Экономика 7 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу «Экономика»
7 класс
с изменениями от 31.08.2021г.
(основание: приказ от 31.08.2021г. №01-10/212 «О внесении изменений в Основную
образовательную программу МАОУ СОШ №2»)

Разработчики программы:
Ершова А.Г.
учитель истории и обществознания

Алапаевск
2021

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного предмета.
Личностные результаты:
• воспитание основ гражданской идентичности личности, основ патриотизма,
уважение к Отечеству, прошлому и настоящему многонациональной России,
осознание своей этнической принадлежности, знание основ культурного наследия
народов России и человечества, усвоение
гуманистических, демократических, традиционных ценностей, воспитание чувства
ответственности и долга перед Родиной;
• формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к
саморазвитию

и

самообразованию,

осознанному

выбору

дальнейшей

образовательной траектории, формирование уважительного отношения к труду;
• формирование целостного мировоззрения соответствующего современному уровню
развития науки, культуры, общественной практики, учитывающего социальное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
• формирование осознанного доброжелательного отношения к другому человеку, его
мнению, готовности вести диалог с другими людьми и достигать взаимопонимания;
• освоение социальных норм, правил поведения, ролей в группах и сообществах;
• развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе

формирования

собственным поступкам;

нравственных

ориентаций,

осознанного

отношения

к

• формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со
сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно- исследовательской и
творческой деятельности;
• формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;
• развитие эстетического сознания посредством изучения общественной жизни.
Метапредметные результаты:
• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить задачи в учебе и
познавательной деятельности, развивать мотивы обучения;
• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, выбирать наиболее
эффективные способы познавательной деятельности, решения учебных задач;
• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль своей деятельности, определять способы действий;
• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, возможности ее
решения;
• владение навыками самоконтроля, самооценки;
• умение определять понятия, обобщать, устанавливать аналогии, самостоятельно
выбирать критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи,
строить логические рассуждения, умозаключения, делать выводы;
• умение создавать простейшие схемы для решения учебных задач;
• умение организовывать учебное сотрудничество, работать индивидуально и в
группе, формулировать и аргументировать свое мнение;
• умение использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации,
владение устной и письменной речью;
• развитие компетентности в области ИКТ.
Предметные результаты:
• формирование мировоззренческой, ценностной сферы, социальной ответственности,
правового самосознания, толерантности, приверженности к ценностям российского
общества;

• понимание основных принципов хозяйственной деятельности общества, роли
экономики в обеспечении высокого качества жизни;
• владение основами экономического мышления;
• приобретение теоретических знаний для формирования собственной позиции;
• освоение приемов работы с социально значимой информацией, ее осмысление,
развитие

умения

делать

выводы,

давать

обоснование,

оценку

социально-

экономическим процессам и явлениям;
• развитие социально-экономического кругозора и познавательного интереса к
изучению экономических дисциплин.
Содержание учебного предмета.
Тема 1. Зачем нужна экономика. Как устроена хозяйственная жизнь
человечества.
Понятие об экономике как хозяйственной деятельности. Потребности и блага.
Факторы, определяющие уровень развития экономики и благосостояния граждан
страны. Понятие о богатстве и факторах, определяющих его размеры.
Роль технического прогресса в развитии экономики. Разделение обязанностей и
координация деятельности как основа хозяйственной жизни общества. Понятие об
уровне жизни и факторах его роста.
Тема 2. Как возникла экономика. Как организуется производство благ.
История

возникновения

производства

как

особой

формы

хозяйственная

деятельности. Понятие о производственных ресурсах и производительности как мере
эффективности их использования. Роль торговли в развитии производства.
Изменение значения различных отраслей в обеспечении жизни
общества. Современна отраслевая структура экономики России.
Понятие о технологии как основе организации использования производственных
ресурсов. Взаимосвязь науки и технического прогресса. Понятие о менеджменте и
его значение в хозяйственной деятельности. Основные разновидности менеджмента.
Два класса благ, создаваемых в результате производственной деятельности.
Тема 3.Торговля — союзник производства. Какая бывает торговля

История возникновения обмена и торговли. Прогресс транспорта как фактор развития
торговли. Причины расцвета и замирания торговли на протяжении истории
человечества. Роль торговли в улучшении условий хозяйственной деятельности
человечества.
История розничной торговли. Факторы успеха в розничной торговле. Закономерности
развития

форм

организации

розничной

торговли.

