Программа патриотического воспитания 2018-2023г.г.

Программа
по патриотическому воспитанию
детей и подростков

МАОУ« Средняя общеобразовательная
школа № 2» МО город Алапаевск
на 2018-2023 г.г.

«Растим патриотов
России»

СОДЕРЖАНИЕ
1

РАЗДЕЛ 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
РАЗДЕЛ 2. ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 3. ПРОГРАММА ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ
И ПОДРОСТКОВ «РАСТИМ ПАТРИОТОВ РОССИИ» В МАОУ СОШ № 2 НА
2018-2013г.г.

РАЗДЕЛ 1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
2

Наименование
долгосрочной
целевой программы
(далее – программа)

Долгосрочная целевая программа по патриотическому
воспитанию
«Растим
патриотов
России»
в
Муниципальном автономном общеобразовательном
учреждении «Средняя общеобразовательная школа №
2» МО город Алапаевск на 2018-2013 годы

Основания для
разработки
программы

Постановление Правительства Свердловской области
«Об
утверждении Стратегии патриотического
воспитания граждан в Свердловской области до
2025 года»:

Заказчик

Исполнители
программы
Срок реализации
программы
Цель программы

развитие системы патриотического воспитания
граждан;
формирование у граждан патриотического сознания,
верности Отечеству, готовности к выполнению
конституционных обязанностей;
гармонизация
межнациональных
и
межконфессиональных отношений, профилактика
экстремизма и укрепление толерантности; поддержка
казачества на территории Свердловской области
Учредитель: Глава МО город Алапаевск, родители и
обучающиеся
как
участники
образовательной
деятельности
Администрация,
педагоги
и
работники
Муниципального автономного общеобразовательного
учреждения «Средняя общеобразовательная школа №
2» МО город Алапаевск
2018 - 2023 гг.
Создание
условий
для
организационнометодического обеспечения нового этапа развития
системы
патриотического
воспитания
в
формировании нового образа патриотизма граждан,
сочетающего
традиционные
ценности
принадлежности к культурно-историческим корням
своего народа, своей семьи, готовности к военному и
трудовому
служению,
гармонизации
межнациональных
и
межконфессиональных
отношений, со стремлением развивать себя и свою
малую родину, принятием позитивных ценностей
общемирового развития,
нацеленностью на
продвижение своей малой родины на высокие
общероссийские и мировые позиции

3

Основные задачи
программы

Основные разделы

1)развитие
историко-патриотического
направления воспитания граждан на основе
актуализации ценности культурно-краеведческих
знаний, формирования умения их передачи и обмена
в межкультурном взаимодействии и диалоге;
2)развитие
гражданских
направлений
патриотического воспитания на основе актуализации
гражданского
самосознания,
осознания
своей
субъективной роли в построении гражданского
общества, в продвижении уникальных ценностей
своей малой родины;
3)развитие военно-патриотического направления
воспитания граждан на основе интеграции долга
военного
служения,
традиционных
духовнонравственных ценностей;
4)развитие
культурно-патриотического
направления воспитания граждан на основе
актуализации знаний о богатейших культурных
традициях России и Свердловской области,
к
осознанию единства и, одновременно, многообразия и
преемственности
культурных
традиций,
их
безусловной ценности для развития современной
культурной и общественно-государственной жизни;
5)развитие
спортивно-патриотического
направления воспитания граждан на основе
формирования позитивной мотивации к занятиям
физической культуры и спортом всеми участниками
проекта путем целенаправленного внедрения сдачи
ГТО в систему спортивно-массовой и физкультурнооздоровительной
работы
образовательной
организации;
6)развитие
социально-патриотического
направления воспитания граждан на основе
формирования
духовно
богатого,
социально
активного
гражданина-патриота,
социально
адаптированного и социально защищённого в
современной социокультурной ситуации, знающего
историю и культуру родного края, сочетающего в себе
высокие
нравственные
качества,
творческую
активность и гражданственность;
7)формирование
и
развитие
экономикопатриотического направления воспитания граждан на
основе расширения системы профессионального
образования,
изучения
новых
экономических
ценностей сохранения и развития своей малой
родины.
1. Паспорт долгосрочной целевой программы
4

программы

Ожидаемые
результаты от
реализации
программы

Основные
направления
программы

Организация и
контроль за
выполнением
программы

2. Введение
3. Информационная справка о Муниципальном
автономном общеобразовательном учреждении
«Средняя общеобразовательная школа № 2»
4. Аналитическое обоснование программы
5. Программа по патриотическому воспитанию детей
и подростков «Растим патриотов России»
в
МАОУ СОШ № 2 на 2018-2023 годы
1.Увеличение до девяноста процентов численности
обучающихся школы, участвующих в мероприятиях
различного уровня по патриотическому воспитанию;
2.Обеспечение
100 процентов педагогических
работников,
прошедших
повышения
уровня
квалификации
по
вопросам
патриотического
воспитания;
3.98,5 процентов
выполненных мероприятий по
патриотическому воспитанию по программе;
4. Увеличение до пятидесяти процентов численности
обучающихся школы, участвующих в
клубах
«Патриоты Отечества», «Краевед», волонтерских
отрядах, Совете Актива, Совете командиров;
5.Пополнение на 97 процентов от запланированного
материально-технической базы по патриотическому
воспитанию;
6.Анализ мониторинга реализации программы по
патриотическому воспитанию ежегодно.
1.Историко-патриотическое направление
2.Гражданско – патриотическое направление
3.Военно - патриотическое направление
4.Культурно - патриотическое направление
5.Спортивно – патриотическое направление
6.Социально-патриотическое направление
7.Экономико-патриотическое направление
Контроль за выполнением программы осуществляют:
1.Орган местного самоуправления, уполномоченный в
сфере образования - Управление образования МО
город Алапаевск
2. Администрация МО город Алапаевск
Отчетный период устанавливается – ежегодно 20182023 гг.

