РП по музыке 5 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Музыка»
(Приложение к основной образовательной программе для детей с умственной
отсталостью)

5 класс

Алапаевск

Изучение музыки в 5 классе имеет своей целью формирование музыкальной
культуры школьников, развитие эмоционального, осознанного восприятия музыки
как в процессе активного участия в хоровом и сольном исполнении, так и во время
слушания музыкальных произведений.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
- Формировать у детей интерес к музыкальной культуре.
- Развивать умение вслушиваться в музыку, запоминать и различать знакомые
музыкальные звуки и мелодии.
- Развивать умение прислушиваться к мелодии и словам песен.
- Учить выполнять простейшие танцевальные движения под музыку.
- Формировать практические навыки сотрудничества со сверстниками.
- Развивать положительные качества и свойства личности.
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, на которых
используются различные формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная
работа, работа в парах.
При проведении уроков музыки предполагается использование следующих
методов:
- методов организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
(словесный, наглядный, практический);
- методов стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
- методов контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной
деятельности;
- методов исследования (наблюдение, анкетирование);
- метода изучения продуктов творчества (результатов эстетического творчества).
Общая характеристика учебного предмета
Содержание программного материала уроков состоит из музыкальных
сочинений для слушания и исполнения, вокальных упражнений. Основу содержания
программы составляют произведения отечественной (русской) музыкальной
культуры: музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная.
Раздел «Пение» включает произведения для формирования вокально-хоровых
навыков и умений учащихся в зависимости от уровня певческого развития по годам
обучения. Классика, фольклор, современная (зарубежная и отечественная) песня —
основа формирования вокально-хорового репертуара классного хора.
В работе с солистами и при инсценирование песен внимание учителя должно
быть направлено на чистоту интонации, строя и ансамбля. Пение без сопровождения
способствует выработке стройности и чистоты интонации, красоты звука, ансамбля,
воспитывает привычку к слуховому самоконтролю. Задача творческого раскрытия
образа песни является главной и подчиняет себе вокально-технические приемы
исполнения. В формировании устойчивого интереса к хоровому пению
значительную роль играет «концертное» исполнение песен.
Обучение учащихся пятых классов сопряжено с определенными трудностями
мутационного периода, значительно осложняющего их участие в хоровом пении.
Школьникам не рекомендуется громко петь.
В разделе «Слушание музыки» важным является создание благоприятных
условий для восприятия музыки: атмосфера концертного зала, доверительное

общение со сверстниками и учителем. Опыт слушания учащимися
высокохудожественной музыки, накопленный в начальной школе, является основой,
на которой осуществляется дальнейшее изучение музыкального материала.
Раздел «Элементы музыкальной грамоты» содержит элементарный минимум
знаний о музыке и музыкальной деятельности.
При разучивании хоровых произведений, в процессе слушания музыки
учитель в живой и увлекательной форме рассказывает о связях музыкального
искусства с жизнью, об элементарных закономерностях музыки, о жанрах
музыкального искусства, о непреходящем значении народного творчества,
используя при этом яркие примеры звучания музыки различных эпох и стилей,
особенности творчества различных композиторов.
В ходе планирования учитель продумывает перспективные и ретроспективные
связи уроков музыки в течение одной четверти, учебного года, в пятых классах.
Наряду с освоением учащимися нового материала важнейшей задачей учителя
становится повторение и закрепление ранее изученного. Это поможет ученикам
вспомнить полюбившиеся им песни, сохранить их в своем репертуаре, включить в
программу своих выступлений на школьных вечерах, праздниках и в дальнейшем
возвращаться к их исполнению.
Уроки музыки должны проводиться в специально оборудованных
музыкальных кабинетах.
Оценка по предмету «Музыка» должна учитывать индивидуальный уровень
интеллектуального, психического и музыкального развития школьника,
интенсивность
его
формирования
музыкально-слуховых
представлений,
практических умений и навыков, накопление первичных знаний о музыке. Поводом
для отрицательной оценки действий учащегося не могут служить отсутствие ярко
выраженного интереса к музыкальным занятиям и эмоционального отклика на
музыку, бедность речевых характеристик исполняемой музыки, нарушение
координации между слухом и голосом, слухом и моторно-двигательными
проявлениями.
Музыкальный материал дан в виде списка музыкальных произведений для
различных видов музыкальной деятельности. Песенный репертуар выделен в
самостоятельный раздел и подразумевает свободный выбор песен учителем. Пьесы
для слушания способны выполнять несколько функций:
- дети могут слушать произведение;
- беседовать о характере, особенностях формы произведения;
- пропевать главную тему инструментального произведения голосом;
- выполнять индивидуальные задания творческого характера: рисунки на тему
произведения, сочинять небольшие сочинения, рассказы о музыке;
- исполнять ритмическое сопровождение к ней на музыкальных инструментах;
- включать ее звучание в инсценировку сказок, жизненных ситуаций и т. д.
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) учебный предмет «Музыка» и является
обязательной частью учебного плана.
Рабочая программа по предмету «Музыка» в 5 классе в соответствии с учебным
планом рассчитана на 35 часов в год, т.е. 1 часа в неделю (35 учебных недели).

