Информатика 10-11 (углубленный уровень) ФГОС 2012

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету

« Информатика 10-11 класс (углубленный
уровень)»
с изменениями от 31.08.2021г.
(основание: приказ от 31.08.2021г. №01-10/212 «О внесении изменений в
Основную образовательную программу МАОУ СОШ №2»)
с изменениями от 31.08.2022г.
(основание: приказ от 31.08.2022г. №01-10/243 «О внесении изменений в
Основную образовательную программу МАОУ СОШ №2»)
с изменениями от 31.08.2023г.
(основание: приказ от 30.08.2023г. №01-10/215/01 «О внесении изменений в
Основную образовательную программу МАОУ СОШ №2»)

Разработчики программы:
Храмова И.В.

Алапаевск

Программа учебного предмета «Информатика» на уровне среднего общего образования составлена в соответствии с требованиями ФГОС СОО; требованиями к результатам освоения основной образовательной программы. В ней соблюдается преемственность
с ФГОС ООО и учитываются межпредметные связи.
Цель изучения учебного предмета «Информатика» на углубленном уровне среднего
общего образования – обеспечение дальнейшего развития информационных компетенций
выпускника, готового к работе в условиях развивающегося информационного общества и
возрастающей конкуренции на рынке труда.
Программа ориентирована, прежде всего, на получение фундаментальных знаний,
умений и навыков в области информатики, которые не зависят от операционной системы
и другого программного обеспечения, применяемого на уроках.
Программа по предмету «Информатика» предназначена для углубленного изучения
всех основных разделов курса информатики
учащимися информационнотехнологического и физико-математического профилей. Она включает в себя три крупные
содержательные линии:
 Основы информатики
 Алгоритмы и программирование
 Информационно-коммуникационные технологии.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета
Личностные результаты
1) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и техники;
2) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию
успешной профессиональной и общественной деятельности;
3) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
4) эстетическое отношение к миру, включая эстетику научного и технического творчества;
5) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности
участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных
проблем.

Метапредметные результаты
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать
конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному
поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации,
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий в
решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением
требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности.

Предметные результаты
1) сформированность представлений о роли информации и связанных с ней процессов в
окружающем мире;
2) владение системой базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира;
3) сформированность представлений о важнейших видах дискретных объектов и об их
простейших свойствах, алгоритмах анализа этих объектов, о кодировании и декодировании данных и причинах искажения данных при передаче;
4) систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики;
умение строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы;
5) сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники
безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;
6) сформированность представлений об устройстве современных компьютеров, о тенденциях развития компьютерных технологий; о понятии «операционная система» и
основных функциях операционных систем; об общих принципах разработки и функционирования интернет-приложений;
7) сформированность представлений о компьютерных сетях и их роли в современном
мире; знаний базовых принципов организации и функционирования компьютерных
сетей, норм информационной этики и права, принципов обеспечения информационной безопасности, способов и средств обеспечения надёжного функционирования
средств ИКТ;
8) понимания основ правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете;
9) владение опытом построения и использования компьютерно-математических моделей, проведения экспериментов и статистической обработки данных с помощью компьютера, интерпретации результатов, получаемых в ходе моделирования реальных
процессов; умение оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов; сформированность представлений о необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса);
10) сформированность представлений о способах хранения и простейшей обработке данных; умение пользоваться базами данных и справочными системами; владение основными сведениями о базах данных, их структуре, средствах создания и работы с ними;
11) владение навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов;
12) овладение понятием сложности алгоритма, знание основных алгоритмов обработки
числовой и текстовой информации, алгоритмов поиска и сортировки;
13) владение стандартными приёмами написания на алгоритмическом языке программы
для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций программирования и отладки таких программ; использование готовых прикладных компьютерных программ по выбранной специализации;

14) владение универсальным языком программирования высокого уровня (по выбору),
представлениями о базовых типах данных и структурах данных; умением использовать основные управляющие конструкции;
15) владение умением понимать программы, написанные на выбранном для изучения
универсальном алгоритмическом языке высокого уровня; знанием основных конструкций программирования; умением анализировать алгоритмы с использованием
таблиц;
16) владение навыками и опытом разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ; владение элементарными навыками формализации прикладной задачи и документирования программ.

