Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2» Выписка из основной общеобразовательной прораммы начального общего образования Учебный план начального общего образования на 2022-2023 учебный год (1 класс) МО г.Алапаевск. 2022 Пояснительная записка к учебному плану МАОУ СОШ № 2 начального общего образования 1. Общие положения. 1.1. Учебный план – документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и формы промежуточной аттестации обучающихся. 1.2. Нормативно-правовую основу разработки учебного плана составляют: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 286 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 N 64100) Приказ Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» Приказ Министерства просвещения РФ от 20.05.2020 № 254 «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность» Приказ Минобрнауки России от 9 июня 2016 г. № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 Примерная основная образовательная программа начального общего образования, одобренная решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию ( протокол 1/22 от 18.03.2022 г.) Устав МАОУ СОШ № 2, др. локальными нормативными актами. 1.3. Учебный план включает две части: обязательную и формируемую участниками образовательного процесса. Наполняемость обязательной части определена составом учебных предметов обязательных предметных областей; часть, формируемая участниками образовательного процесса, включает курсы, предметы, занятия, направленные на реализацию индивидуальных потребностей обучающихся, в соответствии с их запросами, и отражающие специфику ОО. Для реализации различных интересов, индивидуальных потребностей по направлениям образования и развития личности на основе результатов изучения и диагностики запросов обучающихся и их родителей (законных представителей) организуется внеурочная деятельность. Для развития потенциала одаренных и талантливых детей с участием самих обучающихся и их семей могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируется индивидуальная траектория развития обучающегося. Реализация индивидуальных учебных планов может быть организована с помощью дистанционных технологий. Содержание образования на уровне начального общего образования реализуется преимущественно за счет введения учебных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира, деятельностного подхода и индивидуализации обучения по каждому учебному предмету. Планируемые результаты в 1–4-х классах основываются на требованиях к освоению основных образовательных программ, программы формирования универсальных учебных действий, а также потребностях учащихся, родителей и общества. Личностные результаты: мотивация к обучению, осмысленное отношение к учебному процессу, ответственность при выполнении самостоятельных заданий, трудолюбие и прилежание, аккуратность и старательность, проявление инициативы, самостоятельность, умение осознавать свои индивидуальные способности для их дальнейшего развития. Предметные результаты: освоение обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыта специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, освоение системы основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира. В целях реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с образовательной программой образовательной организации осуществляется деление классов на две группы при изучении курсов иностранного языка во 2–4-х классах 1.4.Учебный план обеспечивает выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СП 2.4.3648-20 и СанПиН 1.2.3685-21, предусматривает четырехлетний нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования для 1–4-х классов (135 учебных недель). Общее количество часов учебных занятий за четыре года – 3039 часов. Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в течение учебной недели. При распределении часов учтен ступенчатый режим в 1-м классе. При этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня составляет: для 1-х классов – не превышает четырех уроков, один раз в неделю – пять уроков за счет урока физической культуры; для 2–4-х классов – не превышает пяти уроков при пятидневной учебной неделе. Учебная неделя пятидневная. Количество учебных недель: 1-е классы – 33 недели; 2–4-е классы – 34 недели. Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана образовательной организации, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, в совокупности не превышает величину недельной образовательной нагрузки, установленную СанПиН 1.2.3685-21: в 1-х классах – не более 21 часа в неделю; во 2–4-х классах – не более 23 часов в неделю. обучение осуществляется в одну смену продолжительность урока – 40 мин. 1.5..Освоение общеобразовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса общеобразовательной программы сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся. Порядок проведения промежуточной аттестации определяется локальными актами «Положение о формах, периодичности, порядке текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся в МАОУ СОШ № 2». 