РП по чтению 5-6 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «ЧТЕНИЕ»
(Приложение к основной образовательной программе для детей с
умственной отсталостью)
5 – 6 классы

Алапаевск

Планируемые результаты освоения обучающимися с легкой
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
адаптированной основной общеобразовательной программы
.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным
результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных
(жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного
образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
Личностные результаты освоения включают индивидуально-личностные качества и
социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные
установки.
К личностным результатам освоения относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою
Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение

начальными

навыками

адаптации

в

динамично

изменяющемся

и

развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых
мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других
людей;
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям;

13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты освоения включают освоенные обучающимися знания и
умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения.
Предметные

результаты

обучающихся

с

легкой

умственной

отсталостью

(интеллектуальными нарушениями) не являются основным критерием при принятии
решения о переводе обучающегося в следующий класс, но рассматриваются как одна из
составляющих при оценке итоговых достижений.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по
отдельным учебным предметам на конец обучения в младших классах (IV класс):
Чтение
Минимальный уровень:
осознанное и правильное чтение текст вслух по слогам и целыми словами;
пересказ содержания прочитанного текста по вопросам;
участие в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;
выразительное чтение наизусть 5-7 коротких стихотворений.
Достаточный уровень:
чтение текста после предварительного анализа вслух целыми словами (сложные по
семантике и структуре слова ― по слогам) с соблюдением пауз, с соответствующим тоном
голоса и темпом речи;
ответы на вопросы учителя по прочитанному тексту;
определение основной мысли текста после предварительного его анализа;
чтение текста молча с выполнением заданий учителя;
определение главных действующих лиц произведения; элементарная оценка их
поступков;
чтение диалогов по ролям с использованием некоторых средств устной
выразительности (после предварительного разбора);
пересказ текста по частям с опорой на вопросы учителя, картинный план или
иллюстрацию;
выразительное чтение наизусть 7-8 стихотворений.
Речевая практика
Минимальный уровень:
формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;
участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их
содержанию с опорой на иллюстративный материал;

выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на
образец чтения учителя;
участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;
ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных
радио- и телепередач.
Достаточный уровень:
понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений;
ответы на вопросы;
понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы на вопросы учителя;
выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ
речевой ситуации;
активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;
высказывание

своих

просьб

и

желаний;

выполнение

речевых

действий

(приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя соответствующие этикетные слова и
выражения;
участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых
ситуаций;
составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план.
Чтение
Минимальный уровень:
правильное, осознанное чтение в темпе, приближенном к темпу устной речи,
доступных по содержанию текстов (после предварительной подготовки);
определение темы произведения (под руководством учителя);
ответы на вопросы учителя по фактическому содержанию произведения своими
словами;
участие в коллективном составлении словесно-логического плана прочитанного и
разобранного под руководством учителя текста;
пересказ текста по частям на основе коллективно составленного плана (с помощью
учителя);
выбор заголовка к пунктам плана из нескольких предложенных;
установление последовательности событий в произведении;
определение главных героев текста;
составление элементарной характеристики героя на основе предложенного плана и
по вопросам учителя;

