в лесу (на основе собственного опыта и
наблюдений).

4

Посуда. Изделие: «Семейка

1

Знание съедобных и несъедобных грибов, лесные и садовые плоды. Умение работать с

пластилином, планировать свою работу.

грибов на поляне»
Практическая работа:
«Съедобные и несъедобные
грибы». «Плоды лесные и
садовые».
5

Посуда. Изделие: «Игрушка

Составлять рассказ о профессиях пекаря и кондитера на основе иллюстративного материала,

из теста».

собственного опыта и наблюдений.
Осмысливать значение этих профессий.
1

Составлять рассказ о национальных блюдах из теста и приёмы работы с ним.
Организовывать рабочее место для работы с солёным тестом.
Выполнять изделие и оформлять его при помощи красок.
Сравнивать приёмы работы с солёным тестом и пластилином.

6

Проект «Праздничный

Осваивать технику изготовления изделия из пластичных материалов (пластилина, глины,

стол»

солёного теста).
Сравнивать свойства пластичных материалов.
Анализировать форму и вид изделия, определять последовательность выполнения работы.
Составлять план изготовления по иллюстрации в учебнике.
1

Выбирать необходимые инструменты, приспособления и приёмы изготовления изделия.
Использовать рубрику «Вопросы юного технолога» для организации своей деятельности.
Использовать навыки работы над проектом под руководством учителя: ставить цель,
составлять план, распределять роли, проводить самооценку.
Слушать собеседника, излагать своё мнение, осуществлять совместную практическую
деятельность, анализировать и оценивать свою деятельность

7

Народные промыслы.

Осуществлять поиск необходимой информации об особенностях народного промысла

Изделие: «Золотая

хохломская роспись, используя материалы учебника и собственный опыт.

хохлома».

Анализировать с помощью учителя способы изготовления изделий в технике хохломская
роспись, выделять этапы работы.
Наблюдать и выделять особенности хохломской росписи.
1

Осваивать технологию изготовления изделия «папье-маше».
Соотносить этапы изготовления изделия с этапами создания изделия в стиле хохлома (с
помощью учителя).
Использовать приёмы работы с бумагой и ножницами.
Самостоятельно делать выводы о значении народных промыслов для развития декоративно –
прикладного искусства, изучения истории родного края, сохранения народных традиций.

8

Народные промыслы.

Осмысливать на практическом уровне понятия «имитация».

Изделие:

Наблюдать и выделять особенности городецкой росписи: тематика, композиция, элементы

«Городецкая роспись»

(фигуры животных, людей, цветы).
Сравнивать особенности хохломской и городецкой росписи.
1

Составлять план выполнения работы на основе слайдового плана и анализа образца изделия.
Организовывать рабочее место, соблюдать правила безопасного использования инструментов.
Использовать навыки работы с бумагой, раскроя деталей изделия по шаблону.
Осмысливать значение народных промыслов для развития декоративно – прикладного
искусства, изучения истории родного края, сохранения народных традиций.

9

Осмысливать на практическом уровне понятия «имитация».

Народные промыслы.
Изделие: «Дымковская
игрушка»

1

Наблюдать и выделять особенности городецкой росписи: тематика, композиция, элементы
(фигуры животных, людей, цветы).

Сравнивать особенности хохломской и городецкой росписи.
Составлять план выполнения работы на основе слайдового плана и анализа образца изделия.
Организовывать рабочее место, соблюдать правила безопасного использования инструментов.
Использовать навыки работы с бумагой, раскроя деталей изделия по шаблону.
Осмысливать значение народных промыслов для развития декоративно – прикладного
искусства, изучения истории родного края, сохранения народных традиций.
10

Народные промыслы.

Использовать приёмы работы с бумагой, картоном и тканью по шаблону, оформлять изделие,

Изделие:

использовать элементы рисунка на ткани для составления орнамента.

«Матрешка»

Осваивать способ разметки деталей изделия на ткани по шаблону и способ соединения деталей
1

из разных материалов (ткани и бумаги) при помощи клея.
Сравнивать орнаменты, используемые в росписи изделий народных промыслов.
Составлять самостоятельно план работы по использованию изделия, контролировать и
корректировать работу по слайдовому плану.
Составлять рассказ о выполнении работы по рубрике «Вопросы юного технолога».

