Астрономия (ФГОС 2010)

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
Рассмотрено
Протокол
№ _8__ от «29» мая 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «АСТРОНОМИЯ»
срок освоения: 1 год
уровень освоения: базовый

Составитель программы:
Борзунова Н.С.

Алапаевск

I. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения астрономии на базовом уровне ученик должен:
Знать/понимать:



















смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система мира, видимая звездная величина,
созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор, метеорит, планета,
спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время,
внесолнечная планета (экзопланета) спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое
излучение, Большой взрыв, черная дыра;
смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина;
смысл физического закона Хаббла;
основные этапы освоения космического пространства;
гипотезы происхождения Солнечной системы;
основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;
размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики;
Уметь:
приводить примеры роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов
исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения
информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью
космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;
описывать и объяснять различия календарей, условия наступления солнечных и лунных
затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов;
принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с
использованием диаграммы «цвет-светимость», физические причины, определяющие равновесия
звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с
помощью эффекта Доплера;
характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства
планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел,
возможные пути эволюции звезд различной массы;
находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе Большую Медведицу,
Малую Медведицу, Волопас, Лебедь, Кассиопею, Орион; самые яркие звезды, в том числе
Полярную звезду, Арктур, Вегу, Капеллу, Сириус, Бетельгейзе;
использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на
любую дату и время суток для данного населённого пункта;
применять приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для понимания взаимосвязи астрономии и с другими науками, в основе которых лежат знания по
астрономии, отделение ее от лженаук;
для оценивания информации, содержащейся в сообщения СМИ, Интернете, научно-популярных
статьях.

II. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«АСТРОНОМИИ»
Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего
образования должны отражать:
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизм, уважение к
Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей
этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего
края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение
гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального
российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и
познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных
предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе
формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально
значимом труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к
другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской
позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и
народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в
нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в
школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с
учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и
других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,

угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры соответствующей современному
уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной
рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов
России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего
образования должны отражать:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных
и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы
действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в
соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе; находить общее решение
и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;

формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие мотивации к
овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми
системами;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 21 февраля 2015 года приказом
Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года N 1644.
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации.

Предметные результаты освоения учебного предмета «астрономия» должны отражать:
1) сформированность представлений о строении Солнечной системы, эволюции звезд и
Вселенной, пространственно-временных масштабах Вселенной;
2) понимание сущности наблюдаемых во Вселенной явлений;
3) владение основополагающими астрономическими понятиями, теориями, законами и
закономерностями, уверенное пользование астрономической терминологией и символикой;
4) сформированность представлений о значении астрономии в практической деятельности
человека и дальнейшем научно-техническом развитии;
5) осознание роли отечественной науки в освоении и использовании космического пространства
и развитии международного сотрудничества в этой области.

III. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «АСТРОНОМИЯ»
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
Изучение астрономии на базовом уровне среднего (полного) общего образования
направлено на достижение следующих целей:
 осознания принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы
и формировании естественнонаучной картины мира;
 обретения знаний о физической природе небесных тел и систем, строения эволюции
Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных
астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;
 владения умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами
определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками
практического применения компьютерных приложений для определения вида звездного неба
в конкретном пункте для заданного времени;
 развития познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
обучающихся в процессе усвоения знаний по астрономии с привлечением различных
источников информации и современных информационных технологий;
 становления научного мировоззрения;
 формирования навыков применения естественнонаучных и физико-математических знаний
для объектного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной
астрофизики, астрономии и космонавтики.

IV. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ
ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
ПРЕДМЕТ АСТРОНОМИИ
Роль астрономии в развитии цивилизации. Эволюция взглядов человека на Вселенную.
Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы. Особенности методов познания в астрономии.
Практическое применение астрономических исследований. История развития отечественной
космонавтики. Первый искусственный спутник Земли, полет Ю. А. Гагарина. Достижения
современной космонавтики.
ОСНОВЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ АСТРОНОМИИ
Небесная сфера. Основные точки и линии небесной сферы. Небесные координаты. Звездная
карта, созвездия, компьютерные приложения для отображения звездного неба. Видимая звездная
величина. Суточное движение светил. Связь видимого расположения объектов на небе и
географических координат наблюдатеня. Движение Земли вокруг Солнца. Видимое движение и
фазы Луны. Солнечные и лунные затмения. Время и календарь.
ЗАКОНЫ ДВИЖЕНИЯ НЕБЕСНЫХ ТЕЛ
Структура и масштабы Солнечной системы. Конфигурация и условия видимости планет. Методы
определения расстояний до тел Солнечной системы и их размеров. Небесная механика. Законы
Кеплера. Определение масс небесных тел. Движение искусственных небесных тел.
СОЛНЕЧНАЯ СИСТЕМА
Происхождение Солнечной системы. Система Земля–Луна. Планеты земной группы. Планетыгиганты. Спутники и кольца планет. Малые тела Солнечной системы. Астероидная опасность.

