Актуальные вопросы обществознания 9 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу «Актуальные вопросы обществознания»
9 класс
с изменениями от 31.08.2021г.
(основание: приказ от 31.08.2021г. №01-10/212 «О внесении изменений в Основную
образовательную программу МАОУ СОШ №2»)

Разработчики программы:
Ершова А.Г.
учитель истории и обществознания

Алапаевск
2021

Планируемые результаты освоения курса обществознания
Личностные результаты освоения основной образовательной программы.
1. Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к
прошлому

и

настоящему

многонационального

народа

России,

чувство

ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина
России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов
России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского
народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры
своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и
человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой,
сопричастность истории народов и государств, находившихся на территории
современной

России);

интериоризация

гуманистических,

демократических

и

традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное,
уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии,
традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
2. Готовность

и

способность

обучающихся

к

саморазвитию

и

самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и
способность

осознанному

выбору

и

построению

дальнейшей

индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире
профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых
познавательных интересов.
3. Развитое
моральных

моральное

проблем

нравственных

чувств

на
и

сознание

основе

и

компетентность

личностного

нравственного

выбора,

поведения,

в

решении

формирование
осознанного

и

ответственного отношения к собственным поступкам (способность к
нравственному самосовершенствованию;

веротерпимость, уважительное

отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию;
знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых
в культурных традициях народов России, готовность на их основе к

сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном
потребительстве; сформированность представлений об основах светской
этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и
истории России и человечества, в становлении гражданского общества и
российской государственности; понимание значения нравственности, веры и
религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность
ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду,
наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения
семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни,
уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
4. Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего
современному

уровню

развития

науки

и

общественной

практики,

учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира.
5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому
человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере,
гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с
другими людьми и достигать в нем взаимопонимания (идентификация
себя как полноправного субъекта общения, готовность к
конструированию образа партнера по диалогу, готовность к
конструированию образа допустимых способов диалога, готовность к
конструированию процесса диалога как конвенционирования
интересов, процедур, готовность и способность к ведению
переговоров).
6. Освоенность социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном
самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций
с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических
особенностей (формирование готовности к участию в процессе упорядочения
социальных связей и отношений, в которые включены и которые формируют
сами учащиеся; включенность в непосредственное гражданское участие,
готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного
объединения, продуктивно взаимодействующего с социальной средой и
социальными институтами; идентификация себя в качестве субъекта

социальных

преобразований,

освоение

компетентностей

в

сфере

организаторской деятельности; интериоризация ценностей созидательного
отношения к окружающей действительности, ценностей социального
творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности,
самореализации

в

группе

равноправного

партнера,

и

организации,
формирование

ценности

«другого»

компетенций

как

анализа,

проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений, способов
взаимовыгодного

сотрудничества,

способов

реализации

собственного

лидерского потенциала).
7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа
жизни; интериоризация правил индивидуального и коллективного
безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих
жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на
дорогах.
8. Развитость эстетического сознания через освоение художественного
наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического
характера

(способность

понимать

художественные

произведения,

отражающие разные этнокультурные традиции; сформированность основ
художественной культуры обучающихся как части их общей духовной
культуры, как особого способа познания жизни и средства организации
общения; эстетическое, эмоционально-ценностное видение окружающего
мира;

способность

к

эмоционально-ценностному

освоению

мира,

самовыражению и ориентации
в художественном и нравственном пространстве культуры; уважение к
истории культуры своего Отечества, выраженной в том числе в понимании
красоты

человека;

потребность

в

общении

с

художественными

произведениями, сформированность активного отношения к традициям
художественной культуры как смысловой, эстетической и личностнозначимой ценности).
9.

Сформированность

основ

экологической

культуры,

соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие
опыта

экологически

ориентированной

рефлексивно-оценочной

и

практической

деятельности

в

жизненных

ситуациях

(готовность

к

исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к
художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в
том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности).
Метапредметные результаты освоения ООП
Метапредметные результаты, включают освоенные обучающимися
межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные,
познавательные, коммуникативные).
Межпредметные понятия
Условием формирования межпредметных понятий, например таких как
система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез, является овладение
обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков
работы с информацией, участие в проектной деятельности. В основной
школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и
развитию основ читательской компетенции. Обучающиеся овладеют
чтением

как

средством

осуществления

своих

дальнейших

планов:

