РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Музыка» (Приложение к основной образовательной программе для детей с умственной отсталостью) 5 класс Алапаевск Изучение музыки в 5 классе имеет своей целью формирование музыкальной культуры школьников, развитие эмоционального, осознанного восприятия музыки как в процессе активного участия в хоровом и сольном исполнении, так и во время слушания музыкальных произведений. Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач: - Формировать у детей интерес к музыкальной культуре. - Развивать умение вслушиваться в музыку, запоминать и различать знакомые музыкальные звуки и мелодии. - Развивать умение прислушиваться к мелодии и словам песен. - Учить выполнять простейшие танцевальные движения под музыку. - Формировать практические навыки сотрудничества со сверстниками. - Развивать положительные качества и свойства личности. Программа предусматривает проведение традиционных уроков, на которых используются различные формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах. При проведении уроков музыки предполагается использование следующих методов: - методов организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (словесный, наглядный, практический); - методов стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности; - методов контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности; - методов исследования (наблюдение, анкетирование); - метода изучения продуктов творчества (результатов эстетического творчества). Общая характеристика учебного предмета Содержание программного материала уроков состоит из музыкальных сочинений для слушания и исполнения, вокальных упражнений. Основу содержания программы составляют произведения отечественной (русской) музыкальной культуры: музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная. Раздел «Пение» включает произведения для формирования вокально-хоровых навыков и умений учащихся в зависимости от уровня певческого развития по годам обучения. Классика, фольклор, современная (зарубежная и отечественная) песня — основа формирования вокально-хорового репертуара классного хора. В работе с солистами и при инсценирование песен внимание учителя должно быть направлено на чистоту интонации, строя и ансамбля. Пение без сопровождения способствует выработке стройности и чистоты интонации, красоты звука, ансамбля, воспитывает привычку к слуховому самоконтролю. Задача творческого раскрытия образа песни является главной и подчиняет себе вокально-технические приемы исполнения. В формировании устойчивого интереса к хоровому пению значительную роль играет «концертное» исполнение песен. Обучение учащихся пятых классов сопряжено с определенными трудностями мутационного периода, значительно осложняющего их участие в хоровом пении. Школьникам не рекомендуется громко петь. В разделе «Слушание музыки» важным является создание благоприятных условий для восприятия музыки: атмосфера концертного зала, доверительное общение со сверстниками и учителем. Опыт слушания учащимися высокохудожественной музыки, накопленный в начальной школе, является основой, на которой осуществляется дальнейшее изучение музыкального материала. Раздел «Элементы музыкальной грамоты» содержит элементарный минимум знаний о музыке и музыкальной деятельности. При разучивании хоровых произведений, в процессе слушания музыки учитель в живой и увлекательной форме рассказывает о связях музыкального искусства с жизнью, об элементарных закономерностях музыки, о жанрах музыкального искусства, о непреходящем значении народного творчества, используя при этом яркие примеры звучания музыки различных эпох и стилей, особенности творчества различных композиторов. В ходе планирования учитель продумывает перспективные и ретроспективные связи уроков музыки в течение одной четверти, учебного года, в пятых классах. Наряду с освоением учащимися нового материала важнейшей задачей учителя становится повторение и закрепление ранее изученного. Это поможет ученикам вспомнить полюбившиеся им песни, сохранить их в своем репертуаре, включить в программу своих выступлений на школьных вечерах, праздниках и в дальнейшем возвращаться к их исполнению. Уроки музыки должны проводиться в специально оборудованных