Введение в языкознание 10-11 класс

Пояснительная записка
В настоящее время всѐ более актуальной становится проблема формирования у
школьников представлений о сущности, назначении и функции языка, об организующей
роли его. Язык есть мир, который окружает человека, без языка невозможны ни жизнь, ни
сознание, ни мышление, ни история, ни общество. Знание основных положений
языкознания не только полезно для общего развития каждого культурного человека, оно
необходимо специалистам многих областей гуманитарных знаний. Данный курс
направлен на повышение лингвистической компетенции учеников. Это позволяет
неформально подойти к решению сложной задачи – сформировать у детей собственный
взгляд на язык.
Цель: знакомство с объектами языкознания, его терминологическим аппаратом и
повышение интереса к языку.
Задачи:
Ознакомление с базовой терминологией языкознания, с важнейшими сведениями о
сущности языка и особенностями его организации;
Формирование целостного представления о языке на основе начальных
лингвистических знаний.
Школьники получают представление о роли языка в жизни общества, о постоянном
развитии языка и факторах, вызывающих изменения в нем, о системном характере языка,
о многообразии языков и месте русского языка среди них, о функциях русского языка в
современном мире. В процессе работы курс, ставящий целью в первую очередь языковое
развитие школьников, приобретает общеобразовательное значение, т.к. способствует
также развитию интеллектуальных и творческих способностей.
Основные направления повышения лингвистической компетенции и предметные области,
с которыми они связаны:
1) сообщение новых сведений о языке в целом (связь с историей, культурологией);
2) сопоставление фактов и явлений из русского и иностранных языков (связь с изучением
иностранных языков и культурологией);
3) сопоставление явлений одного языка в диахроническом аспекте (связь с историей,
социологией, культурологией);
4) сопоставление явлений разных уровней русского языка.
Кратко охарактеризуем содержание разделов курса. В первом речь идет о языке «как
таковом», что получает воплощение в темах: «Язык как знаковая система», «Язык и
общество», «Происхождение языка», «Языки живые и мертвые, искусственные и
естественные». В этой же части курса дается обзор языков мира, в первую очередь
индоевропейской семьи.
Во втором разделе материал касается конкретных единиц разных языковых уровней –
звуков, слов, предложений и т.д. Здесь также привлекаются примеры из русского и
иностранных языков. Назовем некоторые темы: «Соотношение звуков и букв в разных
языках», «Причины заимствования слов и
жизнь слова в чужом языке», «Элементы
значения слова», «Грамматические категории в разных языках» и др.
Третий раздел в основном связан с практическим применением полученных
лингвистических знаний. На уроках, посвященных стилистике, обсуждается, как сделать
свою речь уместной, соответствующей конкретным ситуациям. На уроках по культуре
речи ученики получают представление о языковой норме, о том, что норма может
изменяться, а также учатся видеть типичные речевые ошибки и классифицировать их.
Материал уроков по истории русского языка отражает потребность учеников узнать не
только, как грамотно говорить и писать на родном языке (эти задачи решаются на уроках

русского языка), но и почему мы руководствуемся именно такими правилами. Например,
один только урок «Фонетические процессы: от древнерусского языка к русскому»
помогает детям понять, откуда в современном русском языке взялись беглые гласные,
непроизносимые согласные, нулевые окончания и др.
Формы и методы работы: лекция, беседа, наблюдение, практическая работа,
исследование.
На практических и лабораторных занятиях ребята будут закреплять
полученные знания и применять их на практике. Предполагается работа с разными типами
лингвистических
словарей,
решение
олимпиадных
заданий,
выполнение
программированных и тестовых заданий повышенной сложности.
Новизна данной программы заключается в том, что она представляет собой сквозной
занятий с пятого по одиннадцатый класс.
Также, на наш взгляд, в программу включены следующие важные новации:
1) Научно обоснованное расширение орфографического и пунктуационного материала,
прежде всего исключений и правил, относящихся к лексической и синтаксической
периферии.
2) Представление грамматики не как россыпи морфологических и синтаксических
явлений, а как функционирующей системы в процессе речепроизводства.
3)

Более полное изложение вопросов фонетики, особенно орфоэпии.

