РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Профильный труд (столярное дело)» (Приложение к основной образовательной программе для детей с умственной отсталостью) Алапаевск Пояснительная записка Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (столярное дело) разработана на основе государственной программы «Столярное дело 5-9 класс». Программа предусматривает подготовку, учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида к самостоятельному выполнению производственных заданий по изготовлению изделий из дерева. Рабочая программа по профессионально – трудовому обучению рассчитана на период обучения с 5- 9 класс – 5 лет. Основной целью курса является овладение обще трудовыми и специальными умениями и навыками в области технологии изготовления изделий из дерева. Достижение цели предполагает решение ряда задач: – формирование трудовых навыков и умений, технических и технологических знаний; – умений самостоятельного планирования и организации своей деятельности в коллективе; – закрепление и совершенствование технологических приемов индивидуального и промышленного изготовления изделий из дерева; – развитие мышления, способности к пространственному анализу; – формирование эстетических представлений и вкуса; – воспитание у учащихся положительного отношения к труду и формирование лучших качеств личности в процессе труда; – коррекция недостатков трудовой деятельности и недостатков развития личности учащихся; – воспитание культуры труда и умение использовать в практической деятельности общеобразовательных знаний и навыков. Планируемые результаты Личностные базовые учебные действия обеспечивают ценностносмысловую ориентацию обучающихся: умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделять нравственный аспект поведения, ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий: – личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; – смыслообразование, т.е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? – и уметь на него отвечать. – нравственно-этическая ориентация, в том числе, и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и обеспечивающих личностный моральный выбор. личностных ценностей), Регулятивные базовые учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся: – целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; – планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий; – прогнозирование- предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; – контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; – коррекция – внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; внесение изменений в результат своей деятельности с учетом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами; – оценка - выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы; – саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий. Познавательные базовые учебные действия включают: обще учебные, знаково-символические, информационные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы. Обще учебные универсальные действия: – самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; – поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; – структурирование знаний; – выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; – рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; – процесса и результатов деятельности; – смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально- делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; – постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные базовые учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. К коммуникативным действиям относятся: – планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникамиопределение цели, функций участников, способов взаимодействия; – постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; – разрешение конфликтов- выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; – управление поведением партнёра-контроль, коррекция, оценка его действий; – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации. Предметные результаты Обучающийся научится: – ориентироваться в задании по образцам; – составлять план изготовления изделия по текстовой и инструкционнотехнологической картам; – строить чертежи деталей в натуральную величину; – выявлять и устранять неполадки, возникшие при работе; – рационально организовывать рабочее место столяра. