РП по физической культуре 5-9 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Физическая культура»
(Приложение к основной образовательной программе для детей с
умственной отсталостью)
5 – 9 класс

Алапаевск
1

Физическая культура является составной частью системы работы с умственно
отсталыми обучающимися. Физическое воспитание рассматривается и реализуется
комплексно и находится в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим
и трудовым обучением. Цель программы: повышение двигательных возможностей
особых детей в подготовке их к жизни и, в последующем, к физическому труду
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач,
направленных на:
- укрепление здоровья и закаливание организма,
- физическое развитие обучающихся;
- усвоение обучающимися теоретических сведений и речевого материала,
используемого учителем на уроках физкультуры, приобретение знаний в области
гигиены;
- развитие и совершенствование двигательных умений и навыков, а также
физических качеств, таких как сила, быстрота, выносливость, ловкость, развитие
чувства темпа и ритма, координации движений;
- коррекция нарушений общего физического развития психомоторики,
- воспитание культуры санитарно-гигиенических навыков, поддержание
устойчивой физической работоспособности на достигнутом уровне;
- воспитание устойчивых морально-волевых качеств: настойчивости, смелости,
умения преодолевать трудности.
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, на которых
используются различные формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная
работа, работа в парах.
При проведении уроков физической культуры предполагается использование
следующих методов:
- методов организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
(словесный, наглядный, практический);
- методов стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
- методов контроля и самоконтроля.
Общая характеристика учебного предмета
Учебный процесс направлен на формирование устойчивых мотивов и
потребностей обучающихся к бережному отношению к своему здоровью, целостном
развитии физических и психических качеств, использовании средств физической
культуры в организации здорового образа жизни.
Предметом обучения физической культуре в основной школе является
двигательная актив-ность человека с общеразвивающей направленностью. В
процессе овладения этой деятельностью укрепляется здоровье, совершенствуются
физические качества, осваиваются определённые двигательные действия, активно
развиваются мышление, творчество и самостоятельность.
Программа по физкультуре для 5 класса включает следующие разделы:
гимнастика, легкая атлетика, лыжная подготовка и спортивные игры.
В раздел «Гимнастика» включены физические упражнения, которые
позволяют корригировать различные звенья опорно-двигательного аппарата,
мышечные группы.
2

Упражнения общеразвивающего и корригирующего характера дают
возможность воздействовать не только на весь организм ребенка, но и на
ослабленные группы мышц. Наряду с упражнениями в исходных положениях сидя стоя даются упражнения в исходных положениях лежа для разгрузки позвоночника
и более избирательного воздействия на мышцы туловища.
Упражнения такого рода оказывают положительное влияние на сердечнососудистую, дыхательную и нервную системы. Они помогают учащимся овладевать
комплексом движений, выполнять их с данной амплитудой, в соответствующем
направлении, темпе, ритме. С учетом физического развития детей и специальных
задач обучения в программе есть самостоятельный раздел с перечнем упражнений,
направленных на коррекцию дыхания, моторики, осанки и др.
Раздел «Легкая атлетика» традиционно включает ходьбу, бег, прыжки,
метание. Занятия легкой атлетикой помогают формированию таких жизненно
важных двигательных навыков, как правильная ходьба, бег, прыжки и метание.
Обучение элементам легкой атлетики и их совершенствование должно
осуществляться на основе развития у детей быстроты, ловкости, гибкости, силы,
выносливости, быстроты реакции.
Раздел «Лыжная подготовка» позволяют укрепить здоровье детей в зимний
период, сократить количество заболеваний, характерных для этого времени года.
Кроме того, лыжная подготовка включает весь необходимый комплекс для развития
движений, осанки, дыхания, координации, моторики и др.
Одним из важнейших разделов программы является раздел «Спортивные
игры». В него включены подвижные игры, направленные на развитие двигательных
и физических навыков детей. Благодаря играм у детей развиваются такие
психические свойства, как внимание и внимательность, сообразительность,
инициативность. Игры способствуют коллективным действиям, благоприятно
сказываются на эмоциональных отношениях детей друг с другом, между группами
детей. Раздел «Спортивные игры» расширен за счет выделения часов для обучения
игре в бадминтон. Бадминтон развивает точность зрительного восприятия, быстроту
движений и пространственное представление о своём теле на площадке. Широкая
возможность вариативности нагрузки позволяют использовать бадминтон, как
реабилитационное средство.
Такое распределение материала позволяет охватить основные направления
физической культуры как учебного предмета в школе с учетом климатических
условий.
Так же, как и на других предметных уроках, учитель использует такие
приемы, как объяснение, показ, упражнение, закрепление (в форме тренировочных
занятий), оценку (похвалу, поощрение, порицание) с учетом конкретного
содержания и целей проводимых уроков. Желательно, чтобы каждый урок включал
элементы игры, занимательности, состязательности, что значительно стимулирует
интерес детей к урокам физкультуры. Названные выше приемы и элементы
особенно необходимы детям с более сложной структурой интеллектуального
недоразвития. Здесь важен пример самого учителя, его сотрудничество с ребенком,
умелое коммуникативное взаимодействие сильных и слабых учащихся так, чтобы
все дети были охвачены вниманием и помощью педагога.
3

Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебный предмет «Физическая
культура» входит в образовательную область «Физическая культура» и является
обязательной частью учебного плана.
Рабочая программа по предмету «Физическая культура» в соответствии с
учебным планом рассчитана на 3 часа в неделю (5-8 классы 35 учебных недель, 9
класс 34 учебных недели).
Тематический план предмета «Физическая культура»
Виды
№
I
II
III
IV
программного
п/п
четверть
четверть
четверть
четверть
материала
1. Лёгкая атлетика
12
15
2. Гимнастика
9
9
9
3. Лыжная подготовка
21
4. Спортивные игры
6
24
3
Итого:
27
24
30
27

Всего
за год
27
27
21
33
105 часа

Планируемые результаты освоения программы
Освоение обучающимися рабочей программы, предполагает достижение двух
видов результатов: личностных и предметных.
Личностные результаты освоения учебной программой по предмету
«Природоведение» для учащихся 5 класса включают индивидуально-личностные
качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально
значимые ценностные установки.
На уроках природоведения будут формироваться следующие личностные
результаты:
 развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
 владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия;
 способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
 принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие
социально значимых мотивов учебной деятельности;
 развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
 формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
 развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
 формирование готовности к самостоятельной жизни.
Личностные результаты оцениваются в общей системе экспертной оценки,
4

используемой в образовательной организации.
Предметные результаты включают освоенные обучающимися знания и
умения, специфичные для учебного предмета «Физическая культура»,
характеризуют опыт по получению нового знания, достижения обучающихся в
усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической
деятельности и должны отражать:
1. Овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность
(режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры).
2. Первоначальные представления о значении физической культуры для
физического развития, повышения работоспособности.
3. Вовлечение в систематические занятия физической культурой и доступными
видами спорта.
4. Умение оценивать свое физическое состояние, величину физических нагрузок.
В программе 5 класса по предмету «Физическая культура» предусмотрено два
уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным
для всех обучающихся. Минимальный уровень освоения предметных результатов
является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью.
Отсутствие достижения этого уровня не является препятствием к продолжению
образования по данному варианту программы.
Минимальный уровень
разнообразных форм занятий
физическими упражнениями по укреплению здоровья;
стилизованной ходьбы под
музыку; комплексов корригирующих упражнений на контроль ощущений (в
постановке головы, плеч, позвоночного столба), осанки в движении, положений тела
и его частей (в положении стоя); комплексов упражнений для укрепления
мышечного корсета;
упражнений на физическое развитие и
развитие физических качеств человека;
упражнениями в режиме дня (под
руководством учителя);
руководством учителя) спортивной одежды и обуви в
зависимости от погодных условий и времени года;
человека: сила, быстрота,
выносливость, гибкость, координация;
передвижения человека
(ходьба, бег, прыжки, лазанье, ходьба на лыжах, плавание);
физического развития (длина и
масса тела) (под руководством учителя);
олнение технических действий из базовых видов спорта,
применение их в игровой и учебной деятельности;
гимнастических комбинаций из числа
усвоенных (под руководством учителя);
подвижных и спортивных играх;
5

правилам проведения подвижных
игр и соревнований;
физической культуры разных народов,
связи физической культуры с природными, географическими особенностями,
традициями и обычаями народа;
при выполнении учебных
заданий;
тренажерных устройств на уроке
физической культуры.
Достаточный уровень
стоянии и организации физической культуры и спорта в
России, в том числе о Паралимпийских играх и Специальной олимпиаде;
корригирующих упражнений без
предметов: упражнения на осанку, на контроль осанки в движении, положений
тела и его частей стоя, сидя, лёжа; комплексы упражнений для укрепления
мышечного корсета;
и колонне;
демонстрация техники лыжных ходов;
знание температурных норм для занятий;
упражнениями в режиме дня,
организация отдыха и досуга с использованием средств физической культуры;
показателей физического развития
(длина и масса тела),
при
выполнении
общеразвивающих упражнений (под руководством учителя);
гимнастических комбинаций на доступном
техническом уровне;
сверстниками, осуществление их
объективного судейства; взаимодействие со сверстниками
по
правилам
проведения подвижных игр и соревнований;
разных народов, связи
физической культуры с природными, географическими особенностями, традициями
и обычаями народа;
объяснение ошибок при выполнении
заданий и предложение способов их устранения;
объяснение правил, техники выполнения двигательных действий, анализ
и нахождение ошибок (с помощью учителя); ведение подсчета при выполнении
общеразвивающих упражнений;
площадки при выполнении
физических упражнений;
тренажерным оборудованием;
спортивного зала и на стадионе;
снарядов при организации и
проведении подвижных и спортивных игр.
6

