Экономика Урала в задачах 10-11 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу «Экономика Урала в задачах по математике»
10-11 класс
с изменениями от 31.08.2021г.
(основание: приказ от 31.08.2021г. №01-10/212 «О внесении изменений в Основную
образовательную программу МАОУ СОШ №2»)

Разработчики программы:
Крючкова И.Б., учитель
математики высшей
квалификационной категории
Чучалина Н.М., учитель
математики 1
квалификационной категории

Алапаевск 2020

Пояснительная записка.
Курс предназначен для подготовки к Единому государственному экзамену по
математике (профильный уровень), способствует развитию финансовой грамотности
обучающихся и посвящен задачам с экономическим содержанием, которые можно
встретить в вариантах экзаменационных и диагностических работ, а также в
реальной жизни.
Включение экономических знаний в программу курса
способствует
углублению изучения как самой математики, так и ее экономических приложений.
Например, при изучении сложных процентов ученики знакомятся с понятиями
банковский процент, кредит, налоги, дисконтирование; при изучении темы
«Функция» » узнают, что такое спрос и предложение; при изучении темы
«Производная» - как получить максимальную прибыль. Помимо этого задачи по
экономике показывают возможность применения математических знаний в
практической жизни.
Основной целью данного курса является формирование у обучающихся
основных представлений о сути экономических явлений и процессов, воспитание
экономической культуры и мышления; повторение и углубление навыков
практической математики, знакомства учащихся с основными законами экономики и
возможностью их применения при решении экономических задач.
Цель осуществляется посредством выполнения следующих задач:
 познакомить учащихся с основными терминами, идеями и законами
экономики;
 определить межпредметные связи между дисциплинами «экономика» и
«математика», научить применять математический аппарат при решении
экономических задач;
 сформировать у учащихся навыки самостоятельного поиска решений,
используя математические и экономические методы;
 научить учащихся сравнивать эти версии и осуществлять выбор
оптимального варианта.
Программа курса построена в рамах стандартной программы по математике и
не требует привлечения большого объема нового материала. Предлагаемые
экономические задачи основаны на математическом аппарате 7-11 класса.
Настоящая программа предназначена для учащихся 10-11 классов и рассчитана
на 69 часов.
Программа курса рассчитана на два года обучения: 10 класс – 35 часов, 11
класс - 34 часа. Материал программы распределен во времени с учетом его
достаточности для качественного изучения основных положений и получения
запланированных результатов.
Курс имеет практическую направленность, поэтому основными формами и
методами работы на уроке являются: анализ конкретных ситуаций, практикумы,
экономические исследования. В начале темы даются краткая теория и основные
экономические законы и формулы, необходимые для выполнения последующих
заданий. На каждом занятии предусматривается выполнение упражнений и решение
практических задач.

Планируемые результаты освоения курса.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания курса
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной
программы среднего общего образования.
Личностные:
 сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных
форм общественного сознания - науки, искусства, морали, религии, правосознания,
своего места в поликультурном мире;
 сформированность основ саморазвития и самовоспитания на основе общечеловеческих
нравственных ценностей и идеалов российского гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности
(образовательной, проектно-исследовательской, коммуникативной и др.);
 сформированность толерантного сознания и поведения личности в поликультурном
мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нём
взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
 сформированность навыков продуктивного сотрудничества со сверстниками, детьми
старшего и младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, учебно-инновационной и других видах
деятельности;
 осознанный выбор будущей профессии на основе понимания её ценностного содержания
и возможностей реализации собственных жизненных планов; гражданское отношение к
профессиональной деятельности как к возможности личного участия в решении
общественных, государственных, общенациональных проблем.
Метапредметные:
 умение самостоятельно определять цели и составлять планы, осознавая приоритетные и
второстепенные задачи; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать
учебную, внеурочную и внешкольную деятельность с учётом предварительного
планирования; использовать различные ресурсы для достижения целей; выбирать
успешные стратегии в трудных ситуациях;
 умение продуктивно общаться и взаимодействовать с коллегами по совместной
деятельности, учитывать позиции другого (совместное целеполагание и планирование
общих способов работы на основе прогнозирования, контроль и коррекция хода и
результатов совместной деятельности), эффективно разрешать конфликты;
 владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к
самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных
методов познания для изучения различных сторон окружающей действительности;
 готовность и способность к самостоятельной и ответственной информационной
деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации,
критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных
источников;
 умение определять назначение и функции различных социальных институтов,
ориентироваться в социально-политических и экономических событиях, оценивать их
последствия;

 умение
самостоятельно
оценивать
и
принимать
решения,
определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных
ценностей;
 владение
языковыми
средствами:
умение
ясно,
логично
и
точно
излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные
обсуждаемой
проблеме,
представлять
результаты
исследования,
включая
составление текста и презентации материалов с использованием информационных и
коммуникационных технологий, участвовать в дискуссии;
 владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания,
новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметные:
 сформированность представлений о математике как части мировой культуры и о месте
математики в современной цивилизации, о способах описания на математическом языке
явлений реального мира;
 сформированность представлений о математических понятиях как о важнейших
математических моделях, позволяющих описывать и изучать разные процессы и явления;
понимания возможности аксиоматического построения математических теорий;
 владение методами доказательств и алгоритмов решения; умение их применять,
проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;
 владение стандартными приёмами решения рациональных и иррациональных,
показательных, степенных, тригонометрических уравнений и неравенств, их систем,
использование готовых компьютерных программ, в том числе для поиска пути решения и
иллюстрации решения уравнений и неравенств;
 сформированность представлений об основных понятиях, идеях и методах
математического анализа;
 сформированность
умения
моделировать
реальные
ситуации,
исследовать построенные модели, интерпретировать полученный результат;
 сформированность представлений об основных понятиях математического анализа и их
свойствах, владение умением характеризовать поведение функций, использование
полученных знаний для описания и анализа реальных зависимостей.