РАЗДЕЛ 2. ВВЕДЕНИЕ
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда было одной из
5

важнейших задач современной школы. Патриотизм – одна из главных черт
всесторонне развитой личности и отличительное качество граждан России во все
времена. Вместе с тем, воспитание патриотизма – это неустанная работа по
формированию у школьника чувства гордости за свою Родину и свой народ,
уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.
Настоящая программа является документом, приводящим в соответствие основные
направления развития МАОУ СОШ № 2 с современными тенденциями развития
российского образования и отвечающим на образовательные запросы и
потребности населения МО город Алапаевск.
Программа
разработана в
соответствии с Постановлением
Правительства Свердловской области «Об
утверждении Стратегии патриотического воспитания граждан в Свердловской
области до 2025 года», Государственной программой Свердловской области
«Развитие системы образования в Свердловской области до 2025 года»,
муниципальными программами по
патриотическому
воспитанию. Программа
определяет содержание, основные направления развития патриотического воспитания
в школе и направлена на воспитание патриотизма, формирование гражданственности и
ориентирована на повышение статуса патриотического воспитания.
Основная цель программы – создание условий
для организационнометодического обеспечения нового этапа развития системы патриотического
воспитания в формировании нового образа патриотизма граждан, сочетающего
традиционные ценности принадлежности к культурно-историческим корням своего
народа, своей семьи, готовности к военному и трудовому служению, гармонизации
межнациональных и межконфессиональных отношений, со стремлением развивать
себя и свою малую родину, принятием позитивных ценностей общемирового
развития, нацеленностью на продвижение своей малой родины на высокие
общероссийские и мировые позиции.
Программа представляет собой определенную систему содержания, форм,
методов и приемов педагогических воздействий. Она опирается на принципы
социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаимодействия
личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и
воспитательной среды. Главное в программе — системный подход к формированию
гражданской позиции обучающегося, создание условий для его самопознания и
самовоспитания. При этом важно оптимально использовать педагогический
потенциал социального окружения, помочь обучающимся освоить общественноисторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой
индивидуальный опыт жизнедеятельности. Программа патриотического воспитания
имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.
Запланированные количественные и качественные показатели реализации
программы отражают предполагаемые существенные изменения в образовательной
и воспитательной деятельности МАОУ СОШ № 2. Программа по патриотическому
воспитанию «Растим патриотов России» представлена на педагогическом совете
(январь 2018г.), адресована руководящим и педагогическим работникам школы, а
также представителям родительской общественности.
РАЗДЕЛ 3. ПРОГРАММА ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
«РАСТИМ ПАТРИОТОВ РОССИИ»
6

Актуальность проблемы патриотического воспитания
В современных условиях политического и социально-экономического уклада
жизни общества система школьного воспитания претерпевает значительные
изменения: ослабевают внутрисемейные связи, снижается влияние старшего
поколения на детей, ухудшается уровень жизни многих слоев населения, идет
переориентация на иные, чем раньше ценности. И новые идеологические
установки приводят к изменению современной школы. Эти изменения требуют
нового подхода в формировании патриотического и гражданского сознания
учащихся. Развивающемуся обществу нужны не только современно образованные,
нравственные, предприимчивые люди, которые самостоятельно могут принимать
решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способы к
сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью,
но и горячо любящие свою Родину, свой родной край, людей, живущих рядом,
способные защищать Отчизну от посягательств чуждых сил на её свободу.
Поэтому на сегодня главная проблема заключается в создании современной
системы
патриотического воспитания молодого поколения, способного
обеспечить целенаправленное воздействие на юных граждан для возрождения,
сохранения, формирования в новых условиях преданности чувства любви к
Отечеству, озабоченности судьбой своей страны, готовности исполнить
конституционный долг во имя интересов народа, общества, государства,
уверенности в великом будущем России.
Всё это свидетельствует об актуальности патриотического воспитания
подрастающего поколения, о необходимости работы, направленной на решение целого
комплекса проблем воспитания патриота и гражданина. Цель данной Программы
охватывает всю педагогическую деятельность, пронизывает все структуры, интегрируя
учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся.
Мы живем в удивительном крае, удивительном месте – Урал. Красивейшие реки
и озера, береговые камни - исполины, сказочные лабиринты пещер, леса хранители уральской природы. Здесь многие из нас родились, научились ходить,
читать, писать, видеть, говорить. Это наше Отечество. И зовем мы его Россия, Урал.
Узнать о месте, где мы живем, познакомиться и принять участие в возрождении
народных традиций, обычаев, ремесел, сформировать национальное самосознание,
изучить духовные ценности народонаселения Урала, узнать, чем живет наша Родина,
сегодня помогает программа «Растим патриотов России». Необходимость создания
комплексной программы патриотического воспитания обучающихся обуславливается
также вследствие утраты патриотических чувств у подавляющего большинства детей и
молодежи, в связи с необъективной оценкой истории страны, края, пересмотром
ценностных ориентаций, разрушением идеалов чувства Родины. Вместе с тем, рост
нестабильности политической и социально- экономической ситуации, возникновение
очагов национальной вражды в форме вооруженных конфликтов требуют от молодого
поколения высокого патриотизма, обостренного чувства долга и готовности защищать
Родину, быть патриотом в мирное время. Программа «Растим патриотов России» будет
способствовать постепенному изменению в общественном сознании распространенного
равнодушия, немотивированной агрессивности, направлять воспитание уважительного
отношения к государству.
В настоящее время заметно активизировалась воспитательная работа по
патриотическому воспитанию, как важнейшему фактору формирования патриотизма.
7