Содержание учебного предмета
В содержании предмета «Информатика» в учебниках для 10–11 классов может быть
выделено три крупных раздела:
I. Основы информатики
 Техника безопасности. Организация рабочего места
 Информация и информационные процессы
 Кодирование информации
 Логические основы компьютеров
 Компьютерная арифметика
 Устройство компьютера
 Программное обеспечение
 Компьютерные сети
 Информационная безопасность
II. Алгоритмы и программирование
 Алгоритмизация и программирование
 Решение вычислительных задач
 Элементы теории алгоритмов
 Объектно-ориентированное программирование
III. Информационно-коммуникационные технологии
 Моделирование
 Базы данных
 Создание веб-сайтов
 Графика и анимация
 3D-моделирование и анимация
Таким образом, обеспечивается преемственность изучения предмета в полном объёме на
завершающей ступени среднего общего образования.

Углубленный уровень
Введение. Информация и информационные процессы. Данные
Способы представления данных. Различия в представлении данных, предназначенных для хранения и обработки в автоматизированных компьютерных системах и предназначенных для восприятия человеком.

Системы. Компоненты системы и их взаимодействие. Информационное взаимодействие в системе, управление. Разомкнутые и замкнутые системы управления. Математическое и компьютерное моделирование систем управления.
Математические основы информатики
Тексты и кодирование. Передача данных
Знаки, сигналы и символы. Знаковые системы.
Равномерные и неравномерные коды. Префиксные коды. Условие Фано. Обратное
условие Фано. Алгоритмы декодирования при использовании префиксных кодов.
Сжатие данных. Учет частотности символов при выборе неравномерного кода.
Оптимальное кодирование Хаффмана. Использование программ-архиваторов. Алгоритм
LZW.
Передача данных. Источник, приемник, канал связи, сигнал, кодирующее и декодирующее устройства.
Пропускная способность и помехозащищенность канала связи. Кодирование сообщений в современных средствах передачи данных.
Искажение информации при передаче по каналам связи. Коды с возможностью обнаружения и исправления ошибок.
Способы защиты информации, передаваемой по каналам связи. Криптография (алгоритмы шифрования). Стеганография.
Дискретизация
Измерения и дискретизация. Частота и разрядность измерений. Универсальность
дискретного представления информации.
Дискретное представление звуковых данных. Многоканальная запись. Размер файла, полученного в результате записи звука.
Дискретное представление статической и динамической графической информации.
Сжатие данных при хранении графической и звуковой информации.
Системы счисления
Свойства позиционной записи числа: количество цифр в записи, признак делимости числа на основание системы счисления.
Алгоритм перевода десятичной записи числа в запись в позиционной системе с заданным основанием. Алгоритмы построения записи числа в позиционной системе счисления с заданным основанием и вычисления числа по строке, содержащей запись этого числа в позиционной системе счисления с заданным основанием.
Арифметические действия в позиционных системах счисления.
Краткая и развернутая форма записи смешанных чисел в позиционных системах
счисления. Перевод смешанного числа в позиционную систему счисления с заданным основанием.
Представление целых и вещественных чисел в памяти компьютера. Компьютерная арифметика.
Элементы комбинаторики, теории множеств и математической логики
Операции «импликация», «эквиваленция». Логические функции.
Законы алгебры логики. Эквивалентные преобразования логических выражений.
Логические уравнения.
Построение логического выражения с данной таблицей истинности. Дизъюнктивная нормальная форма. Конъюнктивная нормальная форма.
Логические элементы компьютеров. Построение схем из базовых логических элементов.
Дискретные игры двух игроков с полной информацией. Выигрышные стратегии.
Дискретные объекты

