Физическая культура ТНР

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету

«Физическая культура»
Для обучающихся с ТНд
на 2020/2021 учебный год

Разработчик программы:

Коробейников Д.А.

Планируемые результаты освоения курса.2 класс.
На минимальном уровне

На достаточном уровне

личностные
формирование чувства гордости за свою готовность
Родину,

российский народ и

и

способность

обучающихся

к

саморазвитию,

сформированность

в

изменяющемся

историю мотивации к обучению и познанию.

России, осознание своей этнической и овладение
национальной принадлежности;

начальными

навыками

адаптации

динамично

и

развивающемся мире;

формирование уважительного отношения к развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки
иному мнению, истории и культуре других формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
народов,

выработка

умения

терпимо творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям

относиться к людям иной национальной
принадлежности;
развитие мотивов учебной деятельности и
личностный смысл учения, принятие и
освоение социальной роли обучающего;
предметные
Обучающиеся научатся:
•

ориентироваться

Обучающиеся получат возможность научиться:
в

понятиях •

«физическая культура, «режим дня»;
•

деятельностью;

характеризовать роль и значение •

утренней

зарядки,

физкультминуток

выявлять связь занятий физической культурой с трудовой и оборонной
характеризовать роль и значение режима дня в сохранении и укреплении

и здоровья; планировать и корректировать режим дня с учетом своей учебной и

физкультурных пауз, уроков физической внешкольной деятельностью, показателей своего здоровья, физического развития и

На минимальном уровне

На достаточном уровне

культуры, закаливания, прогулок на свежем физической подготовленности.
воздухе, подвижных игр, занятий спортом •
для

укрепления

Развития утренней гимнастики, физкультминуток,

здоровья.

•

основных систем организма;
•

вести тетрадь по физической культуре с записями режима дня, комплексов
общеразвивающих упражнений для индивидуальных занятий, результатов

раскрывать на примерах (из истории, наблюдения за динамикой новых показателей физического развития и физической

в том числе, родного края, или из личного подготовленности;
опыта) положительное влияние занятий •
физической

культурой

физическое, занятий по развитию физических качеств;

на

•

личностное и социальное развитие;
•

ориентироваться

«физическая подготовка», характеризовать •
физические

быстроту,

выносливость,

качества

(силу, •

координацию, •

гибкость) и различать их между собой;
•

организовывать

места

играми (как в помещении, так и на
воздухе),

соблюдать

правила

поведения и предупреждения травматизма
во

время

занятий

физическими

упражнениями;
Раздел

«Способы

•

занятий •

физическими упражнениями и подвижными
открытом

выполнять простейшие приемы оказания доврачебной помощи при травмах и

понятии ушибах

в

основные

целенаправленно отбирать физические упражнения для индивидуальных

физкультурной

сохранять правильную осанку. оптимальное телосложение;
выполнять эстетически красиво гимнастические комбинации;
играть в баскетбол, футбол и волейбол по упрощенным правилам;
выполнять тестовые нормативы по физической подготовке;
выполнять передвижения на лыжах (для снежных регионов России).

На минимальном уровне

На достаточном уровне

деятельности»
отбирать

и

упражнений

выполнять
для

утренней

физкультминуток

в

комплексы
зарядки

и

сочетании

с

изученными правилами;
организовывать и проводить подвижные
игры и соревнования во время отдыха на
открытом

воздухе

и

в

помещении

(спортивном зале и местах рекреации),
соблюдать

правила

взаимодействия

с

игроками;
измерять показатели физического развития
(рост,

масса)

подготовленности
выносливость,

и
(сила,

физической
быстрота,

гибкость),

систематические

наблюдения

вести
за

их

динамикой
Раздел «Физическое совершенствование»
выполнять упражнения по коррекции и
профилактике нарушения зрения и осанки,
упражнения

на

развитие

физических

качеств (силы, быстроты, выносливости.,

На минимальном уровне
координации,
величину

На достаточном уровне

гибкости);

нагрузки

оценивать

(большая,

средняя,

малая) по частоте пульса (с помощью
специальной таблицы);
выполнять тестовые упражнения на оценку
динамики

индивидуального

развития

основных физических качеств;
выполнять

организующие

строевые

команды и приемы;
выполнять

акробатические

упражнения

(кувырки, стойки, перекаты);
выполнять легкоатлетические упражнения
(бег, прыжки, метание и броски мяча
разного веса и объема);
-выполнять игровые действия и упражнения
из подвижных игр разной функциональной
направленности.
метапредметные
регулятивные
Учащиеся научатся:
понимать
учебной

причины

Учащиеся получат возможность научиться:
успеха

деятельности

и

(неуспеха) Определять общую цель и пути её достижения;
способности планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с

На минимальном уровне
конструктивно

На достаточном уровне

действовать

даже

в поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные

ситуациях неуспеха;

способы достижения результата;

планировать, контролировать и оценивать
учебные

действия

в

соответствии

с

поставленной задачей и условиями её
реализации;
познавательные
Обучающиеся научатся:

Обучающиеся получат возможность научиться:

использование различных способов поиска овладение логическими

действиями

сравнения,

анализа,

синтеза,

обобщения,

учебной информации в печатных изданиях, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных
справочниках, словарях, энциклопедиях и связей, построения рассуждений; овладение навыками смыслового чтения текстов в
интерпретации информации в соответствии соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в
с коммуникативными и познавательными соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной
формах;

задачами;
использование

знаково-символических

средств представления информации для
создания моделей изучаемых объектов и
процессов,

схем

практических задач;

решения

учебных

и

На минимальном уровне

На достаточном уровне

коммуникативные
Обучающиеся научатся:
слушать

собеседника

Обучающиеся получат возможность научиться:
и

вести

диалог, использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных

признавать различные точки зрения и право технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; сотрудничать со
каждого иметь и излагать своё мнение и сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, находить выходы из
аргументировать свою точку зрения и спорных ситуаций, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,
оценку событий; конструктивно разрешать адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
конфликты посредством учета интересов
сторон и сотрудничества; договариваться о
распределении

функций

и

ролей

в

совместной деятельности.

Планируемые результаты освоения курса. 3 класс.
На минимальном уровне

На достаточном уровне
Личностные

•

положительная мотивация и познавательный интерес к физической культуре;

•

чувства сопричастности к культуре своего народа;

•

формирование средствами физической культуры целостного взгляда на мир в •

положительной мотивации к изучению истории

единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
•

возникновения профессий;

формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре 

развитие

других народов, выработка умения терпимо относиться к людям с иными ответственности

самостоятельности

и

личной

за

на

основе

свои

поступки

На минимальном уровне

На достаточном уровне

физическими возможностями;
•

представлений о нравственных нормах, социальной

овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и справедливости и свободе;

развивающемся мире;
•




потребностей,

развитие

навыков

сотрудничества

со

развитие этических чувств, доброжелательно и эмоционально нравственной сверстниками и взрослыми в разных социальных

отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
•

эстетических

развитие мотивов учебной деятельности и личностный смысл учения, принятие и ценностей и чувств;

освоение социальной роли обучающего;
•

формирование

ситуациях,

умение

не

создавать

конфликты

и

формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие находить выходы из спорных ситуаций, умения

мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и сравнивать поступки великих спортсменов со своими
духовным ценностям
•

собственными поступками, осмысливать поступки

формирование уважения к культуре своего народа, любви к родному краю героев - спорта;

(национальные, региональные, этнокультурные особенности).



адекватной оценки правильности выполнения

задания.
предметные


формирование первоначальных представлений о значении физической •

культуры для

овладение

умениями

укрепления здоровья человека (физического, социального и здоровьесберегающую

организовывать

жизнедеятельность

(режим

психического), о её позитивном влиянии на развитие человека (физическое, дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия,
интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье подвижные игры и т.д.);
как факторах успешной учёбы и социализации;


•

формирование

сформированность понятия о тренировке тела; овладение основными наблюдения

параметрами движений (объем, точность, сила, координация, пространственная величиной

за

навыка

своим

физических

систематического

физическим
нагрузок,

состоянием,
данными

мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.),

На минимальном уровне

На достаточном уровне

ориентация) в соответствии с физическими возможностями; сформированность показателями развития основных физических качеств
навыков полного смешанно-диафрагмального дыхания с активизацией мышц (силы,

быстроты,

выносливости,

координации,

брюшного пресса во время вдоха и выдоха в процессе выполнения физических гибкости);
упражнений.


