РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Биология» (Приложение к основной образовательной программе для детей с умственной отсталостью) 7 класс Алапаевск ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Всего часов на изучение программы: 70 часов По учебному плану: 70 часов Количество часов в неделю: 2 часа Учебный предмет «Биология» одна из общеобразовательных дисциплин в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида, которая располагает большими коррекционнообразовательными, развивающими, воспитательными и практическими возможностями. Курс «Биологии» 7 класса изучает раздел: «Живая природа». По этому разделу предусматривается изучение элементарных сведений, доступных школьникам с нарушениями интеллектуального развития, о живой и неживой природе, об охране природы. Рабочая программа учебного предмета «Биология» разработана на основе ФГОС ООО, Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой. Целью реализации программы по предмету «Биология» является формирование представлений обучающихся о растительном мире, о существующих в нем взаимосвязях, о правилах поведения в природе. Основная цель рабочей программы создание комплекса условий для максимального развития личности каждого ребёнка с нарушением интеллекта при изучении биологии. Главными задачами реализации Программы являются: Сообщение учащимся знаний об элементах живой природы (о строении и жизни растений). Формирование правильного понимания роли природных явлений, таких как дождь, снег, ветер, туман, осень, зима, весна, лето в жизни растений. Развитие памяти, внимания, речи, зрительного восприятия, мышления средствами предмета «Биология». Нравственно - экологическое воспитание при изучении биологии; Первоначальное ознакомление с приёмами выращивания некоторых растений (комнатных, на пришкольном участке) и ухода за ними; Привитие навыков, способствующих сохранению и укреплению здоровья. Проведение через весь курс экологического воспитания (рассмотрения окружающей природы как комплекса условий, необходимых для жизни всех растений, грибов, животных и людей), бережного отношения к природе. Планируемые результаты освоения учебного предмета Предметные: - Знать названия некоторых бактерий, грибов, а также растений из их основных групп: мхов, папоротников, голосеменных и цветковых; - Понимать строение и общие биологические особенности цветковых растений, разницу цветков и соцветий; - Знать некоторые биологические особенности, а также приемы возделывания наиболее распространенных сельскохозяйственных растений, особенно местных; - Понимать разницу между ядовитыми и съедобными грибами; - Объяснять вред бактерий и способы предохранения от заражения ими. - Отличать цветковые растения от других групп (мхов, папоротников, голосеменных); - Приводить примеры растений некоторых групп (бобовых, розоцветных, сложноцветных); - Различать органы у цветкового растения; - Различать однодольные и двудольные растения по строению корней, листьев (жилкование), плодов и семян, приводить примеры однодольных и двудольных растений; - Знать основы выращивания некоторых цветочно-декоративных растений; - Различать грибы и растения; - Уметь наблюдать природные явления, связанные с растительным миром, сравнивать их, составлять описания (устные), используя в речи итоги наблюдений, отмечать простые фенологические данные. - Знать основы бережного отношения к растительному миру. Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются: - развитие интеллектуальных и творческих способностей; - воспитание бережного отношения к природе, формирование экологического сознания; - признание высокой целости жизни, здоровья своего и других людей; - развитие мотивации к получению новых знаний, дальнейшему изучению естественных наук. - ответственное отношение к учению, труду; - целостное мировоззрения; - осознанность и уважительное отношение; - коммуникативная компетенция в общении с другими людьми; - знание основ экологической культуры. Содержание учебного предмета. Введение (2 ч). Многообразие растений (размеры, форма, места произрастания). Цветковые и бесцветковые растения. Роль растений в жизни животных и человека. Значение растений и их охрана. Общее знакомство с цветковыми растениями (17 ч). Культурные и дикорастущие растения. Общее понятие об органах цветкового растения. Органы цветкового растения (на примере растения, цветущего осенью: сурепка, анютины глазки и т. п.). Корень. Строение корня. Образование корней. Виды корней (главный, боковой, придаточный корень). Корневые волоски, их значение. Значение корня в жизни растений. Видоизменение корней (корнеплод, корнеклубень, дыхательные, воздушные корни). Стебель. Разнообразие стеблей (травянистый, древесный), укороченные стебли. Ползучий, прямостоячий, цепляющийся, вьющийся, стелющийся. Положение стебля в пространстве (плети, усы), строение древесного стебля (кора, камбий, древесина, сердцевина). Значение стебля в жизни растений (доставка воды и минеральных солей от корня к другим органам растения и откладывание запаса органических веществ). Образование стебля. Побег. Лист. Внешнее строение листа (листовая пластинка, черешок). Простые и сложные листья. Расположение листьев на стебле. Жилкование листа. Значение листьев в жизни растения — образование питательных веществ в листьях на свету, испарения воды листьями (значение этого явления для растений). Дыхание растений. Обмен веществ у растений. Листопад и его значение. Цветок. Строение цветка. Понятие о соцветиях (общее ознакомление). Опыление цветков. Оплодотворение. Образование плодов и семян. Плоды сухие и сочные. Распространение плодов и семян. Строение семени (на примере фасоли, гороха, пшеницы). Условия, необходимые для прорастания семян. Определение всхожести семян. Лабораторные работы: 1.Органы цветкового растения. 2.Строение цветка. 3.Строение семени. Практические работы: 1.Образование придаточных корней (черенкование стебля, листовое деление). 2.Определение всхожести семян. Многообразие цветковых растений (покрытосеменных) (34 часа). Особенности строения цветковых растений (наличие цветков, плодов с семенами). Признаки деление цветковых растений на однодольные и двудольные. Общие признаки злаковых. Хлебные злаковые культуры: пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза. Выращивание зерновых и использование злаков в народном хозяйстве. Труд хлебороба. Отношение к хлебу. Уважение к людям, его выращивающим. Общие признаки лилейных. Цветочно-декоративные лилейные открытого и закрытого грунта. Перевалка и пересадка комнатных растений. Овощные лилейные: лук, чеснок. Строение луковицы. Дикорастущие лилейные. Ландыш. Двудольные растения. Пасленовые. Общие признаки пасленовых. Картофель – пищевое пасленовое растение. Выращивание картофеля в Воронежской области, популярные сорта. Окучивание картофеля. Овощные пасленовые: томат, перец, баклажан, практическое значение этих растений. Выращивание через рассаду и прямым посевом в грунт. Особенности внешнего строения этих растений, биологические особенности выращивания. Развитие растений от семени до семени. Польза овощных растений. Овощи — источник здоровья (витамины). Использование человеком. Блюда, приготавливаемые из овощей. Дикорастущие пасленовые: паслён, практическое значение этого растения. Цветочно-декоративные пасленовые: петуния, душистый табак, их практическое значение. Бобовые. Общие признаки бобовых. Овощные бобовые: горох, фасоль, соя. Кормовые бобовые растения: бобы, клевер, люпин, их практическое значение. Розоцветные. Общие признаки розоцветных. Шиповник. Плодово – ягодные розоцветные: яблоня, груша, вишня, малина, земляника. Виды и сорта яблонь, акклиматизированных в Воронежской области. Персик и абрикос – южные плодовые розоцветные культуры. Биологические особенности растений сада: созревание плодов, особенности размножения. Вредители сада, способы борьбы с ними. Способы уборки и использования плодов и ягод. Польза свежих фруктов и ягод. Заготовки на зиму. Сложноцветные. Общие признаки сложноцветных. Пищевые сложноцветные: подсолнечник. Календула и бархатцы – однолетние цветочные растения. Маргаритка и георгин – многолетние цветочные растения. Размещение в цветнике. Цветоводство в Воронежской области. Различие в способах выращивания однолетних и двулетних цветочных растений. Цветы в жизни человека. Многообразие бесцветковых растений (6 часов). Водоросли: биологические и экологические особенности, значение в природе и жизни человека. Мхи, местные виды, места произрастания. Папоротники, местные виды, места произрастания. Голосеменные или Хвойные растения: биологические и экологические особенности сосны и ели. Отличие Голосеменных от лиственных деревьев. Сравнение сосны и ели, практическое значение. Охрана растительного мира. Бактерии (2 часа). Общее понятие о царстве Бактерии. Значение бактерий в природе и жизни человека, заболевания, вызываемые бактериями. Эпидемии. Грибы (4 часа). Строение шляпочного гриба: шляпка, пенек, грибница. Плесневые грибы, грибы-паразиты, дрожжи. Грибы съедобные и ядовитые. Распознавание съедобных и ядовитых грибов. Правила сбора грибов. Оказание первой помощи при отравлении грибами. Обработка съедобных грибов перед употреблением в пищу. Повторение основных тем курса (5 ч.). Тематическое планирование. № п/п 1-2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 2 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 Тема Введение (2 ч). 