Обучающиеся не только занимаются поисковой работой, но и приводят памятники и
обелиски в надлежавший вид, помогают ветеранам. Поэтому проблема создания
системы патриотического воспитания у современной молодежи является
своевременной и необходимой. Школьные годы по праву считают самым
динамичным, интенсивным периодом развития личности. За 11 лет происходят
коренные изменения в физическом, психическом и социальном развитии человека.
Это период перехода от детства к фактической взрослости, к материальной и
духовной самостоятельности во всех сферах жизни и деятельности. Поэтому так
важно уделять особое внимание воспитанию Гражданина и Патриота в школьный
период жизни. Прошедшие годы показали, что в школе уже есть определенный
опыт системной работы по патриотическому воспитанию обучающихся.
Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения
страны в области науки, культуры, спорта еще сохранили качество нравственных
идеалов, что создает реальные предпосылки для разработки системы деятельности
по патриотическому воспитанию учащихся, с учетом сложившихся к настоящему
времени тенденций, указывает на необходимость более активного и
разнообразного применения
средств и форм деятельности патриотической
направленности. Решение
же
этих
вопросов
напрямую
связано
с
назревшими
к сегодняшнему времени следующими актуальными
противоречиями:
необходимость более глубокого и всестороннего анализа сущности,
содержания, структуры российского патриотизма и недостаточность научных,
научно-методических работ по этому направлению;
- обострение противоречий между потенциалом патриотизма современной
молодежи и неэффективности его реализации в условиях современной
общественной жизни;
необходимость улучшения деятельности по воспитанию патриотизма у
школьников с учетом их особенностей и интересов, происходящих в обществе
изменений, технологий патриотического и гражданского воспитания;
усиление противоречия между сложившейся традиционной системой
внеклассной работы по патриотическому воспитанию и необходимостью перехода
к разработке личностно-ориентированных воспитательных технологий, к идеям
гуманистической воспитательной концепции.
Обновление
содержания
патриотического
воспитания
дело
государственной важности и осуществляться оно должно как в учебном, так и
воспитательном
процессе.
Большие
потенциальные
возможности
для
формирования качеств будущих патриотов, для осознания героической роли
России, русского народа открываются при изучении истории, обществознания,
литературы,
мировой
художественной
культуры,
основ
безопасности
жизнедеятельности и других предметов учебного плана образовательных
организаций. Активные формы внеклассной работы, такие как участие, в Акциях
Милосердия, торжествах, посвящённых памятным датам, чествовании людей
труда и боевой славы, поисковая работа, оказание шефской помощи нуждающимся
в ней, проведение патриотических мероприятий будут способствовать воспитанию
Гражданина Мира, любящего свою Родину, способного противостоять чуждым
идеологиям.
8

Программа призвана обеспечить ценностно-смысловую определенность
нравственного и гражданского патриотического воспитания. Программа позволяет
всем, кто работает с детьми самого разного возраста, понять феномен
«воспитательное пространство», сконструировать и смоделировать воспитательное
пространство личности, развернуть его в социальном пространстве школы.
Ведущая идея Программы
Важнейшим основанием для разработки Программы, явилось то, что
педагогический коллектив школы, используя многолетний опыт по
патриотическому воспитанию подрастающего поколения, опираясь на целевые
программы духовного и физического оздоровления населения Свердловской
области, достиг определённых успехов в данном направлении.
В течение ряда лет в школе работают волонтерские отряды,краеведческий
кружок, два отряда патриотической направленности. В результате кропотливой
работы собран богатый материал, знакомящий с жизнью выдающихся полководцев
и политических деятелей, материалы о земляках - участниках Великой
Отечественной войны, погибших в Афганистане и Чеченской республике при
выполнении боевых действий. Обучающиеся принимают участие в творческих
конкурсах разных уровней гражданской и патриотической направленности. Их
работы пронизаны искренне благодарностью героическим предкам за мирную
жизнь, уважением к историческому прошлому страны, любовью к своей малой
родине. Одной из форм работы по военно-патриотическому воспитанию
обучающихся является организация шефской помощи ветеранам Великой
Отечественной войны, вдовам погибших, труженикам тыла. В микрорайоне
школы их проживает 154 человека. Они регулярно бывают в школе, проводят
работу по пропаганде славных воинских традиций нашей Родины. Патриотизм
формируется и через показ роли героических профессий, таких как военный,
пожарный, спасатель, милиционер и т.д. Регулярно и успешно проводится в
школе работа отряда Юных инспекторов дорожного движения и Юных пожарных,
в ходе которой обучающиеся на практике знакомятся с героическим профессиями.
Формированию гражданской позиции способствует связь с учреждениями
дополнительного образования патриотического воспитания «Отечество».
Гражданское и патриотическое воспитание в ОУ - систематическая и
целенаправленная деятельность педагогического коллектива по формированию у
обучающихся
высокого патриотического сознания, чувства верности своей
Родине, готовности к выполнению гражданского долга.
Исходя из этого, программа будет реализовываться в следующих аспектах.

Организационный аспект
Система патриотического воспитания предусматривает формирование и
развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма,
готовности к проявлению конституционного и воинского долга через:
9

Деятельность
органов
самоуправления

Работа органов детского
самоуправления:
«Совет Актива», «Совет командиров»

Внеклассная деятельность:
участие в мероприятиях гражданской и
патриотической направленности.

Внеклассная работа:
Круг традиционных творческих дел:
Месячник Защитников Отечества,
Акции «Милосердие», «Ветеран рядом»,
Декада правовых знаний и др.

Процесс
воспитания
Дополнительное образование, ВУД
Деятельность отряда «Патриоты
Отечества», ЮИД, ЮП, волонтерский
отряд и др.

Организация факультативных занятий по
предметам:
•
Истории
•
Обществознанию,
•
Мировой художественной культуре

Воспитательный потенциал
образовательных областей: филологии,
обществознания, искусства и
физической культуры.

Процесс
обучения

Содержательный аспект
Вся организационная деятельность направлена на формирование качеств
патриота и гражданского самоопределения подростков. Таким образом, пройдя
через все организационные компоненты модели, обучающийся проходит и через
определенные этапы самоопределения в современном обществе, что является
системообразующим звеном воспитательной системы школы.
«Я участвую в...»

«Я - часть своей
культуры, истории»
I этап

«Я
горжусь
тем, что...»
II этап

III этап

Следует отметить, что, не имея консолидирующей идеологии в
современном обществе, невозможно установить чёткие границы значимости в
мировой истории тех или иных событий, большинство из которых сегодня
трактуется неоднозначно. Поэтому, определяясь с содержанием гражданского и
патриотического воспитания, предпочтительно остановиться на позиции
бесспорных социально-этических норм:
-имён великих представителей в нашей истории и культуре
(Пушкин, Ломоносов, Менделеев и т.д.);
-эпохальных событий в жизни государства
(Победа в Великой Отечественной войне, первый полёт человека в космос и т.д.)
10

Технологический аспект
При разработке новых современных
технологий и форм гражданского и
патриотического воспитания авторский коллектив предполагает опираться на идеи,
изложенные в трудах И.С. Якиманской (личностно- ориентированное обучение),
Е.В. Бондаревской (гуманистическая концепция воспитания), А.Н. Тубельского
(правовое воспитание).

