Положение об организации, оцениванию и аттестации по физической культуре

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2»

СОГЛАСОВАНО
Педагогическим советом МАОУ СОШ № 2
протокол от 28.08.2020 г. № 1

УТВЕРЖДЕНО
приказом МАОУ СОШ № 2
от 01.09.2020 г. № 01-10/228
_______________ / Н.В. Храмова

Положение
об организации, оценивании и аттестации обучающихся по физической культуре,
имеющих специальную медицинскую группу, и обучающихся, освобожденных от
физических нагрузок на уроках физической культуры, в МАОУ СОШ № 2
1. Общие положения
Настоящее Положение разработано в соответствии со следующими нормативными и
правовыми актами:
- Федеральным законом от 29.12.2012 №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральным законом от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в
Российской Федерации»;
- Приказом Министерства образования Российской Федерации, Министерства здравоохранения
Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по физической
культуре и спорту, Российской академии образования от 16 июля 2002 г. № 2715/227/166/19 «О
совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях
Российской Федерации»;
- Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. № 621
«О комплексной оценке состояния здоровья детей»;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29
декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных
учреждениях»;
- Письмом Министерства образования и науки РФ от 30 мая 2012 г. N МД-583/19 «О
методических рекомендациях "Медико-педагогический контроль за организацией занятий
физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья»;
- Письмом Министерства образования Российской Федерации от 31 октября 2003 г. №13-51263/123 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к
специальной медицинской группе для занятий физической культурой»;
В целях дифференцированного подхода к организации уроков физической культуры
обучающиеся МАОУ СОШ №2 распределяются на 4 медицинские группы: основная,
подготовительная, специальная «А» (оздоровительная) и специальная «Б» (реабилитационная).
Комплектование медицинских групп осуществляется на основании заключения о
состоянии здоровья, оценки функциональных возможностей организма (по типу реакции
кардио-респираторной системы на дозированную физическую нагрузку) и уровня физической
подготовленности обучающегося.
Заключение о состоянии здоровья по результатам профилактических врачебных
осмотров заносится в медицинскую карту ребенка и включает диагноз (основное и
сопутствующие заболевания), оценку физического и нервно-психического развития,
резистентности организма, а также рекомендации по физическому воспитанию.

Занятия в этих группах отличаются учебными программами, объемом и структурой
физической нагрузки, а также требованиями к уровню освоения учебного материала.
Уровень физической подготовки (ФП) определяется ежегодно преподавателем по
физической культуре в начале и в конце учебного года по результатам выполнения
контрольных упражнений. Определение уровня ФП детей разрешается только при наличии
допуска от врача.
При неблагоприятной реакции кардио-респираторной системы детского организма на
дозированную физическую нагрузку определение уровня ФП запрещается.
К основной медицинской группе для занятий физической культурой относят
обучающихся без отклонений или с незначительными отклонениями в состоянии здоровья,
благоприятным типом реакции кардио-респираторной системы на дозированную физическую
нагрузку и уровнем ФП, соответствующим возрасту и полу.
К подготовительной медицинской группе для занятий физической культурой
относят обучающихся:
‒ без отклонений или с незначительными отклонениями в состоянии здоровья,
благоприятным типом кардио-респираторной системы на дозированную физическую
нагрузку и уровнем ФП, не соответствующим возрасту и полу;
‒ с незначительными отклонениями в состоянии здоровья, удовлетворительным или
неблагоприятным типом реакции кардио-респираторной системы на дозированную
физическую нагрузку;
‒ часто болеющих (3 и более раз в год);
‒ реконвалесцентов из основной медицинской группы после перенесенных заболеваний,
травм и окончания сроков освобождения от занятий физической культурой на период,
определяемый индивидуально медицинским учреждением.
К специальной медицинской группе «А» (оздоровительной группе) для занятий
физической культурой относят обучающихся с выраженными отклонениями в состоянии
здоровья функционального и органического генеза в стадии компенсации.
К специальной медицинской группе «Б» (реабилитационной группе) для занятий
физической культурой относят обучающихся с выраженными отклонениями в состоянии
здоровья в стадии субкомпенсации.
Занятия по физическому воспитанию в этих группах проводятся по специальным
учебным программам. Перевод из специальной медицинской группы в подготовительную
производится либо при ежегодном медицинском осмотре, либо после дополнительного
медицинского обследования.
При определении медицинской группы для школьников с отклонениями в состоянии
здоровья необходимо предусматривать доступность физических нагрузок, а также создание
оптимальных условий для выздоровления и предупреждения обострения заболеваний.
Работа в специальной медицинской группе направлена на:
‒ укрепление здоровья, улучшение физического развития, закаливание организма;
‒ расширение диапазона функциональных возможностей основных физиологических систем
организма, ответственных за энергообеспечение;
‒ повышение защитных сил организма и его сопротивляемости;
‒ освоение основных двигательных навыков и качеств;
‒ воспитание морально-волевых качеств и интереса к регулярным самостоятельным занятиям
физической культурой;
‒ разъяснения значения здорового образа жизни, принципов гигиены, правильного режима
труда и отдыха, рационального питания, пребывания на воздухе;
‒ предупреждение дезадаптации обучающихся в условиях общеобразовательной организации.
2. Организация и функционирование специальных медицинских групп
Комплектование медицинских групп обучающихся для занятий физической культурой
проводится врачом-педиатром образовательного учреждения на основании заключения каждого
специалиста, участвующего в проведении профилактических врачебных осмотров, в котором