Решение алгоритмических задач, связанных с анализом графов (примеры: построения оптимального пути между вершинами ориентированного ациклического графа; определения количества различных путей между вершинами).
Обход узлов дерева в глубину. Упорядоченные деревья (деревья, в которых упорядочены ребра, выходящие из одного узла).
Использование деревьев при решении алгоритмических задач (примеры: анализ работы рекурсивных алгоритмов, разбор арифметических и логических выражений). Бинарное дерево. Использование деревьев при хранении данных.
Использование графов, деревьев, списков при описании объектов и процессов
окружающего мира.
Алгоритмы и элементы программирования
Алгоритмы и структуры данных
Алгоритмы исследования элементарных функций, в частности – точного и приближенного решения квадратного уравнения с целыми и вещественными коэффициентами, определения экстремумов квадратичной функции на отрезке.
Алгоритмы анализа и преобразования записей чисел в позиционной системе счисления.
Алгоритмы, связанные с делимостью целых чисел. Алгоритм Евклида для определения НОД двух натуральных чисел.
Алгоритмы линейной (однопроходной) обработки последовательности чисел без
использования дополнительной памяти, зависящей от длины последовательности (вычисление максимума, суммы; линейный поиск и т.п.). Обработка элементов последовательности, удовлетворяющих определенному условию (вычисление суммы заданных элементов,
их максимума и т.п.).
Алгоритмы обработки массивов. Примеры: перестановка элементов данного одномерного массива в обратном порядке; циклический сдвиг элементов массива; заполнение
двумерного числового массива по заданным правилам; поиск элемента в двумерном массиве; вычисление максимума и суммы элементов двумерного массива. Вставка и удаление
элементов в массиве.
Рекурсивные алгоритмы, в частности: нахождение натуральной и целой степени
заданного ненулевого вещественного числа; вычисление факториалов; вычисление n-го
элемента рекуррентной последовательности (например, последовательности Фибоначчи).
Построение и анализ дерева рекурсивных вызовов. Возможность записи рекурсивных алгоритмов без явного использования рекурсии.
Сортировка одномерных массивов. Квадратичные алгоритмы сортировки (пример:
сортировка пузырьком). Слияние двух отсортированных массивов в один без использования сортировки.
Алгоритмы анализа отсортированных массивов. Рекурсивная реализация сортировки массива на основе слияния двух его отсортированных фрагментов.
Алгоритмы анализа символьных строк, в том числе: подсчет количества появлений
символа в строке; разбиение строки на слова по пробельным символам; поиск подстроки
внутри данной строки; замена найденной подстроки на другую строку.
Построение графика функции, заданной формулой, программой или таблицей значений.
Алгоритмы приближенного решения уравнений на данном отрезке, например, методом деления отрезка пополам. Алгоритмы приближенного вычисления длин и площадей, в том числе: приближенное вычисление длины плоской кривой путем аппроксимации
ее ломаной; приближенный подсчет методом трапеций площади под графиком функции,
заданной формулой, программой или таблицей значений. Приближенное вычисление площади фигуры методом Монте-Карло. Построение траекторий, заданных разностными

схемами. Решение задач оптимизации. Алгоритмы вычислительной геометрии. Вероятностные алгоритмы.
Сохранение и использование промежуточных результатов. Метод динамического
программирования.
Представление о структурах данных. Примеры: списки, словари, деревья, очереди.
Хэш-таблицы.
Языки программирования
Подпрограммы (процедуры, функции). Параметры подпрограмм. Рекурсивные
процедуры и функции.
Логические переменные. Символьные и строковые переменные. Операции над
строками.
Двумерные массивы (матрицы). Многомерные массивы.
Средства работы с данными во внешней памяти. Файлы.
Подробное знакомство с одним из универсальных процедурных языков программирования. Запись алгоритмических конструкций и структур данных в выбранном языке
программирования. Обзор процедурных языков программирования.
Представление о синтаксисе и семантике языка программирования.
Понятие о непроцедурных языках программирования и парадигмах программирования. Изучение второго языка программирования.
Разработка программ
Этапы решения задач на компьютере.
Структурное программирование. Проверка условия выполнения цикла до начала
выполнения тела цикла и после выполнения тела цикла: постусловие и предусловие цикла. Инвариант цикла.
Методы проектирования программ «сверху вниз» и «снизу вверх». Разработка программ, использующих подпрограммы.
Библиотеки подпрограмм и их использование.
Интегрированная среда разработки программы на выбранном языке программирования. Пользовательский интерфейс интегрированной среды разработки программ.
Понятие об объектно-ориентированном программировании. Объекты и классы. Инкапсуляция, наследование, полиморфизм.
Среды быстрой разработки программ. Графическое проектирование интерфейса
пользователя. Использование модулей (компонентов) при разработке программ.
Элементы теории алгоритмов
Формализация понятия алгоритма. Машина Тьюринга – пример абстрактной универсальной вычислительной модели. Тезис Чёрча–Тьюринга.
Другие универсальные вычислительные модели (пример: машина Поста). Универсальный алгоритм. Вычислимые и невычислимые функции. Проблема остановки и ее неразрешимость.
Абстрактные универсальные порождающие модели (пример: грамматики).
Сложность вычисления: количество выполненных операций, размер используемой
памяти; их зависимость от размера исходных данных. Сложность алгоритма сортировки
слиянием (MergeSort).
Примеры задач анализа алгоритмов: определение входных данных, при которых
алгоритм дает указанный результат; определение результата алгоритма без его полного
пошагового выполнения.
Доказательство правильности программ.
Математическое моделирование
Практическая работа с компьютерной моделью по выбранной теме. Проведение
вычислительного эксперимента. Анализ достоверности (правдоподобия) результатов компьютерного эксперимента.

