РП по биологии 9 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Биология»
(Приложение к основной образовательной программе для детей с умственной
отсталостью)
9 класс

Программа по биологии продолжает вводный курс «Природоведение», при
изучении которого учащиеся в V и VI классах, получат элементарную естественнонаучную подготовку.
Преемственные связи между данными предметами обеспечивают целостность
биологического курса, а его содержание будет способствовать правильному
поведению обучающихся в соответствии с законами природы и общечеловеческими
нравственными ценностями.
Изучение биологического материала в VII-IX классах позволяет решать
задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового и
полового воспитания детей и подростков.
Знакомство с разнообразием растительного и животного мира должно
воспитывать у обучающихся чувство любви к природе и ответственности за ее
сохранность. Учащимся важно понять, что сохранение красоты природы тесно связано
с деятельностью человека и человек — часть природы, его жизнь зависит от нее, и
поэтому все обязаны сохранять природу для себя и последующих поколений.
Курс «Биология » состоит из трёх разделов: «Растения», «Животные», «Человек
и его здоровье».
Распределение времени на изучение тем учитель планирует самостоятельно,
исходя из местных (региональных) условий.
Программа предполагает ведение наблюдений, организацию лабораторных и
практических работ, демонстрацию опытов и проведение экскурсий ― всё это
даст возможность более целенаправленно способствовать развитию любознательности
и повышению интереса к предмету, а также более эффективно осуществлять
коррекцию учащихся: развивать память и наблюдательность, корригировать
мышление и речь.
С разделом «Неживая природа» учащиеся знакомятся на уроках природоведения
в V и VI классах и узнают, чем живая природа отличается от неживой, из чего состоит
живые и неживые тела, получают новые знания об элементарных физических и
химических свойствах и использовании воды, воздуха, полезных ископаемых и
почвы, некоторых явлениях неживой природы.
Курс биологии, посвящённый изучению живой природы, начинается с
раздела «Растения» (VII класс), в котором все растения объединены в группы не по
семействам, а по месту их произрастания. Такое структурирование материала
более доступно для понимания обучающимися с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями). В этот раздел включены практически значимые
темы, такие, как «Фитодизайн», «Заготовка овощей на зиму», «Лекарственные
растения» и др.
В разделе «Животные» (8 класс) особое внимание уделено изучению
животных, играющих значительную роль в жизни человека, его хозяйственной
деятельности. Этот раздел дополнен темами, близкими учащимся, живущим в
городской местности («Аквариумные рыбки», «Кошки» и «Собаки»: породы,
уход, санитарно-гигиенические требования к их содержанию и др.).
В разделе «Человек» (IX класс) человек рассматривается как биосоциальное
существо.
Основные системы органов человека предлагается изучать, опираясь на
сравнительный анализ жизненных функций важнейших групп растительных и
животных организмов (питание и пищеварение, дыхание, перемещение веществ,

выделение, размножение). Это позволит обучающимся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) воспринимать человека как часть живой
природы.
За счет некоторого сокращения анатомического и морфологического
материала в программу включены темы, связанные с сохранением здоровья
человека. Обучающиеся знакомятся с распространенными заболеваниями, узнают
о мерах оказания доврачебной помощи. Привитию практических умений по данным
вопросам (измерить давление, наложить повязку и т. п.) следует уделять больше
внимания во внеурочное время.
Основные задачи изучения биологии:
― формировать элементарные научные представления о компонентах живой
природы:
строении и жизни растений, животных, организма человека и его здоровье;
― показать практическое применение биологических знаний: учить
приемам
выращивания и ухода за некоторыми (например, комнатными) растениями
и домашними животными, вырабатывать умения ухода за своим организмом,
использовать полученные знания для решения бытовых, медицинских и
экологических проблем;
― формировать навыки правильного поведения в природе, способствовать
экологическому, эстетическому, физическому, санитарно-гигиеническому, половому
воспитанию подростков, помочь усвоить правила здорового образа жизни;
― развивать и корригировать познавательную деятельность, учить
анализировать,
сравнивать природные объекты и явления, подводить к обобщающим
понятиям, понимать причинно-следственные зависимости, расширять лексический
запас, развивать связную речь и другие психические функции.
Содержание курса
ЧЕЛОВЕК
Введение
Роль и место человека в природе. Значение знаний о своем организме и
укреплении здоровья.
Общее знакомство с организмом человека
Краткие сведения о клетке и тканях человека. Основные системы органов
человека.
Органы опоры и движения, дыхания, кровообращения, пищеварения, выделения,
размножения, нервная система, органы чувств. Расположение внутренних органов в
теле человека.
Опора и движение
Скелет человека
Значение опорных систем в жизни живых организмов: растений, животных,
человека.
Значение скелета человека. Развитие и рост костей. Основные части
скелета: череп, скелет туловища (позвоночник, грудная клетка), кости верхних и
нижних конечностей.

