РП по чтению 9 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Чтение»
(Приложение к основной образовательной программе для детей с
умственной отсталостью)
9 класс

Алапаевск

Пояснительная записка
При разработке рабочей программы были использованы программнометодические материалы:
1. Программы
специальных
(коррекционных)
образовательных
организаций VIII вида: 5 – 9 классы, сборник 1, под редакцией В.В.
Воронковой, «Владос», 2018 г.;
2. Чтение. Методические рекомендации. 5–9 классы (ФГОС ОВЗ): учебное
пособие для общеобразовательных организаций, реализующих
адаптированные основные общеобразовательные программы / М.И.
Шишкова. – М.: Просвещение, 2020г.
Рабочая программа по чтению и развитию речи предназначена для развития
речи учащихся и их мышления через совершенствование техники чтения и
понимание содержания художественных произведений.
ЦЕЛЬ изучаемого предмета: развитие коммуникативно-речевых навыков и
коррекция недостатков мыслительной деятельности.
Достижение поставленной цели обусловлено решением следующих ЗАДАЧ:
- расширение представлений о языке как важнейшем средстве
человеческого общения;
- совершенствование навыка полноценного чтения как основы понимания
художественного и научно-познавательного текстов;
- развитие навыков речевого общения на материале доступных для
понимания художественных и научно-познавательных текстов;
- развитие положительных качеств и свойств личности;
- нравственно-эстетическое и гражданское воспитание школьников на
основе произведений художественной литературы (их содержание
позволяет обучающимся осваивать навыки нравственного поведения
человека в обществе).
Поставленные задачи определяются особенностями психической деятельности
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Наряду с этими задачами на уроках чтения решаются и специальные задачи,
направленные:
на развитие:
овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением
как базовым навыком в системе образования школьников;
формирование читательского кругозора и приобретение опыта
самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех
видов речевой деятельности;
развитие художественно-творческих и познавательных способностей,
эмоциональной
отзывчивости
при
чтении
художественных
произведений, формирование эстетического отношения к искусству
слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и
научно-познавательными текстами;
обогащение
нравственного
опыта
школьников
средствами
художественного текста; формирование представлений о добре и зле,

уважения к культуре народов многонациональной России и других
стран.
наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического
мышления;
на коррекцию:
основных мыслительных операций;
зрительного восприятия и узнавания;
пространственных представлений и ориентации;
речи и обогащение словаря;
коррекцию нарушений эмоционально-волевой и личностной сферы;
коррекцию индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Основными видами деятельности на уроке являются:
Аудирование (слушание) - умение слушать и слышать, т. е. адекватно
воспринимать на слух звучащую речь (высказывание собеседника, чтение
различных текстов).
Чтение понимается как осознанный самостоятельный процесс чтения
доступных по объему и жанру произведений, осмысление цели чтения (зачем
я буду читать) и выбор вида чтения (ознакомительное, выборочное и т. д.);
выразительное чтение с использованием интонации, темпа, тона, пауз,
ударений - логического и др., соответствующих смыслу текста.
Говорение (культура речевого общения) на основе разных видов
текстов определяет специфические умения участия в диалоге: отвечать и
задавать вопросы по тексту; создавать монолог: отбирать и использовать
изобразительно-выразительные средства языка для создания собственного
устного высказывания; воплощать свои жизненные впечатления в словесных
образах, выстраивать композицию собственного высказывания, раскрывать в
устном высказывании авторский замысел, передавая основную мысль текста.
Каждый урок чтения и развития речи оснащается необходимыми
наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами
обучения.
Общая характеристика учебного предмета
Обоснованием выбора рабочей программы является соответствие
содержания программы, целей и задач обучения требованиям федерального
государственного образовательного стандарта. Программа детализирует и
раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения,
воспитания и развития обучающихся с ограниченными возможностями
средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения чтения,
которые определены стандартом, что нашло отражение в выборе технологий,
используемых в обучении, основных видов деятельности, методов и форм
обучения, основных форм и видов контроля знаний, умений и навыков.
На уроках чтения в 5-9 классах продолжается формирование у школьников
техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе
понимания читаемого материала. Это связано с тем, что не все учащиеся
старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками.

Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них
затруднения при его чтении и понимании содержания. Ведь рекомендуемые
произведения разножанровые и при работе с ними требуется большая
методическая вариативность.
Школьники с ограниченными возможностями трудно воспринимают
биографические данные писателей, тем более их творческий путь,
представленный даже в упрощённом варианте. Биографию писателя они часто
отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В исторических
произведениях учащиеся с трудом воспринимают описываемые события, не
всегда понимают слова и выражения, используемые автором для передачи
того или иного факта, поступка героя.
На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания
содержания художественных произведений уделяется большое внимание
развитию речи учащихся и их мышлению. Школьники учатся отвечать на
поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать
содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события,
изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев,
давать им характеристику, адекватно оценить их действия и поступки;
устанавливать несложные причинно- следственные связи и отношения; делать
выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.
Рабочая программа по чтению для обучающихся с ОВЗ носит практическую
направленность обучения, особое внимание обращается на развитие речи как
средства общения, чётко прослеживаются межпредметные связи,
закладывается систематизация программного материала по каждому предмету.
Последнее направление очень важно для обеспечения более осознанного
восприятия учащимися единства и общности многих явлений и понятий.
Учитывая сложный состав учеников, рабочие программы по русскому языку
и чтению указывают на разноуровневые требования к овладению знаниями: 1ый – базовый уровень, 2-й – минимально необходимый. Это даёт возможность
учителю практически осуществлять дифференцированный подход к обучению
ребёнка с иным интеллектуальным развитием. В отдельных случаях, когда
учащиеся не усваивают минимально необходимый уровень знаний, учитель
вправе определить индивидуальную программу обучения (3 уровень).
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебный предмет «Чтение
(Литературное чтение)» входит в образовательную область «Язык и речевая
практика» и является обязательной частью учебного плана.
Рабочая программа по предмету «Русский язык» в 9 классе в соответствии с
учебным планом рассчитана на 136 часов в год, т.е. 4 часа в неделю (34
учебных недели).
Планируемые результаты освоения курса по итогам обучения .9 класс

Личностные результаты
- развивать устойчивый познавательный интерес к чтению, потребность в
чтении;
- развивать чувство прекрасного, умение чувствовать красоту и
выразительность речи;
- развивать любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- ориентироваться в системе моральных норм и ценностей;
- стремиться к совершенствованию собственной речи;
- уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать
её;
- уметь задавать вопросы, необходимые для организации деятельности
сотрудничества с партнёром;
- осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
- оформлять свои мысли в устной форме с учётом речевой ситуации;
- уметь использовать простейшие приёмы анализа различных видов
текстов;
- определять для себя цели чтения художественной литературы, выбирать
произведения для самостоятельного чтения.
Предметные результаты
- читать тексты произведений правильно, осознанно, выразительно, бегло;
- осознанно воспринимать и понимать изучаемый текст, выделять его
нравственную проблематику;
- излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно,
сжато, выборочно, от 1-го лица, от 3-го лица;
- выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё
отношение к ней;
- отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту;
- создавать устные монологические высказывания;
- уметь вести диалог с учителем и сверстниками;
- понимать связь литературных произведений с эпохой их написания,
- выявлять заложенные в них вневременные нравственные ценности;
- анализировать
литературное
произведение:
определять
его
принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и
формулировать тему, идею произведения, характеризовать его героев,
сопоставлять героев одного или нескольких произведений, определять
последовательность событий;
- уметь составлять краткую аннотацию литературного произведения по
заданному образцу;
- делить текст на части, озаглавливать их, составлять план, пересказывать
текст по плану;
- задавать вопросы по прочитанному тексту;
- уметь читать наизусть стихотворные произведения;

- уметь выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей,
педагогов) с небольшими сообщениями, используя иллюстративный
ряд;
- уметьоформлять свою мысль
в монологическое
речевое
высказывание
небольшого
объёма
(повествование,
описание,
рассуждение);
- формулировать несложные выводы, с опорой на авторский текст, по
предложенной теме или при ответе на вопрос;
- самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с
нравственными нормами, высказывать собственное суждение,
коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение,
опираясь на текст или собственный опыт, соотносить позицию автора с
собственной точкой зрения;
- ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;
- самостоятельно и целенаправленно выбирать книги в библиотеке по
заданной тематике, по собственному желанию.
Основные требования к умениям обучающихся
1-й уровень (минимальный)
- уметь читать вслух и про себя доступные по содержанию тексты,
правильно отвечать на вопросы;
- участвовать в анализе произведения;
- выбирать из данных заглавия к выделенным частям;
- пересказывать доступный текст и отдельные его части по плану;
- высказывать своё отношение к поступкам действующих лиц и
событиям;
- учить стихотворения наизусть;
- участвовать в уроках внеклассного чтения, выполняя посильные задания
по прочитанному тексту.
2-й уровень (достаточный)
- читать вслух правильно, бегло, выразительно;
- читать про себя доступные по содержанию тексты;
- выделять идею произведения (с помощью учителя);
- называть главные черты характера героев, подтверждать их фактами из
произведения;
- самостоятельно делить простой по содержанию текст на части и
озаглавливать их;
- ставить вопросы к тексту и задавать их классу;
- выделять незнакомые слова, опираясь на контекст (с помощью учителя);
- использовать образные средства языка в составлении характеристики
героев, описании событий и пересказе;
- выучить наизусть 10 стихотворений;
- читать внеклассную литературу, в том числе отдельные статьи из
периодической печати, и принимать участие в их обсуждении.

