Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» Рассмотрено Протокол № _8__ от «29» мая 2023 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «ПРАКТИКУМ ПО БИОЛОГИИ» срок освоения: 10-11 класс уровень освоения: углубленный Составители программы: Рыжкова Е.В. Алапаевск ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Особенностями программы элективного курса "Практикум по биологии" является тесная связь его содержания с уроками общей биологии и соответствие требованиям ФГОС. Целью курса является: Содействовать формированию прочных знаний по общей биологии, умений и навыков решения задач для сдачи ЕГЭ. Обобщить, систематизировать, расширить и углубить знания учащихся сформировать, актуализировать навыки решения биологических задач различных типов. Дать ученику возможность оценить свои склонности и интересы к данной области знания Задачи: 1.Формировать систему знаний по главным теоретическим законам биологии. 2.Совершенствовать умение решать биологические задачи репродуктивного , прикладного и творческого характера 3. Развивать ключевые компетенции : учебно - познавательные, информационные , коммуникативные ,социальные. 4. Развивать биологическую интуицию, выработать определенную технику, чтобы быстро справится с предложенными экзаменационными заданиями. Изучение элективного курса биологии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение предметной составляющей: 1) освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания; 2) овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах; 3) развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации; 4) убежденность в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем; 5) использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе. Программа курса рассчитана на 35 часовучебного времени, преподавание идет 1 час в неделю.Учёт возрастных возможностей учащихся, их конкретно-образного мышления, внимание к индивидуальным особенностям и возможностям учеников позволяют создать задания по выбору. Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная. Методы: словесные, наглядные, репродуктивные, поисковые, практические. Планируемый результат В результате прохождения программы курса обучающиеся должны: Использовать общие приемы работы с тестовыми заданиями различной сложности, ориентироваться в программном материале, уметь четко формулировать свои мысли Уметь правильно распределять время при выполнении тестовых работ. Обобщать и применять знания о клеточно-организменном уровне организации жизни. Обобщать и применять знания о многообразии организмов . Сопоставлять особенности строения и функционирования организмов разных царств. Сопоставлять биологические объекты, процессы ,явления, проявляющихся на всех уровнях организации жизни. Устанавливать последовательность биологических объектов, процессов, явлений. Применять биологические знания в практических ситуациях (практикоориентированное задание). Работать с текстом или рисунком. Обобщать и применять знания в новой ситуации. Решать задачи по цитологии базового уровня и повышенного на применение знаний в новой ситуации. Решать задачи по генетике базового уровня и повышенного на применение знаний в новой ситуации. Решать задачи молекулярной биологии базового уровня и повышенного на применение знаний в новой ситуации. Содержание курса 10 класс № Тема Количество часов Деятельность учителя в соответствии с рабочей программой воспитания 1 2 3 4 Введение Законы Г. Менделя Взаимодействие генов Дигенное аутосомное менделевское наследование Сцепленное наследование генов Генетика пока. Наследование генов, сцепленных с полом Наследование летальных генов 4 4 6 4 реализовывать воспитательные возможности урока в различных видах деятельности обучающихся со словесной (знаковой) основой: самостоятельная работа с учебником, работа с научно-популярной литературой, отбор и сравнение материала по нескольким источникам; - организовывать работу обучающихся с социальнозначимой информацией по поводу получаемой на 5 6 7 6 8 3,5 уроке информации – осуждать и высказывать мнение; - устанавливать на уроке доверительные отношения между учителем и обучающимися, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя; - привлекать внимание обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений, понятий, приёмов; инициировать и поддерживать исследовательскую деятельность обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов. Содержание тем элективного курса биологии 11 класса. I. Молекулярный уровень проявления жизни Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.Молекулярный уровень жизни, его особенности и роль в природе. Основные химические соединения живой материи. Макро- и микроэлементы в живом веществе. Органические и неорганические вещества, их роль в клетке. Вода – важный компонент живого. Основные биополимерные молекулы живой материи. Понятие о мономерных и полимерных соединениях. Роль органических веществ в клетке организма человека: белков, углеводов, липидов, нуклеиновых кислот. Строение и химический состав нуклеиновых кислот в клетке. Понятие о нуклеотиде. Структура и функции ДНК – носителя наследственной информации клетки. Репликация ДНК. Матричная основа репликации ДНК. Правило комплементарности. Ген. Понятие о кодоне. Генетический код. Строение, функции и многообразие форм РНК в клетке. Особенности ДНК клеток эукариот и прокариот. Процессы синтеза как часть метаболизма в живых клетках. Фотосинтез как уникальная молекулярная система процессов создания органических веществ. Световые и темновые реакции фотосинтеза. Роль фотосинтеза в природе. Процессы биосинтеза молекул белка. Этапы синтеза.. Матричное воспроизводство белков в клетке. Молекулярные процессы расщепления веществ в элементарных биосистемах как часть метаболизма в клетках. Понятие о клеточном дыхании. Бескислородный и кислородный этапы дыхания как стадии энергетического обеспечения клетки. Понятие о пластическом и энергетическом обмене в клетке. Роль регуляторов биомолекулярных процессов. Опасность химического загрязнения окружающей среды. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Правила поведения в природной среде. Время экологической культуры человека и общества. Экология и новое воззрение на культуру. Осознание человечеством непреходящей ценности жизни. Экологическая культура – важная задача человечества. II. Клеточный уровень организации жизни Клеточный уровень организации жизни и его роль в природе. Развитие знаний о клетке (Р.Гук, К.М.Бэр, М.Шлейден, Т.Шванн, Р.Вирхов). Методы изучения клетки. Клетка как этап эволюции живого в истории Земли. Многообразие клеток и тканей. Клетка – основная структурная и функциональная единица жизнедеятельности одноклеточного и многоклеточного организмов. Основные положения клеточной теории. Значение клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира. Основные части в строении клетки. Поверхностный комплекс клетки – биологическая мембрана. Цитоплазма с органоидами и включениями. Ядро с хромосомами. Постоянные и временные компоненты клетки. Мембранные и немембранные органоиды, их функции в клетке. Доядерные (прокариоты) и ядерные (эукариоты) клетки. Гипотезы происхождения эукариотических клеток. Клеточный цикл жизни клетки. Деление клетки - митоз и мейоз. Соматические и половые клетки. Особенности образования половых клеток. Структура хромосом. Специфические белки хромосом, их функции. Хроматин – комплекс ДНК и специфических белков. Компактизация хромосом. Функции хромосом как системы генов. Диплоидный и гаплоидный набор хромосом в клетках. Гомологичные и негомологичные хромосомы. Значение видового постоянства числа, формы и размеров хромосом в клетках. Проведение биологических исследований: Л.р.№1 "Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание; сравнение строения клеток растений и животных; приготовление и описание микропрепаратов клеток растений". III. Организменный уровень организации жизни Организменный уровень жизни и его роль в природе. Организм как биосистема. Обмен веществ и процессы жизнедеятельности организмов. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Различия организмов в зависимости от способа питания: гетеротрофы (сапрофиты, хищники, паразиты) и автотрофы (фототрофы, хемотрофы). Размножение организмов – половое и бесполое. Оплодотворение и его значение. Двойное оплодотворение у покрытосеменных (цветковых) растений. Искусственное оплодотворение у растений и животных. Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития организма. Последствия влияния алкоголя, никотина и наркотических средств на развитие зародыша человека. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Изменчивость признаков организма и ее типы (наследственная и ненаследственная). Мутации, их материальные основы – изменение генов и хромосом. Мутагены, их влияние на организм человека и на живую природу в целом. Генетические закономерности наследования, установленные Г.Менделем, их цитологические основ. Моногибридное и дигибридное скрещивание. Закон Т.Моргана. Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов. Современные представления о гене, генотипе и геноме. Генетика пола и наследование, сцепленное с полом. Наследственные болезни, их профилактика. Этические аспекты медицинской генетики.Факторы, определяющие здоровье человека. Творчество как фактор здоровья и показатель образа жизни человека. Способность к творчеству. Роль творчества в жизни каждого человека. Генетические основы селекции. Вклад Н.И.Вавилова в развитие селекции. Учение Н.И.Вавилова о центрах происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор. Биотехнология, ее достижения. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека). Вирусы – неклеточная форма существования организмов. Вирусные заболевания. Способы борьбы со СПИДом. Типы размножения организмов: половое и бесполое. Вегетативное размножение. Деление клетки эукариот. Клеточный цикл: подготовка клетки к делению (интерфаза), митоз и его фазы. Деление клетки прокариот. Сущность мейоза. Особенности половых клеток. Оплодотворение. Сущность зиготы. Биологическая роль полового и бесполого способов размножения. Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Влияние факторов среды на онтогенез. Вредное действие алкоголя, курения и наркотиков на онтогенез человека. Экологическое состояние территории проживания и здоровье местного населения. Проведение биологических исследований: выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства, источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на собственный организм; составление простейших схем скрещивания; решение элементарных генетических задач; анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии. Тематическое планирование. Тема Количество часов Деятельность учителя в соответствии с рабочей программой воспитания Глава 1. Молекулярный уровень жизни 8 Глава 2. Клеточный уровень жизни 8 Глава 3. Организменный уровень жизни 19 реализовывать воспитательные возможности урока в различных видах деятельности обучающихся со словесной (знаковой) основой: самостоятельная работа с учебником, работа с научнопопулярной литературой, отбор и сравнение материала по нескольким источникам; - организовывать работу обучающихся с социально-значимой информацией по поводу получаемой на уроке информации – осуждать и высказывать мнение; - устанавливать на уроке доверительные отношения между учителем и обучающимися, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя; - привлекать внимание обучающихся к ценностному аспекту изучаемых на уроке явлений, понятий, приёмов; инициировать и поддерживать исследовательскую деятельность обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов. Итого 35