Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Изобразительное искусство» для обучающихся с НОДА 1-4 класс Разработчики программы: ШМО учителей начальных классов Алапаевск 2021 ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» Результаты освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающимися с НОДА оцениваются как итоговые на момент завершения начального общего образования. Освоение адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования, созданной на основе варианта 6.2. Стандарта, обеспечивает достижение обучающимися с НОДА трех видов результатов: личностных, метапредметных и предметных. Личностные результаты освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования включают индивидуально-личностные качества и социальные компетенции обучающегося, включающие: овладение жизненной компетенцией, обеспечивающей готовность к вхождению обучающегося в более сложную социальную среду, социально значимые ценностные установки обучающихся, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности. Личностные результаты освоения адаптированной основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: 1) развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; 2) овладение социальнобытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни; 3) овладение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия (т. е. самой формой поведения, его социальным рисунком), в том числе с использованием информационных технологий; 4) способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временнопространственной организации; 5) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; 6) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметные результаты освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными знаниями, способность решать учебные и жизненные задачи и готовность к овладению в дальнейшем ООП основного общего образования, которые отражают: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели решения типовых учебных и практических задач, коллективного поиска средств их осуществления; 2) освоение способов решения проблем репродуктивного и продуктивного характера и с элементами творчества; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 6) использование элементарных знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 7) использование речевых средств и некоторых средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 8) формирование умений работать с учебной книгой для решения коммуникативных и познавательных задач в соответствии с возрастными и психологическими особенностями обучающихся; 9) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; 10) овладение навыками смыслового чтения текстов, доступных по содержанию и объему художественных текстов и научно-популярных статей в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; 11) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам на наглядном материале, основе практической деятельности и доступном вербальном материале; установления аналогий и причинноследственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям; 12) готовность слушать собеседника и вступать в диалог и поддерживать его; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 13) умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; 15) овладение некоторыми базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами. Предметные результаты освоения курса В результате изучения изобразительного искусства на уровне начального общего образования у обучающихся: – будут сформированы основы художественной культуры: представление о специфике изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства; – начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, учебно-творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства; будут проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, явлениям действительности и художественный вкус; – сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности — способности оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов, воплощённых в искусстве, отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом; устойчивое представление о добре и зле, должном и недопустимом, которые станут базой самостоятельных поступков и действий на основе морального выбора, понимания и поддержания нравственных устоев, нашедших отражение и оценку в искусстве, любви, взаимопомощи, уважении к родителям, заботе о младших и старших, ответственности за другого человека; – появится готовность и способность к реализации своего творческого потенциала в духовной и художественно-продуктивной деятельности, разовьётся трудолюбие, оптимизм, способность к преодолению трудностей, открытость миру, диалогичность; – установится осознанное уважение и принятие традиций, самобытных культурных ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержанием понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьётся принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации, зародится целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; – будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, российский народ и историю России, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие. Обучающиеся: – овладеют практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и в различных видах художественной деятельности: графике (рисунке), живописи, скульптуре, архитектуре, художественном конструировании, декоративно-прикладном искусстве; – смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку и выражать своё отношение к событиям и явлениям окружающего мира, к природе, человеку и обществу; воплощать художественные образы в различных формах художественно-творческой деятельности; – научатся применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественнопрактических задач, познакомятся с возможностями использования в творчестве различных ИКТ-средств; – получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, будут способны вставать на позицию другого человека; – смогут реализовать собственный творческий потенциал, применяя полученные знания и представления об изобразительном искусстве для выполнения учебных и художественно-практических задач, действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческих ситуаций в повседневной жизни. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» Виды художественной деятельности Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приёмы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты. Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет – основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы). Объём — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры. Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека. Декоративно-прикладное искусство. Истоки декоративно прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий). Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, т. д. Цвет. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния. Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного. Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт. Объём. Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций. Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве. Значимые темы искусства. Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т. д. Родина моя — Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Образ защитника Отечества. Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек. Опыт художественно-творческой деятельности Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструкторской деятельности. Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объёмом, фактурой. Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики. Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, художественном конструировании. Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов. 1. 2. 3. 4. 5. Тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство». 1 класс(33 часа) Тема Кол- Деятельность учителя с во учётом программы часов воспитания 4ч. установление Рисунок доверительных отношений - Все дети любят рисовать. между учителем и его - Изображения всюду вокруг нас. учениками, способствующих - Мастер Изображения учит видеть. позитивному восприятию - Изобразить можно пятном. учащимися требований и Скульптура - Изображать можно в объёме. 1ч. Рисунок 6. - Изображать можно линией. 7. - Изображать можно линией. Рисование на тему «Рассказ о себе». 8. - Разноцветные краски. 9. - Изображать можно и то, что невидимо (настроение). 10 - Изображать можно и то, что невидимо (выполнение работы в цвете). 5ч. Воспроизведение произведений искусства 11 - Художники и зрители (обобщение темы). 1ч. Рисунок 12 - Мир полон украшений. 1ч. Живопись 13 - Красоту нужно уметь замечать. 1ч. просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока; использование воспитательных возможностей 14 15 16 17 18 Декоративно – прикладное искусство - Узоры на крыльях. - Красивые рыбы. - Украшение птиц. - Узоры, которые создали люди. - Как украшает себя человек. 5ч. Художественное конструирование и дизайн 19 - Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы). 1ч. Рисунок 20 - Постройки в нашей жизни. 21 - Дома бывают разными. 2ч. Художественное конструирование и дизайн 22 - Домики, которые построила природа. 1ч. Рисунок 23 - Дом снаружи и внутри. 1ч. Художественное конструирование и дизайн 24 - Строим город. 25 - Всё имеет своё строение. 26 - Постройка предметов (упаковок). 3ч. Рисунок 27 - Город, в котором мы живём. 28 - Город, в котором мы живём (обобщение темы). 2ч. Живопись 29 - Три брата – Мастера всегда трудятся вместе. 1ч. Конструирование 30 - Праздник весны. Конструирование птиц из бумаги. 1ч. содержания учебного предмета применение на уроке групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми Рисунок 31 - Разноцветные жуки. 32 - Сказочная страна. 2ч. 33 Восприятие произведений искусства - Здравствуй, лето! Урок любования (обобщение темы). 1ч. № п/п Тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство»2 класс. (34 часа) Тема Кол-во Деятельность учителя с учётом программы часов воспитания Азбука искусства. Как говорит искусство? 1. Три основных цвета - желтый, красный, синий 2. Белая и черная краски 3. Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности. 4. Выразительные возможности аппликации 5. Выразительные возможности графических материалов 6. Выразительность материалов для работы в объёме 7. Выразительные возможости бумаги 8. Неожиданные материалы (обобщение темы) Значимые темы искусства. О чём говорит искусство? 9. Изображение и реальность 10. Изображение и фантазия 11. Украшение и реальность 12. Украшение и фантазия 13. Постройка и реальность 14. Постройка и фантазия 15. Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение 8ч -установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; 7ч -побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; -включение в урок игровых процедур, которые помогают темы) Восприятие искусства и виды художественной деятельности. 16. Изображение природы в различных состояниях 17. Изображение характера животных 18. Изображение характера человека: женский образ 19. Изображение характера человека: женский образ. 20. Изображение характера человека: мужской образ 21. Изображение характера человека: мужской образ. Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?* 22. Образ человека в скульптуре 23. Человек и его украшения 24. О чём говорят украшения 25. Образ здания Восприятие искусства и виды художественной деятельности. 26. При изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы) 27. Тёплые и холодные цвета. Борьба тёплого и холодного. 28. Тихие и звонкие цвета 29. Что такое ритм линий? 