УП ООО (ФГОС 2010) 6-9 классы на 2022-2023 учебный год

Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2»

Выписка
из основной общеобразовательной программы основного общего образования

3.1. Учебный план ООП ООО

Пояснительная записка к учебному плану МАОУ СОШ № 2
основного общего образования
1.

Общие положения.

1.1. Учебный план – документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и
распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики,
иных видов учебной деятельности и формы промежуточной аттестации обучающихся.
1.2. Нормативно-правовую основу разработки учебного плана составляют:
 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010
№ 1897.
 Приказ Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования»
 Приказ Министерства просвещения РФ от 20.05.2020 № 254 «Об утверждении федерального
перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»
 Приказ Минобрнауки России от 9 июня 2016 г. № 699 «Об утверждении перечня организаций,
осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования»
 Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28
 Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»,
утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021
№2
 Устав МАОУ СОШ № 2, др. локальными нормативными актами.
1.3. Учебный план включает две части: обязательную и формируемую участниками образовательного
процесса. Наполняемость обязательной части определена составом учебных предметов обязательных
предметных областей; часть, формируемая участниками образовательного процесса, включает курсы,
предметы, занятия, направленные на реализацию индивидуальных потребностей обучающихся, в
соответствии с их запросами, и отражающие специфику ОО.
1.4. Для реализации различных интересов, индивидуальных потребностей по направлениям
образования и развития личности на основе результатов изучения и диагностики запросов обучающихся
и их родителей (законных представителей) организуется внеурочная деятельность.
1.5. Режим реализации учебного плана:
 продолжительность учебного года в 5-8 классах – 35 недель, в 9 классах – 34 недели (не включая
летний экзаменационный период в 9 классах);
 продолжительность учебной недели – 6 дней;
 максимальная аудиторная нагрузка обучающихся соответствует нормативным требованиям и
составляет в 5 классах – 32 ч, 6 классах – 33 ч, 7 классах – 35 ч, 8-9 классах – 36 ч;
 обучение осуществляется в одну смену;
 продолжительность урока – 40 мин.
1.6. В целях реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с образовательной
программой школы осуществляется деление классов на две группы при наполняемости классов 25 и
более человек при проведении учебных занятий по «Английскому языку» (5-9 классы), «Технологии»
(5-8 классы), «Информатике» (7-9 классы). При наличии необходимых условий и средств возможно
деление на группы классов с меньшей наполняемостью.

1.7. Освоение общеобразовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема
учебного предмета, курса общеобразовательной программы сопровождается промежуточной
аттестацией обучающихся. Порядок проведения промежуточной аттестации определяется локальными
актами «Положение о формах, периодичности, порядке текущего контроля и промежуточной
аттестации обучающихся в МАОУ СОШ № 2».
Промежуточная аттестация обучающихся может проводиться в форме:
 стандартизированных письменных и устных работ (тест, диктант, изложение, сочинение,
рефераты и др., устный ответ учащегося на один или систему вопросов в форме ответа на
билеты, беседы, собеседования и др.);
 проектов,
 практических, лабораторных, творческих работ,
 самоанализа и самооценки,
 наблюдения, испытания (тесты),
 зачета;
 экспертного оценивания (защита итогового индивидуального проекта);
 сдача нормативов;
 учета текущих результатов (усредненная оценка результатов за тематические контрольные
работы или среднее арифметическое четвертных отметок);
 тестирование (опрос) посредством оцифрованных форм с автоматизированной обработкой
результатов;
 сочетании форм или иных формах, определяемых образовательными программами ОО и
индивидуальными учебными планами.
2. Учебный план основного общего образования
2.1.Учебный план МАОУ СОШ № 2 направлен на обеспечение личностного самоопределения
обучающихся, формирование нравственной, мировоззренческой и гражданской позиции,
профессиональный выбор, выявление творческих способностей учащихся, развитие способностей
самостоятельного решения проблем в различных видах и сферах деятельности.
2.2. В основу формирования учебного плана МАОУ СОШ № 2 положена Основная образовательная
программа основного общего образования МАОУ СОШ № 2, утвержденная приказом от 31.07.2017 г. №
01-10/138/06.
2.3. Учебный план МАОУ СОШ № 2 состоит из двух частей – обязательной части и части,
формируемой участниками образовательного процесса, включающей внеурочную деятельность.
2.4. Обязательная часть учебного плана определяет состав обязательных учебных предметов
обязательных предметных областей в соответствии с ФГОС основного общего образования для всех
имеющих
государственную
аккредитацию
образовательных
учреждений,
реализующих
образовательную программу основного общего образования, и учебное время, отводимое на их
изучение по классам (годам) обучения.
В учебный план входят следующие обязательные предметные области и обязательные учебные
предметы:
Русский язык и литература (русский язык, литература) основными задачами которой являются:
- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и
культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
- развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных
умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности;
Родной язык и родная литература (родной язык, родная литература) должны обеспечить:
- воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как хранителю
культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;
- приобщение к литературному наследию своего народа;
- формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической
преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
- обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры
владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами
устной и письменной речи, правилами речевого этикета;

- получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и
единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики,
формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функциональносмысловых типов и жанров;
Основы духовно-нравственной культуры народов России (через внеурочную деятельность,
изучение учебных предметов других предметных областей) должны обеспечить:
- воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию;
воспитание веротерпимости, уважительного отношения к религиозным чувствам, взглядам людей или
их отсутствию;
- знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных
традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках,
поведении, расточительном потребительстве;
- формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их
роли в развитии культуры и истории России и человечества, в становлении гражданского общества и
российской государственности;
- понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества;
- формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского
общества в становлении российской государственности.
Иностранные языки (иностранный язык, второй иностранный язык) должно обеспечить:
приобщение к культурному наследию стран изучаемого иностранного языка, воспитание
ценностного отношения к иностранному языку как инструменту познания и достижения
взаимопонимания между людьми и народами;
осознание тесной связи между овладением иностранными языками и личностным,
социальным и профессиональным ростом;
формирование коммуникативной иноязычной компетенции (говорение, аудирование,
чтение и письмо), необходимой для успешной социализации и самореализации;
обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся
культуры владения иностранным языком в соответствии с требованиями к нормам устной и письменной
речи, правилами речевого этикета.
Общественно-научные предметы (история России, всеобщая история, обществознание,
география), основные задачи которых:
- формирование мировоззренческой сферы обучающихся, личностных основ российской
гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности,
толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;
- понимание основных принципов жизни общества, роли окружающей среды как важного
фактора формирования качеств личности, ее социализации;
- владение экологическим мышлением, обеспечивающим понимание взаимосвязи между
природными, социальными, экономическими и политическими явлениями, их влияния на качество
жизни человека и качество окружающей его среды;
- осознание своей роли в целостном, многообразном и быстро изменяющемся глобальном мире;
- приобретение теоретических знаний и опыта их применения для адекватной ориентации в
окружающем мире, выработки способов адаптации в нём, формирования собственной активной
позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений;
Математика и информатика (математика, алгебра, геометрия, информатика), основными
задачами которой являются:
- осознание значения математики и информатики в повседневной жизни человека;
- формирование представлений о социальных, культурных и исторических факторах становления
математической науки;
- понимание роли информационных процессов в современном мире;
- формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры,
универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явления;
Естественно-научные предметы (физика, биология, химия) призваны решить следующие
задачи:
- формирование целостной научной картины мира;

- понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном
мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного
сотрудничества;
- овладение научным подходом к решению различных задач;
- овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты,
оценивать полученные результаты;
- овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными
реалиями жизни;
- воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде;
- овладение экосистемной познавательной моделью и ее применение в целях прогноза
экологических рисков для здоровья людей, безопасности жизни, качества окружающей среды;
- осознание значимости концепции устойчивого развития;
- представления научно обоснованных аргументов своих действий, основанных на
межпредметном анализе учебных задач;
Искусство (изобразительное искусство, музыка) должно обеспечить:
- осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации
личности;
- развитие эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся, способности
воспринимать эстетику природных объектов, сопереживать им, чувственно-эмоционально оценивать
гармоничность взаимоотношений человека с природой и выражать свое отношение художественными
средствами;
- развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого
интереса к творческой деятельности;
- формирование интереса и уважительного отношения к культурному наследию и ценностям
народов России, сокровищам мировой цивилизации, их сохранению и приумножению.
- развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию
произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего
отношения к окружающему миру;
Технология (технология) призвана обеспечить:
- развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения
прикладных учебных задач;
- активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и
сформированных универсальных учебных действий;
- совершенствование умений выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности;
- формирование представлений о социальных и этических аспектах научно-технического
прогресса;
- формирование способности придавать экологическую направленность любой деятельности,
проекту; демонстрировать экологическое мышление в разных формах деятельности;
Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности (физическая культура,
основы безопасности жизнедеятельности) призвана обеспечить:
- физическое, эмоциональное, интеллектуальное и социальное развитие личности обучающихся с
учётом исторической, общекультурной и ценностной составляющей предметной области;
- формирование и развитие установок активного, экологически целесообразного, здорового и
безопасного образа жизни;
- понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности
жизнедеятельности;
- овладение основами современной культуры безопасности жизнедеятельности, понимание
ценности экологического качества окружающей среды, как естественной основы безопасности жизни;
- понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной
безопасности и защиты населения;
- развитие двигательной активности обучающихся, достижение положительной динамики в
развитии основных физических качеств и показателях физической подготовленности, формирование
потребности в систематическом участии в физкультурно-спортивных и оздоровительных мероприятиях;
- установление связей между жизненным опытом обучающихся и знаниями из разных
предметных областей.

2.5. Особенностью учебного плана образовательной программы основного общего образования
является изучение второго иностранного языка (немецкого).
2.6. Часть учебного плана МАОУ СОШ № 2, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию индивидуальных потребностей обучающихся, учитывает интересы их
родителей (законных представителей) и стоится в соответствии с возможностями информационнообразовательной среды школы и предусматривает следующее распределение часов части, формируемой
участниками образовательного процесса в соответствии с результатами диагностики, проводимой
администрацией ОО:
 увеличение учебных часов, отводимых на изучение учебных предметов обязательной части:
 в 8-х классах – на изучение предмета «Геометрия» на 0,5 ч с целью усиления практической
направленности курса, обеспечения качественной подготовки обучающихся к государственной
итоговой аттестации;
 ведение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в т. ч.
этнокультурные:
 «Культура безопасности жизнедеятельности» в 6-7 классах;
 «Введение в языкознание» в 6-9 классах;
 «Экономика» в 7 классах;
 «Основы финансовой грамотности» в 8 классах;
 «Химия без взрывов» в 8 классах;
 «За страницами учебника математики» в 9 классах;
 факультативные курсы по обществознанию, информатике, географии, биологии, химии, физике в
9 классах.
Данные учебные курсы имеют практическую направленность.
 «Культура безопасности жизнедеятельности» с целью обучения обучающихся умениям
действовать в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую
помощь пострадавшим;
 «За страницами учебника математики» направлен на интеллектуальное развитие учащихся,
формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и
необходимых человеку для жизни в современном обществе, общей социальной ориентации и
решения практических проблем.
 «Основы финансовой грамотности» ставить перед собой финансовые цели, как правильно
распределять деньги в семейном и личном бюджете, и как инвестировать в ценные бумаги.
Полученные знания помогут лучше ориентироваться в мире финансов.
 «Экономика» призвана подготовить учащихся 8 классов к лучшему усвоению основ
экономических знаний в 9-11-х классах и сформировать у них систематическое представление об
основах организации хозяйственной деятельности и истории возникновения различных
институтов рыночной экономики.
 Практико-ориентированные курсы по географии «Практическая география», физике «Практикум
по физике», химии «Химия без взрывов», биологии «Практикум по биологии», информатике
«Информационные технологии», обществознанию «Актуальные вопросы обществознания»
направлены на развитие и активизация творческого мышления учащихся, овладение ими
научных методов познания природы через систему творческих заданий, проблемный
эксперимент, проведение наблюдений естественнонаучного содержания отрабатывает умения
получать социальную информацию из разнообразных источников и ориентироваться в ней, а
также на подготовку к итоговой аттестации и выбора профиля обучения для продолжения
образования.
 внеурочную деятельность.
2.8. Для развития потенциала одарённых и талантливых детей с участием самих обучающихся и их
семей могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируется
индивидуальная траектория развития обучающегося (содержание дисциплин, курсов, модулей, темп и
формы образования). Реализация индивидуальных учебных планов может быть организована, в том
числе с помощью дистанционного обучения.

