РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Математике» (Приложение к основной образовательной программе для детей с умственной отсталостью) 5 – 6 классы Алапаевск Пояснительная записка Рабочая программа по учебному предмету «Математика» для 6 класса общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), разработана на основе: – Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)1; – Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы (далее – Примерная АООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Планируемые результаты освоения учебного предмета «Математика» Планируемые личностные результаты 6 класс У обучающегося будут сформированы: – проявление мотивации при выполнении различных видов практической деятельности на уроке математики, при выполнении домашнего задания; – желание и умение выполнить математическое задание правильно, с использованием знаковой символики в соответствии с данным образцом или пошаговой инструкцией учителя; – умение понимать инструкцию учителя, высказанную с использованием математической терминологии, следовать ей при организации собственной деятельности по выполнению учебного задания; – умение воспроизвести в устной речи алгоритм выполнения математической операции (вычислений, измерений, построений) с использованием математической терминологии в виде отчета о выполненной деятельности; – умение сформулировать умозаключение (сделать вывод) с использованием в собственной речи математической терминологии, обосновать его (с помощью учителя); – навыки межличностного взаимодействия при выполнении отдельных видов деятельности на уроке математики, доброжелательное отношение к учителю и одноклассникам; элементарные навыки адекватного отношения к ошибкам или неудачам одноклассников, возникшим при выполнении учебного задания на уроке математики (с помощью учителя); – умение оказать помощь одноклассникам в организации их деятельности для достижения правильного результата при выполнении учебного задания; при необходимости попросить о помощи в случае возникновения собственных затруднений в выполнении математического задания и принять ее; – умение адекватно воспринимать замечания (мнение), высказанные учителем или одноклассниками, корригировать в соответствии с этим собственную деятельность по выполнению математического задания; – знание элементарных правил безопасного использования инструментов (измерительных, чертежных), следование им при организации собственной деятельности; – навыки организации собственной деятельности по самостоятельному выполнению математической операции (учебного задания) на основе усвоенного пошагового алгоритма и самооценки выполненной практической деятельности, в том числе на основе знания способов проверки правильности вычислений, измерений, построений и пр. (с помощью учителя); умение осуществлять необходимые исправления в случае неверно выполненного задания; – навыки самостоятельной работы с учебником математики, другими дидактическими материалами; – понимание связи отдельных математических знаний с жизненными ситуациями; умение применять математические знания для решения доступных жизненных задач и в процессе овладения профессиональнотрудовыми навыками на уроках обучения профильному труду (с помощью учителя); – элементарные представления о здоровом и безопасном образе жизни, бережном отношении к природе; умение использовать в этих целях усвоенные математические знания и умения. Планируемые предметные результаты Минимальный уровень: – знание числового ряда 1—10 000 в прямом порядке (с помощью учителя); – умение читать, записывать под диктовку числа в пределах 10 000 (в том числе с использованием калькулятора); – получение чисел из разрядных слагаемых в пределах 10 000; определение разрядов в записи четырехзначного числа, умение назвать их (единицы тысяч, сотни, десятки, единицы); – умение сравнивать числа в пределах 10 000; – знание римских цифр, умение прочитать и записать числа I–XII; – выполнение преобразований чисел (небольших), полученных при измерении стоимости, длины, массы; – выполнение сложения и вычитания чисел в пределах 10 000 без перехода через разряд и с переходом через разряд приемами письменных вычислений; – выполнение умножения и деления чисел в пределах 10 000 на однозначное число, круглые десятки приемами письменных вычислений; – выполнение сложения и вычитания чисел (небольших), полученных при измерении двумя мерами стоимости, длины, массы письменно (с помощью учителя); – умение прочитать, записать смешанное число, сравнить смешанные числа; – выполнение сложения и вычитания обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями, включая смешанные числа (в знаменателе числа 2–10, с помощью учителя), без преобразований чисел, полученных