Учебный план АОП ООО для обучающихся с ЗПР на 2024-2025 учебный год Пояснительная записка Учебный план МАОУ СОШ № 2 для обучающихся с ЗПР определяет общие рамки отбора учебного материала, формирования перечня результатов образования и организации образовательной деятельности. Учебный план: фиксирует максимальный объем учебной нагрузки обучающихся с ЗПР; определяет (регламентирует) перечень учебных предметов, курсов и время, отводимое на их освоение и организацию; распределяет учебные предметы, курсы, модули по классам и учебным годам. Учебный план соответствует действующему законодательству Российской Федерации в области образования, обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС ООО и выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных действующим СанПиНом. Содержание учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, обеспечивает целостное восприятие мира, с учетом особых образовательных потребностей и возможностей обучающихся с ЗПР. Коррекционно-развивающая область включена в структуру учебного плана с целью коррекции недостатков психофизического развития и социальной адаптации обучающихся. Она обеспечивает реализацию дифференцированного подхода к удовлетворению особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обусловленного диапазоном различий внутри данной нозологической группы. Дифференцированный подход находит отражение в индивидуализации содержания специальных образовательных условий, определяемых на психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации (ППк) применительно к каждому обучающемуся с ЗПР. По решению ППк образовательная организация вправе дополнять коррекционно-развивающую область курсами и коррекционноразвивающими занятиями, необходимыми для преодоления или ослабления нарушения с учетом индивидуальных особенностей обучающегося с ЗПР. При необходимости разрабатывается индивидуальный учебный план, предусматривающий удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей обучающегося с ЗПР. Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей для всех имеющих по данной программе государственную аккредитацию образовательных организаций, реализующих образовательную программу основного общего образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет время, отводимое на изучение содержания образования, обеспечивающего реализацию интересов и индивидуальных потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогического коллектива образовательной организации, обеспечивает реализацию особых образовательных потребностей, характерных для обучающихся с ЗПР на уровне основного общего образования. Время, отводимое на данную часть примерного учебного плана, использовано на: увеличение учебных часов, по учебному предмету «Адаптивная физическая культура» в 8 классе на 1 час; введение специально разработанных учебных курсов, дополнительных коррекционноразвивающих занятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР; другие виды учебной, воспитательной, спортивной и иной деятельности обучающихся с ЗПР. Обязательным компонентом учебного плана является внеурочная деятельность. В соответствии с требованиями ФГОС ООО внеурочная деятельность организуется по пяти направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, физкультурноспортивное и оздоровительное), посредством различных форм организации, отличных от урочной системы обучения, таких как кружки, художественные студии, спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа, научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военнопатриотические объединения и т.д. Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в образовательной организации. Содержание данных занятий должно формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей). Выбор направлений внеурочной деятельности, формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации адаптированной основной общеобразовательной программы основного общего образования определяет МАОУ СОШ № 2. При организации внеурочной деятельности обучающихся используют возможности организаций дополнительного образования, культуры, спорта. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности специализированных лагерей, тематических лагерных смен, летних образовательных организаций. Помимо учебного составляется план, регламентирующий занятия внеурочной деятельности. План внеурочной деятельности определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности на уровне основного общего образования (до 1750 академических часов за пять лет обучения) с учетом интересов обучающихся с ЗПР и возможностей организации, осуществляющей образовательную деятельность. Коррекционно-развивающая область учебного плана включается во внеурочную деятельность. Она представлена коррекционными курсами логопедической и психокоррекционной направленности с целью коррекции и/или ослабления нарушений в психическом и психофизическом развитии обучающихся с ЗПР и формирования жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающихся, а также адаптацию в социуме. Содержание коррекционных курсов, их количественное соотношение определяется МАОУ СОШ № 2, исходя из психофизических особенностей обучающихся с ЗПР на основании рекомендаций ПМПК. Кроме того, содержание данной области может быть дополнено коррекционно-развивающими занятиями для отдельных учащихся на основании решения ППк в соответствии с индивидуальными потребностями и особенностями. Коррекционно-развивающие занятия могут проводиться в индивидуальной и/или групповой форме. В этой работе принимают участие все педагогические работники ОМАОУ СОШ № 2: учителядефектологи (олигофренопедагоги), учителя-логопеды, педагоги-психологи, тьюторы, социальные педагоги, педагоги дополнительного образования и др. Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объемов финансирования, направляемых на реализацию АОП ООО обучающихся с ЗПР. Распределение часов, предусмотренных на внеурочную деятельность, осуществляется следующим образом: недельная нагрузка – 10 ч, из них не менее 5 ч отводится на коррекционные курсы, 5 ч – на другие направления внеурочной деятельности. При необходимости проведения дополнительных коррекционно-развивающих занятий время, отводимое на коррекционно-развивающую область, увеличивается до 7 часов. АОП ООО обучающихся с ЗПР может включать как один, так и несколько учебных планов. Индивидуальный учебный план (далее ИУП) предназначен для индивидуализации содержания образования обучающегося с ЗПР в соответствии с его особыми образовательными потребностями и с учетом индивидуальных особенностей. ИУП позволяет сделать образовательный процесс более гибким и подвижным, он предоставляет возможность для образовательной организации использовать вариативные образовательные модели, подстраиваемые под конкретного обучающегося с ЗПР. Индивидуальный учебный план разрабатывается для отдельного обучающегося или группы обучающихся на основе учебного плана образовательной организации в соответствии с АОП ООО обучающихся с ЗПР. ИУП фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объем аудиторной нагрузки обучающегося, название и структуру предметной области, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по учебным предметам. Порядок осуществления обучения по индивидуальному учебному плану определяется образовательной организацией самостоятельно, а реализация индивидуального учебного плана осуществляется в пределах осваиваемой образовательной программы. Форма реализация ИУП самостоятельно определяется образовательной организацией. Это могут быть учебные занятия в классе с другими обучающимися, индивидуальные или групповые занятия. Возможна реализация программы по ИУП с использованием дистанционных образовательных технологий и онлайн-обучения, осуществляемых с применением информационнотелекоммуникационных сетей при опосредованном взаимодействии обучающегося и педагога. Допустима реализация очно-заочной формы получения образования с применением электронного обучения. Индивидуальный учебный план составляется на определенный срок, обычно на один учебный год. Организация обучения по ИУП оформляется приказом руководителя образовательной организации на основании письменного заявления родителей (законных представителей). Решение о необходимости перевода ребенка на ИУП принимается на психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации. В заявлении указываются срок, на который обучающемуся предоставляется индивидуальный учебный план, а также могут содержаться пожелания родителей (законных представителей) по индивидуализации содержания образовательной программы (включение дополнительных учебных предметов, курсов). При реализации ИУП могут использоваться различные технологии обучения, а также формы образования. Если для реализации ИУП используется очно-заочная форма получения образования, организуемая на основании заявления родителя (законного представителя), то в учебном плане может быть указание на часы, реализуемые присутственно или индивидуально с ребенком, и часы, реализуемые с применением дистанционных образовательных технологий, электронного обучения. Обеспечение индивидуализации содержания в предметной и коррекционно-развивающей областях ИУП предусматривает: проведение учебных занятий, обеспечивающих различные интересы обучающихся с