11

Народные промыслы.

Осваивать технику изготовления рельефной картины с использованием пластилина.

Изделие: «Деревня»

Анализировать образец пейзажа, предложенного в учебнике, и на его основе создавать
собственный эскиз.
Организовывать рабочее место.
1

Использовать при создании эскиза художественные приёмы построения композиции,
соблюдать пропорции при изображении перспективы, составлять композицию в соответствии
с тематикой.
Использовать умения работать с пластилином, создавать новые цветовые оттенки путём
смешивания пластилина.

12

Домашние животные и

Составлять рассказ о лошадях, их значении в жизни людей, о профессиях людей,

птицы. Изделие:

занимающихся разведением домашних животных (на основе иллюстраций учебника и

«Лошадка» Практическая

собственных наблюдений).

работа: «Домашние

Понимать значимость этих профессий.

животные».

Использовать умения работать по шаблону, выполнять аппликацию из бумаги на деталях
1

изделия, оформлять изделия по собственному замыслу.
Осваивать правила работы иглой, шилом при выполнении подвижного соединения деталей.
Осваивать соединение деталей изделия скрепками для достижения эффекта движущейся
конструкции.
Анализировать, контролировать, корректировать и оценивать выполнение работы по
планам, предложенным в учебнике. Составлять отчёт о своей работе по рубрике «Вопросы
юного технолога».

13

Домашние животные и

Осваивать способы и приёмы работы с новыми материалами (пшено, фасоль, семена и т.д.),

птицы. Изделие: «Курочка

выполнять аппликацию в технике мозаика.

из крупы».

Составлять тематическую композицию, использовать особенности материала для передачи
цвета, объема и фактуры реальных объектов.
Использовать свои знания о материалах и приёмах работы в практической деятельности (при
1

изготовлении изделий).
Экономно расходовать материалы при выполнении.
Составлять

план

изготовления

изделия

на

основе

последовательность выполнения работы.
Находить в словаре и объяснять значение новых слов.
Составлять рассказ об уходе за домашними птицами.

слайдового

плана,

объяснять

14

Проект «Деревенский

Осуществлять с помощью учителя и при помощи рубрики «Советы юного технолога» все

двор»

этапы проектной деятельности, соблюдать правила работы в группе, ставить цель,
распределять обязанности, обсуждать план изготовления изделия, представлять и оценивать
готовое изделие.
Составлять рассказ об уходе за домашними животными и их значении в жизни человека на
основе иллюстративного материала.
1

Конструировать объёмные геометрические фигуры животных из развёрток
Использовать приёмы работы с бумагой и клеем, правила работы с ножницами.
Размечать и вырезать детали и развёртки по шаблонам.
Оформлять изделия по собственному замыслу.
Создавать и оформлять тематическую композицию.
Проводить презентацию композиции, использовать малые фольклорные жанры и
иллюстрации.

15

Новый год. Изделия:

Использовать принцип симметрии при выполнении раскроя деталей новогодней маски.

«Елочные игрушки из яиц».

Выбирать приёмы оформления изделия в соответствии с видом карнавального костюма.

Новогодняя маска.(по

Придумывать эскиз, выбирать материалы для изготовления изделия, исходя из его

выбору учителя)

назначения, самостоятельно выполнять отделку карнавальной маски.
1

Осваивать при изготовлении ёлочной игрушки правила подготовки скорлупы к работе и
технику работы с целой яичной скорлупой.
Самостоятельно оформлять готовое изделие.
Использовать элементы художественного творчества, оформлять изделие при помощи красок.
Создавать разные изделия на основе одной технологии.
Составлять рассказ об истории возникновения ёлочных игрушек и традициях празднования

Нового года (на основе материала учебника, собственных наблюдений и знаний традиций
региона проживания).
16

Строительство Изделие:

Понимать значимость профессиональной деятельности людей, связан-

«Изба» (или «Крепость»)

