Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «Избранные вопросы математики» 11 класс (углубленный уровень) с изменениями от 31.08.2021г. (основание: приказ от 31.08.2021г. №01-10/212 «О внесении изменений в Основную образовательную программу МАОУ СОШ №2») Разработчики программы: Крючкова И.Б., учитель математики высшей квалификационной категории Чучалина Н.М., учитель математики 1 квалификационной категории Алапаевск 2020 Пояснительная записка Основная функция данного курса – дополнительная подготовка учащихся 10-11 классов к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ, к продолжению образования. Курс направлен на формирование умений и способов деятельности, связанных с решением задач повышенного и высокого уровня сложности, получение дополнительных знаний по математике, интегрирующих усвоенные знания в систему. Рабочая программа курса отвечает требованиям обучения на старшей ступени, направлена на реализацию личностно ориентированного обучения, основана на деятельностном подходе к обучению, предусматривает овладение учащимися способами деятельности, методами и приемами решения математических задач. Включение уравнений и неравенств нестандартных типов, комбинированных уравнений и неравенств, текстовых задач разных типов, рассмотрение методов и приемов их решений отвечают назначению курса – расширению и углублению содержания курса математики с целью подготовки учащихся 10-11 классов к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ. На учебных занятиях используются активные методы обучения, предусматривается самостоятельная работа по овладению способами деятельности, методами и приемами решения математических задач. Рабочая программа данного курса направлена на повышение уровня математической культуры старшеклассников. С целью контроля и проверки усвоения учебного материала проводятся практические, самостоятельные работы, тренировочные работы. Рабочая программа рассчитана на два года обучения, 1 час в неделю, всего 69 часов. Цель курса: - сформировать умения применять полученные знания при решении «нетипичных», нестандартных задач. Задачи курса: - развить интерес и положительную мотивацию изучения математики; - помочь овладеть рядом технических и интеллектуальных умений на уровне свободного их использования; - расширить и углубить представления учащихся о приемах и методах решения математических задач. - подготовить учащихся к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ, к продолжению образования. Планируемые результаты освоения курса Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы среднего общего образования. Личностные: сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания - науки, искусства, морали, религии, правосознания, своего места в поликультурном мире; сформированность основ саморазвития и самовоспитания на основе общечеловеческих нравственных ценностей и идеалов российского гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности (образовательной, проектно-исследовательской, коммуникативной и др.); сформированность толерантного сознания и поведения личности в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; сформированность навыков продуктивного сотрудничества со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, учебно-инновационной и других видах деятельности; осознанный выбор будущей профессии на основе понимания её ценностного содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов; гражданское отношение к профессиональной деятельности как к возможности личного участия в решении общественных, государственных, общенациональных проблем. Метапредметные: умение самостоятельно определять цели и составлять планы, осознавая приоритетные и второстепенные задачи; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную, внеурочную и внешкольную деятельность с учётом предварительного планирования; использовать различные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в трудных ситуациях; умение продуктивно общаться и взаимодействовать с коллегами по совместной деятельности, учитывать позиции другого (совместное целеполагание и планирование общих способов работы на основе прогнозирования, контроль и коррекция хода и результатов совместной деятельности), эффективно разрешать конфликты; владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания для изучения различных сторон окружающей действительности; готовность и способность к самостоятельной и ответственной информационной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; умение определять назначение и функции различных социальных институтов, ориентироваться в социально-политических и экономических событиях, оценивать их последствия; умение определяющие ценностей; самостоятельно оценивать и принимать стратегию поведения, с учётом гражданских и решения, нравственных владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме, представлять результаты исследования, включая составление текста и презентации материалов с использованием информационных и коммуникационных технологий, участвовать в дискуссии; владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. Предметные: сформированность представлений о математике как части мировой культуры и о месте математики в современной цивилизации, о способах описания на математическом языке явлений реального мира; сформированность представлений о математических понятиях как о важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать разные процессы и явления; понимания возможности аксиоматического построения математических теорий; владение методами доказательств и алгоритмов решения; умение их применять, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач; владение стандартными приёмами решения рациональных и иррациональных, показательных, степенных, тригонометрических уравнений и неравенств, их систем, использование готовых компьютерных программ, в том числе для поиска пути решения и иллюстрации решения уравнений и неравенств; сформированность представлений об основных понятиях, идеях и методах математического анализа; владение