4)

Полное изложение вопросов русской морфемики с синхронной точки зрения.

5) Введение исторических справок во всех случаях, когда дело касается явлений
современного русского языка.
При составлении данной авторской педагогической разработки были проанализированы и
использованы работы известных современных авторов учебников, справочников,
методической литературы (Бабайцева В.В., Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Буслаев
Ф.И., Валгина Н.С., Войлова К.А., Розенталь Д.Э., Чешко Л.А., Шанский Н.М. и др.) и
программы Министерства просвещения для классов с углубленным изучением русского
языка, а также для гимназий и лицеев гуманитарного профиля (Казакова Л.С. «Синтаксис
современного русского языка»; Капинос В.И., Львова С.И, Соловейчик М.С. «Язык и
речь»; Львова С.И «Знай и люби родной язык (факультативный курс для 7-9 классов)»;
«Русское правописание: орфография и пунктуация (спецкурс для 10-11 классов)»;
Тихонова Е.Н. «Словари как средство познания мира (факультативный курс)»).
Программа 10-11 классов направлена на повторение (на более высокой ступени
сложности) и систематизацию сведений по фонетике, лексике, грамматике, орфографии,
пунктуации.
Место предмета в учебном плане: в соответствии с учебным планом на изучение курса
«Введение в языкознание» отводится 69 часов (из расчёта 1час в неделю):
10 класс – 35 часов;
11 класс – 34 часа.

В процессе обучения у школьников формируются навыки самостоятельной работы со
справочной литературой, повышаются уровень познавательного интереса и уровень
качества знаний.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
В результате изучения элективного курса обучающиеся должны знать:
- основы современного языкознания;
- вопросы из истории языкознания;
- языки мира, степень их родства;
- классификацию звуков речи;
- виды письма;
уметь:
-анализировать родство языков;
-давать характеристику звуков, делать фонетический разбор слов;
-видеть в литературных текстах переносные значения слов, синтаксические
конструкции;
-характеризовать виды письменности.
- работать со словарями и справочной литературой;
- систематизировать полученные знания и применять их на практике;
- общаться, вести дискуссию, выражать свою точку зрения наиболее выразительными и
действенными средствами.

Содержание программы
10 класс
1. История лингвистики. (2 ч.).
Введение в языкознание. Основные понятия. История развития лингвистики.
Деятельность русских и зарубежных лингвистов.
2. История происхождения языка.(4 ч.)
Теории происхождения языка. Исторические изменения в фонетическом строе языка.
Исторические изменения в лексическом строе языка. Исторические изменения в
грамматике и синтаксисе языка.
3. Языки мира. (8 ч.)
Классификация языков мира. Языки живые и мертвые. Языки естественные и
искусственные. Методы изучения родства языков. Языковые семьи. Родство языков.
Славянские языки. Место русского языка в системе современных языков. Мировые языки
и языки ООН.
4. Интересные вопросы лексикологии. (6 ч.)
Функции слов в русском языку. Полисемия. Переносные значения слов в текстах русских
поэтов и писателей. Эвфемизмы. Фразеологизмы и свободные сочетания. Языковая
вариативность.
5. Фонетика. (7 ч.)
Фонетика. Акустика. Образование звуков. Звуки речи: гласные, согласные. Особенности
русского ударения. Фонетические процессы: редукция. Фонетические процессы:
ассимиляция, диссимиляция. Орфоэпия. Фонетические чередования.
6. Сложные вопросы грамматики. (4 ч.)
Способы словообразования: аффиксация, сложение, повторение, сокращение.
Грамматические категории частей речи. Синтаксический параллелизм в стихотворениях
русских поэтов. Синтаксические обороты. Синтаксическое единство.
7. Особенности письма. (4 ч.)