1. Общее знакомство с цветковыми растениями (17 ч). Общее понятие об органах цветкового растения: цветок, стебель, лист, корень. Лабораторная работа №1 «Органы цветкового растения». Строение цветка (на примере цветка вишни). Лабораторная работа №2 «Строение цветка». Понятие о соцветиях (зонтик, колос, корзинка). Опыление цветков. Оплодотворение. Образование плодов и семян. Плоды сухие и сочные. Распространение плодов и семян. Строение семени (на примере фасоли и пшеницы). Лабораторная работа №3 «Строение семян». Условия прорастания семян. Распространение семян. Практическая работа №1 «Определение всхожести семян» Разнообразие корней, корневые системы (стержневая, мочковатая). Строение корня. Значение корня в жизни растения. Видоизменения корней. Практическая работа №2 «Образование придаточных корней» Внешнее строение листа. Жилкование. Листья простые и сложные. Образование из воды и углекислого газа органических питательных веществ в листьях на свету. Испарение воды листьями, значение этого явления. Дыхание растений. Листопад и его значение. Строение стебля. Значение стебля в жизни растений. Растение - целостный организм Контрольно-обобщающий урок по теме: «Общее знакомство с цветковыми растениями» 2. Многообразие цветковых растений (покрытосеменных) (34 часа). Деление цветковых растений на однодольные и двудольные. Однодольные растения. Злаки (пшеница, рожь, ячмень, овес, кукуруза). Особенности внешнего строения однодольных растений Выращивание зерновых: посев, уход, уборка. Использование злаков в народном хозяйстве. Лилейные. Общая характеристика. Цветочно-декоративные лилейные открытого и закрытого грунта. Лук, чеснок – многолетние овощные растения. Выращивание, посев, уборка. Ландыш – общая характеристика. Тестирование по теме: «Однодольные растения». Двудольные покрытосеменные растения. Пасленовые. Общие признаки пасленовых. Паслен. Дикорастущие пасленовые. Картофель. Овощные и технические пасленовые. Томат. Овощные пасленовые. Баклажан и перец. Овощные пасленовые. Петуния, душистый табак. Цветочно-декоративные пасленовые. Бобовые. Общие признаки бобовых. Горох. Пищевые бобовые растения. Фасоль и соя - южные бобовые культуры. Бобы, клевер, люпин кормовые бобовые растения. Розоцветные. Общие признаки розоцветных. Шиповник- растение группы розоцветных. Плодово-ягодные розоцветные. Яблоня. Плодово-ягодные розоцветные. Груша. Плодово-ягодные розоцветные. Вишня. Плодово-ягодные розоцветные. Малина. Плодово-ягодные розоцветные. Земляника. Южные плодовые розоцветные – персик и абрикос. Сложноцветные. Общие признаки сложноцветных. Подсолнечник. Ноготки и бархатцы - однолетние цветочно-декоративные сложноцветные. Маргаритка – двулетнее растение. Георгин - многолетнее цветочно-декоративное сложноцветное растение. Контрольно- обобщающий урок по теме «Многообразие цветковых растений (покрытосеменных)». 3. Многообразие бесцветковых растений (6 часов). Водоросли: биологические и экологические особенности, значение в природе и 54 жизни человека. Понятие о мхе как о многолетнем растении. Места произрастания мхов. 55 Папоротники. Многолетние травянистые растения. Места произрастания 56 папоротника. Голосеменные. Сосна и ель хвойные растения. Отличие их от лиственных деревьев. 57 Сравнение сосны и ели. Особенности их размножения. 58 59 Тестирование по теме: «Многообразие бесцветковых растений». 4. Бактерии (2 часа) Общее понятие. Бактерии - особая группа живых организмов. 60 Значение бактерий в природе и жизни человека. 61 5. Грибы (4 часа). Общая характеристика грибов 62 Строение шляпочного гриба: плодовое тело, грибница. 63 Грибы съедобные и ядовитые. Первая помощь при отравлении грибами. 64 Плесневые грибы, грибы-паразиты, дрожжи. 65 66-70 Повторение основных тем курса. Учебно - методическое обеспечение образовательного процесса 1.Учебник: Л.Н.Сухорукова, В.С.Кучменко, И.Я.Колесникова «Биология. Разнообразие живых организмов» 7 класс: Учеб. Для общеобразовательных учебных заведений. – М.: Просвещение, 2016г. 2.Воронкова В.В. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида./ В.В. Воронкова, 3.М.Н. Петрова. – М: Владос 2011. 3.Биология. Растения, бактерии, грибы. 7 кл. Учебник для специальных(коррекционных) школ VIII вида/З.А.Клепинина.- М.:Просвещение, 2011. 4.Методические рекомендации. Биология. 6-9 классы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Шевырева Т.В., Соломина Е.Н. 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53