ной со строительством. Осваивать новые понятия, находить их значение в словаре учебника и
других источниках информации. Составлять
рассказ о конструкции избы на основе иллюстраций учебника и собственных наблюдений.
Сравнивать её с домами, которые строятся
в местности проживания.
Выполнять разметку деталей по шаблону.
1

Осваивать приемы работы
с бумагой: разметка деталей сгибанием и скручивание на карандаше.
Применять навыки организации рабочего места и рационального распределения времени на
изготовление изделия. Контролировать и корректировать свою работу по слайдовому плану.
Оценивать качество выполнения работы.
Осваивать технику кракле. Применять навыки изготовления мозаики при работе с новым
материалом — яичной скорлупой. Сравнивать способы выполнения мозаики из разных
материалов. По собственному замыслу оформлять контур изделия при помощи фломастеров.

17

В доме. Изделие:

Осуществлять поиск информации и сравнивать традиции убранства жилищ, поверья и

«Домовой».

правила приёма гостей у разных народов России.

Практическая работа:
«Наш дом».

1

Осваивать правила работы с циркулем. Использовать циркуль для выполнения разметки
деталей изделия.
Соблюдать правила безопасной
работы циркулем.

Вырезать круги при помощи ножниц.
Применять при изготовлении помпона умения работать с нитками (наматывать, завязывать,
разрезать).
Оформлять изделия по собственному замыслу (цветовое решение, учёт национальных
традиций).
Выполнять самостоятельно разметку и раскрой детали для отделки изделия.
18

Проект: убранство избы.

Осваивать

Изделие: «Русская печь»

планировать его изготовление, оценивать промежуточные этапы,

проектную

деятельность

с

помощью

учителя:

анализировать

изделие,

осуществлять коррекцию и оценивать качество изготовления изделия, презентовать
композицию по специальной схеме.
Анализировать иллюстрацию учебника и выделять основные элементы убранства избы,
сравнивать убранство русской избы с убранством традиционного для данного региона жилища.
Составлять рассказ об устройстве печи, печной
1

утвари, материалах, инструментах и приспособлениях, используемых печником для кладки печи
(по иллюстрациям учебника и собственным наблюдениям).
Анализировать

конструкцию изделия по

иллюстрации

учебника,

выделять

детали,

определять инструменты, необходимые для выполнения работы.
Составлять самостоятельно план выполнения работы.
Использовать умения работать с пластилином, организовывать рабочее место. Оформлять
изделие по собственному замыслу. (Возможно изготовление модели печи, традиционной для
данного региона).
19

В доме. Изделие: «Коврик»

1

Наблюдать, анализировать структуру ткани, находить уток и основу ткани, определять виды
и способы переплетений. Осваивать новый вид работы — переплетение полос бумаги.

Выполнять разметку деталей
(основы и полосок) по линейке, раскрой деталей ножницами, соблюдать правила безопасной
работы.
Выполнять разные виды переплетения бумаги, создавать узор по своему замыслу.
20

В доме. Изделие: «Стол и

Осуществлять поиск информации о традиционной для русской избы мебели и сравнивать её с

скамья»

традиционной мебелью жилища региона
проживания.
Анализировать конструкции стола и скамейки, определять детали, необходимые для их
изготовления.
1

Соблюдать последовательность технологических операций при конструировании.
Использовать

умения работать

с бумагой,

ножницами.

Самостоятельно

составлять

композицию и презентовать её, использовать в презентации фольклорные произведения.
Самостоятельно организовывать свою деятельность.
Овладевать способами экономного и рационального расходования материалов. Соблюдать
технологию изготовления изделий.
21

Народный костюм.

Искать и отбирать информацию о национальных костюмах народов России (из учебника,

Изделие: «Русская

собственных наблюдении я других источников).

красавица».

Сравнивать и находить общее и различие в
1

национальных

костюмах.

Исследовать

особенности

национального

костюма

региона

проживания и соотносить их с природными условиями региона (материалы изготовления, цвет,
узор). Исследовать виды, свойства и состав тканей.
Определять по внешним
признакам вид тканей из натуральных волокон.