•

Ориентация в понятиях «режим дня» и «здоровый образ жизни»; знание о теле,

формирование представлений о собственном
о

своих

физических

возможностях

и

роли и значении режима дня в сохранении и укреплении здоровья; умения соблюдать ограничениях; умения устанавливать связь телесного
правила личной гигиены; умение дозировать физическую нагрузку в соответствии с самочувствия с физической нагрузкой (усталость и
индивидуальными особенностями организма; овладение комплексами физических болевые ощущения в мышцах после физических
упражнений, рекомендованных по состоянию здоровья;


упражнений);

Интерес к определенным (доступным) видам физкультурно-спортивной •

овладение умениями применить свои навыки в

деятельности: плавание, ходьба на лыжах, езда на велосипеде, спортивные игры, соревновательной деятельности на внешнем уровне.
туризм и другие; овладение спортивными умениями доступными по состоянию
здоровья (плавание, ходьба на лыжах и пр.); умение радоваться достигнутым
результатам, получать удовольствие от занятий физической культурой;


формирование представлений о физической культуре, ее роли в укреплении

здоровья формирование знаний об основных направлениях развития физической
культуры в обществе, совершенствование жизненно важных навыков и умений
посредством обучения физическим упражнениям и техническим действиям по
«Лыжным гонкам»;


приобщение к спорту, спортивным соревнованиям и праздникам достижениям

спортсменов (национальные, региональные особенности).
иметь представление:

На минимальном уровне

На достаточном уровне



о физической культуре и ее содержании у народов Древней Руси;



о разновидностях физических упражнений: общеразвивающих, подводящих и

соревновательных;


об особенностях игры в футбол, баскетбол, волейбол;

уметь:


составлять и выполнять комплексы общеразвивающих упражнений на

развитие силы, быстроты, гибкости и координации;


выполнять комплексы общеразвивающих и подводящих упражнений для

освоения технических действий игры в футбол, баскетбол и волейбол;


проводить закаливающие процедуры (обливание под душем);



составлять правила элементарных соревнований, выявлять лучшие результаты

в развитии силы, быстроты и координации в процессе соревнований;


вести наблюдения за показателями частоты сердечных сокращений во время

выполнения физических упражнений;


демонстрировать уровень физической подготовленности
метапредметные
регулятивные

• понимать цель выполняемых действий,

• продумывать план действий при работе в паре, при

• понимать важность планирования работы;

создании проектов;

• с помощью учителя анализировать и планировать предстоящую практическую •
работу, опираясь на схему, образец, рисунок;

объяснять,

какие

приёмы,

техники

использованы в работе, как строилась работа;

были

На минимальном уровне

На достаточном уровне

• выполнять действия, руководствуясь выбранным алгоритмом или инструкцией • различать и соотносить замысел и результат работы;
•

учителя;

выбирать способ решения проблем творческого и

• осуществлять контроль своих действий, используя способ сличения своей работы с поискового характера;
заданной последовательностью или образцом;

•

• осмысленно выбирать приёмы или технику работы;

оценивать свою работу.

продумывать

и

планировать

этапы

работы,

• анализировать и оценивать результаты собственной и коллективной работы по
заданным критериям;
• решать практическую творческую задачу, используя известные средства;
• осуществлять контроль качества результатов собственной практической
деятельности.
познавательные
• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, • осуществлять поиск необходимой информации,
используя справочные материалы учебника;

используя различные справочные материалы;

• осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, • свободно ориентироваться в книге, используя
используя справочные материалы учебника;

информацию форзацев, оглавления, словаря, памяток;

• анализировать образец, работать с простыми схемами и инструкциями.
коммуникативные
• выражать собственное эмоциональное отношение к результату;

• выражать собственное эмоциональное отношение

• быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе;

результатам при посещении соревнований;

• договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;

• соблюдать в повседневной жизни нормы речевого

• строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и этикета и правила устного общения;

На минимальном уровне
взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).

На достаточном уровне
• задавать вопросы уточняющего характера, в том
числе по цели выполняемых действий.

Содержание учебного предмета. 2 класс.
Знания о физической культуре.
Физическая культура. Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями по укреплению
здоровья человека. Ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползание, ходьба на лыжах, плавание как жизненно важные способы передвижения
человека.
Правила предупреждения травматизма вовремя занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и
инвентаря.
Из истории физической культуры. История развития физической культуры и первых соревнований. Особенности физической культуры
разных народов. Связь физической культуры с трудовой и военной деятельностью, с традициями и обычаями народа. Первоначальные
сведения об Олимпийских играх.
Физические упражнения. Физические упражнения, их влияние на физическое развитие и развитие физических качеств. Физическая
подготовка и её связь с развитием основных физических качеств. Характеристика основных физических качеств: силы, быстроты,
выносливости, гибкости и равновесия. Что такое координация движений. Что такое ритм и темп, для чего они нужны и как влияют на
выполнение упражнений.
Физическая нагрузка и её влияние на повышение частоты сердечных сокращений.
Способы физкультурной деятельности.
Самостоятельные занятия. Составление режима дня. Выполнение простейших закаливающих процедур, комплексов упражнений для
формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств; проведение оздоровительных
занятий в режиме дня (утренняя зарядка, физкультминутки).

Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью. Измерение длины и массы тела,
показателей осанки и физических качеств. Измерение частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений.
Самостоятельные игры и развлечения. Организация и проведение подвижных игр (на спортивных площадках и в спортивных залах).
Физическое совершенствование. Физкультурно-оздоровительная деятельность. Комплексы физических упражнений для утренней
зарядки, физкультминуток, занятий по профилактике и коррекции нарушений осанки.
Комплексы упражнений на развитие физических качеств.
Комплексы дыхательных упражнений. Гимнастика для глаз.
Спортивно-оздоровительная деятельность: Гимнастика с основами акробатики.
Организующие команды и приемы. Строевые действия в шеренге и колонне; выполнение строевых команд.
Акробатические упражнения. Упоры; седы; упражнения в группировке; перекаты; стойка на лопатках; кувырки вперёд и назад;
гимнастический мост.
Акробатические комбинации. Например: 1) мост из положения лёжа на спине, опуститься в исходное положение, переворот в положение
лёжа на животе, прыжок с опорой на руки в упор присев; 2) кувырок вперёд в упор присев, кувырок назад в упор присев, из упора присев
кувырок назад до упора на коленях с опорой на руки, прыжком переход в упор присев, кувырок вперёд.
Гимнастическая комбинация. Например, из виса стоя присев толчком
двумя ногами перемах, согнув ноги, в вис сзади согнувшись, опускание назад в вис стоя и обратное движение через вис сзади согнувшись со
сходом вперёд ноги.
Опорный прыжок: с разбега через гимнастического козла.
Гимнастические упражнения прикладного характера. Прыжки со скакалкой. Передвижение по гимнастической стенке. Преодоление полосы
препятствий с элементами лазанья и перелезания, переползания, передвижение по наклонной гимнастической скамейке.
Лёгкая атлетика.
Беговые упражнения: с высоким подниманием бедра, прыжками и с ускорением, с изменяющимся направлением движения, из разных
исходных положений; челночный бег; высокий старт с последующим ускорением.

Прыжковые упражнения: на одной ноге и двух ногах на месте и с продвижением; в длину и высоту; спрыгивание и запрыгивание;
Броски: большого мяча (1кг) на дальность разными способами.
•

Метание: малого мяча в вертикальную цель и на дальность.

