Физика 8-9 класс (ФГОС 2010)

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «ФИЗИКА»
срок освоения: 7-9 класс
с изменениями от 31.08.2021г.
(основание: приказ от 31.08.2021г. №01-10/212 «О внесении изменений в
Основную образовательную программу МАОУ СОШ №2»)
с изменениями от 31.08.2022г.
(основание: приказ от 31.08.2022г. №01-10/243 «О внесении изменений в
Основную образовательную программу МАОУ СОШ №2»)
с изменениями от 31.08.2023г.
(основание: приказ от 30.08.2023г. №01-10/215/01 «О внесении изменений
в Основную образовательную программу МАОУ СОШ №2»)
Составители программы:
Борзунова Н.С.
Костина О.Л.
Алапаевск, 2020, 2021, 2022, 2023

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
В примерной программе по физике для 7-9 классов основной школы, составленной на
основе федерального государственного образовательного стандарта, определены
требования к результатам освоения образовательной программы основного общего
образования.
Личностными результатами обучения физике в основной школе являются:
 сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих
способностей учащихся;
 убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного
использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого
общества; уважение к творцам науки и техники; отношение к физике как элементу
общечеловеческой культуры;
 самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
 готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
 мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно
ориентированного подхода;
 формирование ценностного отношения друг к другу, учителю, авторам открытий и
изобретений, результатам обучения.
Метапредметными результатами обучения физике в основной школе являются:
 овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации
учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки
результатов своей деятельности; умением предвидеть возможные результаты своих
действий;
 понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами; овладение универсальными учебными
действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной
проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
 формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную
информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание
прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
 приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения
познавательных задач;
 развитие монологической и диалогической речи, умений выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого
человека на иное мнение;
 освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими
методами решения проблем;
 формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей,
представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Общими предметными результатами обучения физике в основной школе являются:
 знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание
смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;

 умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений,
представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать
зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать
выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
 умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические
задачи на применение полученных знаний;
 умения и навыки применения полученных знаний для объяснения принципов действия
важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни,
обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны
окружающей среды;
 формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы,
объективности научного знания, высокой ценности науки в развитии материальной и
духовной культуры людей:
 развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать
факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать
и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных
фактов и теоретических моделей физические законы;
 коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать
в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и
другие источники информации.
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной
программы основного общего образования по Физике
(Примерная ООП ООО, одобрена решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/151).
1
В редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015 федерального учебно-методического
объединения по общему образованию
Выпускник научится:
 соблюдать правила безопасности и охраны труда при работе с учебным и лабораторным
оборудованием;
 понимать смысл основных физических терминов: физическое тело, физическое
явление, физическая величина, единицы измерения;
 распознавать проблемы, которые можно решить при помощи физических методов;
анализировать отдельные этапы проведения исследований и интерпретировать результаты
наблюдений и опытов;
 ставить опыты по исследованию физических явлений или физических свойств тел без
использования прямых измерений; при этом формулировать проблему/задачу учебного
эксперимента; собирать установку из предложенного оборудования; проводить опыт и
формулировать выводы.
Примечание. При проведении исследования физических явлений измерительные
приборы используются лишь как датчики измерения физических величин. Записи
показаний прямых измерений в этом случае не требуется.
 понимать роль эксперимента в получении научной информации;
 проводить прямые измерения физических величин: время, расстояние, масса тела,
объем, сила, температура, атмосферное давление, влажность воздуха, напряжение, сила
тока, радиационный фон (с использованием дозиметра); при этом выбирать оптимальный
способ измерения и использовать простейшие методы оценки погрешностей измерений.
Примечание. Любая учебная программа должна обеспечивать овладение прямыми
измерениями всех перечисленных физических величин.
 проводить исследование зависимостей физических величин с использованием прямых

измерений: при этом конструировать установку, фиксировать результаты полученной
зависимости физических величин в виде таблиц и графиков, делать выводы по результатам
исследования;
 проводить косвенные измерения физических величин: при выполнении измерений
собирать экспериментальную установку, следуя предложенной инструкции, вычислять
значение величины и анализировать полученные результаты с учетом заданной точности
измерений;
 анализировать ситуации практико-ориентированного характера, узнавать в них
проявление изученных физических явлений или закономерностей и применять имеющиеся
знания для их объяснения;
 понимать принципы действия машин, приборов и технических устройств, условия их
безопасного использования в повседневной жизни;
 использовать при выполнении учебных задач научно-популярную литературу о
физических явлениях, справочные материалы, ресурсы Интернет.
Выпускник получит возможность научиться:
 осознавать ценность научных исследований, роль физики в расширении представлений
об окружающем мире и ее вклад в улучшение качества жизни;
 использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки
доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически
установленных фактов;
 сравнивать точность измерения физических величин по величине их относительной
погрешности при проведении прямых измерений;
 самостоятельно проводить косвенные измерения и исследования физических величин с
использованием различных способов измерения физических величин, выбирать средства
измерения с учетом необходимой точности измерений, обосновывать выбор способа
измерения, адекватного поставленной задаче, проводить оценку достоверности
полученных результатов;
 воспринимать информацию физического содержания в научно-популярной литературе
и средствах массовой информации, критически оценивать полученную информацию,
анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
 создавать собственные письменные и устные сообщения о физических явлениях на
основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией,
учитывая особенности аудитории сверстников.
Механические явления
Выпускник научится:
 распознавать механические явления и объяснять на основе имеющихся знаний
основные свойства или условия протекания этих явлений: равномерное и неравномерное
движение, равномерное и равноускоренное прямолинейное движение, относительность
механического движения, свободное падение тел, равномерное движение по окружности,
инерция, взаимодействие тел, реактивное движение, передача давления твердыми телами,
жидкостями и газами, атмосферное давление, плавание тел, равновесие твердых тел,
имеющих закрепленную ось вращения, колебательное движение, резонанс, волновое
движение (звук);
 описывать изученные свойства тел и механические явления, используя физические
величины: путь, перемещение, скорость, ускорение, период обращения, масса тела,
плотность вещества, сила (сила тяжести, сила упругости, сила трения), давление, импульс
тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия, механическая работа, механическая
мощность, КПД при совершении работы с использованием простого механизма, сила
трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и скорость ее
распространения; при описании правильно трактовать физический смысл используемых
величин, их обозначения и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную
физическую величину с другими величинами, вычислять значение физической величины;