30. Что такое ритм линий? Характер линий 31. Ритм пятен 32. Пропорции выражают характер 33. Ритм линий и пятен, цвет, пропорции – средства выразительности 34. Обобщающий урок года 6ч 4ч 9ч поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока; -использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета -применение на уроке групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми -привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения Тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство»3 класс. (34 часа) Тема урока Кол-во Деятельность учителя с часов учётом программы воспитания № п/ п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 1 0 1 1 1 2 1 3 1 4 1 5 1 6 1 7 1 8 Раздел 1: Искусство в твоем доме Вводное занятие. Твои игрушки. Посуда у тебя дома Обои и шторы у тебя дома Твои книжки Твои книжки (завершение темы) Мамин платок Открытки Труд художника для твоего дома (обобщение раздела) Раздел 2: Искусство на улицах твоего города Памятники архитектуры Парки, скверы, бульвары 8 7 Ажурные ограды Волшебные фонари Витрины Удивительный транспорт Труд художника на улицах твоего города(обобщение раздела) Раздел 3: Художник и зрелище Художник в цирке Художник в цирке (завершение темы) Художник в театре 11 -установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; -побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; -включение в урок игровых 1 9 2 0 2 1 2 2 2 3 2 4 2 5 2 6 2 7 2 8 2 9 3 0 3 1 3 2 3 3 3 4 Художник в театре(завершение темы) процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока; Театр кукол Театр кукол(завершение темы) Театральные маски Театральные маски(завершение темы) Афиша и плакат Праздник в городе Праздник в городе(завершение темы) Раздел:4 Художник и музей Музей в жизни города 8 Картина-особый мир. Картина –пейзаж. Картина-портрет Картина-портрет(завершение темы) Картина-натюрморт Картины исторические и бытовые Скульптура в музее и на улице Художественная выставка. Обобщение раздела. 34 -использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета -применение на уроке групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми -привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения Тематическое планирование по предмету «Изобразительное искусство»4 класс. (34 часа) № п/п Тема урока Истоки родного искусства 1 Каждый народ строит, украшает, изображает. Пейзаж родной земли. 2 Красота природы в произведениях русской живописи 3 Деревня –деревянный мир. Русская деревянная изба. 4 Деревня –деревянный мир 5 Красота человека. Русская красавица 6 Образ русского человека в произведениях художников 7 Календарные праздники 8 Коллективная работа –изображение народного праздника «Осенняя ярмарка». Древние города нашей земли. 9 Изображение древнерусского города графическими материалами (внешний или внутренний вид города). Изображение сторожевых башен. Кол- Деятельность учителя во с учётом программы часов воспитания 8 ч. 7 ч. -установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; -побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими 10 Древние соборы. 11 Города Русской земли 12 Древнерусские воины- защитники 13 «Золотое кольцо России 14 Узорочье 15 Праздничный пир в теремных Каждый народ художник 16 Страна восходящего солнца. Праздник цветения сакуры. 17 Искусство оригами 18 Страна восходящего солнца. Образ человека, характер одежды в японской культуре 19 Народы гор и степей 20 Народы гор и степей. Юрта как произведение архитектуры 21 Города в пустыне 22 Древняя Эллада 23 Олимпийские игры 24 Средневековый город 25 Образ готического храма в средневековом городе 26 Многообразие художественных культур в мире. Искусство объединяет народы 27 Тема материнства в искусстве.Рисование портрета на тему «Улыбка мамы». 28 Образ Богоматери в русском и западноевропейском искусстве 29 Мудрость старости 30 Сопереживание. Дорогою 31 Герои-защитники 32 Героическая тема в искусстве разных 33 Юность и надежда (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; 11 ч. 8ч -включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока; -использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета -применение на уроке групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми -привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой 34 Искусство народов мира (обобщение темы информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения Приложения 1. Оценочные материалы Для оценки уровня освоения образовательной программы по учебному предмету, для организации тематического контроля используются КИМ, разработанные на основании следующих документов: 1. Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в РФ"; 2. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования"; 3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года № 373 (далее - ФГОС НОО); 4. Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 22 сентября 2011 года № 2357 «О внесении изменений в Федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373; 5. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 октября 2015 г. N 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»; 6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (вместе с "СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы"); 7. Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ СОШ №2. 8.УМК «Школа России». Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» СПЕЦИФИКАЦИЯ контрольно - измерительных материалов для проведения промежуточной аттестации обучающихся 1 класса по изобразительному искусству . МО г. Алапаевск 1. Назначение КИМ КИМ для проведения годовой контрольной работы по изобразительному искусству в рамках промежуточной аттестации позволяют осуществить оценку качества освоения обучающимися программы по предмету и предназначены для диагностики достижения планируемых результатов– предметных умений. 2. Документы, определяющие содержание КИМ 1. Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в РФ"; 2. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования"; 3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года № 373 (далее - ФГОС НОО); 4. Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 22 сентября 2011 года № 2357 «О внесении изменений в Федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373; 5. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 октября 2015 г. N 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»; 6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (вместе с "СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы"); 7. Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ СОШ №2. 8.УМК «Школа России». 