нахождение в тексте незнакомых слов и выражений, объяснение их значения с
помощью учителя;
заучивание стихотворений наизусть (7-9);
самостоятельное чтение небольших по объему и несложных по содержанию
произведений для внеклассного чтения, выполнение посильных заданий.
Достаточный уровень:
правильное, осознанное и беглое чтение вслух, с соблюдением некоторых
усвоенных норм орфоэпии;
ответы на вопросы учителя своими словами и словами автора (выборочное чтение);
определение темы художественного произведения;
определение основной мысли произведения (с помощью учителя);
самостоятельное деление на части несложного по структуре и содержанию текста;
формулировка заголовков пунктов плана (с помощью учителя);
различение главных и второстепенных героев произведения с элементарным
обоснованием;
определение собственного отношения к поступкам героев (героя); сравнение
собственного отношения и отношения автора к поступкам героев с использованием
примеров из текста (с помощью учителя);
пересказ текста по коллективно составленному плану;
нахождение в тексте непонятных слов и выражений, объяснение их значения и
смысла с опорой на контекст;
ориентировка в круге доступного чтения; выбор интересующей литературы (с
помощью взрослого); самостоятельное чтение художественной литературы;
знание наизусть 10-12 стихотворений и 1 прозаического отрывка.
Чтение и развитие речи (Литературное чтение)
Содержание чтения (круг чтения). Произведения устного народного творчества
(сказка, былина, предание, легенда). Стихотворные и прозаические произведения
отечественных и зарубежных писателей XIX - XXI вв. Книги о приключениях и
путешествиях. Художественные и научно-популярные рассказы и очерки. Справочная
литература: словари, книги-справочники, детская энциклопедия и пр.
Примерная тематика произведений: произведения о Родине, героических
подвигах во имя Родины, об отношении человека к природе, к животным, труду, друг
другу; о жизни детей, их дружбе и товариществе; о нравственно-этических понятиях
(добро, зло, честь, долг, совесть, жизнь, смерть, правда, ложь и т.д.)

Жанровое разнообразие: народные и авторские сказки, басни, былины, легенды,
рассказы, рассказы-описания, стихотворения.
Ориентировка в литературоведческих понятиях:


литературное произведение, фольклор, литературные жанры (сказка,

былина, сказ, басня, пословица, рассказ, стихотворение), автобиография писателя.


присказка, зачин, диалог, произведение.



герой (персонаж), гласный и второстепенный герой, портрет героя, пейзаж.



стихотворение, рифма, строка, строфа.



средства выразительности (логическая пауза, темп, ритм).



элементы книги: переплёт, обложка, форзац, титульный лист, оглавление,

предисловие, послесловие.
Навык чтения: чтение вслух и про себя небольших произведений и целых глав из
произведений целыми словами. Выразительное чтение произведений. Формирование
умения самоконтроля и самооценки. Формирование навыков беглого чтения.
Работа с текстом. Осознание последовательности смысла событий. Выделение
главной мысли текста. Определение мотивов поступков героев. Сопоставление и оценка
поступков персонажей. Выявление авторской позиции и собственного отношения к
событиям и персонажам. Деление текста на части и их озаглавливание, составление плана.
Выборочный, краткий и подробный пересказ произведения или его части по плану.
Внеклассное чтение. Самостоятельное чтение книг, газет и журналов. Обсуждение
прочитанного. Отчет о прочитанном произведении. Ведение дневников внеклассного
чтения (коллективное или с помощью учителя).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА:
В содержание учебного курса «Чтение и развитие речи» включено изучение
рассказов, статей, стихотворений о прошлом нашего народа, о его героизме в труде и
ратных подвигах; о политических событиях в жизни страны, о труде людей, их
отношении к Родине, друг к другу; о родной природе и бережном к ней отношении, о
жизни животных.
Изучаемые произведения:
I. Устное народное творчество.
Считалки, заклички – приговорки, потешки, пословицы и поговорки, загадки.
Народные сказки: «Никита Кожемяка», «Как наказали медведя», «Золотые руки»,
«Морозко», «Два Мороза», «Три дочери».
Литературные сказки: А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи
богатырях», Д. Мамин – Сибиряк «Серая Шейка».
II. Картины родной природы.
Русские писатели о природе: Г. Скребицкий «Июнь», «Сентябрь», «Добро
пожаловать», «Декабрь», «Всяк по – своему», «Март», «От первых проталин до первой
грозы», А. Платонов «Июльская гроза», И. Соколов – Микитов «Золотая осень»,