анализировать свойства тел, механические явления и процессы, используя физические
законы: закон сохранения энергии, закон всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил
(нахождение равнодействующей силы), I, II и III законы Ньютона, закон сохранения
импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда; при этом различать словесную
формулировку закона и его математическое выражение;
 различать основные признаки изученных физических моделей: материальная точка,
инерциальная система отсчета;
 решать задачи, используя физические законы (закон сохранения энергии, закон
всемирного тяготения, принцип суперпозиции сил, I, II и III законы Ньютона, закон
сохранения импульса, закон Гука, закон Паскаля, закон Архимеда) и формулы,
связывающие физические величины (путь, скорость, ускорение, масса тела, плотность
вещества, сила, давление, импульс тела, кинетическая энергия, потенциальная энергия,
механическая работа, механическая мощность, КПД простого механизма, сила трения
скольжения, коэффициент трения, амплитуда, период и частота колебаний, длина волны и
скорость ее распространения): на основе анализа условия задачи записывать краткое
условие, выделять физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения,
проводить расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.
Выпускник получит возможность научиться:
 использовать знания о механических явлениях в повседневной жизни для обеспечения
безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения
здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить
примеры практического использования физических знаний о механических явлениях и
физических законах; примеры использования возобновляемых источников энергии;
экологических последствий исследования космического пространств;
 различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер
фундаментальных законов (закон сохранения механической энергии, закон сохранения
импульса, закон всемирного тяготения) и ограниченность использования частных законов
(закон Гука, Архимеда и др.);
 находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему
как на основе имеющихся знаний по механике с использованием математического
аппарата, так и при помощи методов оценки.
Тепловые явления
Выпускник научится:
 распознавать тепловые явления и объяснять на базе имеющихся знаний основные
свойства или условия протекания этих явлений: диффузия, изменение объема тел при
нагревании (охлаждении), большая сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и
твердых тел; тепловое равновесие, испарение, конденсация, плавление, кристаллизация,
кипение, влажность воздуха, различные способы теплопередачи (теплопроводность,
конвекция, излучение), агрегатные состояния вещества, поглощение энергии при
испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара, зависимость температуры
кипения от давления;
 описывать изученные свойства тел и тепловые явления, используя физические
величины: количество теплоты, внутренняя энергия, температура, удельная теплоемкость
вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования, удельная
теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового двигателя; при
описании правильно трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения
и единицы измерения, находить формулы, связывающие данную физическую величину с
другими величинами, вычислять значение физической величины;
 анализировать свойства тел, тепловые явления и процессы, используя основные
положения атомно-молекулярного учения о строении вещества и закон сохранения
энергии;
 различать основные признаки изученных физических моделей строения газов,


жидкостей и твердых тел;
 приводить примеры практического использования физических знаний о тепловых
явлениях;
 решать задачи, используя закон сохранения энергии в тепловых процессах и формулы,
связывающие физические величины (количество теплоты, температура, удельная
теплоемкость вещества, удельная теплота плавления, удельная теплота парообразования,
удельная теплота сгорания топлива, коэффициент полезного действия теплового
двигателя): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять
физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить
расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.
Выпускник получит возможность научиться:
 использовать знания о тепловых явлениях в повседневной жизни для обеспечения
безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения
здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде; приводить
примеры экологических последствий работы двигателей внутреннего сгорания, тепловых
и гидроэлектростанций;
 различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер
фундаментальных физических законов (закон сохранения энергии в тепловых процессах) и
ограниченность использования частных законов;
 находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему
как на основе имеющихся знаний о тепловых явлениях с использованием математического
аппарата, так и при помощи методов оценки.
Электрические и магнитные явления
Выпускник научится:
 распознавать электромагнитные явления и объяснять на основе имеющихся знаний
основные свойства или условия протекания этих явлений: электризация тел,
взаимодействие зарядов, электрический ток и его действия (тепловое, химическое,
магнитное), взаимодействие магнитов, электромагнитная индукция, действие магнитного
поля на проводник с током и на движущуюся заряженную частицу, действие
электрического поля на заряженную частицу, электромагнитные волны, прямолинейное
распространение света, отражение и преломление света, дисперсия света.
 составлять схемы электрических цепей с последовательным и параллельным
соединением элементов, различая условные обозначения элементов электрических цепей
(источник тока, ключ, резистор, реостат, лампочка, амперметр, вольтметр).
 использовать оптические схемы для построения изображений в плоском зеркале и
собирающей линзе.
 описывать изученные свойства тел и электромагнитные явления, используя физические
величины: электрический заряд, сила тока, электрическое напряжение, электрическое
сопротивление, удельное сопротивление вещества, работа электрического поля, мощность
тока, фокусное расстояние и оптическая сила линзы, скорость электромагнитных волн,
длина волны и частота света; при описании верно трактовать физический смысл
используемых величин, их обозначения и единицы измерения; находить формулы,
связывающие данную физическую величину с другими величинами.
 анализировать свойства тел, электромагнитные явления и процессы, используя
физические законы: закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка цепи,
закон Джоуля-Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения
света, закон преломления света; при этом различать словесную формулировку закона и его
математическое выражение.
 приводить
примеры практического использования физических знаний о
электромагнитных явлениях
 решать задачи, используя физические законы (закон Ома для участка цепи, закон
Джоуля-Ленца, закон прямолинейного распространения света, закон отражения света,