Анализировать детали праздничного женского (девичьего) головного убора и причёски.
Выполнять аппликацию на основе материала учебника с учётом национальных традиций.
Осваивать приемы плетения косички в три нити. Использовать приёмы работы с бумагой,
раскроя деталей при
помощи ножниц и применять правила безопасной работы с ними.
Изготавливать с помощью учителя детали для создания модели национального женского
головного убора, предварительно определив материалы для его изготовления.
22

Народный костюм.

Искать и отбирать информацию о национальных костюмах народов России (из учебника,

Изделие: «Костюмы Ани и

собственных наблюдений и других источников).

Вани»

Сравнивать и находить общее и различия в женском и мужском национальных костюмах.
Исследовать особенности национального костюма своего края и определять его характерные
особенности (цвет, форму, способы украшения и др.). Осваивать правила разметки ткани,
изготавливать выкройки, размечать ткань с помощью шаблона.
Моделировать народные костюмы на основе аппликации из ткани.
1

Осваивать

элементы

художественного

труда:

оформлять

национальный

костюм

в

соответствии с выбранным образцом, использовать различные виды материалов (тесьму, мех,
бусины, пуговицы и др.). Организовывать, контролировать и корректировать работу по
изготовлению изделия с помощью технологической карты.
Исследовать виды ниток и определять с помощью учителя их назначение.
Осваивать строчку косых стежков.
Использовать правила работы иглой, организовывать рабочее место.
Выполнять разметку ткани по шаблону, изготавливать выкройку.
Выполнять строчку косых

стежков для соединения деталей изделия.
Использовать умение пришивать пуговицы разными способами.

Контролировать и

корректировать последовательность выполнения работы.
Оценивать работу по заданным критериям.
23

Исследовать виды ниток и определять с помощью учителя их назначение.

Работа с ткаными
материалами. Шитье.
Изделие: «Кошелек»

1

Осваивать строчку косых стежков.
Использовать правила работы иглой, организовывать рабочее место.
Выполнять разметку ткани по шаблону, изготавливать выкройку.

24

Виды швов и стежков для

Выполнять строчку косых

вышивания. Изделия:

стежков для соединения деталей изделия.

«Тамбурные стежки»,

1

Использовать умение пришивать пуговицы разными способами.

Контролировать и

корректировать последовательность выполнения работы.

«Салфетка»»

Оценивать работу по заданным критериям.
25

Рыболовство. Изонить.

Исследовать значение воды в жизни человека, животных, растений. Осуществлять поиск

Изделие: композиция

необходимой информации о воде, ее значение для развития жизни на земле, использовании воды

«Золотая рыбка»

человеком (способом добывания питьевой воды из-под земли; значением воды для здоровья
человека), о передвижении по воде и перевозке грузов с использованием водного транспорта.
1

Сравнивать с информацию, полученную из разных источников (из разных учебников, текстов,
собственных наблюдений и опыта.). На основе сравнения информации делать выводы и
обобщения.
Осваивать способы проращивания семян в воде. Проводить эксперимент, исследовать
всхожесть семян, наблюдать и фиксировать наблюдения. Определять и использовать
инструменты и приспособления необходимые для ухода за комнатными растениями. В

практической деятельности осваивать правила ухода за комнатными растениями.
26

Проект «Аквариум»

Составлять рассказ об аквариумах и аквариумных рыбках.

Изделие: «Аквариум»

Распределяться на группы, ставить цель, на основе слайдового плана учебника
самостоятельно обсуждать план изготовления изделия, используя «Вопросы юного технолога».
Анализировать пункты плана, распределять работу по их выполнению.
Организовывать рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты для
1

аппликации.
Определять и отбирать природные материалы для выполнения аппликации рыбок
по форме, цвету и фактуре. Составлять композицию из природных материалов. Выделять
технологические операции: подготовку материалов и инструментов, разметку, сборку, отделку.
Контролировать и корректировать свою деятельность.
Предъявлять и оценивать изделие.
Проводить презентацию готового изделия.

27

Работа с бумагой и

Осваивать технику создания полуобъёмной аппликации, использовать умения работать с

волокнистыми

бумагой и способы придания ей объёма.