музыкальных кабинетах. Оценка по предмету «Музыка» должна учитывать индивидуальный уровень интеллектуального, психического и музыкального развития школьника, интенсивность его формирования музыкально-слуховых представлений, практических умений и навыков, накопление первичных знаний о музыке. Поводом для отрицательной оценки действий учащегося не могут служить отсутствие ярко выраженного интереса к музыкальным занятиям и эмоционального отклика на музыку, бедность речевых характеристик исполняемой музыки, нарушение координации между слухом и голосом, слухом и моторно-двигательными проявлениями. Музыкальный материал дан в виде списка музыкальных произведений для различных видов музыкальной деятельности. Песенный репертуар выделен в самостоятельный раздел и подразумевает свободный выбор песен учителем. Пьесы для слушания способны выполнять несколько функций: - дети могут слушать произведение; - беседовать о характере, особенностях формы произведения; - пропевать главную тему инструментального произведения голосом; - выполнять индивидуальные задания творческого характера: рисунки на тему произведения, сочинять небольшие сочинения, рассказы о музыке; - исполнять ритмическое сопровождение к ней на музыкальных инструментах; - включать ее звучание в инсценировку сказок, жизненных ситуаций и т. д. Место учебного предмета в учебном плане В соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебный предмет «Музыка» и является обязательной частью учебного плана. Рабочая программа по предмету «Музыка» в 5 классе в соответствии с учебным планом рассчитана на 35 часов в год, т.е. 1 часа в неделю (35 учебных недели). Тематический план предмета «Музыка» для 5 класса I четверть II четверть III четверть IV четверть За год Пение 2 2 3 2 9 Слушание музыки 4 4 5 5 18 Элементы музыкальной грамоты 2 2 2 2 8 8 8 10 Раздел 9 35 Планируемые результаты освоения программы Освоение обучающимися рабочей программы, которая создана на основе ФГОС, предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных. Личностные результаты освоения учебной программой по предмету «Музыка» для учащихся 5 класса включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки. На уроках музыки будут формироваться следующие личностные результаты: 1) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; 2) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; 3) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; 4) принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности; 5) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; 6) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 7) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Личностные результаты оцениваются в общей системе экспертной оценки, используемой в образовательной организации. Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для учебного предмета «Музыка», характеризуют опыт по получению нового знания, достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности и должны отражать: 1. Выразительно петь с выполнением динамических оттенков, ритмично и выразительно, сохраняя необходимый строй и ансамбль. 2. Различать знакомые танцы по их мелодии, ритмическому рисунку, уметь различать мелодии и сопровождение в песне. 3. Участвовать в коллективной игре на различных музыкальных инструментах, переходить от быстрого к медленному темпу, отмечать простейший ритмический рисунок в хлопках. 4. Эмоционально реагировать на содержание знакомых музыкальных произведений, выполнять движения различного характера с предметами и без них . Готовность применения предметных результатов определят два уровня: минимальный и достаточный. Минимальный уровень является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Предполагается, что к концу обучения в 5 классе учащиеся будут иметь: Минимальный уровень: - Узнавать прослушанное произведение; - Вспомнить примерное название и композитора написавшего послушанную музыку; - Участвовать в обсуждении темы; - Подбирать нужные слова для описания прослушанного произведения или песни (с помощью учителя); - Прохлопать (простучать) прослушанный ритмический рисунок (с помощью учителя); - Уметь пользоваться рабочей тетрадью под руководством учителя. Достаточный уровень: - Узнавать прослушанное ранее музыкальное произведение; - Вспоминать название и композитора написавшего прослушанное произведение; - Участвовать в обсуждении темы, в выделении основной мысли прослушанного музыкального произведения или песни; - При анализе прослушанного произведения или песни четко и правильно подбирать слова (предложения); - Прохлопать (простучать) прослушанный ритмический рисунок; - Различать части музыкального произведения (песни), с опорой на таблицу; - Уметь пользоваться рабочей тетрадью. Система оценивания Все задания сопровождаются эталонами правильных ответов. Правильное выполнение каждого задания теоретической части с вариантами ответов оценивается – 1 баллом; неверное – 0 баллов. Задание считается выполненным верно, если ученик выбрал (отметил) номер правильного ответа. Задание считается невыполненным в следующих случаях: а) указан номер неправильного ответа; б) указаны номера двух или более ответов, даже если среди них указан и номер правильного ответа; в) номер ответа не указан. Максимальное количество баллов за выполнение теста с вариантами ответов – 10 баллов. Дополнительные вопросы без вариантов ответов оцениваются по 2 балла. Максимальное количество баллов за дополнительные вопросы – 6 баллов. Количество баллов за выполнение практического задания: «5» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, аккуратно, с соблюдением последовательности выполнения заданий. «4» - обучающийся владеет основными музыкальными терминами, работа выполнена в заданное время с незначительной помощью учителя достаточно аккуратно, имеются 2 – 3 ошибки и т.д. «3» - минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; работа выполнена со значительной помощью учителя или одноклассников, неаккуратно, имеются 4-6 ошибок и т.д. «2» - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: обучающийся плохо владеет основными музыкальными терминами, не может самостоятельно выполнить продуктивные задания по теме, работа выполнена небрежно. Схема перевода суммарного первичного балла за выполнение всех заданий итоговой работы в отметку по пятибалльной шкале Баллы Отметка менее 7 2 8 - 11 3 12 - 18 4 19 - 21 5 Изучение предмета «Музыка» в 5 классе направлено на формирование следующих базовых учебных действий. Личностные учебные действия активно включаться в общеполезную социальную деятельность; осуществлять действия самоконтроля за свои поступки в школе, в обществе, в природе; уважительно и бережно относиться к труду работников школы, школьному имуществу; проявлять самостоятельность при выполнении заданий; оказывать помощь сверстникам и взрослым; гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.; проявлять бережное отношение к культурно-историческому наследию родного края и страны. Коммуникативные учебные действия вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его; использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные учебные действия принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; осуществлять действия самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность. Познавательные учебные действия дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию; использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале; использовать в деятельности межпредметные знания для формирования художественно-эстетических умений, для решения практических заданий. Диагностика БУДов проводится в соответствии с «Программой формирования базовых учебных действий», реализуемой в образовательной организации. Содержание учебного предмета «Музыка» в 5 классе Раздел 1. «Пение» Тема: Песни из мультипликационных фильмов. Вспомнить мультипликационный фильм. Выучить текст песни (правильно произнося все буквы, слова). Правильно передать характер песни, соблюдая ритм, темп, настроение. Тема: Песни из кинофильмов. Вспомнить содержание фильма, характер героя исполнявшего эту песню. Выучить текст песни (правильно произнося все буквы, слова). Правильно передать характер песни, соблюдая ритм, темп, настроение. Тема: Исторические песни. Внимательное прослушивание песни. Обсуждение характера и настроения, исторических событий связанных с написанием песни. Выучить текст песни (правильно произнося все буквы, слова). Правильно