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: – мелкого ремонта изделий из различных материалов; – создания изделий с использованием ручных инструментов, оборудования (станков) и приспособлений; – контроля качества выполняемых работ с применением измерительных, контрольных и разметочных инструментов; – обеспечения безопасности труда. Основные требования к знаниям и умениям учащихся 5 класса Учащиеся должны знать: – миллиметр основная мера длины в столярном деле; – строение дерева - виды пиломатериалов; – понятия сквозного и несквозного отверстии; – назначение рашпиля, ножовки, рубанка, отвёртки, шила, ручного лобзика; – способы сборки изделий из древесины; – устройство выжигателя; – технику безопасности при работе ручными столярными инструментами; – правила пожарной безопасности. Обучающийся научится: – выполнять столярные работы ручными инструментами; – соблюдать требования безопасности труда, производственной санитарии, электро и пожарной безопасности, и охраны природы; – работать на сверлильном настольном станке; – работать стамеской, ручной дрелью, ножовкой, ручным лобзиком; – пользоваться электровыжигателем; – оценивать свою работу и работу своих товарищей; – соблюдать правила по технике безопасности; – соблюдать правила пожарной безопасности. Основные требования к знаниям и умениям учащихся 6 класса Учащиеся должны знать: – теоретические основы разметки заготовок столярным рейсмусом; – теоретические основы безопасной и эффективной работы по выполнению геометрической резьбы по дереву; – основы художественной отделки изделий с геометрической резьбой; – технологию эффективного и безопасного выполнения соединения брусков вполдерева; – теоретические основы работы со столярным клеем; – последовательность изображения, а также технологию эффективного и безопасного долбления сквозного и несквозного гнезда; – устройство сверлильного станка; правила эффективной и безопасной работы на сверлильном станке; базовую информацию о сверлах по дереву; – основные древесные породы и их представителей; простейшие свойства древесных пород и применение; – последовательность изображения, а также технологию эффективного и безопасного изготовления соединения УС-3; – последовательность изображения, а также технологию эффективного и безопасного изготовления соединения УК-1; – название элементов стамески, долота; угол заточки стамески (долота); сведения об абразивных материалах; – теоретические основы эффективной и безопасной заточки инструментов; правила контроля заточки инструментов; – теоретические основы эффективной и безопасной работы с различными клеями. Обучающийся научится: – сечения; осуществлять контроль качества готовой продукции; – настраивать рейсмус; осуществлять правильную и безопасную работу столярным рейсмусом; осуществлять контроль разметки деталей; – подбирать материал; наносить орнамент; вырезать треугольники резцом; работать с морилкой, лаком; контролировать качество выполненной работы; – работать со столярным клеем; выполнять соединение брусков вполдерева; – размечать сквозное и несквозное гнездо; работать долотом и стамеской; осуществлять контроль качества выполненной работы; – работать на сверлильном станке; подбирать свёрла; устанавливать и снимать свёрла; читать простейшие чертежи; – изображать криволинейные поверхности по шаблону; работать выкружной пилой, драчёвым напильником; осуществлять контроль качества выполненной работы; – определять породу древесины по образцам; – размечать соединение УС-3; выполнять соединение УС-3; осуществлять подгонку соединения; производить контроль качества УС-3; – размечать соединение УК-1; выполнять соединение УК-1; осуществлять подгонку соединения; производить контроль качества УК-1; – затачивать стамески и долота на бруске; править лезвия на оселке; проверять качество заточки инструментов; – подбирать клей; производить склейку деталей с использованием струбцин и механических вайм; определять качество склейки изделий. Основные требования к знаниям и умениям учащихся 7 класса Учащиеся должны знать: – материалы, применяемые в столярном производстве; – основные породы, свойства и пороки древесины; – сущность и назначение основных столярных операций; способы и приемы выполнения разметки, пиления, строгания, долбления и резания стамеской, сверления; – назначение и применение шиповых соединений, способы и приемы их выполнения; – виды соединений деревянных деталей по длине (сращивание), кромкам (сплачивание), угловые (концевые, серединные), их применение; – способы и приемы выполнения разъемных и неразъемных столярных соединений; – виды клеев, способы приготовления клеевых растворов и их применение; – контрольно-измерительные инструменты, шаблоны, приспособления и правила их применения и использования; – способы контроля точности и качества выполняемых