1. Учебный план начального общего образования 1.1. Учебный план МАОУ СОШ № 2 направлен на обеспечение личностного самоопределения обучающихся, формирование нравственной, мировоззренческой и гражданской позиции, профессиональный выбор, выявление творческих способностей учащихся, развитие способностей самостоятельного решения проблем в различных видах и сферах деятельности. 1.2. В основу формирования учебного плана МАОУ СОШ № 2 положена Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ СОШ № 2, утвержденная приказом от 01.09.2020 г. №01-10/236/25. 1.3. Учебный план МАОУ СОШ № 2 состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, включающей внеурочную деятельность. 1.4. Обязательная часть учебного плана определяет состав обязательных учебных предметов обязательных предметных областей в соответствии с ФГОС начального общего образования и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. В учебный план входят следующие обязательные предметные области: № Предметные Основные задачи реализации содержания п\п области 1 Русский язык и литературное чтение Формирование первоначальных представлений о русском языке как государственном языке Российской Федерации, как средстве общения людей разных национальностей в России и за рубежом. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности. 2 Родной язык и литературное чтение на родном языке Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи на родном языке, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на родном языке 3 Иностранный язык Формирование дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы, формирование начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности на иностранном языке. 4 Математика и информатика Развитие математической речи, логического и алгоритмического мышления, воображения, обеспечение первоначальных представлений о компьютерной грамотности 5 Обществознание и естествознание (Окружающий мир) Формирование уважительного отношения к семье, населенному пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни. Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем. Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме 6 Основы религиозных культур и светской этики Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию. Формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России 7 Искусство Развитие способностей к художественно- образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру 8 Технология Формирование опыта как основы обучения и познания, осуществление поисково-аналитической деятельности для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении других учебных предметов, формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности 9 Физическая культура Укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению, формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры. Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни Образовательная программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (предметная область «Основы религиозных культур и светской этики») (далее - ОРКСЭ) реализуется в 4-х классах в течение всего учебного года. Особенности изучения учебного предмета регламентируются ст.87 ФЗ-273. Выбор одного из шести модулей (основы исламской культуры, основы иудейской культуры, основы буддийской культуры, основы мировых религиозных культур, основы православной культуры, основы светской этики) осуществляется родителями (законными представителями) обучающихся с учетом мнения обучающихся. Часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений (далее - ФЧ УП НОО), определяющую содержание образования, которое обеспечивает реализацию интересов и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), приоритетные направления образовательной деятельности ОО в соответствии с целевыми ориентирами и задачами реализации ООП НОО, составляющую 20% УП НОО. Время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, может быть использовано: на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части; на введение учебных курсов, обеспечивающих различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные. В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся было проведено анкетирование, в котором приняло участие 96% родителей и законных представителей обучающихся начальной школы. Анализ анкет представлен в диаграммах. Рейтинг предпочитаемых предметов учебного плана, формируемого участниками образовательного процесса. 80% 70% 60% 50% русский язык 40% математика литература 30% ин.