основными понятиями о плоских и пространственных геометрических фигурах, их основных свойствах; умение распознавать на чертежах, моделях и в реальном мире геометрические фигуры; применение изученных свойств геометрических фигур и формул для решения геометрических задач и задач с практическим содержанием; сформированность представлений о процессах и явлениях, имеющих вероятностный характер, о статистических закономерностях в реальном мире, об основных понятиях элементарной теории вероятностей; умений находить и оценивать вероятности наступления событий в простейших практических ситуациях и основные характеристики случайных величин; владение навыками использования готовых компьютерных программ при решении задач; сформированность представлений о необходимости доказательств при обосновании математических утверждений и роли аксиоматики в проведении дедуктивных рассуждений; сформированность понятийного аппарата по основным разделам курса математики; знаний основных теорем, формул и умения их применять; умения доказывать теоремы и находить нестандартные способы решения задач; сформированность умения моделировать реальные исследовать построенные модели, интерпретировать полученный результат; ситуации, сформированность представлений об основных понятиях математического анализа и их свойствах, владение умением характеризовать поведение функций, использование полученных знаний для описания и анализа реальных зависимостей; владение умениями составления вероятностных моделей по условию задачи и вычисления вероятности наступления событий, в том числе с применением формул комбинаторики и основных теорем теории вероятностей; исследования случайных величин по их распределению. Тематическое планирование 10 класс Кол-во часов Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания Абсолютная величина числа: -решение простейших уравнений с модулем; -решение дробно-рациональных уравнений с модулем; - графики линейных уравнений с модулем; - построение квадратичных функций с модулем; - решение квадратных уравнений с модулем; - графики уравнений с модулем; - простейшие неравенства с модулем; - решение неравенств с двумя неизвестными, содержащих знак модуля. - практикум решения задач по теме "Задачи с параметром" Задания с параметрами: - линейные и дробно-линейные уравнения и неравенства с параметрами; - задачи, связанные с исследованием квадратного трёхчлена; - тригонометрия и параметры - практикум решения задач по теме "Задачи с параметром" Некоторые вопросы тригонометрии: - обратные тригонометрические функции, их графики и свойства; - практикум решения задач по теме "Тригонометрические выражения" - практикум решения задач по теме "Методы решения тригонометрических уравнений" Проценты: - решение задач на сложные проценты. 12 Постановка воспитательных целей, способствующих обучающихся, независимо от их способностей и характера. Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы. Находить ценностный аспект учебного знания и информации 9 Использование ИКТ и дистанционных образовательных технологий обучения, обеспечивающих современные активности обучающихся (зачеты в электронных приложениях, обучающие сайты, видеолекции) , 5 Применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими . 4 5 Решение заданий по материалам ЕГЭ прошлых лет по данным темам 4 Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через перевод содержания с уровня знаний на уровень личностных смыслов Обсуждение, высказывание мнения и его обоснование, анализ явлений. 6 РЕЗЕРВ № Тема 1 2 3 4 итого 1 35 11 класс № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Тема Решение текстовых задач на смеси и сплавы. Повторение. Решение текстовых задач на работу. Повторение. Решение текстовых задач на движение. Тренировочная работа №1 Решение тригонометрических уравнений с отбором корней (№13) Решение тригонометрических неравенств (№13) Решение уравнений и неравенств с модулем (повторение) Тренировочная работа №2 Планиметрия: треугольники и четырехугольники (повторение) Планиметрия: окружность (повторение) Кол-во часов 2 2 1 1 2 1 1 2 1 1 11. Решение задач №16 ЕГЭ 3 12. Тренировочная работа №3 2 13. Многогранники: пирамиды и призмы (повторение) (№14) 2 14. 15. 16. 17. 18. 19. Правильные пирамиды и призмы (повторение) (№14) Решение логарифмических уравнений и неравенств с параметром (№16) Тренировочная работа №4 Решение систем неравенств смешанного типа (№15) Задачи с параметром (графический способ решения) ( №16) 2 3 2 2 2 Тренировочная работа №5 2 итого 34 Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания Обсуждение, высказывание мнения и его обоснование, анализ явлений. Находить ценностный аспект учебного знания и информации обеспечивать его понимание и переживание обучающимися. Использование ИКТ и дистанционных образовательных технологий обучения, обеспечивающих современные активности обучающихся (зачеты в электронных приложениях, обучающие сайты, видеолекции) Применение на уроке интерактивных форм работы учащихся, стимулирующих познавательную мотивацию школьников, организация групповой работы или работы в парах, с целью обучения командной работе и взаимодействию с другими детьми, постановки общей цели, для достижения которой каждый должен внести индивидуальный вклад, распределению ролей, рефлексией вклада каждого в общий результат Инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов Список литературы 1. Математика. ЕГЭ-2020. Тематический тренинг. 10-11-е классы: учебнометодическое пособие/под ред.Ф.Ф.Лысенко, С.О. Иванова – Ростов н/Д:Легион, 2019. 2. Математика. ЕГЭ. Алгебра: задания с развернутым ответом: учебнометодическое пособие/под ред.Ф.Ф.Лысенко, С.Ю. Кулабухова. – 2-е изд.перераб.и доп. - – Ростов н/Д:Легион, 2019. 3. Трудные задания ЕГЭ. Задачи с параметром: учеб.пособие для общеобразоват.организаций: профильный уровень/ Шевкин А.В. – М.: Просвещение, 2020. 4. Математика. Повторение курса в формате ЕГЭ. Рабочая программа:учебнометодическое пособие/под редакцией Ф,Ф,Лысенко, С.Ю. Кулабухова – Ростов-на-Дону:Легион-М, 2021.