Программа адаптации детей мигрантов

1

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»

Комплексная программа социально-культурной и
языковой адаптации семей и детей мигрантов «Мир без
границ»

Алапаевск, 2022

2

СОДЕРЖАНИЕ
СОДЕРЖАНИЕ……………………………………………………...……………1
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ…………………………………………...…………..2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА…….………………………………………….. 4
I.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ………………………………………...6

II.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ…………………………………..………7

III.

IV.

2.1.

Основные направления деятельности…………………………...…7

2.2.

Формы работы………………………………………….…………...7

2.3.

Социально-педагогическое сопровождение………….....................7

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ…………………………9
3.1.

Срок выполнения программы……………………………………..9

3.2.

Этапы реализации программы…………………………………….9

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ ПРОГРАММЫ….12
4.1.

Организационная работа…………………………………………..12

4.2.

Адаптационная работа с семьями и обучающимися из числа
мигрантов………………………………………………….12

V.

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ………...14

VI.

КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ……………………………………………16

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...17

3

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Название программы
Руководитель
программы
Адрес организацииисполнителя
Разработчики
программы

Целевые группы
Цель программы

Направленность
Сроки реализации
программы
Исполнители
программы
Вид программы
Уровень реализации
программы
Ожидаемые
результаты
реализации
программы

Комплексная программа социально-культурной и
языковой адаптации семей и детей мигрантов «Мир
без границ»
Директор МАОУ «СОШ №2» Н. В.Храмова
город Алапаевск, ул. Третьего Интернационала,
д.10
Директор МАОУ «СОШ №2»
Заместитель директора по ВР
Социальный педагог МАОУ «СОШ №2»
Педагог-психолог МАОУ «СОШ №2»
-дети-мигранты;
-дети из семей мигрантов, имеющих проблемы в
адаптации
Создание условий, содействующих социальной
адаптации детей-мигрантов к системе образования
и в целом к жизни в новом городе, их мягкой
интеграции в городское сообщество.
Социально-педагогическая
2020 — 2022 гг.
Педагогический коллектив МАОУ «СОШ №2»
Модифицированная
Начальное общее образование, основное общее
образование
Качественные: Создание равных образовательных
возможностей для детей мигрантов в освоении
Государственного
образовательного
стандарта
общего образования посредством понижения
языкового барьера участников коммуникативного
процесса (ребенок мигрант – ребенок, носитель
русского языка), снятие психологических проблем,
развитие поликультурного пространства школы.
Количественные: 100% детей, не владеющих или
плохо владеющих русским языком, освоят
Государственный
образовательный
стандарт

4

общего образования на соответствующей ступени,
включение 80% учащихся-мигрантов в активную
социально значимую деятельность школы путем
участия в общественных делах класса и школы.

5

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
С проблемой адаптации детей мигрантов школа столкнулась совсем
недавно. Основным составом обучающихся, прибывающим к нам в школу,
являются дети мигрантов из стран ближнего зарубежья. Администрации школы
и педагогическому коллективу необходимо искать среди традиционных методов
и форм работы именно те, которые являлись бы наиболее эффективными для
успешного

вливания

в

уже

сложившийся

детский

коллектив

школы

обучающихся с трудностями в обучении и отклонениями в поведении из-за
наличия у них языкового и социо - культурного барьера.
В

настоящий

момент

в

школе

обучаются

учащиеся

более

10

национальностей.
Задача образования – воспитание гражданина демократического
государства независимо от его национальности и вероисповедания.
На территории Российской Федерации государственным языком общения
является русский. Для большинства детей-мигрантов русский язык не только
не является не родным, но и не был языком обучения, он изучался как
предмет. При этом количество часов, отводимое на изучение русского языка
в школах стран СНГ значительно сокращено, а в некоторых вообще
прекращено. Таким образом, уровень владения русским языком этой
категории обучающихся не соответствует требованиям, предусмотренным
государственным образовательным стандартом по русскому языку для школ
Российской Федерации. Отсюда возникает основная проблема – плохое
знание или почти незнание русского языка и как следствие:
 сложность изучения учебного материала;
 трудности в общении со сверстниками и учителями;
 проблемы в адаптации.