Критерии оценивания предметных результатов
Оценка успеваемости в 5 классах включает в себя качественные и
количественные показатели: уровень соответствующих знаний, степень владения
двигательными умениями и навыками, знания и умения осуществлять
физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность, выполнение
спортивных нормативов (стандарт).
Оценка "5" - упражнение выполнено в соответствии с заданием, правильно, без
напряжения, уверенно; в играх учащийся показал знание правил игры, умение
пользоваться изученными упражнениями для быстрейшего достижения
индивидуальных и коллективных целей в игре.
Оценка "4" - упражнение выполнено в соответствии с заданием, правильно, но с
некоторым напряжением, недостаточно уверенно, в играх учащийся показал знание
правил игры, но недостаточно уверенно умеет пользоваться изученными
движениями для быстрейшего достижения результатов в игре.
Оценка "3" - упражнение выполнено правильно, но недостаточно точно, с
большим напряжением, допущены незначительные ошибки; в играх учащийся
показал знание лишь основных правил, но не всегда умеет пользоваться изученными
движениями.
Оценка "2" - упражнение выполнено неправильно, с грубыми ошибками; в
играх учащийся показал слабое знание правил, неумение пользоваться изученными
упражнениями.
Оценка "1" - упражнение не выполнено; в играх учащийся показал незнание
правил и неумение играть.
Оценка успеваемости за четверть выставляется на основании данных текущего
учета. При этом не допускается суммирование всех оценок и определение
среднеарифметического показателя. Все оценки, поставленные учащимся в порядке
индивидуального и фронтального опроса, имеют влияние на итоговую оценку за
четверть. Однако преимущественное значение следует придавать выполнению
основных упражнений, изучаемых в течение четверти, а не общим показателям
физического развития.
Оценка за год выставляется на основании четвертных оценок в соответствии с
общепедагогическими требованиями. При выставлении четвертной, полугодовой,
годовой и итоговой отметки по физической культуре учитывается: посещаемость
уроков, прилежание, усердие в работе над собой и выполнение всех рекомендаций
учителя физической культуры.
Учащийся выполняет все теоретические или иные задания учителя, овладел
доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или
корригирующей гимнастики, оказания посильной помощи в судействе школьных
соревнований между классами или организации классных спортивных мероприятий,
а также необходимыми навыками и теоретическими и практическими знаниями в
области физической культуры.

7

Упражнения
Бег 30 м (сек)
Бег 60 м (сек)
Челночный бег 3х10 м
Бег 1000 м (мин, сек)
6-и минутный бег (м)
Прыжок с места (см)
Прыжок с разбега (см)
Прыжок в высот у (см)
Метание мяча (м)
Метание в цель (кол-во попаданий
из 5с
м)
Подтягиванье в висе (раз)
Подтягиванье в висе лежа (раз)
Сгибание и разгибание рук в упоре
Прыжки через короткую скакалку
(кол-во раз за 1 мин)
Поднимание и опускание туловища
из положения лежа на спине руки за
голову, ноги согнуты (30 сек)
Наклон в перед из седа на полу ноги
врозь (см)
Кувырок вперед, кувырок назад
Стойка на лопатках
«Мост»
Опорный прыжок
Равновесие на (правой) левой ноге
на 8 счетов
Акробатическое упражнение
Лазанье по канату
Передвижение на лыжах
переменным 2 –ход
Одновременный бесшажный ход
Торможение «плугом»
Подъемы «елочкой», «лесенкой»
Повороты переступанием
Прохождение дистанции 1 км (мин.
сек)
Ведение б/б мяча правой (левой)
рукой, на месте и в движении, с
изменением направления
Броски б/б мяча одной и двумя
руками, на месте и в движении

мальчики
5
4
3
5.3
5.5
6.2
10.0
10.6
11.2
7.8
8.0
8.2
4.40
4.50
5.00
1100 1000
900
170
160
135
310
300
260
110
100
85
34
27
20
4

