РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «История отечества» (Приложение к основной образовательной программе для детей с умственной отсталостью) 7 класс Алапаевск ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по истории отечества составлена на основе следующих нормативно- правовых документов: 1. Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897. 2. Закон Российской Федерации «Об образовании» (статья 7). 3. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Под редакцией И.М. Бгажноковой. История является интересной, занимательной, но в то же время сложной дисциплиной в специальной (коррекционной) школе VIII вида для умственно отсталых детей. Сложность усвоения исторических знаний обусловлена объемностью фактологических и хронологических сведений, глобальностью общественно-исторических закономерности которых осмыслить процессов ребенку с и явлений, интеллектуальной недостаточностью очень трудно. В предмете история заложены необходимое содержание и средства для формирования нравственного сознания развивающейся личности, для усвоения и накопления социального опыта, а также развития дефицитарных, при умственной отсталости, высших психических функций: логических форм памяти, аналитического мышления, речемыслительных процессов, произвольного восприятия и внимания. Историческая наука в России переживает глубокую переоценку фактов и событий XX века, которые на рубеже тысячелетий резко изменили социальную и историческую жизнь общества и мира. В этой связи авторы программы стремились к тому, чтобы курс истории для детей с нарушением интеллекта отражал реальные факты и события и рассматривался учителем не с позиции институциональной, идеологизированной истории, а с позиций цивилизационного анализа, позволяющего поэтапно вводить ребенка в мир истории на ее социокультурных основах. Такой подход реализует принцип доступности, способствует формированию познавательного и нравственного опыта умственно отсталых учащихся. Структурным принципом построения программы явился линейноконцентрический принцип. Он дает возможность широко использовать межпредметные связи истории с географией, естествознанием, математикой, литературой и др. Очень важно умение учителя переводить на язык истории имеющиеся у детей знания из других предметных областей, создавать иллюстративные образы (примеры) для преодоления неизбежных трудностей при обучении. Вместе с тем учителю необходимо помнить о том, что описательность и образность сведений исторического содержания не должны подменять понятийную (смысловую) основу изучаемых явлений. Детей необходимо учить анализировать, сравнивать, обобщать исторические факты и связывать их с развитием опыта человека с учетом временных векторов смены цивилизаций на Земле. Программа 7 класс — по «История истории Отечества» (Древняя включает: Русь, Российское государство с X по XVII в.), 2 ч в неделю; При отборе исторического материала, наряду с коррекционнопедагогическими задачами и дидактическими принципами, особое внимание уделялось соблюдению и других принципов: • цивилизационного анализа, где исторические факты и события предстают в интегрированных связях с другими явлениями (природы, общества, культуры и др.) в их исторической ретроспективе; • экзистенциальности, позволяющего обращаться к чувствам детей, эмоциональным оценкам, нравственным категориям; • объективности для устранения субъективных оценок, искажений в толковании исторических фактов Перечисленные выше принципы подскажут учителю, как следует обучать детей на уроках истории с учетом того, что соблюсти строгую хронологическую последовательность в программе для специальной школы невозможно из-за специфики развития учащихся. В каждой программе выделены разделы с соответствующей тематической рубрикацией и примерным распределением часов для изучения темы. Большие разделы, охватывающие определенный этап истории, завершаются сведениями из области культуры, науки и искусства. В программу включены требования для примерной оценки и контроля знаний учащихся с учетом их разноуровневых возможностей. Перечень требований не предполагает их безусловного использования в качестве инструмента аттестации учащихся или педагогов со стороны администрации. Они в основном направлены на ориентацию учителя в программном материале и определяют то, что желательно и важно не упустить при обучении истории разных групп детей. Поэтому требования выступают в качестве методического самоконтроля, так как есть опасность, что учитель истории, не имеющий дефектологического образования, может завысить уровень требований к учащимся, а дефектолог, не являющийся историком, может недооценить смысловые компоненты программы. Особо следует