Управленческий аспект

11

Цели и задачи Программы «Растим патриотов России»
Цель: создание условий для организационно-методического обеспечения нового
этапа развития системы патриотического воспитания в формировании нового
образа
патриотизма
граждан,
сочетающего
традиционные
ценности
принадлежности к культурно-историческим корням своего народа, своей семьи,
готовности к военному и трудовому служению, гармонизации межнациональных и
межконфессиональных отношений, со стремлением развивать себя и свою малую
родину,
принятием
позитивных
ценностей
общемирового
развития,
нацеленностью на продвижение своей малой родины на высокие общероссийские и
мировые позиции.
Задачи:
1)развитие историко-патриотического направления воспитания граждан на
основе актуализации ценности культурно-краеведческих знаний, формирования
умения их передачи и обмена в межкультурном взаимодействии и диалоге;
2)развитие гражданских направлений патриотического воспитания на основе
актуализации гражданского самосознания, осознания своей субъективной роли в
построении гражданского общества, в продвижении уникальных ценностей своей
малой родины;
3)развитие военно-патриотического направления воспитания граждан на
основе интеграции долга военного служения, традиционных духовнонравственных ценностей;
4)развитие культурно-патриотического направления воспитания граждан на
основе актуализации знаний о богатейших культурных традициях России и
Свердловской области, к осознанию единства и, одновременно, многообразия и
преемственности культурных традиций, их безусловной ценности для развития
современной культурной и общественно-государственной жизни;
12

5)развитие спортивно-патриотического направления воспитания граждан на
основе формирования позитивной мотивации к занятиям физической культуры и
спортом всеми участниками проекта путем целенаправленного внедрения сдачи
ГТО в систему спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы
образовательной организации;
6)развитие социально-патриотического направления воспитания граждан на
основе формирования духовно богатого, социально активного гражданинапатриота, социально адаптированного и социально защищённого в современной
социокультурной ситуации, знающего историю и культуру родного края,
сочетающего в себе высокие нравственные качества, творческую активность и
гражданственность;
7)формирование и развитие экономико-патриотического направления
воспитания граждан на основе расширения системы профессионального
образования, изучения новых экономических ценностей сохранения и развития
своей малой родины.
Этапы реализации Программы
I этап: проектный – 2018 -2019 учебный год.
Цель: подготовка условий для совершенствования системы патриотического
воспитания.
Задачи:
1. Изучить нормативную базу, подзаконные акты.
2. Разработать, обсудить и утвердить программу по патриотическому
воспитанию.
3. Проанализировать материально-технические, педагогические условия
реализации программы.
4. Подобрать диагностические методики по основным направлениям программы.
II этап: практический – 2019-2023 учебные годы.
Цель: реализация программы «Растим патриотов России».
Задачи:
Отработать содержание деятельности, наиболее эффективные формы и методы
воспитательного воздействия.
2. Обогащать содержание патриотического воспитания.
3. Развивать школьное самоуправление.
4. Разработать методические рекомендации по патриотическому воспитанию.
5. Расширять и укреплять связи и отношения техникума учреждениями
дополнительного образования, культуры, спортивными учреждениями города.
6. Вовлекать в систему гражданско-патриотического воспитания представителей
всех субъектов образовательной деятельности.
7. Проводить мониторинг реализации программы.
8. Принимать участие в конкурсах по гражданско-патриотическому воспитанию.
III этап: аналитический – 2022-2023 учебный год.
Цель: анализ итогов реализации программы «Растим патриотов России».
Задачи:
13

1.
2.
3.

Обобщить результаты работы школы.
Провести коррекцию затруднений в реализации программы.
Спланировать работу на следующий период.

Деятельность по созданию
Этапы реализации программы
I этап (проектный)
1.
Создание
и
творческой группы

Участники

программирование

Сроки

работы администрация,
педагоги,
обучающиеся
2. Обсуждение и утверждение программы на администрация,
педагогическом совете
педагоги

январь
2018 г.

3. Изучение научно-методической литературы

май
сентябрь
2018г.
октябрь
декабрь
2018г.
2018 г.

администрация,
учителя

4. Определение концептуальных положений по администрация
изучению
эффективности
воспитательного
процесса
5. Организация работы семинара по теории и администрация
практике патриотического воспитания
6. Проектирование модели личности выпускника
администрация,
кл. руководители
7. Научно-практическая конференция классных администрация,
руководителей «Воспитание гражданина, патриота: кл. руководители
опыт и проблемы»
8. Кадровое обеспечение реализации программы по администрация
патриотическому воспитанию школьников
II этап (практический)
1. Совершенствование мониторинга развития
личности
2. Обновление содержания образования и способов
воспитательной деятельности по обеспечению
развития личности обучающихся
3.
Ежегодное
исследование
эффективности
программы
4. Проведение праздников, семинаров, выставок,
заседаний, конкурсов, фестивалей

январь
2018 г.

сентябрь
2018г.
октябрь
2018г.
август –
сентябрь
2018 г.

администрация,
учителя
администрация,
педагоги

2018г.

кл. руководители

ежегодн
о
20192020 г.

администрация,
учителя,
обучающиеся
5.
Обобщение
педагогического
опыта
по администрация,
патриотическому воспитанию обучающихся
руководители
МО
6. Обсуждение на педсоветах проблем, связанных с администрация,

20182019 г.