продолжения образования и самообразования, осознанного планирования
своего актуального и перспективного круга чтения, в том числе досугового,
подготовки к трудовой и социальной деятельности. У выпускников будет
сформирована потребность в

систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире,
гармонизации отношений человека и общества, создании образа «потребного
будущего».
При

изучении

учебных

предметов

обучающиеся

усовершенствуют

приобретённые на первом уровне навыки работы с информацией и пополнят их.
Они

смогут

работать

с

текстами,

преобразовывать

и

интерпретировать

содержащуюся в них информацию, в том числе:
• систематизировать,

сопоставлять,

анализировать,

обобщать

и

интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных
объектах;
• выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое
свёртывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой
словесной форме (в виде плана или тезисов) и в наглядно-символической форме (в
виде таблиц,
графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм,
опорных конспектов);
• заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты.
В ходе изучения всех учебных предметов обучающиеся приобретут опыт
проектной деятельности как особой формы учебной работы, способствующей
воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению
мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного
замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей
задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределённости.
Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов
решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее
приемлемого решения.
В соответствии ФГОС ООО выделяются три группы универсальных учебных
действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Регулятивные УУД
1. Умение

самостоятельно

определять

цели

обучения,

ставить

и

формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать
мотивы и интересы своей познавательной деятельности.

Обучающийся сможет:
 анализировать существующие и планировать будущие образовательные
результаты;

 идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

 выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы,
предвосхищать конечный результат;
 ставить

цель

деятельности

на

основе

определенной

проблемы

и

существующих возможностей;

 формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели
деятельности;

 обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности,
указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:
 определять необходимые действие(я) в соответствии с учебной и
познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

 обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов
решения учебных и познавательных задач;

 определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для
выполнения учебной и познавательной задачи;

 выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять
целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая
и обосновывая логическую последовательность шагов);

 выбирать из предложенных вариантов и

самостоятельно

искать

средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

 составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения
исследования);

 определять

потенциальные

затруднения

при

решении

познавательной задачи и находить средства для их устранения;


учебной

и

 описывать свой опыт, оформляя его для передачи другим людям в виде
технологии решения практических задач определенного класса;

 планировать и корректировать свою индивидуальную образовательную
траекторию.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
Обучающийся сможет:
 определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых
результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

 систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии
планируемых результатов и оценки своей деятельности;

 отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять
самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

 оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или
отсутствия планируемого результата;

 находить достаточные средства для выполнения учебных действий в
изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

 работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на
основе

анализа

изменений

ситуации

для

получения

запланированных

характеристик продукта/результата;

 устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и
характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать
изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик
продукта;

 сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки
самостоятельно.
4. Умение

оценивать

правильность

выполнения

учебной

задачи,

собственные возможности ее решения.
Обучающийся сможет:
 определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной
задачи;



 анализировать

и

обосновывать

применение

соответствующего

инструментария для выполнения учебной задачи;

 свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки,
исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;
 оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно
определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

 обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки
своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

 фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных
результатов.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной.
Обучающийся сможет:
 наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную
деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

 соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной
образовательной деятельности и делать выводы;

 принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

 самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и
находить способы выхода из ситуации неуспеха;

 ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи
или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной
деятельности;

 демонстрировать

приемы

регуляции

психофизиологических/

эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения
эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений
утомления),

эффекта

активизации

(повышения

психофизиологической

реактивности).
Познавательные УУД
6. Умение определять
аналогии,
классифицировать,

понятия,

самостоятельно

создавать

выбирать

обобщения,

основания

и

устанавливать

критерии

для

классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое

рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать
выводы.
Обучающийся сможет:
 подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его
признаки


и свойства;

 выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и
соподчиненных ему слов;

 выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и
объяснять их сходство;

 объединять предметы и явления в группы по определенным признакам,
сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
 выделять явление из общего ряда других явлений;
 определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи
между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть
причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;
 строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от
частных явлений к общим закономерностям;

 строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя
при этом общие признаки;

 излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте
решаемой

задачи;

 самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке,
предлагать и применять способ проверки достоверности информации;


 вербализовать эмоциональное впечатление, оказанное на него источником;
 объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе

познавательной и исследовательской деятельности (приводить объяснение с
изменением формы представления; объяснять, детализируя или обобщая; объяснять
с заданной точки зрения);

 выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные
/
наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины,
самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

 делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения,
подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными
данными.
7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели
и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Обучающийся сможет:


 обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
 определять логические связи между предметами и/или явлениями,

обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

 создавать абстрактный или реальный образ предмета и/или явления;

 строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа ее решения;

 создавать вербальные, вещественные и информационные модели с
выделением существенных характеристик объекта для определения способа
решения задачи в соответствии с ситуацией;

 преобразовывать модели с целью

выявления

общих

законов,

определяющих данную предметную область;


переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию
изграфического или формализованного (символьного) представления в текстовое, и
наоборот;
 строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать
неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому
применяется алгоритм;

 строить доказательство: прямое, косвенное, от противного;

 анализировать/рефлексировать опыт разработки и реализации учебного
проекта,
исследования

(теоретического,

эмпирического)

на

основе

предложенной

проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки
продукта/результата.
8. Смысловое чтение.
Обучающийся сможет:
 находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей

деятельности);

 ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста,

структурировать текст;



 устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
 резюмировать главную идею текста;
 преобразовывать

текст,

«переводя»

его

в

другую

модальность,

интерпретировать текст (художественный и нехудожественный – учебный, научнопопулярный,
информационный, текст non-fiction);
 критически оценивать содержание и форму текста.
9. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять
его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации.
Обучающийся сможет:


 определять свое отношение к природной среде;
 анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых

организмов;

 проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;

 прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на
действие другого фактора;

 распространять экологические знания и участвовать в практических делах
по защите окружающей среды
выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели,
проектные работы.
10. Развитие мотивации к овладению культурой активного использования
словарей и других поисковых систем.
Обучающийся сможет:



 определять необходимые ключевые поисковые слова и запросы;
 осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами,
словарями;
 формировать множественную выборку из поисковых источников для
объективизации результатов поиска;
 соотносить полученные результаты поиска со своей деятельностью.
Коммуникативные УУД

11.

Умение

организовывать

учебное

сотрудничество

и

совместную

деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:
находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и
учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение.
Обучающийся сможет:



 определять возможные роли в совместной деятельности;
 играть определенную роль в совместной деятельности;
 принимать позицию собеседника, понимая позицию другого, различать в

его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы,
аксиомы,
теории;
 определять свои действия и действия партнера, которые способствовали
или препятствовали продуктивной коммуникации;


строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной
деятельности;
 корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии
уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение
механизмом эквивалентных замен);

 критически относиться к

собственному

мнению,

с

достоинством

признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

 предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;

 выделять общую точку зрения в дискуссии;


договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с
поставленной перед группой задачей 
 организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие
цели,
распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.);
 устранять в рамках диалога разрывы в коммуникации, обусловленные
непониманием/неприятием со стороны собеседника задачи, формы или содержания
диалога.

12.

Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с

задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной
речью, монологической контекстной речью.
Обучающийся сможет:
 определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать
речевые


средства;

 отбирать и использовать речевые средства в процессе коммуникации с

другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);

 представлять в устной или письменной форме развернутый план
собственной деятельности;

 соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в
соответствии с коммуникативной задачей;

 высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение
партнера

в рамках диалога;


 принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;
 создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с

использованием необходимых речевых средств;

 использовать вербальные средства (средства логической связи) для
выделения смысловых блоков своего выступления;

 использоватьневербальныесредстваилинаглядныематериалы,
подготовленные/отобранные под руководством учителя;
 делать

оценочный

вывод

о

достижении

цели

коммуникации

непосредственно после завершения коммуникативного контакта и обосновывать
его.
13.

Формирование и развитие компетентности в области использования

информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ).
Обучающийся сможет:
 целенаправленноискатьииспользоватьинформационныересурсы,
необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

 выбирать, строить и использовать адекватную информационную модель
для передачи своих мыслей средствами естественных и формальных языков в
соответствии с условиями коммуникации;

 выделять информационный аспект

задачи,

оперировать

данными,

использовать модель решения задачи;

 использовать компьютерные технологии (включая выбор адекватных
задаче инструментальных программно-аппаратных средств и сервисов) для
решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе:
вычисление,
написание писем, сочинений, докладов, рефератов, создание презентаций и др.;


 использовать информацию с учетом этических и правовых норм;
 создавать информационные
аудиторий,

ресурсы

разного

типа

и

для

разных

соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

Предметные результаты.
Человек. Деятельность человека
Выпускник научится:
 использовать знания о биологическом и социальном в человеке для
характеристики его природы;

 характеризовать основные

возрастные

периоды

жизни

человека,

особенности подросткового возраста;

 в модельных и реальных ситуациях выделять сущностные характеристики
и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности
человека;

 характеризовать и иллюстрировать конкретными примерами группы
потребностей человека;

 приводить примеры основных видов деятельности человека;

 выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций,
связанных с различными способами разрешения межличностных конфликтов;
выражать

собственное

отношение

межличностных конфликтов.