3. Характеристика структуры и содержания работы Годовая контрольная работа направлена на проверку практического освоения основных начальных знаний по изобразительному искусству, формирование умений решать учебнопознавательные и учебно-практические задачи. Годовая контрольная работа представлена в двух вариантах. Годовая контрольная работа состоит из 7 заданий, которые различаются по форме и уровню сложности: 1) 1 задание с выбором ответа (далее – ВО), к нему из которых приводится четыре варианта ответа, из которых верен только один; 2) 4 задания – задания с кратким ответом (далее – КО), либо в которых ответ необходимо записать в виде слова; 3) 1 задание – практика, в котором нужно исследовать и записать ответ; 4) 1 задание – практика, в котором нужно нарисовать художественный объект и украсить его; Распределение заданий КИМ по уровням сложности Уровень сложности заданий Количество заданий Максимальный первичный балл Процент максимального первичного балла за всю работу, равного 12 Распределение заданий КИМ по уровням сложности. Уровень Количество заданий Максимальный проверочный балл Процент максимального проверочного балла за всю работу, равного 12 Базовый 5 7 58 Повышенный 2 5 42 Итого 7 12 100 сложности заданий 4. Время выполнения работы - 1 урок, 40 минут. 5. Дополнительное оборудование: требуется: палитра, краски, кисти. 6. Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом Максимальный балл за выполнение годовой контрольной работы по изобразительному искусству равен 14. За задание А1 ученик получает 2 балла в том случае, если записаны 2 верных ответа (словаотгадки); 1 балл выставляется, если допущена 1 ошибка; 0 баллов – 2 ошибки. Каждое правильно выполненное задание А2, А3, А5 оценивается 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ответ совпадает с эталоном. Задание А4 оценивается 2 баллами за верный ответ; 1 балл - 2 ошибки; 0 баллов – 3 и более ошибок. Задание В1 оценивается 2 баллами за верный ответ. Правильное выполнение задания С1 оценивается 3 баллами. Задание считается выполненным верно, если ученик правильно изобразил предмет и украсил его. Количество баллов Уровень 11-12 высокий 8-10 повышенный 5-7 базовый 0-4 низкий 7. План годовой контрольной работы по изобразительному искусству Номер задания Проверяемые предметные умения Уровень Тип сложности задания МаксимальКод проверяемых ный умений балл за выполнение задания Часть А А1 Знать предмет, относящийся к изобразитель- Б КО 1.7. 2 Б ВО 2.1.3. 1 ному искусству А2 Различать тёплые и холодные цвета А3 Уметь находить цвет путём смешивания цветов Б КО 2.1.3. 1 А4 Наблюдать, анализировать пространствен- Б КО 2.5.1. 2 Б КО 1.1.3. 1 КО 1.7. 2 КО 2.1.1. 3 ную форму предмета А5 Различать основные виды и жанры искусств Часть В В1 Знать предметы, относящиеся к изобразитель- П ному искусству Часть С С1 Создавать композицию на заданную тему на плоскости. Использовать декоративные элементы, геометрические, раститель- П 2.1.6. ные узоры для украшения Итого 12 Примечание: Б – базовый, П – повышенный, ВО – выбор ответа, КО – краткий ответ. Контрольно – измерительный материал для проведения промежуточной аттестации обучающихся 1 класса по изобразительному искусству. Фамилия, имя ___________________________________ класс 1 ___ Вариант 0 Часть А А1. Отгадай загадки: Волоски пушистой белки Окуну слегка в гуашь я. Все картинки и поделки Очень ярко я раскрашу. Нарисую солнце, листья Мягкой шелковистой. ____________________ Вы простым карандашом Нарисуйте школу, дом, А цветным карандашом Свой листок раскрасьте. Чтоб подправить всё потом, Пригодится... _______________________ А2. Какой из данных цветов не относится к теплым цветам: а) оранжевый б) желтый в) фиолетовый г) красный А3. Исследуй и запиши, какой цвет получится: красный + жёлтый = _______________ А4. Выбери цвета радуги. а) красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, голубой, фиолетовый б) фиолетовый, оранжевый, желтый, зеленый, синий, голубой, красный в) красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый А5. Угадай, как называются картины в стихотворении Цветы на картине, фрукты и торт. Картину такую зовем… ______________ Часть В В 1. Какие из предметов относятся к изобразительному искусству: краски, тетрадь, картина, альбом, клей.Запиши ответ ____________________________ ЧастьС С1. Нарисуй на целый лист бабочку. Укрась узорами её крылья. Помни, что у бабочки 4 крылышка: 2 одинаковыхбольших впереди и 2 одинаковых поменьше сзади. Ответы А1 Кисть, ластик А2 В А3 оранжевый А4 В А5 В1 С1 натюрморт Краски, Изображение картина, бабочки с альбом узорами на крыльях Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» СПЕЦИФИКАЦИЯ контрольно - измерительных материалов для проведения промежуточной аттестации обучающихся 2 класса по изобразительному искусству. МО г. Алапаевск 1. Назначение работы Итоговая контрольная работа проводится с целью определения уровня подготовки обучающихся 2 класса в рамках промежуточной аттестации при переходе в 3 класс. 2. Документы, определяющие нормативно-правовую базу работы 1. Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в РФ"; 2. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования"; 3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года № 373 (далее - ФГОС НОО); 4. Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 22 сентября 2011 года № 2357 «О внесении изменений в Федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373; 5. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 октября 2015 г. N 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»; 6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (вместе с "СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы"); 7. Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ СОШ №2. 8.УМК «Школа России, с учетом требований ФГОС НОО» 9.Рабочая программа педагога 3. Характеристика структуры и содержания работы Итоговая контрольная работа состоит из 1-го варианта и двух частей, проверяются теоретический материал и 3 часть практическая творческая деятельность. Часть работы Количество заданий Максимальный первичный балл Тип заданий Часть 1 9 За каждый ответ даётся 1 балл с выбором ответа Часть 2 2 2 балла с выбором ответа Часть 3 1 3 балла Итого 12 16 б. Распределение заданий по основным содержательным блокам представлено № Название раздела п/п Число заданий Максимальный Вид бал деятельности 1 Как и чем работает художник 2 2 Реальность и фантазия 8 3 О чем говорит искусство 1 4 Как говорит искусство 1 2 4. Распределение заданий по содержанию и уровню сложности Критерии правильного ответа базового уровня: правильное выполнение 50-65% заданий базового уровня. Критерии правильного ответа повышенного уровня: правильное выполнение более 65% заданий базового уровня и не менее 50% повышенного уровня. Описание правильного ответа (базовый и повышенный уровни): изображён или создан из глины (пластилина) предмет какого-либо народного промысла. Критерии правильного ответа базового уровня: правильно передана стилистика формы, пропорций, орнамента. Критерии правильного ответа повышенного уровня: предмет грамотно размещён на плоскости листа (выполнен в объёме). Правильно передана стилистика формы, пропорций, орнамента. Орнамент располагается по форме предмета. Умело передано единство формы и декора. Умело используются художественные материалы, выразительные художественные средства в выполнении задания. Общее впечатление от работы: оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы, аккуратность всей работы. 