Представление результатов моделирования в виде, удобном для восприятия человеком. Графическое представление данных (схемы, таблицы, графики).
Построение математических моделей для решения практических задач.
Имитационное моделирование. Моделирование систем массового обслуживания.
Использование дискретизации и численных методов в математическом моделировании непрерывных процессов.
Использование сред имитационного моделирования (виртуальных лабораторий)
для проведения компьютерного эксперимента в учебной деятельности.
Компьютерный (виртуальный) и материальный прототипы изделия. Использование учебных систем автоматизированного проектирования.
Информационно-коммуникационные технологии и их использование для анализа
данных
Аппаратное и программное обеспечение компьютера
Аппаратное обеспечение компьютеров. Персональный компьютер.
Многопроцессорные системы. Суперкомпьютеры. Распределенные вычислительные системы и обработка больших данных. Мобильные цифровые устройства и их роль в
коммуникациях. Встроенные компьютеры. Микроконтроллеры. Роботизированные производства.
Соответствие конфигурации компьютера решаемым задачам. Тенденции развития аппаратного обеспечения компьютеров.
Программное обеспечение (ПО) компьютеров и компьютерных систем. Классификация программного обеспечения. Многообразие операционных систем, их функции. Программное обеспечение мобильных устройств.
Модель информационной системы «клиент–сервер». Распределенные модели построения информационных систем. Использование облачных технологий обработки данных в крупных информационных системах.
Инсталляция и деинсталляция программного обеспечения. Системное администрирование.
Тенденции развития компьютеров. Квантовые вычисления.
Техника безопасности и правила работы на компьютере. Гигиена, эргономика, ресурсосбережение, технологические требования при эксплуатации компьютерного
рабочего места. Проектирование автоматизированного рабочего места в соответствии с целями его использования.
Применение специализированных программ для обеспечения стабильной работы
средств ИКТ. Технология проведения профилактических работ над средствами ИКТ: диагностика неисправностей.
Подготовка текстов и демонстрационных материалов
Технологии создания текстовых документов. Вставка графических объектов, таблиц. Использование готовых шаблонов и создание собственных.
Средства поиска и замены. Системы проверки орфографии и грамматики. Нумерация страниц. Разработка гипертекстового документа: определение структуры документа,
автоматическое формирование списка иллюстраций, сносок и цитат, списка используемой
литературы и таблиц. Библиографическое описание документов. Коллективная работа с
документами. Рецензирование текста.
Средства создания и редактирования математических текстов.
Технические средства ввода текста. Распознавание текста. Распознавание устной
речи. Компьютерная верстка текста. Настольно-издательские системы.
Работа с аудиовизуальными данными
Технические средства ввода графических изображений. Кадрирование изображений. Цветовые модели. Коррекция изображений. Работа с многослойными изображениями.

Работа с векторными графическими объектами. Группировка и трансформация объектов.
Технологии ввода и обработки звуковой и видеоинформации.
Технологии цифрового моделирования и проектирования новых изделий. Системы
автоматизированного проектирования. Разработка простейших чертежей деталей и
узлов с использованием примитивов системы автоматизированного проектирования. Аддитивные технологии (3D-печать).
Электронные (динамические) таблицы
Технология обработки числовой информации. Ввод и редактирование данных. Автозаполнение. Форматирование ячеек. Стандартные функции. Виды ссылок в формулах.
Фильтрация и сортировка данных в диапазоне или таблице. Коллективная работа с данными. Подключение к внешним данным и их импорт.
Решение вычислительных задач из различных предметных областей.
Компьютерные средства представления и анализа данных. Визуализация данных.
Базы данных
Понятие и назначение базы данных (далее – БД). Классификация БД. Системы
управления БД (СУБД). Таблицы. Запись и поле. Ключевое поле. Типы данных. Запрос.
Типы запросов. Запросы с параметрами. Сортировка. Фильтрация. Вычисляемые поля.
Формы. Отчеты.
Многотабличные БД. Связи между таблицами. Нормализация.
Подготовка и выполнение исследовательского проекта
Технология выполнения исследовательского проекта: постановка задачи, выбор
методов исследования, составление проекта и плана работ, подготовка исходных данных,
проведение исследования, формулировка выводов, подготовка отчета. Верификация (проверка надежности и согласованности) исходных данных и валидация (проверка достоверности) результатов исследования.
Статистическая обработка данных. Обработка результатов эксперимента.
Системы искусственного интеллекта и машинное обучение
Машинное обучение – решение задач распознавания, классификации и предсказания. Искусственный интеллект. Анализ данных с применением методов машинного обучения. Экспертные и рекомендательные системы.
Большие данные в природе и технике (геномные данные, результаты физических
экспериментов, интернет-данные, в частности данные социальных сетей). Технологии их
обработки и хранения.
Работа в информационном пространстве
Компьютерные сети
Принципы построения компьютерных сетей. Аппаратные компоненты компьютерных сетей. Проводные и беспроводные телекоммуникационные каналы. Сетевые протоколы. Принципы межсетевого взаимодействия. Сетевые операционные системы. Задачи
системного администрирования компьютеров и компьютерных сетей.
Интернет. Адресация в сети Интернет (IP-адреса, маски подсети). Система доменных имен.
Технология WWW. Браузеры.
Веб-сайт. Страница. Взаимодействие веб-страницы с сервером. Язык HTML. Динамические страницы.
Разработка веб-сайтов. Язык HTML, каскадные таблицы стилей (CSS). Динамический HTML. Размещение веб-сайтов.
Использование сценариев на языке Javascript. Формы. Понятие о серверных языках
программирования.
Сетевое хранение данных. Облачные сервисы.
Деятельность в сети Интернет