к

различным

способам

разрешения

Выпускник получит возможность научиться:
 выполнять несложные практические задания, основанные на ситуациях,
связанных с деятельностью человека;
 оценивать роль деятельности в жизни человека и общества;
 оценивать последствия удовлетворения мнимых потребностей,
примерах

показывать

опасность

угрожающих здоровью;

 использовать
элементы

удовлетворения

мнимых

причинно-следственного

на

потребностей,
анализа

при

характеристике межличностных конфликтов;

 моделировать возможные последствия позитивного и негативного
воздействия группы на человека, делать выводы.
Общество
Выпускник научится:
 демонстрировать

на

примерах

взаимосвязь

природы

и

общества,

раскрывать роль природы в жизни человека;

 распознавать на основе приведенных данных основные типы обществ;

 характеризовать движение от одних форм общественной жизни
другим;

к

оценивать социальные явления с позиций общественного прогресса;
 различать экономические, социальные, политические, культурные явления
и процессы общественной жизни;

 выполнять несложные познавательные

и

практические

задания,

основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества;

 характеризовать экологический кризис как глобальную проблему
человечества,
раскрывать причины экологического кризиса;
 на основе полученных знаний выбирать в предлагаемых модельных
ситуациях и осуществлять на практике экологически рациональное поведение;

 раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на
общество

и личность;
 конкретизировать примерами опасность международного терроризма.
Выпускник получит возможность научиться:

 наблюдать и характеризовать явления и события, происходящие в
различных сферах общественной жизни;

 выявлять причинно-следственные

связи

общественных

явлений

и

характеризовать основные направления общественного развития;

 осознанно содействовать защите природы.
Социальные нормы
Выпускник научится:
 раскрывать роль социальных норм как регуляторов общественной жизни и
поведения человека;

 различать отдельные виды социальных норм;

 характеризовать основные нормы морали;

 критически
осмысливать
информацию
характера,

морально-нравственного

полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать
полученные данные; применять полученную информацию для определения
собственной позиции, для соотнесения своего поведения и поступков других людей
с нравственными ценностями;
 раскрывать

сущность

патриотизма,

гражданственности;

приводить

примеры проявления этих качеств из истории и жизни современного общества;

 характеризовать специфику норм права;

 сравнивать нормы морали и права, выявлять их общие черты и особенности;

 раскрывать сущность процесса социализации личности;

 объяснять причины отклоняющегося поведения;

 описывать
негативные
последствия
наиболее
опасных
форм
отклоняющегося поведения.
Выпускник получит возможность научиться:
 использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания
влияния моральных устоев на развитие общества и человека;

 оценивать социальную значимость здорового образа жизни.
Сфера духовной культуры
Выпускник научится:
 характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры, выражать
свое мнение о явлениях культуры;







 описывать явления духовной культуры;
 объяснять причины возрастания роли науки в современном мире;
 оценивать роль образования в современном обществе;
 различать уровни общего образования в России;
 находить и извлекать социальную информацию о достижениях и

проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа;

 описывать духовные ценности российского народа и выражать собственное
отношение к ним;


 объяснять необходимость
условиях;

непрерывного

образования

в

современных

 учитывать общественные потребности при выборе направления своей

будущей профессиональной деятельности;

 раскрывать роль религии в современном обществе;

 характеризовать особенности искусства как формы духовной культуры.
Выпускник получит возможность научиться:
 описывать процессы создания, сохранения, трансляции и усвоения
достижений культуры;

 характеризовать

основные

направления

развития

отечественной

культуры в современных условиях;

 критически воспринимать сообщения и рекламу в СМИ и Интернете о
таких направлениях массовой культуры, как шоу-бизнес и мода.
Социальная сфера
Выпускник научится:
 описывать

