Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «Экономика Урала в задачах по математике» 10-11 класс с изменениями от 31.08.2021г. (основание: приказ от 31.08.2021г. №01-10/212 «О внесении изменений в Основную образовательную программу МАОУ СОШ №2») Разработчики программы: Крючкова И.Б., учитель математики высшей квалификационной категории Чучалина Н.М., учитель математики 1 квалификационной категории Алапаевск 2020 Пояснительная записка. Курс предназначен для подготовки к Единому государственному экзамену по математике (профильный уровень), способствует развитию финансовой грамотности обучающихся и посвящен задачам с экономическим содержанием, которые можно встретить в вариантах экзаменационных и диагностических работ, а также в реальной жизни. Включение экономических знаний в программу курса способствует углублению изучения как самой математики, так и ее экономических приложений. Например, при изучении сложных процентов ученики знакомятся с понятиями банковский процент, кредит, налоги, дисконтирование; при изучении темы «Функция» » узнают, что такое спрос и предложение; при изучении темы «Производная» - как получить максимальную прибыль. Помимо этого задачи по экономике показывают возможность применения математических знаний в практической жизни. Основной целью данного курса является формирование у обучающихся основных представлений о сути экономических явлений и процессов, воспитание экономической культуры и мышления; повторение и углубление навыков практической математики, знакомства учащихся с основными законами экономики и возможностью их применения при решении экономических задач. Цель осуществляется посредством выполнения следующих задач: познакомить учащихся с основными терминами, идеями и законами экономики; определить межпредметные связи между дисциплинами «экономика» и «математика», научить применять математический аппарат при решении экономических задач; сформировать у учащихся навыки самостоятельного поиска решений, используя математические и экономические методы; научить учащихся сравнивать эти версии и осуществлять выбор оптимального варианта. Программа курса построена в рамах стандартной программы по математике и не требует привлечения большого объема нового материала. Предлагаемые экономические задачи основаны на математическом аппарате 7-11 класса. Настоящая программа предназначена для учащихся 10-11 классов и рассчитана на 69 часов. Программа курса рассчитана на два года обучения: 10 класс – 35 часов, 11 класс - 34 часа. Материал программы распределен во времени с учетом его достаточности для качественного изучения основных положений и получения запланированных результатов. Курс имеет практическую направленность, поэтому основными формами и методами работы на уроке являются: анализ конкретных ситуаций, практикумы, экономические исследования. В начале темы даются краткая теория и основные экономические законы и формулы, необходимые для выполнения последующих заданий. На каждом занятии предусматривается выполнение упражнений и решение практических задач. Планируемые результаты освоения курса. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания курса Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы среднего общего образования. Личностные: сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания - науки, искусства, морали, религии, правосознания, своего места в поликультурном мире; сформированность основ саморазвития и самовоспитания на основе общечеловеческих нравственных ценностей и идеалов российского гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности (образовательной, проектно-исследовательской, коммуникативной и др.); сформированность толерантного сознания и поведения личности в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; сформированность навыков продуктивного сотрудничества со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, учебно-инновационной и других видах деятельности; осознанный выбор будущей профессии на основе понимания её ценностного содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов; гражданское отношение к профессиональной деятельности как к возможности личного участия в решении общественных, государственных, общенациональных проблем. Метапредметные: умение самостоятельно определять цели и составлять планы, осознавая приоритетные и второстепенные задачи; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать учебную, внеурочную и внешкольную деятельность с учётом предварительного планирования; использовать различные ресурсы для достижения целей; выбирать успешные стратегии в трудных ситуациях; умение продуктивно общаться и взаимодействовать с коллегами по совместной деятельности, учитывать позиции другого (совместное целеполагание и планирование общих способов работы на основе прогнозирования, контроль и коррекция хода и результатов совместной деятельности), эффективно разрешать конфликты; владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания для изучения различных сторон окружающей действительности; готовность и способность к самостоятельной и ответственной информационной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; умение определять назначение и функции различных социальных институтов, ориентироваться в социально-политических и экономических событиях, оценивать их последствия; умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учётом гражданских и нравственных ценностей; владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства, адекватные обсуждаемой проблеме, представлять результаты исследования, включая составление текста и презентации материалов с использованием информационных и коммуникационных технологий, участвовать в дискуссии; владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. Предметные: сформированность представлений о математике как части мировой культуры и о месте математики в современной