УП НОО на 2021-2022 учебный год

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2»

Учебный план
начального общего образования
на 2021-2022 учебный год

МО г.Алапаевск. 2021

Пояснительная записка к учебному плану МАОУ СОШ № 2
начального общего образования
1.

Общие положения.

1.1. Учебный план – документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и
распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики,
иных видов учебной деятельности и формы промежуточной аттестации обучающихся.
1.2. Нормативно-правовую основу разработки учебного плана составляют:
 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009
г. № 373
 Приказ Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования»
 Приказ Министерства просвещения РФ от 20.05.2020 № 254 «Об утверждении федерального
перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»
 Приказ Минобрнауки России от 9 июня 2016 г. № 699 «Об утверждении перечня организаций,
осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования»
 Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28
 Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»,
утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021
№2
 Устав МАОУ СОШ № 2, др. локальными нормативными актами.
1.3. Учебный план включает две части: обязательную и формируемую участниками образовательного
процесса. Наполняемость обязательной части определена составом учебных предметов обязательных
предметных областей; часть, формируемая участниками образовательного процесса, включает курсы,
предметы, занятия, направленные на реализацию индивидуальных потребностей обучающихся, в
соответствии с их запросами, и отражающие специфику ОО.
1.4. Для реализации различных интересов, индивидуальных потребностей по направлениям
образования и развития личности на основе результатов изучения и диагностики запросов обучающихся
и их родителей (законных представителей) организуется внеурочная деятельность.
1.5. Режим реализации учебного плана:
 продолжительность учебного года в 1 классах -33 недели, в 2-4 классах – 34 недели
 продолжительность учебной недели в 1классах 5 дней, в 2-4 – 6 дней;
 максимальная аудиторная нагрузка обучающихся соответствует нормативным требованиям и
составляет в 1 классах – 21 ч, 2-4 классах – 26 ч;
 обучение осуществляется в одну смену;
 продолжительность урока – 40 мин.
1.6. В целях реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с образовательной
программой школы осуществляется деление классов на две группы при наполняемости классов 25 и
более
человек
при
проведении
учебных
занятий
по
«Английскому
языку»

1.7. Освоение общеобразовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема
учебного предмета, курса общеобразовательной программы сопровождается промежуточной
аттестацией обучающихся. Порядок проведения промежуточной аттестации определяется
локальными актами «Положение о формах, периодичности, порядке текущего контроля и
промежуточной аттестации обучающихся в МАОУ СОШ № 2».
2. Учебный план начального общего образования
2.1.Учебный план МАОУ СОШ № 2 направлен на обеспечение личностного самоопределения
обучающихся, формирование нравственной, мировоззренческой и гражданской позиции,
профессиональный выбор, выявление творческих способностей учащихся, развитие способностей
самостоятельного решения проблем в различных видах и сферах деятельности.
2.2. В основу формирования учебного плана МАОУ СОШ № 2 положена Основная
образовательная программа начального общего образования МАОУ СОШ № 2, утвержденная
приказом от 01.09.2020 г. №01-10/236/25.
2.3. Учебный план МАОУ СОШ № 2 состоит из двух частей – обязательной части и части,
формируемой участниками образовательного процесса, включающей внеурочную деятельность.
2.4. Обязательная часть учебного плана определяет состав обязательных учебных предметов
обязательных предметных областей в соответствии с ФГОС начального общего образования и
учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
В учебный план входят следующие обязательные предметные области:
№
Предметные
Основные задачи реализации содержания
п\п области
1

Русский
язык
и
литературное чтение

Формирование первоначальных представлений о русском
языке как государственном языке Российской Федерации,
как средстве общения людей разных национальностей в
России и за рубежом. Развитие диалогической и
монологической
устной
и
письменной
речи,
коммуникативных умений, нравственных и эстетических
чувств, способностей к творческой деятельности.

2

Родной
язык
и
литературное чтение
на родном
языке

1 Формирование первоначальных представлений о
единстве и многообразии языкового и культурного
пространства России, о языке как основе национального
самосознания. Развитие диалогической и монологической
устной и письменной речи на родном языке,
коммуникативных умений, нравственных и эстетических
чувств, способностей к творческой деятельности на
родном языке

3

Формирование дружелюбного отношения и толерантности
к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью
своих сверстников в других странах, с детским
фольклором
и
доступными
образцами
детской
художественной
литературы, формирование начальных навыков

Иностранный язык

общения в устной и письменной форме с носителями
иностранного
языка,
коммуникативных умений, нравственных и эстетических
чувств, способностей к творческой деятельности на
иностранном языке.

