РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «Занимательное черчение» 7 класс с изменениями от 31.08.2021г. (основание: приказ от 31.08.2021г. №01-10/212 «О внесении изменений в Основную образовательную программу МАОУ СОШ №2») Разработчики программы: Шестакова-Пимберс Э.А., учитель ИЗО и черчения, 1 категория (предмет, категория) Алапаевск 2021 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Задачи модернизации современного общества во всех сферах его дальнейшего развития предусматривают возрастающую роль человеческого фактора. Человек преобразует окружающую жизнь в соответствии с потребностями общества. Факультативные курсы связаны с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника, формированием у обучающихся преобразующего мышления, развития творческих способностей, воспитание познавательной активности. Курс носит практический характер, поскольку только тот объем знаний становится прочным достоянием ученика, который прошел через его самостоятельное осмысление и практически им опробован. Актуальность курса: Предлагаемый курс позволит школьникам выстроить личностную образовательную траекторию, определив, насколько необходимо им получение графического образования. Содержание курса раскроет возможности графических дисциплин в формировании логического и пространственного мышления; покажет применение графических знаний и умений в быту, деловом общении, документации; познакомит с профессиями, в которых графический язык является языком профессионального общения. На изучение курса отводится 17 часов, при этом большая часть учебного времени отводится на практические работы. Цель курса: • развитие логического, пространственного мышления; творческого, технического и познавательного потенциала ребенка; • формирование у обучающихся индивидуального подхода к решению задач и проблем, возникающих в деятельности человека, и решаемых инструментами, которые предлагает предмет черчение; • повышение творческого потенциала обучающихся, активизация поисковой деятельности умений работать с информацией; • формирование эстетического, художественного вкуса, навыков черчения, как элементов общей культуры. Планируемые результаты Курс обеспечивает достижение обучающимися следующих предметных, метапредметных и личностных результатов. Предметные результаты: Приобщение к графической культуре как совокупности достижений человечества в области освоения графических способов передачи информации; Развитие зрительной памяти, ассоциативного мышления; Развитие визуально – пространственного мышления; Приобретение опыта создания творческих работ с элементами конструирования; Формирование стойкого интереса к творческой деятельности. Сформировать у учащихся знания об ортогональном (прямоугольном) проецировании на одну, две и три плоскости проекций, о построении аксонометрических проекций (диметрии и изометрии) и приемах выполнения технических рисунков; Ознакомить учащихся с правилами выполнения чертежей, установленными государственными стандартами ЕСКД; Обучить воссоздавать образы предметов, анализировать их форму, расчленять на его составные элементы; Развивать все виды мышления, соприкасающиеся с графической деятельностью школьников; Прививать культуру графического труда. Научить школьников применять графические знания при решении задач с творческим содержанием. Метапредметные результаты Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе; Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные; Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся задачей; Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи; Владение основами самоконтроля, самооценки; Умение работать со справочниками и ГОСТами; Умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, разрешать конфликты, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Личностные результаты: Готовность и способность обучающихся к саморазвитию, ценностносмысловые установки и личностные качества; Сформированность основ российской, гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению на основе мотивации к обучению и познанию; Готовность и способность обучающихся к формированию ценностносмысловых установок: формированию осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению и мировоззрению; Формированию коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной и творческой деятельности; Осознание значения семьи в жизни человека и общества. Требования к уровню подготовки обучающихся К концу курса обучающиеся должны: знать рациональные приёмы пользования чертёжными инструментами и принадлежностями; иметь понятия о ГОСТах в черчении, о масштабах, уметь пользоваться масштабами увеличения и уменьшения в практической деятельности; выполнять различные виды сопряжений линий и окружностей, пользуясь циркулем и лекалами; иметь понятия о построении плоских геометрических фигур; уметь снимать размеры с технической детали несложной формы и уметь описать её геометрическую форму; уметь оформлять чертежи, выполняя рамку и основную надпись; уметь вычерчивать несложные технические детали по чертежам и с натуры; знать основные понятия