подчеркнуть важность подготовки учителя к каждому уроку (выбор текстов, иллюстраций, картографических сведений, словарной работы, видеофрагментов и других средств). Цель: формировать у обучающихся способность изучать разнообразный исторический материал и использовать его в своей деятельности. Задачи: образовательные: усвоить важнейшие факты истории; создать исторические представления, отражающие основные явления прошлого; усвоить доступные для учащихся исторические понятия, понимание некоторых закономерностей общественного развития; овладеть умением применять знания по истории в жизни; выработать умения и навыки самостоятельной работы с историческим материалом. воспитательные; гражданское воспитание учащихся, патриотическое воспитание, воспитание уважительного отношения к народам разных национальностей, нравственное воспитание, эстетическое воспитание, трудовое воспитание, правовое воспитание, формирование мировоззрения учащихся. коррекционно – развивающие: развитие и коррекция внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления, речи, эмоционально – волевой сферы. учить анализировать, понимать причинно-следственные зависимости. содействовать развитию абстрактного мышления, развивать воображение. расширять лексический запас, развивать связную речь. Сведения о программе Рабочая программа по истории составлена в соответствии с программой под редакцией доктора педагогических наук И.М. Бгажноковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы. Сборник Москва «Просвящение» 2013г Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем, дает распределение учебных часов по разделам и темам курсов истории для учащихся с интеллектуальными нарушениями. Программа направлена на всестороннее развитие личности обучающихся, способствует их умственному развитию, особое внимание обращено на коррекцию имеющихся специфических нарушений. Личностные результаты 1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; 2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 3)сформированность адекватных представлений о собственных возможностях; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни; 6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; 7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем; 8)принятие и освоение социальной роли обучающегося; 9)сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; 11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости; 12)сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду; 13) проявление готовности к самостоятельной жизни. Уровни овладения предметными результатами. Достаточный уровень Учащиеся должны знать: - Какие исторические даты называются точными, приблизительными; -Когда произошли события (конкретные, по выбору учителя); -Кто руководил основными сражениями. Учащиеся должны уметь: - Пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях учебника; - Пересказывать исторический материал с опорой на наглядность, по заранее составленному плану; - Соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника; - Пользоваться «Лентой времени», соотносить год с веком; - Устанавливать последовательность исторических событий на основе усвоенных дат; - Правильно и точно употреблять исторические термины, понятия; - Пересказывать содержание изучаемого материала близко к теме. Минимальный уровень Учащиеся должны знать: - когда произошли события от Крещения Руси до Куликовской битвы (с помощью вопросов учителя); - кто руководил основными сражениями (с помощью учителя). Учащиеся должны уметь: - Пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях учебника; - Пересказывать исторический материал с опорой на наглядность, по заранее составленному плану (с помощью учителя); - Соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебника; - Устанавливать последовательность исторических событий на основе усвоенных дат (с помощью вопросов); - Пересказывать содержание изучаемого материала близко к теме (с помощью учителя). Базовые учебные действия Личностные учебные действия: Личностные учебные действия представлены следующими умениями: испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.; уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в общеполезную социальную деятельность; бережно относиться к культурноисторическому наследию родного края и страны. Коммуникативные учебные действия: Коммуникативные поддерживать учебные коммуникацию в действия включают: вступать и разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач; использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные учебные действия: Регулятивные учебные действия представлены умениями: принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность. Познавательные