яз. 20% 10% 0% 2-е классы 3-и классы 4-е классы Таким образом, общее количество часов учебного плана, формируемое участниками образовательного процесса, использовано на учебные занятия для углубления отдельных обязательных учебных предметов ( математика) и на учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся: «Мир информатики» (2, 3, 4 классы). Курс отражает особенности школы, работающей над развитием информационной компетентности; «Развитие познавательных способностей» (2 класс). Данный курс направлен на развитие логики. Предметные области Учебный план начального общего образования (5-дневная неделя) Учебные предметы Количество часов в неделю классы II III IV I Всего Обязательная часть Русский язык и литературное чтение Родной язык и литературн ое чтение на родном языке Русский язык 5 5 5 5 20 Литературное чтение 4 4 4 4 16 Родной Язык (русский) - - - - - Литературное чтение на родном языке (русский) - - - - - Иностранный язык Математика и информатика Обществознание и естествознание Иностранный язык (английский) – 2 2 2 6 4 4 4 4 16 2 2 2 2 8 Математика Окружающий мир Основы религиозных культур и светской этики Основы религиозных культур и светской этики – – – 1 1 Музыка 1 1 1 1 4 Искусство Изобразительное искусство 1 1 1 1 4 Технология Физическая культура Технология 1 1 1 1 4 Физическая культура 2 2 2 2 8 20 22 22 23 87 1 1 1 21 23 23 Итого Часть, формируемая участниками образовательных отношений Максимально допустимая недельная нагрузка 3 23 90 План внеурочной деятельности. Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся. Направления внеурочной деятельности определены через анкетирование родителей и законных представителей обучающихся начальной школы. Анализ анкет представлен в диаграммах. Рейтинг предпочитаемых направлений внеурочной деятельности. 80 70 60 общекультурное направление 50 спортивно-оздоровительное направление 40 общеинтеллектуальное направление 30 духовно-нравственное направление 20 социальное направление 10 0 2-е классы 3-и классы 4-е классы Таким образом, предпочитаемым направлением во всех параллелях является общеинтеллектуальное направление, что должно найти отражение в части учебного плана, касающемся внеурочной деятельности. 1. Спортивно-оздоровительное направление реализуется через программы "Советы докторов здоровья", "Подвижные игры". Цель: формирование принципов здорового образа жизни, укрепление здоровья, развитие двигательных способностей. Повышенная двигательная активность- биологическая потребность развивающегося организма, от степени удовлетворения которой зависит здоровье детей, не только физическое, но и психологическое. 2. Художественно-эстетическое направление представлено кружками «Умелые руки», «Юный художник», «Пластилинография». Целью является раскрытие новых способностей обучающихся в области творчества, развитие умения видеть жизнь глазами творческого человека. Занятия проводятся в форме игровых занятий, бесед, конкурсов, выставок. 3. Общеинтеллектуальное направление представлено кружками «Книгочеи», «Умники и умницы», «Занимательный русский язык», «Основы смыслового чтения», «Фанкластик». Кружок «Умники и умницы» ориентированы на развитие у детей интуиции, пространственного и логического мышления, формирование у них конструктивно-геометрических умений и навыков, способности читать и понимать графическую информацию, а также комментировать её. Формы организации занятий разнообразны: логические игры, решение головоломок, тематические праздники, викторины, конкурсы по математической смекалкеи др. Формированию читательской культуры, расширению кругозора учащихся способствуют занятия в рамках курсов «Основы смыслового чтения», и «Книгочеи». Используются различные формы организации занятий: литературные игры и викторины, решение литературных кроссвордов, праздники, конкурсы. Развитию интереса к русскому языку способствуют занятия в кружке «Занимательный русский язык». Занятия в кружке «Фанкластик» способствуют развитию у детей пространственного и логического мышления, формированию конструктивно-геометрических умений и навыков. 4. Духовно-нравственное направление осуществляется в кружке «Мой край». Программа данного кружка направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности. Гражданскопатриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны. Работа данного кружка осуществляется в форме бесед, сообщений, экскурсий в краеведческий музей, тематических праздников, просмотра видеофильмов и др. 5. Социальное направление реализуется через курсы «Мир деятельности», «Проектная деятельность», «Финансовая грамотность». Ведущей идеей программы «Проектная деятельность» является поиск средств и способов такой организации учебного процесса, в ходе которого произойдёт освоение механизма самостоятельного поиска и обработки новых знаний даже в повседневной практике взаимодействия с миром. Комплексная образовательная программа «Мир деятельности» позволяет развивать деятельностные компетенции, направлена на развитие познавательного интереса учащихся. Кроме развития познавательной сферы ребёнка, на занятиях также формируются исследовательские, проектные умения и когнитивные способности. Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений. 1А 1Б Внеурочная деятельность 2022-2023 Направления на звание курсов Умелые руки Художествен Пластилинография ноЮный художник эстетическое СпортивноСоветы докторов оздоровитель здоровья ное Подвижные игры Книгочеи Умники и умницы Занимательный Общеинтелле русский язык ктуальное Фанкластик Духовнонравственное Социальное Всего часов 1 1Г 2А 2Б 2В 2Г 3А 3Б 3В 3Г 4А 4Б 4В 4Г 4 4 4 4 4 4 4 5 5 5 5 1 1 1 1 1 1 1 Основы смыслового чтенияи работа с текстом Мой край Разговоры о важном Проектная деятельность 1В 1 1 1 1 1 1 Мир деятельности Финансовая грамотность Психологичес кая азбука 1 4 2 4 4 4