РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «Страноведение (английский язык)» 10-11 класс с изменениями от 31.08.2021г. (основание: приказ от 31.08.2021г. №01-10/212 «О внесении изменений в Основную образовательную программу МАОУ СОШ №2») Разработчики программы: Элоян Р.Г., учитель английского языка, I к/к Алапаевск 2021 Планируемые результаты освоения учебного курса. Изучение данного курса должно обеспечить развитие следующих умений и навыков: 1. предметные: ориентироваться в реалиях страны изучаемого языка; оперировать соответствующими языковыми единицами с национально-культурной семантикой. 2. личностные: анализировать и сопоставлять культуры разных стран; формировать готовность к взаимодействию, уметь осуществлять «диалог культур»; создать благоприятный климат для обучения. 3. метапредметные: научатся работать с учебной и научной литературой, с интернет-ресурсами; овладеют навыками постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своей деятельности; освоение приемов работы вне стандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблемы, формирование умения вести дискуссию. Курс преследует цель получения школьниками информации об англоязычных странах, о достопримечательностях стран, возможность проведения экскурсий по основным достопримечательностям. В результате освоения курса ученик должен: знать / понимать: значения новых лексических единиц, связанных с тематикой данного этапа обучения и соответствующими ситуациями общения, в том числе оценочной лексики, реплик-клише речевого этикета, отражающих особенности культуры страны I стран изучаемого языка; значение изученных грамматических явлений в расширенном объеме (видовременные, неличные и неопределенно-личные формы глагола, формы условного наклонения, косвенная речь (косвенный вопрос, побуждение и др.), согласование времен); страноведческую информацию из аутентичных источников, обогащающую социальный опыт школьников: сведения о странах изучаемого языка, их науке и культуре, исторических и современных реалиях, общественных деятелях, месте в мировом сообществе и мировой культуре, взаимоотношениях с нашей страной, языковые средства и правила речевого и неречевого поведения в соответствии со сферой общения и социальным статусом партнера. уметь: в области говорения: вести диалог, используя оценочные суждения, в ситуациях официального и неофициального общения (в рамках изученной тематики); беседовать о себе, своих планах; участвовать в обсуждении проблем в связи с прочитанным I прослушанным иноязычным текстом, соблюдая правила речевого этикета; рассказывать о своем окружении, рассуждать в рамках изученной тематики и проблематики; представлять социокультурный портрет своей страны и стран изучаемого языка; в области аудирования: относительно полно и точно понимать высказывания собеседника в распространенных стандартных ситуациях повседневного общения, понимать основное содержание и извлекать необходимую информацию из различных аудиотекстов: прагматических (объявления, прогноз погоды), публицистических (интервью, репортаж), соответствующих тематике данной ступени обучения; в области чтения: читать аутентичные тексты различных стилей и жанров: публицистические, художественные, научно-популярные, прагматические - используя основные виды чтения (ознакомительное, изучающее, поисковое / просмотровое ) в зависимости от коммуникативной задачи; в письменной речи: писать личное письмо, заполнять анкету, письменно излагать сведения о себе в форме, принятой в странах изучаемого языка, делать выписки из текста на английском языке. Социокультурная компетенция Дальнейшее развитие социокультурных знаний и умений в 10-х классах происходит за счет углубления социокультурных знаний: - о правилах вежливого поведения в стандартных ситуациях социально-бытовой, социально-культурной и учебно-трудовой сфер общения в англоговорящей среде (включая этикет поведения при проживании в зарубежной семье, при приглашении в гости, а также этикет поведения в гостях); о языковых средствах, которые могут использоваться в ситуациях официального и неофициального характера; - о культурном наследии стран, говорящих на английском языке, об условиях жизни разных слоев общества в них, возможностях получения образования и трудоустройства, их ценностных ориентирах; этническом составе и религиозных особенностях этих стран. Происходит дальнейшее развитие социокультурных умений использовать: - необходимые