работ, предупреждение и исправление брака; – устройство и правила обращения с ручными столярными инструментами; устройство и правила работы на токарном и сверлильном станке, способы экономного расходования материалов и электроэнергии, бережного обращения с инструментами, оборудованием и приспособлениями; – правила безопасности труда, производственной санитарии, электро- и пожарной безопасности, внутреннего распорядка и организации рабочего места; – специальную терминологию и пользоваться ею. Обучающийся научится: – выполнять столярные работы ручными инструментами; – размечать и выполнять разъемные и неразъемные соединения, шиповые, угловые, концевые, серединные и ящичные вязки, соединения по длине, по кромкам, сплачивать, сращивать и склеивать детали; – собирать столярные изделия (с помощью клеев и специальных приспособлений); – пользоваться контрольно-измерительными инструментами и приспособлениями; – рационально раскраивать заготовки, экономно расходовать материалы и электроэнергию; – бережно обращаться с оборудованием, инструментами и приспособлениями; – подготавливать и рационально организовывать рабочее место; – соблюдать требования безопасности труда, производственной санитарии, электро- и пожарной безопасности, и охраны природы. – Основные требования к знаниям и умениям учащихся 8 класса Учащиеся должны знать: – безопасной работы в мастерской; – дефекты и пороки древесины; – назначение и виды шпатлевки – характеристики разных видов шпатлевки, приемы подготовки шпатлевки и места ее нанесения; – устройство и назначение одношпиндельного правила сверлильного станка; – особенности конструкции и назначение многошпиндельного сверлильного и сверлильно-пазовального станков; – устройство для крепления сверла; – правила безопасной работы при сверлении; – правила безопасной работы при долблении; – виды клея и правила безопасной работы с ним; – правила безопасной работы при строгании; – виды и назначение пиломатериалов; – характеристики основных видов пиломатериалов; – виды мебели; – названия операций по изготовлению изделий; – – – виды отделки изделий; правила безопасной работы при окраске лаком; требования к разметочным инструментам, материалы для изготовления инструментов, качество и точность изготовления; – правила ухода за токарным станком; – меры по предупреждению поломок; – правила безопасной работы на токарном станке по дереву; – устройство штангенциркуля; – применение скобы и штангенциркуля; – правила безопасной работы на токарном станке по дереву; – элементы резца; – виды резания древесины; – способы соединения деталей и сборочных единиц; – виды металлической фурнитуры для соединения сборочных единиц; – определять вид соединения деталей и узлов; – причины износа мебели, виды повреждений; – виды ремонта мебели; – причины травматизма и меры по его предупреждению; – возможные причины пожаров; – правила пользования первичными средствами пожаротушения; – правила и пути эвакуации; – способы соединения деталей в столярных изделиях; – виды гвоздей и сфера их применения; – виды шурупов и их назначение; – виды крепежных изделий и мебельной фурнитуры и их назначении. Учащиеся должны уметь: – определять пороки и дефекты древесины; – изготавливать заделку; – выполнять застрагивание заделки; – подготавливать шпатлевку к работе; – заделывать пороки и дефекты древесины шпатлевкой; – организовывать рабочее место при сверлении; – убирать и смазывать сверлильный станок; – подготавливать сверлильный станок к работе; – выполнять сверление отверстий на сверлильном станке; – выполнять выдалбливание сквозных и несквозных гнезд; – определять вид пиломатериала на рисунке и по образцу; – определять вид мебели на рисунке и по натуральному образцу; – читать техническую документацию; – подбирать материалы; – выполнять технический рисунки, чертежи; – составлять последовательность изготовления изделий с опорой на сборочный чертеж, предметно-технологическую карту, образец; – выполнять разметку и выстрагивать детали по размерам; – изготавливать вставные шипы; – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – – выполнять отделку изделия; проверять состояние и пригодность к работе разметочных инструментов; готовить рубанок для строгания древесины твердой породы; использовать приемы работы со скобой и штангенциркулем; выполнять снятие конуса резцом; сверлить с использованием задней бабки; различать углы заточки и резания; определять по типу стружки вид резания; определять форму (элементы геометрии) резцов разных дереворежущих инструментов; изготавливать столярно-мебельное изделие в масштабе 1:5 с пооперационным