Личностные учебные действия:
- испытывать чувство гордости за свою страну;
- гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так
и своих товарищей;
- адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы,
музыки, живописи;
- уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их
деятельности;
- бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края
и страны;
- активно включаться в общеполезную социальную деятельность.
Коммуникативные учебные действия:
- вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях
социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
- слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его,
использовать разные виды делового письма для решения жизненно
значимых задач;
- использовать доступные источники и средства получения информации
для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия:
- принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и
практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их
осуществления;
- осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения
практических и учебных задач;
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
- обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе
деятельности;
- адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в
соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия:
- дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временнопространственную организацию;
- использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ,
синтез,
обобщение,
классификацию,
установление
аналогий,
закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном,
доступном вербальном материале, основе практической деятельности в
соответствии с индивидуальными возможностями;
- использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные
знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и
отношения между объектами и процессами.
Содержание учебного предмета «Чтение (Литературное чтение)» в 9
классах

Русская литература XIX века
(Примерный перечень с учётом расширения данных биографии и
систематизированных разножанровых произведений одного автора.)
Жуковский В.А.,И.А. Крылов , А.С. Пушкин (поэзия, проза),М.Ю Лермонтов,
Н.А. Некрасов (отрывки из поэтических произведений),Н.В. Голголь, А.А.
Фет, А.Н. Майков (лирическая поэзия, природа родины), И С. Тургенев
(поэзия, отрывки из прозы), В.М. Гаршин (детская тематика, отрывки), А.П.
Чехов короткие рассказы), Л.Н. Толстой (рассказы, отрывки), И.А. Бунин
(поэзия, рассказы), А.И. Куприн и др.
Русская литература XX века
(Примерный
перечень с
учётом
требований современной
жизни общества)
А.Н. Толстой, В.В, Маяковский, М.И. Цветаева, А. А. Шолохов, К.М. К.Г.
Паустовский, С.А, Есенин, Е.И. Носов, Н.М, Рубцов, Ю. И. Коваль и др. (В
этой части уместно отбирать литературу, корректируя её содержание с
программой по истории для класса.)
Зарубежная литература.
Э. Сетон-Томпсон, Р. Стивенсон, Дж. Дарелла.
Навыки чтения
Продолжение работы над техникой чтения.
Совершенствование навыка сознательного чтения: установление логических
связей описываемых событий, определение мотивов поступков героев, подбор
фактов для подтверждения высказанной мысли, выделение основной мысли
произведения (с помощью учителя).
Развитие умения чувствовать настроение героя, понимать отношение автора к
нему и к описываемым событиям.
Составление характеристики действующих лиц по данному плану (с помощью
учителя), подбор соответствующих мест текста для подтверждения
определённых черт характера действующего лица.
Выделение в тексте описаний и повествований. Составление планов к этим
типам текстов и пересказ их по плану.
Работа над кратким пересказом и пересказом с элементами рассуждения.
Выделение незнакомых слов в тексте, их объяснение. Работа над образностью
языка произведения.
Разыгрывание диалогов действующих лиц произведения с сохранением
авторской лексики.
Развитие умения доказывать (с помощью учителя) принадлежность
произведения или его фрагмента к определённому жанру.
Внеклассное чтение. Самостоятельное чтение художественной литературы,
статей из газет и журналов с последующим обсуждением.

Тематическое планирование .9 класс (136 ч.)
№
п/п
1

2

3

КолТема
Виды работ
во
часов
1
Устное
народное Выявление знаний школьников
творчество
по данной теме. Беседа с опорой
на иллюстративный материал,
произведения искусства, музыку,
знания учащихся. Работа над пониманием особенностей устного
народного творчества. Работа
над видами устного народного
творчества. Совершенствование
техники чтения. Работа над
устными
высказываниями
учащихся, работа в парах
2
Русские
народные Беседа
с
опорой
на
песни
иллюстративный материал, музыку, знания школьников. Работа
над выразительным чтением.
Работа
над
устаревшими
словами и выражениями. Работа
над выразительными средствами
языка. Словесное рисование
3
Былина «На заставе Продолжение
знакомства
богатырской»
школьников
с
былинами.
Выявление особенностей этого
жанра, отличия былины от
сказки. Ответы на вопросы
учителя.
Работа
над
выразительным
чтением.
Выборочное чтение. Анализ
произведения
по
вопросам
учителя.
Работа
над
выразительными
средствами
языка. Работа над сложными для
понимания
словами
и
выражениями. Выяснение идеи и
главной мысли произведения.
Работа
с
иллюстративным
материалом.
Составление
характеристики
персонажа.
Пересказ былины по плану.
Сопоставление
пословиц
с

4

5

Русская народная сказка
«Сказка про Василису
Премудрую»

5

1

Русская народная сказка
«Лиса и Тетерев»

6

5

В.А.
Жуковский.
Биография.
«Три
пояса»
(в
сокращении)