Экономические

условия

успешности розничной торговли.
Тема 4. Многоликая розничная торговля
Коммерческие принципы организации универсальных и специализированных
магазинов. Организация продаж с помощью дилеров. Причины возникновения
безмагазинной торговли и ее формы.
Тема 5. Зачем нужна оптовая торговля. Как оптовая торговля помогает
производству
Причины возникновения оптовой торговли. Скидки с цен как источник дохода
оптового продавца. Выгоды, обеспечиваемые оптовой торговлей.
Возникновение массового производства и его влияние на развитие оптовой торговли.
Функции оптовых торговцев. Развитие оптовой торговли в России.
Тема 6. Зачем нужна биржа. Деньги — помощник торговли
Сущность биржевой торговли. История возникновения бирж. Причины биржевой
торговли и круг биржевых товаров. Понятие о биржевой спекуляции. Типы биржевых
стратегий. История российской биржевой торговли.
Понятие о бартере и проблемах, с которыми он сопряжен. Причины изобретения
денег. Виды товарных денег. Причины и закономерности возникновения монет.
Тема 7. Краткая история звонкой монеты
Драгоценные металлы и причины их использование для чеканки монет. История
российской монетной системы. Возникновение национальных монетных систем и
проблемы обмена валют.
Тема 8. Зачем люди придумали банки. Банковские деньги.
Истоки банковской системы. Услуги, оказываемые банками с древних времен.
Понятие о кредите. Причины, затруднявшие развитие банковского дела в Европе.

Как и когда возникли банковские деньги. Что такое «порча денег». Причины
возникновения различий между номиналом и реальной ценностью денег. Понятие о
чеках. Факторы, способствовавшие возникновению банковских (кредитных) денег.
Тема9. Как бумажные деньги стали главными
История возникновению бумажных денег. Банковские и государственные бумажные
деньги. Закон Грэшема. Причины вытеснения монет из драгоценных металлов
бумажными деньгами.
Тема 10. Как банки сделали деньги невидимыми. Как работает электронная
карточка
Причины исчезновения металлического (золотого) стандарта. Почему бумажные
деньги называют декретными. Факторы возникновению безналичных расчетов.
Различия между дебетными и кредитными карточками. Что такое кредитная история.
Компьютеризация и прогресс карточного бизнеса. Смарт — карты.
Тема 11. Как создается и как работает банк. Что такое кредитование
Различия моделей поведения людей с точки зрения склонности к сбережению денег.
Роль банков в организации использования сбережений. Процентный доход и депозит.
Типы депозитов.
Причины кредитования. Проценты по кредиту и доход банка. Каналы поступления и
оттока денег из банков. Роль банков в экономике.
Тема 12. Как люди зарабатывают деньги
Понятие о доходах. Что такое заработная плата и когда она возникла. Виды доходов
наемного работника. Механизм повременной и сдельной заработной платы.
Тема 13. Почему существует повременная зарплата. В мире профессий и
заработков
Какие профессии оплачиваются повременно. Механизм регулирования повременной
оплаты. Профсоюзы и величина зарплаты. Современна система повременной оплаты
и вознаграждения работников. Государственное регулирование оплаты труда.
Факторы, формирующие размер заработной платы. Понятие об интеллектуальном
капитале человека. Опыт и риск как причины различий в уровнях оплаты труда
людей разных профессий и с разным стажем работы.