Лыжные гонки.
Передвижение на лыжах; повороты; спуски; подъёмы; торможение.
Подвижные и спортивные игры.
На материале гимнастики с основами акробатики: игровые задания с использованием строевых упражнений, упражнений на внимание,
силу, ловкость и координацию.
На материале легкой атлетики: прыжки, бег, метания и броски; упражнения на координацию, выносливость и быстроту.
На материале лыжной подготовки: эстафеты в передвижении на лыжах, упражнения на выносливость и координацию.
На материале спортивных игр:
Футбол: удар по неподвижному и катящемуся мячу; остановка мяча; ведение мяча; подвижные игры на материале футбола.
Баскетбол: специальные передвижения без мяча; ведение мяча; броски мяча в корзину; подвижные игры на материале баскетбола.
Волейбол: подбрасывание мяча; подача мяча; приём и передача мяча; подвижные игры на материале волейбола.
Настольный теннис: жонглирование мяча на ракетке, подача мяча, отбивание мяча, передвижения у стола, игра на счет.
Общеразвивающие упражнения.
На материале гимнастики с основами акробатики.
Развитие гибкости: широкие стойки на ногах; ходьба с включением широкого шага, глубоких выпадов, в приседе, со взмахом ногами;
наклоны вперед, назад, в сторону в стойках на ногах, в седах; выпады и полушпагаты на месте; «выкруты» с гимнастической палкой,
скакалкой; высокие взмахи поочередно и попеременно правой и левой ногой, стоя у гимнастической стенки и при передвижениях;
комплексы упражнений, включающие максимальное сгибание и прогибание туловища (в стойках и седах); индивидуальные комплексы по
развитию гибкости.
Развитие координации: произвольное преодоление простых препятствий;

передвижение с резко изменяющимся направлением и остановками в заданной позе; ходьба по гимнастической скамейке, низкому
гимнастическому бревну с меняющимся темпом и длиной шага, поворотами и приседаниями; воспроизведение заданной игровой позы; игры
на переключение внимания, на расслабление мышц рук, ног, туловища (в положениях стоя, лежа и сидя); жонглирование малыми
предметами; преодоление полос препятствий, включающих висы, упоры, простые прыжки, перелезание через горку матов;
комплексы упражнений на координацию с асимметрическими и последовательными движениями руками и ногами; равновесие типа
ласточка на широкой опоре с фиксацией равновесия; упражнения на переключение внимания и контроля с одних звеньев тела на другие;
упражнения на расслабление отдельных мышечных групп; передвижение шагом, бегом, прыжками в разных направлениях по намеченным
ориентирам и по сигналу.
Формирование осанки: ходьба на носках, с предметами на голове, с заданной осанкой; виды стилизованной ходьбы под музыку; комплексы
корригирующих упражнений на контроль ощущений (в постановке головы, плеч, позвоночного столба), на контроль осанки в движении,
положений тела и его звеньев стоя, сидя, лежа; комплексы упражнений для укрепления мышечного корсета.
Развитие силовых способностей: динамические упражнения с переменой опоры на руки и ноги, локальное развитие мышц туловища с
использованием веса тела и дополнительных отягощений (набивные мячи до 1кг, гантели до 100гр, гимнастические палки и булавы);
комплексы упражнений с постепенным включением в работу основных мышечных групп и с увеличивающимся отягощением; лазание с
дополнительным отягощением на поясе (по гимнастической стенке и наклонной гимнастической скамейке в упоре на коленях и в упоре
присев); перелезание и перепрыгивание через препятствия с опорой на руки; подтягивание в висе стоя и лежа; отжимание лежа с опорой на
гимнастическую скамейку; прыжковые упражнения с предметом в руках (с продвижением вперед поочередно на правой и левой ноге, на
месте вверх и вверх с поворотом вправо и влево), прыжки вверх-вперед толчком одной ногой и двумя ногами о гимнастический мостик;
переноска партнера в парах.
На материале легкой атлетики.
Развитие координации: бег с изменяющимся направлением по ограниченной опоре; пробегание коротких отрезков из разных исходных
положений; прыжки через скакалку на месте на одной ноге и двух ногах поочередно.

Развитие быстроты: повторное выполнение беговых упражнений с максимальной скоростью с высокого старта, из разных исходных
положений; челночный бег; бег с горки в максимальном темпе; ускорение из разных исходных положений; броски в стенку и ловля
теннисного мяча в максимальном темпе, из разных исходных положений с поворотами.
Развитие выносливости: равномерный бег в режиме умеренной интенсивности, чередующийся с ходьбой, с бегом в режиме большой
интенсивности, с ускорениями; повторный бег с максимальной скоростью на дистанцию 30м (с сохраняющимся или изменяющимся
интервалом отдыха); бег на дистанцию до 400м; равномерный 6-ти минутный бег.
Развитие силовых способностей: повторное выполнение многоскоков; повторное преодоление препятствий (15-20см); передача набивного
мяча (1кг) в максимальном темпе, по кругу, из разных исходных положений; метание набивных мячей (1-2кг) одной рукой и двумя руками
из разных исходных положений и различными способами (сверху, сбоку, снизу, от груди); повторное выполнение беговых нагрузок в горку;
прыжки в высоту на месте с касанием рукой подвешенных ориентиров; прыжки с продвижением вперед (правым и левым боком), с
доставанием ориентиров, расположенных на разной высоте; прыжки по разметкам в полуприседе и приседе; запрыгивание с последующим
спрыгиванием.
На материале лыжных гонок.
Развитие координации: перенос тяжести тела с лыжи на лыжу (на месте, в движении, прыжком с опорой на палки); комплексы
общеразвивающих упражнений с изменением поз тела, стоя на лыжах; скольжение на правой (левой) ноге после двух-трех шагов; спуск с
горы с изменяющимися стойками на лыжах; подбирание предметов во время спуска в низкой стойке.
Развитие выносливости: передвижение на лыжах в режиме умеренной интенсивности, в чередовании с прохождением отрезков в режиме
большой интенсивности, с ускорениями; прохождение тренировочных дистанции.
Знакомство обучающихся с достижениями спортсменов
Дополнительные задачи реализации содержания (коррекционная работа):
Основная идея программы по физической культуре состоит в том, что наряду с обеспечением общеобразовательной подготовки для
обучающихся с ТНР она включает коррекционную работу в соответствии с требованиями, разработанными в ФГОС ОВЗ, направленную на:

реализацию комплексной помощи обучающимся с нарушениями речевого развития, относящимся к категории детей с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ);
коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, а также на их социальную адаптацию;
формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека. Формирования
основных представлений о собственном теле, возможностях и ограничениях его физических функций, возможностях компенсации.
Формирование понимания связи телесного самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью;
формирование умений поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья, поддерживать
режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами.
Развитие умений включаться в доступные и показанные ребёнку подвижные игры и занятия на свежем воздухе, адекватно дозировать
физическую нагрузку, соблюдать необходимый индивидуальный режим питания и сна.
Формирование умения следить за своим физическим состоянием, развитием основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости,
координации, гибкости).
Развитие кинестетической и кинетической основы движений. Преодоление дефицитарности психомоторной сферы.
Развитие информативной, регулятивной, коммуникативной функций речи в процессе занятий физической культурой.
Коррекционные задачи решаются на каждом уроке, на каждом спортивном празднике или мероприятие, в процессе всего учебного года.
В данной программе по сравнению с программой массовой школы ограничены упражнения на скорость, выносливость и силу, уменьшены
дисциплины в беге и т.д.
дополнительно введен раздел дыхательных упражнений, которыми следует пользоваться на протяжении всего курса обучения. Особое
внимание следует уделять дыхательным упражнениям в сочетании с различными движениями рук, ног, туловища, направленными на
улучшение координации движения.
На уроках ведется работа над правильным речевым дыханием (развитие просодической стороны речи). Применяются специальные
упражнения на выработку сильной воздушной струи. Например: передувание теннисного шарика с одной половины теннисного стола на
другую, удержание струей воздуха теннисного шарика вверху над головой, продвигание шарика при помощи выдыхания воздуха по