языковые средства для выражения мнений (согласия / несогласия, отказа) в некатегоричной и неагрессивной форме, проявляя уважение к взглядам других, в частности, используя уместные речевые клише; - необходимые языковые средства, с помощью которых можно представить родную страну и культуру в общении с представителями других стран, говорящими на английском языке, оказать помощь зарубежным гостям в ситуациях повседневного общения; - принятые в английском языке формулы речевого этикета в стандартных ситуациях общения. Учебно-познавательная и компенсаторная компетенции Наряду с умениями, сформированными в основной школе (2-9 классы), старшеклассники овладевают следующими умениями и навыками, позволяющими самостоятельно приобретать знания: - пользоваться такими приемами мыслительной деятельности, как сравнение, сопоставление, анализ, обобщение, систематизация; - выделять нужную / основную информацию и фиксировать основное содержание сообщений на английском языке из различных источников, воспринимаемых в устной или письменной форме; - критически оценивать информацию, получаемую из прослушиваемых или про читанных текстов, а также в процессе обсуждения проблем; - использовать языковую и контекстуальную догадку, двуязычный / одноязычный словарь и другую справочную литературу при восприятии на слух или чтении текстов на английском языке; - участвовать в проектной деятельности (в том числе межпредметного характера), осуществляя ее в сотрудничестве или индивидуально; - пользоваться разными учебными стратегиями, позволяющими рационально планировать свое время, снимать стрессы во время учебы, готовиться к предстоящим выпускным экзаменам (см. приложение LearningStrategies). Развитие специальных учебных умений: - интерпретировать языковые средства, отражающие особенности иной культуры, использовать выборочный перевод для уточнения понимания иноязычного текста; - пользоваться справочным материалом УМК (лингвострановедческим справочником, грамматическими правилами, таблицами, словарем, памятками специального предметного характера). Лексическая сторона речи К завершению 10 класса продуктивный лексический минимум составляет около 1350 ЛЕ для продуктивного усвоения и около 1800 единиц для рецептивного усвоения, включая лексику, изученную в предыдущие годы, новые слова и речевые клише, а также новые значения известных учащимся многозначных слов. Объем рецептивного словаря, включая продуктивный лексический минимум, увеличивается за счет текстов для чтения и аудирования. Расширяется потенциальный словарь за счет овладения интернациональной лексикой и новыми значениями известных слов, образованных на основе продуктивных способов словообразования. Осуществляется систематизация лексических единиц, изученных в 2-10-х классах; овладение лексическими средствами, обслуживающими новые темы, проблемы и ситуации устного и письменного общения. Систематизируются способы словообразования: словосложения, аффиксации, конверсии. Развиваются навыки распознавания и употребления в речи лексических единиц, обслуживающих речевые ситуации в рамках тематики основной и старшей школы, наиболее распространенных устойчивых словосочетаний, реплик-клише речевого этикета, характерных для культуры стран изучаемого языка; навыков использования лингвострановедческого справочника учебника и различных словарей, в том числе виртуальных. Грамматическая сторона речи В 10-х классах происходит коммуникативно-ориентированная систематизация грамматического материала и продуктивное овладение грамматическими явлениями, которые были усвоены рецептивно в основной школе. Систематизируются способы выражения будущeгo, вероятности, цели, предпочтения, запрещения, разрешения, предположения (expressingthefuture, probability, purpose, preference, forbidding, obligation, necessity, permission, prediction, etc.). Формируются и совершенствуются навыки распознавания и употребления в речи коммуникативных и структурных типов предложения; систематизируются знания о сложносочиненных и сложносочиненных предложениях, в том числе: • условных предложениях с разной степенью вероятности: Conditionals1, II, III, в том числе условных предложениях, относящихся к настояuцeмy и будущему (If ... V + ed ... would... ); • условных предложениях смешанного типа (Conditionals II и III); • придаточныхпредложенияхпричины(to / in order to; so / such + that); • предложениях с конструкциями bе иsedto / getusedto; 1 