Череп.
Скелет туловища. Строение позвоночника. Роль правильной посадки и осанки
человека.
Меры предупреждения искривления позвоночника. Грудная клетка и ее
значение.
Кости верхних и нижних конечностей. Соединения костей: подвижные,
полуподвижные, неподвижные.
Сустав, его строение. Связки и их значение. Растяжение связок, вывих сустава,
перелом костей. Первая доврачебная помощь при этих травмах.
Практические работы. Определение правильной осанки.
Изучение внешнего вида позвонков и отдельных костей (ребра, кости черепа,
рук, ног).
Наложение шин, повязок.
Мышцы
Движение — важнейшая особенность живых организмов (двигательные
реакции растений, движение животных и человека).
Основные группы мышц в теле человека: мышцы конечностей, мышцы шеи и
спины, мышцы груди и живота, мышцы головы и лица.
Работа мышц: сгибание, разгибание, удерживание. Утомление мышц.
Влияние физкультуры и спорта на формирование и развитие мышц.
Значение физического труда в правильном формировании опорно-двигательной
системы. Пластика и красота человеческого тела.
Наблюдения и практическая работа. Определение при внешнем осмотре
местоположения отдельных мышц. Сокращение мышц при сгибании и разгибании рук
в локте.
Утомление мышц при удерживании груза на вытянутой руке.
Кровообращение
Передвижение веществ в организме растений и животных. Кровеносная
система человека.
Кровь, ее состав и значение. Кровеносные сосуды. Сердце. Внешний вид,
величина, положение сердца в грудной клетке. Работа сердца. Пульс. Кровяное
давление. Движение крови по сосудам. Группы крови.
Заболевания
сердца
(инфаркт,
ишемическая
болезнь,
сердечная
недостаточность).
Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний.
Значение физкультуры и спорта для укрепления сердца. Сердце
тренированного
и нетренированного человека. Правила тренировки сердца,
постепенное увеличение нагрузки.
Вредное влияние никотина, спиртных напитков, наркотических средств на
сердечно - сосудистую систему.
Первая помощь при кровотечении. Донорство — это почетно.
Наблюдения и практические работы. Подсчет частоты пульса и измерение
кровяного давления с помощью учителя в спокойном состоянии и после дозированных
гимнастических упражнений. Обработка царапин йодом. Наложение повязок на
раны. Элементарное чтение анализа крови. Запись нормативных показателей РОЭ,
лейкоцитов, тромбоцитов. Запись в «Блокноте на память» своей группы крови,
резус-фактора, кровяного давления.

