РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Мир информатики» срок освоения: 2-3 класс Составители программы: учителя начальных классов Алапаевск 2023 Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждена приказом МО РФ от 06.10.2009 № 373, авторской программы курса для начальной школы «Информатика» Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак, Н.К. Конопатова, Л.П. Панкратова. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы С учетом специфики интеграции учебного предмета в образовательный план конкретизируются цели выбранного курса «Информатика и ИКТ» в рамках той или иной образовательной области для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов. Личностные результаты Эти требования достигаются под воздействием применения методики обучения и особых отношений «учитель - ученик»: интерес к предметно-исследовательской деятельности; ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей, а самоанализ и самоконтроль результата; выражение положительного отношения к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать; принятие и освоение социальной роли обучающегося; внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам информатики; понимание роли математических действий в жизни человека; освоение личностного смысла учения, желания учиться; актуализация примеров и сведений из личного жизненного опыта. Метапредметные результаты Эти требования достигаются при освоении теоретического содержания курса, при решении учебных задач в рабочей тетради и на компьютере, при выполнении проектов во внеурочное время – освоение УУД: Регулятивные УУД самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи; самостоятельно организовывать свое рабочее место, принимать и сохранять учебную задачу, соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем, принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале. Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; кодировать информацию в знаково-символической или графической форме; на основе кодирования информации самостоятельно строить модели понятий; сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства; анализировать объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных); моделировать — преобразовывать объекты из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая); отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике, проводить сравнение (по одному или нескольким основаниям, наглядное и по представлению, сопоставление и противопоставление), понимать выводы, сделанные на основе сравнения, наблюдать и делать самостоятельные простые выводы, использовать рисуночные и символические варианты математической записи Коммуникативные УУД: принимать участие в работе парами и группами, используя речевые и другие коммуникативные средства, строить монологические высказывания; контролировать свои действия в коллективной работе; допускать существование различных точек зрения, учитывать позицию партнера в общении. выполнять различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи) оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки, понимать содержание вопросов и воспроизводить вопросы. Предметные результаты Эти требования достигаются при освоении теоретического содержания курса, при решении учебных задач в рабочей тетради и на компьютере, при выполнении проектов во внеурочное время: приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности; умение представлять, анализировать и интерпретировать данные; использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов, схем решения учебных и практических задач; умение вводить текст с помощью клавиатуры; выделять свойства объекта, определять, какие из них существенны для решения поставленной задачи (достижения цели); представлять одну и ту же информацию об объекте различными способами: в виде текста, рисунка, таблицы, диаграммы, числами; кодировать и декодировать сообщения по предложенным правилам; соблюдать правила техники безопасности при работе с компьютером; при работе с программами выделять смысловые зоны экрана (окна); определять назначение пиктограмм в программах; набирать текст и исправлять ошибки в пределах строки (например, делать подписи под рисунком, заполнять клетки кроссворда и т.); создавать изображения с использованием графических примитивов и редактировать их. Планируемые результаты Выпускник научится: различать содержание основных понятий предмета: информатика, информация, информационный процесс, информационная система, информационная модель и др.; различать виды информации по способам ее восприятия человеком и по способам ее представления на материальных носителях; раскрывать общие закономерности протекания информационных процессов в системах различной природы; приводить примеры информационных процессов – процессов, связанные с хранением, преобразованием и передачей данных – в живой природе и технике; классифицировать средства ИКТ в соответствии с кругом выполняемых задач; узнает о назначении основных компонентов компьютера (процессора, оперативной памяти, внешней энергонезависимой памяти, устройств ввода-вывода), характеристиках этих устройств; определять качественные и количественные характеристики компонентов компьютера; узнает об истории и тенденциях развития компьютеров; о том, как можно улучшить характеристики компьютеров; узнает о том, какие задачи решаются с помощью суперкомпьютеров. Выпускник получит возможность: осознано подходить к выбору ИКТ–средств для своих учебных и иных целей; узнать о физических ограничениях на значения характеристик компьютера. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА 2 класс (34 часа) Содержание курса информатики для 2 класса общеобразовательных школ в соответствии с существующей структурой школьного курса информатики представлено следующими укрупненными модулями: Виды информации. Человек и компьютер. Человек и информация. В мире звуков. Какая бывает информация. Источники информации. Приемники информации. Компьютер и его части. Кодирование информации. Носители информации. Кодирование информации. Письменные источники информации. Языки людей и языки программирования. Информация и данные. Текстовые данные. Графические данные. Числовая информация. Десятичное кодирование. Двоичное кодирование. Числовые данные. Документ и способы его создания. Документ и его создание. Электронный документ и файл. Поиск документа. Создание текстового документа. Создание графического документа. Основные понятия: - информация, виды информации, звуковая, зрительная, вкусовая, обонятельная, тактильная информация; графическая, числовая, звуковая информация; источники и приемники информации, обработка, хранение, передача информации; - каналы связи, радио, телефон; компьютер, инструмент; - кодирование информации, письменное, звуковое, рисуночное кодирование, иероглифы; - письменные источники информации, носители информации; - форма представления информации; числовая информация, текстовая информация; графическая информация; - текст, смысл, шрифт, многозначные слова, многозначные числа. 3 класс (34 часа) Содержание курса информатики для 3 класса общеобразовательных школ в соответствии с существующей структурой школьного курса информатики представлено следующими укрупненными модулями: Информация, человек и компьютер. Человек и информация. Источники и приемники информации. Носители информации. Что мы знаем о компьютере. Действия с информацией. Получение информации. Представление информации. Кодирование информации. Хранение информации. Обработка информации. Мир объектов. Объект. Имя объекта. Свойства объекта. Общие и отличительные свойства. Существенные свойства и принятие решения. Элементный состав объекта. Действия объекта. Отношения между объектами Информационный объект и компьютер. Информационный объект и смысл. Документ как информационный объект. Электронный документ и файл. Текст и текстовый редактор. Изображение и графический редактор. Схема и карта. Число и программный калькулятор. Таблица и электронные таблицы. Компьютерный практикум Цель компьютерного практикума – научить учащихся: представлять на экране компьютера информацию об объекте различными способами: в виде текста, рисунков, чисел; выполнять элементарные преобразования информации – из рядя в список, из списка в ряд, в таблицу, в схему; работать с электронными текстами и изображениями, используя текстовый и графический редакторы; производить несложные вычисления с помощью программного калькулятора; осуществлять поиск, простейшие преобразования, хранение, использование и передачу электронной информации; использовать указатели, справочники, словари для поиска нужной информации; создавать элементарные проекты с использованием компьютерных программ; находить нужную программу на Рабочем столе компьютера и запускать ее на исполнение; управлять экранными объектами с помощью мыши; получить навыки набора текста на клавиатуре. Основные понятия: • информация, действия с информацией и данными; виды информации, представление информации: звук, текст, число, рисунок; • язык, алфавит, код, кодирование; знаки и сигналы как способы кодирования, передачи и хранения информации; • объект, имя объекта, признаки объекта; • ряды, списки, таблицы, диаграммы, множества; • компьютер, программа, меню программы, пиктограммы. Тематическое планирование 2 класс № п/п 1 2 3 4 5-6 7-8 9 10 11-12 13 14 15 16 Тема Виды информации. Человек и компьютер. Человек и информация Какая бывает информация Источники информации Приемники информации Компьютер и его части Повторение по теме «Виды информации. Человек и компьютер». Контрольная работа по теме «Виды информации. Человек и компьютер» Кодирование информации Носители информации Кодирование информации Письменные источники информации Языки людей и языки программирования Повторение по теме «Кодирование информации». Тестирование. Контрольная работа по теме «Кодирование информации» Информация и данные Кол-во часов 9ч 7ч 8ч Деятельность учителя с учётом программы воспитания Устанавливать доверительные отношения между учителем и обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований просьб учителя; побуждать обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися); поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу; инициировать обучающихся к обсуждению, высказывания своего мнения, выработке своего отношения по поводу получаемой на уроке информации; строить воспитательную деятельность с учетом индивидуальных особенностей; привлекать внимание обучающихся к ценностному аспекту, изучаемых на уроке явлений, понятий; анализировать реальное состояние дел в учебном классе; находить ценностный аспект учебного знания и информации, обеспечивать его понимания обучающимися; привлекать внимание обучающимися к обсуждаемой на уроке информации, активизации познавательной деятельности обучающихся; учить работать с информацией; побуждать обучающихся соблюдать на уроке принципы учебной дисциплины и самоорганизации; сотрудничать с другими педагогическими работниками в решении воспитательных задач Устанавливать доверительные отношения между учителем и обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований просьб учителя; побуждать обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися); поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу; инициировать обучающихся к обсуждению, высказывания своего мнения, выработке своего отношения по поводу получаемой на уроке информации; строить воспитательную деятельность с учетом индивидуальных особенностей; привлекать внимание обучающихся к ценностному аспекту, изучаемых на уроке явлений, понятий; анализировать реальное состояние дел в учебном классе; находить ценностный аспект учебного знания и информации, обеспечивать его понимания обучающимися; привлекать внимание обучающимися к обсуждаемой на уроке информации, активизации познавательной деятельности обучающихся; учить работать с информацией; побуждать обучающихся соблюдать на уроке № п/п 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30-31 32 33-34 Тема Виды информации. Человек и компьютер. Текстовые данные Графические данные Числовая информация Десятичное кодирование Двоичное кодирование Числовые данные Повторение по теме «Информация и данные» Контрольная работа по теме «Информация и данные» Документ и способы его создания Документ и его создание Электронный документ и файл Поиск документа Создание текстового документа Создание графического документа Повторение по теме «Документ и способы его создания» Контрольная работа по теме «Документ и способы его создания» Повторение изученного за год Кол-во часов 9ч 10 ч Деятельность учителя с учётом программы воспитания Устанавливать доверительные отношения между учителем и обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований просьб учителя; побуждать обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила принципы учебной дисциплины и самоорганизации; общения со старшими (учителями) и сверстниками сотрудничать с другими педагогическими работниками поддерживать в(обучающимися); решении воспитательных задачв детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу; инициировать обучающихся к обсуждению, высказывания своего мнения, выработке своего отношения по поводу получаемой на уроке информации; строить воспитательную деятельность с учетом индивидуальных особенностей; привлекать внимание обучающихся к ценностному аспекту, изучаемых на уроке явлений, понятий; анализировать реальное состояние дел в учебном классе; находить ценностный аспект учебного знания и информации, обеспечивать его понимания обучающимися; привлекать внимание обучающимися к обсуждаемой на уроке информации, активизации познавательной деятельности обучающихся; учить работать с информацией; побуждать обучающихся соблюдать на уроке Устанавливать доверительные отношения между принципы учебной дисциплины и самоорганизации; учителем и обучающимися, способствующих сотрудничать с другими педагогическими работниками позитивному восприятию обучающимися требований впросьб решении воспитательных задач учителя; побуждать обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися); поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу; инициировать обучающихся к обсуждению, высказывания своего мнения, выработке своего отношения по поводу получаемой на уроке информации; строить воспитательную деятельность с учетом индивидуальных особенностей; привлекать внимание обучающихся к ценностному аспекту, изучаемых на уроке явлений, понятий; анализировать реальное состояние дел в учебном классе; находить ценностный аспект учебного знания и информации, обеспечивать его понимания обучающимися; привлекать внимание обучающимися к обсуждаемой на уроке информации, активизации познавательной деятельности обучающихся; учить работать с информацией; побуждать обучающихся соблюдать на уроке принципы учебной дисциплины и самоорганизации; сотрудничать с другими педагогическими работниками в решении воспитательных задач Тематическое планирование 3 класс № п\п Тема урока Информация, человек и компьютер. 