Занимательное черчение 7 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу
«Занимательное

черчение»

7 класс
с изменениями от 31.08.2021г.
(основание: приказ от 31.08.2021г. №01-10/212 «О внесении изменений в Основную
образовательную программу МАОУ СОШ №2»)

Разработчики программы:
Шестакова-Пимберс Э.А.,
учитель ИЗО и черчения, 1
категория
(предмет, категория)

Алапаевск
2021

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Задачи модернизации современного общества во всех сферах его
дальнейшего развития предусматривают возрастающую роль человеческого
фактора. Человек преобразует окружающую жизнь в соответствии с
потребностями общества. Факультативные курсы связаны с удовлетворением
индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей
каждого школьника, формированием у обучающихся преобразующего
мышления, развития творческих способностей, воспитание познавательной
активности.
Курс носит практический характер, поскольку только тот объем знаний
становится прочным достоянием ученика, который прошел через его
самостоятельное осмысление и практически им опробован.
Актуальность курса:
Предлагаемый курс позволит школьникам выстроить личностную
образовательную траекторию, определив, насколько необходимо им
получение графического образования. Содержание
курса раскроет
возможности графических дисциплин в формировании логического и
пространственного мышления; покажет применение графических знаний и
умений в быту, деловом общении, документации; познакомит с профессиями,
в которых графический язык является языком профессионального общения.
На изучение курса отводится 17 часов, при этом большая часть
учебного времени отводится на практические работы.
Цель курса:
• развитие логического, пространственного мышления; творческого,
технического и познавательного потенциала ребенка;
• формирование у обучающихся индивидуального подхода к решению
задач и проблем, возникающих в деятельности человека, и решаемых
инструментами, которые предлагает предмет черчение;
• повышение творческого потенциала обучающихся, активизация
поисковой деятельности умений работать с информацией;
• формирование эстетического, художественного вкуса, навыков
черчения, как элементов общей культуры.
Планируемые результаты
Курс обеспечивает достижение обучающимися следующих предметных,
метапредметных и личностных результатов.
Предметные результаты:

 Приобщение к графической культуре как совокупности достижений
человечества в области освоения графических способов передачи
информации;
 Развитие зрительной памяти, ассоциативного мышления;
 Развитие визуально – пространственного мышления;
 Приобретение опыта создания творческих работ с элементами
конструирования;
 Формирование стойкого интереса к творческой деятельности.
 Сформировать у учащихся знания об ортогональном (прямоугольном)
проецировании на одну, две и три плоскости проекций, о построении
аксонометрических проекций (диметрии и изометрии) и приемах
выполнения технических рисунков;
 Ознакомить учащихся с правилами выполнения чертежей,
установленными государственными стандартами ЕСКД;
 Обучить воссоздавать образы предметов, анализировать их форму,
расчленять на его составные элементы;
 Развивать все виды мышления, соприкасающиеся с графической
деятельностью школьников;
 Прививать культуру графического труда.
 Научить школьников применять графические знания при решении
задач с творческим содержанием.
Метапредметные результаты
 Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать новые задачи в учебе;
 Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том
числе альтернативные;
 Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся задачей;
 Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи;
 Владение основами самоконтроля, самооценки;
 Умение работать со справочниками и ГОСТами;
 Умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками, разрешать конфликты, формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение.
Личностные результаты:

 Готовность и способность обучающихся к саморазвитию, ценностносмысловые установки и личностные качества;
 Сформированность основ российской, гражданской идентичности:
 патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою
Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
 Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и
личностному самоопределению на основе мотивации к обучению и
познанию;
 Готовность и способность обучающихся к формированию ценностносмысловых установок: формированию осознанного, уважительного и
доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению и
мировоззрению;
 Формированию коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе
образовательной и творческой деятельности;
 Осознание значения семьи в жизни человека и общества.
Требования к уровню подготовки обучающихся
К концу курса обучающиеся должны:

знать рациональные
приёмы пользования
чертёжными
инструментами и принадлежностями;

иметь понятия о ГОСТах в черчении, о масштабах, уметь
пользоваться масштабами увеличения и уменьшения в практической
деятельности;

выполнять различные виды сопряжений линий и окружностей,
пользуясь циркулем и лекалами;

иметь понятия о построении плоских геометрических фигур;

уметь снимать размеры с технической детали несложной формы
и уметь описать её геометрическую форму;

уметь оформлять чертежи, выполняя рамку и основную надпись;

уметь вычерчивать несложные технические детали по чертежам и
с натуры;

знать основные понятия об аксонометрии и уметь выполнить
чертёж несложной детали в 3-х видах;

иметь представление о разрезах и сечениях, выполняемых на
чертежах;


уметь читать чертежи деталей и определять их натуральные
размеры;

уметь сделать технический рисунок детали

знать о визуальных явлениях, связанных с оптическими
обманами и иллюзиями;

уметь разработать эскиз дома, оформлять и представлять
результаты работы.
Формы контроля уровня достижений обучающихся и критерии
оценок
Оценивание
уровня
учебных
достижений
осуществляется в двух аспектах:

оценивание уровня владения теоретическими
определяется в процессе устного или письменного опроса;

оценивание качества выполнения графических и
работ. При оценивании графических работ учитывается
выполнения и графика -- качество оформления чертежа.