Демонстрация примеров первой доврачебной помощи при кровотечении.
Дыхание
Значение дыхания для растений, животных, человека.
Органы дыхания человека: носовая и ротовая полости, гортань, трахея, бронхи,
легкие.
Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Газообмен в легких и тканях.
Гигиена дыхания. Необходимость чистого воздуха для дыхания. Передача
болезней через воздух (пыль, кашель, чихание). Болезни органов дыхания и их
предупреждение (ОРЗ, гайморит, тонзиллит, бронхит, туберкулез и др.).
Влияние никотина на органы дыхания.
Гигиенические требования к составу воздуха в жилых помещениях.
Загрязнение атмосферы. Запыленность и загазованность воздуха, их вредное влияние.
Озеленение городов, значение зеленых насаждений, комнатных растений для
здоровья человека.
Демонстрация опыта. Обнаружение в составе выдыхаемого воздуха углекислого
газа.
Демонстрация доврачебной помощи при нарушении дыхания (искусственное
дыхание, кислородная подушка и т. п.).
Питание и пищеварение
Особенности питания растений, животных, человека.
Значение питания для человека. Пища растительная и животная. Состав пищи:
белки, жиры, углеводы, вода, минеральные соли. Витамины. Значение овощей и
фруктов для здоровья человека. Авитаминоз.
Органы пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок, поджелудочная
железа, печень, кишечник.
Здоровые зубы — здоровое тело (строение и значение зубов, уход, лечение).
Значение пережевывания пищи. Отделение слюны. Изменение пищи во рту под
действием слюны.
Глотание. Изменение пищи в желудке. Пищеварение в кишечнике.
Гигиена питания. Значение приготовления пищи. Нормы питания. Пища народов
разных стран. Культура поведения во время еды.
Заболевания пищеварительной системы и их профилактика (аппендицит,
дизентерия, холера, гастрит). Причины и признаки пищевых отравлений. Влияние
вредных привычек на пищеварительную систему.
Доврачебная помощь при нарушениях пищеварения.
Демонстрация опытов. Обнаружение крахмала в хлебе, картофеле. Действие
слюны на крахмал.
Демонстрация правильного поведения за столом во время приема пищи, умения
есть красиво.
Выделение
Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов. Органы
образования
и выделения мочи (почки, мочеточник, мочевой пузырь,
мочеиспускательный канал).
Внешний вид почек, их расположение в организме человека. Значение
выделения мочи.
Предупреждение почечных заболеваний. Профилактика цистита.
Практические работы. Зарисовка почки в разрезе.

Простейшее чтение с помощью учителя результатов анализа мочи (цвет,
прозрачность, сахар).
Размножение и развитие
Особенности мужского и женского организма.
Культура межличностных отношений (дружба и любовь; культура
поведения влюбленных; добрачное поведение; выбор спутника жизни; готовность к
браку; планирование семьи).
Биологическое значение размножения. Размножение растений, животных,
человека.
Система органов размножения человека (строение, функции, гигиена юношей и
девушек в подростковом возрасте). Половые железы и половые клетки.
Оплодотворение. Беременность. Внутриутробное развитие. Роды. Материнство.
Уход за новорожденным.
Рост и развитие ребенка.
Последствия ранних половых связей, вред ранней беременности.
Предупреждение нежелательной беременности. Современные средства контрацепции.
Аборт.
Пороки развития плода как следствие действия алкоголя и наркотиков,
воздействий инфекционных и вирусных заболеваний.
Венерические заболевания. СПИД. Их профилактика.
Покровы тела
Кожа и ее роль в жизни человека. Значение кожи для защиты, осязания,
выделения пота и жира, терморегуляции.
Производные кожи: волосы, ногти.
Закаливание организма (солнечные и воздушные ванны, водные процедуры,
влажные обтирания).
Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах, термических и
химических ожогах, обморожении, поражении электрическим током.
Кожные заболевания и их профилактика (педикулез, чесотка, лишай, экзема
и др.).
Гигиена кожи. Угри и причины их появления. Гигиеническая и декоративная
косметика. Уход за волосами и ногтями. Гигиенические требования к одежде и обуви.
Практическая работа. Выполнение различных приемов наложения повязок на
условно пораженный участок кожи.
Нервная система
Значение и строение нервной системы (спинной и головной мозг, нервы).
Гигиена умственного и физического труда. Режим дня. Сон и значение.
Сновидения.
Гигиена сна. Предупреждение перегрузок, чередование труда и отдыха.
Отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на
нервную систему.
Заболевания нервной системы (менингит, энцефалит, радикулит, невралгия).
Профилактика травматизма и заболеваний нервной системы.
Демонстрация модели головного мозга.
Органы чувств
Значение органов чувств у животных и человека.

Орган зрения человека. Строение, функции и значение. Болезни органов
зрения, их профилактика. Гигиена зрения. Первая помощь при повреждении глаз.
Орган слуха человека. Строение и значение. Заболевания органа слуха,
предупреждение нарушений слуха. Гигиена.
Органы осязания, обоняния, вкуса (слизистая оболочка языка и полости носа,
кожная чувствительность: болевая, температурная и тактильная). Расположение и
значение этих органов.
Охрана всех органов чувств.
Демонстрация муляжей глаза и уха.
Планируемые результаты
Минимальный уровень
представления об объектах и явлениях
неживой и
живой природы, организма
человека;
знание особенностей внешнего вида
изученных растений и животных, узнавание и
различение
изученных
объектов
в
окружающем мире, моделях, фотографиях,
рисунках;
знание общих признаков изученных групп
растений и животных, правил поведения в
природе, техники безопасности, здорового образа
жизни в объеме программы;
выполнение совместно с учителем
практических
работ,
предусмотренных
программой;
описание особенностей состояния своего
организма;
знание названий специализации врачей;
применение полученных
знаний
и
сформированных умений в бытовых ситуациях
(уход за растениями, животными в
доме,
измерение температуры тела, правила первой
доврачебной помощи).