передать характер песни, соблюдая ритм, темп, настроение. Тема: Песни о школьной поре. Внимательное прослушивание песни. Обсуждение характера и настроения, событий связанных с написанием песни. Выучить текст песни (правильно произнося все буквы, слова). Правильно передать характер песни, соблюдая ритм, темп, настроение. Раздел 2. «Слушание музыки» Тема: Великие русские композиторы. Учить детей слушать классическую музыку. Уметь анализировать прослушанное произведение. Находить самостоятельно дополнительный материал по заданной теме. Тема: Великие зарубежные композиторы. Учить детей слушать классическую музыку. Уметь анализировать прослушанное произведение. Находить самостоятельно дополнительный материал по заданной теме. Тема: Великие композиторы мира. Учить детей слушать классическую музыку. Уметь анализировать прослушанное произведение. Находить самостоятельно дополнительный материал по заданной теме. Закреплять умение работы с тетрадью (т.к. с некоторыми композиторами они уже знакомы). Раздел 3. «Элементы музыкальной грамоты» Тема: Связь музыкального искусства с жизнью. При прослушивании музыки (песни) дети могут провести параллель с окружающей их действительностью. Дети могут сами объяснить многие происходящие события в прослушанном музыкальном материале. Тема: Жанры музыкального искусства. Дети узнают названия и особенности стиля в музыкальном искусстве. Впоследствии самостоятельно (с помощью учителя) могут определить определенный жанр и стиль музыкального произведения. Обосновав свой выбор в названии жанра или стиля. Тема: Народное творчество России. Так как в мире существует не только классическая музыка, но и народная необходимо детей познакомить с ней. С её особенностями, манерой исполнения. Дети могут проанализировать музыку, отличить её от классической, связать с определенными праздниками. Тема: Музыка разных стилей и эпох. В разное время музыка отличалась своими красками, стилями, колоритом. Дети прослушивают музыку, находит в ней определенные жанры, стили и направления. Они учатся её анализировать. Тематическое планирование 5 класс Дата 1 2 Тема урока Разучивание песни «По дороге с облаками» из м/ф «По дороге с облаками» Разучивание песни «Песенка друзей» из м/ф «По дороге с облаками» Кол. часов Вид деятельности 1 четверть 1 Просмотр и обсуждение м/ф. Поступков героев, обсуждение слов в песни. Распевание, разучивание. Вид деятельности: групповой, индивидуальный. 1 Обсуждение м/ф. Повтор изученной песни. Прослушивание, обсуждение слов и музыки в песни. Распевание, разучивание. Исполнение обеих изученных песен. Вид деятельности: групповой, индивидуальный. 3 4 Великий русский композитор П.И.Чайковский. Балет «Лебединое озеро» 2 5 6 Великий русский композитор С.В.Рахманинов. Опера «Алеко» 2 7 Разучивание песни «Утенок» из м/ф «Однажды утром» 1 8 Разучивание песни «Мир похож на цветной луг» из м/ф «Однажды утром» 1 Вспомнить биографию П.И.Чайковского. Объяснить (напомнить) детям понятие балет. Прослушивание, просмотр и анализ более ярких и известных музыкальных отрывков. Вид деятельности: групповой, индивидуальный. Вспомнить биографию С.В.Рахманинова. Объяснить (напомнить) детям понятие опера. Прослушивание, просмотр и анализ более ярких и известных музыкальных отрывков. Вид деятельности: групповой, индивидуальный. Просмотр и обсуждение м/ф. Поступков героев, обсуждение слов в песни. Распевание, разучивание. Вид деятельности: групповой, индивидуальный. Обсуждение м/ф. Повтор изученной песни. Прослушивание, обсуждение слов и музыки в песни. Распевание, разучивание, прохлапывание ритма по время исполнения припева песни. Исполнение обеих изученных песен. Вид деятельности: групповой, индивидуальный. 2 четверть 9 Разучивание песни «Три белых коня» из к/ф «Чародеи» 1 10 Разучивание песни «Чтоб могли на Марс летать» из к/ф «Новогодние приключение Маши и Вити» Творчество норвежского композитора Эдварда Грига. Пьеса «Пер Гюнт». 1 Творчество немецкого композитора 2 11 12 13 14 2 Просмотр и обсуждение отрывка из к/ф. Поступков героев, обсуждение слов в песни. Распевание, разучивание. Вид деятельности: групповой, индивидуальный. Просмотр и обсуждение отрывка к/ф. Поступков героев, обсуждение слов в песни. Распевание, разучивание. Вид деятельности: групповой, индивидуальный. Рассказать детям биографию Э.