ЗПР; увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных предметов, как мера предупреждения или преодоления образовательных дефицитов у обучающихся с ЗПР; введение курсов и занятий коррекционно-развивающей области, специфичных для удовлетворения индивидуальных потребностей обучающегося с ЗПР; дополнение учебных курсов внеурочной деятельности, обеспечивающих особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР; включение курсов внеурочной деятельности в рамках дополнительного образования в соответствии с интересами и способностями обучающихся с ЗПР. Промежуточная аттестация проводиться в соответствии с положением о формах, периодичности и порядке текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся МАОУ СОШ № 2. В МАОУ СОШ № 2 определены следующие формы промежуточной аттестации учебных предметов, учебных и внеурочных курсов: ‒ стандартизированные письменные и устные работы (тест, диктант, изложение, сочинение, рефераты и др., устный ответ учащегося на один или систему вопросов в форме ответа на билеты, беседы, собеседования и др.), ‒ проекты, практические, лабораторные, творческие работы, ‒ зачет, ‒ экспертное оценивание (защита итогового индивидуального проекта), ‒ всероссийские проверочные работы (ВПР), ‒ сдача нормативов, ‒ учет текущих результатов, ‒ тестирование (опрос) посредством оцифрованных форм с автоматизированной обработкой результатов, ‒ сочетании форм или иных формах, определяемых образовательными программами ОО и индивидуальными учебными планами. Продолжительность учебного года основного общего образования составляет 34 недели. Количество учебных занятий за 5 лет не может составлять менее 5058 академических часов и более 5549 академических часов. При пролонгации срока обучения на один год по индивидуальному учебному плану общий объем аудиторной работы обучающихся с ЗПР не может составлять мнение 6018 академических часов за 6 учебных лет (ФГОС ООО, Раздел II, п. 33.1). Учебный план основного общего образования для обучающихся с задержкой психического развития на 2024-2025 учебный год Предметные области Учебные предметы, курсы Обязательная часть Русский язык и литература Иностранные языки Русский язык Литература Иностранный язык (английский) Математика и Математика информатика Алгебра Геометрия Вероятность и статистика Информатика Общественно-научные История предметы Обществознание География Физика Естественно-научные предметы Химия Биология Основы духовно- Основы духовнонравственной культуры нравственной культуры народов России народов России Искусство Изобразительное искусство Музыка Технология Труд (технология) Основы безопасности и Основы безопасности и защиты Родины защиты Родины Адаптивная Физическая культура физическая культура Количество часов в неделю Количество часов в неделю (год) V VI VII VIII класс класс класс класс Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5-дневной неделе) Внеурочная деятельность (включая коррекционно-развивающую область) Коррекционный курс: “Коррекционноразвивающие занятия: психокоррекционные (психологические и дефектологические)” Коррекционный курс: “Логопедические занятия” Коррекционный курс: “Логопедические занятия” Другие направления внеурочной деятельности Учебные недели Всего учебных часов на учебный период Всего 5 (170) 3 (102) 6 (204) 3 (102) 4 (136) 2 (68) 3 (102) 2 (68) 3 (102) 3 (102) 21 (714) 13 (442) 3 (102) 3 (102) 3 (102) 3 (102) 3 (102) 15 (510) 5 (170) – – 5 (170) – – – 3 (102) 2 (68) – 3 (102) 2 (68) – 3 (102) 2 (68) 10 (340) 9 (306) 6 (204) – – 1 (34) 1 (34) 1 (34) 3 (102) – 2 (68) – 1 (34) – – 1 (34) – 2 (68) 1 (34) 1 (34) – – 1 (34) 1 (34) 2 (68) 1 (34) 2 (68) 2 (68) – 1 (34) 1 (34) 2 (68) 1 (34) 2 (68) 2 (68) 2 (68) 2 (68) 1 (34) 3/2 (85) 1 (34) 2 (68) 3 (102) 2 (68) 2 (68) 3 (102) 1 (34) 1 (34) – – – 2 (68) 1 (34) 1 (34) 1 (34) – – 3 (102) 1 (34) 2 (68) 1 (34) 2 (68) 1 (34) 2 (68) 1 (34) 1 (34) – 1 (34) 4 (136) 8 (272) – – – 1 (34) 1 (34) 2 (68) 2 (68) 2 (68) 2 (68) 3 (102) 2 (68) 11 (374) 27 (918) 29 (986) 30 (1020) 32 (1088) 32,5 (1105) 150,5 (5117) 2 (68) 1 (68) 0,5 (17) 6,5 (221) Часть, формируемая участниками образовательных отношений Учебные предметы, курсы, модули по выбору: 2 (68) 1 (34) Тропинка к своему Я Опыты наблюдения по физике Занимательное черчение Химия без взрывов Подросток и закон Финансовая грамотность За страницами учебника математики Читательская грамотность IX класс 10,5 (357) 4 (136) 8 (272) 7 (238) 4 (136) 7 (238) 1 (34) 1 (34) 1 (34) 1 (34) 1/0 (17) 0/1 (17) 0/1 (17) 1 (34) 29 30 32 33 33 157 10 10 10 10 10 50 3 3 3 3 3 15 2 2 5 2 2 5 2 2 5 2 2 5 2 2 5 10 10 25 34 986 34 1020 34 1088 34 1122 34 1122 170 5338