содержанием текста былины
Выявление знаний школьников о
народных сказках. Работа над
пониманием
особенностей
сказки, видов сказок. Работа над
устными высказываниями учащихся,
работа
в
парах.
Совершенствование
техники
чтения.
Работа
над
выразительным
чтением.
Выборочное чтение. Анализ
сказки по вопросам учителя. Работа над выяснением морали
сказки, признаков волшебной
сказки,
поэтики
сказки,
сказочных формул. Работа над
сложными
для
понимания
словами и выражениями. Работа
с иллюстративным материалом.
Деление текста на части,
озаглавливание частей. Рассказывание сказки по плану с
использованием сказочных слов
и выражений. Сопоставление
пословиц с содержанием текста
сказки
Совершенствование
техники
чтения. Работа над выразительным чтением. Чтение по
ролям.
Выборочное
чтение.
Анализ сказки по вопросам
учителя. Работа над выяснением
морали сказки, признаков сказки,
сказочных формул. Работа над
сложными
для
понимания
словами
и
выражениями.
Сопоставление
пословиц
и
поговорок с текстом сказки.
Работа над образами персонажей
сказки.
Работа
с
иллюстративным материалом
Знакомство с биографией и
основными этапами творчества
В.А. Жуковского. Составление
вопросов к биографии и ответы

7

1

Внеклассное
чтение.
Чтение народных или
авторских
сказок
(выбор произведений и
авторов на усмотрение
педагога)

8

2

И.
А.
Биография.
повар»

Крылов.
«Кот и

на них. Выборочное чтение.
Ответы на вопросы учителя по
тексту. Беседа о знакомых учащимся
произведениях
В.А.
Жуковского. Совершенствование
техники чтения. Выборочное
чтение. Чтение по ролям. Работа
над понятиями «литературная
сказка»,
«народная
сказка».
Анализ
произведения
по
вопросам учителя. Выяснение
идеи
и
главной
мысли
произведения.
Работа
с
иллюстративным
материалом.
Составление
характеристик
персонажей.
Выражение
впечатления от прочитанного,
высказывание своего мнения,
коллективное обсуждение
Выборочное
чтение.
Рассказывание отрывков из прочитанных
произведений.
Использование
элементов
драматизации.
Работа
с
иллюстративным материалом, в
том числе выполненным самими
учащимися. Работа с выставкой
книг, дневником внеклассного
чтения, уголком внеклассного
чтения. Работа над пониманием
особенностей
произведений
устного народного творчества.
Проведение
конкурса,
викторины, соревнования по
знаниям
устного
народного
творчества. Работа в парах,
группах
Продолжение
знакомства
с
биографией
и
основными
этапами творчества И. А.
Крылова. Выборочное чтение.
Ответы на вопросы учителя по
тексту. Беседа о знакомых
учащимся произведениях И. А.
Крылова.
Самостоятельное

9

8

составление вопросов к тексту.
Повторение особенностей басни
как жанра литературы. Работа
над
выборочным
чтением.
Работа
над
выразительным
чтением. Чтение по ролям.
Работа
с
иллюстративным
материалом.
Анализ
произведений
по
вопросам
учителя. Работа над сложными
для понимания словами и
выражениями. Характеристика
персонажей.
Соотношение
поступков и черт характера героев басен с поступками и
чертами
характера
людей.
Словесное
рисование.
Определение морали басни
А.С.
Пушкин. Продолжение
знакомства
с
Биография. «Руслан и биографией
и
основными
Людмила»
(в этапами
творчества
А.С.
сокращении)
Пушкина. Выборочное чтение.
Ответы на вопросы учителя по
тексту. Беседа о знакомых
учащимся произведениях А.С.
Пушкина.
Самостоятельное
составление вопросов к тексту.
Совершенствование
техники
чтения. Работа над выборочным
чтением.
Работа
над
выразительным чтением. Чтение
по
ролям.
Работа
с
иллюстративным
материалом,
произведениями
искусства,
музыкальными произведениями.
Анализ
произведений
по
вопросам учителя. Работа над
сложными
для
понимания
словами
и
выражениями.
Характеристика
персонажей.
Словесное рисование. Деление
текста на части, озаглавливание
частей, пересказ по плану.
Выяснение отношения автора к
персонажам.
Составление

10

8

11

2

12

1

рассказа
А.С.
Пушкин Совершенствование
техники
«Барышня-крестьянка» чтения. Работа над выборочным
(в сокращении)
чтением.
Работа
над
выразительным чтением. Чтение
по
ролям.
Работа
с
иллюстративным
материалом.
Анализ
произведений
по
вопросам учителя. Работа над
сложными
для
понимания
словами
и
выражениями.
Характеристика
персонажей.
Словесное рисование. Деление
текста на части, озаглавливание
частей, пересказ по плану.
Соотнесение
текста
произведения
с
реальной
исторической
эпохой.
Творческое
рассказывание
(придумывание финала истории)
М.Ю.
Лермонтов. Продолжение
знакомства
с
Биография.
биографией
и
основными
«Тучи»
этапами
творчества
М.Ю.
Лермонтова.
Выборочное
чтение. Ответы на вопросы
учителя по тексту.
Беседа о знакомых учащимся
произведениях
М.Ю.
Лермонтова.
Самостоятельное
составление вопросов к тексту.
Работа
над
выразительным
чтением
текста.
Анализ
стихотворений по вопросам
учителя.
Устное
словесное
рисование.
Работа
с
иллюстративным
материалом.
Раскрытие темы одиночества в
стихотворениях
М.Ю.
Лермонтова.
Определение
главной
мысли.
Заучивание
стихотворения наизусть
М.Ю.
Лермонтов Продолжение
знакомства
«Баллада»
школьников с таким литературным жанром, как баллада.
Беседа с опорой на знания