ежегодн
о
ежегодн
14

обновлением содержания воспитания обучающихся
7. Внедрение
программы «Растим патриотов
России»
8. Организация поисковой работы

учителя
администрация,
кл. руководители
отряд «Патриоты
Отечества»
9.
Формирование
гражданско-патриотической администрация,
позиции обучающихся через систему традиционных кл. руководители
дел:
экскурсии по родному городу и городам России;
фестиваль гражданско-патриотической песни;
выставки рисунков «Мой город», «Армия и
профессия военного глазами детей»; «Война
глазами детей» и др.
праздники «День знаний», «День защитника
Отечества», «Салют, Победа», «Последний звонок»
игра «Зарница» и др.
10. Совершенствование работы с родителями по администрация,
патриотическому воспитанию
кл. руководители
III этап (аналитический)
1. Создание банка инновационных технологий администрация,
патриотического
воспитания
и
обучения учителя
школьников.
2.
Обобщение
опыта
эффективных
форм администрация,
сотрудничества всех субъектов образовательного руководители
сообщества в рамках патриотического воспитания
МО, учителя
3.
Подготовка
диагностико-аналитических администрация,
материалов об итогах реализации программы
учителя
4. Проектирование перспективных путей и администрация
способов дальнейшего развития ОО

о
20192020 г.
20192020 г.
20192020 г.

20192020г.
20192020 г.
20192020 г.
2019–
2020г.
2021 г.

Основные принципы Программы
1. Принцип доверия и поддержки: решительный отказ от практики
социоцентрического по направленности и авторитарного воздействия на родителей
и культивирование доверия и взаимной поддержки педагогического коллектива и
родительской общественности, глубокое осознание того, что только совместными
усилиями нам удастся решать воспитательные задачи.
2. Принцип партнерства: оказание взаимной помощи педагогами, родителями,
членами общественности в вопросах воспитания, уважение мнения всех
участников учебно-воспитательного процесса, привлечение к делу воспитания
культурного, профессионального и жизненного опыта родителей, представителей
различных социальных институтов воспитания.

15

3. Принцип субъектности: предоставление родителям, членам общественности
возможности реально обладать субъектными полномочиями, т.е. стать
полноправными участниками жизнедеятельности учебного заведения.
4. Принцип выбора: родители, члены общественности, представители социальных
институтов воспитания, являясь полноправными участниками всех событий,
происходящих в школе, должны иметь возможность выбора содержания, форм и
способов организации воспитательного процесса.
Определенные как основные, данные принципы лежат в основе образовательной
деятельности, позволяют смоделировать и представить весь процесс реализации
программы, ее функции и направления.
Основные направления реализации Программы
Патриотическое воспитание достигается путем системной деятельности по
следующим взаимосвязанным направлениям:
Историко-патриотическое направление, включающее в себя:
1) социально-культурное самоопределение граждан на основе исторических
корней своей малой родины;
2) включенное освоение гражданами истории, обычаев, культурных традиций
народов России, изучение и сохранение истории своей семьи, улицы, города,
родного края;
3) формирование мотивов и умений представлять историю своего края
гостям, представителям других регионов и стран.
Работа по историко-патриотическому направлению в рамках Программы
1
2
3

ВУД «Краеведение»
Встречи «Моя малая Родина»
Участие в акциях

ежегодно
ежегодно
ежегодно

4

один раз в
неделю

6

Систематическое проведение
классных часов по образовательной
программе «Мы – россияне»
Участие в творческих конкурсах
«Моя малая Родина»
Экскурсии по музеям

7

Работа отряда «Краевед»

8

Творческие конкурсы по истории и
культуре Урала и России
Работа научного общества
обучающихся (исследовательские
проекты по истории семьи, города,

5

9

Учитель географии
Библиотекарь
Зам.директора по
ВР
Классные
руководители

ежегодно

Зам.директора по
ВР
ежегодно
Классные
руководители
В течение всего Руководитель
периода
отряда
В течение всего Зам.директора по
периода
ВР
В течение всего Руководитель НОО
периода
16

10

11

деревни, жизни и деятельности
выдающихся земляков)
Работа Пресс-Центра (создание
фильмов, посвященных истории и
культуре Среднего Урала,
видеофильмов и видеороликов о
родном крае и его жителях,
организация их коллективного
просмотр )
Создание мобильного музея

В течение всего Руководитель
периода
Пресс-Центра

В течение всего Руководитель
периода
Пресс-Центра

Гражданско – патриотическое направление, ориентированное на:
1) воспитание граждан в духе уважения Конституции Российской
Федерации, законности, норм общественной жизни;
2) привитие чувства гордости, глубокого уважения и почитания
государственных символов Российской Федерации и Свердловской области,
другой российской символики и исторических святынь Отечества;
3) формирование нового патриотического типа гражданского поведения,
склонного к позитивным реакциям, доверительному сотрудническому отношению
в рамках культуры гражданского участия;
4) формирование мотивов, целей и задач, ценностной ориентации
профессионально-деятельностной самореализации личности, необходимости
профессионального роста и нацеленности на достижение высоких результатов в
профессиональной деятельности.
Работа по гражданско-патриотическому направлению в рамках Программы
1

Проведение правовой декады

ежегодно

2

Работа Совета Актива Школы

ежегодно

3

Участие в акциях

ежегодно

4

Систематическое проведение
классных часов по образовательной
программе «Мы – россияне»
Встречи с представителями суда,
прокуратуры, полиции
Игра «Выборы»

один раз в
неделю

5
6
7
8
9

Зам.директора по
ВР
Зам.директора по
ВР
Зам.директора по
ВР
Классные
руководители

ежегодно

Зам.директора по
ВР
ежегодно
Зам.директора по
ВР
Работа отрядов ЮИД, ЮП
В течение всего Руководитель
периода
отряда
Фестиваль
межнационального ежегодно
Зам.директора по
общения
ВР
Курс «Основы выбора профессии»
ежегодно
Преподаватель
17

10

Предпрофильная практика в АППК

ежегодно

Преподаватель

Военно- патриотическое направление, включающее в себя:
1) утверждение в сознании граждан патриотических ценностей, взглядов и
убеждений, уважения к военному прошлому России, к воинским традициям и
ритуалам, к государственной военной службе;
2) формирование ответственного отношения к деятельности, связанной со
служением Отечеству, стремления к активному проявлению профессиональнотрудовых качеств в интересах успешного выполнения служебных обязанностей и
поставленных задач.
Работа по военно-патриотическому направлению в рамках Программы
1

Участие в городской игре «Зарница»

