Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2» Учебный план начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2) Пояснительная записка Учебный план – нормативный правовой акт, устанавливающий перечень учебных предметов и объем учебного времени. Учебный план школы позволяет обеспечивать оптимальную систему управления качеством образования, осуществлять функционирование школы в едином образовательном пространстве, сохраняя преемственность между уровнями образования и формирование знаний, умений и навыков, необходимых для последующего получения профессионального образования. Учебный план для обучающихся с задержкой психического развития составлен с учетом реализующих программы начального общего образования. Формы обучения: очное (инклюзия) Учебный план АООП НОО для обучающихся с ЗПР вариант 7.2 соответствует ООП НОО МАОУ СОШ № 2. Количество обучающихся с ЗПР: 2класс – 2 обучающихся 3класс – 5 обучающихся Приоритетом начального образования является формирование базовых основ и фундамента всего последующего обучения, в том числе: • закладывается основа формирования учебной деятельности ребёнка — система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат; • формируются универсальные учебные действия; • развивается познавательная мотивация и интересы обучающихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, формируются основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми. Учебный план НОО отражает содержание образования, которое обеспечивает решение важнейших целей современного начального образования: • формирование гражданской идентичности обучающихся; • их приобщение к общекультурным информационным технологиям; и национальным ценностям, • готовность к продолжению образования на последующих ступенях основного общего образования; • формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях; • личностное развитие индивидуальностью обучающегося в соответствии с его Продолжительность учебной недели в течение всех лет обучения – 5 дней. Пятидневная рабочая неделя устанавливается в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Обучение проходит в одну смену. Продолжительность учебного года на первой ступени общего образования составляет 34 недели, в 1 и 1 дополнительном классах — 33 недели. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель. Для обучающихся в 1 и 1 дополнительном 1 классов устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы. Продолжительность учебных занятий составляет 40 минут. При определении продолжительности занятий в 1 и 1 дополнительном классах используется «ступенчатый» режим обучения: в первом полугодии (в сентябре, октябре − по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре − по 4 урока по 35 минут каждый; январь-май − по 4 урока по 40 минут каждый);1 Количество часов, отводимых на изучение учебных предметов «Русский язык», «Литературное чтение» и «Родной язык и литературное чтение» может корректироваться в рамках предметной области «Филология» с учётом психофизических особенностей обучающихся с ЗПР. В предметную область «Филология» введен учебный предмет «Иностранный язык», в результате изучения которого у обучающихся с ЗПР будут сформированы первоначальные представления о роли и значимости иностранного языка в жизни современного человека и поликультурного мира. Обучающиеся с ЗПР приобретут начальный опыт использования иностранного языка как средства межкультурного общения, как нового инструмента познания мира и культуры других народов, осознают личностный смысл овладения иностранным языком. Изучение учебного предмета «Иностранный язык» начинается со 3-го класса. На его изучение отводится 1 час в неделю. При проведении занятий по предмету «Иностранный язык» класс делится на две группы. Часы коррекционно-развивающей области представлены групповыми и индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями (логопедическими и психокоррекционными), направленными на коррекцию недостатков психофизического развития обучающихся и восполнение пробелов в знаниях, а также групповыми занятиями по ритмике, направленными на коррекцию отклонений в развитии моторной деятельности обучающихся, развитие пространственных представлений, координации движений и улучшения осанки детей. Количество часов в неделю указывается на одного учащегося. Коррекционно-развивающие занятия проводятся в течение учебного дня и во внеурочное время. На индивидуальные коррекционные занятия отводится до 25 мин., на групповые занятия – до 40 минут Обязательная часть базисного учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает решение важнейших целей современного начального образования: -формирование гражданской идентичности учащихся; -приобщение учащихся к общекультурным и национальным ценностям; -готовность к продолжению образования на последующих ступенях основного общего образования; -формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях; -личностное развитие учащегося в соответствии с его индивидуальностью. Содержание начального общего образования реализуется преимущественно за счет введения учебных предметов, обеспечивающих целостное восприятие мира. Организация учебного процесса осуществляется на основе системно-деятельностного подхода, результатом которого являются личностные, метапредметные и предметные достижения в рамках ФГОС. Обязательная часть учебного плана включает обязательные предметные области: филология, математика и информатика, обществознание и естествознание (окружающий мир), основы религиозных культур и светской этики (вводится в 4-ом классе), искусство, технология, физическая культура. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для обучающихся с ЗПР, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося. В 1 и 1дополнительном классах эта часть отсутствует. Время, отводимое на данную часть, внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся может быть использовано: на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; на введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР и необходимую коррекцию недостатков в психическом и/или физическом развитии; на введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных учебных предметов (например: элементарная компьютерная грамотность и др.); на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные (например: история и культура родного края и др.). Количество часов, отведенных на освоение обучающимися с ЗПР учебного плана, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, в совокупности не превышает величину максимально допустимой недельной образовательной нагрузки обучающихся в соответствии с санитарногигиеническими требованиями. Обязательным компонентом учебного плана является внеурочная деятельность. В соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовнонравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивнооздоровительное) в рамках образовательной программы школы Коррекционно-развивающая область, согласно требованиям Стандарта, является обязательной частью внеурочной деятельности и представлено фронтальными и индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями (логопедическими и психокоррекционными) и ритмикой, направленными на коррекцию дефекта и формирование навыков адаптации личности в современных жизненных условиях. Структурирование содержания всех предметов, изучаемых в начальной школе, характеризуется многоуровневостью, направленностью на пробуждение возможностей и активности детей с самыми различными индивидуальными способностями. Учебный план (7.2) Учебный план начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2) (вариант 1) Классы Предметные области Количество часов в неделю Всего 1 1 1 2 3 4 Русский язык 5 5 5 4 4 23 Литературное чтение 4 4 4 4 3 19 Иностранный язык - - - 1 1 2 Математика 4 4 4 4 4 20 Обществознание и Окружающий мир естествознание 2 2 2 2 2 10 Основы религиозных культур и светской этики Основы религиозных культур и светской этики 1 1 Музыка 1 1 1 1 1 5 Изобразительное искусство 1 1 1 1 1 5 Технология Технология 1 1 1 1 1 5 Физическая культура Физическая культура 3 3 3 3 3 15 21 21 21 21 21 105 Часть, формируемая участниками образовательного процесса - - 2 2 2 6 Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) 21 21 23 23 23 111 Внеурочная деятельность (включая коррекционно-развивающую область): 10 10 10 10 10 50 Учебные предметы Обязательная часть Филология Математика и информатика Искусство Итого коррекционно-развивающая область 7 7 7 7 7 35 коррекционно-развивающие занятия 6 6 6 6 6 30 ритмика 1 1 1 1 1 5 направления внеурочной деятельности 3 3 3 3 3 15 31 31 33 33 33 161 Всего к финансированию