5. Время выполнения контрольной работы На выполнение всей работы отводится 40 минут. 6.Система оценивания выполнения отдельных заданий и итоговой работы в целом. Работа оценивается на "отлично", отметка «5», если работа выполнена в соответствии с вышеназванными требованиями, в ней раскрыта поставленная проблема, сформулированы выводы, имеющие практическую направленность для современного общества; "хорошо" отметка «4» - работа выполнена в соответствии с вышеназванными требованиями, в ней раскрыта поставленная проблема, однако, выводы сформулированы не четко, не достаточно раскрыто практическое значение выполненной работы; "удовлетворительно" отметка «3» - работа выполнена в соответствии с вышеназванными требованиями, в ней не достаточно четко сформулирована проблема, выводы сформулированы не четко, не достаточно раскрыто практическое значение; "неудовлетворительно" отметка «2» - работа не выполнена в соответствии с вышеназванными требованиями. Максимальный тестовый балл за выполнение всей работы – 16 баллов. Оценка по пятибалльной шкале Суммарный тестовый балл «2» «3» «4» «5» Меньше 5 6–9 10 – 12 13 –16 Ответы на тест: 1) в; 2)в; 3)б; 4) а; 5) а; 6) а; 7) а; 8) в; 9)а; 10) г; 11)в КОДИФИКАТОР элементов содержания для составления контрольно-измерительных материалов по изобразительному искусству во 2 классе Используются следующие условные обозначения: ВО – задание с выбором ответа, РО – задание с развёрнутым ответом, Б – задание базового уровня сложности, П – задание повышенного уровня сложности, Взадание высокого уровня сложности. № Тип задан задан ия ия Проверяемые Уровень Макс. элементы содержания сложност и балл Часть 1 1 ВО Что может линия? Б 1 2 ВО Что такое аппликация? Б 1 3 ВО Неожиданные материалы. Б 1 4 ВО О чём рассказывают нам гербы и эмблемы. Б 1 5 ВО Изображение и реальность Б 1 6 ВО Изображение и фантазия Б 1 7 ВО Постройка и реальность Б 1 8 ВО Постройка и фантазия Б 1 9 ВО О чем говорят украшения?. Б 1 Часть 2 10 ВО Теплые цвета. П 2 11 ВО Холодные цвета П 2 В 3 Часть 3 12 РО Всего ВО – 11 РО – 1 Что такое ритм пятен. Макс. б.16 Б–9 П– 4 В-3 Контрольно – измерительный материал для проведения промежуточной аттестации обучающихся 2класса по изобразительному искусству ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ обучающихся Прочитай внимательно задание, выбери ответ из нескольких предложенных и обведи цифру, стоящую рядом с ответом, который ты считаешь верным. Если ты не знаешь, как выполнить задание, пропусти его и переходи к следующему. Если останется время, ты можешь ещё раз попробовать выполнить пропущенные задания. Если ты ошибся и хочешь исправить свой ответ, то зачеркни его и обведи тот ответ, который считаешь верным. На выполнение работы отводится 40 минут. Желаем успеха! Часть 1. Тест 1.С какими материалами работает художник? а)нож; б)пластилин; в)краски; г) мелки. 2.Что такое аппликация? а)поделка из пластилина б) рисунок в) разноцветные кусочки материала г) вышивка 3.С какими неожиданными материалами может работать художник?. а) с любыми б) только красками в) только пластилином г) только глиной 4.Кто такой мастер изображения? а) тракторист б) художник в) каменщик г) журналист 5. Кто такой мастер украшения? а) швея; б) художник; в) всадник; г) садовод. 6. Кто такой мастер постройки? а) архитектор б)художник; в)артист; г)учитель. 7. Какая игрушка весело свистит. а) Филимоновская; б) дымковская; в) тверская; г) абашевская. 8.Какой образ у бабы Яги?. а) злой б) добрый; в) завистливый г) нежный. 9.Назови холодные цвета. а) красный; б) желтый в) синий; г) черный. Часть 2 (повышенного уровня) 10. Что такое ритм пятен а) повтор б) аппликация; в) букет; г) беспорядок 11. Что такое ритм линий? а) отрезки; б) движение, повтор образа в) переплетение г) узор в квадрате. Часть 3 (высокого уровня) 12. Содержание работы: изобрази на плоскости или создай из глины (пластилина) свой образ одного из предметов (посуду, игрушку), по мотивам какого-либо народного промысла России (Хохлома, Гжель, Жостово, Городец, Дымка, Филимоново, Каргополье или др.). Укрась его геометрическим или растительным орнаментом, свойственным данному промыслу. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» СПЕЦИФИКАЦИЯ контрольно - измерительных материалов для проведения промежуточной аттестации обучающихся 3 класса по изобразительному искусству. МО г. Алапаевск 1НазначениеКИМ КИМ для проведения контрольной работы по изобразительному искусству в рамках промежуточной аттестации позволяют осуществить оценку качества освоения обучающимися программы по предмету и предназначены для диагностики достижения планируемых результатов – предметных умений. 2.Документы, определяющие содержание КИМ 1. Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в РФ"; 2. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования"; 3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года № 373 (далее - ФГОС НОО); 4. Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 22 сентября 2011 года № 2357 «О внесении изменений в Федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373; 5. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 октября 2015 г. N 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»; 6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (вместе с "СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы"); 7. Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ СОШ №2. 8.УМК «Школа России, с учетом требований ФГОС НОО» 9.Рабочая программа педагога 3.