об аксонометрии и уметь выполнить чертёж несложной детали в 3-х видах; иметь представление о разрезах и сечениях, выполняемых на чертежах; уметь читать чертежи деталей и определять их натуральные размеры; уметь сделать технический рисунок детали знать о визуальных явлениях, связанных с оптическими обманами и иллюзиями; уметь разработать эскиз дома, оформлять и представлять результаты работы. Формы контроля уровня достижений обучающихся и критерии оценок Оценивание уровня учебных достижений осуществляется в двух аспектах: оценивание уровня владения теоретическими определяется в процессе устного или письменного опроса; оценивание качества выполнения графических и работ. При оценивании графических работ учитывается выполнения и графика -- качество оформления чертежа. обучающихся знаниями -- практических правильность Содержание курса Значение черчения в практической деятельности людей. Краткие сведения из истории развития чертежей. Современные методы выполнения чертежей. Организация рабочего места. Инструменты, принадлежности и материалы для выполнения чертежей. Рациональные приёмы работы инструментами. Применение и обозначение масштаба. Использование геометрических построений: деление отрезка, окружности и угла на равные части; сопряжений. Понятие штриховая, о стандартах. сплошная Линии: волнистая, сплошная толстая штрихпунктирная основная, и тонкая штрихпунктирная с двумя точками. Правила оформления чертежей. Форматы, рамка и основная надпись. Чертёжный шрифт. Буквы, цифры и знаки. Некоторые сведения о нанесении размеров (выносная и размерная линии, стрелки, знаки диаметра и радиуса; указание толщины и длины детали надписью; расположение размерных чисел). Способы проецирования . Проецирование. Центральное параллельное проецирование. Прямоугольные проекции. Выполнение изображений предметов на одной, двух и трёх взаимно перпендикулярных плоскостях проекций. Расположение видов на чертеже и их названия: вид спереди, вид сверху, вид слева. Определение необходимого и достаточного числа видов на чертежах. Понятие о местных видах (расположенных в проекционной связи). Косоугольная фронтальная диметрическая и прямоугольная изометрическая проекции. Направления осей, показатели искажения, нанесение размеров. Аксонометрические проекции плоских и объёмных фигур. Эллипс как проекция окружности. Построение овала. Выполнение чертежей простых деталей. Чтение чертежей и определение размеров детали. Анализ геометрической формы предметов. Мысленное расчленение предмета на геометрические тела (призмы, цилиндры, конусы, пирамиды, шар и их части). Нахождение на чертеже вершин, рёбер, образующих и поверхностей тел, составляющих форму предмета. Развёртывание поверхностей некоторых тел. Решение занимательных графических задач. Понятие о техническом рисунке Выполнение эскиза детали с натуры. Общие сведения о сечениях и разрезах. Назначение сечений. Правила выполнения сечений. Назначение разрезов. Правила выполнения разрезов. Соединение вида и разреза. Условности и упрощения на чертежах. Общие сведения о соединениях деталей. Изображение и обозначение резьбы. Чертежи болтовых и шпилечных соединений. Чертежи шпоночных и штифтовых соединений. Основные особенности строительных изображения на строительных чертежах. чертежей. Условные Тематическое планирование № п/п Кол-во часов Тема раздела Деятельность учителя с учётом рабочей программы воспитания 1. Чертёж - единая система 3 конструкторской документации 2. Геометрическое черчение 2 • побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками), принципы учебной дисциплины и самоорганизации; • привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений; • использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения • установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию информации, активизации их познавательной деятельности; • использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через подбор соответствующих задач для решения, 3. Занимательно о проецировании. 4 4. Заглянем внутрь. Разрезы и 4 сечения 5. Оптические иллюзии и чертёжные игры 2 проблемных ситуаций для обсуждения в классе • применение на уроке дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми; • установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности; • применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников; • применение на уроке дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими 6. Что нам стоит дом построить Всего 2 17 детьми; • привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений; • инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения. Литература 1. Графические кроссворды по черчению. С.В. Титов,- Мензелинск, 2014 2. Занимательное черчение на уроках. С.В. Титов, - Волгоград, 2006 3. Новикова Т.Н. Проектные технологии на уроках черчения/ Народное образование, 2017 4. От игры к знаниям. Е.М. Минскин,- М., 1982 5. Проведение олимпиад по черчению, Н.С. Николаев,- М., 1981 6. Тренировка ума. Т Вуджек,- СПб., 1996 7. Энциклопедия головоломок. – М.: Аст-Пресс, 2008 Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)