разделением труда; выявлять повреждения на мебели; планировать ремонт мебели; составлять дефектную ведомость на ремонтируемое изделие; выполнять ремонт столярного изделия; определять возможные причины травматизма при работе с каким-либо инструментом или на каком-либо станке; пользоваться первичными средствами пожаротушения; правильно действовать при возникновении пожара; определять вид соединения по образцам или техническим рисункам; определять вид гвоздя, его длину на глаз; распознавать вид шурупов; распознавать виды мебельной фурнитуры и крепежных изделий; изготавливать крепежные изделия. Основные требования к знаниям и умениям учащихся 9 класса Учащиеся должны знать: – материалы, применяемые в столярном производстве; – основные породы, свойства и пороки древесины; – сущность и назначение основных столярных операций; – способы и приемы выполнения разметки, пиления, строгания, долбления и резания стамеской, сверления; – назначение и применение шиповых соединений, способы и приемы их выполнения; – виды соединений деревянных деталей по длине (сращивание), кромкам (сплачивание), угловые (концевые, серединные); их применение; – способы и приемы выполнения разъемных и неразъемных столярных соединений; – виды клеев, способы приготовления клеевых растворов и их применение; – контрольно-измерительные инструменты, шаблоны, приспособления и правила их применения и использования; – способы контроля точности и качества выполняемых работ, предупреждение и исправление брака; – устройство и правила обращения с ручными столярными инструментами; – способы экономного расходования материалов и электроэнергии, бережного обращения с инструментами, оборудованием и приспособлениями; – элементарные сведения по экономике и предпринимательской деятельности, трудовым законодательством. – правила безопасности труда, производственной санитарии, электро- и пожарной безопасности, внутреннего распорядка и организации рабочего места; – специальную терминологию и пользоваться ею. Учащиеся должны уметь: – выполнять столярные работы ручными инструментами; – размечать и выполнять разъемные и неразъемные соединения, шиповые, угловые, концевые, серединные и ящичные вязки, соединения по длине, по кромкам, сплачивать, сращивать и склеивать детали; – собирать столярные изделия (с помощью клеев и специальных приспособлений); – пользоваться контрольно-измерительными инструментами и приспособлениями; – рационально раскраивать заготовки, экономно расходовать материалы и электроэнергию; – бережно обращаться с оборудованием, инструментами и приспособлениями; – подготавливать и рационально организовывать рабочее место; – соблюдать требования безопасности труда, производственной санитарии, электро и пожарной безопасности, и охраны природы. Содержание учебного предметам Программа включает теоретические и практические занятия. При составлении программы учтены принципы повторяемости учебного материала и постепенности ввода нового. Преподавание базируется на знаниях, получаемым учащимся на уроках математики, естествознания, истории и др. предметах. Воспитательная направленность трудового обучения осуществляется в ходе целенаправленной работы учителя по формированию совокупностей ценностных качеств личности: трудолюбия и уважения к людям труда, ответственности и дисциплинированности, чувства коллективизма и товарищеской взаимопомощи, бережного отношения к общественной собственности, родной природе. Воспитание школьников организуется в процессе их трудовой деятельности, с использованием разъяснения и убеждения, бесед и демонстраций, примеров правильного отношения к труду, оценки состояния окружающей среды, практических заданий и общественных поручений. Предметом осуждения является брак в работе, неэкономное расходование материалов, сломанный инструмент, случай нарушения правил безопасности труда, дисциплины и др. В целях воспитания рекомендуется применять на уроках коллективные формы труда, обеспечивать взаимопомощь, взаимный контроль, совместное обсуждение результатов работы. Программа предусматривает овладение учащимся промышленной технологией изготовления мебели. В процессе трудового обучения учащиеся должны получить обще трудовую подготовку с профессиональной направленностью, способствующую их интеллектуальному и профессиональному становлению. Предшествующая подготовка позволяет школьнику специализироваться не только по изготовлению мебели, но и ремонту мебели с учетом нужд школы. Количество часов, отведенных на изучении той или иной темы, определяется исходя из уровня подготовленности учащихся, дается содержание контрольных работ. Обучение ведется с опорой на знания по учебным предметам: – Математикой (расчеты для построения, подсчет стоимости); – Черчением (основы графической грамоты, построение чертежей деталей и шаблонов для изготовления предметов бытового назначения); – Письмом и развитием речи (обогащение словарного запаса, развитие речи); – Естествознанием, ОБЖ, экологией (деятельность людей в природе, влияние деятельности на состояние окружающей среды); – ИЗО (зарисовка орнаментов, выбор и перевод рисунка для выжигания, резьбы по дереву, зарисовка моделей мебели); – Историей (история возникновения предметов из дерева и т.