УП НОО на 2022-2023 учебный год (1 кл)

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2»

Выписка
из основной общеобразовательной прораммы начального общего образования

Учебный план
начального общего образования
на 2022-2023 учебный год

(1 класс)

МО г.Алапаевск. 2022

Пояснительная записка к учебному плану МАОУ СОШ № 2
начального общего образования
1. Общие положения.
1.1. Учебный план – документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и
распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики,
иных видов учебной деятельности и формы промежуточной аттестации обучающихся.
1.2. Нормативно-правовую основу разработки учебного плана составляют:
 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования,
утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г.
№ 373.
 Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 286 "Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России
05.07.2021 N 64100)

 Приказ Министерства просвещения РФ от 22 марта 2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка
организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования»
 Приказ Министерства просвещения РФ от 20.05.2020 № 254 «Об утверждении федерального
перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную
аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего
общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность»
 Приказ Минобрнауки России от 9 июня 2016 г. № 699 «Об утверждении перечня организаций,
осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при
реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального
общего, основного общего, среднего общего образования»
 Санитарные правила СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28
 Санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к
обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»,
утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021
 Примерная основная образовательная программа начального общего образования, одобренная
решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию ( протокол
1/22 от 18.03.2022 г.)

 Устав МАОУ СОШ № 2, др. локальными нормативными актами.
1.3. Учебный план включает две части: обязательную и формируемую участниками образовательного
процесса. Наполняемость обязательной части определена составом учебных предметов обязательных
предметных областей; часть, формируемая участниками образовательного процесса, включает курсы,
предметы, занятия, направленные на реализацию индивидуальных потребностей обучающихся, в
соответствии с их запросами, и отражающие специфику ОО.
Для реализации различных интересов, индивидуальных потребностей по направлениям образования и
развития личности на основе результатов изучения и диагностики запросов обучающихся и их родителей
(законных представителей) организуется внеурочная деятельность.
Для развития потенциала одаренных и талантливых детей с участием самих обучающихся и их семей
могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируется индивидуальная
траектория развития обучающегося. Реализация индивидуальных учебных планов может быть
организована с помощью дистанционных технологий.
Содержание
образования
на
уровне
начального
общего
образования
реализуется
преимущественно за счет введения учебных курсов, обеспечивающих целостное восприятие мира,
деятельностного подхода и индивидуализации обучения по каждому учебному предмету.
Планируемые результаты в 1–4-х классах основываются на требованиях к освоению основных

образовательных программ, программы формирования универсальных учебных действий, а также
потребностях учащихся, родителей и общества.
Личностные результаты: мотивация к обучению, осмысленное отношение к учебному процессу,
ответственность при выполнении самостоятельных заданий, трудолюбие и прилежание, аккуратность и
старательность, проявление инициативы, самостоятельность, умение осознавать свои индивидуальные
способности для их дальнейшего развития.
Предметные результаты: освоение обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыта
специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его
преобразованию и применению, освоение системы основополагающих элементов научного знания,
лежащих в основе современной научной картины мира.
В целях реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с образовательной
программой образовательной организации осуществляется деление классов на две группы при
изучении курсов иностранного языка во 2–4-х классах
1.4.Учебный план обеспечивает выполнение гигиенических требований к режиму образовательного
процесса, установленных СП 2.4.3648-20 и СанПиН 1.2.3685-21, предусматривает четырехлетний
нормативный срок освоения образовательных программ начального общего образования для 1–4-х
классов (135 учебных недель). Общее количество часов учебных занятий за четыре года – 3039 часов.
Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в течение учебной недели. При
распределении часов учтен ступенчатый режим в 1-м классе. При этом объем максимально допустимой
нагрузки в течение дня составляет:
 для 1-х классов – не превышает четырех уроков, один раз в неделю – пять уроков за счет урока
физической культуры;
 для 2–4-х классов – не превышает пяти уроков при пятидневной учебной неделе.
Учебная неделя пятидневная. Количество учебных недель:
 1-е классы – 33 недели;
 2–4-е классы – 34 недели.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана образовательной организации,
состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, в
совокупности не превышает величину недельной образовательной нагрузки, установленную СанПиН
1.2.3685-21:
 в 1-х классах – не более 21 часа в неделю;
 во 2–4-х классах – не более 23 часов в неделю.
 обучение осуществляется в одну смену
 продолжительность урока – 40 мин.
1.5..Освоение общеобразовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема
учебного предмета, курса общеобразовательной программы сопровождается промежуточной
аттестацией обучающихся. Порядок проведения промежуточной аттестации определяется
локальными актами «Положение о формах, периодичности, порядке текущего контроля и
промежуточной аттестации обучающихся в МАОУ СОШ № 2».