гимнастической скамейке и т.д. Воспитанники обучаются выполнять дыхательные упражнения разными способами: грудное и
диафрагмальное дыхание, медленное и быстрое, поверхностное и глубокое.
Известно, что у детей с речевыми нарушениями отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также
отклонение в развитии пальцев рук. Ученые давно установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени
сформированности тонких движений пальцев рук. Особое внимание следует уделять упражнениям, направленным на развитие мелкой
моторики. Рекомендуются стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.
Для развития мелкой моторики рук на уроках используется разнообразный спортивный инвентарь: скакалки, гимнастические палки, малые
(теннисные) мячи, кольца, палочки, флажки, утяжеленные ракетки и мешочки.
Хорошие результаты по развитию тонкой моторики рук показывают упражнения с мячами разными в диаметре и из различных материалов и
текстуры. Через мышечное чувство, зрительную и тактильную чувствительность в процессе действий ребенок учится сравнивать предметы,
осуществлять простейшие операции анализа и синтеза, обогащать свой конкретно-чувственный опыт.
У детей с недостаточной сформированностью мелкой моторики рук освоение предметных действий вызывает значительные трудности. В
зависимости от индивидуальных возможностей ребенка и этапа работы над освоением движений можно варьировать характер манипуляций
с предметами (перекладывание, подбрасывание, ловля, жонглирование и т.д.), темп работы и степень ее сложности, количество
одновременно задействованных предметов, организацию урока. Обязательно включаем работу двумя руками – поочередно - правой или
левой и вместе обеими руками.
Проводятся разнообразные игры и упражнения по формированию сложно координированных движений рук. Хорошую тренировку
движений пальцев обеспечивают пальчиковые игры. Они очень эмоциональные и простые. Пальчиковые игры как бы отражают
объективную реальность окружающего мира – предметов, животных, людей, их деятельность, а также процессы, происходящие в природе. В
ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умения
управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Для формирования тонких движений рук, совершенствования двигательных навыков, развития моторных координаций и оптикопространственных представлений важно использовать различные формы спортивных занятий: отдельные упражнения, комплексы
упражнений, игры, эстафеты, соревнования и т.д.
Кроме коррекционных упражнений обязательно включаем в работу корригирующие упражнения на воспитание правильной осанки и на
укрепление мышц спины и живота.
Занятия и отдельные упражнения корригирующей направленности используются для «подтягивания» отстающих качеств и
совершенствования телосложения; основным содержанием этих занятий являются соответствующие упражнения и специальные комплексы
упражнений (например: комплекс ОРУ по коррекции осанки). Физические упражнения корригирующей направленности представляют собой
упражнения преимущественно локального воздействия (например: упражнения для развития мышц кисти, мышц спины, мышц пресса и
т.д.).
Регулирование нагрузки при выполнении корригирующих упражнений может осуществляться за счет изменения количества повторений
упражнения и количества подходов при повторном его выполнении; изменения продолжительности выполнения упражнения и времени
отдыха между их выполнением; изменением величины внешних отягощений и скорости выполнения упражнения; изменений амплитуды и
траекторий движений, входящих в упражнение. Контроль за регулированием нагрузки в процессе занятий осуществляется с помощью
частоты сердечных сокращений и самочувствия. При оптимальной величине нагрузки выполненного упражнения частота сердечных
сокращений восстанавливается к концу первой минуты отдыха; при оптимальной величине нагрузки не отмечается появление слабости и
нарушение координации движений, болевых ощущений в мышцах и обильного потоотделения.
Большинство занятий должны проводиться на открытом воздухе. Особенно это важно при наличии в группе детей с ослабленной общей
физической подготовкой и различными заболеваниями.
Все обучающиеся на основании медицинского обследования делятся на три группы: основную, подготовительную и специальную.
К основной группе относятся обучающиеся, не имеющие отклонения в физическом развитии состоянии здоровья, а также школьники с
незначительными отклонениями в состоянии здоровья при условии достаточной физической подготовки.

В подготовительную группу зачисляются обучающиеся, имеющие незначительные отклонения в физическом развитии и состоянии
здоровья, без существенных функциональных изменений, с недостаточной физической подготовленностью.
Обучающиеся, имеющие в состоянии здоровья значительные отклонения постоянного или временного характера, относятся к специальной
группе (СМГ). От участия в соревнованиях, выполнения учебных нормативов школьники СМГ освобождаются. Для них организуются
занятия во внеурочное время, которые проводятся при поликлиниках по месту жительства со специальной программой медицинскими
работниками.
Временное освобождение от уроков физической культуры допускается лишь с разрешения врача.
Обучающиеся, освобожденные от занятий физическими упражнениями, обязаны присутствовать на уроках физической культуры.
Содержание учебного курса. 3 класс
Ведущие методы обучения.
1.Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности учащихся:
 методы словесной передачи информации и слухового восприятия информации (беседа, рассказ, доклад);
 методы наглядной передачи информации и зрительное восприятие (иллюстрации, опыт, наблюдения);
 методы передачи информации с помощью практической деятельности (анализ таблиц, схем, практические работы, дидактическая
игра).
2.Методы стимулирования и мотивации.
 эмоциональные (поощрение, порицание, создание ситуации успеха, свободный выбор заданий);
 познавательные (создание проблемных ситуаций, выполнение творческих заданий, заданий на смекалку);
 волевые (предъявление учебных требований, прогнозирование будущей деятельности);
 социальные (создание ситуации взаимопомощи, заинтересованность в результатах своей деятельности);
3.Методы контроля и самоконтроля.
 устные (индивидуальный и фронтальный опросы, взаимоопрос);

 самоконтроль и взаимоконтроль (самоконтроль, самоконтроль по образцу, парный контроль).
Физическая культура. Физическая культура как система разнообразных форм занятий физическими упражнениями по укреплению
здоровья человека. Ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползание, ходьба на лыжах, плавание как жизненно важные способы передвижения
человека.
Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды,
обуви и инвентаря.
Из истории физической культуры. История развития физической культуры и первых соревнований. Связь физической культуры с
трудовой и военной деятельностью. Первоначальные сведения об Олимпийских играх.
Физические упражнения. Физические упражнения, их влияние на физическое развитие и развитие физических качеств. Физическая
подготовка и её связь с развитием основных физических качеств. Характеристика основных физических качеств: силы, быстроты,
выносливости, гибкости и равновесия. Что такое координация движений. Что такое ритм и темп, для чего они нужны и как влияют на
выполнение упражнений.
Физическая нагрузка и её влияние на повышение частоты сердечных сокращений.
Способы физкультурной деятельности.
Самостоятельные занятия. Составление режима дня. Выполнение простейших закаливающих процедур, комплексов упражнений
для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств; проведение оздоровительных
занятий в режиме дня (утренняя зарядка, физкультминутки).
Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью. Измерение длины и массы тела,
показателей осанки и физических качеств. Измерение частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений.
Самостоятельные игры и развлечения. Организация и проведение подвижных игр (на спортивных площадках и в спортивных залах).
Физическое совершенствование. Физкультурно-оздоровительная деятельность. Комплексы физических упражнений для утренней
зарядки, физкультминуток, занятий по профилактике и коррекции нарушений осанки. Комплексы упражнений на развитие физических
качеств. Комплексы дыхательных упражнений. Гимнастика для глаз.

Спортивно-оздоровительная деятельность: Гимнастика с основами акробатики.
 Организующие команды и приемы. Строевые действия в шеренге и колонне; выполнение строевых команд.
 Акробатические упражнения. Упоры; седы; упражнения в группировке; перекаты; стойка на лопатках; кувырки вперёд и назад;
гимнастический мост.
Акробатические комбинации. Например: 1) мост из положения лёжа на спине, опуститься в исходное положение, переворот в

o

положение лёжа на животе, прыжок с опорой на руки в упор присев; 2) кувырок вперёд в упор присев, кувырок назад в упор присев, из
упора присев кувырок назад до упора на коленях с опорой на руки, прыжком переход в упор присев, кувырок вперёд.
 Упражнения на низкой гимнастической перекладине: висы, перемахи.
Гимнастическая комбинация. Например, из виса стоя присев толчком двумя ногами перемах, согнув ноги, в вис сзади

o

согнувшись, опускание назад в вис стоя и обратное движение через вис сзади согнувшись со сходом вперёд ноги.
 Опорный прыжок: с разбега через гимнастического козла.
Гимнастические упражнения прикладного характера. Прыжки со скакалкой. Передвижение по гимнастической стенке.

o

Преодоление полосы препятствий с элементами лазанья и перелезания, переползания, передвижение по наклонной гимнастической
скамейке.
Лёгкая атлетика.
•

Беговые упражнения: с высоким подниманием бедра, прыжками и с ускорением, с изменяющимся направлением движения, из

разных исходных положений; челночный бег; высокий старт с последующим ускорением.
•

Прыжковые упражнения: на одной ноге и двух ногах на месте и с продвижением; в длину и высоту; спрыгивание и запрыгивание;

•

Броски: большого мяча (1кг) на дальность разными способами.