закон преломления света) и формулы, связывающие физические величины (сила тока,
электрическое напряжение, электрическое сопротивление, удельное сопротивление
вещества, работа электрического поля, мощность тока, фокусное расстояние и оптическая
сила линзы, скорость электромагнитных волн, длина волны и частота света, формулы
расчета электрического сопротивления при последовательном и параллельном соединении
проводников): на основе анализа условия задачи записывать краткое условие, выделять
физические величины, законы и формулы, необходимые для ее решения, проводить
расчеты и оценивать реальность полученного значения физической величины.
Выпускник получит возможность научиться:
 использовать знания об электромагнитных явлениях в повседневной жизни для
обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для
сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
приводить примеры влияния электромагнитных излучений на живые организмы;
 различать границы применимости физических законов, понимать всеобщий характер
фундаментальных законов (закон сохранения электрического заряда) и ограниченность
использования частных законов (закон Ома для участка цепи, закон Джоуля-Ленца и др.);
 использовать приемы построения физических моделей, поиска и формулировки
доказательств выдвинутых гипотез и теоретических выводов на основе эмпирически
установленных фактов;
 находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему
как на основе имеющихся знаний об электромагнитных явлениях с использованием
математического аппарата, так и при помощи методов оценки.
Квантовые явления
Выпускник научится:
 распознавать квантовые явления и объяснять на основе имеющихся знаний основные
свойства или условия протекания этих явлений: естественная и искусственная
радиоактивность, α-, β- и γ-излучения, возникновение линейчатого спектра излучения
атома;
 описывать изученные квантовые явления, используя физические величины: массовое
число, зарядовое число, период полураспада, энергия фотонов; при описании правильно
трактовать физический смысл используемых величин, их обозначения и единицы
измерения; находить формулы, связывающие данную физическую величину с другими
величинами, вычислять значение физической величины;
 анализировать квантовые явления, используя физические законы и постулаты: закон
сохранения энергии, закон сохранения электрического заряда, закон сохранения массового
числа, закономерности излучения и поглощения света атомом, при этом различать
словесную формулировку закона и его математическое выражение;
 различать основные признаки планетарной модели атома, нуклонной модели атомного
ядра;
 приводить примеры проявления в природе и практического использования
радиоактивности, ядерных и термоядерных реакций, спектрального анализа.
Выпускник получит возможность научиться:
 использовать полученные знания в повседневной жизни при обращении с приборами и
техническими устройствами (счетчик ионизирующих частиц, дозиметр), для сохранения
здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде;
 соотносить энергию связи атомных ядер с дефектом массы;
 приводить примеры влияния радиоактивных излучений на живые организмы;
понимать принцип действия дозиметра и различать условия его использования;
 понимать экологические проблемы, возникающие при использовании атомных
электростанций, и пути решения этих проблем, перспективы использования управляемого
термоядерного синтеза.
Элементы астрономии

Выпускник научится:
 указывать названия планет Солнечной системы; различать основные признаки
суточного вращения звездного неба, движения Луны, Солнца и планет относительно звезд;
 понимать различия между гелиоцентрической и геоцентрической системами мира;
Выпускник получит возможность научиться:
 указывать общие свойства и отличия планет земной группы и планет-гигантов;
малых тел Солнечной системы и больших планет; пользоваться картой звездного неба при
наблюдениях звездного неба;
 различать основные характеристики звезд (размер, цвет, температура) соотносить
цвет звезды с ее температурой;
 различать гипотезы о происхождении Солнечной системы.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ФИЗИКИ В 7 КЛАССЕ
 понимание и способность объяснять такие физические явления, как свободное падение
тел, атмосферное давление, плавание тел, диффузия, большая сжимаемость газов, малая
сжимаемость жидкостей и твердых тел;
 умения измерять расстояние, промежуток времени, скорость, массу, силу, работу силы,
мощность, кинетическую энергию, потенциальную энергию;
 владение экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного
изучения зависимости пройденного пути от времени, удлинения пружины от приложенной
силы, силы тяжести от массы тела, силы трения скольжения от площади соприкосновения
тел и силы нормального давления, силы Архимеда от объема вытесненной воды;
 понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике:
закон всемирного тяготения, законы Паскаля и Архимеда, закон сохранения энергии;
 понимание принципов действия машин, приборов и технических устройств, с которыми
каждый человек постоянно встречается в повседневной жизни, и способов обеспечения
безопасности при их использовании;
 овладение разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения
неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на основании
использования законов физики;
 умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт,
экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ФИЗИКИ В 8 КЛАССЕ
понимание и способность объяснять такие физические явления, как большая
сжимаемость газов, малая сжимаемость жидкостей и твердых тел, процессы испарения и
плавления вещества, охлаждение жидкости при испарении, изменение внутренней энергии
тела в результате теплопередачи или работы внешних сил, электризация тел, нагревание
проводников электрическим током, отражение и преломление света;
 умения измерять расстояние, промежуток времени, температуру, количество теплоты,
удельную теплоемкость вещества, удельную теплоту плавления вещества, влажность
воздуха, силу электрического тока, электрическое напряжение, электрический заряд,
электрическое сопротивление, фокусное расстояние собирающей линзы, оптическую силу
линзы;
 владение экспериментальными методами исследования в процессе самостоятельного
изучения зависимости силы тока на участке цепи от электрического напряжения,
электрического сопротивления проводника от его длины, площади поперечного сечения и