13

1

М.Ю.
Лермонтов
«Морская царевна» (в
сокращении)

14

1

Внеклассное
чтение.
Чтение
произведений
М.Ю.
Лермонтова
(выбор произведений на
усмотрение педагога)

15

7

Н.В. Гоголь. Биография.
«Майская ночь, или
Утопленница» (отрывки
в сокращении)

учащихся.
Работа
над
выразительным чтением текста.
Работа
с
иллюстративным
материалом.
Анализ
стихотворений по вопросам
учителя.
Устное
словесное
рисование. Раскрытие темы
любви
в
балладе
М.Ю.
Лермонтова.
Определение
главной мысли
Беседа с опорой на знания
учащихся. Работа над выразительным
чтением
текста.
Работа
с
иллюстративным
материалом.
Анализ
стихотворений по вопросам учителя. Работа над сложными для
понимания
словами
и
выражениями.
Деление
стихотворения на части. Устное
словесное
рисование.
Составление
рассуждений.
Определение главной мысли
Выборочное
чтение,
рассказывание отрывков из произведений.
Использование
элементов драматизации. Работа
с иллюстративным материалом,
рисунками
учащихся.
Организация работы в парах,
командах. Работа с выставкой
книг, дневником внеклассного
чтения, уголком внеклассного
чтения.
Высказывание
впечатления
от
прочитанного,
выражение своего отношения к
героям
Знакомство
школьников
с
биографией
и
основными
этапами творчества Н.В. Гоголя.
Выборочное чтение. Ответы на
вопросы учителя по тексту.
Самостоятельное
составление
вопросов к тексту.
Совершенствование
техники

16

1

Внеклассное
чтение.
Чтение
произведений
Н.В. Гоголя (выбор
произведений
на
усмотрение педагога)

17

2

Н.А.
Некрасов.
Биография. «Рыцарь на
час»

чтения. Работа над выборочным
чтением.
Работа
над
выразительным чтением. Чтение
по
ролям.
Работа
с
иллюстративным
материалом,
произведениями
искусства,
музыкальными произведениями.
Анализ
произведений
по
вопросам учителя. Работа над
сложными
для
понимания
словами
и
выражениями.
Характеристика
персонажей.
Словесное рисование. Работа над
выразительными
средствами
языка. Работа над пересказом от
1-го лица по данному началу.
Высказывание
собственного
мнения
о
прочитанном,
коллективное обсуждение
Анализ
прочитанных
произведений. Обмен впечатлениями.
Выражение
своего
отношения к героям произведений.
Работа
с
иллюстративным
материалом.
Работа с уголком внеклассного
чтения,
дневниками
внеклассного чтения, выставкой
книг
Продолжение
знакомства
с
биографией
и
основными
этапами
творчества
Н.А.
Некрасова. Выборочное чтение.
Ответы на вопросы учителя по
тексту. Беседа о знакомых
учащимся произведениях Н.А.
Некрасова.
Самостоятельное
составление вопросов к тексту.
Работа
над
выразительным
чтением. Выборочное чтение.
Анализ текста по вопросам
учителя.
Раскрытие
темы
отношения
к
матери
в
стихотворении Н.А. Некрасова.
Соотнесение
событий,

18

2

19

2

20

1

21

1

описанных в стихотворении с
реальными событиями в жизни
поэта. Выяснение главной мысли
стихотворения.
Коллективное
обсуждение,
высказывание
собственного мнения учащимися
Н А. Некрасов «Саша» Беседа
с
опорой
на
(отрывок)
иллюстративный материал и на
знания учащихся. Работа над
выразительным чтением текста.
Анализ
стихотворения
по
вопросам
учителя.
Устное
словесное рисование. Раскрытие
темы бережного отношения к
окружающей
среде
в
стихотворении Н.А. Некрасова.
Определение главной мысли.
Деление текста на части,
озаглавливание частей. Заучивание
отрывка
стихотворения
наизусть
А.А. Фет. Биография.
Знакомство
школьников
с
«На заре ты её не буди» биографией
и
основными
этапами творчества А.А. Фета.
Выборочное чтение. Ответы на
вопросы учителя по тексту.
Самостоятельное
составление
вопросов к тексту.
Работа
над
выразительным
чтением. Выборочное чтение.
Работа
над
средствами
художественной
выразительности. Словесное рисование
А.А. Фет «Помню я: Беседа
с
опорой
на
старушка няня»
иллюстративный
материал.
Работа
над
выразительным
чтением. Выборочное чтение. Работа
над
средствами
художественной выразительности. Высказывания учащихся,
коллективное обсуждение
А.А. Фет «Это утро, Беседа
с
опорой
на
радость
иллюстративный
материал.
эта»
Работа
над
выразительным
чтением. Выборочное чтение. Ра-