2

Проведение встреч обучающихся с ежегодно
выпускниками и курсантами высших
военных
училищ,
военных
университетов и академий

3

9

Создание выставочных экспозиций
«Они сражались за Родину», «Ничто
не забыто, никто не забыт»
Организация встреч обучающихся с
бывшими военнослужащими
Проведение фестивалей военной
инсценированной песни
Привлечение родительской
общественности к проведению
массовых мероприятий в школе
Операция «Забота»: ветеранам и
пожилым
людям;
поздравление
ветеранов ВОВ и труда; организация
концертов
Встречи с участниками ВОВ и
героями тыла
Уроки Мужества

10

Работа отряда «Патриоты Отечества»

4
5
6

7

8

ежегодно

Зам.директора по
ВР
Зам.директора по
ВР

ежегодно

Зам.директора по
ВР

ежегодно

Зам.директора по
ВР
Зам.директора по
ВР
Зам.директора по
ВР

ежегодно
ежегодно
ежегодно

Классные
руководители

ежегодно

Зам.директора по
ВР
ежегодно
Классные
руководители
В течение всего Руководитель
периода
отряда

Культурно- историческое направление предполагающее:
1) формирование у граждан стремления к знаниям о богатейших культурных
традициях России и Свердловской области, к осознанию единства и, одновременно,
18

многообразия и преемственности культурных традиций, их безусловной ценности
для развития современной культурной и общественно-государственной жизни;
2) восстановление в сознании граждан связи с тысячелетним духовноисторическим бытием культуры в России, преодоление разрыва в исторической
памяти и национальном самосознании, обеспечение защиты личности от сект и
культов, оказывающих разрушительное влияние на духовное развитие и
физическое здоровье человека.
Работа по культурно-историческому направлению в рамках Программы

1
2

Экскурсии по музеям города, области
Встречи с интересными людьми

3

Работа виртуального музея

4

Организация и проведение
предметно-тематических недель
«Неделя права», «Неделя
литературы», «Неделя истории» и др.
Концерты и праздники ко Дню 8
Марта; 23 Февраля; 9 Мая, Дню
учителя, Дню города

5

ежегодно
ежегодно
В течение всего
времени
В течение всего
времени

Классные
руководители
Зам.директора по
ВР
Руководитель
музея
Руководители
ШМО

В течение всего Педагоги ДО
времени

Спортивно - патриотическое направление, включающее в себя:
 Формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни, воспитание
активной жизненной позиции в отношении своего здоровья, неприятие
асоциальных явлений, подрывающих физическое и духовное здоровье нации;
 Формирование позитивной мотивации к занятиям физической культуры и
спортом всеми участниками проекта путем целенаправленного внедрения сдачи
ГТО в систему спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы
образовательного организации.
Работа по спортивно-патриотическому направлению в рамках Программы
1
2
3
4

Фотоконкурс «ГТО и я – спортивная
ежегодно
семья!»
Конкурс на лучшую электронную ежегодно
антинаркотическую листовку.

Зам.директора по
ВР
Зам.директора по
ВР

Классные часы «Мы за здоровый
образ жизни».
Конкурс видеороликов «Спортальтернатива пагубных привычек».

ежегодно

Классные часы

ежегодно

Зам.директора по
ВР
19

9

Спортивный праздник «ГТО- залог
здоровья».
Конкурс плакатов «От значка ГТО к
олимпийским медалям».
Праздник «От ГТО - к олимпийским
рекордам!».
Военно-спортивный праздник «А нука, парни!» (3 этапа).
День здоровья «ГТО в нашей школе»

10

Турслет - это здорово!

5
6
7
8

ежегодно
ежегодно
ежегодно
ежегодно
ежегодно

Зам.директора по
ВР
Зам.директора по
ВР
Учителя
физкультуры
Зам.директора по
ВР
Учителя
физкультуры
Учителя
физкультуры

Социально - патриотическое направление, включающее в себя:
1) формирование духовно богатого, социально активного гражданинапатриота, социально адаптированного и социально защищённого в современной
социокультурной ситуации, знающего историю и культуру родного края,
сочетающего в себе высокие нравственные качества, творческую активность и
гражданственность;
2) снижение уровня правонарушений, вредных привычек, асоциального
поведения граждан.
Работа по социально-патриотическому направлению в рамках Программы
Классные
руководители
2
Весенняя Неделя добра
ежегодно
Зам.директора по
ВР
3
Программа «Толерантность»
В течение всего Зам.директора по
периода
ВР
4
Фестиваль дружбы народов
ежегодно
Зам.директора по
ВР
5
Неделя русского языка
ежегодно
Руководитель
ШМО
Экономико - патриотическое направление, включающее в себя:
1

Акции милосердия

ежегодно

1) воспитание граждан, способных правильно понимать происходящие
социально-экономические процессы, выполнять экономические функции
(потребителя,
работника,
соискателя
рабочего
места,
собственника,
налогоплательщика, вкладчика предпринимателя и т.д.) на основе патриотического
отношения к России, к своей малой родине и осознания своего вклада в упрочение
их экономических позиций;
2) воспитание экономически значимых качеств личности: трудолюбия,
экономности, инициативности, организованности и других. Включение в
20

экономическую деятельность (трудовую, природоохранную, организаторскую и
другую), позволяющую актуализировать и закрепить экономическую позицию
нравственно-ценного экономического поведения в отношении малой родины.
Работа по экономико-патриотическому направлению в рамках Программы

1

Программа «Профориентация»

2

Экскурсии в учреждения НПО, СПО

3

Экскурсии по предприятиям города

4

Программа «Уральские мастера»

В течение всего Зам.директора по
периода
ВР
ежегодно
Зам.директора по
ВР
В течение всего Зам.директора по
периода
ВР
В течение всего Зам.директора по
периода
ВР