Расширенный поиск информации в сети Интернет. Использование языков построения запросов.
Другие виды деятельности в сети Интернет. Сервисы Интернета. Геолокационные сервисы реального времени (локация мобильных телефонов, определение загруженности автомагистралей и т.п.); интернет-торговля; бронирование билетов и гостиниц и т.п. Облачные
версии прикладных программных систем.
Новые возможности и перспективы развития Интернета: мобильность, облачные
технологии, виртуализация, социальные сервисы, доступность. Технологии «Интернета
вещей». Развитие технологий распределенных вычислений.
Социальная информатика
Социальные сети – организация коллективного взаимодействия и обмена данными.
Проблема подлинности полученной информации. Государственные электронные сервисы
и услуги. Мобильные приложения. Открытые образовательные ресурсы. Информационная
культура. Информационные пространства коллективного взаимодействия. Сетевой этикет:
правила поведения в киберпространстве.
Стандартизация и стандарты в сфере информатики и ИКТ докомпьютерной эры (запись чисел, алфавитов национальных языков, библиотечного и издательского дела и др.) и
компьютерной эры (языки программирования).
Информационная безопасность
Средства защиты информации в автоматизированных информационных системах
(АИС), компьютерных сетях и компьютерах. Общие проблемы защиты информации и информационной безопасности АИС. Компьютерные вирусы и вредоносные программы.
Использование антивирусных средств.
Электронная подпись, сертифицированные сайты и документы. Правовые нормы использования компьютерных программ и работы в Интернете. Законодательство РФ в области программного обеспечения.
Техногенные и экономические угрозы, связанные с использованием ИКТ. Правовое
обеспечение информационной безопасности.

Тематическое планирование
Для полного освоения программы углубленного уровня рекомендуется изучение предмета «Информатика» по 4 часа в неделю в 10 и
11 классах (всего 136 часов в 10 классе и 136 часов в 11 классе).

10 класс
№

Тема

Основы информатики
1.
Техника безопасности. Организация рабочего места.
Техника безопасности и правила работы на компьютере. Гигиена,
эргономика, ресурсосбережение, технологические требования при эксплуатации компьютерного рабочего места.

2.

3.

Информация и информационные процессы
Способы представления данных. Различия в представлении данных, предназначенных для хранения и обработки в автоматизированных
компьютерных системах и предназначенных для восприятия человеком.
Кодирование информации
Знаки, сигналы и символы. Знаковые системы.
Равномерные и неравномерные коды. Префиксные коды. Условие
Фано. Обратное условие Фано. Алгоритмы декодирования при использовании префиксных кодов.
Измерения и дискретизация. Частота и разрядность измерений.
Универсальность дискретного представления информации.
Дискретное представление звуковых данных. Многоканальная запись. Размер файла, полученного в результате записи звука.
Дискретное представление статической и динамической графической информации.
Свойства позиционной записи числа: количество цифр в записи,
признак делимости числа на основание системы счисления.

Кол-во
часов

Деятельность учителя с учетом рабочей
программы воспитания

1

Побуждение школьников соблюдать на
уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации.
Привлечение внимания школьников к
ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений

5

14

Использование ИКТ и дистанционных образовательных
технологий
обучения,
обеспечивающих современные активности
обучающихся (зачеты в электронных приложениях, обучающие сайты, видеолекции)
Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через перевод содержания с уровня знаний
на уровень личностных смыслов,

4.

5.

6.

7.