«Весна», В. Астафьев «Осенние грусти», А. Толстой «Весенние ручьи».
Стихи русских поэтов о природе: И. Суриков «Ярко светит солнце…», А.
Прокофьев
«Берёзка», Ю. Гордиенко «Вот и клонится лето к закату…», К. Бальмонт «Первый
снег»,
«К зиме», Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою…», С. Есенин «Поёт зима –
аукает…»,
«Берёза», «Черемуха», А. Пушкин «Зимняя дорога», «Гонимы вешними лучами…», А.
Толстой «Вот уж снег последний в поле тает…», А. Блок «Ворона», Е.
Серова
«Подснежник», И. Бунин «Крупный дождь в лесу зеленом..», Я. Аким «Весна, весною,
о весне».
III. О друзьях – товарищах.
Ю. Яковлев «Колючка», «Рыцарь Вася».
Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома» (отрывок из
повести). В. Медведев «Фосфорический мальчик».
Л. Воронкова «Дорогой
подарок». Я. Аким «Твой друг».
IV. Басни И. Крылова.
И. Крылов. «Ворона и лисица», «Щука и кот», «Квартет».
V. Спешите делать добрые
дела. Н. Хмелик «Будущий
олимпиец». О. Бондарчук
«Слепой домик».
В. Осеева «Бабка».
А. Платонов «Сухой Хлеб».
В. Распутин «Люся», В. Брюсов
«Труд». Р. Рождественский
«Огромное небо».
VI. О животных.
Н. Гарин – Михайловский «Тёма и Жучка» (отрывок из повести «Детство
Тёмы»). А. Толстой «Желтухин» (отрывок из повести «Детство Никиты).
К. Паустовский «Кот
Ворюга». Б. Житков «Про
обезьянку».
Э. Асадов «Дачники».
Ф. Абрамов «Из рассказов Алены
Даниловны». С. Михалков «Будь человеком».
VII. Из прошлого нашего народа.
О. Тихомиров «На поле Куликовом».
С. Алексеев «Рассказы о войне 1812 года».
Н. Некрасов «И снится ей жаркое лето…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный
нос»).
А. Куприн «Белый пудель» (отрывки).
Л. Жариков «Снега, поднимитесь
метелью…». Ю. Коринец «У Могилы
Неизвестного Солдата».
VIII. Из произведений зарубежных писателей.
В. Гюго «Гаврош» (отрывки).
М. Твен «Приключения Тома Сойера» (отрывок).
С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» (отрывки).
Г.Х. Андерсен «Русалочка» (отрывок).

Тематическое планирование
№

Название темы
Раздел I. Устное народное творчество

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13

Считалки.
Заклички - приговорки
Потешки. Пословицы и поговорки
Загадки
Раздел II. Сказки
«Никита Кожемяка» Русская сказка
«Как наказали медведя» Тофаларская сказка
«Золотые руки» Башкирская сказка
«Морозко» Русская сказка
«Два Мороза» Русская сказка
«Три дочери» Татарская сказка
Вн. чт. Сказы Бажова «Малахитовая шкатулка»
А.С.Пушкин
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
Вн.чт. Сказки
А.С. Пушкина
Д.Мамин-Сибиряк «Серая шейка»

14 Обобщающие уроки по теме «Устное народное творчество»
15 Вн. Чт. Сказки народов мира
Раздел III. Картины родной природы
Лето
16 Г.Скребицкий
«Июнь»
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

И. Суриков «Ярко солнце светит»
А . Платонов «Июльская гроза»
А..Прокофьев «Березка»
Ю. Гордиенко «Вот и клонится лето к закату»
Обобщающий урок по теме «Лето»
Раздел IV. Осень
Г.Скребицкий «Сентябрь»
И. Соколов-Микитов «Золотая осень»
К.Бальмонт «Осень»
Г.Скребицкий «Добро пожаловать»
В.Астафьев «Осенние грусти»
И. Бунин
«Первый снег»
Вн. чт. Обобщение по теме «Осень» Г.Скребицкий «Лесной голосок».
Раздел IV. О друзьях-товарищах
Ю.Яковлев«Колючка»
Ю.Яковлев «Рыцарь Вася»
Н.Носов «Витя Малеев в школе и дома»

Количество
часов
4
1
1
2
24
1
1
1
2
1
1
1
4
1
7
2
2
10
1

1
4
1
1
2
9
1
1
1
1
2
1
2
12
2
1
2

32 Вн. чт.Н.Носов
«Фантазеры», «Огурцы», «Веселая семейка»
33 В.Медведев «Фосфорический» мальчик»
34 Л. Воронкова «Дорогой подарок»