в сумме или разности; – выполнение решения простых задач на нахождение неизвестного слагаемого; – узнавание, называние различных случаев взаимного положения прямых на плоскости и в пространстве; – выделение, называние элементов куба, бруса; определение количества элементов куба, бруса; – знание видов треугольников в зависимости от величины углов и длин сторон; – умение построить треугольник по трем заданным сторонам с помощью циркуля и линейки; – вычисление периметра многоугольника. Достаточный уровень: – знание числового ряда 1—10 000 в прямом и обратном порядке; места каждого числа в числовом ряду в пределах 10 000; – умение читать, записывать под диктовку числа в пределах 1 000 000 (в том числе с использованием калькулятора); – знание разрядов и классов в пределах 1 000 000; умение пользоваться нумерационной таблицей для записи и чтения чисел: чертить нумерационную таблицу, обозначать в ней разряды и классы, вписывать в нее числа и читать их, записывать вписанные в таблицу числа вне ее; – получение чисел из разрядных слагаемых в пределах 1 000 000; разложение чисел в пределах 1 000 000 на разрядные слагаемые; – умение сравнивать числа в пределах 1 000 000; – выполнение округления чисел до любого заданного разряда в пределах 1 000 000; – умение прочитать и записать числа с использованием цифр римской нумерации в пределах XX; – записывать числа, полученные при измерении одной, двумя единицами (мерами) стоимости, длины, массы, в виде обыкновенных дробей (с помощью учителя); – выполнение сложения и вычитания круглых чисел в пределах 1 000 000 приемами устных вычислений; – выполнение сложения и вычитания чисел в пределах 10 000 без перехода через разряд и с переходом через разряд приемами письменных вычислений с последующей проверкой; – выполнение умножения и деления чисел в пределах 10 000 на однозначное число, круглые десятки приемами письменных вычислений; деление с остатком в пределах 10 000 с последующей проверкой; – выполнение сложения и вычитания чисел, полученных при измерении двумя мерами стоимости, длины, массы письменно; – знание смешанных чисел, умение получить, обозначить, сравнить смешанные числа; – умение заменить мелкие доли крупными, неправильные дроби целыми или смешанными числами; – выполнение сложения и вычитания обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями, включая смешанные числа; – знание зависимости между расстоянием, скоростью, временем; – выполнение решения простых задач на соотношение: расстояние, скорость, время; на нахождение дроби от числа; на отношение чисел с вопросами: «Во сколько раз больше (меньше) … ?»; составных задач в три арифметических действия (с помощью учителя); – выполнение решения и составление задач на встречное движение двух тел; – узнавание, называние различных случаев взаимного положения прямых на плоскости и в пространстве; выполнение построения перпендикулярных прямых, параллельных прямых на заданном расстоянии; – умение построить высоту в треугольнике; – выделение, называние элементов куба, бруса; определение количества элементов куба, бруса; знание свойств граней и ребер куба и бруса. Содержание учебного предмета «Математика» 6 класс Нумерация Нумерация чисел в пределах 1 000 000. Получение единиц тысяч, десятков тысяч, сотен тысяч. Получение четырех-, пяти-, шестизначных чисел из разрядных слагаемых; разложение чисел в пределах 1 000 000 на разрядные слагаемые. Чтение, запись под диктовку, изображение на калькуляторе чисел в пределах 1 000 000. Разряды: единицы, десятки, сотни тысяч; класс тысяч. Нумерационная таблица, сравнение соседних разрядов, сравнение классов тысяч и единиц. Сравнение чисел в пределах 1 000 000. Числа простые и составные. Обозначение римскими цифрами чисел XIII–XX. Единицы измерения и их соотношения Запись чисел, полученных при измерении одной, двумя единицами (мерами) стоимости, длины, массы, в виде обыкновенных дробей. Арифметические действия Сложение и вычитание круглых чисел в пределах 1 000 000 (легкие случаи). Сложение, вычитание, умножение, деление на однозначное число и круглые десятки чисел в пределах 10 000 устно (легкие случаи) и письменно. Деление с остатком. Проверка арифметических действий. Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении двумя единицами (мерами) стоимости, длины, массы, устно и письменно. Дроби Смешанные числа, их сравнение. Основное свойство обыкновенных дробей. Преобразования: замена мелких долей более крупными (сокращение), неправильных дробей целыми или смешанными числами. Сложение и вычитание обыкновенных дробей (включая смешанные числа) с одинаковыми знаменателями. Арифметические задачи Простые арифметические задачи на нахождение дроби от числа. Простые арифметические задачи на прямую пропорциональную зависимость, на соотношение: расстояние, скорость, время. Составные задачи на встречное движение (равномерное, прямолинейное) двух тел. Геометрический материал Взаимное положение прямых на плоскости (пересекаются, в том числе перпендикулярные; не пересекаются, т. е. параллельные), в пространстве (наклонные, горизонтальные, вертикальные). Знаки: ┴, ║. Уровень, отвес. Высота треугольника, прямоугольника, квадрата. Геометрические тела: куб, брус. Элементы куба, бруса: грани, ребра, вершины; их количество, свойства. Масштаб: 1 : 1 000; 1 : 10 000; 2 : 1; 10 : 1; 100 : 1. 6 класс (4 ч) в неделю, 140 ч в год Разделы программы Нумерация Арифметические действия Нумерация Название темы Нумерация чисел в пределах 1 000 (повторение) Простые и составные числа Геометрический материал Треугольники Арифметические действия Нумерация Арифметические задачи Арифметические действия Арифметические действия с целыми числами Содержание темы Первое полугодие (64 ч) Тысяча (19 ч) Числовой ряд в пределах 1 000. Место каждого числа в числовом ряду. Счет до 1 000 и от 1 000 разрядными единицами (по 1 ед., 1 дес., 1 сот.). Разряды: единицы, десятки, сотни, единицы тысяч. Класс единиц. Получение трехзначных чисел из сотен, десятков, единиц. Представление чисел в виде суммы разрядных слагаемых. Сравнение и упорядочение чисел в пределах 1 000. Увеличение, уменьшение трехзначных чисел на 1, 10, 100. Сложение на основе разрядного состава чисел (400 + 30; 400 + 30 + 2; 400 + 2) Понятие о простых и составных числах. Простые числа в пределах 100. Числа четные, нечетные Виды треугольников по величине углов и длинам сторон. Построение треугольников по трем данным сторонам с помощью циркуля и линейки Сложение, вычитание чисел в пределах 1 000 без перехода через разряд. Округление чисел. Составные арифметические задачи в 2–3 действия Сложение, вычитание чисел в пределах 1 000 с переходом через разряд. Нахождение значения числового выражения со скобками и без скобок в 2 арифметических действия (сложение, вычитание) Количество часов 3 1 1 1 2 Арифметические задачи Арифметические действия Составление арифметических задач по краткой записи, их решение Геометрический материал Ломаная линия. Длина ломаной линии Единицы измерения и их соотношения Арифметические действия Преобразование чисел, полученных при измерении Геометрический материал Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении (устные вычисления) Многоугольники Умножение, деление чисел в пределах 1 000 на однозначное число. Нахождение значения числового выражения со скобками и без скобок в 2 арифметических действия (сложение, вычитание, умножение, деление) Замкнутая, незамкнутая ломаная линия. Построение ломаной линии Вычисление длины ломаной линии Выражение чисел, полученных при измерении длины, массы, стоимости, времени в более крупных (мелких) мерах 3 Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении стоимости, длины, массы, времени двумя мерами приемами устных вычислений (с записью примера в строчку) 2 Многоугольники, их элементы. Четырехугольники, их элементы. Прямоугольник (квадрат). Построение прямоугольника (квадрата). Вычисление периметра многоугольника 1 Резерв Контроль и учет знаний Нумерация Нумерация многозначных чисел в пределах 1 000 000 1 2 1 1 Числа в пределах 1 000 000 (11 ч) Получение единиц тысяч, десятков тысяч, сотен тысяч. Счет в пределах 10 000, присчитывая, отсчитывая по 1 ед. тыс.; счет в пределах 100 000, присчитывая, отсчитывая по 1 дес. тыс.; счет в пределах 1 000 000, присчитывая, отсчитывая по 1 сот. тыс. (устно и с записью чисел). Разряды: единицы, десятки, сотни тысяч; класс тысяч. Нумерационная таблица, сравнение соседних разрядов, сравнение классов тысяч и единиц. Получение четырех-, пяти-, шестизначных чисел из разрядных 6 Арифметические действия Нумерация Геометрический материал Арифметические действия Геометрический материал Арифметические действия Римская нумерация Окружность, круг слагаемых; разложение чисел в пределах 1 000 000 на разрядные слагаемые. Чтение, запись под диктовку, изображение на калькуляторе чисел в пределах 1 000 000. Сравнение чисел в пределах 1 000 000. Округление чисел. Сложение на основе присчитывания разрядных единиц; на основе разрядного состава чисел в пределах 1 000 000 Обозначение римскими цифрами чисел XIII–XX. Обозначение порядкового номера месяца года цифрами римской нумерации Дифференциация окружности и круга. Построение окружности с данным радиусом. Взаимное положение кругов (находится внутри, вне, пересекаются, касаются). Линии в круге: радиус, диаметр, хорда Резерв Контроль и учет знаний Сложение и вычитание чисел в пределах 10 000 (15 ч) Сложение и вычитание Сложение и вычитание чисел в