• Метание:

малого

мяча

в

вертикальную

Лыжные гонки.
Передвижение на лыжах; повороты; спуски; подъёмы; торможение.
Подвижные и спортивные игры.

цель

и

на

дальность.

На материале гимнастики с основами акробатики: игровые задания с использованием строевых упражнений, упражнений на
внимание, силу, ловкость и координацию.
На материале легкой атлетики: прыжки, бег, метания и броски; упражнения на координацию, выносливость и быстроту.
На материале лыжной подготовки: эстафеты в передвижении на лыжах, упражнения на выносливость и координацию.
На материале спортивных игр:
Футбол: удар по неподвижному и катящемуся мячу; остановка мяча; ведение мяча; подвижные игры на материале футбола.
Баскетбол: специальные передвижения без мяча; ведение мяча; броски мяча в корзину; подвижные игры на материале баскетбола.
Волейбол: подбрасывание мяча; подача мяча; приём и передача мяча; подвижные игры на материале волейбола.
Настольный теннис: жонглирование мяча на ракетке, подача мяча, отбивание мяча, передвижения у стола, игра на счет.
Общеразвивающие упражнения.
На материале гимнастики с основами акробатики.
Развитие гибкости: широкие стойки на ногах; ходьба с включением широкого шага, глубоких выпадов, в приседе, со взмахом ногами;
наклоны вперед, назад, в сторону в стойках на ногах, в седах; выпады и полу шпагаты на месте; «выкруты» с гимнастической палкой,
скакалкой; высокие взмахи поочередно и попеременно правой и левой ногой, стоя у гимнастической стенки и при передвижениях;
комплексы упражнений, включающие максимальное сгибание и прогибание туловища (в стойках и седах); индивидуальные комплексы по
развитию гибкости.
Развитие координации: произвольное преодоление простых препятствий; передвижение с резко изменяющимся направлением и
остановками в заданной позе; ходьба по гимнастической скамейке, низкому гимнастическому бревну с меняющимся темпом и длиной шага,
поворотами и приседаниями; воспроизведение заданной игровой позы; игры на переключение внимания, на расслабление мышц рук, ног,
туловища (в положениях стоя, лежа и сидя); жонглирование малыми предметами; преодоление полос препятствий, включающих висы,
упоры, простые прыжки, перелезание через горку матов; комплексы упражнений на координацию с асимметрическими и
последовательными движениями руками и ногами; равновесие типа ласточка на широкой опоре с фиксацией равновесия; упражнения на

переключение внимания и контроля с одних звеньев тела на другие; упражнения на расслабление отдельных мышечных групп;
передвижение шагом, бегом, прыжками в разных направлениях по намеченным ориентирам и по сигналу.
Формирование осанки: ходьба на носках, с предметами на голове, с заданной осанкой; виды стилизованной ходьбы под музыку;
комплексы корригирующих упражнений на контроль ощущений (в постановке головы, плеч, позвоночного столба), на контроль осанки в
движении, положений тела и его звеньев стоя, сидя, лежа; комплексы упражнений для укрепления мышечного корсета.
Развитие силовых способностей: динамические упражнения с переменой опоры на руки и ноги, локальное развитие мышц туловища с
использованием веса тела и дополнительных отягощений (набивные мячи до 1кг, гантели до 100гр, гимнастические палки и булавы);
комплексы упражнений с постепенным включением в работу основных мышечных групп и с увеличивающимся отягощением; лазание с
дополнительным отягощением на поясе (по гимнастической стенке и наклонной гимнастической скамейке в упоре на коленях и в упоре
присев); перелезание и перепрыгивание через препятствия с опорой на руки; подтягивание в висе стоя и лежа; отжимание лежа с опорой на
гимнастическую скамейку; прыжковые упражнения с предметом в руках (с продвижением вперед поочередно на правой и левой ноге, на
месте вверх и вверх с поворотом вправо и влево), прыжки вверх-вперед толчком одной ногой и двумя ногами о гимнастический мостик;
переноска партнера в парах.
На материале легкой атлетики.
Развитие координации: бег с изменяющимся направлением по ограниченной опоре; пробегание коротких отрезков из разных исходных
положений; прыжки через скакалку на месте на одной ноге и двух ногах поочередно.
Развитие быстроты: повторное выполнение беговых упражнений с максимальной скоростью с высокого старта, из разных исходных
положений; челночный бег; бег с горки в максимальном темпе; ускорение из разных исходных положений; броски в стенку и ловля
теннисного мяча в максимальном темпе, из разных исходных положений с поворотами.
Развитие выносливости: равномерный бег в режиме умеренной интенсивности, чередующийся с ходьбой, с бегом в режиме большой
интенсивности, с ускорениями; повторный бег с максимальной скоростью на дистанцию 30м (с сохраняющимся или изменяющимся
интервалом отдыха); бег на дистанцию до 400м; равномерный 6-ти минутный бег.

Развитие силовых способностей: повторное выполнение многоскоков; повторное преодоление препятствий (15-20см); передача
набивного мяча (1кг) в максимальном темпе, по кругу, из разных исходных положений; метание набивных мячей (1-2кг) одной рукой и
двумя руками из разных исходных положений и различными способами (сверху, сбоку, снизу, от груди); повторное выполнение беговых
нагрузок в горку; прыжки в высоту на месте с касанием рукой подвешенных ориентиров; прыжки с продвижением вперед (правым и левым
боком), с доставанием ориентиров, расположенных на разной высоте; прыжки по разметкам в полуприседе и приседе; запрыгивание с
последующим спрыгиванием.
На материале лыжных гонок.
Развитие координации: перенос тяжести тела с лыжи на лыжу (на месте, в движении, прыжком с опорой на палки); комплексы
общеразвивающих упражнений с изменением поз тела, стоя на лыжах; скольжение на правой (левой) ноге после двух-трех шагов; спуск с
горы с изменяющимися стойками на лыжах; подбирание предметов во время спуска в низкой стойке.
Развитие выносливости: передвижение на лыжах в режиме умеренной интенсивности, в чередовании с прохождением отрезков в
режиме большой интенсивности, с ускорениями; прохождение тренировочных дистанции.
Знакомство обучающихся с достижениями спортсменов родного края
Большинство занятий должны проводиться на открытом воздухе. Особенно это важно при наличии в группе детей с ослабленной
общей физической подготовкой и различными заболеваниями.
Все обучающиеся на основании медицинского обследования делятся на три группы: основную, подготовительную и специальную.
К основной группе относятся обучающиеся, не имеющие отклонения в физическом развитии состоянии здоровья, а также школьники
с незначительными отклонениями в состоянии здоровья при условии достаточной физической подготовки.
В подготовительную группу зачисляются обучающиеся, имеющие незначительные отклонения в физическом развитии и состоянии
здоровья, без существенных функциональных изменений, с недостаточной физической подготовленностью.
Обучающиеся, имеющие в состоянии здоровья значительные отклонения постоянного или временного характера, относятся к
специальной группе (СМГ). От участия в соревнованиях, выполнения учебных нормативов школьники СМГ освобождаются. Для них

организуются занятия во внеурочное время, которые проводятся при поликлиниках по месту жительства со специальной программой
медицинскими работниками.
Временное освобождение от уроков физической культуры допускается лишь с разрешения врача.
Обучающиеся, освобожденные от занятий физическими упражнениями, обязаны присутствовать на уроках физической
культуры.
Тематическое планирование. 2 класс.
№

Кол-во

п/п

часов

1-4

4

Название темы /раздел

Основные виды деятельности обучающихся

Знания о физической культуре

Называть характерные признаки соревнований (наличие правил, судьи,
следящего за выполнением правил; награждение победителей и т.п.).
Раскрывать назначение первых соревнований у древних людей.
Характеризовать роль их значение и соревнований в воспитании
будущих охотников и воинов.
Объяснять цель и значение упражнений с мячом. Приводить примеры
современных спортивных игр с мячом.
Пересказывать тексты о возникновении Олимпийских игр
древности.
Называть правила проведения Олимпийских игр.
Характеризовать современные Олимпийские игры как
крупные международные соревнования, помогающие
укреплению мира на Земле.