wish... ; • эмфатических предложениях с конструкцией 1t's himwho .... Совершенствуются навыки распознавания и употребления косвенной речи (reportingcommands, requests, instructions, suggestions). Совершенствуются навыки распознавания и употребления в речи глаголов в наиболее употре- бительных временных формах действительного залога: Present/FutureIPastSimple, PresentIFutureIPastContinuous, PresentIPastPerfect; PresentPerfectContinuousIPastPerfectContinuous; модальных глаголов и их эквивалентов (сап / could / bе ableto/ must). Систематизируются знания о признаках и совершенствуются навыки распознавания и употребления в речи глаголов в следуюuцих формах страдательного залога: PresentSimplePassive, FutureSimplePassive, PastSimplePassive, PresentPerfectPassive и способов их перевода на русский язык. Знание признаков и навыки распознавания при чтении глаголов в PastPerfectPassive, FuturePerfectPassive; неличных форм глагола без различения их функций (infinitive/ V-ingforтs). Систематизация знаний употребления определенного I неопределенного и нулевого артикля и совершенствование соответствующих навыков. Употребление артиклей с названиями стран и языков. Совершенствование навыков употребления имен существительных в единственном и множественном числе (в том числе исключений); навыков распознавания и употребления в речи личных, притяжательных, указательных, неопределенных, относительных, вопросительных местоимений; прилагательных и наречий, в том числе наречий, выражаюuцих количество; количественных и порядковых числительных (Determiners: articles, indefinitepronouns, personalpronouns, relativepronouns, questioпwords, comparatives, expressions, quantity, nuтerals). Систематизация знаний о функциональной значимости предлогов и совершенствование навыков их употребления: предлоги во фразах, выражающих направление, время, место действия; о разных средствах связи в тексте для обеспечения его целостности (Linkingdevices). Содержание учебного курса Общая характеристика курса Курс Страноведение является курсом по выбору обучающихся, который предлагает школа, учитывая специфику образовательного учреждения. Это языковая школа с углублённым изучением английского языка, поэтому и элективный курс, который выбирают учащиеся, это курс на английском языке, удовлетворяющий индивидуальным запросам обучающихся, развитию их личности, интересов, навыков и приобретению нового опыта. Актуальность и востребованность курса Страноведение диктуется тем, что для учащихся он интересен а)как практический курс, который поможет им в будущем избежать массы ошибок при общении с гражданами англоязычныхстран, б)как культуроведческий курс, который обогатит их знаниями о культуре, истории, географии англоязычныхстран в) как языковой курс, который безусловно развивает умения речевого общения для учителей он интересен а)как курс,который поможет воспитанию патриотизма б)как курс, который поможет вырастить толерантного гражданина мира в)каккурс, способствующий развитию творческих способностей учащегося, привлекая новые технологии обучения и новые способы контроля. Учебный курс характеризуется: - межпредметностью (содержанием речи на иностранном языке могут быть сведения из разных областей знания, например, литературы, искусства, истории, географии, математики и др.); - многоуровневостью (с одной стороны необходимо овладение различными языковыми средствами, соотносящимися с аспектами языка: лексическим, грамматическим, фонетическим, с другой - умениями в четырех видах речевой деятельности); - полифункциональностью (может выступать как цель обучения и как средство приобретения сведений в самых различных областях знания). Таким образом, программа реализует личностно-ориентированный подход, ставящий в центр учебно-воспитательного процесса личность ученика, учет его способностей, возможностей и потребностей. Она позволяет создать для десятиклассников адекватную их желаниям и потребностям образовательную среду и завершает базовую подготовку по английскому языку в зависимости от сделанного ими выбора. Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка. Курс «Страноведение» рассчитан на 2 года обучения с частотностью обучения 2часа в неделю. Итого 140 часов . Содержание курса обусловлено целями курса. Изучение особенностей современной культуры, быта, традиций, географии и истории англоязычных стран проводится таким образом, чтобы учащиеся могли провести параллели, какмежду самими странами, так и Россией. Таккакв УМК О.