Тематическое планирование курса
.

1

2
3

Наименование темы

Кол-во
часов
10 класс

Простейшие экономические
задачи
Текстовые арифметические задачи
на товарно-денежные отношения
Практикум решения задач на
товарно-денежные отношения
Диагностическая работа №1

8
1
2
1

4

Текстовые арифметические задачи
на проценты
Практикум решения задач на
проценты
Диагностическая работа №2

5

5

Деятельность банков
Банки и банковская система

6

Проценты и банковские расчеты

1

7
8

Сложные проценты и годовые
ставки банков
Изменяющиеся процентные ставки

9

Кредиты

10

Подходы к решению банковских
задач
Решение задач по формуле.

11
12
13

Практикум решения задач
формуле
Решение задач в общем виде

1

1
1

по

15

Практикум решения задач

16

Решение задач с помощью
математического анализа
Практикум решения задач с
помощью математического анализа
Задачи на сравнение.

19

Привлечение внимания школьников к
ценностному аспекту изучаемых на
уроках явлений

1
1
1

14

18

Постановка воспитательных целей,
способствующих
обучающихся,
независимо от их способностей и
характера.
Развитие
у
обучающихся
познавательной
активности,
самостоятельности, инициативы.
Находить
ценностный
аспект
учебного знания и информации

2

Практикум решения задач в общем
виде
Применение свойства степеней

17

Деятельность учителя с учетом
рабочей программы воспитания

20

Практикум решения задач на
сравнение.
Диагностическая работа №3

21

Практикум решения задач ЕГЭ
Задачи на вклады

22

Задачи на кредиты

17
1
2
1
2
1
2
1
2
1

Применение
на
уроке
интерактивных
форм
работы
учащихся: групповой работы или
работы в парах, которые учат
школьников командной работе и
взаимодействию с другими .
Использование ИКТ и дистанционных
образовательных
технологий
обучения,
обеспечивающих
современные
активности
обучающихся (зачеты в электронных
приложениях,
обучающие сайты,
видеолекции).
Использование
воспитательных
возможностей содержания учебного
предмета через перевод содержания с
уровня знаний на уровень личностных
смыслов.

2
2
4
2
2

Обсуждение, высказывание мнения и
его обоснование, анализ явлений.
Находить ценностный аспект
учебного знания и информации
обеспечивать его понимание и
переживание обучающимися.

Резерв

1

Итого

Использование ИКТ и дистанционных
образовательных
технологий
обучения,
обеспечивающих
современные
активности
обучающихся (зачеты в электронных
приложениях,
обучающие сайты,
видеолекции)

35

11 класс

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

Методы решения задач с
«экономическим содержанием»
Задачи оптимизации производства
товаров или услуг
Практикум решения задач
оптимизации
Диагностическая работа №4
Логический перебор в задачах
оптимизации
Задачи, сводящиеся к
математической модели, решаемые в
целых числах.
Практикум решения задач в целых
числах.
Задачи, где применяется
геометрическая интерпретация
Практикум решения задач на
применение геометрической
интерпретации
Линейные целевые функции с
целочисленными точками
экстремума
Практикум решения задач на
применение линейных целевых
функций
Диагностическая работа №5
Нелинейные целевые функции с
целочисленными точками
экстремума
Диагностическая работа №6

26
2
2
1
2
2
2
2
1
2
2
1
2
1

15

Нелинейные целевые функции с
нецелочисленными точками
экстремума
Практикум решения задач

16

Диагностическая работа №7

1
5

17

Решение заданий ЕГЭ (№17)
Задачи на кредиты
Задачи на вклады
Задачи на оптимизацию

1

18
19

Применение
на
уроке
интерактивных
форм
работы
учащихся: групповой работы или
работы в парах, которые учат
школьников командной работе и
взаимодействию с другими .
Использование ИКТ и дистанционных
образовательных
технологий
обучения,
обеспечивающих
современные
активности
обучающихся (зачеты в электронных
приложениях,
обучающие сайты,
видеолекции).
Использование
воспитательных
возможностей содержания учебного
предмета через перевод содержания с
уровня знаний на уровень личностных
смыслов.

2
1

1
1

Обсуждение, высказывание мнения и
его обоснование, анализ явлений.
Находить ценностный аспект
учебного знания и информации
обеспечивать его понимание и

20

Итоговая диагностическая работа

2

Резерв

3

Итого

34

переживание обучающимися.
Использование ИКТ и дистанционных
образовательных
технологий
обучения,
обеспечивающих
современные
активности
обучающихся (зачеты в электронных
приложениях,
обучающие сайты,
видеолекции)

Список литературы
1. Шестаков С. А. ЕГЭ 2019. Математика. Задачи с экономическим содержанием.
Задача 17 (профильный уровень) / Под ред.И. В. Ященко.—М.: МЦНМО, 2019.
2. Гущин Д.Д. Встречи с финансовой математикой. - http://reshuege.ru/course?id=2610
3. Гущин Д. Д. Образовательный портал «РЕШУ ЕГЭ: математика»:
http://ege.sdamgia.ru.
4. Информационно-правовой портал Гарант.Ру: http://garant.ru.
5. Козырев В. М. Основы современной экономики. – М.: Финансы и статистика, 2007.
6. Сайт министерства финансов Российской Федерации: http://minfin.ru.
7. Сайт Московской олимпиады школьников по экономике: http://mosecon.olimpiada.ru.
8. Сайт Федеральной налоговой службы https://www.nalog.ru.


Наверх

сведения образовательной организации

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».