пределах 10 000 без перехода через чисел в пределах 10 000 разряд приемами устных вычислений Сложение чисел в пределах 10 000 без перехода через разряд и с переходом через разряд приемами письменных вычислений Вычитание чисел в пределах 10 000 без перехода через разряд и с переходом через разряд приемами письменных вычислений Нахождение неизвестного слагаемого (с проверкой) Взаимное положение Пересекающиеся, непересекающиеся прямые, их построение. прямых на плоскости. Перпендикулярные прямые. Знак: ┴. Перпендикулярные прямые Построение взаимно перпендикулярных прямых с помощью чертежного угольника Проверка сложения Проверка сложения сложением (путем перестановки слагаемых). Проверка сложения обратным арифметическим действием – вычитанием. 2 1 1 1 1 2 4 1 1 2 Арифметические действия Геометрический материал Арифметические действия Геометрический материал Дроби Дроби Дроби Проверка вычитания Высота треугольника Нахождение неизвестного уменьшаемого, вычитаемого (с проверкой) Проверка вычитания обратным арифметическим действием – сложением Высота треугольника, ее построение в треугольниках разных видов Контроль и учет знаний Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении величин (12 ч) Сложение и вычитание Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении величин с чисел, полученных при соотношением мер, равным 10 измерении (письменные Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении величин с вычисления) соотношением мер, равным 100 Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении величин с соотношением мер, равным 1 000 Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении времени Параллельные прямые. Параллельные прямые. Знак: ║. Построение параллельных Построение параллельных прямых с помощью линейки и чертежного прямых угольника Резерв Контроль и учет знаний Обыкновенные дроби (7 ч) Обыкновенные дроби Образование, запись, чтение обыкновенных дробей. Сравнение долей, дробей с одинаковыми знаменателями, числителями. Правильные, неправильные дроби Образование смешанного Образование, запись, чтение смешанных чисел числа Сравнение смешанных чисел Сравнение смешанных чисел с разными целыми числами; с одинаковыми целыми числами и разными дробями Резерв Повторение, обобщение пройденного 2 1 1 1 3 3 1 2 1 1 3 1 1 1 1 Дроби Дроби Геометрический материл Дроби Арифметические задачи Дроби. Арифметические задачи Геометрический материал Дроби Геометрический материал Дроби Второе полугодие (72 ч) Обыкновенные дроби (продолжение) (26 ч) Основное свойство дроби Знакомство с основным свойством дроби в процессе предметнопрактической деятельности. Выражение дробей в более мелких (крупных) долях Преобразование Замена неправильной дроби целым или смешанным числом. обыкновенных дробей Сокращение дробей. Взаимное положение Взаимное положение прямых в пространстве: вертикальное, прямых в пространстве горизонтальное, наклонное Нахождение части от числа Нахождение одной части от числа. Простые арифметические задачи на нахождение одной части от числа Нахождение нескольких Нахождение нескольких частей от числа. частей от числа Простые арифметические задачи на нахождение нескольких частей от числа Уровень Знакомство с прибором для проверки горизонтального положения предметов – уровнем. Практические работы с использованием уровня Сложение и вычитание Сложение обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями обыкновенных дробей с Вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями одинаковыми знаменателями Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями с преобразованием дроби, полученной в ответе Вычитание дроби из единицы Вычитание дроби из нескольких целых Отвес Определение вертикального положения предметов с помощью отвеса. Практические работы по изготовлению отвеса, его использованию Сложение и вычитание Сложение смешанных чисел смешанных чисел Вычитание смешанных чисел (без преобразования уменьшаемого) Сложение смешанного и целого чисел. Вычитание целого числа из смешанного числа Сложение смешанного числа и дроби. Вычитание дроби из смешанного числа (без преобразования 2 2 1 2 2 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 Геометрический материал Куб, брус, шар уменьшаемого) Вычитание смешанных чисел с преобразованием уменьшаемого Геометрические тела: куб, брус, шар. Дифференциация плоскостных и объемных геометрических фигур Резерв Контроль и учет знаний Арифметические задачи Арифметические задачи Арифметические задачи Арифметические задачи Геометрический материал Арифметические задачи Скорость. Время. Расстояние (9 ч) Нахождение расстояния Понятие скорости. на основе зависимости Зависимость между скоростью, временем, расстоянием. между скоростью, временем, Простые арифметические