Характеристика структуры и содержанияработы Годовая контрольная работа направлена на проверку практического освоения основных начальных художественных знаний, формирование умений решать учебнопознавательные и учебно- практические задачи средствами предмета. Годовая контрольная работа представлена в двух вариантах. Годовая контрольная работа состоит из трех частей, которые различаются по форме и количеству заданий, уровню сложности. Работа состоит из 11 заданий, среди которых: 1) 3 задания – задания с выбором ответа (далее – ВО), к каждому из которых приводится четыре варианта ответа, из которых верен толькоодин. 2) 8 заданий – задания с кратким ответом (далее – КО), в которых ответ необходимо записать словом (словосочетанием, предложением), последовательностью цифр, букв ит.п. Распределение заданий КИМ по уровням сложности Количес Максимальныйп тво ервичныйбалл Уровеньсложностизаданий заданий Базовый Повышенный Высокий Итого 7 3 1 9 7 3 11 19 Процент максимального первичного балла завсю работу, равного 19 47 37 16 100 Распределение заданий по разделам программы: Разделы программы Восприятие искусства художественной деятельности Уровен ь и Число заданий Максимальн ый балл Часть А виды Б 5 5 Часть В виды Б+П 3 6 1 2 Восприятие искусства и художественной деятельности Азбука искусства. Как говорит Б искусство? Часть С Азбука искусства. Как говорит искусство? Значимые темы искусства. О чём говорит искусство? Итого В 1 3 П 1 3 11 19 4.Время выполнения работы - 1 урок, 40минут. 5.Дополнительное оборудование: кисти, вода, краски или цветныекарандаши. 6.Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы вцелом Максимальный балл за выполнение годовой контрольной работы по изобразительному искусству равен 19. Каждое правильно выполненное задание с А1-А5 оценивается 1 баллом. Задание считается выполненным верно, если ученик выбрал верный вариант ответа. Правильное выполнение каждого из заданий В1-В4 оценивается максимально 2 баллами. 1 балл, если ученик допустил 1 ошибку; 2 и более ошибок – 0 баллов. За задание С1 выставляется 3 балла, если ученик правильно раскрасил цветы и записал их количество. Если при раскрашивании цветов допущено 2 ошибки при этом их количество записано верно – 2 балла. Допущено 3 ошибки при раскрашивании и количество цветов определена верно только одного персонажа – 1 балл. В остальных случаях выставляется 0 баллов. Задание С2 оценивается 3 баллами. Задание считается выполненным верно, если ученик правильно передал характер персонажа при помощи цвета. Первичныйба лл 16 – 19 11– 15 Отметка Уровень «5» «4» 6 – 10 0–5 «3» «2» высокий повышенн ый базовый низкий План контрольной работы по изобразительному искусству Код планируемых результатов Номе р задани я 2.3.4. Знать инструменты живописи А1 Б ВО 1 А2 Б ВО 1 Б КО 2 Б КО 1 П КО 2 А3, А5 А4 В1 2.3.2. Изменять эмоциональную напряжённость тёплых и холодных цветов с помощью смешивания с белой и чёрной красками 1.1. Различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство). 1.5. Узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений 1.6. Приводить примеры ведущих художественных музеев России и Уровень сложнос ти Тип задани я Максимальн ый балл за выполнение задания художественных музеев своего региона, В2 В3 В4 С1 С2 Итого показывать на примерах их роль и назначение Б 1.1. Различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) 2.2.1. Использовать выразительные Б средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру П 1.1. Различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство). 2.3.3. Использовать холодные и теплые В цвета для передачи художественного замысла в собственной учебнотворческой деятельности. П 3.3. Решать художественные задачи: передавать характер и намерения объекта (природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д.) в живописи, графике и скульптуре, выражая своё отношение к качествам данного объекта с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия ВО 2 КО 2 КО 2 КО 3 КО 3 19 Примечание: Б – базовый, П – повышенный, ВО – выбор ответа, КО - краткий ответ, РО – развернутый ответ Контрольно-измерительный материал для проведения промежуточной аттестации обучающихся 3 класса по изобразительному искусству. А1. Прозрачная текущая краска называетсяА2. Для того, чтобы цвета стали тёмными в них добавляют 1) красный 2)синий 3)черный 4)зеленый А3. Как называется изображение того, о чем рассказывается вкниге? А4. Какие музеи изобразительного искусства в России ты знаешь? А5. Кто автор картины "Царевна-лебедь"? 1)Врубель 2)Левитан 3)Билибин 4)Серов А6. Что такое картина -портрет? Часть В В1. Определи по изображению название народного промысла: А) Дымковская игрушка Б) Гжель В) Хохломская роспись Г) Городецкая роспись В2. Реши художественные примеры Красный +желтый = Синий +желтый= Красный +синий= Синий + белый= В3. К каким жанрам относятся эти картины Часть С С1. Реши задачу. Заяц и Волк собирали грибы. Волк считал так: «Раз гриб, два гриб, три гриб, шесть». А Заяц собирал те грибы, которые пропустил Волк. Он тихонько приговаривал: «А я четвертый, пятый и седьмой нашел». Закрась грибы Зайца теплым цветом, а грибы Волка - холодным. Сколько грибов собрал Заяц и сколько Волк? Заяцсобрал грибов.Волк собрал грибов. С2. Раскрась клоуна. Передай характер персонажа при помощи цвета. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» СПЕЦИФИКАЦИЯ контрольно - измерительных материалов для проведения итоговой аттестации обучающихся 4 класса по изобразительному искусству. МО г. Алапаевск Цель работы: оценить уровень подготовки обучающихся 4 класса по предмету изобразительное искусство, осуществить диагностику достижения предметных и метапредметных результатов обучения. Документы, определяющие содержание КИМ 1. Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в РФ"; 2. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования"; 3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 года № 373 (далее - ФГОС НОО); 4. Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 22 сентября 2011 года № 2357 «О внесении изменений в Федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373; 5. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 октября 2015 г. N 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»; 6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (вместе с "СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарноэпидемиологические правила и нормативы"); 7. Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ СОШ №2. 8.УМК «Школа России, с учетом требований ФГОС НОО» 9.Рабочая программа педагога Форма работы: контрольная работа Время выполнения: 40 минут. Учащиеся должны уметь применять знания, полученные в период третьего года обучения, в том числе: - знать предметы, относящиеся к изобразительному искусству -- различать теплые и холодные цвета уметь находить цвет путем смешивания цветов - наблюдать, анализировать пространственную форму предмета - различать основные виды и жанры искусств - создавать композицию на заданную тему на плоскости. - использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения Общая характеристика контрольной работы Работа состоит из 13 заданий, которые различаются по форме и уровню сложности: 1) Задания 1-10 предусматривают выбор единственно правильного ответа из предложенных. Такая структура задания обеспечивает возможность достаточно качественно и оперативно получать информацию о результатах усвоения учебного материала, отдельного вопроса или темы, выявить базовый уровень знаний по предмету. 2) 11-13 задания – задание с кратким ответом, в которых ответ необходимо записать в виде слова; 3) 14 задание – практическое, в котором нужно передать характер персонажа при помощи цвета; Каждый обучающийся получает бланк с текстом комплексной проверочной работы, в котором отмечает записывает и зарисовывает свои ответы на задания. Критерии оценивания. Оценка выполнения заданий и контрольной работы в целом. Правильное решение каждого из заданий 1-9 - оценивается одним баллом; задания 10 -12 - оцениваются 2 баллами, за неполный правильный ответ – 1 балл, 11 задание - для полного ответа назвать не менее 2 предметов, которые изображаются в натюрмортах; 12 задание - для полного ответа назвать не менее 2 фамилий художников; 13 - творческое задание оцениваются от 0 до 2 баллов. Задание считается выполненным верно: - если обучающийся выбрал правильный вариант ответа; - если обучающийся дал правильный ответ в письменном виде; - если обучающийся выполнил правильно творческое задание, передав характер персонажа при помощи цвета, раскрасив предмет. Проверка комплексной контрольной работы разработанной системы критериев. Максимальный балл за работу-17 баллов. проводится на основе Перевод баллов в школьные отметки: Уровни Высокий уровень Выше среднего уровень Средний уровень Ниже среднего уровень Баллы 14- 17 баллов 10-13 баллов 7-9 баллов Менее 7 баллов Отметка «5» «4» «3» «2» Контрольно – измерительный материал для проведения итоговой аттестации обучающихся 4 класса по изобразительному искусству 1 часть При выполнении заданий этой части (задание 1-9) подчеркни номер, который соответствует выбранному тобой ответу 1. Изображение художником лица человека называется… а) пейзаж; в) портрет; б) натюрморт; г) живопись 2. Картина, на которой изображена природа, называется… а) пейзаж; в) портрет; б) натюрморт; г) живопись 3. Кто такой живописец? а) человек, умеющий писать; б) художник; в) писатель, пишущий живые, весёлые рассказы; г) очень быстро и много рисующий человек 4. Кто из перечисленных авторов - художник? а) И.И.Левитан; в) П.И.Чайковский; б) К.Г.Паустовский; г) Б.Заходер 5. Кто придумывает внешний облик зданий? а) скульптор; в) архитектор; б) модельер; г) инженер 6. К какому жанру относится изображение птиц и животных? а) пейзаж в) анималистический б) бытовой г) натюрморт 7. Что не изображают в натюрмортах? а) предметы быта; в) ваза с цветами; б) фрукты и овощи; г) люди 8. Выбери теплый цвет: а) синий; в) чёрный; б) желтый; г) белый 9. Какой из перечисленных цветов не является основным? а) жёлтый в) синий б) красный г) зелёный 2 часть (В) При выполнении заданий этой части (задания 10-12) запиши ответ 10. Реши художественные примеры Красный + желтый = _________________ Синий + желтый = ___________________ Синий + белый = _____________________ 11. Что художники изображают в натюрмортах? __________________________________________________________________ ________ 12. Назови фамилии русских художников, которые тебе известны ______________ 3часть (С) 13. Раскрась клоуна. Передай характер персонажа при помощи цвета. Ключи к ответам Часть 1 2 задание 1 в а ответ Часть 2 Задание 10 11 12 3 б 4 а 5 в 6 в Вариант ответа оранжевый, зелёный ,голубой; фрукты, овощи, посуду; И. Левитан, И. Шишкин и т.д. 7 г 8 б 9 г Приложение 2. Формы и методы работы с обучающимися ОВЗ Методические рекомендации по обучению детей с задержкой психического развития в условиях общего образования 1. Использовать наглядные методы обучения Соединение в восприятии языкового материала слуховых (прослушивание заданий, аудиообразцов), зрительных (картины, схемы, таблицы, компьютерные презентации, демонстрации предметов и опытов и т.д.) и моторных (процесс письма) усилий со стороны учащихся способствует более прочному усвоению вводимого материала. 2. Использовать практические методы обучения: метод упражнений, лабораторные и практические работы, дидактические игры и приёмы и др. Сюжетно-ролевая игра способствует постепенному формированию у ребёнка положительного отношения к школьной жизни, что, в свою очередь, будет стимулировать развитие у учащихся интереса к учению и повышение успеваемости. 3. Использовать комплекс словесных методов обучения и воспитания детей с задержкой психического развития: рассказ, беседа, объяснение и др. 4. Методические рекомендации по применению дидактических материалов для детей с задержкой психического развития: учитывать уровень способностей школьника с задержкой психического развития. Отбирать содержания обучения, а также предпочтительных видов деятельности проводите с учетом оптимизации условий для реализации потенциальных возможностей детей с задержкой психического развития. Включать в процесс обучения задания на развитие восприятия, анализирующего наблюдения, мыслительных операций (анализа и синтеза, группировки и классификации, систематизации), действий и умений Предлагать задание, учитывая, что актуальные и потенциальные возможности одного и того же ученика могут различаться как на уроках по разным предметам, так и при выполнении разных типов учебных заданий на занятиях по одному предмету. Ставить вопросы четко, кратко, чтобы