Организация социально значимых дел, акций

1
2
3
4
5
7
8
9
10

1

2
3

Наименование мероприятия
Школа безопасности « Внимание,
дети!»
Школа лидеров

Сроки
сентябрь

Ответственные
Зам. директора по
ВР, кл. руков.
октябрь
Зам. директора по
ВР, кл. руков.
Декада «Право и ответственность»
ноябрь
Зам. директора по
ВР, кл. руков.
Акция «Молодежь за ЗОЖ»
декабрь
Зам. директора по
ВР, кл. руков.
Месячник Защитников Отечества
февраль
Зам. директора по
ВР, кл. руков.
КТД «Моя Россия. Мой город. Моя
март
Зам. директора по
школа»
ВР, кл. руков.
Акция « Твори добро»
апрель
Зам. директора по
ВР, кл. руков.
Вахта памяти
май
Зам. директора по
ВР, кл. руков.
КТД «За честь школы»
май
Зам. директора по
ВР, кл. руков.
Участие в городских, областных мероприятиях
Участие учащихся в акциях по
восстановлению памятников
духовной культуры
Участие в краеведческих чтениях

Весь период

Заместитель
директора по ВР

Весь период

Участие в конкурсе рисунков «Я
люблю тебя, жизнь»

Июнь
ежегодно

Заместитель
директора по ВР
Классные
руководители
21

4.

Проведение соревнований среди
обучающихся, посвященных Дню
защитника Отечества
Участие в конкурсе «Мы выбираем
будущее!»
Конкурс новогодних и
рождественских открыток, рисунков
плакатов среди обучающихся
«Светлый праздник Рождества»
Участие в Дне призывника
Организация и проведение
спортивных соревнований,
посвященных памятным и
историческим датам, известным
землякам.

ежегодно

Заместитель
директора по ВР

Октябрь
ежегодно
ежегодно

Заместитель
директора по ВР
Заместитель
директора по ВР
Классные
руководитель
Руководитель
ОБЖ,
Преподаватели
физической
культуры.

ежегодно
Весь период

Заповеди, на основе которых строим работу по патриотическому воспитанию:
- Цени и оберегай свое Отечество;
- Овладевай, совершенствуй и сохраняй традиции и культуру своего народа;
- Дорожи историей своего народа;
- Свято относись к символике своей страны, малой Родины;
- Береги красоту своего края.
Научно - методическое обеспечение патриотического воспитания
Основные направления научно- методического обеспечения патриотического
воспитания включают в себя:
 Разработку комплекса учебных и специальных программ и методик
патриотического воспитания;
 Обобщение опыта по использованию наиболее эффективных форм и методов
патриотического воспитания;
 Формирования комплектов литературы патриотической направленности для
школьной библиотеки;
 Проведение «круглых столов» с приглашением ветеранов войны, воинской
службы и труда по проблемам методологии патриотического воспитания
учащихся.
№

Наименование мероприятий

Сроки
реализации

Исполнитель

1

Проведение социологического
исследования по вопросам
патриотического воспитания

2018

Заместитель директора
по ВР

22

2.

Обобщение опыта по
использованию наиболее
эффективных форм и методов
патриотического воспитания

2018-2020

Заместитель директора
по ВР

3

Формирование комплекта
литературы патриотического
направления для школьной
библиотеки

2018-2020

Школьный
библиотекарь

4

Формирования банка
мультимедийных презентаций и
фильмов патриотического
направления

5

Проведение «круглого стола» с
привлечением ветеранов войны,
воинской службы по вопросам
патриотического воспитания

2018-2020

2018

Школьный
библиотекарь

Заместитель директора
по ВР
Руководитель клуба
«Краевед»

Механизм и условия реализации программы
Координацию деятельности по реализации программы гражданского и
патриотического воспитания осуществляет Педагогический совет, который имеет
следующие функции:
- готовит и выносит на рассмотрение администрации, ее структурных
подразделений рекомендации, предложения, аналитические материалы по вопросам
патриотического воспитания в пределах своей компетенции;
- обеспечивает
оперативное
руководство
реализацией
программы
патриотического воспитания учащихся;
- рассматривает
ход,
результаты,
проблемы
организации
патриотического воспитания, а также затраты на него;
- анализирует и обобщает результаты реализации программы, разрабатывает
рекомендации по совершенствованию патриотического воспитания в образовательновоспитательном пространстве района.
Экспертный совет создается
решением директора школы для экспертизы
программы по патриотическому воспитанию, целесообразности их внедрения в
практику обучения и воспитания детей и молодежи в образовательновоспитательном пространстве школы.
Методический совет
- рассматривает инновационные технологии патриотического воспитания в
образовательно-воспитательном учреждении и социальной работы по месту
жительства;
- обобщает и распространяет передовой опыт осуществления программы и
подпрограмм гражданского и патриотического воспитания учащихся;
- разрабатывает рекомендации по совершенствованию патриотического
воспитания;
23

- организует повышение квалификации учителей школы в сфере
патриотического воспитания детей и молодежи.
Члены педагогического коллектива МАОУ СОШ №2:
разрабатывают собственные модели и подпрограммы гражданского и
патриотического воспитания, перечни мероприятий и обеспечивают их
осуществление;
вносят предложения администрации школы по совершенствованию
воспитательного и социализационного процесса учащихся, повышению
квалификации учителей школы;
проводят диагностику эффективности проводимой работы в сфере
гражданского и патриотического воспитания;
определяют «болевые» точки в реализации программы и подпрограмм, меры по их
устранению.
Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость
Ожидаемые результаты историко-патриотического воспитания:
активизация внимания к истории жизни и быта народов;
формирование у обучающихся понимания и мотивации того, что прежде чем
предъявить себя всему миру, нужно знать самим и уметь преподнести историю и
культуру малой родины.
Ожидаемые результаты гражданско-патриотического воспитания:
проявление у обучающихся правовой грамотности и гражданской
ответственности, стремления развивать себя и свою малую родину;
преобладание активного позитивного мнения о значимости происходящих в
области экономических, политических, спортивных, культурных и других событий.
Ожидаемые результаты военно-патриотического воспитания:
формирование в сознании граждан конструктивных мнений и позитивных
образов, эмоциональных отношений к военной службе, как необходимой части
жизненного опыта мужчины, дающего возможность полноценного раскрытия
личности;
формирование гордости за сопричастность к деяниям старших поколений
защитников Отечества, исторической ответственности за выполнение
конституционного долга.
Ожидаемые результаты культурно-патриотического воспитания:
развитие у обучающихся гордости за богатейшую, высоко духовную
культуру и историческое прошлое большой и малой Родины, формирование
оптимистических настроений относительно перспектив развития России и
творческих созидательных возможностей российского народа.
Ожидаемые результаты спортивно-патриотического воспитания:
внедрение патриотических ценностей и установок в системе общественных
отношений в сфере физической культуры и спорта, их дальнейшее закрепление и
развитие;
24