задачи на нахождение расстояния расстоянием на основе зависимости между скоростью, временем, расстоянием: краткая запись задачи в виде таблицы, выполнение решения, формулировка ответа. Составление задач на нахождение расстояния по краткой записи Нахождение скорости Простые арифметические задачи на нахождение скорости на основе на основе зависимости зависимости между скоростью, временем, расстоянием: краткая между скоростью, временем, запись задачи в виде таблицы, выполнение решения, формулировка расстоянием ответа. Составление задач на нахождение скорости по краткой записи Нахождение времени Простые арифметические задачи на нахождение времени на основе на основе зависимости зависимости между скоростью, временем, расстоянием: краткая между скоростью, временем, запись задачи в виде таблицы, выполнение решения, формулировка расстоянием ответа. Составление задач на нахождение времени по краткой записи Задачи на нахождение Дифференциация задач на нахождение расстояния, скорости, расстояния, скорости, времени на основе зависимости между скоростью, временем, времени расстоянием Куб Элементы куба: грань, ребро, вершина; их свойства. Противоположные, смежные грани куба Задачи на встречное Составные арифметические задачи на встречное движение движение (равномерное, прямолинейное) двух тел Контроль и учет знаний 2 1 1 1 2 1 1 1 1 2 1 Арифметические действия Арифметические действия Геометрический материал Арифметические действия Арифметические задачи Арифметические действия Умножение и деление чисел в пределах 10 000 (31 ч) Умножение многозначных Умножение многозначных чисел на однозначное число в пределах чисел на однозначное число 10 000 приемами устных вычислений (с записью примера в строчку) Умножение многозначных чисел на однозначное число в пределах 10 000 приемами письменных вычислений (с записью примера в столбик) Умножение многозначных Умножение двузначных, трехзначных чисел на однозначное число чисел на круглые десятки в пределах 10 000 приемами письменных вычислений (с записью примера в столбик) Брус Элементы бруса: грань, ребро, вершина; их свойства. Противоположные, смежные грани бруса Контроль и учет знаний Деление многозначных Деление многозначных чисел на однозначное число в пределах чисел на однозначное число 10 000 приемами устных вычислений (с записью примера в строчку) Деление многозначных чисел на однозначное число в пределах 10 000 приемами письменных вычислений (с записью примера в столбик). Деление многозначных чисел на круглые десятки Геометрический материал Масштаб Арифметические действия Деление с остатком Арифметические действия Все действия в пределах 10 000 Простые арифметические задачи на пропорциональную зависимость между ценой, количеством, стоимостью Деление чисел в пределах 10 000 на однозначное число приемами письменных вычислений (с записью примера в столбик) 1 5 2 1 1 1 7 2 Масштаб: 1 : 2; 1 : 5; 1 : 10; 1 : 100 (повторение). Масштаб: 1 : 1 000; 1 : 10 000; 2 : 1; 10 : 1; 100 : 1. Изображение длины и ширины предметов с помощью отрезков в масштабе. Построение прямоугольника в масштабе Выполнение деления с остатком чисел в пределах 10 000 приемами письменных вычислений (с записью примера в столбик) с проверкой 2 Сложение, вычитание, умножение и деление чисел, полученных при счете и при измерении величин 5 2 Резерв Контроль и учет знаний 5 1 Итоговое повторение (6 ч) Критерии оценки знаний и умений обучающихся 1.Оценка устных ответов Оценка «5» ставится ученику, если он: а) даёт правильные, осознанные ответы на все поставленные вопросы, может подтвердить правильность ответа предметно-практическими действиями, знает и умеет применять правила, умеет самостоятельно оперировать математическими представлениями; б) умеет самостоятельно решать задачу, объяснить ход решения; в) умеет производить и объяснять устные и письменные вычисления; г) правильно узнаёт и называет геометрические фигуры, их элементы, положения фигур по отношению друг к другу на плоскости в пространстве; д) правильно выполняет работы по измерению и черчению с помощью измерительного и чертёжного инструментов. Оценка «4» ставится ученику, если его ответ в основном соответствуют требованиям, установленным для оценки «5», но: а) при ответе допускает отдельные нечётности , оговорки, нуждается в дополнительных вопросах; б) при вычислении нуждается в дополнительных записях; в) при решении задач нуждается в дополнительных вопросах учителя, помогающих анализу предложенной задачи, уточнению вопросов задачи, объяснению выбора действий; г) с незначительной помощью учителя правильно узнаёт геометрические фигуры, называет их элементы, положение фигур на плоскости и в пространстве; д) выполняет работы по измерению и черчению с недостаточной