учебные действия: Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временнопространственную операции организацию; (сравнение, использовать анализ, синтез, усвоенные обобщение, логические классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинноследственных связей) на наглядном, деятельности доступном в вербальном соответствии с материале, основе индивидуальными практической возможностями; использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами. Раздел I. Древняя Русь (38 ч) Тема 1. Происхождение славян (4 ч) Славяне — коренное население Европы. Предшественники древних славян на рубеже III—II тыс. до н. э. в северной части Европы, от Рейна до Днепра. Ветви славян и славянских языков: восточная (русский, украинский, белорусский), западная (польский, чешский, словацкий и др.), южная (болгарский, македонский, хорватский и др.). Переселение народов в VI— VIII вв. как причина освоения славянами территории Центральной, Южной и Восточной Европы. Характеристика природных, климатических условий мест проживания славян, их значение для занятий населения и жизненного уклада. Взаимное обогащение культуры славян и культуры соседних народов: скифов, сарматов, германцев (готов), гуннов, хазаров. Славяне-воины; борьба славян со степными кочевниками; походы на Византию. СЛОВАРЬ: славяне, коренные народы, предшественники, племена, переселение, кочевники. Тема 2. Восточные славяне (VI—IX вв.) (3 ч) Особенности географического положения, природные и климатические условия проживания восточных славян. Смешение восточных славян с соседними племенами: финно-угорскими, балтийскими и др. Неравномерность развития отдельных славянских племен. Соседская территориальная община — вервь, племена, союзы племен. Грады как центры племенных союзов. Верховная знать — князья, старейшины, их опора — дружина. Положение женщин в общине. Вече — общественный орган управления. Сбор дани с членов общины, полюдье. Предпосылки к возникновению государства у восточных славян. СЛОВАРЬ: община, град, знать, старейшина, вече, полюдье. Тема 3. Хозяйство и образ жизни восточных славян (4 ч) Особенности славянского земледелия в суровых климатических условиях. Занятия восточных славян: скотоводство, охота, рыбная ловля, бортничество, огородничество и др. Быт восточных славян: жилище славян, традиции в питании, развитие ремесел, изготовление орудий труда, одежды, обуви, посуды, мебели. Речные пути как условие развития внутренних и внешних связей восточных славян. Обмен товарами, развитие торговли. Путь «из варяг в греки». Возникновение городов — центров ремесел, торговли, административного управления. Киев и Новгород — развитые центры славянского мира, контролирующие торговые пути. Новгород — крупный культурный и торговый центр. Боярская республика, вече, посадник, князь новгородский. СЛОВАРЬ: быт, ремесла, торговля, обмен, торговый путь. Тема 4. Культура и верования восточных славян (3 ч) Истоки славянского язычества. Важнейшие боги славян. Перун — бог грома, молнии, войны; Сварог — бог неба; Ярило (Даждьбог, Хорос) — бог солнца; Род — бог плодородия. Археологические находки культуры восточных славян. Обряды восточных славян; культ предков. Свадебные и похоронные традиции. Языческие праздники, связанные с земледельческими работами: Масленица, праздник урожая, праздник Ивана Купалы. Фольклор: сказки, народные приметы, пословицы, песни, плачи. СЛОВАРЬ: язычество, культ, фольклор, традиции. Тема 5. Создание Древнерусского государства (6 ч) Происхождение слова Русь (научные представления). Первое Древнерусское государство как результат ожесточенной борьбы князей — Киевская Русь (IX в.). Управление государством: великий князь, дружина, знать (бояре, младшая дружина, местные (удельные) князья, местная дружина). Боярская дума — совещательный орган при князе для решения государственных вопросов. Основа общественного устройства — община как замкнутая социальная система, организующая и контролирующая трудовую, военную, обрядовую, культурную жизнь ее членов. Вотчина — крупное частное землевладение, основная экономическая единица Киевской Руси. Земля — главное богатство восточных славян. Положение простых крестьян — смердов, рабов (холопов, челяди), закупов. Полюдье — сбор дани со всего «свободного» населения; «уроки» и «погосты». Организация воинства из народа, его подразделения (сотни, тысячи). Развитие древних городов Руси: Киев, Переяславль, Чернигов, Смоленск, Новгород и др. Развитие товарно-денежных отношений в Древнерусском государстве: внешняя торговля с северными народами, западными и южными славянами. Торговые пути к греческим черноморским колониям. Русские сухопутные караваны к Багдаду по пути в Индию. Первые русские князья