материала, угла отражения от угла падения света;
 понимание смысла основных физических законов и умение применять их на практике:
закон сохранения энергии, закон сохранения электрического заряда, закон Ома для участка
цепи, закон Джоуля–Ленца;
 понимание принципов действия машин, приборов и технических устройств, с которыми
каждый человек постоянно встречается в повседневной жизни, и способов обеспечения
безопасности при их использовании;
 овладение
разнообразными способами выполнения расчетов для нахождения
неизвестной величины в соответствии с условиями поставленной задачи на основании
использования законов физики;
 умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни (быт,
экология, охрана здоровья, охрана окружающей среды, техника безопасности и др.).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ИЗУЧЕНИЯ КУРСА ФИЗИКИ В 9 КЛАССЕ
В результате изучения физики в 9 классе ученик должен
знать/понимать:
• смысл понятий: физическое явление, физический закон, взаимодействие, электрическое
поле, магнитное поле, волна, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения;
• смысл физических величин: путь, скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа,
мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного
действия;
• смысл физических законов: Ньютона, всемирного тяготения, сохранения импульса и
механической энергии.
уметь:
• описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение,
равноускоренное прямолинейное движение, механические колебания и волны,
электромагнитную индукцию;
• использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения
физических величин: расстояния, промежутка времени, силы;
• представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой
основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения
пружины, силы трения от силы нормального давления, периода колебаний маятника от
длины нити, периода колебаний груза на пружине от массы груза и жесткости пружины;
• выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы (Си);
• приводить примеры практического использования физических знаний о механических,
электромагнитных и квантовых явлениях;
• решать задачи на применение изученных физических законов;
• осуществлять самостоятельный поиск информации естественно-научного содержания с
использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научнопопулярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и
представление в различных формах (словесно, с помощью графиков, математических
символов, рисунков и структурных схем);
• использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни: для обеспечения безопасности в процессе использования
транспортных средств, рационального применения простых механизмов; оценки
безопасности радиационного фона.
Результаты освоения курса физики
Личностные результаты:
• сформирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
учащихся;
• убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного
использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого

общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу
общечеловеческой культуры;
• самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
• мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно
ориентированного подхода;
• формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и
изобретений, результатам обучения.
Метапредметные результаты:
• овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной
деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей
деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
• понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения,
теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными
действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной
проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
• формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в
словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную
информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание
прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с
использованием различных источников и новых информационных технологий для решения
поставленных задач;
• развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и
способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право
другого человека на иное мнение;
• освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими
методами решения проблем;
• формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных релей,
представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Предметные результаты:
• знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание
смысла физических законов. Раскрывающих связь изученных явлений;
• умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить
наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты
измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул,
обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные
результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
• умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические
задачи на применение полученных знаний;
• умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия
важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни,
обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны
окружающей среды;
• формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в
объективности научного знания, высокой ценности науки в развитии материальной и
духовной культуры людей;
• развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать
факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать
и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных
фактов и теоретических моделей физические законы;

• коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в
дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и
другие источники информации
Основное содержание учебного предмета Физика на уровне основного общего
образования
(Примерная ООП ООО, одобрена решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию, протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/151).
1
В редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015 федерального учебно-методического
объединения по общему образованию
Физика и физические методы изучения природы
Физика – наука о природе. Физические тела и явления. Наблюдение и описание
физических явлений. Физический эксперимент. Моделирование явлений и объектов
природы.
Физические величины и их измерение. Точность и погрешность измерений.
Международная система единиц.
Физические законы и закономерности. Физика и техника. Научный метод познания. Роль
физики в формировании естественнонаучной грамотности.
Механические явления
Механическое движение. Материальная точка как модель физического тела.
Относительность механического движения. Система отсчета.Физические величины,
необходимые для описания движения и взаимосвязь между ними (путь, перемещение,
скорость, ускорение, время движения). Равномерное и равноускоренное прямолинейное
движение. Равномерное движение по окружности. Первый закон Ньютона и инерция.Масса
тела. Плотность вещества. Сила. Единицы силы. Второй закон Ньютона. Третий закон
Ньютона. Свободное падение тел. Сила тяжести. Закон всемирного тяготения. Сила
упругости. Закон Гука. Вес тела. Невесомость. Связь между силой тяжести и массой тела.
Динамометр. Равнодействующая сила. Сила трения. Трение скольжения. Трение покоя.
Трение в природе и технике.
Импульс. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Механическая работа.
Мощность. Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия. Превращение одного вида
механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии.
Простые механизмы. Условия равновесия твердого тела, имеющего закрепленную ось
движения. Момент силы. Центр тяжести тела. Рычаг. Равновесие сил на рычаге. Рычаги
в технике, быту и природе. Подвижные и неподвижные блоки. Равенство работ при
использовании простых механизмов («Золотое правило механики»). Коэффициент
полезного действия механизма.
Давление твердых тел. Единицы измерения давления. Способы изменения давления.
Давление жидкостей и газов Закон Паскаля. Давление жидкости на дно и стенки сосуда.
Сообщающиеся сосуды. Вес воздуха. Атмосферное давление. Измерение атмосферного
давления. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных
высотах. Гидравлические механизмы (пресс, насос). Давление жидкости и газа на
погруженное в них тело. Архимедова сила. Плавание тел и судов Воздухоплавание.
Механические колебания. Период, частота, амплитуда колебаний. Резонанс.
Механические волны в однородных средах. Длина волны. Звук как механическая волна.
Громкость и высота тона звука.
Тепловые явления
Строение вещества. Атомы и молекулы. Тепловое движение атомов и молекул.
Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Броуновское движение. Взаимодействие
(притяжение и отталкивание) молекул. Агрегатные состояния вещества. Различие в
строении твердых тел, жидкостей и газов.