Тема 14. Как люди добиваются увеличения своих заработков. Что такое карьера
и как она влияет на доходы
Система профессионального образование и е роль в подготовке кадров и обеспечении
роста заработков. История профессионального образования. Квалификационные
системы и их значение в регулировании размеров оплаты труда. Университеты и
бизнес-школы как организации подготовки
специалистов высшей квалификации.
Понятие о профессиональной карьере и ее основные этапы. Различные подходы к
формированию своей карьеры. Плюсы и минусы многолетней работы в одной и той
же организации. Организации, оказывающие содействие в поиске работы и
планировании карьеры.
Тема 15. Как платят за творчество. Как производство помогает творцам.
Причины особенностей в оплате труда людей творческих профессий. Когда люди
стали получать гонорары. Достоинства и недостатки гонорарной оплаты творческих
работников.
Технологии тиражирования творческих продуктов и их роль в изменении оплаты
труда создателей этих продуктов. Понятие о роялти. Законодательная защита
продуктов творческого труда и проблемы ее реализации в России. Интеллектуальная
собственность и е признаки.
Тема 16. Что такое собственность и зачем она людям. Как люди становятся
собственниками. За что можно лишиться собственности
Понятие о собственности. Как и когда возникла собственность. Вещественная и
невещественная собственность. Движимая и недвижимая собственность. Частная и
общественная собственность.
Способы приобретения собственности. Права собственников. Границы прав
собственников.
Законодательные основания изъятия собственности у ее владельцев. Понятие о
несостоятельности

и

банкротстве.

Значение

нормального функционирования экономики.
Тема 17. Экономика: как все это работает вместе

банкротства

для

обеспечения

Потребности как отправная точка хозяйственной деятельности. Понятие омаркетинге.
Экономические условия делового успеха. Понятие о прибыли.

Календарно-тематическое планирование
№
1

Зачем нужна экономика,
как она возникла

2

Как устроена
хозяйственная жизнь
человечества. Как

3

4
5

6

7
8

9
10

11

12

организуется
производство благ
Торговля – союзник
производства. Какая
бывает торговля
Многоликая розничная
торговля
Зачем нужна оптовая
торговля. Как оптовая
торговля
помогает производству
Зачем нужна биржа.
Деньги - помощник
торговли
Краткая история звонкой
монеты
Зачем люди придумали
банки. Банковские
деньги
Как бумажные деньги
стали главными
Как банки сделали
деньги невидимыми.
Деньги и банки в
век электроники. Как
работает электронная
карта
Как создается и работает
банк. Что такое
кредитование
Как люди зарабатывают
деньги

Колво
часов
1

1

Деятельность учителя с учетом
рабочей программы воспитания


установление
доверительных
отношений между учителем и его
учениками,
способствующих
позитивному восприятию учащимися
требований и просьб учителя;



привлечение внимания школьников к
ценностному аспекту изучаемых на
уроках явлений, организация их
работы с получаемой на уроке
социально значимой информацией –
инициирование
ее
обсуждения,
высказывания учащимися своего
мнения по ее поводу, выработки
своего к ней отношения;



использование
воспитательных
возможностей содержания учебного
предмета через демонстрацию детям
примеров
ответственного,
гражданского поведения, проявления
человеколюбия и добросердечности,
через
подбор
соответствующих
текстов для чтения, задач для
решения, проблемных ситуаций для
обсуждения в классе;
применение
на
уроке
интерактивных форм
работы
учащихся: интеллектуальных игр,
стимулирующих
познавательную
мотивацию
школьников;
дидактического
театра,
где
полученные
на
уроке
знания
обыгрываются
в
театральных
постановках; дискуссий, которые
дают
учащимся
возможность
приобрести
опыт
ведения
конструктивного диалога; групповой
работы или работы в парах, которые
учат школьников командной работе
и взаимодействию с другими детьми;

1

1
1

1

1
1

1
1

1

1



13

Почему существует
повременная зарплата. В
мире

1

14

профессий и заработков
Как люди добиваются
увеличения своих
заработков. Что

1

15

такое карьера и как она
влияет на доходы
Как платят за творчество.
Как производство
помогает

1

16

творцам
Что такое собственность.
Как люди становятся

1

17

собственниками. За что
можно лишиться
собственности
Экономика: как всё это
работает вместе
Итого

1
17



инициирование
и
поддержка
исследовательской
деятельности
школьников в рамках реализации
ими индивидуальных и групповых
исследовательских проектов, что
даст
школьникам
возможность
приобрести навык самостоятельного
решения теоретической проблемы,
навык генерирования и оформления
собственных
идей,
навык
уважительного отношения к чужим
идеям, оформленным в работах
других
исследователей,
навык
публичного
выступления
перед
аудиторией, аргументирования и
отстаивания своей точки зрения.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх

сведения образовательной организации

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».