и основание рода Рюриковичей. Олег, Игорь, Ольга, Аскольд, Дир. Военные походы князей для расширения границ государства и покорения соседних племен. СЛОВАРЬ: государство, вотчина, смерд, холоп, колония, караван. Тема 6. Крещение Киевской Руси (X в.) (4 ч) Истоки христианской веры. Религии в X—XI вв. Объединение восточных славян в составе Киевской Руси. Языческая религия Киевской Руси и религии соседних государств: Волжская Болгария (ислам), Хазарский каганат (иудаизм), католический запад. Стремление Византии приобрести единоверца в лице сильного Русского государства. Великий князь киевский Владимир. Решение Владимира Красное Солнышко о принятии Русью христианства от Византии. Сопротивление народа и Крещение Руси в 988 г. Значение принятия Русью христианства для ее дальнейшего исторического развития: укрепление государственной власти, расширение внешних связей, укрепление международного авторитета, развитие культуры. Отличия католической и православной ветвей христианства, сказавшиеся на развитии стран Западной Европы и Руси. СЛОВАРЬ: религия, ислам, иудаизм, христианство, крещение. Тема 7. Расцвет Русского государства при Ярославе Мудром (ок. 978—1054) (4 ч) История прихода к власти. Расцвет и могущество Руси при Ярославе Мудром. Забота о безопасности границ государства: военные походы князя. Киев — один из крупнейших городов Европы, расцвет зодчества, градостроительства, просвещения. Наречение князя царем. Дипломатия Ярослава Мудрого, родственные связи с крупнейшими королевскими дворами Законотворчество в Киевской Руси. Европы. Русская Правда — свод древнерусского феодального права. СЛОВАРЬ: могущество, зодчество, дипломатия, наречение, царь. Тема 8. Феодальная раздробленность в русских землях (XI—XV вв.) (5 ч) Русь после смерти Ярослава Мудрого. Завещание Ярослава сыновьям. «Очередной» порядок престолонаследия. Ослабление государства в результате княжеских междоусобиц и народных восстаний, угрозы соседних племен. Шаги Владимира Мономаха (1053—1125) по сохранению единства русских земель. Введение короны русских царей — шапки Мономаха, издание Устава Владимира Мономаха. Укрепление международного авторитета Руси. Русская летопись «Повесть временных лет». Причины распада единого государства на отдельные княжества после смерти Владимира Мономаха и его сына Мстислава I — великого князя киевского (1076—1132). Влиятельные княжества Руси: Галицко-Волынское (на юго-западе), Новгородское (на северо-западе), Владимиро-Суздальское (на юго-востоке). Новгород — крупный культурный и торговый центр. Новгородская боярская республика, городское вече, посадник, князь новгородский. Объединение Ростово-Суздальских земель. Князь Юрий Долгорукий. Первое упоминание о Москве (1147). СЛОВАРЬ: завещание, престолонаследие, междоусобица, летопись, вече, посадник, республика. Тема 9. Культура Руси X—XIII вв. (до монгольского нашествия) (3 ч) Три важнейших периода в культуре домонгольской Руси: языческая культура, культура Киевской Руси (сочетание восточнославянских и византийских традиций), культура русских земель периода раздробленности. Развитие письменности на Руси (до и после принятия христианства), распространение грамотности. Берестяные грамоты, рукописные книги. Развитие устного народного творчества и литературы. Выдающиеся литературные памятники: «Повесть временных лет»; летописи Пскова, Новгорода и др.; жития; «Поучение детям» Владимира Мономаха; «Слово о полку Игореве» (обзорно, с примерами). Слава российских ремесленников: оружие, кожа, меха, ювелирные изделия и др. Иллюстративное знакомство с памятниками культуры, дошедшими до XXI в.: Софийский собор в Киеве и Новгороде, Золотые ворота в Киеве, соборы Переславля-Залесского, Суздаля, церковь Покрова на Нерли, Успенский и Иконопись, Дмитриевский традиции соборы греческих во мастеров. Владимире Икона и др. Владимирской Богоматери — символ Руси. Развитие русской иконописной школы. Главный итог развития Киевской Руси: рождение древнерусской народности с единым языком, общей территорией, близостью материальной и духовной культуры. СЛОВАРЬ: письменность, памятники, собор, церковь, икона, иконопись, духовная культура. Раздел II. Русь в борьбе с завоевателями (XIII—XV вв.) (13 ч) Тема 1. Образование Монгольского государства. Нашествие на Русь (5 ч) Монгольские кочевые племена. Борьба между племенами за владение пастбищами. Провозглашение Чингисхана великим каганом всех монгольских племен. Покорение войском Чингисхана соседних племен, Северного Китая, Кореи, Средней Азии, вторжение в Закавказье. Помощь русских князей половцам, сражение на реке Калке. Поражение русскополовецкого войска кочевниками. Покорение монголами Волжской Болгарии, Средней Волги, вторжение