Графика. Алфавит. Развитие письма. Виды письма. Этапы развития начертательного
письма. Итоговый урок.
Список литература:
1. Реформатский А.А. Из истории отечественной фонологии. – М., 1970.
2. Реформатский А.А. «Введение в языковедение». Аспект-Пресс, 1996 г.
3. Сусов И.П. История языкознания. – Тверь, 1999.
4. Степанов Ю. С. Основы общего языкознания. – М., 1975.
5. Лингвистический энциклопедический словарь. – М.,1990.

11 класс
Введение (1 час). Национальный язык и его основные разновидности. Культура речи как
научная дисциплина. Качества хорошей речи. Понятие нормы (1 час)
Нормы русского литературного языка (33 часа).
1.
Орфоэпические нормы современного русского языка (4 часа).
Орфоэпия и фонетика. Динамичность орфоэпических норм, изменения в произношении
слов. Два типа
произношения.
Произношение отдельных сочетаний звуков.
Произношение иноязычных слов. Отклонение от норм литературного произношения под
влиянием просторечий и диалектов. Особенности произношения заимствованных слов в
русском языке. Основные особенности произношения. Интонация. Русская акцентология.
Особенности ударения в русском языке.
2.
Лексические нормы (9 часов).
Исконно русские слова. Старославянизмы. Активный и пассивный состав лексики.
Слова пассивного запаса: устаревшая лексика (архаизмы, историзмы) и неологизмы
(окказионализмы). Лексика ограниченного употребления: диалектная лексика, жаргоны,
специальная лексика, профессионализмы, термины. Паронимы Фразеологизмы. Крылатые
слова. Словесные ассоциации.
3.
Словообразовательные нормы. Выразительные особенности словообразования (2
часа). Словообразовательные нормы. Выразительные особенности словообразования.
Словообразовательные нормы. Выразительные особенности словообразования
Морфологические нормы. (7 часов)
Определение рода имен
существительных.
Склонение географических
наименований (топонимов) и собственных имен. Употребление числительных. Формы
местоимений. Формы глагола. Умение передать одно и то же содержание (значение)
разными способами (различными грамматическими конструкциями).
5.
Синтаксические нормы (6 часов).
4.

Синтаксические связи в словосочетании. Синтаксические связи в предложении.
Умение анализировать особенности употребления различного вида предложений в тексте.
Соблюдение синтаксических норм в словосочетаниях и предложениях. Трудные случаи
управления. Построение предложений с деепричастными и причастными оборотами.
Построение предложений с косвенной речью. Построение сложноподчиненных
предложений. Умение использовать различные способы введения цитат при написании
сочинений на литературную тему.
6. Защита проектов (1 час).
7. Резерв (4 часа)

Список литературы
Литература для учителя
1.
Агеенко Ф. Л., Зарва М. В. Словарь ударений русского языка. М., 1993Л.
2.
Г. Смирнова «Нормы русского литературного языка» (под ред. О. В. Загоровской),
3.
«Пособие для занятий по русскому языку в старших классах» (под редакцией
В.Ф.Грекова, С.Е.Крючкова, Л.А.Чешко)
4. Сайт Грамота.ру
Литература для учащихся
1.
«Пособие для занятий по русскому языку в старших классах» (под редакцией
В.Ф.Грекова, С.Е.Крючкова, Л.А.Чешко)
2.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.Толковый словарь русского языка. М., 2000.
3.
Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические
формы. Под ред. Аванесова Р.И. М.,1998
4. Сайт Грамота.ру

Календарно-тематическое планирование
10 класс
№

Тема урока

Количество
часов

История лингвистики.

2

1

Введение в языкознание. Основные понятия.

2

История развития лингвистики. Деятельность русских и зарубежных
лингвистов.
История происхождения языка.

3

Теории происхождения языка.

4

Исторические изменения в фонетическом строе языка.

5

Исторические изменения в лексическом строе языка.

6

Исторические изменения в грамматике и синтаксисе языка.
Языки мира.