22

4

23

3

бота
над
средствами
художественной выразительности. Высказывания учащихся,
коллективное
обсуждение.
Заучивание
наизусть
стихотворения
А.П. Чехов. Биография. Продолжение
знакомства
с
«Злоумышленник»
биографией
и
основными
этапами творчества А.П. Чехова.
Выборочное чтение. Ответы на
вопросы учителя по тексту.
Беседа о знакомых учащимся
произведениях А.П. Чехова.
Самостоятельное
составление
вопросов
по
тексту.
Совершенствование
техники
чтения. Чтение по ролям. Работа
над
выборочным
чтением.
Анализ текста по вопросам
учителя.
Работа
с
иллюстративным
материалом.
Работа над трудными для
понимания
и
незнакомыми
словами
и
выражениями.
Выделение
главной
мысли
произведения. Характеристика
главного действующего лица.
Нахождение
смешного
и
комичного
в
рассказе.
Коллективное
обсуждение,
высказывание собственной точки
зрения
А.П.
Чехов Совершенствование
техники
«Пересолил»
чтения. Чтение по ролям. Работа
над
выборочным
чтением.
Анализ текста по вопросам
учителя.
Работа
с
иллюстративным
материалом.
Работа над трудными для
понимания
и
незнакомыми
словами
и
выражениями.
Выделение
главной
мысли
произведения. Деление текста на
части по плану, работа над
пересказом. Словесное описание

24

1

Внеклассное
чтение.
Чтение
произведений
А.П. Чехова (выбор
произведений
на
усмотрение педагога)

25

3

М. Горький. Биография.
«Песня о Соколе»

26

3

В.В.
Маяковский.
Биография.
«Необычайное
приключение»
(в
сокращении)

персонажей.
Нахождение
смешного
и комичного
в
рассказе.
Коллективное
обсуждение,
высказывание
собственной точки зрения
Анализ
прочитанных
произведений. Обмен впечатлениями.
Выражение
своего
отношения к героям произведений.
Работа
с
иллюстративным
материалом.
Работа с уголком внеклассного
чтения,
дневниками
внеклассного чтения, выставкой
книг
Продолжение
знакомства
с
биографией
и
основными
этапами творчества М. Горького.
Выборочное чтение. Ответы на
вопросы учителя по тексту.
Беседа о знакомых учащимся
произведениях М. Горького.
Самостоятельное
составление
вопросов
по
тексту.
Совершенствование
техники
чтения. Анализ произведения по
вопросам учителя. Выборочное
чтение.
Работа
над
выразительным чтением. Чтение
по
ролям.
Сопоставление
пословиц
с
текстом
произведения.
Работа
над
характеристикой
персонажей.
Словесное
рисование.
Определение главной мысли
произведения.
Коллективное
обсуждение,
высказывание
собственного мнения учащимися
Знакомство
школьников
с
биографией
и
основными
этапами
творчества
В.В.
Маяковского.
Выборочное
чтение. Ответы на вопросы
учителя по тексту. Самостоятельное
составление

27

1

28

1

вопросов
к
тексту.
Совершенствование
техники
чтения. Анализ текста по
вопросам учителя. Работа над
выразительным
чтением.
Выборочное чтение. Работа над
сложными
для
понимания
словами и выражениями. Работа
над средствами художественной
выразительности.
Выделение
основной мысли стихотворения,
жанра, в котором оно написано.
Высказывания
учащихся,
коллективное обсуждение
М.И.
Цветаева. Знакомство
школьников
с
Биография.
«Красной биографией
и
основными
кистью...»
этапами
творчества
М.И.
Цветаевой. Выборочное чтение.
Ответы на вопросы учителя по
тексту.
Самостоятельное
составление вопросов к тексту.
Совершенствование
техники
чтения. Анализ текста по
вопросам учителя. Работа над
выразительным
чтением.
Выборочное чтение. Работа над
средствами
художественной
выразительности.
Выделение
основной мысли стихотворения.
Высказывания
учащихся,
коллективное
обсуждение.
Заучивание
стихотворения
наизусть
М.И. Цветаева «Вчера Совершенствование
техники
ещё в глаза глядел.»
чтения. Анализ текста по
вопросам учителя. Работа над
выразительным
чтением.
Выборочное чтение. Работа над
средствами
художественной
выразительности.
Выделение
основной мысли стихотворения.
Раскрытие темы несчастной
любви в стихотворении М.И.
Цветаевой.
Высказывания
учащихся,
коллективное

29

1

Внеклассное
чтение
«Час поэзии» (выбор
авторов и произведений
на усмотрение педагога)

30

6

К.Г.
Паустовский.
Биография.
«Стекольный мастер»