Алгоритм перевода десятичной записи числа в запись в позиционной системе с заданным основанием. Алгоритмы построения записи
числа в позиционной системе счисления с заданным основанием и вычисления числа по строке, содержащей запись этого числа в позиционной системе счисления с заданным основанием.
Арифметические действия в позиционных системах счисления.
Краткая и развернутая форма записи смешанных чисел в позиционных системах счисления. Перевод смешанного числа в позиционную
систему счисления с заданным основанием.
Логические основы компьютеров
Операции «импликация», «эквиваленция». Логические функции.
Законы алгебры логики. Эквивалентные преобразования логических выражений. Логические уравнения.
Построение логического выражения с данной таблицей истинности. Дизъюнктивная нормальная форма.
Логические элементы компьютеров. Построение схем из базовых
логических элементов.
Дискретные игры двух игроков с полной информацией. Выигрышные стратегии.
Компьютерная арифметика
Представление целых и вещественных чисел в памяти компьютера. Компьютерная арифметика.
Устройство компьютера
Аппаратное обеспечение компьютеров. Персональный компьютер.
Многопроцессорные системы. Суперкомпьютеры. Мобильные
цифровые устройства и их роль в коммуникациях.
Соответствие конфигурации компьютера решаемым задачам.
Тенденции развития аппаратного обеспечения компьютеров. Тенденции
развития компьютеров.
Программное обеспечение
Программное обеспечение (ПО) компьютеров и компьютерных
систем. Классификация программного обеспечения. Многообразие опе-

10

6

9

13

Постановка воспитательных целей, способствующих обучающихся, независимо
от их способностей и характера.
Развитие у обучающихся познавательной
активности, самостоятельности, инициативы.
Находить ценностный аспект учебного
знания и информации
обеспечивать его понимание и переживание обучающимися
Привлечение внимания школьников к
ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений
Развитие у обучающихся познавательной
активности, самостоятельности, инициативы.
Находить ценностный аспект учебного
знания и информации
обеспечивать его понимание и переживание обучающимися
Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета.
Использование ИКТ и дистанционных об-

8.

рационных систем, их функции. Программное обеспечение мобильных
устройств.
Инсталляция и деинсталляция программного обеспечения.
Технологии создания текстовых документов. Вставка графических объектов, таблиц. Использование готовых шаблонов и создание
собственных.
Средства поиска и замены. Системы проверки орфографии и
грамматики. Нумерация страниц. Разработка гипертекстового документа: определение структуры документа, автоматическое формирование
списка иллюстраций, сносок и цитат, списка используемой литературы и
таблиц. Библиографическое описание документов. Коллективная работа
с документами. Рецензирование текста.
Средства создания и редактирования математических текстов.
Технические средства ввода текста. Распознавание текста.
Технологии ввода и обработки звуковой и видеоинформации.
Компьютерные сети
Расширенный поиск информации в сети Интернет. Использование языков построения запросов.
Другие виды деятельности в сети Интернет. Сервисы Интернета.
Новые возможности и перспективы развития Интернета: мобильность, облачные технологии, виртуализация, социальные сервисы, доступность.
Социальные сети – организация коллективного взаимодействия и
обмена данными. Проблема подлинности полученной информации. Государственные электронные сервисы и услуги. Мобильные приложения.
Открытые образовательные ресурсы. Информационная культура. Информационные пространства коллективного взаимодействия. Сетевой
этикет: правила поведения в киберпространстве.
Принципы построения компьютерных сетей. Аппаратные компоненты компьютерных сетей. Проводные и беспроводные телекоммуникационные каналы. Сетевые протоколы. Принципы межсетевого взаимодействия. Сетевые операционные системы. Задачи системного администрирования компьютеров и компьютерных сетей.

разовательных
технологий
обучения,
обеспечивающих современные активности
обучающихся (зачеты в электронных приложениях, обучающие сайты, видеолекции)
Находить ценностный аспект учебного
знания и информации, обеспечивать его
понимание и переживание обучающимися.

9

Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета.
Использование ИКТ и дистанционных образовательных
технологий
обучения,
обеспечивающих современные активности
обучающихся (зачеты в электронных приложениях, обучающие сайты, видеолекции)

9.

10.

Интернет. Адресация в сети Интернет (IP-адреса, маски подсети).
Система доменных имен.
Информационная безопасность
Средства защиты информации в автоматизированных информационных системах (АИС), компьютерных сетях и компьютерах. Общие
проблемы защиты информации и информационной безопасности АИС.
Компьютерные вирусы и вредоносные программы. Использование антивирусных средств.
Электронная подпись, сертифицированные сайты и документы.
Правовые нормы использования компьютерных программ и работы в
Интернете. Законодательство РФ в области программного обеспечения.
Техногенные и экономические угрозы, связанные с использованием ИКТ. Правовое обеспечение информационной безопасности.
Итого:
Алгоритмизация и программирование
Подробное знакомство с одним из универсальных процедурных
языков программирования. Запись алгоритмических конструкций и
структур данных в выбранном языке программирования. Обзор процедурных языков программирования.
Интегрированная среда разработки программы на выбранном
языке программирования. Пользовательский интерфейс интегрированной среды разработки программ.
Структурное программирование. Проверка условия выполнения
цикла до начала выполнения тела цикла и после выполнения тела цикла:
постусловие и предусловие цикла. Инвариант цикла.
Разработка программ, использующих подпрограммы. Подпрограммы (процедуры, функции). Параметры подпрограмм. Рекурсивные
процедуры и функции.
Логические переменные. Символьные и строковые переменные.
Операции над строками.
Двумерные массивы (матрицы). Многомерные массивы.
Средства работы с данными во внешней памяти. Файлы.
Алгоритмы обработки массивов. Примеры: перестановка элемен-