5-10

6

Способы
деятельности

физкультурной Раскрывать роль и значение подвижных игр для укрепления здоровья,
развития физических качеств, освоения спортивных игр, входящих в

Организация и проведение подвижных школьную программу.
игр (на спортивных площадках и в Характеризовать
спортивных

залах)

возможности

занятий

подвижными

играми

в

Выполнение укреплении дружбы и приобретении новых друзей, воспитании силы

простейших закаливающих процедур

воли, смелости, решительности и т.п.

Физические упражнения.

Использовать подвижные игры для развития основных физических

Физические упражнения, их влияние качеств.
на физическое развитие и развитие Моделировать игровые ситуации.
Регулировать эмоции и управлять ими в процессе игровой деятельности.

физических качеств
Измерение

длины

и

массы

тела. Взаимодействовать со сверстниками в условиях игровой деятельности.

Определение правильности осанки.

Разучить подвижные игры с мячом.

Характеристика основных физических Общаться и взаимодействовать в процессе подвижных игр.
качеств: силы, выносливости, гибкости Излагать правила игр и особенности их организации.
и равновесия.
Лыжные гонки.
Передвижения на лыжах
11-62

52

Физическое

совершенствование Определять, для какой группы мышц предназначено упражнение.

Физкультурно-оздоровительная

Называть последовательность выполнения упражнений.

деятельность.

Самостоятельно

Комплексы

упражнений

комплекс

упражнений

зарядки

(по

утренней образцу).
Демонстрировать броски малого мяча в мишень из различных

зарядки.
Комплексы

составлять

упражнений

утренней положений.

зарядки.

Правильно организовывать места занятий для выполнения бросков

Спортивно-оздоровительная

малого мяча.

деятельность. Гимнастика с основами Выполнять упражнения для утренней зарядки.
Соблюдать последовательность и дозировку включаемых в комплексы

акробатики.

Организующие команды и приемы: упражнений.
строевые

действия

колонне;

в

шеренге

и Подбирать упражнения и составлять комплексы упражнений зарядки.

строевых Выполнять организующие команды по распоряжению учителя.

выполнение

команд.

Соблюдать дисциплину и четкое взаимодействие с одноклассниками при

Акробатические комбинации.

выполнении

Упражнения

строевых

упражнений,

совместных

движений

и

низкой передвижений.

на

гимнастической перекладине: висы.

Выполнять фигурную маршировку.

упражнения Соблюдать технику безопасности при выполнении акробатических

Гимнастические

прикладного характера. Передвижение упражнений.
ранее

разученные

по гимнастической стенке.

Выполнять

Преодоление полосы препятствий:

изменяющихся условиях.

Разнообразные
элементами

передвижения
лазанья,

упражнения

и

перелезания, лопатках, согнув ноги и выпрямив ноги.
и

демонстрировать

Характеризовать

Легкая атлетика.

полупереворота назад и кувырка вперед.

упражнения:

бег

с Выполнять

разученные

упражнения в

технику

выполнения

структуре акробатических

фрагментов и акробатических комбинаций.

ускорением, челночный бег.

Прыжковые упражнения: прыжок в Соблюдать

правила

техники

безопасности

при

выполнении

гимнастических упражнений на низкой перекладине. Демонстрировать

высоту.
Броски

стандартных

с Характеризовать и демонстрировать технику выполнения стойки на

переползания.
Беговые

в

большого

мяча

(1кг)

дальность разными способами.

на технику разученных висов на низкой перекладине.
Соблюдать правила техники безопасности при выполнении упражнений

Метание малого мяча на дальность

на гимнастической стенке.
Выполнять ранее разученные передвижения по гимнастической стенке в
стандартных и изменяющихся условиях.
Демонстрировать технику лазанья по гимнастической стенке по
диагонали в условиях учебной деятельности.
Выполнять ранее разученные упражнения по преодолению полосы
препятствий в стандартных условиях и игровой (соревновательной)
деятельности.
Демонстрировать

технику

выполнения

разученных

упражнений,

ориентированных на преодоление искусственных полос препятствий.
Преодолевать полосу препятствий в стандартных и вариативных
условиях.
Совершенствовать технику выполнения ранее разученных беговых
упражнений в стандартных и вариативных условиях.
Выполнять равномерный бег в режиме умеренной интенсивности на
дистанции 400-500 м.
Выполнять бег с последующим ускорением на дистанции 10-12 м.
Выполнять челночный бег 3х10 м с максимальной скоростью
передвижения.
Совершенствовать технику выполнения ранее разученных прыжковых
упражнений в стандартных и изменяющихся условиях. Характеризовать
и демонстрировать технику прыжка в высоту с прямого разбега.
Выполнять прыжок в высоту с прямого разбега на максимальный

результат.
Соблюдать правила техники безопасности при выполнении упражнений
в бросках большого мяча.
Демонстрировать технику броска большого мяча на дальность двумя
руками снизу из положения стоя, и из-за головы из положения сидя.
Соблюдать правила техники безопасности при выполнении упражнений
в метании малого мяча.
Характеризовать и демонстрировать технику броска малого мяча из-за
головы.
Выполнять метание малого мяча на максимально возможный результат.
63-102-

40

Демонстрировать технику физических упражнений из базовых видов

Подвижные игры.

На материале гимнастики с основами спорта в вариативных условиях игровой деятельности.
акробатики:

игровые

задания

строевых Регулировать эмоции и управлять ими в процессе игровой деятельности.

использованием
упражнений,

упражнений

внимание,

с Моделировать игровые ситуации.

силу,

на Взаимодействовать

ловкость

со

сверстниками

в

условиях

игровой

и

и соревновательной деятельности.

координацию движений. На материале Демонстрировать технику передвижения на лыжах, спуск с горы и
легкой атлетики: прыжки, бег, метания подъем в гору.
и броски; упражнения для развития Демонстрировать и совершенствовать технику удара внутренней
выносливости
движений.

На

и

координации стороной стопы («щечкой») и передачу мяча в парах и тройках в

материале

лыжной стандартных и изменяющихся (игровых) условиях.

подготовки: эстафеты в передвижении Характеризовать и демонстрировать технику остановки катящегося
на лыжах; упражнения для развития мяча внутренней стороной стопы.

выносливости

и

координации Демонстрировать технику ведения мяча внутренней и внешней частью

движений.

подъема по прямой линии и дуге, «змейкой» между стойками.

Спортивные игры.

Демонстрировать технику ловли и передачи мяча двумя руками снизу и

Футбол: остановка мяча; ведение мяча.

от груди в условиях игровой и

Баскетбол: специальные передвижения соревновательной деятельности.
без мяча; ведение мяча.

Выполнять специальные передвижения баскетболиста в условиях

Волейбол:

учебной и игровой деятельности.

подбрасывание мяча; подача мяча.

Выполнять технику остановки разученными способами в условиях

Подвижные игры разных народов

учебной и игровой деятельности.

Общеразвивающие

физические Выполнять ведение мяча, стоя на месте и с продвижением шагом вперед.

упражнения.

Демонстрировать

технику

выполнения

подбрасывания

мяча

на

На материале гимнастики с основами заданную высоту.
акробатики:

развитие

координации

гибкости, Демонстрировать технику выполнения прямой подачи снизу и сбоку.
движений, Проявлять интерес к культуре своего народа, бережному отношению к

формирование

осанки,

развитие его традициям, обрядам, формам поведения и взаимоотношений.

силовых способностей. На материале Проявлять интерес к национальным видам спорта, активно включаться в
легкой
координации

атлетики:
движений,

развитие национальные праздники и спортивные соревнования по национальным
быстроты, видам спорта.

выносливости, силовых способностей. Выполнять

гимнастические

упражнения

для

развития

основных

На материале лыжных гонок: развитие физических качеств и использовать их в самостоятельных домашних
координации движений, выносливости

заданиях.
Выполнять легкоатлетические упражнения для развития основных
физических качеств и использовать их в самостоятельных домашних

заданиях.
Выполнять упражнения лыжной подготовки для развития основных
физических качеств и использовать их в самостоятельных домашних
занятиях.
Демонстрировать повышение результатов в показателях развития
основных физических качеств.

Тематическое планирование. 3 класс.
№
пп
1

Колво

Тема/раздел

Основные виды деятельности обучающихся

часов
3

Знания о физической культуре (3 часа)
Из истории физической культуры.