МЕТОДЫ АСТРОНОМИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Электромагнитное излучение, космические лучи и гравитационные волны как источник
информации о природе и свойствах небесных тел. Наземные и космические телескопы, принцип
их работы. Космические аппараты. Спектральный анализ. Эффект Доплера. Закон смещения
Вина. Закон Стефана – Больцмана.
ЗВЕЗДЫ
Основные физико-химические характеристики и их взаимная связь. Разнообразие звездных
характеристик и их закономерности. Определение расстояния до звезд, параллакс. Двойные и
кратные звезды. Внесолнечные планеты. Проблема существования жизни во Вселенной.
Внутреннее строение и источники энергии звезд. Происхождение химических элементов.
Переменные и вспыхивающие звезды. Коричневые карлики. Эволюция звезд, ее этапы и
конечные стадии.
Строение Солнца, солнечной атмосферы. Проявление солнечной активности: пятна, вспышки,
протуберанцы. Периодичность солнечной активности. Роль магнитных полей на Солнце.
Солнечно-земные связи.
НАША ГАЛАКТИКА – МЛЕЧНЫЙ ПУТЬ
Состав и структура Галактики. Звездные скопления. Межзвездный газ и пыль. Вращение
Галактики. Темная материя.
ГАЛАКТИКИ. СТРОЕНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ВСЕЛЕННОЙ
Открытие других галактик. Многообразие галактик и их основные характеристики.
Сверхмассивные черные дыры и активность галактик. Представление о космологии. Красное
смещение. Закон Хаббла. Эволюция Вселенной. Большой взрыв. Реликтовое излучение. Темная
энергия.

V. Тематическое планирование.
10/11 класс
№п/п

Тема

1. Введение
2. Практические основы
астрономии
3. Строение Солнечной
системы
4. Природа тел Солнечной
системы
5. Солнце и звезды
6. Строение и эволюция
Вселенной

Колво
часов
2
7
5
7
4
9

Деятельность учителя с учетом рабочей программы
воспитания
- устанавливать доверительные отношения между
учителем и обучающимся, способствующих позитивному
восприятию учащимся требований и просьб учителя;
- побуждать обучающихся соблюдать на уроке
общепринятые нормы поведения, правила общения со
старшими (учителями) и сверстниками;
- строить воспитательную деятельность с учетом
культурных различий детей, половозрастных и
индивидуальных особенностей;
- сотрудничать с другими педагогами и другими
специалистами в решении воспитательных задач;
- защищать достоинство и интересы обучающихся,
помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации
и/или неблагоприятных условиях;
- организовывать экскурсии, походы и экспедиции и т.п.;
- анализировать реальное состояние дел в учебном
классе/группе;
- поддерживать в детском коллективе деловую,
дружелюбную атмосферу.

Итог

34

VI.Список литературы
Учебники
Воронцов-Вельяминов Б. А., Страут Е. К. «Астрономия. 11 класс». – М.: Дрофа, 2018
Дополнительная литература
1. Куликовский П.Г. Справочник любителя астрономии. – М.: Либроком, 2013
2. Школьный астрономический календарь (на текущий учебный год).

Литература для преподавателей
1.

Малахова Г.И., Страут Е.К. Дидактический материал по астрономии. – М.: Просвещение, 2003

2.

Методическое пособие к учебнику «Астрономия. 11 класс» авторов Б. А. Воронцова-Вельяминова, Е.
К. Страута

3.

Кирик Л.А., Бондаренко К.П. Астрономия. Разноуровневые самостоятельные работы с примерами
решения задач. – М.: Илекса, 2002

4.

Гусев Е.Б. Сборник вопросов и качественных задач по астрономии. – М.: Просвещение, 2002.