1 Техника безопасности и правила поведения в компьютерном классе. Человек и информация. Источники и приемники информации 2 Носители информации 3 Компьютер 4 5 Повторение пройденного по теме «Информация, человек и компьютер» 6 Контрольная работа по теме «Информация, человек и компьютер» Действия с информацией Представление информации 7 Кодирование информации 8 Кодирование и шифрование данных 9 Хранение информации 10 11-12 Обработка информации 13- 14 Повторение пройденного по теме «Действия с информацией» 15 Контрольная работа по теме «Действия с информацией». Мир объектов 16 Объект и его имя 17 Объект и его свойства 18-19 Функции объекта Отношения между объектами 20 Характеристика объекта 21 Документ и данные об объекте 22 23-24 Повторение пройденного по теме «Мир объектов». 25 Контрольная работа по теме «Мир объектов». 26 27 28 29 Информационный объект и компьютер Компьютер — это система Системные программы операционная система Файловая система Компьютерные сети Кол-во часов Деятельность учителя с учётом программы воспитания 6ч Устанавливать доверительные отношения между учителем и обучающимися, способствующих позитивному восприятию обучающимися требований просьб учителя; побуждать обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися); поддерживать в детском коллективе деловую, дружелюбную атмосферу; инициировать обучающихся к обсуждению, высказывания своего мнения, выработке своего отношения по поводу получаемой на уроке информации; строить воспитательную деятельность с учетом индивидуальных особенностей; привлекать внимание обучающихся к ценностному аспекту, изучаемых на уроке явлений, понятий; анализировать реальное состояние дел в учебном классе; находить ценностный аспект учебного знания и информации, обеспечивать его понимания обучающимися; привлекать внимание обучающимися к обсуждаемой на уроке информации, активизации познавательной деятельности обучающихся; учить работать с информацией; побуждать обучающихся соблюдать на уроке принципы учебной дисциплины и самоорганизации; сотрудничать с другими педагогическими работниками в решении воспитательных задач 9ч 10 ч 9ч и 30 31-32 33 34 Информационные системы Повторение изученного по теме «Информационный объект и компьютер» Контрольная работа по теме «Информационный объект и компьютер» Повторение изученного за год Приложение 1. КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при изучении, как отдельных разделов, так и всего курса информатики и информационных технологий в целом. Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными контрольными или тестовыми заданиями. Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе, определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях. Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе. В конце каждой четверти обучающимся выставляется зачет достижениям. по текущим Приложение 2. Формы и методы работы с обучающимися ОВЗ Методические рекомендации по обучению детей с задержкой психического развития в условиях общего образования 1. Использовать наглядные методы обучения Соединение в восприятии языкового материала слуховых (прослушивание заданий, аудиообразцов), зрительных (картины, схемы, таблицы, компьютерные презентации, демонстрации предметов и опытов и т.д.) и моторных (процесс письма) усилий со стороны учащихся способствует более прочному усвоению вводимого материала. 2. Использовать практические методы обучения: метод упражнений, лабораторные и практические работы, дидактические игры и приёмы и др. Сюжетно-ролевая игра способствует постепенному формированию у ребёнка положительного отношения к школьной жизни, что, в свою очередь, будет стимулировать развитие у учащихся интереса к учению и повышение успеваемости. 3. Использовать комплекс словесных методов обучения и воспитания детей с задержкой психического развития: рассказ, беседа, объяснение и др. 4. Методические рекомендации по применению дидактических материалов для детей с задержкой психического развития: учитывать уровень способностей школьника с задержкой психического развития. Отбирать содержания обучения, а также предпочтительных видов деятельности проводите с учетом оптимизации условий для реализации потенциальных возможностей детей с задержкой психического развития. Включать в процесс обучения задания на развитие восприятия, анализирующего наблюдения, мыслительных операций (анализа и синтеза, группировки и классификации, систематизации), действий и умений Предлагать задание, учитывая, что актуальные и потенциальные возможности одного и того же ученика могут различаться как на уроках по разным предметам, так и при выполнении разных типов учебных заданий на занятиях по одному предмету. Ставить вопросы четко, кратко, чтобы дети могли осознать их, вдуматься в содержание. Не торопите их с ответом, дайте время на обдумывание. Привлекать различные виды деятельности - игровую, трудовую, предметно- практическую, учебную - для повышения уровня умственного развития учащихся: переключать учеников с одного вида деятельности на другой, разнообразить виды занятий. При смене видов деятельности или задания убеждаться, что ребенок Вас понял. Рационально использовать