Тепловое равновесие. Температура. Связь температуры со скоростью хаотического
движения частиц. Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения
внутренней энергии тела. Теплопроводность. Конвекция. Излучение. Примеры
теплопередачи в природе и технике. Количество теплоты. Удельная теплоемкость.
Удельная теплота сгорания топлива. Закон сохранения и превращения энергии в
механических и тепловых процессах. Плавление и отвердевание кристаллических тел.
Удельная теплота плавления. Испарение и конденсация. Поглощение энергии при
испарении жидкости и выделение ее при конденсации пара. Кипение. Зависимость
температуры кипения от давления. Удельная теплота парообразования и конденсации.
Влажность воздуха. Работа газа при расширении. Преобразования энергии в тепловых
машинах (паровая турбина, двигатель внутреннего сгорания, реактивный двигатель). КПД
тепловой машины. Экологические проблемы использования тепловых машин.
Электромагнитные явления
Электризация физических тел. Взаимодействие заряженных тел. Два рода электрических
зарядов. Делимость электрического заряда. Элементарный электрический заряд. Закон
сохранения электрического заряда. Проводники, полупроводники и изоляторы
электричества. Электроскоп. Электрическое поле как особый вид материи. Напряженность
электрического поля. Действие электрического поля на электрические заряды.
Конденсатор. Энергия электрического поля конденсатора.
Электрический ток. Источники электрического тока. Электрическая цепь и ее составные
части. Направление и действия электрического тока. Носители электрических зарядов в
металлах. Сила тока. Электрическое напряжение. Электрическое сопротивление
проводников. Единицы сопротивления.
Зависимость силы тока от напряжения. Закон Ома для участка цепи. Удельное
сопротивление. Реостаты. Последовательное соединение проводников. Параллельное
соединение проводников.
Работа электрического поля по перемещению электрических зарядов. Мощность
электрического тока. Нагревание проводников электрическим током. Закон Джоуля Ленца. Электрические нагревательные и осветительные приборы. Короткое замыкание.
Магнитное поле. Индукция магнитного поля. Магнитное поле тока. Опыт Эрстеда.
Магнитное поле постоянных магнитов. Магнитное поле Земли. Электромагнит. Магнитное
поле катушки с током. Применение электромагнитов. Действие магнитного поля на
проводник с током и движущуюся заряженную частицу. Сила Ампера и сила Лоренца.
Электродвигатель. Явление электромагнитной индукция. Опыты Фарадея.
Электромагнитные колебания. Колебательный контур. Электрогенератор. Переменный
ток. Трансформатор. Передача электрической энергии на расстояние. Электромагнитные
волны и их свойства. Принципы радиосвязи и телевидения. Влияние электромагнитных
излучений на живые организмы.
Свет – электромагнитная волна. Скорость света. Источники света. Закон
прямолинейного распространение света. Закон отражения света. Плоское зеркало. Закон
преломления света. Линзы. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы. Изображение
предмета в зеркале и линзе. Оптические приборы. Глаз как оптическая система. Дисперсия
света. Интерференция и дифракция света.
Квантовые явления
Строение атомов. Планетарная модель атома. Квантовый характер поглощения и
испускания света атомами. Линейчатые спектры.
Опыты Резерфорда.
Состав атомного ядра. Протон, нейтрон и электрон. Закон Эйнштейна о
пропорциональности массы и энергии. Дефект масс и энергия связи атомных ядер.
Радиоактивность. Период полураспада. Альфа-излучение. Бета-излучение. Гаммаизлучение. Ядерные реакции. Источники энергии Солнца и звезд. Ядерная энергетика.

Экологические проблемы работы атомных электростанций. Дозиметрия. Влияние
радиоактивных излучений на живые организмы.
Строение и эволюция Вселенной
Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы мира. Физическая природа небесных тел
Солнечной системы. Происхождение Солнечной системы. Физическая природа Солнца и
звезд. Строение Вселенной. Эволюция Вселенной. Гипотеза Большого взрыва.
Примерные темы лабораторных и практических работ
Лабораторные работы (независимо от тематической принадлежности) делятся
следующие типы:
1. Проведение прямых измерений физических величин
2. Расчет по полученным результатам прямых измерений зависимого от них параметра
(косвенные измерения).
3. Наблюдение явлений и постановка опытов (на качественном уровне) по обнаружению
факторов, влияющих на протекание данных явлений.
4. Исследование зависимости одной физической величины от другой с представлением
результатов в виде графика или таблицы.
5. Проверка заданных предположений (прямые измерения физических величин и
сравнение заданных соотношений между ними).
6. Знакомство с техническими устройствами и их конструирование.
Любая рабочая программа должна предусматривать выполнение лабораторных работ
всех указанных типов. Выбор тематики и числа работ каждого типа зависит от
особенностей рабочей программы и УМК.
Проведение прямых измерений физических величин
1. Измерение размеров тел.
2. Измерение размеров малых тел.
3. Измерение массы тела.
4. Измерение объема тела.
5. Измерение силы.
6. Измерение времени процесса, периода колебаний.
7. Измерение температуры.
8. Измерение давления воздуха в баллоне под поршнем.
9. Измерение силы тока и его регулирование.
10. Измерение напряжения.
11. Измерение углов падения и преломления.
12. Измерение фокусного расстояния линзы.
13. Измерение радиоактивного фона.
Расчет по полученным результатам прямых измерений зависимого от них
параметра (косвенные измерения)
1. Измерение плотности вещества твердого тела.
2. Определение коэффициента трения скольжения.
3. Определение жесткости пружины.
4. Определение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.
5. Определение момента силы.
6. Измерение скорости равномерного движения.
7. Измерение средней скорости движения.
8. Измерение ускорения равноускоренного движения.
9. Определение работы и мощности.
10. Определение частоты колебаний груза на пружине и нити.
11. Определение относительной влажности.
12. Определение количества теплоты.
13. Определение удельной теплоемкости.
14. Измерение работы и мощности электрического тока.

