Основы духовно-нравственной культуры 5 классс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету

«Основы духовно-нравственной культуры народов России»

5 класс
с изменениями от 31.08.2021г.
(основание: приказ от 31.08.2021г. №01-10/212 «О внесении изменений в Основную
образовательную программу МАОУ СОШ №2»)

Разработчики программы:
Болотова Ирина Александровна,
учитель ОДНКНР, 1 категория
(предмет, категория)

Алапаевск
2021

Планируемые результаты обучения
В соответствии с федеральным государственным стандартом основного общего
образования содержание данного предмета должно определять достижение личностных,
метапредметных

и

предметных

результатов

освоения

основной

образовательной

программы.
Личностные цели представлены двумя группами. Первая отражает изменения,
которые должны произойти в личности субъекта обучения. Это:


готовность к нравственному саморазвитию; способность оценивать свои поступки,
взаимоотношения со сверстниками;



достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;



личностные качества, позволяющие успешно осуществлять различную деятельность и
взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность

его ценностного взгляда на окружающий мир:
 формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой
роли многонациональной России в современном мире; воспитание чувства гордости за свою
Родину, российский народ и историю России; формирование ценностей многонационального
российского общества;
 воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к
родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от их
возраста, национальности, вероисповедания;
 понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения,
правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;


формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Метапредметные
действий

разного

типа

результаты

определяют

(познавательные,

круг

универсальных

коммуникативные,

учебных

рефлексивные,

информационные), которые успешно формируются средствами данного предмета. Среди них:


владение

коммуникативной

деятельностью,

активное

и

адекватное

использование речевых средств для решения задач общения с учетом
особенностей собеседников и ситуации общения (готовность слушать
собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою
точку зрения, оценивать события, изложенные в текстах разных видов и
жанров);


овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и

жанров, в том числе религиозного характера; способность работать с информацией,
представленной в разном виде и разнообразной форме;


овладение методами познания, логическими действиями и операциями

(сравнение, анализ, обобщение, построение рассуждений);



освоение способов решения проблем творческого и поискового



умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной



задачей и культурой коллективного труда.

характера;

Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего,
образовательных задач:


осознание

целостности

окружающего

мира,

расширение

знаний

о

российской многонациональной культуре, особенностях традиционных религий России;
 использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей
деятельности; способность к работе с информацией, представленной разными средствами;
 расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения
воспринимать мир не только рационально, но и образно.

Содержание обучения
Раздел 1. В мире культуры
Величие российской культуры. Российская культура – плод усилий разных народов.
Деятели науки и культуры – представителей разных национальностей (К. Брюллов, И. Репин,
К. Станиславский, Ш. Алейхем, Г. Уланова, Д. Шостакович, Р. Гамзатов, Л. Лихачев, С.
Эрьзя, Ю. Рытхэу и др.).
Человек – творец и носитель культуры. Вне культуры жизнь человека невозможна.
Вклад личности в культуру зависит от ее таланта, способностей, упорства. Законы
нравственности – часть культуры общества. Источники, создающие нравственные установки.
Раздел 2. Нравственные ценности российского народа
«Береги землю родимую, как мать любимую». Представления о патриотизме в
фольклоре разных народов. Герои национального эпоса разных народов (Улып, Сияжар,
Боотур, Урал-батыр и др.).
Жизнь ратными подвигами полна. Реальные примеры выражения патриотических
чувств в истории России (Дмитрий Донской, Кузьма Минин, Иван Сусанин, Надежда Дурова
и др.). Деятели разных конфессий – патриоты (Сергий Радонежский, Рабби Шнеур-Залман и
др.). Вклад народов нашей страны в победу над фашизмом.
В труде – красота человека. Тема труда в фольклоре разных народов (сказках,
легендах, пословицах).
«Плод добрых трудов славен…». Буддизм, ислам, христианство о труде и трудолюбии.
Люди труда. Примеры самоотверженного труда людей разной национальности на
благо родины (землепроходцы, ученые, путешественники, колхозники и пр.).
Бережное отношение к природе. Одушевление природы нашими предками. Роль
заповедников в сохранении природных объектов. Заповедники на карте России.
Семья – хранитель духовных ценностей. Роль семьи в жизни человека. Любовь,

искренность, симпатия, взаимопомощь и поддержка – главные семейные ценности. О любви
и милосердии в разных религиях. Семейные ценности в православии, буддизме, исламе,
иудаизме. Взаимоотношения членов семьи. Отражение ценностей семьи в фольклоре разных
народов. Семья – первый трудовой коллектив.
Раздел 3. Религия и культура
Роль религии в развитии культуры. Вклад религии в развитие материальной и
духовной культуры общества.
Культурное наследие христианской Руси. Принятие христианства на Руси, влияние
Византии. Христианская вера и образование в Древней Руси. Великие князья Древней Руси и
их влияние на развитие образования. Православный храм (внешние особенности, внутреннее
убранство). Духовная музыка. Богослужебное песнопение. Колокольный звон. Особенности
православного календаря.
Культура ислама. Возникновение ислама. Первые столетия ислама (VII-XII века)
– золотое время исламской культуры. Успехи образования и науки. Вклад мусульманской
литературы в сокровищницу мировой культуры. Декоративно-прикладное искусство народов,
исповедующих ислам. Мечеть – часть исламской культуры. Исламский календарь.
Иудаизм и культура. Возникновение иудаизма. Тора – Пятикнижие Моисея.
Синагога – молельный дом иудеев. Особенности внутреннего убранства синагоги. Священная
история иудеев в сюжетах мировой живописи. Еврейский календарь.
Культурные традиции буддизма. Распространение буддизма в России. Культовые
сооружения буддистов. Буддийские монастыри. Искусство танка. Буддийский календарь.
Раздел 4. Как сохранить духовные ценности
Забота государства о сохранении духовных ценностей. Конституционные гарантии
права гражданина исповедовать любую религию. Восстановление памятников духовной
культуры, охрана исторических памятников, связанных с разными религиями.
Хранить память предков. Уважение к труду, обычаям, вере предков. Примеры
благотворительности из российской истории. Известные меценаты России.
Раздел 5. Твой духовный мир.
Что составляет твой духовный мир. Образованность человека, его интересы,
увлечения, симпатии, радости, нравственные качества личности – составляющие духовного
мира. Культура поведения человека. Этикет в разных жизненных ситуациях. Нравственные
качества человека.