Достаточный уровень
представления об объектах неживой и
живой природы, организме человека;
осознание
основных
взаимосвязей
между природными компонентами, природой и
человеком, органами и системами органов у
человека;
установление взаимосвязи между средой
обитания и внешним видом объекта (единство
формы и функции);
знание признаков сходства и различия
между группами растений и животных;
выполнение классификаций на основе
выделения общих признаков;
узнавание изученных природных объектов
по внешнему виду (натуральные объекты,
муляжи, слайды, рисунки, схемы);
знание названий, элементарных функций
и расположения основных органов в организме
человека;
знание
способов
самонаблюдения,
описание особенностей своего состояния,
самочувствия, знание основных показателей
своего организма (группа крови, состояние
зрения,
слуха,
норму температуры тела,
кровяного давления);
знание правил здорового образа жизни
и безопасного поведения, использование их для
объяснения новых ситуаций;
выполнение
практических
работ
самостоятельно или при предварительной
(ориентировочной)
помощи
педагога
(измерение
температуры
тела,
оказание
доврачебной помощи при вывихах, порезах,
кровотечении, ожогах);
владение сформированными знаниями
имениями в учебных, учебно-бытовых и
учебно-трудовых ситуациях.

Тематическое планирование
№
п/п
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

9.
10.
11.
12.
13.

14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.

22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.

Название раздела,
тема урока
Введение.
Место человека среди млекопитающих.
Тема 1. Общий обзор организма человека.
Организм человека. Строение клеток и тканей организма
Органы и системы органов человека.
Тема 2. Опора и движение.
Опорно - двигательная система. Скелет человека. Его значение. Основные
части скелета
Состав и строение костей.
Лаб. работа №1 «Состав костей»
Первая помощь при растяжении связок, переломах костей, вывихах суставов.
Значение и строение мышц . Основные группы мышц. человека
Роль физических упражнений для правильного формирования скелета и
мышц.
Тема 3. Кровь и кровообращение.
Значение крови и кровообращения. Состав крови.
Органы кровообращения . Сосуды.
Большой и малый круги кровообращения.
Сердце и его работа.
Лаб работа №2 Подсчет частоты пульса.
Предупреждение сердечно- сосудистых заболевании. Первая помощь при
кровотечениях
Тема 4. Дыхание.
Органы дыхания.
Строение лёгких. Газообмен в лёгких и тканях.
Болезни органов дыхания и их предупреждение.
Гигиена органов дыхания. Необходимость чистого воздуха для дыхания.
Тема 5. Пищеварение.
Пищеварительная система. Значение питания. Пищевые продукты
Питательные вещества и витамины.
Органы пищеварения.
Пищеварение в ротовой полости, желудке, кишечнике.
Лаб. р. №3 Обнаружение крахмала в хлебе, картофеле. Действие слюны на
крахмал.
Гигиена питания и предупреждение желудочно- кишечных заболеваний.
Тема 6. Почки.
Почки – органы выделения.
Предупреждение почечных заболеваний.
Тема 7. Кожа.
Значение и строение кожи.
Гигиена кожи и гигиенические требования к одежде. Пр. р. №1 Выполнение
различных приемов наложения повязок на условно пораженный участок кожи.
Первая помощь при тепловых и солнечных ударах, ожогах и обморожении.
Тема 8. Нервная система.
Строение и значение нервной системы.
Гигиена умственного труда. Режим дня.
Сон и его значение.
Тема 9. Органы чувств.
Значение органов чувств.

2
2
2
2
2
2
2
2

2
2
2
2
2

2
2
2
2
2
2
2
2

2
2
2
2
2
2
2
2
2
2

32.
33.
34.

Строение, функции, гигиена органа зрения.
Строение органа слуха. Гигиена слуха.
Тема 10. Охрана здоровья человека в Российской Федерации.
Охрана здоровья человека.
Итог

2
2
2
68


Наверх

сведения образовательной организации

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».