формирование
сообщества
болельщиков-патриотов,
как
среды,
воспитывающей положительное отношение к занятиям спортом, желание
участвовать в спортивных соревнованиях, цивилизованно поддерживать свои
спортивные команды, представляющие Россию, Свердловскую область.
Ожидаемые результаты социально-патриотического воспитания:
сформированность социально активного типа поведения обучающихся,
склонного к позитивным реакциям, доверительному сотрудническому отношению
к другим людям, активному заинтересованному участию в общественной жизни;
снижение рисков агрессивного асоциального поведения, повышение уровня
взаимной социальной заботы и внимания граждан, развитие форм социального
участия в различных сферах жизни.
Ожидаемые результаты экономико-патриотического воспитания:
развитие экономического мышления обучающихся, формирование
общественной активности, предприимчивости, инициативности, ответственности,
бережного и честного отношения к общественному достоянию, к результатам и
качеству труда, технологическому обновлению, личному успеху и благополучию.
Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ
на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной
позицией. Конечным результатом реализации Программы должны стать активная
гражданская позиция и патриотическое сознание учащихся, как основа личности
будущего.
Организация управления
программой «Растим патриотов России» и контроль за ходом его реализации
Управление реализацией программы «Растим патриотов России» и контроль
эффективности выполняемых мероприятий осуществляет директор школы,
заместитель директора по воспитательной работе.
Оценивание
осуществляется
через
мониторинг
организации
патриотического воспитания в классах, модель выпускника и рассматривается на
совещаниях при директоре.
Основные формы деятельности
1.Учебная деятельность по предметам.
2.Система классных часов, нетрадиционных уроков.
3.Работа
детских
творческих
коллективов:
кружков,
клубов.
4.Работа виртуального школьного музея.
5. Конференции, семинары, концерты, праздники.
6. Система мероприятий библиотеки.
7. Традиционные общешкольные коллективно-творческие дела.
8. Участие в городских, областных, международных конкурсах, смотрах.
9.Организация родительского всеобуча.

секций,

25

10.Проведение совместных с родителями и учителями развлекательных игр,
фольклорных, театрализованных праздников, спортивных мероприятий.
11 .Выставки творческих работ.
12.0рганизация работы школьного самоуправления.
13.Участие в акциях.
14.Работа психолого-педагогической службы.
15.Организация встреч с ветеранами, шефство над ветеранами.
16.Организация встреч, концертов, проведение совместных дел с военнослужащими,
женсоветом, Советом ветеранов Вов.
Основные исполнители программы
* Администрация МАОУ СОШ № 2.
• Руководители кружков, функционирующих при школе.
• Руководители кружков дополнительного образования.
• Руководители спортивных секций.
• Руководители клубов.
• Социальный педагог.
,
• Психолог.
• Педагог-организатор
• Классные руководители 1-11-х классов.
• Совет Актива.
• Родительские комитеты классов.
• Государственные, общественные организации, социальные службы.
Социальные связи

Орган местного самоуправления, уполномоченный в сфере образования Управление образования МО город Алапаевск

Орган местного самоуправления, уполномоченный в сфере физической
культуры, спорта и молодежной политики – Управление физической культуры,
спорта и молодежной политики МО город Алапаевск

Комиссия по делам несовершеннолетних.

Подразделение по делам несовершеннолетних ОВД.

Военный комиссариат города.

Учреждения дополнительного образования

Подростковый наркологический кабинет.

Краеведческий музей.

Совет ветеранов.

Библиотека.

Центр психологической помощи детям и подросткам.

Отдел опеки и попечительства.


Основные субъекты патриотического воспитания
Семья.
26


Непосредственное социальное окружение.

Коллективы, в которых происходит социализация личности.

Жизнеобеспечивающее пространство развития личности (микрорайон,
улица и т.д.).

Образовательно-воспитательные организации.

Общественные организации и объединения.
Критерии оценки эффективности программы
1.Увеличение до 90 процентов численности обучающихся школы, участвующих
в мероприятиях различного уровня по патриотическому воспитанию;
2. Обеспечение 100 процентов педагогических работников, прошедших повышения
уровня квалификации по вопросам патриотического воспитания;
3. 98 процентов выполненных мероприятий по патриотическому воспитанию по
программе;
4. Увеличение до пятидесяти процентов численности обучающихся школы,
участвующих в клубах «Патриоты Отечества», «Краевед», волонтерских отрядах,
Совете Актива, Совете командиров;
5.Пополнение на 97 процентов от запланированного материально-технической
базы по патриотическому воспитанию;
6.Анализ мониторинга реализации программы по патриотическому воспитанию
ежегодно.

Способы оценки эффективности реализации программы
1. Анкетирование участников образовательного процесса:
• анкетирование обучающихся,
их духовно-нравственной позиции;

выявляющее

уровень

сформированности

• анкетирование родителей обучающихся и социальных партнеров, выявляющее
степень удовлетворенности системой воспитательной работы в целом
и отражением в этой системе тематики патриотического воспитания.
2. Анализ представления тематики патриотического воспитания в творческих
проектах и исследовательских работах в динамике, учет результативности
представления этих работ на школьных научно-практических конференциях
и конкурсах школьного, городского и всероссийского уровней.
3. Анализ представления тематики военно-патриотического воспитания в
информационной среде (газете, интернет-портале, сборниках методических
материалов учителей и классных руководителей).
4. Анализ планов воспитательной работы классных руководителей с учетом
включенности обучающихся в мероприятия военно-патриотического воспитания
в динамике.

27

5. Анализ рабочих программ учителей-предметников гуманитарного цикла
с целью
включения
военно-патриотической
тематики
в программы
по предметам.

28

29


Наверх

сведения образовательной организации

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».