д.); – Чтение и развитием речи (поговорки, пословицы, произведения о труде, профессиях и людях); – Обществоведением (кодексы законов о труде, основные права и обязанности рабочих, трудовой договор, трудовая дисциплина). Программа направлена на изучение способов конструирования, моделирования и технологической обработки конкретных швейных изделий. Учащиеся могут выбрать для изготовления любое из предлагаемых учителем примерного перечня (по программе) или предложить любой другой вариант изделия, по возможности сохраняя базовый теоретический уровень. В каждой четверти есть тема «Практическое повторение», которая предусматривает формирование навыков практического выполнения и применения различных технологий пошива не только легкой женской и детской одежды, но и пошиву другой продукции. А также является одним из способов изучения динамики развития трудовых способностей обучающихся. Целенаправленное изучение таких работ учителем, наряду с другими методами наблюдения за ребёнком позволяет выявить сильные и слабые стороны трудовой деятельности каждого ученика, наметить задачи исправления присущих им недостатков. Эффективность достижения целей во многом зависит от правильно выбранных методов обучения и воспитания. Под методами обучения и воспитания понимаются способы работы учителя, в процессе которой происходит усвоение учащимися знаний, умений и навыков, формируются познавательные способности. Вербальные методы – рассказы, беседы, объяснения, лекции, а так использование книг, учебников, справочников, карточек. Наглядные методы – наблюдение натуральных объектов, явлений, процессов или изображений (макетов, рисунков, таблиц, фильмов). Практические методы – упражнения, решение практических задач, выполнение трудовых заданий. В 5 классе учащиеся знакомятся с названием наиболее распространенных пород древесины, с основными частями дерева, с названием пиломатериалов и их использованием, с устройством сверлильного станка, с названием основных инструментов для пиления, с названием основных инструментов для разметки, с изготовлением простейших игрушек из древесного материала, знакомятся с элементами выжигания по дереву, изучается процесс строгания рубанком, знакомятся с видами соединения деталей. В 6 классах продолжается обучение школьников построению чертежей деталей, знакомятся с правилами ТБ при строгании и отделке изделий, изучают устройство столярного рейсмуса, знакомятся с геометрической резьбой по дереву, изучают основные свойства столярного клея, продолжают изучать основные породы древесины, знакомятся со столярными инструментами (стамеска, долото), учатся анализировать свои действия и их результаты. В 7 классе продолжается изучение основных древесных пород деревьев (цвет, текстура, влажность, прочность), учатся подбирать древесину для изготовления столярных изделий, знакомятся с основными разметочными и столярными инструментами, продолжают изучать правила ТБ при работе со столярным инструментом, знакомятся с некоторыми способами декоративной отделки столярных изделий, изучают способы хранения и сушки древесины, изучают устройство токарного станка по дереву и правилами работы на нём, учатся угловому соединению деталей на шип с полу потемки несквозной (УК 4), угловому концевому соединению на ус со вставным плоским шипом сквозным (УК 2), угловому ящичному соединению (УЯ 1, УЯ 2), знакомятся со способами непрозрачной отделки столярного изделия. В 8 классе продолжают изучение древесных пород древесины деревьев и их свойства (цвет, текстура, влажность, прочность), изучают основные пороки и дефекты древесины, продолжают изучать разметочные и столярные инструменты и теоретические основы правильной и безопасной работы столярными инструментами, изучают основные виды резания древесины (продольное, поперечное, торцевое), знакомятся с основными рыночными понятиями и изучают крепёжные изделия и фурнитуру. Программа 9 класса предусматривает знакомство с ассортиментом изделий, изготавливаемых на мебельном