1

35 Я. Аким. «Твой друг»
36 Вн. чт. А.П.Гайдар «Чук и Гек»
Раздел V. Басни И. Крылова
37 И.А.Крылов
«Ворона и лисица»
38 И.А.Крылов «Щука и кот»
39 И.А.Крылов«Квартет»
Раздел VI. Спешите делать добро
40 Н.Хмелик «Будущий олимпиец»
41 О.Бондарчук «Слепой домик»
42 В.Осеева «Бабка»
43 А.Платонов «Сухой хлеб»
44 В.Распутин «Люся»
45 В.Брюсов «Труд»
46 Р.Рождественский «Огромное небо»
47 Вн. чт. В.А.Осеева «Синие листья», «Волшебное слово» «Плохо»

1
1
4
1

48
49
50
51

Раздел VII. Зима
Ф.Тютчев «Чародейкою зимою»
Г.Скребицкий «Декабрь» К.Бальмонт
«К зиме»
Г.Скребицкий «Всяк по-своему»
С.Есенин «Берёза»

52 А,Пушкин «Зимняя дорога»
53 Обобщающий урок по теме «Зима»
Раздел VIII. Весна
54 Г.Скребицкий «Март»
55 «Грачи прилетели»
Изложение с опорой на иллюстрацию
56 «Заветный кораблик»
57 А.Толстой «Весенние ручьи»
58 А.Пушкин «Гонимы вешними лучами»
59 А.Блок
Ворона» Е.Серова
«Подснежник»
60 И.Соколов-Микитов «Весна»
61 И.Бунин «Крупный дождь в лесу зеленом»
62 С.Есенин «Черемуха»
63 Обобщающий урок по теме «Весна»
Раздел IX. Рассказы о животных
64 Н.Гарин-Михайловский «Тема и Жучка»
65 А.Толстой «Желтухин»

1
3

1
2
14
2
1
4
2
1
1
2
1
9
1
1
1
2
2
2
15
3
1
2
1
1
1

1
1
1
2
15
3
3

66
67
68
69

70
71
72
73
74
75

76
77
78
79
80//

К.Паустовский «Кот ворюга»
Б.Житков «Про обезьянку»
Э.Асадов « Дачники»
Обобщение по теме «Рассказы о животных» В.Бианки «Тигрпятиполосик», «Музыкальная канарейка»
Раздел X. Из прошлого нашего народа
О.Тихомиров «На поле Куликовом»
С.Алексеев «Рассказы о войне 1812 года»
Н.Некрасов
«И снится ей жаркое лето» из «Мороз, Красный нос»
А.Куприн «Белый Пудель»
Л.Жариков «Снега, поднимитесь метелью»
Обобщающий урок по теме
Б.Н.Полевой «Сын полка»
Раздел XI. Из произведений зарубежных писателей
В.Гюго
«Гаврош»
М,Твен
«Приключения Тома Сойера»
С.Лагерлеф
«Чудесное приключение Нильса с дикими гусями»
Г.Х.Андерсен
«Русалочка»
Итоговое обобщение за курс 5 класса.

1
3
2
3
14
3
2
1
4
2
2
10
2
3
2
1
2

Календарно-тематическое планирование 6 класс
№

Тема

Кол-во
часов

1.

По В. Пескову «Отечество»

1

2.

М. Ножкин «Россия»

1

3.

М. Пришвин «Моя Родина»

1

4.

В. Бианки «Сентябрь»

1

5.

И. Бунин «Лес, точно терем расписной...»

1

6.

Ю. Качаев «Грабитель»

1

7.

Б. Житков «Белый домик»

2

8.

Внеклассное чтение. Чтение произведений устного
народного творчества
А. Белорусец «Звонкие ключи»

1

9.

3

10.

К. Паустовский «Заячьи лапы»

3

11.

Внеклассное чтение. Чтение рассказов о животных

1

12.

И. Тургенев «Осенний день в березовой роще»

1

13.

Е. Носов «Хитрюга»

2

14.

В. Бианки «Октябрь»

1

15.

С. Михалков «Будь человеком»

3

16.

Б. Заходер «Петя мечтает»

1

17.

По Д. Биссету «Слон и муравей»

1

18.

