Химия без взрывов 9 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»

Рассмотрено
Протокол
№ _8__ от «29» мая 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу «ХИМИЯ БЕЗ ВЗРЫВОВ»
срок освоения: 7 класс
уровень освоения: базовый

Составители программы:
Ветошкина М.Е.

Алапаевск, 2023

Планируемые результаты курса 9 класс
Данный курс сопровождает учебный предмет «Химия» и предназначен для учащихся 9 классов,
выбравших этот предмет для сдачи экзамена в форме ОГЭ. Курс также может быть использован для
расширения и углубления программ предпрофильного обучения по химии и построения
индивидуальных образовательных траекторий учащихся, проявляющих интерес к науке. Курс построен
таким образом, что позволяет расширить и углубить знания учащихся по всем основным разделам
школьного курса химии основной школы, а также ликвидировать возможные пробелы. Содержание
курса предназначено для овладения теоретическим материалом и отработки практических навыков
решения заданий контрольно-измерительных материалов.
Реализация данной программы способствует использованию разнообразных форм организации
учебного процесса, внедрению современных методов обучения и педагогических технологий.
Цель курса: подготовить учащихся к итоговой аттестации по химии за курс основной
общеобразовательной школы, к поступлению выпускников в профильные классы средней школы.
Основные личностные результаты:
5. сформированность ответственного отношения к учению, готовности и способности к
саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному
выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе
ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых
познавательных интересов;
6. сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение основных
химических понятий и терминов; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения,
анализировать, делать выводы);
7. сформированность личностных представлений о целостности единой картины мира;
8. сформированность коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями,
со сверстниками в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других
видов деятельности;
Основные метапредметные результаты:
9. умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя
новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей
познавательной деятельности;
10. умение работать с разными источниками в т.ч. химической информации: находить химическую
информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе,
химических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;
11. умение самостоятельно планировать пути достижения запланированных результатов, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и
познавательных задач;
12. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей
деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках
предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с
изменяющейся ситуацией;
13. владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного
выбора в учебной и познавательной деятельности;
14. умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения
учебных и познавательных задач;
15. умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции,
сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
16. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать
конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать
и отстаивать своё мнение;

Основные предметные результаты:
6. усвоение системы научных химических знаний их значения для формирования естественно-научной картины мира;
7. формирование первоначальных систематизированных представлений о химических явлениях,
процессах, закономерностях, об основных химических теориях, законах;
8. понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире,
постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного сотрудничества;
9. формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия
деятельности человека в природе;
10. объяснение роли химии в практической деятельности людей.
Требования к уровню подготовки учащихся
Требования к результатам усвоения учебного материала по неорганической химии
Учащиеся должны знать:
- основные формы существования химического элемента (свободные атомы, простые и сложные
вещества),
- основные сведения о строении атомов элементов малых периодов,
- основные виды химической связи,
- типы кристаллических решеток,
- факторы, определяющие скорость химических реакций и состояние химического равновесия,
- типологию химических реакций по различным признакам,
- сущность электролитической реакции,
- названия, состав, классификацию и состав важнейших классов неорганических соединений в свете
электролитической диссоциации и с позиций окисления-восстановления,
- положение металлов и неметаллов в периодической системе Д.И.Менделеева; общие физические и
химические свойства металлов и основные способы их получения; основные свойства и применение
важнейших соединений щелочных и щелочноземельных металлов; алюминия; качественные реакции на
важнейшие катионы и анионы.
Учащиеся должны уметь:
Применять следующие понятия: химический элемент, атомы, изотопы, ионы, молекулы; простое и
сложное вещество; аллотропия; относительная атомная и молекулярная массы, количества вещества,
молярная масса, молярный объем, число Авогадро; электроотрицательность, степень окисления,
окислительно-восстановительный процесс; химическая связь, ее виды и разновидности; химическая
реакция и ее классификации; скорость химической реакции и факторы ее зависимости; обратимость
химической реакции, химическое равновесие и условия его смещения; электролитическая диссоциация,
гидратация молекул и ионов; ионы, их классификация и свойства; электрохимический ряд напряжений
металлов;
Разъяснять смысл химических формул и уравнений; объяснять действие изученных
закономерностей (сохранения массы веществ при химических реакциях); определять степени окисления
атомов химических элементов по формулам их соединений; составлять уравнения реакций, определять
их вид и характеризовать окислительно-восстановительные реакции, определять по составу
(химическим формулам) принадлежность веществ к различным классам соединений и характеризовать
их химические свойства, в том числе и в свете электролитической диссоциации; устанавливать
генетическую связь между классами неорганических соединений и зависимость между составом
вещества и его свойствами;
Обращаться с лабораторным оборудованием; соблюдать правила техники безопасности; проводить
простые химические опыты; наблюдать за химическими процессами и оформлять результаты
наблюдений;