производстве, изучают промышленную технологи. основных изделий мебельного производства, знакомятся с названиями материалов, из которых изготавливается мебель, и их технологическими свойствами, Знакомятся со всеми видами столярных операций, знакомятся с бригадным разделением труда при изготовлении и сборке изделий, изучают охрану труда и ТБ на столярном мебельном производстве, выполняю приёмы художественной отделки столярного изделия, знакомятся со сведениями о механизации и автоматизации мебельного производства, изучаю способы настила линолеума. Коррекционная работа включает следующие направления – планомерное и систематическое наблюдение за психофизическим развитием учащихся; – обучение учащихся ориентировке в трудовом задании и постоянное совершенствование этих навыков; – постепенное и целенаправленное обучение учащихся самостоятельному планированию работы, контролю и качеству; – систематические упражнения по освоению и закреплению трудовых умений и навыков; – связь теоретических знаний с практической работой; – совершенствование умственных действий, направленных на внутреннюю организацию процесса труда и самоконтроля своих действий; – повышение работоспособности и выносливости учеников; – раскрывать причинно-следственные связи явлений природы на доступном учащимся уровне и расширять их кругозор. Формы организации трудового обучения. – урок, – практическая работа, – самостоятельная работа, – фронтальная работа. Основные технологии: – личностно-ориентированное, – деятельностный подход, – уровневая дифференциация, – информационно-коммуникативные, – здоровье сберегающие, – игровые. Основными видами деятельности учащихся по предмету являются: – Беседа (диалог). – Работа с книгой. – Практическая деятельность: изготовление изделий по чертежу, рисунку, наглядному изображению. – Самостоятельная работа – Работа по карточкам. – Работа по плакатам. – Составление плана работ, планирование последовательности операций по технологической карте. Методы обучения: беседа, словесные, практические, наглядные. Методы стимуляции: – – – – – – – – – – Демонстрация натуральных объектов; ИТК Дифференцирование, разно уровневое обучение; Наглядные пособия, раздаточный материал; Создание увлекательных ситуаций; Занимательные упражнения; Экскурсии; Декады трудового обучения; Участие в конкурсах; Участие в выставках декоративно-прикладного творчества. Тематическое планирование 5 класс (6 часов в неделю) № п/п Темы программы Кол-во часов 2 I четверть Вводное занятие Пиление столярной ножовкой. Промышленная заготовка древесины. Игрушки из древесного материала. Практическое повторение. Самостоятельная работа. II Четверть. Вводное занятие. Сверление отверстий на станке. Игрушки из древесины и других материалов. Выжигание. Самостоятельная работа. III Четверть. Вводное занятие. Пиление лучковой пилой. 3 Строгание рубанком. 23 4 5 Соединение деталей с помощью шурупов. Самостоятельная работа. IV четверть. Вводное занятие. Изготовление кухонной утвари. Соединение рейки с бруском врезкой. Контрольная работа. Всего Тематическое планирование 12 5 1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 1 1 2 3 4 2 16 9 15 7 5 2 12 14 9 5 2 17 2 19 22 5 210 6 класс (6 часов в неделю) № п/п 1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 6 Темы программы I четверть Вводное занятие Изготовление изделий из деталей круглого сечения. Строгание. Разметка рейсмусом. Геометрическая резьба по дереву. Практическое повторение. Самостоятельная работа. II Четверть Вводное занятие. Угловое концевое соединение вполдерева брусков. Сверление. Криволинейное пиление. Обработка криволинейной кромки. Практическое повторение. Самостоятельная работа. III Четверть. Вводное занятие. Долбление сквозного и несквозного гнёзд. Свойства основных пород древесины. Угловое соединение на шип одинарный сквозной УС-3. Практическое повторение. Самостоятельная работа. IV Четверть Вводное занятие. Угловое концевое соединение на шип открытый сквозной одинарный УК-1. Заточка стамески и долота. Склеивание. Практическое повторение. Контрольная работа. Всего Кол-во часов 2 10 10 16 10 5 2 10 9 10 12 6 2 10 8 8 17 5 2 16 11 10 10 5 210 Тематическое планирование 7 класса (6 часов в неделю) № п/п Темы программы 4 I четверть Вводное занятие Фугование. Хранение и сушка древесины. Геометрическая резьба по дереву. Практическое повторение. Самостоятельная работа. II Четверть Вводное занятие. Угловое концевое соединение на шип с полупотёмком несквозной УК-4 Непрозрачная отделка столярного изделия. Токарные работы. Практическое повторение. Самостоятельная работа. III Четверть. Вводное занятие. Обработка деталей из древесины твёрдых пород. Угловое соединение на ус со вставным плоским шипом сквозным УК-2. Круглые лесоматериалы. 