цивилизации, о способах описания на математическом языке явлений реального мира; сформированность представлений о математических понятиях как о важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать разные процессы и явления; понимания возможности аксиоматического построения математических теорий; владение методами доказательств и алгоритмов решения; умение их применять, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач; владение стандартными приёмами решения рациональных и иррациональных, показательных, степенных, тригонометрических уравнений и неравенств, их систем, использование готовых компьютерных программ, в том числе для поиска пути решения и иллюстрации решения уравнений и неравенств; сформированность представлений об основных понятиях, идеях и методах математического анализа; сформированность умения моделировать реальные ситуации, исследовать построенные модели, интерпретировать полученный результат; сформированность представлений об основных понятиях математического анализа и их свойствах, владение умением характеризовать поведение функций, использование полученных знаний для описания и анализа реальных зависимостей. Тематическое планирование курса . 1 2 3 Наименование темы Кол-во часов 10 класс Простейшие экономические задачи Текстовые арифметические задачи на товарно-денежные отношения Практикум решения задач на товарно-денежные отношения Диагностическая работа №1 8 1 2 1 4 Текстовые арифметические задачи на проценты Практикум решения задач на проценты Диагностическая работа №2 5 5 Деятельность банков Банки и банковская система 6 Проценты и банковские расчеты 1 7 8 Сложные проценты и годовые ставки банков Изменяющиеся процентные ставки 9 Кредиты 10 Подходы к решению банковских задач Решение задач по формуле. 11 12 13 Практикум решения задач формуле Решение задач в общем виде 1 1 1 по 15 Практикум решения задач 16 Решение задач с помощью математического анализа Практикум решения задач с помощью математического анализа Задачи на сравнение. 19 Привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений 1 1 1 14 18 Постановка воспитательных целей, способствующих обучающихся, независимо от их способностей и характера. Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы. Находить ценностный аспект учебного знания и информации 2 Практикум решения задач в общем виде Применение свойства степеней 17 Деятельность учителя с учетом рабочей программы воспитания 20 Практикум решения задач на сравнение. Диагностическая работа №3 21 Практикум решения задач ЕГЭ Задачи на вклады 22 Задачи на кредиты 17 1 2 1 2 1 2 1 2 1 Применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими . Использование ИКТ и дистанционных образовательных технологий обучения, обеспечивающих современные активности обучающихся (зачеты в электронных приложениях, обучающие сайты, видеолекции). Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через перевод содержания с уровня знаний на уровень личностных смыслов. 2 2 4 2 2 Обсуждение, высказывание мнения и его обоснование, анализ явлений. Находить ценностный аспект учебного знания и информации обеспечивать его понимание и переживание обучающимися. Резерв 1 Итого Использование ИКТ и дистанционных образовательных технологий обучения, обеспечивающих современные активности обучающихся (зачеты в электронных приложениях, обучающие сайты, видеолекции) 35 11 класс 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Методы решения задач с «экономическим содержанием» Задачи оптимизации производства товаров или услуг Практикум решения задач оптимизации Диагностическая работа №4 Логический перебор в задачах оптимизации Задачи, сводящиеся к математической модели, решаемые в целых числах. Практикум решения задач в целых числах. Задачи, где применяется геометрическая интерпретация Практикум решения задач на применение геометрической интерпретации Линейные целевые функции с целочисленными точками экстремума Практикум решения задач на применение линейных целевых функций Диагностическая работа №5 Нелинейные целевые функции с целочисленными точками экстремума Диагностическая работа №6 26 2 2 1 2 2 2 2 1 2 2 1 2 1 15 Нелинейные целевые функции с нецелочисленными точками экстремума Практикум решения задач 16 Диагностическая работа №7 1 5 17 Решение заданий ЕГЭ (№17) Задачи на кредиты Задачи на вклады Задачи на оптимизацию 1 18 19 Применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими . Использование ИКТ и дистанционных образовательных технологий обучения, обеспечивающих современные активности обучающихся (зачеты в электронных приложениях, обучающие сайты, видеолекции). Использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через перевод содержания с уровня знаний на уровень личностных смыслов. 2 1 1 1 Обсуждение, высказывание мнения и его обоснование, анализ явлений. Находить ценностный аспект учебного знания и информации обеспечивать его понимание и 20 Итоговая диагностическая работа 2 Резерв 3 Итого 34 переживание обучающимися. Использование ИКТ и дистанционных образовательных технологий обучения, обеспечивающих современные активности обучающихся (зачеты в электронных приложениях, обучающие сайты, видеолекции) Список литературы 1. Шестаков С. А. ЕГЭ 2019. Математика. Задачи с экономическим содержанием. Задача 17 (профильный уровень) / Под ред.И. В. Ященко.—М.: МЦНМО, 2019. 2. Гущин Д.Д. Встречи с финансовой математикой. - http://reshuege.ru/course?id=2610 3. Гущин Д. Д. Образовательный портал «РЕШУ ЕГЭ: математика»: http://ege.sdamgia.ru. 4. Информационно-правовой портал Гарант.Ру: http://garant.ru. 5. Козырев В. М. Основы современной экономики. – М.: Финансы и статистика, 2007. 6. Сайт министерства финансов Российской Федерации: http://minfin.ru. 7. Сайт Московской олимпиады школьников по экономике: http://mosecon.olimpiada.ru. 8. Сайт Федеральной налоговой службы https://www.nalog.ru.