обсуждение
Анализ
прочитанных
произведений. Обмен впечатлениями.
Выражение
своего
отношения к творчеству поэтов и
их
стихам.
Работа
с
иллюстративным
материалом,
произведениями
искусства,
музыкальными произведениями.
Чтение стихотворений наизусть.
Работа с уголком внеклассного
чтения, дневниками внеклассного чтения, выставкой книг
Продолжение
знакомства
с
биографией
и
основными
этапами
творчества
К.Г.
Паустовского.
Выборочное
чтение. Ответы на вопросы
учителя по тексту. Самостоятельное
составление
вопросов. Беседа о знакомых
учащимся произведениях К.Г.
Паустовского.
Совершенствование
техники
чтения. Чтение по ролям. Работа
над
выборочным
чтением.
Анализ текста по вопросам
учителя. Работа над сложными
для понимания словами и
выражениями.
Работа
с
иллюстративным
материалом.
Работа над характеристикой
героев.
Раскрытие
темы
мастерства,
трудолюбия,
осуществления
мечты
в
произведении.
Работа
над
описанием природы в рассказе.
Составление
словесного
портрета героя произведения.
Озаглавливание частей текста.
Работа над пересказом. Работа
над
основной
мыслью
произведения.
Высказывание
своего мнения о прочитанном.
Коллективное
обсуждение

31

2

С.А.
Есенин.
Биография.
«Нивы
сжаты, рощи голы»

32

1

С.А. Есенин «Собаке
Качалова»

33

6

М.А.
Шолохов.
Биография.
«Судьба
человека» (отрывки в
сокращении)

произведения
Продолжение
знакомства
с
биографией
и
основными
этапами
творчества
С.А.
Есенина. Выборочное чтение.
Ответы на вопросы учителя по
тексту. Беседа о знакомых
учащимся произведениях С.А.
Есенина.
Самостоятельное
составление вопросов по тексту.
Беседа
с
опорой
на
иллюстративный
материал,
произведения искусства, музыку.
Работа над техникой чтения.
Работа
над
выразительным
чтением. Работа над средствами
художественной
выразительности. Выборочное
чтение. Словесное рисование.
Раскрытие темы красоты русской
природы и любви к родной земле
в
поэзии
С.А.
Есенина.
Заучивание
стихотворения
наизусть
Работа над техникой чтения.
Анализ
стихотворения
по
вопросам учителя. Работа над
выразительным чтением. Работа
над средствами художественной
выразительности. Выборочное
чтение. Словесное рисование.
Сопоставление
истории,
описанной в стихотворении с реальной историей из жизни С.А.
Есенина. Раскрытие темы любви
в поэзии С.А. Есенина
Знакомство с биографией и
основными этапами творчества
М.А. Шолохова. Выборочное
чтение. Ответы на вопросы
учителя
по
тексту.
Самостоятельное
составление
вопросов.
Совершенствование
техники
чтения. Чтение по ролям. Работа

34

1

Внеклассное
чтение.
Чтение произведений о
ВОВ, о подвиге народа
(выбор
авторов
и
произведений
на
усмотрение педагога)

35

4

Е.И. Носов. Биография.
«Трудный хлеб»

над
выборочным
чтением.
Анализ текста по вопросам
учителя.
Работа
с
иллюстративным
материалом.
Работа над характеристикой
героя. Раскрытие темы мужества
и подвига в произведении.
Составление
словесного
портрета. Работа над пересказом.
Работа над основной мыслью
произведения.
Соотнесение
событий, описанных в тексте
произведения,
с
реальными
историческими
событиями.
Высказывание своего мнения о
прочитанном.
Коллективное
обсуждение произведения
Анализ
прочитанных
произведений. Обмен впечатлениями.
Выражение
своего
отношения
к
прочитанным
произведениям.
Работа
с
иллюстративным
материалом,
произведениями
искусства,
музыкальными произведениями.
Чтение
отрывков,
устные
рассказы. Работа с уголком
внеклассного
чтения,
дневниками
внеклассного
чтения, выставкой книг
Знакомство с биографией и
основными этапами творчества
Е.И.
Носова.
Выборочное
чтение. Ответы на вопросы
учителя
по
тексту.
Самостоятельное
составление
вопросов.
Совершенствование
техники
чтения. Чтение по ролям. Работа
над
выборочным
чтением.
Анализ текста по вопросам
учителя.
Работа
с
иллюстративным
материалом.
Работа над характеристикой
собаки. Работа над основной

36

3

Н.М.
Рубцов.
Биография. «Тихая моя
родина»(в сокращении)

37

1

Н.М. Рубцов «Русский
огонёк» (в сокращении)

38

1

Н.М. Рубцов «Зимняя
песня»

39

1

Внеклассное
чтение
(выбор
тематики,

мыслью
произведения.
Высказывание своего мнения о
прочитанном.
Коллективное
обсуждение произведения
Знакомство с биографией и
основными этапами творчества
Н.М.
Рубцова.
Выборочное
чтение. Ответы на вопросы
учителя
по
тексту.
Самостоятельное
составление
вопросов по тексту.
Беседа
с
опорой
на
иллюстративный
материал,
произведения искусства, музыку.
Работа над техникой чтения.
Работа
над
выразительным
чтением. Работа над средствами
художественной
выразительности. Выборочное
чтение. Словесное рисование.
Раскрытие темы Родины, любви
к родной земле в стихотворении
Н.М. Рубцова
Беседа
с
опорой
на
иллюстративный
материал.
Работа над техникой чтения.
Работа над выразительным чтением. Работа над средствами
художественной
выразительности. Выборочное чтение.
Словесное
рисование.
Выяснение позиции
автора.
Коллективное обсуждение
Беседа
с
опорой
на
иллюстративный
материал.
Работа над техникой чтения.
Работа над выразительным чтением. Работа над средствами
художественной
выразительности. Выборочное чтение.
Словесное
рисование.
Заучивание
стихотворения
наизусть
Анализ
прочитанных
произведений. Обмен впечатле-