15. Измерение сопротивления.
16. Определение оптической силы линзы.
17. Исследование зависимости выталкивающей силы от объема погруженной части от
плотности жидкости, ее независимости от плотности и массы тела.
18. Исследование зависимости силы трения от характера поверхности, ее независимости
от площади.
Наблюдение явлений и постановка опытов (на качественном уровне) по
обнаружению факторов, влияющих на протекание данных явлений
1. Наблюдение зависимости периода колебаний груза на нити от длины и
независимости от массы.
2. Наблюдение зависимости периода колебаний груза на пружине от массы и
жесткости.
3. Наблюдение зависимости давления газа от объема и температуры.
4. Наблюдение зависимости температуры остывающей воды от времени.
5. Исследование явления взаимодействия катушки с током и магнита.
6. Исследование явления электромагнитной индукции.
7. Наблюдение явления отражения и преломления света.
8. Наблюдение явления дисперсии.
9. Обнаружение зависимости сопротивления проводника от его параметров и
вещества.
10. Исследование зависимости веса тела в жидкости от объема погруженной части.
11. Исследование зависимости одной физической величины от другой с представлением
результатов в виде графика или таблицы.
12. Исследование зависимости массы от объема.
13. Исследование зависимости пути от времени при равноускоренном движении без
начальной скорости.
14. Исследование зависимости скорости от времени и пути при равноускоренном
движении.
15. Исследование зависимости силы трения от силы давления.
16. Исследование зависимости деформации пружины от силы.
17. Исследование зависимости периода колебаний груза на нити от длины.
18. Исследование зависимости периода колебаний груза на пружине от жесткости и
массы.
19. Исследование зависимости силы тока через проводник от напряжения.
20. Исследование зависимости силы тока через лампочку от напряжения.
21. Исследование зависимости угла преломления от угла падения.
Проверка заданных предположений (прямые измерения физических величин и
сравнение заданных соотношений между ними). Проверка гипотез
1. Проверка гипотезы о линейной зависимости длины столбика жидкости в трубке от
температуры.
2. Проверка гипотезы о прямой пропорциональности скорости при равноускоренном
движении пройденному пути.
3. Проверка гипотезы: при последовательно включенных лампочки и проводника или
двух проводников напряжения складывать нельзя (можно).
4. Проверка правила сложения токов на двух параллельно включенных резисторов.
Знакомство с техническими устройствами и их конструирование
5. Конструирование наклонной плоскости с заданным значением КПД.
6. Конструирование ареометра и испытание его работы.
7. Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках.
8. Сборка электромагнита и испытание его действия.
9. Изучение электрического двигателя постоянного тока (на модели).
10. Конструирование электродвигателя.

11.
12.
13.
14.
15.

Конструирование модели телескопа.
Конструирование модели лодки с заданной грузоподъемностью.
Оценка своего зрения и подбор очков.
Конструирование простейшего генератора.
Изучение свойств изображения в линзах.

Тематическое планирование учебного материала по физике.
Физика 7 класс. (70 часов)
№
п/п

1

2

3

4

Лабораторные
работы, контрольные
работы

Деятельность
учителя с учетом
рабочей программы
воспитания

Физика и физические методы
изучения природы (4 ч)

Лабораторная работа №
1 «Определение цены
деления измерительного прибора»

Первоначальные сведения о
строении вещества (7 ч)

Лабораторная работа №
2 «Измерение размеров
малых тел»,
Контрольная работа №1
по теме
«Первоначальные
сведения о строении
вещества»

- устанавливать
доверительные
отношения между
учителем и
обучающимся,
способствующих
позитивному
восприятию
учащимся требований
и просьб учителя;

Наименование раздела,
количество часов учебного
времени

Взаимодействие тел (21 ч)

Давление твердых тел,
жидкостей и газов (17 ч)

Лабораторная работа №
3 «Измерение массы на
рычажных весах»,
Лабораторная работа №
4 «Измерение объема
тела»
Лабораторная работа №
5 «Определение
плотности твердого
тела»
Лабораторная работа №
6 «Градуирование
пружины и измерение
сил динамометром»
Контрольная работа №2
по теме
«Взаимодействие тел».
Промежуточная
диагностика по итогам
полугодия
Лабораторная работа №
7 «Определение
выталкивающей силы,
действующей на
погруженное в
жидкость тело»
Лабораторная работа №
8 «Выяснение условий

- побуждать
обучающихся
соблюдать на уроке
общепринятые нормы
поведения, правила
общения со старшими
(учителями) и
сверстниками;
- строить
воспитательную
деятельность с
учетом культурных
различий детей,
половозрастных и
индивидуальных
особенностей;
- сотрудничать с
другими педагогами
и другими
специалистами в
решении
воспитательных
задач;
- защищать
достоинство и
интересы
обучающихся,
помогать детям,
оказавшимся в
конфликтной

5

6

Работа и мощность. Энергия (15
ч)

Обобщающее повторение (6 ч)

плавания тел в
жидкости»
Контрольная работа №3
по теме «Давление
твердых тел, жидкостей
и газов»

- организовывать
экскурсии, походы и
экспедиции и т.п.;

Лабораторная работа №
9 «Условия равновесия
рычага»

- анализировать
реальное состояние
дел в учебном
классе/группе;

Контрольная работа №4
по теме «Работа и мощность. Энергия»
Итоговая контрольная
работа №5.
Промежуточная
диагностика по итогам
года

ситуации и/или
неблагоприятных
условиях;

- поддерживать в
детском коллективе
деловую,
дружелюбную
атмосферу.