материалами. Изделие:

Анализировать образец, определять материалы и инструменты, необходимые для выполнения

«Русалка»

работы, определять особенности технологии соединения деталей в полуобъёмной аппликации.
1

Заполнять с помощью учителя
технологическую карту, определять основные этапы изготовления изделия. Осуществлять
самоконтроль

и

корректировку своей

деятельности

по

слайдовому плану и

после

промежуточного оценивания.
По заданным критериям оценивать работы одноклассников
28

Птица счастья. Изделие:

1

Искать информацию о традициях использования символических птиц счастья в культуре

разных народов.

«Птица счастья».

Объяснять значение понятия «оберег»,

искать традиционные для данного региона

фольклорные произведения.
Осваивать способы работы с бумагой: сгибание, складывание.
Осваивать приём складывания изделий техникой оригами.
Самостоятельно планировать свою работу. Составлять план изготовления изделия с опорой на
слайдовый план учебника, контролировать и корректировать свою работу. Оценивать свою
работу и работу других учащихся по заданным критериям.
29

Использование ветра.

Наблюдать за природными явлениями в воздушном пространстве.

Изделие: «Ветряная

Искать и обобщать информацию о воздухе, ветре, проводить эксперимент по определению

мельница»

скорости и направления ветра. Осмыслять важность использования ветра человеком.
Составлять рассказ о способах использования ветра человеком на основе материалов учебника
и собственных наблюдений. Анализировать готовую модель, выбирать необходимые для её
1

изготовления материалы и инструменты, определять приёмы и способы изготовления.
Организовывать рабочее место, соблюдать правила работы
ножницами.
Составлять план работы и заполнять технологическую карту.
Осваивать подвижное соединение деталей (при помощи стержня).
Конструировать объёмное изделие на основе развёртки, выполнять практическую работу по
плану в учебнике

30

Использование ветра.

Составлять рассказ о назначении и истории флюгера, его конструктивных особенностях и

Работа с фольгой. Изделие:

материалах, из которых его изготавливают, использовать материалы учебника и собственные

«Флюгер»

знания.

Исследовать свойства фольги, возможности её применения, сравнивать её свойства со
свойствами других видов бумаги.
Анализировать образец изделия, определять материалы и инструменты, необходимые для его
изготовления.
Составлять план работы по изготовлению изделия с помощью учителя, соотносить план
работы с технологической картой. Осваивать способ соединения деталей при помощи скрепки.
Самостоятельно выполнять раскрой и отделку изделия.
Делать выводы о значении использования силы ветра человеком (с помощью учителя).
31

Книгопечатание. Изделие:

Составлять рассказ об истории книгопечатания, о способах изготовления книг, о

«Книжка-ширма»

первопечатнике Иване Фёдорове. Делать выводы о значении книг для сохранения и передачи
информации, культурно-исторического наследия (с помощью учителя). Анализировать
различные виды
книг и определять особенности их оформления.
Осваивать и использовать правила разметки деталей по линейке.
1

Осваивать вклейку страницы в сгиб при помощи клапанов.
Самостоятельно составлять план изготовления изделия по текстовому и слайдовому планом.
Проверять и корректировать план работы при составлении технологической карты.
Выделять с опорой на план и технологическую карту этапы работы для самостоятельного
выполнения.
Создавать книжку-ширму и использовать её как папку своих достижений.
Отбирать для её наполнения собственные работы по заданным
критериям (качеству, оригинальности и др.)

32

Поиск информации в

Отбирать, обобщать и использовать на практике информацию о компьютере и способах

Интернете. Способы поиска

поиска её в Интернете.

информации.

Осваивать

Практическая работа №

(предложений).

5: «Ищем информацию в

Исследовать возможности Интернета для поиска информации.

Интернете».

Формулировать запрос для поиска информации в Интернете по разным основаниям (по слову,

правила

безопасного

использования

компьютера,

правила

набора

текста

ключевой фразе).
Находить информацию в Интернете с помощью взрослого. Использовать свои знания для
поиска в Интернете материалов для презентации своих изделий.
33

Поиск информации в

Отбирать, обобщать и использовать на практике информацию о компьютере и способах

Интернете. Правила набора

поиска её в Интернете.

текста. Практическая

Осваивать

работа № 6:

(предложений).