7

Классификация языков мира.

8

Языки живые и мертвые.

9

Языки естественные и искусственные.

10

Методы изучения родства языков.

11

Языковые семьи.

12

Родство языков. Славянские языки.

13

Место русского языка в системе современных языков.

14

Мировые языки и языки ООН.
Интересные вопросы лексикологии.

15

Функции слов в русском языку.

4

8

6

16

Полисемия.

17

Переносные значения слов в текстах русских поэтов и писателей.

18

Эвфемизмы.

19

Фразеологизмы и свободные сочетания.

20

Языковая вариативность.
Фонетика.

21

Фонетика. Акустика. Образование звуков.

22

Звуки речи: гласные, согласные.

23

Особенности русского ударения.

24

Фонетические процессы: редукция.

25

Фонетические процессы: ассимиляция, диссимиляция.

26

Орфоэпия.

27

Фонетические чередования.
Сложные вопросы грамматики.

28

Способы словообразования: аффиксация, сложение, повторение,
сокращение.

29

Грамматические категории частей речи.

30

Синтаксический параллелизм в стихотворениях русских поэтов.

31

Синтаксические обороты. Синтаксическое единство.
Особенности письма.

32

Графика. Алфавит.

33

Развитие письма. Виды письма.

34

Этапы развития начертательного письма.

7

4

4

Итоговый урок.
Итого: 35 ч.

35

11 класс
№п/п Дата
Тема занятия
Виды письменных и творческих работ
Национальный язык и его основные разновидности. Культура речи как научная дисциплина.
Качества хорошей речи. Понятие нормы (1 час)
1
Национальный язык и его основные «Молодёжный жаргон. Какие мысли
разновидности. Культура речи как
можно выразить средствами
научная дисциплина. Качества
жаргона?»
хорошей речи. Понятие нормы
Орфоэпические нормы русского языка (4 часа)
2
Типы орфоэпических норм
Анализ актёрской речи
3
Акцентологические нормы
Редактирование
4
Типы орфоэпических норм. Нормы
Редактирование
произношения гласных звуков.

5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

16

17
18
19
20
21
22
23
24

25
26
27
28
29
30

Произношение согласных звуков
Редактирование
Лексические нормы в русском языке (9 часов)
Лексическое значение слова
Проектные работы «Ты и твоё имя»
Лексика русского языка с точки
Сообщения
зрения происхождения
Лексика русского языка с точки
Минипроекты
зрения активного/пассивного запаса
Лексика русского языка с точки
Сообщения
зрения сферы употребления
Стилистическая окраска слов
Экскурсия «Заповедные уголки малой
моей родины»
Паронимы
Редактирование
Фразеологические обороты.
Составление текста на основе
фразеологического оборота.
Крылатые слова
Конкурс эрудитов «Как появились эти
крылатые слова?»
Лексические ошибки
Редактирование
Словообразовательные нормы. Выразительные особенности словообразования (2 часа)
Словообразовательные нормы.
Выразительные особенности
словообразования
Словообразовательные нормы.
Анализ текста
Выразительные особенности
словообразования
Морфологические нормы. (7 часов)
Морфологические нормы
Особенности употребления имён
существительных
Особенности употребления имён
Тестирование
существительных
Особенности употребления имён
Редактирование
прилагательных
Особенности употребления имён
Тестирование
числительных
Особенности употребления
Редактирование
местоимений
Особенности употребления глаголов Редактирование
Синтаксические нормы русского языка. (7 часов)
Порядок слов в предложении.
Тестирование
Согласование подлежащего со
сказуемым
Нормы согласования
Редактирование
Нормы управления
Работа на карточках
Употребление деепричастных
Редактирование
оборотов
Употребление однородных членов
предложения
Связь частей в сложных
Тестирование
предложениях
Проектная работа по курсу
Минипроекты

Резерв
31
32
33
34
Итого: 34 часа

Резерв
Резерв
Резерв
Резерв


Наверх

сведения образовательной организации

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».