Тематическое планирование учебного материала по физике на 2022-2023
год
Физика 7 класс. (68 часов)
№
п/п

1

2

3

4

Лабораторные
работы, контрольные
работы

Деятельность
учителя с учетом
рабочей программы
воспитания

Физика и физические методы
изучения природы (4 ч)

Лабораторная работа №
1 «Определение цены
деления измерительного прибора»

Первоначальные сведения о
строении вещества (7 ч)

Лабораторная работа №
2 «Измерение размеров
малых тел»,
Контрольная работа №1
по теме
«Первоначальные
сведения о строении
вещества»

- устанавливать
доверительные
отношения между
учителем и
обучающимся,
способствующих
позитивному
восприятию
учащимся требований
и просьб учителя;

Наименование раздела,
количество часов учебного
времени

Взаимодействие тел (21 ч)

Давление твердых тел,
жидкостей и газов (17 ч)

Лабораторная работа №
3 «Измерение массы на
рычажных весах»,
Лабораторная работа №
4 «Измерение объема
тела»
Лабораторная работа №
5 «Определение
плотности твердого
тела»
Лабораторная работа №
6 «Градуирование
пружины и измерение
сил динамометром»
Контрольная работа №2
по теме
«Взаимодействие тел».
Промежуточная
диагностика по итогам
полугодия
Лабораторная работа №
7 «Определение
выталкивающей силы,
действующей на
погруженное в
жидкость тело»
Лабораторная работа №
8 «Выяснение условий

- побуждать
обучающихся
соблюдать на уроке
общепринятые нормы
поведения, правила
общения со старшими
(учителями) и
сверстниками;
- строить
воспитательную
деятельность с
учетом культурных
различий детей,
половозрастных и
индивидуальных
особенностей;
- сотрудничать с
другими педагогами
и другими
специалистами в
решении
воспитательных
задач;
- защищать
достоинство и
интересы
обучающихся,
помогать детям,
оказавшимся в
конфликтной

5

6

Работа и мощность. Энергия (15
ч)

Обобщающее повторение (4 ч)

плавания тел в
жидкости»
Контрольная работа №3
по теме «Давление
твердых тел, жидкостей
и газов»

- организовывать
экскурсии, походы и
экспедиции и т.п.;

Лабораторная работа №
9 «Условия равновесия
рычага»

- анализировать
реальное состояние
дел в учебном
классе/группе;

Контрольная работа №4
по теме «Работа и мощность. Энергия»
Итоговая контрольная
работа №5.
Промежуточная
диагностика по итогам
года

ситуации и/или
неблагоприятных
условиях;

- поддерживать в
детском коллективе
деловую,
дружелюбную
атмосферу.

Тематическое планирование учебного материала по физике.
8 класс. (70 часов)

№ п/п

Наименование раздела, количество часов учебного времени

1

Повторение (2 часа)

2

Тепловые явления (10 часов)

Лабораторные рабо
контрольные рабо

Лабораторная работа
"Сравнение количеств теп
смешивании
воды
температуры", Лаборатор
№
2
"Измерение
теплоемкости твердого те
Лабораторная работа

Изменение агрегатных состояний вещества (11 часов)
3

4

Электрические явления (27 часов)

Электромагнитные явления (5 часов).
5

Световые явления (9 часов).

6

Обобщающее повторение (6 часов).
7

"Сравнение количеств теп
смешивании
воды
температуры", Лаборатор
№
2
"Измерение
теплоемкости
твердого
Лабораторная
работ
«Измерение влажности во
Контрольная работа №
«Тепловые явления»
Контрольная работа № 2
«Изменение агрегатных с
вещества»

Лабораторная работа № 4
электрической цепи и изм
силы тока»,
Лабораторная работа № 5
"Измерение напряжения н
различных участках элект
цепи",
Лабораторная работа № 6
"Регулирование силы тока
реостатом»,
Лабораторная работа № 7
«Измерение сопротивлени
проводника при помощи
амперметра и вольтметра»
Лабораторная работа «8
«Измерение мощности и р
тока в электрической цепи
Контрольная работа №3 п
«Расчет сопротивления, си
и напряжения на участке ц

Лабораторная работа №9
электромагнита и испытан
действия»
Лабораторная работа № 1
«Изучение электрическог
двигателя постоянного то
Лабораторная работа №11
«Получение изображений
помощью собирающей ли
Контрольная работа № 4 п
«Построение изображений
оптических системах, объ
оптических явлений»
Итоговая контрольная раб
«Тепловые, электрические
магнитные и световые явл

Тематическое планирование учебного материала по физике на 2022-2023
год
Физика 8 класс. (68 часов)
№ п/п

Наименование раздела, количество часов учебного времени

1

Повторение (2 часа)

2

Тепловые явления (10 часов)

Изменение агрегатных состояний вещества (11 часов)
3

4

Электрические явления (27 часов)

Лабораторные рабо
контрольные рабо

Лабораторная работа
"Сравнение количеств теп
смешивании
воды
температуры", Лаборатор
№
2
"Измерение
теплоемкости твердого те
Лабораторная работа
"Сравнение количеств теп
смешивании
воды
температуры", Лаборатор
№
2
"Измерение
теплоемкости
твердого
Лабораторная
работ
«Измерение влажности во
Контрольная работа №
«Тепловые явления»
Контрольная работа № 2
«Изменение агрегатных с
вещества»

Лабораторная работа № 4
электрической цепи и изм
силы тока»,
Лабораторная работа № 5
"Измерение напряжения н
различных участках элект
цепи",
Лабораторная работа № 6
"Регулирование силы тока
реостатом»,
Лабораторная работа № 7
«Измерение сопротивлени
проводника при помощи
амперметра и вольтметра»
Лабораторная работа «8
«Измерение мощности и р
тока в электрической цепи

Контрольная работа №3 п
«Расчет сопротивления, си
и напряжения на участке ц
Электромагнитные явления (5 часов).
5

Световые явления (9 часов).