разнообразный наглядный материал в соответствии задачами урока. Это позволит создать полисенсорную основу для обучения, повысить мотивацию учащихся, однако не даст возможности детям отвлекаться от содержания урока. Использовать для каждого ребенка с задержкой психического развития необходимые ему наглядные опоры (например, у каждого ребенка есть своя тетрадь, в которой он фиксирует именно то правило, которое плохо усваивает). Поддерживать и поощрять любое проявление детской любознательности и инициативы. Использовать разнообразные педагогические меры по отношению к ученику. Нужно как можно лучше наладить внешнюю обратную связь в преподавании и внутреннюю обратную связь в учении. Оценивать успешность обучения ребенка в зависимости от темпа его продвижения к более высокому уровню знаний, к познавательной самостоятельности, от действенного интереса к учению. Учитывать и не нарушать этапность формирования способов учебной деятельности: сначала детей учат ориентироваться в задании, затем выполнять учебные действия по наглядному образцу в соответствии с точными указаниями взрослого, затем – по словесной инструкции при ее последовательном изложении. Проявлять особый педагогический такт в работе с детьми с задержкой психического развития – необходимо замечать и поощрять малейшие успехи детей, развивать в них веру в собственные силы и возможности, поддерживать положительный эмоциональный настрой. Использовать индивидуальный подход при оценивании деятельности детей. Не оценивать результаты труда ребенка в сравнении с другими обучающимися 5. Методические рекомендации по применению специальных технических средств обучения коллективного пользования детьми с задержкой психического развития: использовать разнообразные технические средства: обучающие машины и компьютеры, а также средства программированного обучения, тренажёры, алгоритмы и обучающие программы ЭВМ; технические средства статической проекции (диапроекторы, установки полиэкранных фильмов, установки стереопроекции, голограммы и др.); звукотехнические устройства (монои стереомагнитофоны, микшеры, эквалайзеры, стерео- и моноусилители, лингафонные классы, диктофоны и др.), интерактивные технические средства обучения, видеоэнциклопедии; тренажеры; электронные лектории; персональные интеллектуальные гиды по различным научным дисциплинам; системы самотестирования знаний обучающегося; моделирование ситуации до уровня полного погружения - (для развития коммуникативной компетенции, изучения иностранного языка) и т.д. 6. Методические рекомендации по применению специальных технических средств обучения индивидуального пользования детьми с задержкой психического развития Необходимо применение следующих технических средств: аудиовизуальные учебники, построенные на полисенсорной основе и использующие необходимые для учащихся с задержкой психического развития возможности зрительной и слуховой наглядности, а также пробуждающие познавательный интерес ребенка; обучающие компьютерные игры, используемые учеником под руководством преподавателя для отработки формируемых умений и навыков, а также для требуемого детям с задержкой психического развития мотивированного многократного повторения материала в разных вариациях; специализированные учебно-тренировочные устройства, которые предназначены для формирования у детей с задержкой психического развития первоначальных умений и навыков. Использование тренажеров в обучении основано на применении специально разработанных программ, составляемых на основе процесса моделирования осваиваемой деятельности, что позволяет у сформировать у детей с задержкой психического развития динамический стереотип того или иного действия. Важным моментом в организации учебного пространства является выбор парты для ребенка с задержкой психического развития. Рекомендуется первая парта (около окна или учительского стола) с организацией достаточного пространства, чтобы ученик с задержкой психического развития в процессе обучения был в поле зрения педагога. Методические рекомендации по обучению детей с тяжёлыми нарушениями речи в условиях общего образования - деятельностный подход (работа с текстом, схемами, рисунками, таблицами и др.); - дифференцированный подход с учётом индивидуальных познавательных возможностей ученика (включение ученика в учебную деятельность на уровне посильной трудности); - диалогическое взаимодействие с учителем, с учеником (работа в парах, чтение текста по ролям и др.); - индивидуальная работа во время самостоятельной работы учащихся на уроке (помощь в прочтении задания, определение степени понимания прочитанного текста, наводящие вопросы, составление краткой записи к задаче и др.); - репродуктивный метод обучения (выполнения заданий по алгоритму, по инструкциям и правилам, пошаговый диктант); - обеспечение ученику успеха в различных видах деятельности с целью предупреждения негативного отношения к учёбе; - обеспечение участия ученика вместе с детьми классного коллектива в проведении воспитательных, культурно – оздоровительных и досуговых мероприятиях.