5.

Страут Е.К. Астрономия: Дидактические материалы для средней общеобразовательной школы. – М.:
Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2000.

6.

Демидова М.Ю., Никифоров Г.Г., В.А.Орлов, Н.Х.Ханнанов. Единый государственный экзамен 2013
Физика. Универсальные материалы для подготовки учащихся /ФИПИ, М.: Интелект – Центр, 2013

Интернет-ресурсы, ЭОР
http://www.astro.websib.ru/, http://www.myastronomy.ru, http://class-fizika.narod.ru; демонстрационные
таблицы по астрономии в электронном формате (https://sites.google.com/site/astronomlevitan/plakaty),
https://stellarium-web.org, https://soho.nascom.nasa.gov, приложения в Appstore и Play Market - Starwalk
и Moon.

Приложение 1
Контрольно-измерительные материалы.

Задание 24
1. Рассмотрите таблицу, содержащую сведения о ярких звездах.
Наименование

Температура,

Масса

(в массах Радиус

(в радиусах Расстояние до звезды

звезды

К

Солнца)

Солнца)

(св. год)

Альдебаран

3500

5

45

68

Альтаир

8000

1,7

1,7

360

Бетельгейзе

3100

20

900

650

Вега

9600

3

3

27

Капелла

5200

3

12

45

Кастор

10400

3

2,5

45

Процион

6900

1,5

2

11

Спика

16800

15

7

160

Выберите два утверждения, которые соответствуют характеристикам звезд, и укажите их номера.
1) Температура поверхности и радиус Бетельгейзе говорят о том, что эта звезда относится к красным
сверхгигантам.
2) Температура на поверхности Проциона в 2 раза ниже, чем на поверхности Солнца.
3) Звезды Кастор и Капелла находятся на одинаковом расстоянии от Земли и, следовательно,
относятся к одному созвездию.
4) Звезда Вега относится к белым звездам спектрального класса А.
5) Так как массы звезд Вега и Капелла одинаковы, то они относятся к одному и тому же
спектральному классу.

2. Рассмотрите схему строения нашей спиральной Галактики (виды плашмя и с ребра).

Выберите два утверждения, которые соответствуют элементам, обозначенным цифрами 1-5.
1) Цифра 1 — ядро Галактики.
2) Цифра 2 — скопления белых карликов на краю Галактики.
3) Цифра 3 — шаровые скопления.
4) Цифра 4 — положение созвездия Телец в спиральном рукаве.
5) Цифра 5 — 10 000 световых лет.

3. Рассмотрите таблицу, содержащую характеристики некоторых спутников планет Солнечной
системы.

Выберите два утверждения, которые соответствуют характеристикам планет.
1) Масса Луны больше массы Ио.

2) Ускорение свободного падения на Тритоне примерно равно 0,79 м/с2.
3) Сила притяжения Ио к Юпитеру больше, чем сила притяжения Европы.
4) Первая космическая скорость для Фобоса составляет примерно 0,08 км/с.
5) Период обращения Каллисто меньше периода обращения Европы вокруг Юпитера.

4. Используя таблицу, содержащую сведения о ярких звездах, выполните задание.

Выберите два утверждения, которые соответствуют характеристикам звезд.
1) Звезда Альдебаран является сверхгигантом.
2) Звезды Альдебаран и Эльнат имеют одинаковую массу, значит, они относятся к одному и тому же
спектральному классу.
3) Звезда Бетельгейзе относится к красным звездам спектрального класса М.
4) Звезды Альдебаран и Эльнат относятся к одному созвездию, значит, находятся на одинаковом
расстоянии от Солнца.
5) Температура на поверхности Солнца больше, чем температура на поверхности звезды Капелла.

5. Рассмотрите таблицу, содержащую некоторые характеристики планет Солнечной системы.
Размеры и параметры орбит даны в сравнении с планетой Земля.

Выберите два утверждения, которые соответствуют характеристикам планет.
1) Средняя плотность Венеры меньше средней плотности Земли.
2) Центростремительное ускорение Юпитера при его вращении вокруг Солнца больше
центростремительного ускорения Марса.
3) Первая космическая скорость для Нептуна меньше, чем для Урана.
4) Ускорение свободного падения на Меркурии составляет примерно 4 м/с2.
5) Сила притяжения Сатурна к Солнцу больше, чем у Юпитера.