даются рекомендации по физическим нагрузкам и обязательно указывается медицинская группа
для занятий по физической культуре. Врачами-специалистами учитывается не только
нозологическая форма заболевания, но и стадия болезни, степень выраженности нарушений
функций организма и вероятность развития осложнений.
Для уточнения диагноза обучающегося необходимо направить на дополнительное
медицинское обследование. В затруднительных случаях при назначении медицинской группы
для занятий физической культурой необходима консультация специалистов врачебнофизкультурного диспансера.
Обучающиеся, не прошедшие медицинское обследование, к занятиям физической
культурой не допускаются.
Комплектование медицинских групп для занятий физической культурой завершается к 1
июня. Списки обучающихся, отнесенных к медицинским группам, утверждаются локальным
актом общеобразовательной организации.
В списках обучающихся специальных медицинских групп указываются системы
организма, в которых обнаружены отклонения.
Изменения в состоянии здоровья (функциональные нарушения, заболевания, травмы) и
функциональных возможностях организма, возникшие за летний период, учитываются при
распределении на медицинские группы на текущий учебный год по результатам обследования в
сентябре.
Обучающиеся первых классов в начале учебного года проходят в обязательном порядке
обследование на установление типа реакции кардио-респираторной системы на дозированную
физическую нагрузку. На основании результатов обследования уточняется медицинская группа
для занятий физической культурой.
Медицинская группа для занятий физической культурой каждого обучающегося
вносится в раздел «Дополнительная информация» в личной карточке ученика электронного
журнала: основная, подготовительная, специальная, ЛФК. Второй (бумажный) экземпляр
«Группа здоровья/медицинская группа» находится у преподавателя физической культурой.
При организации занятий обучающихся специальной медицинской группы «А» следует
учитывать их возраст и нозологические формы заболевания. Рекомендуется выделять
следующие подгруппы: обучающиеся с заболеваниями органов кровообращения, дыхания,
нервной и эндокринной системы; заболеваниями органов пищеварения и мочевыделительной
системы; заболеваниями костно-мышечной системы и органов зрения.
Медицинские группы комплектуются по классам наполняемостью не менее 7 человек (III, III-IV, V-VIII, IX-XI). При недостаточном количестве обучающихся следует объединять
учеников трех-четырех классов (I-IV, V-VIII, IX-XI). Наполняемость специальной медицинской
группы «А» может составлять 15-20 детей.
Изменение медицинской группы обучающихся для занятий физической культурой в
течение учебного года устанавливается медицинским работником школы по представлению
преподавателя по физической культуре на основании особенностей динамики показателей
состояния здоровья, функциональных возможностей организма и ФП.
Движение детей по группам здоровья в течение учебного года (из специальной
медицинской группы в подготовительную группу, далее в основную и наоборот) проводится на
основании справки врачебной комиссии и заявления родителей (законных представителей). На
основании этих документов директор школы издает приказ о переводе школьника в другую
группу здоровья.
Сроки возобновления занятий физической культурой после перенесенных заболеваний
устанавливаются индивидуально лечащим врачом медицинского учреждения.
Допуск обучающихся к занятиям физической культурой.
1) Перед началом занятия физической культурой преподавателю следует проконтролировать
самочувствие обучающихся.
2) Не разрешается допускать к занятиям физической культурой обучающихся при:
‒ наличии жалоб на боли различной локализации, головокружение, тошноту, слабость,
‒ сердцебиение;