социальную

структуру

в

обществах

разного

типа,

характеризовать основные социальные общности и группы;

 объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;

 характеризовать ведущие направления социальной политики Российского
государства;

 выделять параметры, определяющие социальный статус личности;

 приводить примеры предписанных и достигаемых статусов;

 описывать основные социальные роли подростка;

 конкретизировать примерами процесс социальной мобильности;

 характеризовать межнациональные отношения в современном мире;



 объяснять причины межнациональных конфликтов и основные пути их

разрешения;

 характеризовать, раскрывать на конкретных примерах основные функции
семьи

в обществе;


 раскрывать основные роли членов семьи;
 характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни; осознанно

выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни;
 выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций,
связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов. Выражать
собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов.
Выпускник получит возможность научиться:
 раскрывать понятия «равенство» и «социальная справедливость» с
позиций историзма;

 выражать и обосновывать собственную позицию по актуальным
проблемам молодежи;

 выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций,
связанных с различными способами разрешения семейных конфликтов; выражать
собственное отношение к различным способам разрешения семейных конфликтов;

 формировать положительное отношение к необходимости соблюдать
здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с
требованиями безопасности жизнедеятельности;

 использовать
элементы
причинно-следственного

анализа

при

характеристике семейных конфликтов;

 находить и извлекать социальную информацию о государственной
семейной политике из адаптированных источников различного типа.
Политическая сфера жизни общества
Выпускник научится:


 объяснять роль политики в жизни общества;
 различать и сравнивать различные формы правления, иллюстрировать их

примерами;

 давать
характеристику
устройства;

формам

государственно-территориального



 различать различные
основные

типы

политических

режимов,

раскрывать

их


признаки;

 раскрывать на конкретных примерах основные черты и принципы
демократии;

 называть признаки политической партии, раскрывать их на конкретных
примерах;

 характеризовать различные формы участия граждан в политической жизни.
Выпускник получит возможность научиться:
 осознавать значение гражданской активности и патриотической позиции в
укреплении нашего государства;
 соотносить различные оценки политических событий и процессов и
делать обоснованные выводы.
Гражданин и государство
Выпускник научится:
 характеризовать государственное устройство Российской Федерации,
называть органы государственной власти страны, описывать их полномочия и
компетенцию;

 объяснять порядок формирования органов государственной власти РФ;

 раскрывать достижения российского народа;

 объяснять и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданство»;

 называть и иллюстрировать примерами основные права и свободы
граждан,
гарантированные Конституцией РФ;


 осознавать значение
государства;

патриотической

позиции

в

укреплении

нашего

 характеризовать конституционные обязанности гражданина.
Выпускник получит возможность научиться:
 аргументированно обосновывать влияние происходящих в обществе

изменений на положение России в мире;

 использовать знания и умения для формирования способности уважать
права других людей, выполнять свои обязанности гражданина РФ.
Основы российского законодательства
Выпускник научится:







 характеризовать систему российского законодательства;
 раскрывать особенности гражданской дееспособности несовершеннолетних;
 характеризовать гражданские правоотношения;
 раскрывать смысл права на труд;
 объяснять роль трудового договора;
 разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в

трудовых отношениях;

 характеризовать права и обязанности супругов, родителей, детей;

 характеризовать
особенности
уголовного
права
и
уголовных
правоотношений;

 конкретизировать примерами виды преступлений и наказания за них;

 характеризовать специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;

 раскрывать связь права на образование и обязанности получить образование;

анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими,
семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях
определять признаки правонарушения, проступка, преступления;
 исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав
и интересов детей, оставшихся без попечения родителей;

 находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера,
полученную

из

доступных

источников,

систематизировать,

анализировать

полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения
собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения,
установленными законом.
Выпускник получит возможность научиться:
 на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых
модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного
социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;

 оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный
возможный вклад в их становление и развитие;

 осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми
способами и средствами.
Экономика

Выпускник научится:


 объяснять проблему ограниченности экономических ресурсов;
 различать

основных

участников

экономической

деятельности:

производителей и потребителей, предпринимателей и наемных работников;
раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;

 раскрывать факторы, влияющие на производительность труда;

 характеризовать основные экономические системы, экономические явления
и процессы, сравнивать их; анализировать и систематизировать полученные данные
об экономических системах;

 характеризовать механизм

рыночного

регулирования

экономики;

анализировать действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции;