3

2

6

5

3

5
5.4
10.4
8.2
5.20
1000
160
300
105
21

девочки
4
5.6
10.8
8.4
5.30
850
150
260
95
17

3
6.3
11.4
8.6
5.40
700
120
220
80
14

4

3

2

10
8

6
6

14

12

8

15
10

90

80

60

100

90

80

20

18

16

18

16

14

+9

+5

+3

+14

+9

+6

7.30

8.00

Техника
Техника
Техника
Техника
Техника
Техника
Техника
Техника
Техника
Техника
Техника
Техника
6.30

7.00

7.40

7.00

Техника
Техника
8

Передачи б/б мяча в стенку
Техника
Штрафные броски
Техника
Передача мяча с верху над собой
10
8
6
8
6
4
(кол – во раз)
Прием мяча снизу над собой (кол-во
10
9
8
8
7
6
раз)
Передача мяча с верху в парах через
6
5
4
5
4
3
сетку (кол-во раз)
Физические
Физические упражнения
качества
1. Скоростные
Бег на 60 м (сек.)
Прыжки через скакалку за 1 м. (раз)
2.
Координационных Челночный бег 3x10 м (сек.)
Поднимание туловища из положения лежа на спине, руки за
3. Скоростноголовой за 30 сек. (раз)
силовых
Прыжок в длину с места (см)
Подтягивание туловища из виса на руках
4. Силовых
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу (раз) за 30 с
5. Выносливость
6-минутный бег
6. Гибкость
Наклон туловища вперед из положении стоя, ноги вместе

9

Критерии оценивания
Физические
качества

Физические
упражнения
Бег 60 м

Баллы

Показатели оценки тестирования

0

- не ориентируется в понятиях «старт,
финиш, марш»;
- во время бега может самовольно
прекратить движения
- дистанцию проходит в медленном
темпе
- обучающий стартует строго по сигналу
«марш» выполняя стартовый разгон;
- дистанцию проходит в среднем темпе
- обучающий стартует строго по сигналу
«марш» выполняя стартовый разгон;
- дистанцию проходит за короткий
отрезок времени
- не владеет техникой выполнения
упражнения
- выполняет прыжки в медленном темпе
с определенной остановкой после
каждого прыжка;
наблюдается
не
соответствие
движений рук и ног;
- приземляется на всю стопу
-выполняет упражнение технически
правильно, но в медленном темпе;
- прыжки длительностью до 1 минуты
- упражнение выполняется технически
правильно в быстром темпе
- не владеет техникой выполнения
упражнения
- несогласованность движений рук и
ног;
- роняет кубик при выполнении
упражнения;
- не пересекает линию при повороте;
- выполняет упражнение в медленном
темпе
- упражнение выполняет технически
правильно, но с небольшими ошибками
- упражнение выполняет технически
правильно и в соответствии с
возрастными нормами

Скоростные
1
2

3

Прыжки
через
скакалку
за 30 сек.
(раз)

0
1

2

3
Координационные
Челночный
бег 3x10 м
(сек.)

0
1

2
3

10

Поднимание
туловища из
положения
лежа на
спине, руки
за головой за
30 с (раз)

0

1

2

3
Скоростносиловые

Прыжок в
длину с места
(см)

0
1
2

3
Подтягивание
на высокой
перекладине
(юноши)
(раз)

0
1

2
Силовые

3

- техника выполнения соблюдается;
- упражнения выполняется с помощью
учителя
- техника выполнения соблюдается;
упражнения
выполняется
самостоятельно,
но
количество
подъемов не превышает 10 раз за один
подход
- техника выполнения соблюдается;
- упражнения выполняется самостоятельно, но количество подъемов не
превышает 30 раз за один подход
упражнение выполняется в быстром
темпе и количество подходов не меньше
чем 25 за 30 с
- не владеет приемом отталкивания и
приземлением
- прыжок выполняется технически
правильно, но длина не превышает 1 м.
- прыжок выполняется технически
правильно, но длина не превышает 120
см.
- прыжок выполняется технически
правильно,
результат
прыжка
в
соответствии с возрастными нормами
- удерживает свое тело в висе на руках
- технично
правильно
выполняет
подъем туловища (хват сверху, угол
разгиба в локтевом суставе 90°,
подбородок
доходит
выше
перекладины, ногивместе);
- выполняется упражнения с помощью
учителя
- технично правильно выполнять
подъем туловища (хват сверху, угол
разгиба в локтевом суставе 90°,
подбородок доходит выше
перекладины, ноги вместе);
- выполнения упражнения от 2 раз
- технично правильно выполнять
подъем туловища (хват сверху, угол
разгиба в локтевом суставе 90°,
подбородок доходит выше
перекладины, ноги вместе);
11

Сгибание и
разгибание
рук в упоре
лежа на полу
за
30
с
(девушки)
(раз)