Общая характеристика учебного предмета
В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего
образования учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России»
определен как курс, направленный на формирование первоначальных представлений о
светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности».
Особенность данного учебного курса состоит в том, что расширение знаний школьников

сочетается с воспитанием ценностных отношений к изучаемым явлениям: внутренней
установки личности поступать согласно общественным нормам, правилам поведения и
взаимоотношений в обществе.
Таким образом, характеризуя новый для пятого класса учебный предмет, следует
подчеркнуть его интегративный характер: изучение направлено на образование, воспитание
и развитие школьника при особом внимании к его эмоциональному развитию.
Учебный курс разбивается на следующие основные разделы:
1.
Формирование понятия «культура», ознакомление с ролью и значением
российской культуры в мировом сообществе (раздел «В мире культуры»).
2.

Характеристика

общечеловеческих

ценностей,

их

представленность

в

повседневной жизни народа и особое значение в чрезвычайных моментах истории страны
(разделы «Нравственные ценности российского народа», «Как сохранить духовные
ценности», «Твой духовный мир»).
3.

Истоки становления общечеловеческих ценностей, раскрытие вклада различных

религий в формирование законов и правил жизни в обществе (раздел «Религия и культура»).
Конечно, предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» и в
основной школе продолжает оставаться частью всего учебно-воспитательного процесса и
тесно связан с содержанием других предметных областей, прежде всего,
«Обществознания», «Литературы», «Истории», «Изобразительного искусства».
Основным средством обучения авторы считают учебник, который построен в полном
соответствии с программой обучения. Вместе с тем, учитель может использовать
разнообразные средства ИКТ, что обогатит содержание и методы проведения уроков.

Тематическое планирование
№ п/п

Тема

В мире культуры
1.

Величие многонациональной
российской культуры

Коли
честв
о
часов

Великие люди России

1

3.

Человек – творец и носитель
культуры
Законы нравственности – часть
культуры общества

1
1

7.

Нравственные ценности
российского народа
«Береги землю родимую, как мать
любимую»
Богатыри – герои фольклора разных
народов
Жизнь ратными подвигами полна

8.

Герои России

1

9.

Труд – основа жизни

1

10.

В труде – красота человека…

1

11.

«Плод добрых трудов славен…»

1

5.
6.



1

2.

4.

Деятельность учителя







1
1
1





установление доверительных отношений между учителем и его учениками,
способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб
учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации,
активизации их познавательной деятельности;
побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения,
правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (школьниками),
принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой
информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего
мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета
через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения,
проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих
текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в
классе;
применение
на
уроке
интерактивных
форм
работы
учащихся:
интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию школьников;
дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются в
театральных постановках; дискуссий, которые дают учащимся возможность
приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы
в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими
детьми;
включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию

1

15.

Люди труда. Братья Лаптева,
Д.Калмыков, Г. Цыбиков.
Люди труда. Ф. Головатый, К.Э.
Циолковский.
Люди труда, прославившие наш
город.
Бережное отношение к природе.

16.

Заповедники. Красная книга.

1

17.

Семья – хранитель духовных
ценностей
Любовь и труд в семье

1

Семейные ценности в разных
религиях
Семейные традиции в литературе
разных народов России
Религия и культура

1

21.

Роль религии в развитии культуры

1

22.

1

26.

Древняя Русь после принятия
христианства
Христианская вера и образование в
Древней Руси
Культурное наследие христианской
Руси
Возникновение ислама.
Образование и наука.
Исламская культура

27.

Возникновение иудаизма

1

28.

Иудаизм и культура

1

29.

Культурные традиции буддизма

1

12.
13.
14.

18.
19.
20.

23.
24.
25.

1



1
1

детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений
в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в
рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских
проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного
решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления
собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям,
оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления
перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.

1

1


1
1
1
1





использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета
через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения,
проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих
текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в
классе;
установление доверительных отношений между учителем и его учениками;
побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения;
привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений.

Как сохранить духовные ценности
30.
31.

Забота государства о сохранении
духовных ценностей
Хранить память предков



1
1

Твой духовный мир



32.

Образованность. Книга и чтение

1

33.

Твои интересы

1

34.

Твоя культура поведения. Твои
нравственные качества
Подведение итогов

1

35.





1


привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках
явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой
информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего
мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников.
использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета
через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения,
проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих
текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в
классе;
инициирование учащихся к обсуждению, высказыванию своего мнения, выработке
своего отношения по поводу получаемой на уроке социально-значимой
информации;
строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей,
половозрастных и индивидуальных особенностей.

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх

сведения образовательной организации

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».