Тематический план предмета «Музыка» для 5 класса
I
четверть

II
четверть

III
четверть

IV
четверть

За год

Пение

2

2

3

2

9

Слушание музыки

4

4

5

5

18

Элементы музыкальной грамоты

2

2

2

2

8

8

8

10

Раздел

9

35

Планируемые результаты освоения программы
Освоение обучающимися рабочей программы, которая создана на основе
ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и
предметных.
Личностные результаты освоения учебной программой по предмету
«Музыка» для учащихся 5 класса включают индивидуально-личностные качества и
социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые
ценностные установки.
На уроках музыки будут формироваться следующие личностные результаты:
1) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
2) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия;
3) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
4) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие
социально значимых мотивов учебной деятельности;
5) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
6) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
7) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Личностные результаты оцениваются в общей системе экспертной оценки,
используемой в образовательной организации.
Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и
умения, специфичные для учебного предмета «Музыка», характеризуют опыт по
получению нового знания, достижения обучающихся в усвоении знаний и умений,
возможности их применения в практической деятельности и должны отражать:
1. Выразительно петь с выполнением динамических оттенков, ритмично и
выразительно, сохраняя необходимый строй и ансамбль.
2. Различать знакомые танцы по их мелодии, ритмическому рисунку, уметь
различать мелодии и сопровождение в песне.
3. Участвовать в коллективной игре на различных музыкальных инструментах,
переходить от быстрого к медленному темпу, отмечать простейший ритмический

рисунок в хлопках.
4. Эмоционально реагировать на содержание знакомых музыкальных произведений,
выполнять движения различного характера с предметами и без них .
Готовность применения предметных результатов определят два уровня:
минимальный и достаточный. Минимальный уровень является обязательным для
большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).
Предполагается, что к концу обучения в 5 классе учащиеся будут иметь:
Минимальный уровень:
- Узнавать прослушанное произведение;
- Вспомнить примерное название и композитора написавшего послушанную
музыку;
- Участвовать в обсуждении темы;
- Подбирать нужные слова для описания прослушанного произведения или песни (с
помощью учителя);
- Прохлопать (простучать) прослушанный ритмический рисунок (с помощью
учителя);
- Уметь пользоваться рабочей тетрадью под руководством учителя.
Достаточный уровень:
- Узнавать прослушанное ранее музыкальное произведение;
- Вспоминать название и композитора написавшего прослушанное произведение;
- Участвовать в обсуждении темы, в выделении основной мысли прослушанного
музыкального произведения или песни;
- При анализе прослушанного произведения или песни четко и правильно
подбирать слова (предложения);
- Прохлопать (простучать) прослушанный ритмический рисунок;
- Различать части музыкального произведения (песни), с опорой на таблицу;
- Уметь пользоваться рабочей тетрадью.
Система оценивания
Все задания сопровождаются эталонами правильных ответов.
Правильное выполнение каждого задания теоретической части с вариантами
ответов оценивается – 1 баллом; неверное – 0 баллов.
Задание считается выполненным верно, если ученик выбрал (отметил) номер
правильного ответа.
Задание считается невыполненным в следующих случаях: а) указан номер
неправильного ответа; б) указаны номера двух или более ответов, даже если среди
них указан и номер правильного ответа; в) номер ответа не указан.
Максимальное количество баллов за выполнение теста с вариантами ответов
– 10 баллов.
Дополнительные вопросы без вариантов ответов оцениваются по 2 балла.
Максимальное количество баллов за дополнительные вопросы – 6 баллов.
Количество баллов за выполнение практического задания:
«5» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, аккуратно, с
соблюдением последовательности выполнения заданий.