Производить расчеты по химическим формулам и уравнениям с использованием изученных
понятий.
Давать определения и применять следующие понятия: сплавы, коррозия металлов, переходные
элементы, амфотерность.
Характеризовать свойства классов химических элементов (металлов), групп химических элементов
(щелочных и щелочноземельных металлов, галогенов) и важнейших химических элементов (алюминия,
железа, серы, азота, фосфора, углерода и кремния) в свете изученных теорий.
Распознавать важнейшие катионы и анионы.
Решать расчётные задачи с использованием изученных понятий.
Требования к результатам усвоения учебного материала по органической химии
Учащиеся должны знать:
а) причины многообразия углеродных соединений (изомерию); виды связей (одинарную, двойную,
тройную); важнейшие функциональные группы органических веществ, номенклатуру основных
представителей групп органических веществ;
б) строение, свойства и практическое значение метана, этана, этилена, ацетилена, метанола,
этанола, глицерина, уксусной и стеариновой кислот; биологически важные вещества: белки, жиры и
углеводы.
Учащиеся должны уметь:
а) разъяснять на примерах причины многообразия органических веществ, материальное единство и
взаимосвязь органических веществ, причинно- следственную зависимость между составом, строением,
свойствами и практическим использованием веществ;
б) называть органические вещества по их формуле: метан, этан, этилен, ацетилен, метанол, этанол,
глицерин, уксусная кислота, глюкоза, сахароза;
в) составлять уравнения химических реакций, подтверждающих свойства изученных органических
веществ, их генетическую связь;
г) распознавать важнейшие органические вещества.





Формы контроля:
текущий контроль - многовариантное разноуровневое тематическое и комбинированное
тестирование;
тематический - контрольные работы;
промежуточная аттестация – итоговая контрольная работа в форме теста по вариантам ОГЭ
прошлых лет и демоверсии.
Содержание 9 класс

Тема 1. Вещество
Строение атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И.Менделеева.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.
Химическая связь: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая).
Валентность и степень окисления химических элементов.
Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических веществ. Номенклатура
неорганических соединений.
Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в связи с положением в
Периодической системе химических элементов.
Тема 2. Химическая реакция
Условия и признаки химических реакций. Химические уравнения.
Классификация химических реакций по различным признакам.
Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы.

Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей (средних).
Реакции ионного обмена и условия их осуществления.
Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель.
Тема 3. Элементарные основы неорганической химии.
Химические свойства простых веществ: металлов и неметаллов.
Химические свойства оксидов: основных, амфотерных, кислотных.
Химические свойства оснований. Химические свойства кислот.
Химические свойства солей (средних).
Взаимосвязь различных классов неорганических веществ.
Тема 4. Методы познания веществ и химических явлений. Экспериментальные основы химии
Чистые вещества и смеси. Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Разделение смесей
и очистка веществ.
Определение характера среды (раствора кислот и щелочей) с помощью индикаторов. Качественные
реакции на ионы в растворе и на газообразные вещества. Получение газообразных веществ.
Вычисления массовой доли химического элемента в веществе.
Вычисления массовой доли растворенного вещества в растворе.
Вычисление количества вещества, массы или объема вещества по количеству вещества, массе или
объему одного из реагентов или продуктов реакции.
Тема 5. Обобщение и повторение материала по химии за курс основной школы
Тренинг-тестирование по вариантам ОГЭ прошлых лет и демоверсии.

Тематическое планирование 9 класс
№ п/п

1

Название разделов, тем
Строение атома. Периодический закон и
Периодическая система химических
элементов Д.И.Мендлееа

Количество
часов
4ч

Деятельность учителя в
соответствии с рабочей
программой воспитания
реализовывать
воспитательные возможности
урока в различных видах
деятельности обучающихся со
словесной (знаковой) основой:
самостоятельная
работа
с
учебником, работа с научнопопулярной литературой, отбор
и сравнение материала по
нескольким источникам;
организовывать
работу
обучающихся с социальнозначимой информацией по
поводу получаемой на уроке
информации – осуждать и
высказывать мнение;
- устанавливать на уроке
доверительные
отношения
между
учителем
и
обучающимися,
способствующих позитивному
восприятию
учащимися
требований и просьб учителя;
привлекать
внимание
обучающихся к ценностному
аспекту изучаемых на уроке
явлений, понятий, приёмов;
- инициировать и поддерживать
исследовательскую
деятельность обучающихся в
рамках
реализации
ими
индивидуальных и групповых
исследовательских проектов.