6

73
43

Установление доверительных отношений
между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к обсуждаемой
на уроке информации, активизации их познавательной деятельности

Установление доверительных отношений
между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя,
привлечению их внимания к обсуждаемой
на уроке информации, активизации их познавательной деятельности
Находить ценностный аспект учебного
знания и информации, обеспечивать его
понимание и переживание обучающимися.

11.

тов данного одномерного массива в обратном порядке; циклический
сдвиг элементов массива; заполнение двумерного числового массива по
заданным правилам; поиск элемента в двумерном массиве; вычисление
максимума и суммы элементов двумерного массива. Вставка и удаление
элементов в массиве.
Сортировка одномерных массивов. Квадратичные алгоритмы
сортировки (пример: сортировка пузырьком). Слияние двух отсортированных массивов в один без использования сортировки.
Решение вычислительных задач
Построение графика функции, заданной формулой, программой
или таблицей значений.
Алгоритмы приближенного решения уравнений на данном отрезке, например, методом деления отрезка пополам. Алгоритмы приближенного вычисления длин и площадей, в том числе: приближенное вычисление длины плоской кривой путем аппроксимации ее ломаной; приближенный подсчет методом трапеций площади под графиком функции,
заданной формулой, программой или таблицей значений. Приближенное
вычисление площади фигуры методом Монте-Карло.
Статистическая обработка данных. Обработка результатов эксперимента.

Итого:
Резерв
Итого по всем разделам:

12

55
8
136

Привлечение внимания школьников к
ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений
Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через перевод содержания с уровня знаний
на уровень личностных смыслов.
Использование ИКТ и дистанционных образовательных
технологий
обучения,
обеспечивающих современные активности
обучающихся (зачеты в электронных приложениях, обучающие сайты, видеолекции)
Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся,
независимо от их способностей и характера

11 класс
№

Тема

1.
2.

Техника безопасности. Организация рабочего места
Информация и информационные процессы
Сжатие данных. Учет частотности символов при выборе неравномерного кода. Оптимальное кодирование
Хаффмана. Использование программ-архиваторов. Алгоритм LZW.
Передача данных. Источник, приемник, канал связи,
сигнал, кодирующее и декодирующее устройства.
Пропускная способность и помехозащищенность канала связи. Кодирование сообщений в современных средствах передачи данных.
Искажение информации при передаче по каналам связи. Коды с возможностью обнаружения и исправления
ошибок.
Системы. Компоненты системы и их взаимодействие.
Информационное взаимодействие в системе, управление. Разомкнутые и замкнутые системы управления.
Итого:
Алгоритмизация и программирование
Алгоритмы, связанные с делимостью целых чисел. Алгоритм Евклида для определения НОД двух натуральных чисел.
Алгоритмы линейной (однопроходной) обработки последовательности чисел без использования дополнительной памяти, зависящей от длины последовательно-

3.

Кол-во часов
Всего / кр

Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания

10
Установление доверительных отношений между учителем и
его учениками, способствующих позитивному восприятию
учащимися требований и просьб учителя, привлечению их
внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности

10
24

Находить ценностный аспект учебного знания и информации.
Использование воспитательных возможностей содержания
учебного предмета через перевод содержания с уровня знаний на уровень личностных смыслов.
Использование ИКТ и дистанционных образовательных
технологий обучения, обеспечивающих современные актив-

4.