6. Рассмотрите таблицу, содержащую характеристики некоторых спутников планет Солнечной
системы.

Выберите дваутверждения, которые соответствуют характеристикам планет.
1) Ио находится дальше от поверхности Юпитера, чем Каллисто.
2) Объем Тритона почти в 2 раза меньше объема Титана.
3) Масса Титана больше массы Каллисто.
4) Ускорение свободного падения на Ио составляет примерно 1,82 м/с2.

5) Первая космическая скорость для Европы примерно равна 1,64 км/с.

7. Используя таблицу, содержащую сведения о ярких звездах, выполните задание.

Выберите два утверждения, которые соответствуют характеристикам звезд.
1) Звезды Денеб и Садр относятся к одному созвездию, значит, находятся на одинаковом расстоянии
от Солнца.
2) Звезда Ригель является сверхгигантом.
3) Температура на поверхности Солнца в 2 раза ниже, чем на поверхности Альдебарана.
4) Звезда Ригель относится к красным звездам спектрального класса М.
5) Звезды Садр и Ригель относятся к различным спектральным классам.

8. На рисунке представлена диаграмма Герцшпрунга — Рассела.

Выберите два утверждения о звездах, которые соответствуют диаграмме.
1) Плотность белых карликов существенно меньше средней плотности гигантов.
2) Звезда Канопус относится к сверхгигантам, поскольку её радиус почти в 65 раз превышает радиус
Солнца.
3) Температура звёзд спектрального класса G в 3 раза выше температуры звёзд спектрального класса
А.
4) Солнце относится к спектральному классу В.
5) Звезда Альтаир имеет температуру поверхности 8000 К и относится к звёздам спектрального
класса А.

9. Рассмотрите таблицу, содержащую некоторые характеристики планет Солнечной системы.
Размеры и параметры орбит даны в сравнении с планетой Земля.

Выберите два утверждения, которые соответствуют характеристикам планет.
1) Линейная скорость вращения по орбите у Сатурна больше, чем у Урана.
2) Ускорение свободного падения на Венере составляет примерно 3,1 м/с2.
3) Угловая скорость вращения Марса относительно собственной оси вращения больше, чем у Земли.
4) Средняя плотность Венеры почти в 10 раз меньше средней плотности Сатурна.
5) Вторая космическая скорость для Нептуна больше, чем для Урана.

10. На рисунке приведено схематическое изображение солнечной системы. Планеты на этом
рисунке обозначены цифрами. Выберите из приведенных ниже утверждений два верных, и укажите
их номера.

1) Планетой 2 является Венера.
2) Планета 5 относится к планетам земной группы.
3) Планета 3 имеет 1 спутник.
4) Планета 5 не имеет спутников.
5) Атмосфера планеты 1 состоит, в основном, из углекислого газа.

11. Рассмотрите таблицу, содержащую сведения о ярких звездах.

Выберите два утверждения, которые соответствуют характеристикам звезд.
1) Звезда Спика относится к звездам спектрального класса F .
2) Плотность вещества звезды Вега составляет 1 г/см3.
3) Звезды Кастор и Капелла находятся на одинаковом расстоянии от Солнца.
4) Звезды Вега и Кастор имеют примерно одинаковую температуру и массу, следовательно, будет
одинаковой и их видимая звездная величина.
5) Температура поверхности и радиус Альдебарана говорят о том, что эта звезда относится к
гигантам.

12. На рисунке приведено схематическое изображение солнечной системы. Планеты на этом
рисунке обозначены цифрами. Выберите из приведенных ниже утверждений два верных, и укажите
их номера.

1) Сатурн на рисунке обозначен цифрой 4.
2) Атмосфера планеты 2 состоит, в основном, из углекислого газа.
3) Период обращения вокруг Солнца планет 3 и 4 практически одинаковы.

4) Планета 5 имеет большое количество спутников.
5) Планета 4 относится к планетам-гигантам.
13. На рисунке представлена диаграмма Герцшпрунга — Рассела.

Выберите два утверждения о звездах, которые соответствуют диаграмме.
1) Звезда Бетельгейзе относится к сверхгигантам, поскольку её радиус почти в 1000 раз превышает
радиус Солнца.
2) «Жизненный цикл» звезды спектрального класса К главной последовательности более короткий,
чем звезды спектрального класса В главной последовательности.
3) Звёзды-сверхгиганты имею очень большую среднюю плотность.
4) Звезда Денеб имеет температуру поверхности 8550 К и относится к звездам спектрального класса
М.
5) Звезда 40 Эридана В относится к белым карликам, поскольку её масса составляет 0,5 массы
Солнца.