‒

остром периоде заболевания (повышение температуры тела, озноб, катаральные явления
и др.);
‒ травматическом повреждении органов и тканей организма (острый период): ушиб, рана,
растяжение, гематома и др.;
‒ опасности кровотечения (носовое кровотечение в день занятия, состояние после
удаления зуба, менструальный период);
‒ выраженном нарушении носового дыхания;
‒ выраженной тахикардии или брадикардии (с учетом возрастно-половых нормативов).
3) Приведенные выше противопоказания относятся к обучающимся всех медицинских групп
для занятий физической культурой и чаще всего носят временный характер.
4) Противопоказания и ограничения к выполнению физических упражнений.
При проведении занятий физической культурой преподавателю следует обращать особое
внимание и проявлять повышенную осторожность при использовании физических упражнений,
потенциально опасных и вредных для здоровья детей.
При наличии заболевания следует строго дозировать физическую нагрузку и исключить
физические упражнения, противопоказанные к их выполнению по состоянию здоровья.
Учет посещаемости и успеваемости школьников специальной медицинской группы
здоровья и прохождение ими программного материала осуществляется в журнале для
специальных медицинских групп, который заполняет учитель, ведущий занятия в спецгруппе. В
классном журнале на предметной странице «Физическая культура» напротив фамилии
школьника, отнесенного к специальной медицинской группе здоровья, из журнала специальной
медицинской группы переносятся четвертные, полугодовые и годовые отметки.
3. Организация образовательного процесса в специальной медицинской группе
Образовательный процесс в специальной медицинской группе регламентируется
расписанием занятий.
Занятия проводятся 3 раза в неделю. Учебные занятия с обучающимися, отнесенными к
специальной медицинской группе, планируются отдельно от основного расписания.
Посещение занятий учащимися, отнесенными к специальной медицинской группе
здоровья, являются обязательными. Во время уроков физической культуры по расписанию
учебных занятий данные обучающиеся находятся вместе с классом в спортивном зале школы
или на спортивной площадке. Если уроки физической культурой поставлены в расписании
первым или последним уроками, по согласованию с родителями (законными представителями)
обучающийся, отнесенный к специальной медицинской группе, освобождается от посещения
этих уроков.
Ответственность за посещение обучающимися уроков физической культуры и занятий
специальной медицинской группы возлагается на учителя, ведущего занятия в классе (группе),
а также классного руководителя, и контролируется заместителем директора школы по учебновоспитательной работе и медицинским работником, закрепленным за школой.
4. Кадровое и финансовое обеспечение специальных медицинских групп
В специальных медицинских группах работают учителя, имеющие опыт работы в
общеобразовательном учреждении и прошедшие специальную подготовку для работы в СМГ.
Оплата труда учителей за работу в специальных медицинских группах осуществляется в
пределах фонда оплаты труда общеобразовательной организации.
5. Функции заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе, учителей,
работающих в специальных медицинских группах, медицинского работника
Заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе обеспечивает создание
необходимых условий для работы специальных медицинских групп, осуществляет контроль за
их работой, несет ответственность за комплектование, оказывает систематическую