Пересказывать текст по истории развития физической культуры.

Особенности физической культуры

Объяснять связь физической культуры с традициями и обычаями народа.

разных народов. Связь физической

Приводить примеры трудовой и военной деятельности древних народов,

культуры с трудовой деятельностью, с получившей свое отражение в современных видах спорта.
традициями и традициями народа

Характеризовать комплекс как упражнения, которые выполняют последовательно.
Приводить примеры комплексы упражнений и определять их направленность

2

6

Способы физкультурной деятельности (6часа)
Самостоятельные наблюдения

Определять связь повышения физической нагрузки с повышением частоты пульса

Самостоятельные занятия.

– чем выше нагрузка, тем чаще пульс. Измерить величину пульса в покое и после

Выполнение простейших

физической нагрузки. Находить разницу в величинах пульса при выполнении

закаливающих процедур

упражнений с разной нагрузкой. Объяснять правила закаливания способом
«обливания». Объяснять правила закаливания принятием душа. Выполнять
требования безопасности при проведении закаливающих процедур.

3

92

Физическое совершенствование (92часа)
Спортивно-оздоровительная

Рассказывать об истории возникновения современной гимнастики и акробатики.

деятельность.

Совершенствовать технику ранее освоенных упражнений. Выполнять

Гимнастика с основами акробатики.

подводящие упражнения для освоения кувырка назад в условиях учебной и игровой

Кувырки вперед и назад,

деятельности. Демонстрировать технику выполнения кувырка назад из

гимнастический мост, прыжки со

упора присев в упор присев.

скакалкой.

Демонстрировать технику выполнения гимнастического

Преодоление полосы препятствий:

моста.

разнообразные передвижения с

Выполнять подводящие упражнения для освоения

элементами лазанья, перелезания,

прыжков через скакалку в условиях учебной и игровой

переползания, передвижения по

деятельности.

наклонной гимнастической

Демонстрировать технику прыжков через скакалку с

скамейке.

изменяющейся скоростью вращения.

Легкая атлетика.

Демонстрировать технику чередования разных темпов

Прыжковые упражнения в длину и

прыжков через скакалку в условиях учебной деятельности.

высоту.

Характеризовать дозировку и последовательность упражнений с гантелями.

Лыжные гонки.

Выполнять комплекс упражнений для развития силы мышц рук и спины.

Передвижения, повороты.

Демонстрировать технику лазанья по канату в три и в два приема. Выполнять
подводящие упражнения для освоения техники передвижения по гимнастическому
бревну в условиях учебной и игровой деятельности. Характеризовать и
демонстрировать технику передвижения по гимнастическому бревну разными
способами и технику поворотов на гимнастическом бревне.
Совершенствовать технику выполнения прикладных
упражнений.
Характеризовать и демонстрировать технику передвижений по гимнастической
скамейке разными
способами.

Преодолевать полосу препятствий, составленную из хорошо разученных
упражнений в условиях учебной и соревновательной деятельности.
Совершенствовать ранее разученный легкоатлетические упражнения в условиях
соревновательной деятельности на максимальный результат.
Характеризовать и демонстрировать технику высокого старта при выполнении
беговых упражнений.
Выполнять бег с максимальной скоростью на учебную дистанцию.
Демонстрировать технику прыжка в длину с разбега в условиях учебной
деятельности.
Выполнять подводящие упражнения для освоения прыжка в высоту с прямого
разбега в условиях учебной и соревновательной деятельности.
Составлять правила простейших соревнований по образцу.
Организовывать и проводить соревнования по
составленным правилам.
Излагать и соблюдать правила индивидуального подбора лыж, лыжных палок,
креплений, подбора одежды и обуви для занятий лыжной подготовкой.
Демонстрировать технику передвижения на лыжах попеременным двушажным
ходом с равномерной скоростью на учебной дистанции (500 м).
Демонстрировать технику подъема и спуска в условиях игровой и
соревновательной деятельности. Выполнять подводящие упражнения для освоения
техники одновременного двушажного хода в условиях учебной и игровой
деятельности. Демонстрировать технику выполнения одновременного двушажного
хода на учебной дистанции. Описывать технику перехода с попеременного

двушажного хода на одновременный двушажный ход и обратно. Демонстрировать
чередование попеременного двушажного и одновременного двушажного ходов в
процессе прохождения учебной дистанции. Излагать и демонстрировать технику
поворота переступанием на лыжах в правую и левую сторону, стоя на месте.
Демонстрировать технику поворота переступанием, скатываясь с небольшого
пологого склона.
Определять скорость передвижения на лыжах на основе результатов подсчета
оптимальной частоты пульса. Рассуждать об изменении физической нагрузки в
процессе самостоятельных занятий лыжной подготовкой.
Рассказывать об истории возникновения и развития игры в баскетбол. Излагать

Спортивные игры.

Баскетбол: ведение мяча, броски мяча общие правила игры в баскетбол. Описывать технику ведения мяча ранее
в корзину, подвижные игры на

изученными способами. Характеризовать и демонстрировать технику ведения

материале игры в баскетбол.

баскетбольного мяча разными способами в условиях учебной и игровой

Волейбол: подача мяча и передача

деятельности. Характеризовать и демонстрировать технику обводки стоек в

мяча; подвижные игры на материале

передвижении шагом и медленным бегом в условиях учебной и игровой

игры в волейбол.

деятельности.

Футбол: удар по неподвижному и

Демонстрировать технику ловли и передачи мяча в парах, стоя на месте на

катящемуся мячу; ведение мяча;

расстоянии 3-5 м друг от друга и во время передвижения приставным шагом.

подвижные игры на материале игры в Характеризовать и демонстрировать технику броска мяча в кольцо с расстояния
футбол.

6-8 м. Развивать мышцы рук с помощью упражнений с набивными мячами и

Подвижные игры.

мышцы ног с помощью прыжковых упражнений с дополнительным внешним

Подвижные игры разных народов.

отягощением. Владеть правилами организации и проведения подвижных игр,

Общеразвивающие

физические готовить места занятий с учетом правил техники безопасности. Регулировать

эмоции и управлять ими в процессе игровой деятельности. Взаимодействовать со

упражнения.

На материале гимнастики с основами сверстниками в условиях игровой и соревновательной деятельности. Воспитывать
акробатики:

гибкости, смелость, волю, решительность, активность и инициативность. Проявлять эти

развитие

формирование осанки, координации качества при решении вариативных задач, возникающих в процессе подвижных игр.
движений, силовых способностей.
На

материале

легкой

развитие

координации

развитие

быстроты,

атлетики: общие правила игры в волейбол. Описывать технику прямой нижней подачи и
движений; демонстрировать ее в условиях учебной и игровой деятельности. Описывать

выносливости, технику приема и передачи мяча снизу двумя руками, демонстрировать эти
технические действия в условиях учебной деятельности. Развивать мышцы рук и

силовых способностей.
На

материале

развитие

лыжных

координации

развитие выносливости.

Рассказывать об истории возникновения и развития игры в волейбол. Излагать

гонок: верхнего плечевого пояса с помощью специальных упражнений. Развивать мышцы

движений, ног с помощью упражнений скоростно-силовой направленности. Выполнять
подводящие упражнения для освоения техники передачи мяча сверху двумя руками
в условиях учебной деятельности. Владеть правилами организации и проведения
подвижных игр, готовить место занятий с учетом техники безопасности.
Регулировать эмоции и управлять ими в процессе игровой деятельности.
Взаимодействовать со сверстниками в условиях игровой и соревновательной
деятельности. Воспитывать смелость, волю, решительность, активность и
инициативность. Проявлять эти качества при решении вариативных задач,
возникающих в процессе подвижных игр.
Рассказывать об истории возникновения и развития игры в футбол.
Излагать общие правила игры в футбол.
Выполнять удары внутренней стороной стопы («щечкой») и ведение мяча по
разной траектории движения.