4

Математика
информатика

и

Развитие
математической
речи,
логического
и
алгоритмического мышления, воображения, обеспечение
первоначальных
представлений
о
компьютерной
грамотности

5

Обществознание
естествознание
(Окружающий мир)

и

Формирование уважительного отношения к семье,
населенному пункту, региону, России, истории, культуре,
природе нашей страны, ее современной жизни. Осознание
ценности, целостности и многообразия окружающего
мира, своего места в нем. Формирование модели
безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в
различных опасных и чрезвычайных ситуациях.
Формирование психологической культуры и компетенции
для
обеспечения
эффективного
и
безопасного
взаимодействия в социуме

6

Основы религиозных
культур и светской
этики

Воспитание способности к духовному развитию,
нравственному
самосовершенствованию.
Формирование первоначальных представлений осветской
этике, об отечественных традиционныхрелигиях,
их роли
в культуре,
истории
и
современности России

7

Искусство

Развитие способностей к художественно- образному,
эмоционально-ценностному
восприятию
произведений
изобразительного
и
музыкального искусства, выражению в творческих
работах своего отношения к окружающему миру

8

Формирование опыта как основы обучения и познания,
осуществление поисково-аналитической деятельности
для
практического
решения
прикладных задач с использованием знаний,

Технология

полученных при изучении других учебных предметов,
формирование первоначального опыта практической
преобразовательной деятельности

9

Физическая культура

Укрепление
здоровья,
содействие
гармоничному
физическому, нравственному и социальному развитию,
успешному обучению, формирование первоначальных
умений саморегуляции средствами физической культуры.
Формирование установки на сохранение и укрепление
здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни

Образовательная программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской
этики» (предметная область «Основы религиозных культур и светской этики») (далее - ОРКСЭ)
реализуется в 4-х классах в течение всего учебного года. Особенности изучения учебного
предмета регламентируются ст.87 ФЗ-273. Выбор одного из шести модулей (основы исламской
культуры, основы иудейской культуры, основы буддийской культуры, основы мировых
религиозных культур, основы православной культуры, основы светской этики) осуществляется
родителями (законными представителями) обучающихся с учетом мнения обучающихся.
Часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений (далее - ФЧ
УП НОО), определяющую содержание образования, которое обеспечивает реализацию интересов
и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), приоритетные
направления образовательной деятельности ОО в соответствии с целевыми ориентирами и
задачами реализации ООП НОО, составляющую 20% УП НОО.
Время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки
обучающихся, может быть использовано: на увеличение учебных часов, отводимых на изучение
отдельных учебных предметов обязательной части; на введение учебных курсов,
обеспечивающих различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные.
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся было проведено
анкетирование, в котором приняло участие 96% родителей и законных представителей
обучающихся начальной школы. Анализ анкет представлен в диаграммах.
Рейтинг предпочитаемых
образовательного процесса.

предметов

учебного

плана,

формируемого

участниками

80%
70%
60%
50%

русский язык
математика

40%

литература

30%

ин.яз.

20%
10%
0%
2-е классы

3-и классы

4-е классы

Таким образом, общее количество часов учебного плана, формируемое участниками
образовательного процесса, использовано на учебные занятия для углубления отдельных
обязательных учебных предметов (русский язык, математика) и на учебные занятия,
обеспечивающие различные интересы обучающихся: «Мир информатики» (2, 3, 4 классы). Курс
отражает особенности школы, работающей над развитием информационной компетентности;
«Развитие познавательных способностей» (2 класс). Данный курс направлен на развитие логики.

Учебный план начального общего образования.2021-2022.

Обязательная часть УП

Количество часов в неделю (в год)

Предметные
области

Учебные
предметы

1

2

3

4

Всего

Русский языки
литературное
чтение

Русский
язык

5(165)

5(170)

5(170)

5(170)

20(675)

Литературное
чтение

4(132)

5(170)

5(170)

4(136)

18(608)

Родной
язык
и литературное
чтение
на
родном языке

Родной

0,5( 16,5)

0,5(17)

1(34)

1(34)

3(101,5)

0,5(17)

1(34)

1(34)

3(101,5)

Иностранный
язык

Иностранный
язык
(английский)

2 (68)

2 (68)

2 (68)

6(204)

Математика и
информатика

Математика

4(136)

4(136)

4(136)

16(540)

Обществозна
Окружающий мир 2(66)
ние
и
естествознан ие

2(68)

2(68)

2(68)

8(270)

Искусство

язык
(русский)
Литературное
0,5 (16,5)
чтение
на
родном
языке
(русском)

4(132)

Музыка

1(33)

1(34)

1(34)

1(34)

4(135)

ИЗО

1(33)

1(34)

1(34)

1(34)

4(135)

Технология

Технология

1(33)

1(34)

1 (34)

1(34)

4(135)

Физическая
культура

Физическая
культура

2(66)

2(68)

2(68)

2(68)

8(270)

Основы
религиозных
культур
и
светской этики

Основы
религиозных
культур
и
светской этики

Итого

21(693)

24(816)

25(850)

1(34)

1(34)

25(850)

95(3209)

1(34)

3(102)

Часть, формируемая участниками образовательного процесса
Мир информатики

1(34)

Развитие познавательных
способностей (математика,
логика)

1(34)

Итого
Предельно
допустимая
учебная нагрузка:

21(693)

1(34)

1(34)

2(68)

1(34)

1(34)

4(136)

26(884)

26(884)

26(884)

99(3345)

План внеурочной деятельности.
Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении
максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся.
Направления внеурочной деятельности определены через анкетирование родителей и
законных представителей обучающихся начальной школы. Анализ анкет представлен в
диаграммах.
Рейтинг предпочитаемых направлений внеурочной деятельности.