3. Сетка часов учебного плана основного общего образования (недельный/годовой учебный план)
на 2022-2023 учебный год
Предметные области

Учебные
предметы

Количество часов в неделю (год)
Классы

6 кл

7 кл

8 кл

9 кл

Итого

5 (170)

4 (136)

3 (102)

3 (102)

15 (510)

2 (68)
1 (34)

2 (68)
1 (34)

2 (68)
1 (34)

2 (68)
1 (34)

8 (272)
4 (136)

1 (34)

2 (68)

3 (102)

12 (408)

Обязательная часть
Русский язык и
литература

Русский язык

Литература
Родной (русский) язык
Родная (русская)
литература
Иностранные языки
Иностранный язык
(английский)
Второй иностранный
язык (немецкий)
Математика и информатика Математика
Алгебра
Геометрия
Информатика
Общественно-научные
История
предметы
Обществознание
География
Естественно-научные
Физика
предметы
Химия
Родной язык и родная
литература

Основы духовнонравственной культуры
народов России
Искусство

Технология
Физическая культура и
Основы безопасности
жизнедеятельности

Биология
Основы духовнонравственной культуры
народов России
Музыка
Изобразительное
искусство
Технология

1 (34)
3(102)

3 (102)

3 (102)

1 (34)

1 (34)
5 (170)

2 (68)
1 (34)

3 (102)
2 (68)
1 (34)
2 (68)
1 (34)

3 (102)
3/2 (85)
1 (34)
2 (68)
1 (34)

1 (34)

2 (68)

2 (68)

3 (102)
2 (68)
1 (34)
2 (68)
1 (34)
2 (68)

2 (68)

2 (68)
2 (68)
2 (68)

3 (102)
2 (68)
2 (68)

1 (34)

1 (34)

1 (34)

5 (170)
9 (306)
6,5 (221)
3 (102)
8 (272)
1 (136)
7 (238)
7 (238)
4 (136)

1 (34)

1 (34)

1 (34)

1 (34)

3 (102)

1 (34)

1 (34)

1 (34)

3 (102)

2 (68)

2 (68)

1 (34)
1 (34)

1 (34)

5 (170)
2 (68)

2 (68)

2 (68)

2 (68)

8 (272)

29 (989)
Итого
Часть, формируемая участниками образовательного процесса

30(1020)

34 (1190)

32 (1088)

125 (4250)

Культура безопасности жизнедеятельности
Опыты и наблюдения по физике
Введение в языкознание
Занимательное черчение
Экспериментальная физика
Экономика
Подросток и закон
Основы финансовой грамотности
Химия без взрывов
Проектная деятельность
За страницами учебника математики
Информационные технологии
Актуальные вопросы обществознания
Практическая география
Практикум по физике
Практикум по биологии
Максимальная аудиторная недельная нагрузка
при 5-дневной неделе
Максимальная аудиторная недельная нагрузка
при 6-дневной неделе

1/0 (16)
0/1 (18)

0/1 (18)

ОБЖ
Физическая
культура

2 (68)

1/0 (16)
1 (34)
0/1 (18)

1/0 (16)
0/1 (18)
0/1 (18)

1/0 (16)
0/1 (18)
1/0 (16)
0/1 (18)

1 (34)
1/0 (16)
1 (34)
1 (34)
1 (34)
1 (34)
1 (34)
1 (34)

30 (1020)

32 (1088)

–

–

–

–

36 (1224)

36 (1224)

134 (4556)*

* В учебном плане ООО на 2022-2023 учебный год исключены 5-е классы в связи с прекращением их
приема на обучение по ФГОС ООО, утв. приказом Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897. С 1 сентября
2022 года обучение в 5-х классах осуществляется в соответствии с ФГОС ООО, утв. приказом
Минпросвещения от 31.05.2021 № 287.


Наверх

сведения образовательной организации

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».