организационно-методическую помощь учителям в определении направлений и планировании
работы специальных медицинских групп, анализирует результаты обучения.
Учителя, работающие в специальных медицинских группах должны:
‒ знать анатомические и физиологические особенности детей разных возрастных групп;
‒ знать методики проведения лечебной физкультуры для школьников с различными
заболеваниями;
‒ знать показания и противопоказания к проведению лечебной физкультуры;
‒ знать санитарно-гигиенические нормы при проведении занятий и правила техники
безопасности и охраны труда;
‒ проводить систематическую работу с обучающимися, с целью выявления их
индивидуальных возможностей и определения направлений развивающей работы,
фиксировать динамику развития обучающихся;
‒ вести учет освоения обучающимися общеобразовательных программ;
‒ вести систематическое наблюдение за реакцией обучающихся на предлагаемые нагрузки о
внешним признакам утомления;
‒ определять физиологическую кривую урока с учетом самочувствия обучающихся в
процессе занятий;
‒ иметь следующую документацию:
 рабочую программу учителя;
 расписание занятий;
 журнал учета успеваемости и посещаемости обучающихся.
Медицинский работник, закрепленный за образовательной организацией, дважды в год
осуществляет медицинский осмотр обучающихся специальной медицинской группы с
занесением результатов в индивидуальную карту обучающегося, проводит анализ динамики
физического развития.
6. Система оценивания достижений обучающихся в специальных медицинских группах
При выставлении текущей отметки обучающемуся, имеющему специальную группу
здоровья, необходимо соблюдать особый такт, быть максимально внимательным, использовать
отметку таким образом, чтобы она способствовала его развитию и стимулировала на
дальнейшие занятия физической культурой.
Итоговая отметка по физической культуре в группах специальной медицинской группы
выставляется с учетом теоретических и практических знаний (двигательных умений и навыков,
умений осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивно- оздоровительную
деятельность), а также с учетом динамики физической подготовленности и прилежания.
Дети второй и третьей групп здоровья, которые составляют специальную медицинскую
группу, по своим двигательным возможностям не могут сравниться со здоровыми детьми.
Общий объем двигательной активности и интенсивность физических нагрузок обучающихся
специальных медицинских групп должны быть снижены по сравнению с объемом нагрузки для
обучающихся основной и подготовительной групп. Кроме этого каждый обучающийся
специальной медицинской группы имеет свой выбор ограничений двигательной активности,
который обусловлен формой и тяжестью его заболевания. Такие ограничения неизбежно
накладывают отпечаток на степень развития двигательных навыков и качеств.
Текущая отметка успеваемости обучающемуся специальной медицинской группы
здоровья выставляется по пятибалльной системе.
Положительная отметка по физической культуре выставляется с учетом теоретических и
практических знаний (двигательных умений и навыков, умений осуществлять физкультурнооздоровительную и спортивно-оздоровительную деятельность). Основной акцент должен быть
сделан на стойкую мотивацию обучающихся к занятиям физическими упражнениями и
динамике их физических возможностей. Положительная отметка должна быть выставлена
также обучающемуся, который не продемонстрировал существенных сдвигов в формировании
навыков, умений и развитии физических качеств, но регулярно посещал занятия, старательно
выполнял задания учителя, овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий

оздоровительной и корригирующей гимнастики, необходимыми знаниями в области
физической культуры.
При выставлении четверной, полугодовой, годовой и итоговой отметки по физической
культуре учитывается прилежание, усердие в работе над собой и выполнение всех
рекомендаций учителя физической культуры.
7. Организация учебного процесса обучающихся, освобожденных от физических нагрузок
на уроках физической культуры
В исключительных случаях по соответствующему медицинскому заключению
обучающиеся освобождаются от физических нагрузок на уроках физической культуры.
Для освобождения обучающегося от физических нагрузок на уроках физической
культуры родители (законные представители) предоставляют в школу заключение врачебной
комиссии детской поликлиники (больницы) об освобождении ребенка от физических нагрузок
на уроках физической культуры.
Учет результатов освоения программы по физической культуре обучающимися,
освобождёнными по медицинским показаниям от физических нагрузок, осуществляется на
основании выполнения ими теоретических заданий.
Если обучающийся имеет освобождение, присутствует на уроке физкультуры, но не
выполняет физические нагрузки, то выставление текущей отметки происходит на основании
опроса и результатов выполнения теоретических заданий. При этом оцениваются предметные
результаты, предусмотренные программой по физической культуре, владение инструкторскими
и (или) судейскими умениями и навыками. Выставление отметки сопровождается пояснениями
учителя, производится с учетом возрастных и физиологических особенностей обучающихся, их
физической и двигательной подготовленности, согласовывается с задачами урока.
Порядок выполнения теоретических заданий.
При наличии медицинского заключения о состоянии здоровья обучающегося и (или)
медицинской справки о его освобождении от занятий физкультурой, учитель выдает
обучающемуся теоретический вопрос, задание, тест, учебную литературу или ссылки на
электронные образовательные ресурсы по предмету. Допускается выполнение теоретического
задания с использованием ресурсов дистанционного обучения, используемых в гимназии (на
платформах «ЯКласс», Дневник.ру и др.).
Обучающиеся, освобожденные от физических нагрузок на длительный период (на
учебный год, триместр, месяц, полугодие) на основании медицинского заключения (справки
медицинского учреждения), могут пройти промежуточную аттестацию по предмету за учебный
период, выполнив теоретическое задания в форме проекта, доклада (5-9 классы) или реферата,
проекта (10-11 классы). Темы данных видов работ должны быть согласованы с учителем и
соответствовать программе предмета «Физическая культура», конкретному разделу программы
или теме урока.
Оценивание обучающихся освобождённых по медицинским показаниям проводится по
пятибалльной системе по следующим показателям:
Теоретическая часть (предметные результаты)
1) Ответы на теоретические вопросы, соответствующие программе. На предпоследней неделе
четверти/полугодия ученики отвечают письменно на 5 вопросов из выданных учителем
вопросов и получают 5 оценок (оценка за каждый вопрос).
2) В начале курса во время консультаций учитель предлагает обучающемуся тему проекта,
доклада (5-9 классы), реферата (10-11 классы), знакомит с правилами их оформления,
составляет с учеником план доклада или реферата. Доклад, реферат должны быть сданы в
назначенные сроки, не позднее недели до окончания четверти/полугодия. Защита доклада
(реферата) происходит в присутствии обучающихся класса.
3) По желанию обучающегося в докладе (реферате), основываясь на своем диагнозе, он может
описать комплекс мероприятий: образ жизни, двигательный режим (чередование периодов
работы и отдыха), режим питания, распорядок дня, интенсивность нагрузок, лечебные и
поддерживающие мероприятия, их влияние на организм.

4) В зависимости от возрастной группы, обучающийся может подготовить по заданию учителя
один из разделов программного теоретического материала (например: техника
безопасности, оказание первой помощи, развитие качеств, самоконтроль, тактические
действия)
5) Учитель может оценить теоретическую часть и в другой форме (например: работа с
теоретическим материалом из учебника по физической культуре, ответы на вопросы,
сообщения, составление кроссвордов, викторин и др.).
6) Обучающиеся начальной школы (2-4 классы) представляют теоретические знания в виде
рисунков и рассказов по ним.
По результатам выполнения заданий теоретической части выставляется отметка по
пятибалльной шкале в соответствии с Положением о текущем контроле успеваемости и
промежуточной аттестации обучающихся гимназии.
Практическая часть оценивается с учетом следующих показателей:
1) Присутствие на уроках.
2) Сдача зачетов по технике исполнения упражнений (по медицинским показателям).
3) Участие в разминке на каждом уроке (по медицинским показателям).
4) Выполнение индивидуального комплекса упражнений по заданию учителя в соответствии с
рекомендациями врача.
5) Помощь при проведении урока, судейство, выполнение роли направляющего (проверяются
знания терминологии),
6) Помощь в организации соревнований.
Для обучающихся, находящихся на домашнем обучении, оценка по физической культуре
выставляется по результатам выполнения пунктов теоретической части (при необходимости
аттестации этой категории обучающихся).
Учитель имеет право выбрать из каждой части те оценочные процедуры, которые
наиболее соответствуют индивидуальным особенностям конкретного обучающегося.


Наверх

сведения образовательной организации

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».