обучающихся
знаниями

--

практических
правильность

Содержание курса
Значение черчения в практической деятельности людей. Краткие
сведения из истории развития чертежей. Современные методы выполнения
чертежей.
Организация рабочего места. Инструменты, принадлежности и
материалы для выполнения чертежей. Рациональные приёмы работы
инструментами. Применение и обозначение масштаба. Использование
геометрических построений: деление отрезка, окружности и угла на равные
части; сопряжений.
Понятие
штриховая,

о

стандартах.

сплошная

Линии:

волнистая,

сплошная

толстая

штрихпунктирная

основная,
и

тонкая

штрихпунктирная с двумя точками.
Правила оформления чертежей. Форматы, рамка и основная надпись.
Чертёжный

шрифт.

Буквы,

цифры

и

знаки.

Некоторые сведения о нанесении размеров (выносная и размерная линии,

стрелки, знаки диаметра и радиуса; указание толщины и длины детали
надписью; расположение размерных чисел).
Способы проецирования . Проецирование. Центральное параллельное
проецирование.

Прямоугольные

проекции.

Выполнение

изображений

предметов на одной, двух и трёх взаимно перпендикулярных плоскостях
проекций. Расположение видов на чертеже и их названия: вид спереди, вид
сверху, вид слева. Определение необходимого и достаточного числа видов на
чертежах. Понятие о местных видах (расположенных в проекционной связи).
Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная изометрическая
проекции. Направления осей, показатели искажения, нанесение размеров.
Аксонометрические проекции плоских и объёмных фигур. Эллипс как
проекция окружности. Построение овала. Выполнение чертежей простых
деталей. Чтение чертежей и определение размеров детали.
Анализ геометрической формы предметов. Мысленное расчленение
предмета на геометрические тела (призмы, цилиндры, конусы, пирамиды,
шар и их части). Нахождение на чертеже вершин, рёбер, образующих и
поверхностей

тел,

составляющих

форму

предмета.

Развёртывание

поверхностей некоторых тел. Решение занимательных графических задач.
Понятие о техническом рисунке Выполнение эскиза детали с натуры.
Общие сведения о сечениях и разрезах. Назначение сечений. Правила
выполнения сечений.
Назначение разрезов. Правила выполнения разрезов. Соединение вида и
разреза. Условности и упрощения на чертежах.
Общие сведения о соединениях деталей. Изображение и обозначение
резьбы. Чертежи болтовых и шпилечных соединений. Чертежи шпоночных и
штифтовых соединений.
Основные

особенности

строительных

изображения на строительных чертежах.

чертежей.

Условные

Тематическое планирование
№ п/п

Кол-во
часов

Тема раздела

Деятельность учителя с
учётом рабочей
программы воспитания

1.

Чертёж

-

единая

система

3

конструкторской документации

2.

Геометрическое черчение

2

• побуждение школьников
соблюдать на уроке
общепринятые нормы
поведения, правила
общения со старшими
(учителями) и
сверстниками
(школьниками), принципы
учебной дисциплины и
самоорганизации;
• привлечение внимания
школьников к
ценностному аспекту
изучаемых на уроках
явлений;
• использование
воспитательных
возможностей содержания
учебного предмета через
демонстрацию детям
примеров ответственного,
гражданского поведения
• установление
доверительных отношений
между учителем и его
учениками,
способствующих
позитивному восприятию
информации, активизации
их познавательной
деятельности;
• использование
воспитательных
возможностей содержания
учебного предмета через
подбор соответствующих
задач для решения,

3.

Занимательно о проецировании.

4

4.

Заглянем внутрь. Разрезы и

4

сечения

5.

Оптические иллюзии и
чертёжные игры

2

проблемных ситуаций для
обсуждения в классе
• применение на уроке
дискуссий, которые дают
учащимся возможность
приобрести опыт ведения
конструктивного диалога;
групповой работы или
работы в парах, которые
учат школьников
командной работе и
взаимодействию с другими
детьми;
• установление
доверительных отношений
между учителем и его
учениками,
способствующих
позитивному восприятию
учащимися требований и
просьб учителя,
привлечению их внимания
к обсуждаемой на уроке
информации, активизации
их познавательной
деятельности;
• применение на уроке
интерактивных форм
работы учащихся:
интеллектуальных игр,
стимулирующих
познавательную
мотивацию школьников;
• применение на уроке
дискуссий, которые дают
учащимся возможность
приобрести опыт ведения
конструктивного диалога;
групповой работы или
работы в парах, которые
учат школьников
командной работе и
взаимодействию с другими

6.

Что нам стоит дом построить

Всего

2

17

детьми;
• привлечение внимания
школьников к
ценностному аспекту
изучаемых на уроках
явлений;
• инициирование и
поддержка
исследовательской
деятельности школьников
в рамках реализации ими
индивидуальных проектов,
что даст школьникам
возможность приобрести
навык публичного
выступления перед
аудиторией,
аргументирования и
отстаивания своей точки
зрения.

Литература
1. Графические кроссворды по черчению. С.В. Титов,- Мензелинск, 2014
2. Занимательное черчение на уроках. С.В. Титов, - Волгоград, 2006
3. Новикова Т.Н. Проектные технологии на уроках черчения/ Народное
образование, 2017
4. От игры к знаниям. Е.М. Минскин,- М., 1982
5. Проведение олимпиад по черчению, Н.С. Николаев,- М., 1981
6. Тренировка ума. Т Вуджек,- СПб., 1996
7. Энциклопедия головоломок. – М.: Аст-Пресс, 2008

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх

сведения образовательной организации

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».