80
70
60

общекультурное направление

50

спортивно-оздоровительное
направление

40

общеинтеллектуальное
направление

30

духовно-нравственное
направление

20

социальное направление

10
0
2-е классы

3-и классы

4-е классы

Таким образом, предпочитаемым направлением во всех параллелях является
общеинтеллектуальное направление, что должно найти отражение в части учебного плана,
касающемся внеурочной деятельности.
1.

Спортивно-оздоровительное направление реализуется через программы "Советы докторов
здоровья", "Подвижные игры". Цель: формирование принципов здорового образа жизни,
укрепление здоровья, развитие двигательных способностей. Повышенная двигательная
активность- биологическая потребность развивающегося организма, от степени
удовлетворения которой зависит здоровье детей, не только физическое, но и
психологическое.

2.
Художественно-эстетическое направление представлено
кружками
«Умелые руки», «Юный
художник», «Пластилинография». Целью является раскрытие
новых способностей обучающихся в области творчества, развитие умения видеть жизнь глазами
творческого человека. Занятия проводятся в форме игровых занятий, бесед, конкурсов, выставок.
3.Общеинтеллектуальное направление представлено кружками «Книгочеи», «Умники и
умницы», «Занимательный русский язык», «Основы смыслового чтения», «Фанкластик».
Кружок «Умники и умницы» ориентированы на развитие у детей интуиции, пространственного и
логического мышления, формирование у них конструктивно-геометрических умений и навыков,
способности читать и понимать графическую информацию, а также комментировать её. Формы
организации занятий разнообразны: логические игры, решение головоломок, тематические

праздники, викторины, конкурсы по математической смекалкеи др.
Формированию читательской культуры, расширению кругозора учащихся способствуют занятия
в рамках курсов «Основы смыслового чтения»,
и «Книгочеи». Используются различные формы организации занятий: литературные игры и
викторины, решение литературных кроссвордов, праздники, конкурсы.
Развитию интереса к русскому языку способствуют занятия в кружке
«Занимательный русский язык».
Занятия в кружке «Фанкластик» способствуют развитию у детей пространственного и логического
мышления, формированию конструктивно-геометрических умений и навыков.
4.Духовно-нравственное направление осуществляется в кружке «Мой край». Программа данного
кружка направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности. Гражданскопатриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей
качествами гражданина и патриота своей страны. Работа данного кружка осуществляется в форме
бесед, сообщений, экскурсий в краеведческий музей, тематических праздников, просмотра
видеофильмов и др.
5.Социальное направление реализуется через
деятельность», «Финансовая грамотность».

курсы

«Мир

деятельности»,

«Проектная

Ведущей идеей программы «Проектная деятельность» является поиск средств и способов такой
организации учебного процесса, в ходе которого произойдёт освоение механизма
самостоятельного поиска и обработки новых знаний даже в повседневной практике
взаимодействия с миром.
Комплексная образовательная программа «Мир деятельности» позволяет развивать
деятельностные компетенции, направлена на развитие познавательного интереса учащихся.
Кроме развития познавательной сферы ребёнка, на занятиях также формируются
исследовательские, проектные умения и когнитивные способности.
Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа
мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических
отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения
элементарных вопросов в области экономики семьи. Учебные материалы и задания подобраны в
соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания,
игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки
работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления
информации и публичных выступлений.

Внеурочная деятельность
2021-2022
Направления
название курсов
Умелые руки
Художествен
Пластилинография
ноЮный художник
эстетическое
Спортивнооздоровитель
ное

Общеинтелле
ктуальное

Духовнонравственное

Советы докторов
здоровья
Подвижные игры
Книгочеи
Умники и умницы
Занимательный
русский язык
Фанкластик
Основы
смыслового чтенияи
работа с текстом
Мой край

1А

1Б

1

1В

1Г

2А

1
1

2Б

2В

2Г

3А

3Б

3В

3Г

4А

1

1

1

1

1

1

1

1

Всего часов

4В

1

1

1

1

1

1(К)

1(К)

1
1
1
1

1
1

1

1
1

1

1
1

1

1
1

1

1
1
1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2
1

1

1

1

1

1

Проектная
деятельность
Социальное

4Б

1 (Б)

1

1

Мир деятельности
Финансовая
грамотность
Психологичес
кая азбука

1

1

1

1

1
1

1
1

5

5

5

5

4

3

4

4

5

5

5

5

5

1
3

1
5


Наверх

сведения образовательной организации

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».