6

Итак, педагогам приходится сталкиваться с этими трудностями и решать
повседневные проблемы детей-мигрантов, не зная их языка, не всегда
учитывая родной менталитет детей и религиозных традиций.
Решением вышеуказанных проблем является

создание комплексной

программы адаптации и интеграции детей мигрантов «Мир без границ»
(далее – Программа), включающей в себя психолого-педагогическое,
языковое и социокультурное направления.
Особенность

данной

Программы

заключается

в

комплексном

и

дифференцированном подходе к поставленной проблеме, что позволяет не
только адаптировать семьи и детей-мигрантов к социуму в поликультурной
среде, но и развивать склонности, способности и интересы.

Правовая основа программы
Правовую основу программы адаптации семей и детей-мигрантов
составляют:
 Международная Конвенция ООН о правах ребенка;
 Конституция Российской Федерации;
 Федеральный закон РФ «Об основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
 Указы Президента;
 принимаемые в соответствии с указами Президента нормативные
правовые акты государственных органов и органов местного
самоуправления субъектов РФ.

7

I. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель:
- создание условий, содействующих социальной адаптации детей-мигрантов
к системе образования и в целом к жизни в новом городе, их мягкой
интеграции в городское сообщество.
Задачи:
- Освоение детьми-мигрантами образовательных программ.
- Формирование культурной компетентности обучающихся.
- Воспитание коммуникативной культуры детей-мигрантов, умения общаться с
представителями разных культур.
- Воспитание толерантного сознания обучающихся школы.
- Активное включение родителей детей мигрантов в процесс адаптации.
Ожидаемые результаты:
Качественные: Создание равных образовательных возможностей для детей
мигрантов в освоении Государственного образовательного стандарта общего
образования

посредством

понижения

языкового

барьера

участников

коммуникативного процесса (ребенок мигрант – ребенок, носитель русского
языка), снятие психологических проблем,

развитие поликультурного

пространства школы.
Количественные: 100% детей, не владеющих или плохо владеющих русским
языком,

освоят

Государственный

образовательный

стандарт

общего

образования на соответствующей ступени, включение 80% учащихсямигрантов в

активную социально значимую деятельность школы путем

участия в общественных делах класса и школы.

8

II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1. Основные направления деятельности:


цикл

занятий-размышлений

с

педагогом-психологом

и

социальным педагогом, предлагающих детям-мигрантам как бы
«проиграть» возможные жизненные ситуации, определить
способы поведения в них, возможные варианты выхода из них,
поиск помощи и самозащиты;


мероприятия, имеющие своей целью закрепить полученные
детьми-мигрантами
ориентироваться

представления
в

жизни:

и

помочь

анкетирование,

правильно
беседы,

интеллектуальные игры, викторины, конкурсы, экскурсии,
оформление наглядной информации (стенгазеты,

коллажи и

др.);


совместная

работа

с

родителями

и

специалистами

компетентных организаций (лекции, консультации, встречи со
специалистами), заинтересованными в адаптации ребенка.
2.2. Формы работы:


индивидуальные;



групповые;



массовые.

2.3. Социально-педагогическое сопровождение:


помощь обучающимся из числа мигрантов в укреплении
физического и психического здоровья через различные формы
работы;



вовлечение обучающихся из числа мигрантов в различные виды
социально-значимой деятельности и обеспечение успеха в ней;

9



индивидуальные формы работы с детьми-мигрантами и их
родителями,

оказание

им

систематической

действенной

помощи;


организация коллективной деятельности, общения;



ведение учета семей мигрантов и детей-мигрантов, посещение
на

дому

и

обследование

жилищно-бытовых

условий

проживания семьи;


проведение

бесед,

встреч

с

работниками

медицинских,

правовых учреждений по проблемам адаптации обучающихся
их числа мигрантов и семей-мигрантов.

III.

МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

10

3.1. Срок выполнения программы
Реализация программы по адаптации семей мигрантов и детеймигрантов будет осуществляться в течение 2020-2022 учебного года.
3.2. Этапы реализации программы
Программа состоит из трех основных направлений: «Учебная мотивация»,
«Социально-психологическая адаптация» и «Культурная адаптация».
I направление: Учебная адаптация.
Предмет «ОРКСЭ» в рамках преподавания в начальной школе.
Направлен на формирование

представлений обучающихся о влиянии

мировых религий на разные стороны жизни людей; раскрытие роли религии
в жизни общества, мотиваций к осознанному нравственному поведению,
основанному на знании культурных и религиозных традиций народов стран
СНГ и уважении к ним, а также к диалогу с представителями различных
культур и мировоззрений.
В рамках этого предмета проводятся: беседы с иеромонахом православной
церкви, внеклассные уроки по религиозным праздникам разных религий,
работа

по

обучению

детей

жизни

в

многоконфессиональном

и

многонациональном обществе.
II направление: Социально-психологическая адаптация.
Беседы с социальным педагогом.
Направлены

на

правовое

просвещение

школьников,

профилактику

правонарушений и преступлений; формирование установок толерантного
сознания

и

предупреждение

антисемитизма,

неофашизма

проявлений
в

ксенофобии,

молодёжной

среде;

национализма,
формирование

толерантной среды на основе ценностей многонационального российского
общества, общероссийской гражданской идентичности и культурного
самосознания, принципов соблюдения прав и свобод человека.

11

Социальным педагогом и педагогом-психологом проводятся: внеклассные
уроки

по изучению законодательства РФ, Конституции РФ, встречи с

представителями УМВД.
Социальный проект «Терапия радостью» (для детей с ОВЗ)
Проект направлен на формирование нравственных ценностных ориентаций
обучающихся, на развитие социального интереса и активное участие в
общественной жизни класса и школы.
В

рамках

этого

проекта

проводятся:

мастер-классы,

внеклассные

мероприятия, встречи с интересными людьми для детей с ограниченными
возможностями здоровья.
Семейный клуб «Семья + школа»
Одним из направлений работы клуба является социализация детей мигрантов
через семейно-центрированный подход.
В рамках работы клуба проводятся для детей мигрантов, так и их родителей:
беседы с психологами, учителями, специалистами, мастер-классы, занятия
педагогов школы, привлечение родителей к участию во всех общешкольных
праздниках, к работе Клуба выходного дня и т.п.
III направление: Культурная адаптация.
Социальный проект «Школьное радио»
Проект направлен на знакомство школьников с культурой, традициями,
обычаями, историей и современностью различных регионов и народов
России и стран СНГ.
Социальный проект «Память» (работа школьного музея)
Проект направлен на гражданско-патриотическое воспитание
на

школьников

основе связи и преемственности поколений, воспитание милосердия и

душевной чуткости к старшему поколению, увековечивание памяти
защитников Родины.

12

В рамках этого проекта проводятся: военно-спортивная игра «Зарница»,
работа с ветеранами ВОВ и боевых действий в «горячих точках», шефская
работа над ветеранами.
ветеранов

города,

Осуществляется взаимодействие с Советом

Центром

гражданского

и

военно-патриотического

воспитания «Патриот».
Кружковая работа.
Направлена на создание театрально – игровой среды, которая путем
включения ребенка в творческую деятельность обеспечивает формирование
базовых навыков устной речи, как ведущего средства общения и познания,
повышение темпа развития речи в целом; развитие творческих и
коммуникативных способностей обучающихся.

IV. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ ПРОГРАММЫ
4.1. Организационная работа:

13

 планирование и коррекция работы по адаптации семей и детей из числа
мигрантов;
 организация работы школьных кружков и секций;
 проведение тематических педагогических советов;
 педагогический всеобуч для родителей;
 социально-педагогическая работа с детьми-мигрантами;
 ведение банка данных обучающихся из семей-мигрантов;
 вовлечение детей-мигрантов во внеурочную деятельность.
4.2. Адаптационная работа с семьями и обучающимися из числа
мигрантов :
 реализация системы воспитательной работы школы;
 проведение

мероприятий

(общеклассных,

общешкольных)

с

приглашением специалистов различных областей;
 классные часы;
 профориентационная работа;
 вовлечение детей-мигрантов в кружки, секции;
 оказание помощи в трудоустройстве;
 охват организованным отдыхом детей-мигрантов в каникулярное время
и содержательным досугом в течение всего года;
 выявление

причин,

способствующих

дезадаптации

в

классном

коллективе и в обществе в целом;
 посещение по месту жительства семей мигрантов;
 индивидуальные беседы с детьми-мигрантами и их родителями
(законными представителями);
 проведение тренинговых занятий с педагогом-психологом.
Организация консультаций специалистов: педагога-психолога, педагогов,
медицинских работников для родителей.