1. Учебный план начального общего образования
1.1. Учебный план МАОУ СОШ № 2 направлен на обеспечение личностного самоопределения
обучающихся, формирование нравственной, мировоззренческой и гражданской позиции,
профессиональный выбор, выявление творческих способностей учащихся, развитие способностей
самостоятельного решения проблем в различных видах и сферах деятельности.
1.2. В основу формирования учебного плана МАОУ СОШ № 2
положена
Основная
образовательная программа начального общего образования МАОУ СОШ № 2, утвержденная
приказом от 01.09.2020 г. №01-10/236/25.
1.3. Учебный план МАОУ СОШ № 2 состоит из двух частей – обязательной части и части,
формируемой участниками образовательного процесса, включающей внеурочную деятельность.
1.4. Обязательная часть учебного плана определяет состав обязательных учебных предметов
обязательных предметных областей в соответствии с ФГОС начального общего образования и
учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
В учебный план входят следующие обязательные предметные области:
№
Предметные
Основные задачи реализации содержания
п\п области
1

Русский язык и
литературное чтение

Формирование первоначальных представлений о русском
языке как государственном языке Российской Федерации,
как средстве общения людей разных национальностей в
России и за рубежом. Развитие диалогической и
монологической устной и письменной речи,
коммуникативных умений, нравственных и эстетических
чувств, способностей к творческой деятельности.

2

Родной
язык и
литературное чтение
на родном
языке

Формирование первоначальных представлений о
единстве и многообразии языкового и культурного
пространства России, о языке как основе национального
самосознания. Развитие диалогической и монологической
устной и письменной речи на родном языке,
коммуникативных умений, нравственных и эстетических
чувств, способностей к творческой деятельности на
родном языке

3

Иностранный язык

Формирование дружелюбного отношения и толерантности
к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью
своих сверстников в других странах, с детским
фольклором и доступными образцами детской
художественной литературы, формирование начальных
навыков общения в устной и письменной форме с
носителями иностранного языка, коммуникативных
умений, нравственных и эстетических чувств,
способностей к творческой деятельности на иностранном
языке.

4

Математика и
информатика

Развитие математической речи, логического и
алгоритмического мышления, воображения, обеспечение
первоначальных представлений о компьютерной
грамотности

5

Обществознание и
естествознание
(Окружающий мир)

Формирование уважительного отношения к семье,
населенному пункту, региону, России, истории, культуре,
природе нашей страны, ее современной жизни. Осознание
ценности, целостности и многообразия окружающего
мира, своего места в нем. Формирование модели
безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в
различных опасных и чрезвычайных ситуациях.
Формирование психологической культуры и компетенции
для обеспечения эффективного и безопасного
взаимодействия в социуме

6

Основы религиозных
культур и светской
этики

Воспитание способности к духовному развитию,
нравственному
самосовершенствованию.
Формирование первоначальных представлений о светской
этике, об отечественных традиционных религиях,
их роли в культуре, истории и
современности России

7

Искусство

Развитие способностей к художественно- образному,
эмоционально-ценностному восприятию произведений
изобразительного и музыкального искусства, выражению
в творческих работах своего отношения к окружающему
миру

8

Технология

Формирование опыта как основы обучения и познания,
осуществление поисково-аналитической деятельности
для
практического
решения
прикладных задач с использованием знаний,
полученных при изучении других учебных предметов,
формирование первоначального опыта практической
преобразовательной деятельности