14. Рассмотрите таблицу, содержащую сведения о ярких звездах.

Выберите два утверждения, которые соответствуют характеристикам звезд.
1) Звезда Процион относится к белым карликам.
2) Расстояние до Альтаира в 8 раз больше расстояния до Капеллы.
3) Звезды Кастор и Капелла принадлежат к одному спектральному классу.
4) Звезда Капелла является звездой типа Солнце.
5) Плотность звезды Альдебаран близка к плотности Солнца.

15. На рисунке приведено схематическое изображение солнечной системы. Планеты на этом
рисунке обозначены цифрами. Выберите из приведенных ниже утверждений два верных, и укажите
их номера.

1) Планета 5 состоит, в основном, из твердых веществ.
2) Температура на планете 4 колеблется от –70 °С до 0 °С.
3) Планета 2 не имеет спутников.
4) Плотность планеты 7 близка к плотности Земли.
5) Планета 6 не имеет атмосферы.

16. Вам даны элементы орбит некоторых астероидов.

Выберите два утверждения, которые соответствуют приведённым астероидам.
1) Астероид Харикло движется между орбитами Сатурна и Урана.
2) Кибела, Касталия и Астрея – все астероиды главного пояса.
3) Дамокл выше всех поднимается над плоскостью эклиптики.
4) В перигелии своей орбиты Гектор более чем в два раза ближе к Солнцу, чем в афелии.
5) Период обращения 1992 QB1 вокруг Солнца более 300 лет.

17. Вам даны элементы орбит некоторых астероидов.

Выберите два утверждения, которые соответствуют приведённым астероидам.
1) 2004 YH32 принадлежит поясу Койпера.
2) В этом списке только у одного астероида период обращения вокруг Солнца больше 100 лет.
3) Атира ближе всех подходит к Солнцу.
4) 1999 XS35 выше всех поднимается над плоскостью эклиптики.

5) Диоретса обращается вокруг Солнца по ретроградной орбите (в сторону, противоположную
движению Земли).

18. Первая звезда излучает в 100 раз больше энергии, чем вторая. Они расположены на небе так
близко друг от друга, что видны как одна звезда с видимой звёздной величиной, равной 5.
Исходя из этого условия, выберите два верных утверждения.
1) Если вторая звезда расположена в 10 раз ближе к нам, чем первая, то их видимые звёздные
величины равны.
2) Если звёзды расположены на одном расстоянии, то блеск первой равен 5 звёздным величинам, а
второй — 0 звёздных величин.
3) Если эти звезды расположены в пространстве рядом друг с другом, то вторая звезда такая тусклая,
что не видна невооружённым глазом, даже если бы этому не препятствовала яркая первая.
4) Первая звезда — белый сверхгигант, а вторая — красный сверхгигант.
5) Первая звезда обязательно горячее второй.

19. Две совершенно одинаковые звезды расположены на небе так близко, что видны как одна звезда.
Их суммарный видимый блеск равен 5 звёздным величинам. Видимый блеск одной из них (первой)
равен 5,5 звёздных величин. Исходя из этого условия, выберите два верных утверждения.
1) Блеск второй звезды равен блеску первой звезды.
2) Блеск второй звезды равен –0,5 звёздным величинам.
3) Звёзды находятся на одинаковом расстоянии.
4) Вторая звезда дальше первой.
5) Если каждую из звёзд приблизить к нам в десять раз, то их суммарный блеск станет равен 0
звёздных величин.