в Северо-Восточную Русь. Разорение Рязанской земли, покорение города Козельска. Поход монгольского войска на Западную Европу через Южную Русь. Осада и падение Киева. Завоевание Галицко-Волынской Руси, Польши, Венгрии, других государств. Создание нового государства — Золотая Орда, его территория на карте истории. Положение русских земель по отношению к Орде. Связи русских князей с ханом, «ярлыки». Последствия монгольских завоеваний для Руси. Русь — преграда на пути завоевания монголами Западной Европы. Борьба с рыцарями-крестоносцами. Новгородский князь Александр Невский. Ратные подвиги. СЛОВАРЬ: пастбища, каган (каганат), вторжение, разорение, осада, завоевание. Тема 2. Объединение русских земель против татаро-монгольского нашествия (4 ч) Восстановление хозяйства и городов Руси после нашествия войск Батыя: развитие сельского хозяйства, увеличение пахотных земель, использование трехполья, использование орудий труда. Развитие скотоводства, охоты, рыболовства, огородничества, садоводства, пасечного пчеловодства. Интенсивный рост феодального земледелия, монастырского землевладения, «десятина». Крестьянские общины. Развитие новых центров (Тверь, Москва, Кострома и др.). Возрождение каменного строительства, рост числа ремесленников, купцов. Расширение внутренней и внешней торговли. Причины возвышения Москвы. Борьба за свержение золотоордынского ига как национальная задача. Собирание Москвой русских земель. Иван Калита — московский князь. Личность Дмитрия Донского. Куликовская битва, ее значение для победы над Ордой. Тема 3. Образование единого Московского государства (4 ч) Объединение земель Северо-Восточной Руси вокруг Москвы. Правитель централизованного государства — Иван III. История Московского Кремля. Ликвидация зависимости Московского государства от Золотой Орды. Государственное устройство Московской Руси. Боярская дума — совещательный орган о «делах земли». Судебник Ивана III (1497). Роль Русской православной церкви в объединении русских земель, в борьбе с монголо-татарским игом. Личность и влияние Сергия Радонежского на самосознание русского народа. СЛОВАРЬ: централизованное государство, бояре, дума, судебник. Раздел III. Единое Московское государство (16 ч) Тема 1. Российское государство в XVI в. Иван Грозный (1530—1584) (6 ч) Территория России в XVI в., причины ее увеличения. Венчание на царство царя Ивана IV (Грозного). Личность царя, его политические взгляды. Беспощадность самодержца против демократических проявлений в обществе. Погромы в Новгороде. Причины возникновения опричнины. Церковь — крупный собственник и землевладелец в государстве. Влияние церкви на политику, экономику, социальные отношения и культуру. Характер уклада жизни в городе: посадская, купеческая община и др. Зарождение казачества. Местничество как право знатных родов занимать ведущие посты в государстве. Роль Земских соборов в диалоге власти и общества. Реформаторская деятельность Ивана Грозного: Судебник 1550 г.; Юрьев день; военная реформа. Стоглавый собор Русской православной церкви. Внешняя политика Московского государства в XVI в. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Продвижение в Сибирь, освоение Сибири. Расширение связей России с народами Северного Кавказа и Средней Азии. Ливонская СЛОВАРЬ: война самодержец, за выход казачество, в Балтийское опричнина, Земский море. собор, реформатор. Тема 2. Смутное время. Начало царской династии Романовых (6 ч) Причины кризиса российского общества на рубеже XVI—XVII вв. Положение крепостных крестьян. Окончательное формирование государственной системы крепостного права. Избрание Бориса Годунова на царство, его военные успехи. Возвращение Россией земель на берегах Балтики. Укрепление Москвы (Белый город, Земляной город). Учреждение патриаршества, рост авторитета Русской православной церкви. Лжедмитрий, его роль в истории Смутного времени. Поход Лжедмитрия в Москву, захват российского престола. Конец правления Лжедмитрия. Народные волнения и восстания. Семибоярщина — заговор и предательство интересов государства группой бояр. Присяга Москвы на верность польскому королю. Освободительная борьба русского народа против польского засилья, ополчение Минина и Пожарского. Освобождение Москвы. Икона Казанской Богоматери. Земский собор 1613 г. в Москве. Избрание нового русского царя из рода Романовых. Правление царей Михаила и Алексея. Возникновение сословий: бояре, дворяне, крестьяне, купцы, служилые люди. Укрепление церкви, монастырей. Народные волнения и восстания (С. Разин и др.). СЛОВАРЬ: кризис, патриарх, престол, заговор, сословие, монастырь. Тема 3. Культура в Российском государстве XVI—XVII вв. (4 ч) Завершение формирования русской народности и