В. Афанасьева, И.В. Михеева,Н.В. Языкова « Английский язык X класс» для школ с углубленным изучением иностранных языков, Москва «Просвещение» ,2019. нельзя найти все необходимые материалы для данной цели, то поэтому дополнительно используются учебные пособия и сайты интернета: УМК Britain for Learners of English. James O' Driscoll. Oxford. 2013. Student's Bookand Workbook. УМК «Eye-Witness Cultin Modern World»,Лонгман.2012г. American Studies. Павлоцкий В.М.2002 Страноведение. Соединённые Штаты Америки. РадовельВ.А.Ростов-на-Дону.«Феникс». 2008г. Материалы по Австралиии Канаде находятся в книгах для учителя и распечатываются для учащихся, либо их находят сами учащиеся, пользуясь различными источниками информации: бумажные, электронные. Более подробно темы расписаны в таблице по тематическому планированию. Уроки проводятся таким образом, что они нацелены: а)на дискуссию, б)на активизацию лексики по теме, в) на выполнение некоторых заданий в формате ЕГЭ по изучаемой теме, г) на проектную работу или драматизацию изучаемого материала. Этокак раз полностью соответствует структуре основного О.В. Афанасьева, И.В. Михеева,Н.В. Языкова « Английский язык X класс» для школ с углубленным изучением иностранных языков, Москва «Просвещение», 2010. Есть темы, которые добавляются, так как являются востребованными учащимися: это знаменитые люди, музыка, искусство. Предметное содержание 10 класс 1. Изобразительное искусство. Виды и жанры изобразительного искусства, скульптуры, фотографий, мировое культурное наследие. 2. Основные мировые религии, верования, предрассудки. Мировые религии, верования людей, культурно-исторические памятники. 3. Экологические проблемы современности. Проблемы экологии, природные катаклизмы, красота природы и её воздействие на человека 4. Мироощущение личности. Взаимоотношения с другими людьми. Понятие счастья. Проблемы поиска счастья и понимания счастья каждым человеком. Предметное содержание 11 класс Страны Великобритании (количество часов - 15) Географическое положение и климат Население и крупные города Промышленность и сельское хозяйство Политическая система Образование Спорт Традиции Достопримечательности Соединенные Штаты Америки (количество часов - 16) Географическое положение и климат Население и крупные города Промышленность и сельское хозяйство Политическая система Образование Спорт Праздники и знаменательные даты Коренное население США Президенты Американский английский Обобщение изученного материала, зачеты (количество часов - 3) Канада (количество часов - 7) Географическое положение и климат Население и крупные города Промышленность и сельское хозяйство Политическая система Французская Канада Австралия (количество часов - 9) Географическое положение и климат Население и крупные города Промышленность и сельское хозяйство Политическая система Флора и фауна Австралии Новая Зеландия (количество часов - 8) Географическое положение и климат Население и крупные города Промышленность и сельское хозяйство Политическая система Коренное население Новой Зеландии Знаменитые люди англоязычных стран (количество часов - 6) Обобщение изученного материала, зачеты (количество часов - 6) 10 класс Тематическое планирование. № Название раздела Тема урока Колич ество Деятельность учителя с учетом часов Изобразительное искусство 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Известные художники мира. Живопись. Достопримечательн ости Великобритании и США Описание картины. Национальные особенности британцев и россиян Виды живописи. Словообразование прилагательное+при частие Грамматика в рамках ЕГЭ Национальные праздники англоязычных стран Фразовый глагол to die. Местоимения 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 1 1 2 1 1 1 1 1 Местоимение one и его особенности употребления. Грамматический практикум Грамматический практикум по теме «Существительное» Грамматический практикум по теме «Существительное» Сочинениерассуждение, направления в искусстве Текст «Мона Лиза» Описание картины с опорой на текст Аудирование в рамках ЕГЭ. Уэльс Множественное число Чтение в рамках ЕГЭ. Шотландия Практика устной речи по теме 2 1 2 2 1 1 2 1 1 рабочей программы воспитания. -установление доверительных отношений между учителем и его учениками; привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений. использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета; установление