40

8

41

3

авторов и произведений ниями.
Выражение
своего
на усмотрение учителя) отношения
к
прочитанным
произведениям.
Работа
с
иллюстративным
материалом,
произведениями
искусства,
музыкальными произведениями.
Чтение
отрывков,
устные
рассказы. Работа с уголком
внеклассного
чтения,
дневниками
внеклассного
чтения, выставкой книг
Ю.И.
Коваль. Продолжение
знакомства
с
Биография
биографией
и
основными
«Приключения
Васи этапами
творчества
Ю.И.
Куролесова» (отрывок) Коваля. Выборочное чтение.
Ответы на вопросы учителя по
тексту. Беседа о прочитанных
произведениях Ю.И. Коваля.
Совершенствование
техники
чтения. Анализ рассказа по
вопросам учителя. Выборочное
чтение.
Составление
характеристик
персонажей.
Работа
с
иллюстративным
материалом.
Озаглавливание
частей рассказа, пересказ по
плану. Работа со сложными для
понимания
словами
и
выражениями.
Выявление
смешного
и комичного
в
произведении.
Выделение
главной
мысли
рассказа.
Коллективное обсуждение
Р.Л.
Стивенсон. Знакомство с биографией и
Биография.
основными этапами творчества
«Вересковый мёд» (в Р.Л. Стивенсона. Выборочное
сокращении)
чтение. Ответы на вопросы
учителя по тексту.
Совершенствование
техники
чтения. Анализ текста по
вопросам учителя. Выборочное
чтение.
Составление
характеристик
персонажей.
Работа
с
иллюстративным
материалом. Выделение главной

42

6

Э.
Сетон-Томпсон.
Биография.
«Снап»

43

7

Д. Даррелл. Биография.
«Живописный жираф»

44

1

Внеклассное
чтение.
Чтение
произведений
зарубежных
авторов
(выбор
авторов
и
тематики произведений
на усмотрение педагога)

мысли рассказа. Раскрытие темы
мужества
и
борьбы
за
независимость в произведении.
Коллективное обсуждение
Знакомство с биографией и
основными этапами творчества
Э. Сетон-Томпсона. Выборочное
чтение. Ответы на вопросы
учителя по тексту
Знакомство с биографией и
основными этапами творчества
Д.
Даррелла.
Выборочное
чтение. Ответы на вопросы
учителя по тексту.
Совершенствование
техники
чтения. Анализ рассказа по
вопросам учителя. Выборочное
чтение.
Составление
сравнительной характеристики
персонажей.
Работа
с
иллюстративным
материалом.
Работа
со
сложными
для
понимания
словами
и
выражениями.
Выявление
смешного
и комичного
в
произведении.
Выделение
главной
мысли
рассказа.
Коллективное обсуждение
Чтение и обсуждение рассказов
зарубежных
писателей.
Выборочное
чтение.
Рассказывание
отрывков
из
произведений. Работа в парах и
группах.
Работа
с
иллюстративным
материалом,
дневниками
внеклассного
чтения, выставкой книг, уголком
внеклассного чтения

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Учебник:
1. Чтение, 9 класс, автор-составитель: А.К. Аксёнова, М.И.Шишкова - М.:
Просвещение.

Дополнительная литература:
1. Чтение. Методические рекомендации. 5-9 классы: учеб. пособие для
общеобразоват.
организаций,
реализующих
адапт.
основные
общеобразоват. программы / М.И. Шишкова. - М.: Просвещение, 2020.
2. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII
вида: 5-9 кл.: В 2сб./Под ред. В.В. Воронковой. – М: Гуманит. изд. центр
ВЛАДОС, 2018г. – Сб.1. – 232с.
3. Р.И. Лалаева Логопедическая работа в коррекционных классах. М.:
Гуманитарное издание центр ВЛАДОС, 2001. - 224с. (коррекционная
педагогика).
4. Л.Н. Ефименкова Коррекция устной и письменной речи учащихся
начальных классов: пособие для логопедов. - М.: Гуманитарное издание
центр ВЛАДОС, 2006.- 335с. (коррекционная педагогика).
5. Н.В.Новоторцева. Развитие речи для детей. (Пособие для родителей и
педагогов). Ярославль, «Академия развития», 1998.
6. Е.Д. Худенко, Е.В. Останина. Практическое пособие по развитию речи.
– М., «Руссико»,1991.
Дидактический материал, карточки, картинки, раздаточный материал
(для учащихся)
 Иллюстрации по произведениям (электронный вариант).
 Портреты писателей и поэтов.
 Тестовые задания по произведениям.
Материально-техническая база:
 мультимедийное оборудование;
 интерактивная доска;
 компьютер;
 ноутбук;
 документ-камера;
 выход в Интернет.


Наверх

сведения образовательной организации

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».