0

1

2

3

6-минутный
бег
Выносливость

0
1
2
3

Гибкость

Наклон
туловища
вперед из
исходного
положения
стоя ноги
вместе

0

1

2

3

- выполнение упражнения по нормам
соответствен-но возрасту
- не сгибает руки в локтях;
- удерживает тело в горизонтальном
положении (статически)
- выполняет упражнение технически
верно;
- кол-во жимов не превышает 2
- выполняет упражнение технически
верно;
-кол-во жимов не соответствует нормам
в данном классе
- удерживает тело в горизонтальном
положении (держит статику);
- сгибание рук происходит под прямым
углом;
- возрастные нормативы выполняются
- бег чередуется с ходьбой, но
преобладает ходьба
- бег чередуется с ходьбой, но
преобладает бег
- бег выполняется в медленном темпе
- бег проходит в темпе выше среднего;
- ускорение на финише начинать на
отрезке 200-300 м.
- выполняется упражнение с большей
амплитудой, руки касаются коленного
сустава
- выполняется упражнение с большей
амплитудой, руки обхватывают самую
узкую часть ноги (голеностоп)
- выполняется упражнение без
амплитуды, спокойно дотягиваясь
пальцами рук до пола
- выполняется упражнение без
амплитуды, спокойно касаясь ладонями
рук до пола

Максимальное количество баллов - 24
Отметки за итоговую работу следует выставлять по следующей шкале:
24 - 19 баллов – «отлично» - «5»
18 - 12 баллов – «хорошо» - «4»
11 - 5 баллов – «удовлетворительно» - «3»
4 - 0 баллов – «неудовлетворительно» - «2»
Отметка «3» соответствует базовому уровню.
12

Изучение предмета «Физическая культура» направлено на
формирование следующих базовых учебных действий:
Личностные учебные действия
 активно включаться в общеполезную социальную деятельность;
 осуществлять действия самоконтроля за свои поступки в школе, в обществе, в
природе;
 уважительно и бережно относиться к труду работников школы, школьному
имуществу;
 проявлять самостоятельность при выполнении заданий;
 оказывать помощь сверстникам и взрослым;
 гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих
товарищей;
 проявлять бережное отношение к культурно-историческому наследию родного
края и страны.
Коммуникативные учебные действия
 вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального
взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.);
 слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его;
 использовать доступные источники и средства получения информации для
решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия
 принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических
задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления;
 осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения
практических и учебных задач;
 осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
 осуществлять действия самоконтроля в процессе деятельности;
 адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в
соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия
 дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;
 использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез,
обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале при
установлении аналогии между частями слова, частями речи, в работе с
предложением;
 использовать в деятельности межпредметные знания для формирования
грамматико-орфографических умений, для решения коммуникативно-речевых
практических задач.
Диагностика БУДов проводится в соответствии с «Программой формирования
базовых учебных действий», реализуемой в образовательной организации.

13

Содержание учебного предмета «Физическая культура»
Содержание данной программы способствует расширению знаний и умений
по
физической
культуре,
обеспечивает
физическое,
эмоциональное,
интеллектуальное и социальное развитие личности обучающихся.
Теоретические сведения
Личная гигиена, солнечные и воздушные ванны. Значение физических
упражнений в жизни человека. Требования к выполнению утренней гигиенической
гимнастики. Причины нарушения осанки.
Подвижные игры включены во все разделы программы, так как
приобретенный двигательный опыт и хорошая физическая подготовка создают
необходимые предпосылки для последующей спортивной деятельности, освоения
технических элементов в различных видах спорта.
Коррекционные: «Вызов»; «Карусель»; «Пустое место»; «Лишний игрок».
С элементами общеразвивающих и корригирующих упражнений: «Салки
маршем», «Повторяй за мной», «Веревочный круг», «Часовые и разведчики», «Мяч
соседу».
На развитие внимания, памяти и точности движений: «Точные броски»,
«Ногой по мячу», «Тоннель», «Сбей кеглю», «Запрещенное движение», «Найди
предмет такого же цвета», «Посадка и сбор овощей».
С ходьбой, бегом: «Пятнашки маршем», «Совушка», «У ребят порядок
строгий», «Бездомный заяц», «Бег за флажками», «Перебежки с выручкой», «Пустое
место». Эстафеты.
С прыжками в высоту, длину: «Удочка», «Веревочка под ногами», «Прыжок
за прыжком», «Прыгуньи и пятнашки», «С кочки на кочку».
С метанием мяча на дальность и в цель: «Снайперы», «Лапта», «Выбери
место», «Точно в цель», «Кто дальше бросит?».
С элементами пионербола и волейбола: «Мяч соседу», «Не дай мяч
водящему», «Сохрани позу».
С элементами баскетбола: «Мяч с четырех сторон», «Охотники и утки», «Не
дай мяч водящему».
Раздел «Гимнастика»
Теоретические сведения
Фланг, интервал, дистанция. Элементарные сведения о передвижениях по
ориентирам. Понятие «интервал».
Практический материал
Строевые упражнения. Повороты налево, направо, кругом (переступанием).
Ходьба по диагонали и противоходом налево, направо. Перестроение из колонны по
одному, по два (по три, по четыре). Смена ног при ходьбе. Ходьба по ориентирам.
Ходьба с остановками по сигналу учителя.
Общеразвивающие упражнения
Упражнения для развития мышц рук и ног. Одновременное выполнение
разнонаправленных движений ногами и руками (шаг левой ногой в сторону, левая
рука в сторону и т. д.). Сгибание-разгибание рук в упоре стоя (упор в стену на
14