Грига. Объяснить (напомнить) детям понятие пьеса. Прослушивание, просмотр и анализ более ярких и известных музыкальных отрывков. Вид деятельности: групповой, индивидуальный. Рассказать детям биографию Л.В.Бетховена. Объяснить (напомнить) детям Л.В.Бетховена. Симфония №3 «Героическая» 15 Музыкальный жанр романс. 1 16 Музыкальный жанр джаз. 1 понятие симфония. Прослушивание, просмотр и анализ более ярких и известных музыкальных отрывков. Вид деятельности: групповой, индивидуальный. Дать определение жанра романс. Прослушивание, просмотр и анализ ярких и известных романсов. Запись в тетрадях. Вид деятельности: групповой, индивидуальный. Дать определение жанра джаз. Прослушивание, просмотр и анализ ярких и известных джазовых произведений. Запись в тетрадях. Вид деятельности: групповой, индивидуальный. 3 четверть 17 18 Разучивание песни «Моя Россия» 2 19 Разучивание песни «Атланты» 1 20 Великие композиторы мира. 1 21 22 Творчество русского композитора М.П.Мусоргского. Опера «Борис Годунов». 2 23 Творчество 2 Просмотр и обсуждение песен о России. Стихи, перечисление исторических событий связанных с Россией с записью в тетради. Поступков героев, обсуждение слов в песни. Распевание, разучивание. Вид деятельности: групповой, индивидуальный. Просмотр и обсуждение песен. Стихи, перечисление исторических событий связанных с записью в тетради. Поступков героев, обсуждение слов в песни. Распевание, разучивание. Вид деятельности: групповой, индивидуальный. Вспомнить всех композиторов, названия произведений с которыми дети знакомились в этом учебном году. Вспомнить имена, фамилии и произведения композиторов. Вид деятельности: групповой, индивидуальный. Рассказать детям биографию М.П.Мусоргского. Объяснить (напомнить) детям понятие опера. Прослушивание, просмотр и анализ более ярких и известных музыкальных отрывков. Вид деятельности: групповой, индивидуальный. Рассказать детям биографию Ф.Листа. 24 венгерского композитора Ференца Листа. «Венгерская рапсодия №2» 25 Народное творчество России. 1 26 Музыкальные стили в разные эпохи. 1 Объяснить (напомнить) детям понятие рапсодия. Прослушивание, просмотр и анализ более ярких и известных музыкальных отрывков. Вид деятельности: групповой, индивидуальный. Дать определение народное творчество. Запись в тетрадях. Прослушивание, просмотр и анализ ярких народных музыкальных произведений. Вид деятельности: групповой, индивидуальный. Рассказать детям, какие стили в музыке мы можем чаще всего слышать. В какое время были популярны определенные стили в музыкальном искусстве. Запись в тетрадях. Прослушивание, просмотр и анализ более ярких и известных музыкальных отрывков. Вид деятельности: групповой, индивидуальный. 4 четверть 27 Разучивание песни «Эта школа – это дружный наш класс!» 1 28 Разучивание песни «Воспитательница наша хороша» 1 29 Творчество польского композитора Ф.Шопена. Нортюн №20, прелюдия №4. 1 30 Творчество польского композитора Ф.Шопена. Мелодия любви, соната №2 (часть 3). 1 Просмотр и обсуждение песни. Поступков героев, обсуждение слов в песни. Распевание, разучивание. Вид деятельности: групповой, индивидуальный. Просмотр и обсуждение песни. Поступков героев, обсуждение слов в песни. Распевание, разучивание. Вид деятельности: групповой, индивидуальный. Рассказать детям биографию Ф.Шопена. Объяснить (напомнить) детям понятие ноктюрн, прелюдия. Прослушивание, просмотр и анализ более ярких и известных музыкальных отрывков. Вид деятельности: групповой, индивидуальный. Вспомнить биографию Ф.Шопена, определения прелюдия, ноктюрн. Объяснить (напомнить) детям понятие соната. Прослушивание, просмотр и анализ более ярких и известных 31 32 Творчество русского композитора Дж. Верди. Опера «Риголетто». 2 33 Повтор пройденных тем за год. Написание итогового теста по темам года. Итого 1 34 1 35 музыкальных отрывков. Вид деятельности: групповой, индивидуальный. Рассказать детям биографию Дж.Верди. Объяснить (напомнить) детям понятие опера. Прослушивание, просмотр и анализ более ярких и известных музыкальных отрывков. Вид деятельности: групповой, индивидуальный. Подготовка детей к написанию итогового теста.