«4» - обучающийся владеет основными музыкальными терминами, работа
выполнена в заданное время с незначительной помощью учителя достаточно
аккуратно, имеются 2 – 3 ошибки и т.д.
«3» - минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к
конкретной работе; работа выполнена со значительной помощью учителя или
одноклассников, неаккуратно, имеются 4-6 ошибок и т.д.
«2» - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: обучающийся
плохо
владеет
основными
музыкальными
терминами,
не
может самостоятельно выполнить продуктивные задания по теме, работа
выполнена небрежно.
Схема перевода суммарного первичного балла за выполнение всех заданий
итоговой работы в отметку по пятибалльной шкале
Баллы
Отметка

менее 7
2

8 - 11
3

12 - 18
4

19 - 21
5

Изучение предмета «Музыка» в 5 классе направлено на формирование
следующих базовых учебных действий.
Личностные учебные действия
 активно включаться в общеполезную социальную деятельность;
 осуществлять действия самоконтроля за свои поступки в школе, в обществе, в
природе;
 уважительно и бережно относиться к труду работников школы, школьному
имуществу;
 проявлять самостоятельность при выполнении заданий;
 оказывать помощь сверстникам и взрослым;
 гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих
товарищей;
 адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки,
живописи и др.;
 проявлять бережное отношение к культурно-историческому наследию родного
края и страны.
Коммуникативные учебные действия
 вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального
взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
 слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его;
 использовать доступные источники и средства получения информации для
решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия
 принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических
задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;
 осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения
практических и учебных задач;
 осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
 осуществлять действия самоконтроля в процессе деятельности;

 адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в
соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия
 дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;
 использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез,
обобщение, классификацию, закономерностей, причинно-следственных связей) на
наглядном, доступном вербальном материале;
 использовать в деятельности межпредметные знания для формирования
художественно-эстетических умений, для решения практических заданий.
Диагностика БУДов проводится в соответствии с «Программой формирования
базовых учебных действий», реализуемой в образовательной организации.
Содержание учебного предмета «Музыка» в 5 классе
Раздел 1. «Пение»
Тема: Песни из мультипликационных фильмов.
Вспомнить мультипликационный фильм. Выучить текст песни (правильно
произнося все буквы, слова). Правильно передать характер песни, соблюдая ритм,
темп, настроение.
Тема: Песни из кинофильмов.
Вспомнить содержание фильма, характер героя исполнявшего эту песню.
Выучить текст песни (правильно произнося все буквы, слова). Правильно передать
характер песни, соблюдая ритм, темп, настроение.
Тема: Исторические песни.
Внимательное прослушивание песни. Обсуждение характера и настроения,
исторических событий связанных с написанием песни. Выучить текст песни
(правильно произнося все буквы, слова). Правильно передать характер песни,
соблюдая ритм, темп, настроение.
Тема: Песни о школьной поре.
Внимательное прослушивание песни. Обсуждение характера и настроения,
событий связанных с написанием песни. Выучить текст песни (правильно произнося
все буквы, слова). Правильно передать характер песни, соблюдая ритм, темп,
настроение.
Раздел 2. «Слушание музыки»
Тема: Великие русские композиторы.
Учить детей слушать классическую музыку. Уметь анализировать
прослушанное произведение. Находить самостоятельно дополнительный материал
по заданной теме.
Тема: Великие зарубежные композиторы.