 объяснять роль государства в регулировании рыночной экономики;
анализировать структуру бюджета государства;


 называть и конкретизировать примерами виды налогов;

 характеризовать функции денег и их роль в экономике
раскрывать социально-экономическую роль и функции предпринимательства;

 анализировать информацию об экономической жизни общества из
адаптированных

источников

различного

типа;

анализировать

несложные

статистические данные, отражающие экономические явления и процессы;

 формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся
отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические
знания и личный опыт; использовать полученные знания при анализе фактов
поведения участников

экономической деятельности;

оценивать

этические

нормы

трудовой

и

предпринимательской деятельности;

 раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;

 характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного

бюджета;

 использовать полученные знания при анализе фактов поведения
участников экономической деятельности;

 обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха.
Выпускник получит возможность научиться:

 анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую
информацию, получаемую из неадаптированных источников;

 выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с
описанием состояния российской экономики;

 анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся
практики и модели поведения потребителя;

 решать с опорой на полученные

знания познавательные

задачи,

отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;

 грамотно применять полученные знания для определения экономически
рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

 сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально
распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный
бюджет.
Содержание факультативного курса
Особенности ГИА по обществознанию. Кодификатор. Спецификатор.
Система оценивания. Демоверсия ГИА. 1 ч.
Раздел I. Человек и общество 5 ч.
Человек и общество. Человек и человечество, личность. Общество - как
форма жизнедеятельности людей. Взаимодействие природы и общества.
Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь. Биологическое и
социальное в человеке. Личность. Особенности подросткового возраста.
Деятельность человека и её основные формы (труд, игра, учеба). Человек и
его

ближайшее

окружение.

Межличностные

отношения.

Общение.

Межличностные конфликты и их конструктивное разрешение. Человек и
общество. Решение типичных заданий А1-А4, А11-А13.
Человек и общество. Решение типичных заданий В1-В5.

Человек и

общество.
Решение типичных заданий С1-С4.
Раздел 2. Сфера духовной культуры 5 ч.
Сфера духовной культуры и её особенности. Религия, религиозные
организации и объединения, их роль в жизни современного общества.

Свобода совести. Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность. Наука
в жизни современного общества. Образование и его значение в условиях
информационного

общества.

Возможности

получения

общего

и

профессионального образования в Российской Федерации. Сфера духовной
культуры. Решение типичных заданий А5-А6.
Сфера духовной культуры. Решение типичных заданий В1-В5. Сфера
духовной культуры. Решение типичных заданий С1-С4.
Раздел 3. Экономика 5 ч.
Экономика, её роль в жизни общества. Товары и услуги, потребности и
ресурсы, ограниченность ресурсов. Экономические системы и собственность.
Производство, производительность труда. Разделение труда и специализация.
Обмен, торговля. Рынок и рыночный механизм. Предпринимательство.
Малое предприятие и фермерское хозяйство. Деньги. Заработная плата и
стимулирование труда. Неравенство доходов и экономические меры
социальной поддержки. Налоги, уплачиваемые гражданами. Экономические
цели и функции государства. Экономика. Решение типичных заданий А7А10. Экономика. Решение типичных заданий В1-В5. Экономика. Решение
типичных заданий С1-С4.
Раздел 4. Социальная сфера 5 ч.
Социальная структура общества. Семья как малая группа. Отношения
между поколениями. Многообразие социальных ролей в подростковом
возрасте. Социальные нормы и ценности. Отклоняющееся поведение.
Опасность наркомании и алкоголизма для человека и общества. Социальная
значимость здорового образа жизни. Социальный конфликт и пути его
решения. Межнациональные отношения. Социальная сфера.

Решение

типичных заданий А11-А13.
Социальная сфера. Решение типичных заданий В1-В5. Социальная сфера.
Решение типичных заданий С1-С4.
Раздел 5. Сфера политики и социального управления 5 ч.
Власть. Роль политики в жизни общества. Понятие и признаки
государства. Разделение властей. Формы государства. Политический режим.
Демократия. Местное самоуправление. Участие граждан в политической

жизни. Выборы, референдум. Политические партии и движения, их роль в
общественной жизни страны. Гражданское общество и правовое государство.
Сфера политики и социального управления. Решение типичных заданий А14А16.
Сфера политики и социального управления. Решение типичных заданий
В1-В5. Сфера политики и социального управления. Решение типичных
заданий С1-С5..
Раздел 6. Право 5 ч.
Право, его роль в жизни общества и государства. Нормы права.
Нормативный правовой акт. Понятие правоотношений. Признаки и виды
правонарушений.