уровне груди и пояса). Пружинистые приседания на одной ноге в положении
выпада. Упражнения для развития мышц шеи. Из исходного положения сидя (или
стоя) — наклоны головы: вперед, назад, влево, вправо. Повороты головы: влево,
вправо.
Упражнения для развития мышц туловища. Круговые движения туловища
(руки на поясе). Отведение ноги назад с подниманием рук вверх. Из исходного
положения — стоя ноги врозь, руки на пояс — повороты туловища направо, налево.
Лежа на животе поочередное поднимание ног, руки вдоль туловища. Переход из
упора присев в упор лежа толчком двух ног.
Упражнения для развития кистей рук и пальцев. Исходное положение — сидя
или стоя, ладони вместе, пальцы переплетены: сгибать и разгибать пальцы.
Передвижения на руках в упоре лежа по кругу, ноги вместе. То же, но передвижение
вправо и влево, одновременно переставляя одноименные руки и ноги. Сгибание и
разгибание рук в упоре стоя, опираясь о стену или рейку гимнастической скамейки
на уровне груди.
Упражнения для укрепления мышц голеностопных суставов и стоп. Исходное
положение — стоя перед опорой, носки ног на бруске высотой 5 см: «удерживание»
веса своего тела на носках ног. Исходное положение — стоя на пятках спиной к
опоре, носки ног на себя: «удерживание» стойки на пятках, сгибая ступни к голени.
Упражнения на дыхание. Полное глубокое дыхание в различных положениях:
сидя, стоя, лежа. Обучение сознательному управлению ритмом и скоростью своих
дыхательных движений.
Упражнения для расслабления мышц. Расслабленные потряхивания
конечностями с возможно более полным расслаблением мышц при спокойном
передвижении по залу. Чередование напряженной ходьбы (строевым шагом) с
ходьбой в полуприседе с расслабленным и опущенным вперед туловищем.
Расслабление мышц после выполнения силовых упражнений.
Упражнения для формирования правильной осанки. Упражнения с
удержанием груза (100—150 г) на голове; повороты кругом; приседания; ходьба по
гимнастической скамейке с различными положениями рук; передвижение по
наклонной плоскости; вис на гимнастической стенке.
Упражнения с предметами
С гимнастическими палками. Подбрасывание и ловля палки в горизонтальном
и вертикальном положении. Перебрасывание гимнастической палки с руки на руку в
вертикальном положении. Сгибание и разгибание рук с гимнастической палкой.
Повороты туловища с движением рук с гимнастической палкой вперед, за голову,
перед грудью. Наклоны туловища вперед, назад, влево, вправо с различными
положениями гимнастической палки. Ходьба с гимнастической палкой к плечу,
вперед, вверх. Приседание с гимнастической палкой в различном положении.
С обручами. Приседание с обручами в руках, повороты направо, налево,
вперед, назад (при хвате обруча двумя руками); пролезание в обруч на месте,
переход и перепрыгивание из одной обозначенной зоны в другую (из одного
лежащего обруча в другой, не задевая обруч); вращение обруча на вытянутой руке,
вокруг талии.
15