Учить детей слушать классическую музыку. Уметь анализировать
прослушанное произведение. Находить самостоятельно дополнительный материал
по заданной теме.
Тема: Великие композиторы мира.
Учить детей слушать классическую музыку. Уметь анализировать
прослушанное произведение. Находить самостоятельно дополнительный материал
по заданной теме. Закреплять умение работы с тетрадью (т.к. с некоторыми
композиторами они уже знакомы).
Раздел 3. «Элементы музыкальной грамоты»
Тема: Связь музыкального искусства с жизнью.
При прослушивании музыки (песни) дети могут провести параллель с
окружающей их действительностью. Дети могут сами объяснить многие
происходящие события в прослушанном музыкальном материале.
Тема: Жанры музыкального искусства.
Дети узнают названия и особенности стиля в музыкальном искусстве.
Впоследствии самостоятельно (с помощью учителя) могут определить
определенный жанр и стиль музыкального произведения. Обосновав свой выбор в
названии жанра или стиля.
Тема: Народное творчество России.
Так как в мире существует не только классическая музыка, но и народная
необходимо детей познакомить с ней. С её особенностями, манерой исполнения.
Дети могут проанализировать музыку, отличить её от классической, связать с
определенными праздниками.
Тема: Музыка разных стилей и эпох.
В разное время музыка отличалась своими красками, стилями, колоритом.
Дети прослушивают музыку, находит в ней определенные жанры, стили и
направления. Они учатся её анализировать.
Тематическое планирование 5 класс
Дата

1

2

Тема урока

Разучивание песни
«По дороге с
облаками» из м/ф «По
дороге с облаками»
Разучивание песни
«Песенка друзей» из
м/ф «По дороге с
облаками»

Кол.
часов

Вид деятельности

1 четверть
1
Просмотр и обсуждение м/ф. Поступков
героев, обсуждение слов в песни.
Распевание, разучивание. Вид деятельности: групповой, индивидуальный.
1
Обсуждение м/ф. Повтор изученной
песни. Прослушивание, обсуждение слов и
музыки в песни. Распевание, разучивание.
Исполнение обеих изученных песен. Вид
деятельности:
групповой,
индивидуальный.

3
4

Великий русский
композитор
П.И.Чайковский. Балет
«Лебединое озеро»

2

5
6

Великий русский
композитор
С.В.Рахманинов.
Опера «Алеко»

2

7

Разучивание песни
«Утенок» из м/ф
«Однажды утром»

1

8

Разучивание песни
«Мир похож на
цветной луг» из м/ф
«Однажды утром»

1

Вспомнить биографию П.И.Чайковского.
Объяснить (напомнить) детям понятие
балет. Прослушивание, просмотр и анализ
более ярких и известных музыкальных
отрывков. Вид деятельности: групповой,
индивидуальный.
Вспомнить биографию С.В.Рахманинова.
Объяснить (напомнить) детям понятие
опера. Прослушивание, просмотр и анализ
более ярких и известных музыкальных
отрывков. Вид деятельности: групповой,
индивидуальный.
Просмотр и обсуждение м/ф. Поступков
героев, обсуждение слов в песни.
Распевание,
разучивание.
Вид
деятельности:
групповой,
индивидуальный.
Обсуждение м/ф. Повтор изученной
песни. Прослушивание, обсуждение слов и
музыки в песни. Распевание, разучивание,
прохлапывание
ритма
по
время
исполнения припева песни. Исполнение
обеих изученных песен. Вид деятельности:
групповой, индивидуальный.

2 четверть
9

Разучивание песни
«Три белых коня» из
к/ф «Чародеи»

1

10

Разучивание песни
«Чтоб могли на Марс
летать» из к/ф
«Новогодние
приключение Маши и
Вити»
Творчество
норвежского
композитора Эдварда
Грига. Пьеса «Пер
Гюнт».

1

Творчество немецкого
композитора

2

11
12

13
14

2

Просмотр и обсуждение отрывка из к/ф.
Поступков героев, обсуждение слов в
песни. Распевание, разучивание. Вид
деятельности:
групповой,
индивидуальный.
Просмотр и обсуждение отрывка к/ф.
Поступков героев, обсуждение слов в
песни. Распевание, разучивание. Вид
деятельности:
групповой,
индивидуальный.
Рассказать детям биографию Э.Грига.
Объяснить (напомнить) детям понятие
пьеса. Прослушивание, просмотр и анализ
более ярких и известных музыкальных
отрывков. Вид деятельности: групповой,
индивидуальный.
Рассказать детям биографию Л.В.Бетховена. Объяснить (напомнить) детям

Л.В.Бетховена.
Симфония №3
«Героическая»
15

Музыкальный жанр романс.

1

16

Музыкальный жанр джаз.

1

понятие
симфония.
Прослушивание,
просмотр и анализ более ярких и известных музыкальных отрывков. Вид деятельности: групповой, индивидуальный.
Дать
определение
жанра
романс.
Прослушивание, просмотр и анализ ярких
и известных романсов. Запись в тетрадях.
Вид
деятельности:
групповой,
индивидуальный.
Дать
определение
жанра
джаз.
Прослушивание, просмотр и анализ ярких
и известных джазовых произведений.
Запись в тетрадях. Вид деятельности:
групповой, индивидуальный.