Понятие

и

виды

юридической

ответственности.

Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ. Федеративное
устройство России. Органы государственной власти Российской Федерации.
Гражданские правоотношения. Права собственности. Права потребителей.
Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Право
на труд и трудовые правоотношения. Трудоустройство несовершеннолетних.
Административные
Основные

правоотношения,

понятия

ответственность

и

институты

несовершеннолетних.

правонарушения
уголовного

и

наказания.

права.

Уголовная

Правоохранительные

органы.

Судебная система. Взаимоотношения органов государственной власти и
граждан. Понятие прав, свобод и обязанностей. Права и свободы человека и
гражданина

в

России,

их

гарантии.

Конституционные

обязанности

гражданина. Права ребёнка и их защита. Особенности правового статуса
несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод
человека и гражданина. Международно-правовая защита жертв вооружённых
конфликтов. Право. Решение типичных заданий А17-А20. Право. Решение
типичных заданий В1-В5. Право. Решение типичных заданий С1-С4.
Итоговое повторение. 3 ч.
Практическое применение знаний теории в практике решения заданий
уровня С1-С6 Практическое решение тестовых заданий
Итоговое занятие по наиболее сложным вопросам теории и практики ГИА.

Тематическое планирование факультатива.
34 ч.
№ Названия
п/п разделов

Всего
часов

Теория Практика Деятельность учителя с учетом
рабочей программы воспитания

1.

Введение.

1

1

2.

Человек
и5
общество.5
Сфера
5
духовной
культуры.
Экономика. 5
Социальная 5
сфера.
Сфера
5
политики
и
социального
управления
Право
5

2

3

2

3

2
2

3
3

2

3

2

3

3.
4.
5.
6.

7.

установление
доверительных
отношений между учителем и его
учениками,
способствующих
позитивному восприятию учащимися
требований
и
просьб
учителя,
привлечению
их
внимания
к
обсуждаемой на уроке информации,
активизации
их
познавательной
деятельности
побуждение школьников соблюдать на
уроке общепринятые нормы поведения,
правила
общения
со
старшими
(учителями)
и
сверстниками
(школьниками), принципы учебной
дисциплины и самоорганизации;
инициирование
и
поддержка
исследовательской
деятельности
школьников в рамках реализации ими
индивидуальных
и
групповых
исследовательских проектов, что даст
школьникам возможность приобрести
навык
самостоятельного
решения
теоретической
проблемы,
навык
генерирования
и
оформления
собственных
идей,
навык
уважительного отношения к чужим
идеям, оформленным в работах других
исследователей, навык публичного
выступления
перед
аудиторией,
аргументирования и отстаивания своей
точки зрения.
привлечение внимания школьников к
ценностному аспекту изучаемых на
уроках явлений, организация их работы
с получаемой на уроке социально
значимой
информацией
–
инициирование
ее
обсуждения,
высказывания
учащимися
своего
мнения по ее поводу, выработки своего
к ней отношения;
использование
воспитательных
возможностей содержания учебного
предмета через демонстрацию детям

примеров
ответственного,
гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности,
через подбор соответствующих текстов
для чтения, задач для решения,
проблемных ситуаций для обсуждения
в классе;
применение
на
уроке
интерактивных
форм
работы
учащихся:
интеллектуальных игр,
стимулирующих
познавательную
мотивацию
школьников;
дидактического театра, где полученные
на уроке знания обыгрываются в
театральных постановках; дискуссий,
которые дают учащимся возможность
приобрести
опыт
ведения
конструктивного диалога; групповой
работы или работы в парах, которые
учат школьников командной работе и
взаимодействию с другими детьми;
включение в урок игровых процедур,
которые
помогают
поддержать
мотивацию детей к получению знаний,
налаживанию
позитивных
межличностных отношений в классе,
помогают
установлению
доброжелательной атмосферы во время
урока;
8.

9.

10.

Совершенство 1
вание навыков
по
выполнению
заданий С1-С5
Практикум по 1
решению
заданий С6

1

1

Итоговое занятие по наиболее сложным
вопросам теории и практики ГИА.

организация шефства мотивированных
и эрудированных учащихся над их
неуспевающими
одноклассниками,
дающего
школьникам
социально
значимый опыт сотрудничества и
взаимной помощи;

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх

сведения образовательной организации

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».