Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» Рассмотрено Протокол № _8__ от «29» мая 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «ХИМИЯ БЕЗ ВЗРЫВОВ» срок освоения: 7 класс уровень освоения: базовый Составители программы: Ветошкина М.Е. Алапаевск, 2023 Планируемые результаты курса 9 класс Данный курс сопровождает учебный предмет «Химия» и предназначен для учащихся 9 классов, выбравших этот предмет для сдачи экзамена в форме ОГЭ. Курс также может быть использован для расширения и углубления программ предпрофильного обучения по химии и построения индивидуальных образовательных траекторий учащихся, проявляющих интерес к науке. Курс построен таким образом, что позволяет расширить и углубить знания учащихся по всем основным разделам школьного курса химии основной школы, а также ликвидировать возможные пробелы. Содержание курса предназначено для овладения теоретическим материалом и отработки практических навыков решения заданий контрольно-измерительных материалов. Реализация данной программы способствует использованию разнообразных форм организации учебного процесса, внедрению современных методов обучения и педагогических технологий. Цель курса: подготовить учащихся к итоговой аттестации по химии за курс основной общеобразовательной школы, к поступлению выпускников в профильные классы средней школы. Основные личностные результаты: 5. сформированность ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов; 6. сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение основных химических понятий и терминов; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); 7. сформированность личностных представлений о целостности единой картины мира; 8. сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; Основные метапредметные результаты: 9. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 10. умение работать с разными источниками в т.ч. химической информации: находить химическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, химических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию; 11. умение самостоятельно планировать пути достижения запланированных результатов, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 12. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 13. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 14. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 15. умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения; 16. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; Основные предметные результаты: 6. усвоение системы научных химических знаний их значения для формирования естественно-научной картины мира; 7. формирование первоначальных систематизированных представлений о химических явлениях, процессах, закономерностях, об основных химических теориях, законах; 8. понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного сотрудничества; 9. формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе; 10. объяснение роли химии в практической деятельности людей. Требования к уровню подготовки учащихся Требования к результатам усвоения учебного материала по неорганической химии Учащиеся должны знать: - основные формы существования химического элемента (свободные атомы, простые и сложные вещества), - основные сведения о строении атомов элементов малых периодов, - основные виды химической связи, - типы кристаллических решеток, - факторы, определяющие скорость химических реакций и состояние химического равновесия, - типологию химических реакций по различным признакам, - сущность электролитической реакции, - названия, состав, классификацию и состав важнейших классов неорганических соединений в свете электролитической диссоциации и с позиций окисления-восстановления, - положение металлов и неметаллов в периодической системе Д.И.Менделеева; общие физические и химические свойства металлов и основные способы их получения; основные свойства и применение важнейших соединений щелочных и щелочноземельных металлов; алюминия; качественные реакции на важнейшие катионы и анионы. Учащиеся должны уметь: Применять следующие понятия: химический элемент, атомы, изотопы, ионы, молекулы; простое и сложное вещество; аллотропия; относительная атомная и молекулярная массы, количества вещества, молярная масса, молярный объем, число Авогадро; электроотрицательность, степень окисления, окислительно-восстановительный процесс; химическая связь, ее виды и разновидности; химическая реакция и ее классификации; скорость химической реакции и факторы ее зависимости; обратимость химической реакции, химическое равновесие и условия его смещения; электролитическая диссоциация, гидратация молекул и ионов; ионы, их классификация и свойства; электрохимический ряд напряжений металлов; Разъяснять смысл химических формул и уравнений; объяснять действие изученных закономерностей (сохранения массы веществ при химических реакциях); определять степени окисления атомов химических элементов по формулам их соединений; составлять уравнения реакций, определять их вид и характеризовать окислительно-восстановительные реакции, определять по составу (химическим формулам) принадлежность веществ к различным классам соединений и характеризовать их химические свойства, в том числе и в свете электролитической диссоциации; устанавливать генетическую связь между классами неорганических соединений и зависимость между составом вещества и его свойствами; Обращаться с лабораторным оборудованием; соблюдать правила техники безопасности; проводить простые химические опыты; наблюдать за химическими процессами и оформлять результаты наблюдений; Производить расчеты по химическим формулам и уравнениям с использованием изученных понятий. Давать определения и применять следующие понятия: сплавы, коррозия металлов, переходные элементы, амфотерность. Характеризовать свойства классов химических элементов (металлов), групп химических элементов (щелочных и щелочноземельных металлов, галогенов) и важнейших химических элементов (алюминия, железа, серы, азота, фосфора, углерода и кремния) в свете изученных теорий. Распознавать важнейшие катионы и анионы. Решать расчётные задачи с использованием изученных понятий. Требования к результатам усвоения учебного материала по органической химии Учащиеся должны знать: а) причины многообразия углеродных соединений (изомерию); виды связей (одинарную, двойную, тройную); важнейшие функциональные группы органических веществ, номенклатуру основных представителей групп органических веществ; б) строение, свойства и практическое значение метана, этана, этилена, ацетилена, метанола, этанола, глицерина, уксусной и стеариновой кислот; биологически важные вещества: белки, жиры и углеводы. Учащиеся должны уметь: а) разъяснять на примерах причины многообразия органических веществ, материальное единство и взаимосвязь органических веществ, причинно- следственную зависимость между составом, строением, свойствами и практическим использованием веществ; б) называть органические вещества по их формуле: метан, этан, этилен, ацетилен, метанол, этанол, глицерин, уксусная кислота, глюкоза, сахароза; в) составлять уравнения химических реакций, подтверждающих свойства изученных органических веществ, их генетическую связь; г) распознавать важнейшие органические вещества. Формы контроля: текущий контроль - многовариантное разноуровневое тематическое и комбинированное тестирование; тематический - контрольные работы; промежуточная аттестация – итоговая контрольная работа в форме теста по вариантам ОГЭ прошлых лет и демоверсии. Содержание 9 класс Тема 1. Вещество Строение атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Химическая связь: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая). Валентность и степень окисления химических элементов. Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических веществ. Номенклатура неорганических соединений. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в связи с положением в Периодической системе химических элементов. Тема 2. Химическая реакция Условия и признаки химических реакций. Химические уравнения. Классификация химических реакций по различным признакам. Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей (средних). Реакции ионного обмена и условия их осуществления. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель. Тема 3. Элементарные основы неорганической химии. Химические свойства простых веществ: металлов и неметаллов. Химические свойства оксидов: основных, амфотерных, кислотных. Химические свойства оснований. Химические свойства кислот. Химические свойства солей (средних). Взаимосвязь различных классов неорганических веществ. Тема 4. Методы познания веществ и химических явлений. Экспериментальные основы химии Чистые вещества и смеси. Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Разделение смесей и очистка веществ. Определение характера среды (раствора кислот и щелочей) с помощью индикаторов. Качественные реакции на ионы в растворе и на газообразные вещества. Получение газообразных веществ. Вычисления массовой доли химического элемента в веществе. Вычисления массовой доли растворенного вещества в растворе. Вычисление количества вещества, массы или объема вещества по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции. Тема 5. Обобщение и повторение материала по химии за курс основной школы Тренинг-тестирование по вариантам ОГЭ прошлых лет и демоверсии. Тематическое планирование 9 класс № п/п 1 Название разделов, тем Строение атома. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И.Мендлееа Количество часов 4ч Деятельность учителя в соответствии с рабочей программой воспитания реализовывать воспитательные возможности урока в различных видах деятельности обучающихся со словесной (знаковой) основой: самостоятельная работа с учебником, работа с научнопопулярной литературой, отбор и сравнение материала по нескольким источникам; организовывать работу обучающихся с социальнозначимой информацией по поводу получаемой на уроке информации – осуждать и высказывать мнение; - устанавливать на уроке доверительные отношения между учителем и обучающимися, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя; привлекать внимание обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений, понятий, приёмов; - инициировать и поддерживать исследовательскую деятельность обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов. 2 Строение веществ. Химическая связь 5ч реализовывать воспитательные возможности урока в различных видах деятельности обучающихся со словесной (знаковой) основой: самостоятельная работа с учебником, работа с научнопопулярной литературой, отбор и сравнение материала по нескольким источникам; организовывать работу обучающихся с социальнозначимой информацией по поводу получаемой на уроке информации – осуждать и высказывать мнение; - устанавливать на уроке доверительные отношения между учителем и обучающимися, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя; привлекать внимание обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений, понятий, приёмов; - привлекать внимание обучающихся к обсуждаемой на уроке информации, активизации познавательной деятельности обучающихся; - опираться на жизненный опыт обучающихся, приводя действенные примеры, образы из книг, фильмов, мультиков и компьютерных игр. 3 Химические реакции 6ч реализовывать воспитательные возможности урока в различных видах деятельности обучающихся со словесной (знаковой) основой: самостоятельная работа с учебником, работа с научнопопулярной литературой, отбор и сравнение материала по нескольким источникам; организовывать работу обучающихся с социальнозначимой информацией по поводу получаемой на уроке информации – осуждать и высказывать мнение; - устанавливать на уроке доверительные отношения между учителем и обучающимися, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя; привлекать внимание обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений, понятий, приёмов; - привлекать внимание обучающихся к обсуждаемой на уроке информации, активизации познавательной деятельности обучающихся. 4 Металлы и неметаллы. Основные классы неорганических веществ. 9ч реализовывать воспитательные возможности урока в различных видах деятельности обучающихся со словесной (знаковой) основой: самостоятельная работа с учебником, работа с научнопопулярной литературой, отбор и сравнение материала по нескольким источникам; организовывать работу обучающихся с социальнозначимой информацией по поводу получаемой на уроке информации – осуждать и высказывать мнение; - устанавливать на уроке доверительные отношения между учителем и обучающимися, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя; привлекать внимание обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений, понятий, приёмов; - привлекать внимание обучающихся к обсуждаемой на уроке информации, активизации познавательной деятельности обучающихся; - опираться на жизненный опыт обучающихся, приводя действенные примеры, образы из книг, фильмов, мультиков и компьютерных игр. 5 Экспериментальная химия 8ч реализовывать воспитательные возможности урока в различных видах деятельности обучающихся со словесной (знаковой) основой: самостоятельная работа с учебником, работа с научнопопулярной литературой, отбор и сравнение материала по нескольким источникам; организовывать работу обучающихся с социальнозначимой информацией по поводу получаемой на уроке информации – осуждать и высказывать мнение; - устанавливать на уроке доверительные отношения между учителем и обучающимися, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя; привлекать внимание обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений, понятий, приёмов; - инициировать и поддерживать исследовательскую деятельность обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов. 6 Химия и жизнь 2 Итого 34 ч реализовывать воспитательные возможности урока в различных видах деятельности обучающихся со словесной (знаковой) основой: самостоятельная работа с учебником, работа с научнопопулярной литературой, отбор и сравнение материала по нескольким источникам; организовывать работу обучающихся с социальнозначимой информацией по поводу получаемой на уроке информации – осуждать и высказывать мнение; - устанавливать на уроке доверительные отношения между учителем и обучающимися, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя; привлекать внимание обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений, понятий, приёмов; привлекать внимание обучающихся к обсуждаемой на уроке информации, активизации познавательной деятельности обучающихся.