РП по биологии 6 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Биология»
(Приложение к основной образовательной программе для детей с умственной
отсталостью)
6 класс

Алапаевск

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предмет: Биология
Класс: 6
Курс: базовый
Всего часов на изучение программы: 70 часов
По учебному плану: 70 часов
Количество часов в неделю: 2 часа
Учебный предмет «Биология» одна из общеобразовательных дисциплин в
специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида, которая
располагает большими коррекционно-образовательными, развивающими,
воспитательными и практическими возможностями.
Курс «Биологии» 6 класса изучает раздел: «Неживая природа». По этому
разделу предусматривается изучение элементарных сведений, доступных
школьникам с нарушениями интеллектуального развития, о живой и неживой
природе, об охране природы.
Основными задачами преподавания биологии являются:
1) сообщение учащимся знаний об основных компонентах неживой
природы (воде, воздухе, полезных ископаемых, почве);
2) формирование правильного понимания таких природных явлений, как
дождь, снег, ветер, туман, смена времен года и др., а также их роль в
живой и неживой природе;
3) проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрения
окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни
всех растений, грибов, животных и людей), бережного отношения к
природе;
4) привитие навыков, способствующих сохранению природы.

Преподавание биологии в специальных (коррекционных классах) VIII вида
должно быть направлено на коррекцию недостатков интеллектуального
развития учащихся. В процессе знакомства с живой и неживой природой
необходимо развивать у учащихся внимание, речь и мышление, учить
устанавливать простейшие причинно-следственные отношения и
взаимозависимость живых организмов между собой и с неживой природой,
взаимосвязи человека с живой и неживой природой, влияние на нее.
Данная рабочая программа по биологии разработана с учётом
изменений, происходящих в современном обществе, и новых данных
биологической науки, медицины.
Основная цель рабочей программы создание комплекса условий для
максимального развития личности каждого ребёнка с нарушением
интеллекта при изучении биологии.
Реализовать данную цель можно будет через решение следующих
задач:


Формировать элементарные биологические представления.



Развивать

ключевые

компетенции

учащихся

(коммуникативные,

информационные, кооперативные и др.)


Развивать любознательность, научное мировоззрение



Формировать умение наблюдать явления природы, жизнь растений и

животных.


Прививать умение бережно относится к природе родного края.



Знать и выполнять необходимые для сохранения и укрепления

собственного здоровья и здоровья окружающих нормы гигиены.


Формировать потребность вести здоровый образ жизни.
Планируемый

результат:

сформированная

социально-трудовая

готовность выпускников к самостоятельной жизни в социуме.

В 6 классе учащиеся знакомятся с отличительными признаками живой и
неживой природы. Особое внимание уделяется экологическим проблемам,
связанным с загрязнением окружающей среды. Предлагать пути их решения
человеком.
На уроках особое внимание будет уделено формированию
познавательного интереса, формированию положительной мотивации к
предмету. Для этого активно будут использоваться занимательные
материалы, подбираться интересные факты, красочные иллюстрации, видео и
аудио фрагменты, биологические сказки и т.д.
Форма организации учебного процесса – урок.
Большое значение мной будет придаваться сохранению и укреплению
здоровья учащихся. С этой целью на каждом уроке буду реализовывать
элементы здоровьесберегающих технологий (физкультминутки, зарядка для
глаз, самомассаж, минутки релаксации). Постоянно будет осуществляться
строгое соблюдение режима проветривания класса, контроль за тепловым
режимом, смена динамических поз на уроке, контроль за осанкой и
правильной посадкой учащихся. Иногда будет производится пересадка
учащихся крайних рядов для профилактики заболеваний глаз. С целью
нормализации эмоционально-психологического состояния учащихся будут
использоваться технологии бесконфликтного общения (я - сообщение,
активное слушание, педагогический помощь).
Данная рабочая программа обеспечивает оптимальный объем знаний по
биологии для детей с нарушением интеллекта.
В 6 классе осуществляется формирование способности и готовности к
использованию элементарных знаний и умений в повседневной жизни,
сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в
ней, самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей
среды, как сферы жизнедеятельности.