По Д. Биссету «Кузнечик Денди»

1

19.

Дж. Родари «Как один мальчик играл с палкой»

1

20.

Дж. Родари «Пуговкин домик»

2

21.

Внеклассное чтение. Чтение авторских сказок

1

22.

«Илья Муромец и Соловей разбойник» (отрывок из
былины)

1

23.

Ф. Глинка «Москва» (в сокращении).

1

24.

1

28.

В. Бианки «Ноябрь». Обобщение произведений осенней
тематики
По С. Алексееву «Без Нарвы не видать моря», «На берегу
Невы»
Рассказы о русском подвиге. По С. Алексееву «Медаль»,
«Гришенька»
Великодушный русский воин. По Е. Холмогоровой
«Серебряный лебедь», «Боевое крещение», «День
рождения Наполеона», «В дни спокойные»
Внеклассное чтение. Чтение рассказов о подвигах народа

29.

По Н. Носову «Как Незнайка сочинял стихи»

3

30.

Е. Пермяк «Тайна цены»

1

31.

Д. Гальперина «Здравствуйте!»

1

32.

В. Бианки «Декабрь», Е. Благинина. «Новогодние загадки»

1

33.

А. Никитин «Встреча зимы»

1

34.

А. Дорохов «Теплый снег»

1

35.

А. Пушкин «Вот север тучи нагоняя...»

1

36.

Д. Хармс «Пушкин»

1

25.
26.
27.

2
2
4
2

37.

Внеклассное чтение. Чтение произведений

1

А.С. Пушкина
38.

В. Бианки «Январь»

1

39.

Х.-К. Андерсен «Ель»

3

40.

А. Чехов «Ванька»

3

41.

И. Никитин «Весело сияет месяц над селом...»

1

42.

И. Суриков «Белый снег пушистый...»

1

43.

М. Зощенко «Леля и Минька. Елка»

2

44.

Ю. Рытхэу «Пурга»

2

45.

Ю. Дмитриев «Таинственный ночной гость»

2

46.

В. Бианки «Февраль»

1

47.

С. Маршак «Двенадцать месяцев»

6

48.

Х. К. Андерсен «Снежная Королева»

8

49.

Внеклассное чтение. Чтение произведений по зимней
тематике

1

50.

С. Смирнов «Первые приметы»

1

51.

В. Бианки «Март»

1

52.

По В. Пескову «Весна идет»

1

53.

М. Пришвин «Жаркий час»

1

54.

Г. Скребицкий «Весенняя песня»

2

55.

В. Жуковский «Жаворонок»

1

56.

А. Толстой «Детство Никиты»

1

57.

А. Твардовский «Как после мартовских метелей...»

1

58.

А. Плещеев «И вот шатер свой голубой опять раскинула
весна...»

1

59.

В. Бианки «Апрель»

1

60.

Внеклассное чтение. Чтение произведений весенней
тематики

1

61.

К. Паустовский «Стальное колечко»

3

62.

По В. Астафьеву «Злодейка»

3

63.

По Е. Барониной «Рассказы про зверей»

2

64.

В. Драгунский «Кот в сапогах»

2

65.

Д. Хармс «Заяц и еж»

1

66.

И. Крылов «Зеркало и обезьяна»

1

67.

1

68.

Внеклассное чтение. Чтение рассказов о дружбе и
взаимовыручке
По Р. Киплингу «Рикки-Тикки-Тави»

69.

В. Набоков «Дождь пролетел и сгорел на лету...»

3

70.

В. Бианки «Май»

1

71.

М. Дудин «Наши песни спеты на войне»

1

72.

В. Медведев «Звездолет «Брунька»

5

73.

По К. Паустовскому «Корзина с еловыми шишками»

4

74.

По А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

4

75.

1

76.

Внеклассное чтение. Чтение рассказов зарубежных
писателей
В. Астафьев «Зорькина песня»

77.

Н. Рыленков «Нынче ветер, как мальчишка, весел...»

1

78.

Обобщающий урок по теме: «Весна»

1

79.

Внеклассное чтение. Чтение юмористических
стихотворений и рассказов

1

7

1


Наверх

сведения образовательной организации

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».