5 Затачивание резцов (ножей) строгального инструмента. 1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 6 1 2 3 6 7 1 2 3 4 5 6 Практическое повторение. Самостоятельная работа. IV Четверть Вводное занятие. Угловые ящичные соединения УЯ-1 и Уя-2. Свойства древесины. Выполнение криволинейного отверстия и выемки. Обработка криволинейной кромки. Практическое повторение. Контрольная работа. Всего Кол-во часов 210 Тематическое планирование 8 класса (8 часов в неделю) № п/п 1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 6 1 2 3 4 5 6 Темы программы I четверть Вводное занятие Заделка пороков и дефектов древесины. Пиломатериалы. Изготовление столярно-мебельного изделия. Практическое повторение. Самостоятельная работа. II Четверть Вводное занятие. Изготовление разметочного инструмента. Токарные работы. Практическое повторение. Самостоятельная работа. III Четверть Вводное занятие. Изготовление строгального инструмента. Представление о процессе резания древесины. Изготовление столярно-мебельного изделия. Практическое повторение. Самостоятельная работа. IV Четверть. Вводное занятие. Ремонт столярного изделия. Безопасность труда во время столярных работ. Крепёжные изделия и мебельная фурнитура. Практическое повторение. Контрольная работа. Всего Кол-во часов 210 Тематическое планирование 9 класса (10 часов в неделю) № п/п 1 2 3 4 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Темы программы I четверть Вводное занятие Художественная отделка столярного изделия. Практическое повторение. Самостоятельная работа II Четверть Вводное занятие. Мебельное производство. Изготовление моделей мебели. Трудовое законодательство. Практическое повторение. Самостоятельная работа. Строительное производство. Плотничные работы Круглые лесоматериалы, пиломатериалы, заготовки и изделия. Изготовление строительных инструментов, приспособлений, инвентаря для плотничных работ. Практическое повторение. Самостоятельная работа III Четверть. Мебельное производство. Вводное занятие. Изготовление несложной мебели с облицовкой поверхности. Мебельная фурнитура и крепёжные изделия. Практическое повторение. Самостоятельная работа. Строительное производство. Изготовление оконного блока. Столярные и плотничные ремонтные работы. Изоляционные и смазочные материалы. Практическое повторение Самостоятельная работа. IV Четверть. Мебельное производство. Вводное занятие. Сведения о механизации и автоматизации мебельного производства. Изготовление секционной мебели. Практическое повторение Строительное производство. Плотничные работы. Кровельные и облицовочные материалы. Настилка линолеума. Фанера и древесные плиты. Практическое повторение Всего Кол-во часов 2 71 48 5 2 9 25 20 11 5 7 6 4 18 5 2 16 5 25 4 8 19 12 44 6 2 20 8 24 12 6 11 6 30 4 Приложения Контрольно-оценочная деятельность Комплексные практические работы Комплексные практические работы — это такие практические занятия, на которых решается комплекс задач обучения труду: происходит усвоение известных ранее технических и технологических знаний, учащихся путем применения их при выполнении трудовых заданий, формируется комплекс трудовых умений (начиная от ориентировки в трудовых заданиях, кончая заключительным контролем результатов работы), усваиваются новые трудовые приемы и приобретаются навыки выполнения технологических операций. Самостоятельные и контрольные работы Самостоятельные и контрольные работы — это такие практические занятия, на которых учащиеся совершенно самостоятельно выполняют трудовые задания: самостоятельно анализируют объект предстоящей работы, составляют план выполнения задания, исполняют его и контролируют ход и результаты своей работы. Самостоятельные работы выполняются в конце каждой четверти, а контрольные — в конце каждого года обучения. При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применением следующих педагогических технологий обучения: – здоровье сберегающих технологий; – информационно-коммуникационных технологий; – элементов проблемного обучения. Ресурсное обеспечение рабочей программы Список литературы: 1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.; В 2 сб. /Под.ред. В.В. Воронковой. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2012. – Сб.2. – 304 с. 2. Мирский С.Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе. – М., Просвещение, 2016. 3. Мирский С.Л. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении. – М.: Педагогика, 1990. 4. Мирский С.