Содержание рабочей программы и требования к уровню
подготовки учащихся.
1. Введение

Расширение знаний о предметах и явления живой и неживой природы, их
изменениях.
2. Вода

Обобщение знаний о свойствах воды: расширение при нагревании и
замерзании, сжатие при охлаждении.
Расширение знаний о круговороте воды в природе, значении ее в природе.
3. Воздух.

Знакомство учащихся с составом воздуха, свойствами его компонентов;
Формирование представления о применении кислорода в медицине.
4. Полезные ископаемые.

Систематизация знаний о горючих полезных ископаемых.
Уточнение представлений о полезных ископаемых, используемых в качестве
строительных материалов.
5. Почва.

Формирование представлений о составе почвы: минеральная и органическая
часть.

Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать


отличительные признаки твердых тел, жидкостей и газов;



характерные признаки полезных ископаемых, песчаной и глинистой

почвы;


некоторые свойства твердых, жидких и газообразных тел на примере

воды, воздуха, металлов;


расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, способность к

проведению тепла;


текучесть воды и движение воздуха.



Превращение твердых тел в жидкости, жидкостей - в газы.



Растворимы и нерастворимые вещества (соль, сахар и другие);



Растворы в быту: стиральные и питьевые, в природе: минеральная и

морская вода.


О применении углекислого газа при тушении пожаров.



Экологические проблемы, связанные с загрязнением воздуха в нашей

местности.


Правила обращения с газом в быту.



Полезные ископаемые, которые добывают в Ленинградской области.



Водные свойства песчаных и глинистых почв.



Местные типы почв: название, краткая характеристика.

Учащиеся должны уметь


отличать предметы живой и неживой природы.



проводить очистку мутной воды.



обнаруживать воздух в пористых телах (сахар, сухарь, уголь, почва).



распознавать черные и цветные металлы.



узнавать горючие полезные ископаемые по внешнему виду, их свойствам.



сравнивать песок и песчаные почвы, глину и глинистые почвы по

водным свойствам.



обращаться с простым лабораторным оборудованием;



определять температуру воды и воздуха;



проводить несложную обработку почвы на пришкольном участке.

Контроль осуществляется в форме фронтального опроса по закреплению
изученного

материала

и

основных

понятий.

Контрольные

работы,

позволяющие сделать анализ знаний учащихся, выявить пробелы и наладить
работу по их ликвидации.
Литература.
1. Государственная

программа

специальных

(коррекционных)

общеобразовательных учреждений VIII вида (сборник №1) – М.: Владос,
2011. г. под редакцией Воронковой В.В.
2. А.И.Никишов, «Биология. Неживая природа» Москва «Просвещение»
2014 год (6 класс)
3. Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений
8 вида для 6-9 классов. Сборник 1. Издательство Москва «Владос» 2000 г.
Сухаревская Е. Ю., Занимательное естествознание. Жизнь на Земле: Учебнометодическое пособие для учителей. – Ростов-на-Дону: Учитель, 2003 г.
4. Экологические сказки: Пособие для учителей 1-6 класс, сост. Г. А.
Фадеева.- Волгоград: Учитель, 2005г.
5. Рабочая тетрадь по биологии 7 класс. Пособие для учащихся
специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
6. Лифанова Т. Ф., Дидактические игры на уроках естествознания.- Москва,
2001
7. Сухаревская Е. Ю. Занимательное естествознание.- Ростов-на Дону; Изд-во
«Учитель», 2003 г.

Приложение 1
Учебно–тематический план программы
Количество часов
№

Тема

Всего

1

15

15

-

-

2

Повторение материала за курс 5
класса.
Введение
Вода

2
10

2
10

-

-

3

Воздух

10

10

-

-

4

Полезные ископаемые:

20

19

-

1

5

5

-

5

5

1

Теоретич Самост
оятельн
еских
ых
работ.

Провер
очные
работы

4.1 полезные ископаемые,
используемые в качестве
строительных материалов.
4.2 горючие полезные
ископаемые
4.3 полезные ископаемые,

-

которые используются при

5

5

5

5

1

получении минеральных
удобрений
4.4 полезные ископаемые,
которые используются для
получения металлов
5

Почва

5

5

-

-

6

Повторение

8

-

-

1

70

68

-

2

Всего


Наверх

сведения образовательной организации

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».