3 четверть
17
18

Разучивание песни
«Моя Россия»

2

19

Разучивание песни
«Атланты»

1

20

Великие композиторы
мира.

1

21
22

Творчество русского
композитора
М.П.Мусоргского.
Опера «Борис
Годунов».

2

23

Творчество

2

Просмотр и обсуждение песен о России.
Стихи,
перечисление
исторических
событий связанных с Россией с записью в
тетради. Поступков героев, обсуждение
слов в песни. Распевание, разучивание.
Вид
деятельности:
групповой,
индивидуальный.
Просмотр и обсуждение песен. Стихи,
перечисление
исторических
событий
связанных с записью в тетради. Поступков
героев, обсуждение слов в песни.
Распевание,
разучивание.
Вид
деятельности:
групповой,
индивидуальный.
Вспомнить всех композиторов, названия
произведений
с
которыми
дети
знакомились в этом учебном году.
Вспомнить
имена,
фамилии
и
произведения композиторов. Вид
деятельности:
групповой,
индивидуальный.
Рассказать
детям
биографию
М.П.Мусоргского. Объяснить (напомнить)
детям понятие опера. Прослушивание,
просмотр и анализ более ярких и
известных музыкальных отрывков. Вид
деятельности:
групповой,
индивидуальный.
Рассказать детям биографию Ф.Листа.

24

венгерского
композитора Ференца
Листа. «Венгерская
рапсодия №2»

25

Народное творчество
России.

1

26

Музыкальные стили в
разные эпохи.

1

Объяснить (напомнить) детям понятие
рапсодия. Прослушивание, просмотр и
анализ более ярких и известных
музыкальных
отрывков.
Вид
деятельности:
групповой,
индивидуальный.
Дать определение народное творчество.
Запись в тетрадях. Прослушивание,
просмотр и анализ ярких народных
музыкальных
произведений.
Вид
деятельности:
групповой,
индивидуальный.
Рассказать детям, какие стили в музыке
мы можем чаще всего слышать. В какое
время были популярны определенные
стили в музыкальном искусстве. Запись в
тетрадях. Прослушивание, просмотр и
анализ более ярких и известных
музыкальных
отрывков.
Вид
деятельности:
групповой,
индивидуальный.

4 четверть
27

Разучивание песни
«Эта школа – это
дружный наш класс!»

1

28

Разучивание песни
«Воспитательница
наша хороша»

1

29

Творчество польского
композитора
Ф.Шопена. Нортюн
№20, прелюдия №4.

1

30

Творчество польского
композитора
Ф.Шопена. Мелодия
любви, соната №2
(часть 3).

1

Просмотр и обсуждение песни. Поступков
героев, обсуждение слов в песни.
Распевание,
разучивание.
Вид
деятельности:
групповой,
индивидуальный.
Просмотр и обсуждение песни. Поступков
героев, обсуждение слов в песни.
Распевание,
разучивание.
Вид
деятельности:
групповой,
индивидуальный.
Рассказать детям биографию Ф.Шопена.
Объяснить (напомнить) детям понятие
ноктюрн, прелюдия. Прослушивание,
просмотр и анализ более ярких и
известных музыкальных отрывков. Вид
деятельности:
групповой,
индивидуальный.
Вспомнить
биографию
Ф.Шопена,
определения
прелюдия,
ноктюрн.
Объяснить (напомнить) детям понятие
соната. Прослушивание, просмотр и
анализ более ярких и известных

31
32

Творчество русского
композитора Дж.
Верди. Опера
«Риголетто».

2

33

Повтор пройденных
тем за год.
Написание итогового
теста по темам года.
Итого

1

34

1
35

музыкальных
отрывков.
Вид
деятельности:
групповой,
индивидуальный.
Рассказать детям биографию Дж.Верди.
Объяснить (напомнить) детям понятие
опера. Прослушивание, просмотр и анализ
более ярких и известных музыкальных
отрывков. Вид деятельности: групповой,
индивидуальный.
Подготовка детей к написанию итогового
теста.


Наверх

сведения образовательной организации

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».