С малыми мячами. Подбрасывание мяча левой (правой) рукой под правой
(левой) рукой и ловля его. Удары мяча о пол правой и левой рукой. Броски мяча о
стену и ловля его после отскока. Переменные удары мяча о пол левой и правой
рукой. Перебрасывание мяча в парах.
С набивными мячами (вес 2 кг). Передача мяча слева направо и справа налево
стоя в кругу. Подбрасывание мяча вверх и его ловля. Повороты туловища налево,
направо с различными положениями мяча. Приседание с мячом: мяч вперед, мяч за
голову, на голову. Прыжки на двух ногах (мяч у груди).
Переноска груза и передача предметов. Передача набивного мяча весом 2 кг в
колонне и шеренге. Эстафеты с переноской и передачей 2—3 набивных мячей на
расстояние до 20 м. Переноска гимнастической скамейки (2 учениками), бревна (6
учениками), гимнастического козла (3 учениками), гимнастического мата (4
учениками).
Упражнения на гимнастической скамейке. Сгибание и разгибание рук, лежа в
упоре на гимнастической скамейке; приседание на двух ногах (для некоторых
учеников – на одной); различные прыжки на скамейке; прыжки через
гимнастическую скамейку, с упором на нее.
Упражнения у гимнастической стенки.
Наклоны вперед, держась за рейку на высоте груди, пояса. Наклоны влево,
вправо, стоя боком к стенке и держась за рейку правой-левой рукой. Прогибание
туловища стоя: спиной к стенке, держась за: рейку руками на высоте головы, плеч.
Взмахи ногой назад, держась за рейку руками на высоте груди, пояса.
Акробатические упражнения (элементы, связки) (Выполняются только после
консультации врача).
Кувырок вперед из положения упор присев; кувырок назад через плечо;
стойка на лопатках; «мост» из положения лежа на спине.
Простые и смешанные висы и упоры.
Мальчики: висы, согнувшись и прогнувшись; подтягивание в висе;
поднимание прямых ног в висе на гимнастической стенке.
Девочки: смешанные висы, подтягивание из виса лежа на гимнастической
стенке.
Лазанье и перелезание. Лазанье по гимнастической стенке вверх и вниз с
изменением способа лазанья в процессе выполнения задания по словесной
инструкции учителя. Лазанье по гимнастической стенке по диагонали. Лазанье по
наклонной гимнастической скамейке под углом 45°. Подлезание под несколько препятствий высотой 40 см. Подлезание под 2-3 препятствия разной высоты (до 1 м).
Равновесие. Ходьба по гимнастической скамейке с ударами мяча о пол и его
ловлей. Повороты на гимнастической скамейке и на бревне направо, налево. Ходьба
по гимнастической скамейке с подбрасыванием и ловлей мяча. Равновесие на левой
(правой) ноге на полу без поддержки. Ходьба: приставными шагами по бревну
(высота 70 см), с перешагиванием через веревку (планку) на высоте 20-30 см.
Выполнить одно, два ранее изученных упражнения по 3-4 раза.
Опорный прыжок. Прыжок через козла: наскок в упор стоя на коленях, соскок
с колен со взмахом рук, наскок в упор стоя на коленях, переход в упор присев,
16

соскок с мягким приземлением. Прыжок в упор присев на козла, коня в ширину и
соскок прогнувшись. Прыжок ноги врозь.
Упражнения для развития пространственно-временной ориентировки и
точности движений. Построение в колонну по одному на расстоянии вытянутой
руки. Ходьба по диагонали по начерченной линии. Поворот кругом без контроля
зрения. Ходьба «змейка» по начерченным линиям. Прохождение расстояния до 3 м
от одного ориентира до другого с открытыми глазами за определенное количество
шагов и воспроизведение дистанции за столько же шагов без контроля зрения.
Ходьба по ориентирам, начерченным на гимнастическом бревне. Прыжки назад,
влево и в обозначенное место. Прыжок в длину с разбега и приземление в
обозначенное место. Подлезание под препятствие определенной высоты с
контролем и без контроля зрения.
Легкий бег на месте от 5 до 10 с. (Начало и окончание бега определяется
учителем.) Повторить задание, но остановиться самостоятельно. Определить самого
точного ученика.
Прыжками на двух ногах преодолеть расстояние 5—6 м до черты. Сообщить
учащимся время выполнения задания. Повторить его вдвое медленнее. Определить
самого точного ученика.
Раздел «Легкая атлетика»
Теоретические сведения
Фазы прыжка в длину с разбега. Подготовка суставов и мышечносухожильного аппарата к предстоящей деятельности. Техника безопасности при
выполнении прыжков в длину, высоту и метании мяча.
Практический материал
Ходьба. Сочетание разновидностей ходьбы (на носках, на пятках, в
полуприседе, спиной вперед) по инструкции учителя. Ходьба на носках с высоким
подниманием бедра. Ходьба с остановками для выполнения заданий (присесть,
повернуться, выполнить упражнение). Ходьба с речитативом и песней. Ходьба
приставным шагом левым и правым боком.
Бег. Медленный бег в равномерном темпе до 4 мин. Бег широким шагом на
носках по прямой (коридор 20—30 см). Скоростной бег на дистанции 30, 60 м с
высокого старта. Начало из различных исходных положений (упор присев, упор на
коленях, лежа на животе, лежа на спине, стоя спиной по направлению бега и т. д.).
Бег с преодолением малых препятствий (набивные мячи, полосы — «рвы» шириной
до 50 см) в среднем темпе. Повторный бег на дистанции 30—60 м.
Прыжки. Прыжки через скакалку на месте в различном темпе. Прыжки
произвольным способом (на двух и одной ноге) через набивные мячи (расстояние
между препятствиями 80—100 см, общее расстояние 5 м). Прыжки в шаге с
приземлением на обе ноги. Прыжки в длину с разбега способом «согнув ноги» с
ограничением зоны отталкивания до 1 м. Прыжки в высоту с разбега способом
«перешагивание».
Метание. Метание теннисного мяча в цель с отскоком от пола и его ловлей.
Метание малого мяча на дальность с трех шагов с разбега (ширина коридора 10 м).
Метание мяча в вертикальную цель (стоя лицом к мишени, стоя спиной — с
17