точностью. Оценка «3» ставится ученику, если он: а) при незначительной помощи учителя или учащихся класса даёт правильные ответы на поставленные вопросы, формулирует правила, может их применять; б) производит вычисления с опорой на различные виды счётного материала; в) понимает и записывает после обсуждения решения задачи под руководством учителя; г) узнаёт и называет геометрические фигуры, их элементы, положение фигур на плоскости и в пространстве, с использованием записей и чертежей в тетрадях, в учебниках, та таблицах; д) правильно выполняет измерение и черчение после предварительного обсуждения последовательности работы. Оценка «2» ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не может воспользоваться с помощью учителя, других учащихся. 2.Письменная проверка знаний и умений учащихся Учитель проверяет и оценивает все письменные работы учащихся. При оценке письменных работ используются нормы оценок письменных контрольных работ, при этом учитывается уровень самостоятельности ученика, особенности его развития. По своему содержанию письменные контрольные работы могут быть: 1) однородными – только задачи, только примеры, только построение геометрических фигур; 2)комбинированными – это зависит от цели работы, класса и объёма проверяемого материала. Объём контрольной работы должен быть таким, чтобы на выполнение учащимся требовалось в 8 классе 35-40 минут. В комбинированную контрольную работы могут быть включены: 1-3 простые задачи и составная или 2 составные задачи, примеры в одно или несколько арифметических действий, математический диктант, сравнение чисел, математических выражений, вычислительные, измерительные задачи или другие геометрические задания. При оценке письменных работ по математике грубыми ошибками следует считать: неверное выполнение вычислений, неправильное решение задачи, неумение правильно выполнять измерения и построение геометрических фигур. Негрубыми ошибками считаются ошибки, допущенные в процессе списывания числовых данных (искажение, замена) знаков арифметических действий, нарушение в формулировке вопроса (ответа) задачи, правильности расположения записей, чертежей, небольшая нечётность в измерении и черчении. Оценка не снижается за грамматические ошибки, допущенные в работе. Исключение составляют случаи написания тех слов и словосочетаний, которые широко используются на уроках математики (названия компонентов, результатов действий, величин и др.) При оценке комбинированных работ: Оценка «5» ставится, если вся работа выполнена без ошибок. Оценка «4» ставится, если в работе имеются 2-3 негрубые ошибки. Оценка «3» ставится, если решены простые задачи, но не решена составная или решена одна из двух составных задач, правильно выполнена большая часть других заданий. Оценка «2» ставится, если не решены задачи, но сделаны попытки их решить и выполнено менее половины других заданий. При оценке работ, состоящих из примеров и других заданий: «5» - если все задания выполнены правильно. «4» - если допущены 1-2 негрубые ошибки. «3» - если допущены 1-2 грубые ошибки или 3-4 негрубые. «2» - если допущены 3-4 грубые ошибки и ряд негрубых. При оценке работ, состоящих только из задач с геометрическим содержанием (решение задач на вычисление градусной меры углов, площадей, объёмов и т.д.): «5» - все задания выполнены правильно. «4» - 1-2 негрубые ошибки при решении задач на вычисление или измерение, а построение выполнено недостаточно точно; «3» - если не решена одна или 2-3 задач на вычисление, если при измерении допущены небольшие неточности; «2» - если не решены 2 задачи на вычисление, получен неверный результат при измерении. Нормы оценок второго (минимально необходимого) уровня: Оценка "5"- ставится, когда ученик обнаруживает усвоение минимально необходимого уровня учебных программ; отвечает без особых затруднений на наводящие вопросы учителя; умеет применять полученные знания на практике с помощью педагога; в устных ответах не допускается серьезных ошибок, легко устраняет отдельные неточности с помощью дополнительных вопросов учителя, в письменных работах делает незначительные ошибки; Оценка "4"- ставится, когда ученик обнаруживает усвоение минимально необходимого уровня учебных программ, но испытывает затруднения при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных уточняемых вопросов учителя; предпочитает отвечать на вопросы наводящего характера и испытывает затруднение при ответах на вопросы; допускает ошибки в письменных работах. Оценка "3"- ставится, когда у ученика имеются представления об изучаемом материале, но все же большая часть минимально необходимого уровня учебных программ не усвоена, в письменных работах ученик допускает грубые ошибки Оценка "2", Оценка «1» не ставятся на втором уро