Передавать мяча партнеру и останавливать катящийся мяч в условиях игровой
деятельности.
Выполнять общеразвивающие упражнения в беге и прыжках для развития
физических качеств необходимых для освоения технических действий игры в
футбол.
Владеть правилами организации и проведения подвижных игр, готовить место
занятий с учетом техники безопасности. Регулировать эмоции и управлять ими в
процессе игровой деятельности. Взаимодействовать со сверстниками в условиях
игровой и соревновательной деятельности. Воспитывать смелость, волю,
решительность, активность и инициативность. Проявлять эти качества при
решении вариативных задач, возникающих в процессе подвижных игр.
Изучать культуру своего народа, бережно относиться к его традициям, обрядам,
формам проведения и взаимоотношений. Интересоваться национальными видами
спорта, активно участвовать в национальных праздниках и спортивных
соревнованиях по национальным видам спорта. Владеть техникой
соревновательных действий и приемов из национальных видов спорта.
Участвовать в соревновательной деятельности по национальным играм и видам
спорта.
Выполнять гимнастические упражнения для развития основных физических
качеств и использовать их в самостоятельных домашних занятиях.
Выполнять легкоатлетические упражнения для развития основных физических
качеств и использовать их в самостоятельных домашних занятиях.
Выполнять упражнения лыжной подготовки для развития основных физических

качеств и использовать их в самостоятельных домашних занятиях.
Демонстрировать повышение результатов в показателях развития основных
физических качеств.

Коррекционная работа
В данной программе по сравнению с программой общеобразовательной школы ограничены упражнения на скорость, выносливость и силу,
уменьшены дисциплины в беге и т.д. дополнительно введен раздел дыхательных упражнений, которыми следует пользоваться на протяжении всего
курса обучения. Особое внимание следует уделять дыхательным упражнениям в сочетании с различными движениями рук, ног, туловища,
направленными на улучшение координации движения.
На уроках ведется работа над правильным речевым дыханием (развитие просодической стороны речи). Применяются специальные упражнения
на выработку сильной воздушной струи. Например: передувание теннисного шарика с одной половины теннисного стола на другую, удержание струей
воздуха теннисного шарика вверху над головой, продвигание шарика при помощи выдыхания воздуха по гимнастической скамейке и т.д.
Воспитанники обучаются выполнять дыхательные упражнения разными способами: грудное и диафрагмальное дыхание, медленное и быстрое,
поверхностное и глубокое.
Известно, что у детей с речевыми нарушениями отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонение в
развитии пальцев рук. Ученые давно установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности
тонких движений пальцев рук. Особое внимание следует уделять упражнениям, направленным на развитие мелкой моторики. Рекомендуются
стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.
Для развития мелкой моторики рук на уроках используется разнообразный спортивный инвентарь: скакалки, гимнастические палки, малые
(теннисные) мячи, кольца, палочки, флажки, утяжеленные ракетки и мешочки. Хорошие результаты по развитию тонкой моторики рук
показывают упражнения с мячами разными в диаметре и из различных материалов и текстуры. Через мышечное чувство, зрительную и тактильную

чувствительность в процессе действий ребенок учится сравнивать предметы, осуществлять простейшие операции анализа и синтеза, обогащать свой
конкретно-чувственный опыт. У детей с недостаточной сформированностью мелкой моторики рук освоение предметных действий вызывает
значительные трудности. В зависимости от индивидуальных возможностей ребенка и этапа работы над освоением движений можно варьировать
характер манипуляций с предметами (перекладывание, подбрасывание, ловля, жонглирование и т.д.), темп работы и степень ее сложности,
количество одновременно задействованных предметов, организацию урока. Обязательно включается работа двумя руками – поочередно - правой или
левой и вместе обеими руками. Проводятся разнообразные игры и упражнения по формированию сложно координированных движений рук. Хорошую
тренировку движений пальцев обеспечивают пальчиковые игры. Они очень эмоциональные и простые. Пальчиковые игры как бы отражают
объективную реальность окружающего мира – предметов, животных, людей, их деятельность, а также процессы, происходящие в природе. В ходе
пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умения управлять своими
движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Для формирования тонких движений рук, совершенствования двигательных
навыков, развития моторных координаций и оптико-пространственных представлений важно использовать различные формы спортивных занятий:
отдельные упражнения, комплексы упражнений, игры, эстафеты, соревнования и т.д.
Занятия и отдельные упражнения корригирующей направленности используются для «подтягивания» отстающих качеств и совершенствования
телосложения; основным содержанием этих занятий являются соответствующие упражнения и специальные комплексы упражнений (например:
комплекс ОРУ по коррекции осанки). Физические упражнения корригирующей направленности представляют собой упражнения преимущественно
локального или регионального воздействия (например: упражнения для развития мышц кисти, мышц спины, мышц пресса и т.д.).
Регулирование нагрузки при выполнении корригирующих упражнений может осуществляться за счет изменения количества повторений
упражнения и количества подходов при повторном его выполнении; изменения продолжительности выполнения упражнения и времени отдыха
между их выполнением; изменением величины внешних отягощений и скорости выполнения упражнения; изменений амплитуды и траекторий
движений, входящих в упражнение. Контроль за регулированием нагрузки в процессе занятий осуществляется с помощью частоты сердечных
сокращений и самочувствия. При оптимальной величине нагрузки выполненного упражнения частота сердечных сокращений восстанавливается к
концу первой минуты отдыха; при оптимальной величине нагрузки не отмечается появление слабости и нарушение координации движений,
болевых ощущений в мышцах и обильного потоотделения.

Большинство занятий должны проводиться на открытом воздухе. Особенно это важно при наличии в группе детей с ослабленной общей
физической подготовкой и различными заболеваниями.
Все обучающиеся на основании медицинского обследования делятся на три группы: основную, подготовительную и специальную.
К основной группе относятся обучающиеся, не имеющие отклонения в физическом развитии состоянии здоровья, а также школьники с
незначительными отклонениями в состоянии здоровья при условии достаточной физической подготовки.
В подготовительную группу зачисляются обучающиеся, имеющие незначительные отклонения в физическом развитии и состоянии здоровья,
без существенных функциональных изменений, с недостаточной физической подготовленностью.
Обучающиеся, имеющие в состоянии здоровья значительные отклонения постоянного или временного характера, относятся к специальной группе
(СМГ). От участия в соревнованиях, выполнения учебных нормативов школьники СМГ освобождаются. Для них организуются занятия во внеурочное
время.
Временное освобождение от уроков физической культуры допускается лишь с разрешения врача. Обучающиеся, освобожденные от занятий
физическими упражнениями, обязаны присутствовать на уроках физической культуры.
Контрольно-оценочные материалы.
2 класс.
В качестве итоговой и промежуточной аттестации по предмету выступают выполнение контрольных упражнений, перечисленных в таблице
ниже, оценка результатов выполнения также представлена в таблице.
Контрольные
упражнения

Уровень физической подготовки
Мальчики
высокий

средний

девочки
низкий

высокий

средний

низкий

Подтягивание

на 14-16

10-13

7-9

13-15

8-12

5-7

128-142

119-127

136-146

118-135

108-117

коснуться

коснуться

коснуться

коснуться

коснуться

ладонями пола

пальцами пола

лбом

ладонями пола

лбом

низкой перекладине из
виса лежа, количество
Прыжок
раз

в

длину

места, см
Наклон вперед,

с 143-150
не коснуться

сгибая ног в коленях

лбом
коленей

Бег 30 м

высокий 6,0-5,8

старт, сек.
Бег 1000м

коленей

6,7-6,1

7,0-6,*

6,2-6,0

коленей

6,7-6,3

7,0-6,8

Без учета времени

3 класс.
В качестве итоговой и промежуточной аттестации по предмету выступают выполнение контрольных упражнений, перечисленных в
таблице ниже, оценка результатов выполнения также представлена в таблице.
Контрольные
упражнения
Подтягивание в вис, 5

уровень

мальчики
средний

высокий
4

низкий

девочки
средний

высокий

низкий

3

кол-во раз
Подтягивание в висе
лежа,

согнувшись

(кол во раз)

12

8

5

Прыжок в длину с 150-160

131-149

120-130

143-152

126-142

115-125

8,30

9,00

8,30

9,00

9,30

6,3-5,9

6,6-6,4

6,3-6,0

6,5-5,9

6,8-6,6

5,30

6,00

6,00

6,30

7,00

места, см
Ходьба

на

лыжах 8.00

1км (мин. сек)
Бег 30 м высокий 5,8-5,6
старт, сек.
Бег 1000м (мин.сек) 5,00

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх

сведения образовательной организации

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».