разворотом). Метание мяча в движущуюся цель (мяч, обруч). Толкание набивного
мяча весом 1 кг с места одной рукой.
Раздел «Лыжная подготовка»
Теоретические сведения
Сведения о применении лыж в быту, занятия на лыжах как средство
закаливания организма.
Практический материал
Совершенствование техники выполнения строевых команд и приемов.
Передвижение в колонне по одному с лыжами под рукой и на плече, сохраняя
дистанцию. Подготовка к передвижению на лыжах: надеть лыжи, закрепить
крепления.
Повороты переступанием на лыжах. Совершенствование техники ступающего
и скользящего шага. Изучение техники попеременного двухшажного хода. Спуск в
высокой стойке (крутизна склона 4—6 градусов, длина 40 - 60 м). Подъем
«лесенкой». Повторное передвижение в быстром темпе на отрезке 40 - 50 м (3 - 5
повторений за урок), 100 - 150 м (1 - 2 раза). Передвижение на лыжах в медленном
темпе от 1 до 1,5 км; передвижение на лыжах на скорость на отрезке 40 – 60 м. Игры
на лыжах: «Снайперы», «Быстрый лыжник», «Точно остановиться», «Кто
быстрее?». Эстафеты на лыжах.
Раздел
«Спортивные
игры»
Пионербол
Теоретические сведения
Изучение правил игры, расстановка игроков и правила их перемещения на
площадке. Оборудование и инвентарь.
Практический материал
Бросок мяча двумя руками сверху в прыжке через сетку. Прием и передача
мяча двумя руками у стены и в парах. Ловля мяча над головой. Подача мяча одной
рукой сбоку (боковая подача). Ловля мяча двумя руками после подачи. Розыгрыш
мяча. Учебные игры.
Баскетбол
Теоретические сведения
Правила игры в баскетбол, правила поведения учащихся при выполнении
упражнений с мячом. Санитарно-гигиенические требования к занятиям
баскетболом.
Практический материал
Стойка баскетболиста. Передвижение в стойке вправо, влево, вперед, назад.
Остановка по свистку. Передача мяча от груди. Ловля мяча двумя руками. Ведение
мяча на месте и в движении. Бросок мяча двумя руками в кольцо снизу. Подвижные
игры: «Мяч капитану», «Защита укреплений».
Бадминтон
Теоретические сведения
Основные термины и понятия игры в бадминтон, история развития
бадминтона. Требования к оборудованию и инвентарю на занятиях бадминтоном.
18

Физические упражнения, их отличие от естественных двигательных действий.
Бадминтон и его применение в адаптивной физической культуре.
Практический материал
Передвижения: вперед, назад, в сторону; простой, переменный,
приставной, перекрестный; выпад, прыжок, бег. Передвижения по зонам
площадки. Способы держания (хватки) ракетки: универсальная, для удара
открытой и закрытой стороной ракетки. Подача справа, слева, открытой и
закрытой стороной ракетки. Удары: открытой и закрытой стороной ракетки;
сверху, сбоку, снизу.
Оценка успеваемости по физической культуре в 5 классе производится
на общих основаниях и включает в себя качественные и количественные
показатели: уровень соответствующих знаний, степень владения двигательными
умениями и навыками, умение осуществлять физкультурно-оздоровительную и
спортивную деятельность, выполнение учебных нормативов.
Учитель должен обеспечить каждому ученику одинаковый доступ к
основам физической культуры, опираться на широкие и гибкие методы и
средства обучения для развития учащихся с разным уровнем двигательных и
психических способностей. На занятиях по физической культуре следует
учитывать интересы и склонности детей.

19


Наверх

сведения образовательной организации

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».