2

Строение веществ. Химическая связь

5ч

реализовывать
воспитательные возможности
урока в различных видах
деятельности обучающихся со
словесной (знаковой) основой:
самостоятельная
работа
с
учебником, работа с научнопопулярной литературой, отбор
и сравнение материала по
нескольким источникам;
организовывать
работу
обучающихся с социальнозначимой информацией по
поводу получаемой на уроке

информации – осуждать и
высказывать мнение;
- устанавливать на уроке
доверительные
отношения
между
учителем
и
обучающимися,
способствующих позитивному
восприятию
учащимися
требований и просьб учителя;
привлекать
внимание
обучающихся к ценностному
аспекту изучаемых на уроке
явлений, понятий, приёмов;
- привлекать внимание
обучающихся к обсуждаемой на
уроке информации,
активизации познавательной
деятельности обучающихся;
- опираться на жизненный опыт
обучающихся, приводя
действенные примеры, образы
из книг, фильмов, мультиков и
компьютерных игр.
3

Химические реакции

6ч

реализовывать
воспитательные возможности
урока в различных видах
деятельности обучающихся со
словесной (знаковой) основой:
самостоятельная
работа
с
учебником, работа с научнопопулярной литературой, отбор
и сравнение материала по
нескольким источникам;
организовывать
работу
обучающихся с социальнозначимой информацией по
поводу получаемой на уроке
информации – осуждать и
высказывать мнение;
- устанавливать на уроке
доверительные
отношения
между
учителем
и
обучающимися,
способствующих позитивному
восприятию
учащимися
требований и просьб учителя;
привлекать
внимание
обучающихся к ценностному
аспекту изучаемых на уроке
явлений, понятий, приёмов;
- привлекать внимание
обучающихся к обсуждаемой на
уроке информации,
активизации познавательной
деятельности обучающихся.

4

Металлы и неметаллы. Основные классы
неорганических веществ.

9ч

реализовывать
воспитательные возможности
урока в различных видах
деятельности обучающихся со
словесной (знаковой) основой:
самостоятельная
работа
с
учебником, работа с научнопопулярной литературой, отбор
и сравнение материала по
нескольким источникам;
организовывать
работу
обучающихся с социальнозначимой информацией по
поводу получаемой на уроке
информации – осуждать и
высказывать мнение;
- устанавливать на уроке
доверительные
отношения
между
учителем
и
обучающимися,
способствующих позитивному
восприятию
учащимися
требований и просьб учителя;
привлекать
внимание
обучающихся к ценностному
аспекту изучаемых на уроке
явлений, понятий, приёмов;
- привлекать внимание
обучающихся к обсуждаемой на
уроке информации,
активизации познавательной
деятельности обучающихся;
- опираться на жизненный опыт
обучающихся, приводя
действенные примеры, образы
из книг, фильмов, мультиков и
компьютерных игр.

5

Экспериментальная химия

8ч

реализовывать
воспитательные возможности
урока в различных видах
деятельности обучающихся со
словесной (знаковой) основой:
самостоятельная
работа
с
учебником, работа с научнопопулярной литературой, отбор
и сравнение материала по
нескольким источникам;
организовывать
работу
обучающихся с социальнозначимой информацией по
поводу получаемой на уроке
информации – осуждать и
высказывать мнение;
- устанавливать на уроке
доверительные
отношения

между
учителем
и
обучающимися,
способствующих позитивному
восприятию
учащимися
требований и просьб учителя;
привлекать
внимание
обучающихся к ценностному
аспекту изучаемых на уроке
явлений, понятий, приёмов;
- инициировать и поддерживать
исследовательскую
деятельность обучающихся в
рамках
реализации
ими
индивидуальных и групповых
исследовательских проектов.
6

Химия и жизнь

2

Итого

34 ч

реализовывать
воспитательные возможности
урока в различных видах
деятельности обучающихся со
словесной (знаковой) основой:
самостоятельная
работа
с
учебником, работа с научнопопулярной литературой, отбор
и сравнение материала по
нескольким источникам;
организовывать
работу
обучающихся с социальнозначимой информацией по
поводу получаемой на уроке
информации – осуждать и
высказывать мнение;
- устанавливать на уроке
доверительные
отношения
между
учителем
и
обучающимися,
способствующих позитивному
восприятию
учащимися
требований и просьб учителя;
привлекать
внимание
обучающихся к ценностному
аспекту изучаемых на уроке
явлений, понятий, приёмов;
привлекать
внимание
обучающихся к обсуждаемой на
уроке информации, активизации
познавательной
деятельности обучающихся.


Наверх

сведения образовательной организации

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».