9

Физическая культура

Укрепление здоровья, содействие гармоничному
физическому, нравственному и социальному развитию,
успешному обучению, формирование первоначальных
умений саморегуляции средствами физической культуры.
Формирование установки на сохранение и укрепление
здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни

Образовательная программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской
этики» (предметная область «Основы религиозных культур и светской этики») (далее - ОРКСЭ)
реализуется в 4-х классах в течение всего учебного года. Особенности изучения учебного
предмета регламентируются ст.87 ФЗ-273. Выбор одного из шести модулей (основы исламской
культуры, основы иудейской культуры, основы буддийской культуры, основы мировых
религиозных культур, основы православной культуры, основы светской этики) осуществляется
родителями (законными представителями) обучающихся с учетом мнения обучающихся.
Часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений (далее - ФЧ
УП НОО), определяющую содержание образования, которое обеспечивает реализацию интересов
и потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), приоритетные
направления образовательной деятельности ОО в соответствии с целевыми ориентирами и
задачами реализации ООП НОО, составляющую 20% УП НОО.
Время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки
обучающихся, может быть использовано: на увеличение учебных часов, отводимых на изучение
отдельных учебных предметов обязательной части; на введение учебных курсов,
обеспечивающих различные интересы обучающихся, в том числе этнокультурные.
В целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся было проведено
анкетирование, в котором приняло участие 96% родителей и законных представителей
обучающихся начальной школы. Анализ анкет представлен в диаграммах.
Рейтинг предпочитаемых предметов учебного плана, формируемого участниками
образовательного процесса.

80%
70%
60%
50%

русский язык

40%

математика
литература

30%

ин.яз.

20%
10%
0%
2-е классы

3-и классы

4-е классы

Таким образом, общее количество часов учебного плана, формируемое участниками
образовательного процесса, использовано на учебные занятия для углубления отдельных
обязательных учебных предметов ( математика) и на учебные занятия, обеспечивающие
различные интересы обучающихся: «Мир информатики» (2, 3, 4 классы). Курс отражает
особенности школы, работающей над развитием информационной компетентности;
«Развитие познавательных способностей» (2 класс). Данный курс направлен на развитие логики.

Предметные
области

Учебный план
начального общего образования (5-дневная неделя)
Учебные предметы
Количество часов в неделю
классы
II
III
IV
I

Всего

Обязательная часть

Русский язык и
литературное
чтение
Родной
язык и
литературн
ое чтение
на родном
языке

Русский язык

5

5

5

5

20

Литературное чтение

4

4

4

4

16

Родной Язык
(русский)

-

-

-

-

-

Литературное чтение
на родном языке
(русский)

-

-

-

-

-

Иностранный
язык
Математика и
информатика
Обществознание
и
естествознание

Иностранный язык
(английский)

–

2

2

2

6

4

4

4

4

16

2

2

2

2

8

Математика

Окружающий мир

Основы
религиозных
культур и
светской этики

Основы религиозных
культур и светской
этики

–

–

–

1

1

Музыка

1

1

1

1

4

Искусство

Изобразительное
искусство

1

1

1

1

4

Технология
Физическая
культура

Технология

1

1

1

1

4

Физическая культура

2

2

2

2

8

20

22

22

23

87

1

1

1

21

23

23

Итого
Часть, формируемая участниками
образовательных отношений
Максимально допустимая недельная
нагрузка

3
23

90

План внеурочной деятельности.
Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении
максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся.
Направления внеурочной деятельности определены через анкетирование родителей и
законных представителей обучающихся начальной школы. Анализ анкет представлен в
диаграммах.
Рейтинг предпочитаемых направлений внеурочной деятельности.