Л. Коррекционная направленность трудового обучения во вспомогательных школах. // Дефектология, 1986, №1. 5. Журавлев А.Б. Столярное дело 7-8. Москва: Просвещение, 1989. 6. Тищенко А.Т.Технология. Технический труд. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. 5 класс Москва. Вентана-Граф, 2010г. 7. Самородский П.С., Тищенко А.Т.Технология. Технический труд. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. 6 класс Москва. ВентанаГраф, 2011г. 8. Самородский П.С. Технология. Технический труд. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. 7 класс Москва. Вентана-Граф, 2011г. 9. Тищенко А.Т. Технология. Технический труд. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. 8 класс Москва. Вентана-Граф, 2011г. 10. Технология. Под ред. В.Д. Симоненко. 9 класс Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Москва. Вентана-Граф, 2011г. 11. Б.А. Журавлев Столярное дело. Учебное пособие для учащихся 5 и 6 классов вспомогательной школы. Москва, Просвещение, 1984г. 12. Б.А. Журавлев Столярное дело. Учебное пособие для 7 и 8 классов вспомогательной школы. Москва, Просвещение, 1993г. 13. Б.А. Журавлев Столярное дело. Учебное пособие для учащихся 5 и 6 классов вспомогательной школы. Москва, Просвещение, 1988г. 14. Г.И. Кулебакин Столярное дело. Москва, Стройиздат, 1987г. 15. Д.А. Скурихин Тематическое планирование и конспекты уроков по столярному делу в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. Пособие для учителя 9 класс. Москва, Владос, 2010г. Материально-техническое обеспечение (оборудование): 1. Верстаки столярные. 2. Столярные ручные инструменты. 3. Измерительные инструменты. 4. Столярные электрические инструменты (лобзик, дрель…). 5. Сверлильный станок. 6. Токарный станок. 7. Заточной станок. Критерии оценки учебной деятельности по профессионально-трудовому обучению № п.п оценки Знание учебного материала Точность обработки изделия Норма времени выполнения 1 «5» Точность размеров изделия лежит в пределах 1/3 допуска Норма времени меньше или равна установленной 2 «4» Ответы отличаются глубокими знанием учебного материала, свидетельствуют о способности самостоятельно находить причинноследственные зависимости и связь с практикой В ответах допускаются незначительные неточности, учащиеся почти самостоятельно находят причинноследственные зависимости в учебном материале, связи его с практикой Точность размеров изделия лежит в пределах ½ поля допуска Норма времени превышает установленного на 10-15 % Правильность выполнения трудовых приемов Абсолютная правильность выполнения трудовых операций Организация рабочего времени Соблюдение правил дисциплины и т/б Учащийся показал грамотное соблюдение правил организации рабочего места Нарушений дисциплины и правил т/б в процессе занятия учителем замечено не было Имеют место отдельные случаи неправильного выполнения трудовых приемов, которые после замечания учителя не повторяются Имели место отдельные случаи нарушения правил организации рабочего места, которое после замечания учителя не повторяются Имели место отдельные случаи нарушения дисциплины и т/б, которые после замечания учителя не повторяются 3 «3» 4 «2» 5 «1» В ответах допускаются неточности, исправляемые только с помощью учителя, учащиеся не могут сами выделить в учебном материале причинноследственные связи, связать его с практикой Ответы свидетельствуют о значительном незнании учебного материала, учащийся не может без учителя найти в нем причинноследственные связи, относящиеся к классу простейших Учащийся абсолютно не знает учебный материал, отказывается от ответа Точность размеров изделия лежит в пределах поля допуска Норма времени превышает установленную на 20% и более Имеют место случаи неправильного выполнения трудовых приемов, часть из которых после замечания учителя повторяются снова Имели место случаи неправильной организации рабочего места, которые после замечания учителя повторяются снова Имели место нарушения дисциплины и правил т/б, которые после замечания учителя повторялись снова Точность изделия выходит за пределы поля допуска Точность изделия выходит за пределы поля допуска Почти все трудовые приемы выполняются неверно и не исправляются после замечания Почти весь урок наблюдались наруш ения правил организации рабочего места Имели место многократные случаи нарушения правил т/б и дисциплины Учащийся допустил неисправимый брак Учащийся отказался от выполнения так и не смог к нему приступить Учащийся совершенно не владеет трудовыми приемами Полное незнание правил организации рабочего места Имели место нарушения дисциплины и т/б, повлекшие за собой травматизм