дети могли осознать их, вдуматься в содержание. Не торопите их с ответом, дайте время на обдумывание. Привлекать различные виды деятельности - игровую, трудовую, предметно-практическую, учебную - для повышения уровня умственного развития учащихся: переключать учеников с одного вида деятельности на другой, разнообразить виды занятий. При смене видов деятельности или задания убеждаться, что ребенок Вас понял. Рационально использовать разнообразный наглядный материал в соответствии задачами урока. Это позволит создать полисенсорную основу для обучения, повысить мотивацию учащихся, однако не даст возможности детям отвлекаться от содержания урока. Использовать для каждого ребенка с задержкой психического развития необходимые ему наглядные опоры (например, у каждого ребенка есть своя тетрадь, в которой он фиксирует именно то правило, которое плохо усваивает). Поддерживать и поощрять любое проявление детской любознательности и инициативы. Использовать разнообразные педагогические меры по отношению к ученику. Нужно как можно лучше наладить внешнюю обратную связь в преподавании и внутреннюю обратную связь в учении. Оценивать успешность обучения ребенка в зависимости от темпа его продвижения к более высокому уровню знаний, к познавательной самостоятельности, от действенного интереса к учению. Учитывать и не нарушать этапность формирования способов учебной деятельности: сначала детей учат ориентироваться в задании, затем выполнять учебные действия по наглядному образцу в соответствии с точными указаниями взрослого, затем – по словесной инструкции при ее последовательном изложении. Проявлять особый педагогический такт в работе с детьми с задержкой психического развития – необходимо замечать и поощрять малейшие успехи детей, развивать в них веру в собственные силы и возможности, поддерживать положительный эмоциональный настрой. Использовать индивидуальный подход при оценивании деятельности детей. Не оценивать результаты труда ребенка в сравнении с другими обучающимися 5. Методические рекомендации по применению специальных технических средств обучения коллективного пользования детьми с задержкой психического развития: использовать разнообразные технические средства: обучающие машины и компьютеры, а также средства программированного программы ЭВМ; (диапроекторы, обучения, тренажёры, технические установки средства полиэкранных алгоритмы и обучающие статической проекции фильмов, установки стереопроекции, голограммы и др.); звукотехнические устройства (моно- и стереомагнитофоны, микшеры, эквалайзеры, стерео- и моноусилители, лингафонные классы, диктофоны и др.), интерактивные технические средства обучения, видеоэнциклопедии; тренажеры; электронные лектории; персональные интеллектуальные гиды по различным научным дисциплинам; системы самотестирования знаний обучающегося; моделирование ситуации до уровня полного погружения - (для развития коммуникативной компетенции, изучения иностранного языка) и т.д. 6. Методические рекомендации по применению специальных технических средств обучения индивидуального пользования детьми с задержкой психического развития Необходимо применение следующих технических средств: аудиовизуальные учебники, построенные на полисенсорной основе и использующие необходимые для учащихся с задержкой психического развития возможности зрительной и слуховой наглядности, а также пробуждающие познавательный интерес ребенка; обучающие компьютерные игры, используемые учеником под руководством преподавателя для отработки формируемых умений и навыков, а также для требуемого детям с задержкой психического развития мотивированного многократного повторения материала в разных вариациях; специализированные учебно-тренировочные устройства, которые предназначены для формирования у детей с задержкой психического развития первоначальных умений и навыков. Использование тренажеров в обучении основано на применении специально разработанных программ, составляемых на основе процесса моделирования осваиваемой деятельности, что позволяет у сформировать у детей с задержкой психического развития динамический стереотип того или иного действия. Важным моментом в организации учебного пространства является выбор парты для ребенка с задержкой психического развития. Рекомендуется первая парта (около окна или учительского стола) с организацией достаточного пространства, чтобы ученик с задержкой психического развития в процессе обучения был в поле зрения педагога. Методические рекомендации по обучению детей с тяжёлыми нарушениями речи в условиях общего образования - деятельностный подход (работа с текстом, схемами, рисунками, таблицами и др.); - дифференцированный подход с учётом индивидуальных познавательных возможностей ученика (включение ученика в учебную деятельность на уровне посильной трудности); - диалогическое взаимодействие с учителем, с учеником (работа в парах, чтение текста по ролям и др.); - индивидуальная работа во время самостоятельной работы учащихся на уроке (помощь в прочтении задания, определение степени понимания прочитанного текста, наводящие вопросы, составление краткой записи к задаче и др.); - репродуктивный метод обучения (выполнения заданий по алгоритму, по инструкциям и правилам, пошаговый диктант); - обеспечение ученику успеха в различных видах деятельности с целью предупреждения негативного отношения к учёбе; - обеспечение участия ученика вместе с детьми классного коллектива в проведении воспитательных, культурно – оздоровительных и досуговых мероприятиях. Приложение 3 Нормы оценок по изобразительному искусству Оценка "5"учащийся полностью справляется с поставленной целью урока; правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике; верно решает композицию рисунка, т.е. гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; умеет подметить и передать в изображении наиболее характерное. Оценка "4"учащийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера; гармонично согласовывает между собой все компоненты изображения; умеет подметить, но не совсем точно передаёт в изображении наиболее характерное. .Оценка "3"учащийся слабо справляется с поставленной целью урока; допускает неточность в изложении изученного материала. Оценка "2"учащийся допускает грубые ошибки в ответе; не справляется с поставленной целью урока.