Приложение 2
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНКЕ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ
При проведении устного опроса
оценка «5» ставится в следующем случае:
- ответ полный, самостоятельный, правильный, изложен литературным языком в определенной
логической последовательности, рассказ сопровождается новыми примерами;
- учащийся обнаруживает верное понимание материалистической сущности рассматриваемых
явлений и закономерностей, законов и теории, дает точное определение и истолкование основных
понятий, законов, теорий, правильное определение физических величин, их единиц и способов
измерения;
- учащийся умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий, знает
основные понятия и умеет оперировать ими при решении задач, правильно выполняет чертежи, схемы и
графики, сопутствующие ответу; может установить связь между изучаемым материалом по курсу
астрономии и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при
изучении других предметов;
- владеет знаниями и умениями в объеме 95% - 100% от требований программы;
оценка «4» ставится в следующем случае:
- ответ удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но содержит неточности в
изложении фактов, определений, понятии, объяснении взаимосвязей, выводах и решении задач.
Неточности легко исправляются при ответе на дополнительные вопросы;
- учащийся не использует собственный план ответа, затрудняется в приведении новых примеров, и
применении знаний в новой ситуации, слабо использует связи с ранее изученным материалом и с
материалом, усвоенным при изучении других предметов;
- объем знаний и умений составляют 80-95% от требований программы;
оценка «3» ставится в следующем случае:
- большая часть ответа удовлетворяет требованиям к ответу на оценку «4», но в ответе
обнаруживаются отдельные пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного
материала;

- учащийся обнаруживает понимание учебного материала при недостаточной полноте усвоения
понятий или непоследовательности изложения материала, умеет применять полученные знания при
решении простых задач с использованием готовых формул;
- учащийся владеет знаниями и умениями в объеме не менее 80 % содержания, соответствующего
программным требованиям;
оценка «2» ставится в следующем случае:
-

ответ

неправильный,

показывает

незнание

основных понятий,

непонимание

изученных

закономерностей и взаимосвязей, неумение работать с учебником, решать количественные и
качественные задачи;
- учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы;
- учащийся не владеет знаниями в объеме требований на оценку «3».

При проведении самостоятельных и контрольных работ
оценка «5» ставится в следующем случае:
- работа выполнена полностью;
- сделан перевод единиц всех физических величин в СИ, все необходимые данные занесены в условие,
правильно выполнены чертежи, схемы, графики, рисунки, сопутствующие решению задач,
правильно проведены математические расчеты и дан полный ответ;
- на качественные и теоретические вопросы дан полный, исчерпывающий ответ литературным языком
в определенной логической последовательности, учащийся приводит новые примеры, устанавливает
связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом, усвоенным при
изучении других предметов, умеет применить знания в новой ситуации;
- учащийся обнаруживает верное понимание сущности рассматриваемых явлений и закономерностей,
законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а
также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения;
оценка «4» ставится в следующем случае:
- работа выполнена полностью или не менее чем на 80 % от объема задания, но в ней имеются недочеты
и несущественные ошибки;

- ответ на качественные и теоретические вопросы удовлетворяет вышеперечисленным требованиям, но
содержит неточности в изложении фактов, определений, понятий, объяснении взаимосвязей, выводах и
решении задач;
- учащийся испытывает трудности в применении знаний в новой ситуации, не в достаточной мере
использует связи с ранее изученным материалом и с материалом, усвоенным при изучении других
предметов;
оценка «3» ставится в следующем случае:
- работа выполнена в основном верно (объем выполненной части составляет не менее 2/3 от общего
объема), но допущены существенные неточности;
- учащийся обнаруживает понимание учебного материала при недостаточной полноте усвоения понятий
и закономерностей;
- умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул,
но затрудняется при решении качественных задач;
оценка «2» ставится в следующем случае:
- работа в основном не выполнена (объем выполненной части менее 2/3 от общего объема задания);
- учащийся показывает незнание основных понятий, непонимание изученных закономерностей и
взаимосвязей, не умеет решать количественные и качественные задачи.

Перечень ошибок
грубые ошибки:
- незнание определений основных понятий, законов, правил, основных положений теории, формул,
общепринятых символов обозначения физических величии, единиц их измерения;
- неумение выделить в ответе главное;
-

неумение применять

знания

для

решения задач и

объяснения явлений; неправильно

сформулированные вопросы задачи или неверные объяснения хода ее решения; незнание приемов
решения задач, аналогичных ранее решенным в классе, ошибки, показывающие неправильное
понимание условия задачи или неправильное истолкование решения;
- неумение читать и строить графики и принципиальные схемы.
негрубые ошибки:

-неточности формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванные неполнотой охвата
основных признаков определяемого понятия;
- ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков,
схем;
- пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин;
- нерациональный выбор хода решения.
недочеты:
- нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислении, преобразований и
решений задач;
- арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность
полученного результата;
- отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа;
- небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков;
- орфографические и пунктуационные ошибки.


Наверх

сведения образовательной организации

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».