сти (вычисление максимума, суммы; линейный поиск и
т.п.). Обработка элементов последовательности, удовлетворяющих определенному условию (вычисление
суммы заданных элементов, их максимума и т.п.).
Рекурсивные алгоритмы, в частности: нахождение
натуральной и целой степени заданного ненулевого
вещественного числа; вычисление факториалов; вычисление n-го элемента рекуррентной последовательности (например, последовательности Фибоначчи). Построение и анализ дерева рекурсивных вызовов. Возможность записи рекурсивных алгоритмов без явного
использования рекурсии.
Алгоритмы анализа символьных строк, в том числе:
подсчет количества появлений символа в строке; разбиение строки на слова по пробельным символам; поиск подстроки внутри данной строки; замена найденной подстроки на другую строку.
Сохранение и использование промежуточных результатов. Метод динамического программирования.
Представление о структурах данных. Примеры: списки,
словари, деревья, очереди.
Двумерные массивы (матрицы). Многомерные массивы.
Элементы теории алгоритмов
Формализация понятия алгоритма. Машина Тьюринга
– пример абстрактной универсальной вычислительной
модели. Тезис Чёрча–Тьюринга.
Другие универсальные вычислительные модели (пример: машина Поста). Универсальный алгоритм. Вычислимые и невычислимые функции. Проблема остановки и ее неразрешимость.
Абстрактные универсальные порождающие модели
(пример: грамматики).

ности обучающихся (зачеты в электронных приложениях,
обучающие сайты, видеолекции)
Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера

6

Находить ценностный аспект учебного знания и информации.
Использование воспитательных возможностей содержания
учебного предмета через перевод содержания с уровня знаний на уровень личностных смыслов.
Использование ИКТ и дистанционных образовательных
технологий обучения, обеспечивающих современные активности обучающихся (зачеты в электронных приложениях,
обучающие сайты, видеолекции)

5.

6.

7.

Сложность вычисления: количество выполненных операций, размер используемой памяти; их зависимость от
размера исходных данных.
Примеры задач анализа алгоритмов: определение
входных данных, при которых алгоритм дает указанный результат; определение результата алгоритма без
его полного пошагового выполнения.
Доказательство правильности программ.
Объектно-ориентированное программирование
Понятие об объектно-ориентированном программировании. Объекты и классы.
Среды быстрой разработки программ. Графическое
проектирование интерфейса пользователя. Использование модулей (компонентов) при разработке программ.
Итого:
Моделирование
Практическая работа с компьютерной моделью по выбранной теме. Проведение вычислительного эксперимента. Анализ достоверности (правдоподобия) результатов компьютерного эксперимента.
Представление результатов моделирования в виде,
удобном для восприятия человеком. Графическое
представление данных (схемы, таблицы, графики).
Построение математических моделей для решения
практических задач.
Имитационное моделирование. Моделирование систем
массового обслуживания.
Базы данных
Понятие и назначение базы данных (далее – БД). Классификация БД. Системы управления БД (СУБД). Таблицы. Запись и поле. Ключевое поле. Типы данных.
Запрос. Типы запросов. Запросы с параметрами. Сор-

15

45
12

16

Постановка воспитательных целей, способствующих развитию обучающихся, независимо от их способностей и характера
Находить ценностный аспект учебного знания и информации, обеспечивать его понимание и переживание обучающимися.
Обсуждение, высказывание мнения и его обоснование, анализ явлений.
Находить ценностный аспект учебного знания и информации обеспечивать его понимание и переживание обучающимися.
Демонстрация примеров ответственного поведения, через
подбор соответствующих задач для решения, проблемных
ситуаций для обсуждения в классе

Демонстрация примеров ответственного поведения, через
подбор соответствующих задач для решения, проблемных
ситуаций для обсуждения в классе

8.

9.

тировка. Фильтрация. Вычисляемые поля.
Формы. Отчеты.
Многотабличные БД. Связи между таблицами. Нормализация.
Создание веб-сайтов
Технология WWW. Браузеры.
Веб-сайт. Страница. Взаимодействие веб-страницы с
сервером. Язык HTML. Динамические страницы.
Разработка веб-сайтов. Язык HTML, каскадные таблицы стилей (CSS). Динамический HTML. Размещение
веб-сайтов.
Использование сценариев на языке Javascript. Формы.
Понятие о серверных языках программирования.
Графика и анимация. 3D-моделирование.
Технические средства ввода графических изображений.
Кадрирование изображений. Цветовые модели. Коррекция изображений. Работа с многослойными изображениями.
Работа с векторными графическими объектами. Группировка и трансформация объектов.
Итого:
повторение
Оценочные процедуры
Итого по всем разделам:

18

Обсуждение, высказывание мнения и его обоснование, анализ явлений.
Находить ценностный аспект учебного знания и информации обеспечивать его понимание и переживание обучающимися.
Демонстрация примеров ответственного поведения, через
подбор соответствующих задач для решения, проблемных
ситуаций для обсуждения в классе

12+16

Обсуждение, высказывание мнения и его обоснование, анализ явлений.
Находить ценностный аспект учебного знания и информации обеспечивать его понимание и переживание обучающимися.
Демонстрация примеров ответственного поведения, через
подбор соответствующих задач для решения, проблемных
ситуаций для обсуждения в классе

74
3
4
136


Наверх

сведения образовательной организации

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».