единого русского языка на основе московского говора и владимиро-суздальского диалекта. Церковное и религиозное влияние на культуру, искусство, быт народа. Потребность государства в грамотных людях, развитие просвещения, создание в городах «книжных училищ», открытие в Москве первого высшего учебного заведения — Славяно-греко-латинского училища. Распространение рукописных книг. Иван Федоров. Развитие книгопечатания. Появление первых учебных книг: «Грамматика», «Считание удобное» (таблица умножения), «Большой букварь». Развитие научных и практических знаний по математике, медицине, военному делу и др. Век великих географических открытий Азии, Дальнего Востока (С. Дежнев, Е. Хабаров, В. Поярков, В. Атласов). Развитие архитектуры и живописи. Интенсивное строительство каменных церквей, крепостей, влияние итальянской школы на архитектуру. Шедевры шатровой архитектуры (храм Василия Блаженного). Русские монастыри: Троице-Сергиев, Кирилло-Белозерский, Соловецкий. Развитие музыкального и театрального искусства в жизни высшего общества. Быт народа и высшего сословия. Патриархальность, сословность общественного уклада. СЛОВАРЬ: народность, просвещение, архитектура, живопись, искусство, шедевр. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА 1 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 Тема Кол-во часов Что такое история. Что изучает история. Как пользоваться книгой по истории. Счет лет в истории. В каких местах селились славяне Славяне и соседние народы. О хазарах и Византии. Облик славян и черты их характера Торговый путь «из варяг в греки» Хозяйство и уклад жизни восточных славян. Земледелие – основное занятие славян. Организация жизни славян. Как менялась жизнь людей в общине. Жилища, одежда, семейные обычаи восточных славян. Языческие традиции восточных славян Обобщающий урок по главе 1 «Древняя Русь». Как возникло Древнерусское государство О чем рассказывает древняя летопись? Об Аскольде, Дире и их походах в Византию Князь Олег. Правление Олега в Киевской Руси. 1 Князь Игорь из рода Рюриковичей. Походы Игоря на Византию. Предание о гибели князя Игоря. Как княгиня Ольга отомстила древлянам. Ольга наводит порядок в Киевской Руси. Посольство Ольги в Византию. Сын князя Игоря и Ольги – Святослав. Война Святослава с хазарами. Битвы Святослава на Балканах. Гибель Святослава. Обобщающий урок по главе 2. Древнерусское государство Киевская Русь Сыновья князя Святослава. Возвращение Владимира на Русь. Князь Владимир Красное Солнышко. Крещение Руси. Заслуги князя Владимира в укреплении Русского государства. Расцвет русского государства при Ярославе Мудром. Князь – воин, строитель, книжник. Русская Правда Ярослава Мудрого. Русь после смерти Ярослава Мудрого. Князь Владимир Мономах. Память о Владимире Мономахе в истории Киевской Руси. Распад Руси на отдельные княжества в XII веке. Новгородская республика. Господин Великий Новгород. Занятия и торговые пути новгородцев. Ростово-суздальское княжество в XII веке. История возникновения Москвы Культура Руси в X-XIII веках. Обобщающий урок по главе 3. Крещение Киевской Руси. Расцвет Русского государства 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 Образование монгольского государства. Чингисхан и его армия. Битва на реке Калке. Нашествие монголов на Русь. Летописи о битвах на реке Сить и героической обороне Козельска. Походы Батыя на южнорусские земли. Новгородский князь Александр Невский (1236-1263). Ледовое побоище. Власть Золотой Орды над русскими князьями. Русские княжества в XII-XIV веках. Борьба Москвы с Тверью. Московский князь Иван Калита (1325 – 1340). Наследники Калиты. Изменения в золотой Орде. Московский князь Дмитрий Иванович (1350-1389). Благословение Сергия Радонежского. Куликовская битва. Поход Тохтамыша на Москву в 1382 году. Наследники Дмитрия Донского. Василий II Тёмный. Собирание Руси Иваном III. Покорение Новгорода. Освобождение Руси от Золотой Орды. Управление государством Иваном III. Обобщающий урок по главе. Русь в XVI веке. Царь Иван Грозный. Близкое окружение царя Ивана IV. Земский собор, реформы Избранной рады. Войны Ивана Грозного. Война с западными странами. Опричнина. Погромы в Новгороде и конец опричнины. Покорение Сибири. Россия после Ивана Грозного. Лжедмитрий I – самозванец. Лжедмитрий II. Семибоярщина. Русская православная церковь в Смутное время. Минин и Пожарский: за веру и Отечество! Воцарение династии Романовых. Царь Алексей Михайлович Романов (1645-1676). Раскол в Русской православной церкви. Укрепление южных границ России. О казаках. Развитие России в XVII веке. Культура России в XVI – XVII веках. Обобщающий урок по главе. Резерв Итого 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 70