80
70
60

общекультурное направление

50

спортивно-оздоровительное
направление

40

общеинтеллектуальное
направление

30

духовно-нравственное
направление

20

социальное направление

10
0
2-е классы

3-и классы

4-е классы

Таким образом, предпочитаемым направлением во всех параллелях является
общеинтеллектуальное направление, что должно найти отражение в части учебного плана,
касающемся внеурочной деятельности.
1. Спортивно-оздоровительное направление реализуется через программы "Советы докторов
здоровья", "Подвижные игры". Цель: формирование принципов здорового образа жизни,
укрепление здоровья, развитие двигательных способностей. Повышенная двигательная
активность- биологическая потребность развивающегося организма, от степени
удовлетворения которой зависит здоровье детей, не только физическое, но и
психологическое.
2. Художественно-эстетическое направление представлено кружками
«Умелые руки», «Юный художник», «Пластилинография». Целью является раскрытие
новых способностей обучающихся в области творчества, развитие умения видеть жизнь глазами
творческого человека. Занятия проводятся в форме игровых занятий, бесед, конкурсов, выставок.
3. Общеинтеллектуальное направление представлено кружками «Книгочеи», «Умники и
умницы», «Занимательный русский язык», «Основы смыслового чтения», «Фанкластик».
Кружок «Умники и умницы» ориентированы на развитие у детей интуиции, пространственного и
логического мышления, формирование у них конструктивно-геометрических умений и навыков,
способности читать и понимать графическую информацию, а также комментировать её. Формы
организации занятий разнообразны: логические игры, решение головоломок, тематические

праздники, викторины, конкурсы по математической смекалкеи др.
Формированию читательской культуры, расширению кругозора учащихся способствуют занятия
в рамках курсов «Основы смыслового чтения»,
и «Книгочеи». Используются различные формы организации занятий: литературные игры и
викторины, решение литературных кроссвордов, праздники, конкурсы.
Развитию интереса к русскому языку способствуют занятия в кружке
«Занимательный русский язык».
Занятия в кружке «Фанкластик» способствуют развитию у детей пространственного и логического
мышления, формированию конструктивно-геометрических умений и навыков.
4. Духовно-нравственное направление осуществляется в кружке «Мой край». Программа данного

кружка направлена на воспитание патриотизма и формирование гражданственности. Гражданскопатриотическое воспитание способствует становлению и развитию личности, обладающей
качествами гражданина и патриота своей страны. Работа данного кружка осуществляется в форме
бесед, сообщений, экскурсий в краеведческий музей, тематических праздников, просмотра
видеофильмов и др.
5. Социальное направление реализуется через курсы «Мир деятельности», «Проектная

деятельность», «Финансовая грамотность».
Ведущей идеей программы «Проектная деятельность» является поиск средств и способов такой
организации учебного процесса, в ходе которого произойдёт освоение механизма
самостоятельного поиска и обработки новых знаний даже в повседневной практике
взаимодействия с миром.
Комплексная образовательная программа «Мир деятельности» позволяет развивать
деятельностные компетенции, направлена на развитие познавательного интереса учащихся.
Кроме развития познавательной сферы ребёнка, на занятиях также формируются
исследовательские, проектные умения и когнитивные способности.
Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа
мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических
отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения
элементарных вопросов в области экономики семьи. Учебные материалы и задания подобраны в
соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания,
игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки
работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления
информации и публичных выступлений.

1А 1Б

Внеурочная деятельность
2022-2023
Направления на звание курсов
Умелые руки
Художествен
Пластилинография
ноЮный художник
эстетическое
СпортивноСоветы докторов
оздоровитель
здоровья
ное
Подвижные игры
Книгочеи
Умники и умницы
Занимательный
Общеинтелле
русский язык
ктуальное
Фанкластик

Духовнонравственное

Социальное

Всего часов

1

1Г

2А

2Б

2В

2Г

3А

3Б

3В

3Г

4А

4Б

4В

4Г

4

4

4

4

4

4

4

5

5

5

5

1

1
1
1

1
1

1

Основы
смыслового чтенияи
работа с текстом
Мой край
Разговоры о
важном
Проектная
деятельность

1В

1

1

1

1

1

1

Мир деятельности
Финансовая
грамотность
Психологичес
кая азбука

1

4

2

4

4

4


Наверх

сведения образовательной организации

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».