6

Обобщающее повторение (4 часов).
7

Лабораторная работа №9
электромагнита и испытан
действия»
Лабораторная работа № 1
«Изучение электрическог
двигателя постоянного то
Лабораторная работа №11
«Получение изображений
помощью собирающей ли
Контрольная работа № 4 п
«Построение изображений
оптических системах, объ
оптических явлений»
Итоговая контрольная раб
«Тепловые, электрические
магнитные и световые явл

Тематическое планирование учебного материала по физике.
Физика. 9 класс. (105 часов)
№
п/п

Наименование раздела,
количество часов учебного
времени

1

Повторение (3 часа)

Лабораторные работы,
контрольные работы

Лабораторная работа №1
«Исследование
равноускоренного
движения без начальной
скорости»,
2

Законы движения и
взаимодействия тел (42
часа).

Контрольная работа №1
по теме «Законы движения
тел»,
Лабораторная работа №2
«Измерение жесткости
пружины».
Лабораторная работа №3
«Измерение коэффициента
трения скольжения»,

Деятельность
учителя с учетом
рабочей программы
воспитания
- устанавливать
доверительные
отношения между
учителем и
обучающимся,
способствующих
позитивному
восприятию учащимся
требований и просьб
учителя;
- побуждать
обучающихся
соблюдать на уроке
общепринятые нормы
поведения, правила

3

Механические колебания и
волны. Звук. (12 часов).

Контрольная работа №2
по теме "Законы движения
и взаимодействия тел"

общения со старшими
(учителями) и
сверстниками;

Лабораторная работа №4
«Исследование периода и
частоты свободных
колебаний маятника от
длины нити»,

- строить
воспитательную
деятельность с учетом
культурных различий
детей, половозрастных
и индивидуальных
особенностей;

Контрольная работа № 3
по теме "Механические
колебания и волны. Звук"
4

Электромагнитное поле (18
часов)

Контрольная работа № 4
по теме
"Электромагнитное поле"

- сотрудничать с
другими педагогами и
другими
специалистами в
решении
воспитательных задач;

Лабораторная работа №5
«Изучение деления ядра
атома урана по
фотографии треков»

5

Строение атома и атомного
ядра. Атомная энергия (15
часов)

6

Строение и эволюция
Вселенной (4 часа).

- защищать
достоинство и
интересы
обучающихся,
Лабораторная работа № 6
помогать детям,
«Изучение треков
оказавшимся в
заряженных частиц по
конфликтной ситуации
готовым фотографиям»
и/или
неблагоприятных
Контрольная работа № 5
условиях;
по теме «Строение атома и
атомного ядра. Атомная
- организовывать
энергия»
экскурсии, походы и
экспедиции и т.п.;
Итоговая контрольная
работа

7

Обобщающее повторение
(11 часов)

- анализировать
реальное состояние
дел в учебном
классе/группе;
- поддерживать в
детском коллективе
деловую,
дружелюбную
атмосферу.

Тематическое планирование учебного материала по физике на 2022-2023
год
Физика. 9 класс. (102 часа)

№
п/п

Наименование раздела,
количество часов учебного
времени

1

Повторение (3 часа)

Лабораторные работы,
контрольные работы

Лабораторная работа №1
«Исследование
равноускоренного
движения без начальной
скорости»,

2

3

Законы движения и
взаимодействия тел (42
часа).

Механические колебания и
волны. Звук. (12 часов).

Контрольная работа №1
по теме «Законы движения
тел»,
Лабораторная работа №2
«Измерение жесткости
пружины».
Лабораторная работа №3
«Измерение коэффициента
трения скольжения»,
Контрольная работа №2
по теме "Законы движения
и взаимодействия тел"
Лабораторная работа №4
«Исследование периода и
частоты свободных
колебаний маятника от
длины нити»,
Контрольная работа № 3
по теме "Механические
колебания и волны. Звук"

4

Электромагнитное поле (18
часов)

Контрольная работа № 4
по теме
"Электромагнитное поле"
Лабораторная работа №5
«Изучение деления ядра
атома урана по
фотографии треков»

5

Строение атома и атомного
ядра. Атомная энергия (15
часов)

Лабораторная работа № 6
«Изучение треков
заряженных частиц по
готовым фотографиям»
Контрольная работа № 5
по теме «Строение атома и
атомного ядра. Атомная
энергия»

Деятельность
учителя с учетом
рабочей программы
воспитания
- устанавливать
доверительные
отношения между
учителем и
обучающимся,
способствующих
позитивному
восприятию учащимся
требований и просьб
учителя;
- побуждать
обучающихся
соблюдать на уроке
общепринятые нормы
поведения, правила
общения со старшими
(учителями) и
сверстниками;
- строить
воспитательную
деятельность с учетом
культурных различий
детей, половозрастных
и индивидуальных
особенностей;
- сотрудничать с
другими педагогами и
другими
специалистами в
решении
воспитательных задач;
- защищать
достоинство и
интересы
обучающихся,
помогать детям,
оказавшимся в
конфликтной ситуации
и/или
неблагоприятных
условиях;

6

Строение и эволюция
Вселенной (4 часа).
Итоговая контрольная
работа

7

Обобщающее повторение (8
часов)

- организовывать
экскурсии, походы и
экспедиции и т.п.;
- анализировать
реальное состояние
дел в учебном
классе/группе;
- поддерживать в
детском коллективе
деловую,
дружелюбную
атмосферу.


Наверх

сведения образовательной организации

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».