доверительных отношений между учителем и его учениками. организация работы обучающихся с социально-значимой информацией; активизация познавательной деятельности обучающихся – привлечение внимания, обсуждение. «Описание картины» Основные мировые религии, верования, предрассудки 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. Вера человека Практика аудирования. Северная Ирландия Лексика по теме «Греческая мифология» Чтение в рамках ЕГЭ Мифы и боги Лексика по теме «Мифы» Практика употребления в речи ЛЕ по теме «Мифология» Слова, синонимы in spite of\despite. Обобщающий урок. Австралия. Практика перевода с русского на английский язык с у потреблением лексики. Суффиксы. Словообразование. Префиксы anti-, disПрактика перевода по теме «Религия» США. Порядок слов в предложении Наречия и прилагательные. Новые факты о прилагательных Грамматический практикум по теме «Предложение» Грамматический практикум по теме «Наречие» Система образования Великобритании. Чтение в рамках ЕГЭ 1 1 1 2 1 1 1 1 2 1 1 2 1 2 1 2 -организация работы обучающихся с социально-значимой информацией; активизация познавательной деятельности обучающихся – привлечение внимания, обсуждение. установление доверительных отношений между учителем и его учениками; Лексика и грамматика в рамках ЕГЭ. Мировые религии. Практика письменной речи по теме Работа над текстом «Религиозные праздники мировых религий» Работа над пройденным лексическим материалом: праздники Новая Зеландия. Чтение текста в формате ЕГЭ Работа над текстом: Греческая и Римская мифология 34. 35. 36. 37. 38. 1 1 1 2 1 Экологи ческие проблем ы современ ности 39. Человекприроды 40. Практика аудирования по теме «Пожары» Экологические организации мира Природные катастрофы и их последствия Практика новых ЛЕ по теме «Природные катаклизмы» Словообразование с числительными. Практикум по ч ислительным Работа над текстом «Экологические организации» Известные люди Великобритании. 41. 42. 43. 44. 45. дитя 1 1 1 1 1 1 1 -побуждение к обсуждению изучаемых явлений; инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников. привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений; побуждение обучающихся соблюдать на уроке принципы учебной дисциплины и самоорганизации. организация работы обучающихся с социально-значимой информацией; школьников; привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений. Письмо в формате ЕГЭ Мироощущение личности. Взаимоотношения с другими людьми. Понятие счастья. 46. 47. 48. 49. 50. 51. 52. 53. 54. 55. 56. Человек в поисках счастья. Повторение идо - временных форм глагола Повторение пассивный залог. Практикум по переводу Дискуссия по теме: «моя мечта» Работа над отрывком из произведения С. Моэма Работа над проектом: слова мудрости Презентация проекта: слова мудрости Известные люди о счастье Известные люди США Практика разговорного этикета «Выражения благодарности» Кроссворд «Англоговорящие страны» Урок-игра «Англоговорящие страны» 1 2 1 2 2 1 1 1 1 1 1 Всего 70 часов -инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников; привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений. установление доверительных отношений между учителем и его учениками; привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений. Тематическое планирование 11 класс № Название Тема урока раздела 1 2 Страны Великобри тании 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 Соединенн ые Штаты Америки 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 Канада Страны Великобритании Географическое положение и климат Великобритании Население и крупные города Великобритании Промышленность и сельское хозяйство Политическая система Великобритании Королева и Парламент Уэльс Шотландия Из истории Великобритании Лондон Достопримечательности (London Bridge, The Thames) Достопримечательности (Big Ben, London Tower, Whitehall) Английские традиции Система образования Спорт в Великобритании Обобщение материала по теме «Великобритания» Знакомство с Америкой. Основатели США. История Американского флага. Выбор столицы. Географическое положение и климат Население и крупные города Промышленность и сельское хозяйство Политическая система Коренные американцы Прозвища штатов Из истории Америки Вашингтон Нью-Йорк Американский английский Праздники и знаменательные даты Президенты Америки Образование в Америке Спорт Обобщение материала по теме «Америка» Повторение Общие сведения об англоговорящих странах