14

Организация тематических встреч родителей с работниками образования,
правоохранительных органов, органов здравоохранения.

V. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

15

Мероприятия Программы направлены на преодоление затруднений
обучающихся-мигрантов в учебной деятельности, овладение навыками
адаптации таких обучающихся к социуму, обеспечение мира и согласия,
недопущения жестокости и безразличия среди обучающихся, создание
условий для развития лидерских качеств личности, и распространение
идей духовного единства, дружбы народов, межэтнического согласия и
российского патриотизма.

Проблемные занятия-размышления
№
Тема и форма мероприятия
Место проведения,
исполнитель
1.
по
межличностному общению Педагог-психолог,
подростков
–
формирование кл.руководители
сплоченности коллектива;
по
адаптации
к
новой
2.
Соц.Педагог, кл.руководители,
социокультурной среде для детей- педагог-психолог
мигрантов (недавно прибывших);
по
русскому
языку
как Педагог-психолог
3.
иностранному
с
элементами
психологического
тренинга
(развитие психических процессов);
проведение тренингов по основам
4.
Педагог-психолог, соц.педагог
межличностного
общения
в
мультикультурном обществе

1.
2.
3.

Оформление наглядной информации
Оформление стенда «Мир без Соц.
Педагог,
границ»
организатор
Оформление фотостенда «Как я Кл.руководители
умею отдыхать»
Оформление фотостенда «Спорт и Кл. рук.
здоровье»
Учитель физкультуры
Творческая деятельность детей-мигрантов

педагог-

16

1.

2.
3.

1.
2.

1.

2.

3.
4.
5.

Совместная выставка творческих
работ родителей и детей «Умелые
руки не знают скуки»
Мини-сочинения «Мое будущее»
Реализация социальных проектов

Кл.руководители;
педагог-организатор
Учителя русского языка и
литературы.
Кл.руководители, зам.директора
по ВР.
Игры, конкурсы, викторины
Школьные Олимпийские игры
учитель
физкультуры,
Туристический слет
Зам.директора по ВР
Праздники, тематические вечера, беседы
Лекция с элементами беседы «Мир Педагог-психолог
без границ» (по формированию
толерантного поведения)
Консультации
для
родителей Соц.педагог
(законных представителей) детеймигрантов.
Праздник Дружбы народов
Зам.директора по ВР, педагогорганизатор
Работа школьного клуба «Семья + Зам.директора по ВР, соц.педагог
школа»
Ток-шоу «Россия- наш общий дом!» Управляющий Совет школы

VI. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

17

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя
общеобразовательная

школа

№2»

укомплектована

высококвалифицированными кадрами.
Состав инициативной группы по реализации программы по адаптации
семей и детей из семей мигрантов:
 администрация школы;
 педагог-психолог;
 социальный педагог;
 медицинский работник;
 классные руководители;
 учителя-предметники;
 педагоги дополнительного образования;
 Совет профилактики.

ЛИТЕРАТУРА

18

1. Выготский Л.С. Антология гуманной педагогики. – М., 1996.
2. Андросова Ю.В., Зорина Т.Г. Профилактика школьной дезадаптации
первоклассников с билингвизмом (двуязычием) // Сборник статей V
Международной научно-практической конференции «Девиация и
миграционные процессы» 18.02.2011 г.
3. Выступец Н.П. Использование креативного потенциала семьи школы
для формирования ключевых компетенций детей мигрантов как основы
социализации в обществе // Сборник статей V Международной
научно-практической конференции «Девиация и миграционные
процессы» 18.02.2011 г.
4. Выступец Н.П. Формы и механизмы социальной адаптации мигрантов
в современном обществе.
5. Курашкина Е.В. Изучение потребностей школьника как основа
формирования и развития его социального статуса// Сборник научных
трудов «Актуальные проблемы социогуманитарного знания в России
XXI века» под ред. В.Г.Шеманина. – М.: МИЦ «Этносоциум», 2010.
6. Малофеевский Д.В., Швырева К.Л. Специфика обучения в
поликультурном пространстве //
7. Хлюпин В.О. Работа с детьми мигрантами в рамках средней
общеобразовательной школы //


Наверх

сведения образовательной организации

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».