«Ищем информацию в

1

правила

безопасного

использования

компьютера,

правила

набора

текста

Исследовать возможности Интернета для поиска информации.
Формулировать запрос для поиска информации в Интернете по разным основаниям (по слову,

Интернете».

ключевой фразе).
Находить информацию в Интернете с помощью взрослого. Использовать свои знания для
поиска в Интернете материалов для презентации своих изделий.
34

Организовывать и оформлять выставку изделий.

Конференция для
обучающихся «Что я узнал
во 2 классе?»

Итого: 34 часа

1

Презентовать работы. Оценивать выступления по заданным критериям

Коррекционная работа
Учебный предмет «Труд» обеспечивает интеграцию в образовательном процессе различных структурных компонентов личности
(интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создает условия для гармонизации
развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья.
На уроках труда закрепляются речевые навыки и умения, которые обучающиеся с ТНР получают на уроках Русского языка, Литературного
чтения, на коррекционных курсах Произношение, Развитие речи. Большое внимание уделяется развитию понимания речи: умению
вслушиваться в речь и вопросы учителя, выполнять по его инструкциям трудовые операции и отбирать соответствующий материал, а также
различать и знать основные качества материалов, из которых изготавливают изделия.
Развитие трудовых умений, необходимых в разных жизненных сферах, умений позволяет адекватно применять доступные технологии и
освоенные трудовые навыки для полноценной коммуникации, социального и трудового взаимодействия. На уроках Труда осуществляется
развитие психических процессов, мелкой моторики. Обогащение словарного запаса обучающихся лексикой, обозначающей материалы, их
признаки, действия, производимые во время изготовления изделия. Развитие умений на основе последовательности трудовых операций при
изготовлении изделия составлять план связного рассказа о проделанной работе. Развитие творческих способностей учащихся,
художественного мышления, конструкторских способностей.

Контрольно-оценочные материалы
Виды контроля
Текущий

Формы контроля
Выполнение практических работ

Количество работ
в

течение

года
Тематический

тесты

9

учебного

Критерии оценивания устных ответов
Оценка «5»
−

полностью усвоил учебный материал;

−

умеет изложить его своими словами по заданному алгоритму;

−

может подтвердить ответ конкретными примерами;

−

правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Оценка «4»
−

в основном усвоил учебный материал;

−

допускает незначительные фактические ошибки при его изложении своими словами по заданному алгоритму;

−

подтверждает ответ конкретными примерами;

−

правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Оценка «3»
−

не усвоил существенную часть учебного материала;

−

допускает значительные фактические ошибки при его изложении своими словами по заданному алгоритму;

−

затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;

−

затрудняется при ответах на дополнительные вопросы.

Оценка «2»
−

не усвоил учебный материал;

−

не может изложить его своими словами по заданному алгоритму:

−

не может подтвердить ответ конкретными примерами;

−

не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.

Критерии оценивания практических работ.

Оценка «5»
−

тщательно спланирован труд и рационально организовано рабочее место;

−

правильно выполнялись приемы труда, самостоятельно и творчески выполнялась работа;

−

изделие изготовлено с учетом установленных требований;

−

полностью соблюдались правила техники безопасности.

Оценка «4»
−

допущены незначительные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;

−

в основном правильно выполняются приемы труда;

−

работа выполнялась самостоятельно;

−

норма времени выполнена или недовыполнена 10-15 %;

−

изделие изготовлено с незначительными отклонениями;

−

полностью соблюдались правила техники безопасности.

Оценка «3»
−

имеют место недостатки в планировании труда и организации рабочего места;

−

отдельные приемы труда выполнялись неправильно;

−

самостоятельность в работе была низкой;

−

норма времени недовыполнена на 15-20 %;

−

изделие изготовлено с нарушением отдельных требований;

−

не полностью соблюдались правила техники безопасности.

Оценка «2»
−

имеют место существенные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;

−

неправильно выполнялись многие приемы труда;

−

самостоятельность в работе почти отсутствовала;

−

норма времени недовыполнена на 20-30 %;

−

изделие изготовлено со значительными нарушениями требований;

−

не соблюдались многие правила техники безопасности.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх

сведения образовательной организации

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».