Канада. Географическое положение и климат Население и города Канады промышленность и с\х Политическая система Из истории Канады Некоторые факты о Канаде (образование, спорт) Французская Канада Обобщение материала по теме «Канада» Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания. -установление доверительных отношений между учителем и его учениками; -привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений. побуждение к обсуждению изучаемых явлений; 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 – привлечение внимания, обсуждение. побуждение к обсуждению изучаемых явлений; инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников. -организация работы обучающихся с социальнозначимой информацией; активизация познавательной деятельности обучающихся – привлечение внимания, обсуждение. инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников; -привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений. 43 44 45 46 47 Австралия 48 49 50 51 52 53 Новая Зеландия 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 Знаменит ые люди англоязы чных стран Знакомство с Австралией Перевернутый мир. An Upside - down World Из истории Австралии Географическое положение и климат Крупные города, промышленность и сельское хозяйство Население и политическая система Австралии Странный мир Австралийских животных Несколько фактов об Австралии Аборигены Австралии Обобщение материала по теме «Австралия» Знакомство с Новой Зеландией. Страна белых облаков. Географическое положение и климат Промышленность и сельское хозяйство Население и политическая система Новой Зеландии Аборигены Новой Зеландии. Войны Маори. Веллингтон - столица Новой Зеландии Киви - символ Новой Зеландии Спорт в Новой Зеландии Обобщение материала по теме «Новая Зеландия» Знаменитые писатели. Famous writers. Знаменитые художники. Famous artists. Знаменитые изобретатели. Famous inventors. Знаменитые архитекторы. Famous architects. Знаменитые актеры. Famous performers. Знаменитые руководители. Famous leaders. Обобщение изученного за год 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3 инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников. использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета; установление доверительных отношений между учителем и его учениками. организация работы обучающихся с социальнозначимой информацией; активизация познавательной деятельности обучающихся организация работы обучающихся с социальнозначимой информацией; активизация познавательной деятельности обучающихся – привлечение внимания, обсуждение. Формы контроля В зависимости от условий и характера аудитории преподаватель может варьировать формы и виды контроля, используя: вопросно-ответные упражнения в устной и письменной форме; выделение ключевых слов сообщения с последующим воспроизведением текста; проблемные задачи; синхронный перевод; микродоклады и сообщения; взаимоконтроль, обеспечиваемый через составление викторин и их проведение в классе; тестовые задания на аудирование /чтение/ лексико - грамматические трансформации; проектные задания, выполняемые в устной и письменной форме; диспуты; конференции; круглые столы; заочные экскурсии; зачёт Список используемой основной литературы для учителя 1. Старков А.П., Островский Б.С. «Тексты по страноведению». Москва «Просвещение», 2000 2. Афанасьева О., Михеева И. «Английский язык для школ с углубленным изучением» Москва «Просвещение», 2000. 3. Голицинский Ю.Б. «Страноведение: Великобритания». Санкт-Петербург «Каро», 2008 4. Голицинский Ю.Б. «Страноведение: Соединенные Штаты». Санкт-Петербург «Каро», 2008 Список используемой дополнительной литературы для учителя 1. Тимановская Н.А. «Взгляд на англоговорящие страны» учебное пособие по страноведению. Тула «Автограф», 2000. 2. Кубарьков Г.Л., Тимащук В.А. «1000. Сборник новых тем современного английского языка». Москва «ИД. Рипол Классик», 2005 3. Журналы «Иностранные языки в школе» Список используемой основной литературы для учащихся 1. Старков А.П., Островский Б.С. «Тексты по страноведению». Москва «Просвещение», 2000 2. Афанасьева О., Михеева И. «Английский язык для школ с углубленным изучением» Москва «Просвещение», 2000. Список используемой дополнительной литературы для учащихся 1. Тимановская Н.А. «Взгляд на англоговорящие страны» учебное пособие по страноведению. Тула «Автограф», 2000. 2. Клементьева Т., Шеннон Д. «Happy English» Обнинск «Титул», 1998.