Практикум по биологии 10-11 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»

Рассмотрено
Протокол
№ _8__ от «29» мая 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу «ПРАКТИКУМ ПО БИОЛОГИИ»
срок освоения: 10-11 класс
уровень освоения: углубленный

Составители программы:
Рыжкова Е.В.

Алапаевск

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Особенностями программы элективного курса "Практикум по биологии" является тесная
связь его содержания с уроками общей биологии и соответствие требованиям ФГОС.
Целью курса является:
 Содействовать формированию прочных знаний по общей биологии, умений и
навыков решения задач для сдачи ЕГЭ.
 Обобщить, систематизировать, расширить и углубить знания учащихся
сформировать, актуализировать навыки решения биологических задач различных типов.
 Дать ученику возможность оценить свои склонности и интересы к данной области
знания
Задачи:
1.Формировать систему знаний по главным теоретическим законам биологии.
2.Совершенствовать умение решать биологические задачи репродуктивного ,
прикладного и творческого характера
3. Развивать ключевые компетенции : учебно - познавательные, информационные
, коммуникативные ,социальные.
4. Развивать биологическую интуицию, выработать определенную технику, чтобы
быстро справится с предложенными экзаменационными заданиями.
Изучение элективного курса биологии на базовом уровне среднего (полного) общего
образования направлено на достижение предметной составляющей:
1) освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории
развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в
биологической науке; роли биологической науки в формировании современной
естественнонаучной картины мира; методах научного познания;
2) овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической
деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за
экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных
изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
3) развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в
процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую
культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов,
идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни,
человека) в ходе работы с различными источниками информации;
4) убежденность в возможности познания живой природы, необходимости бережного
отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента
при обсуждении биологических проблем;
5) использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки
последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других
людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики
заболеваний, правил поведения в природе.
Программа курса рассчитана на 35 часовучебного времени, преподавание идет 1 час в
неделю.Учёт возрастных возможностей учащихся, их конкретно-образного мышления,
внимание к индивидуальным особенностям и возможностям учеников позволяют создать
задания по выбору.
Формы организации деятельности учащихся: фронтальная, групповая,
индивидуальная.
Методы: словесные, наглядные, репродуктивные, поисковые, практические.
Планируемый результат
В результате прохождения программы курса обучающиеся должны:
 Использовать общие приемы работы с тестовыми заданиями различной
сложности, ориентироваться в программном материале, уметь четко формулировать свои
мысли
 Уметь правильно распределять время при выполнении тестовых работ.



Обобщать и применять знания о клеточно-организменном уровне организации

жизни.
Обобщать и применять знания о многообразии организмов .
Сопоставлять особенности строения и функционирования организмов разных
царств.
 Сопоставлять биологические объекты, процессы ,явления, проявляющихся на всех
уровнях организации жизни.
 Устанавливать последовательность биологических объектов, процессов, явлений.
 Применять биологические
знания в практических ситуациях (практикоориентированное задание).
 Работать с текстом или рисунком.
 Обобщать и применять знания в новой ситуации.
 Решать задачи по цитологии базового уровня и повышенного на применение
знаний в новой ситуации.
 Решать задачи по генетике базового уровня и повышенного на применение знаний
в новой ситуации.
 Решать задачи
молекулярной биологии базового уровня и повышенного на
применение знаний в новой ситуации.



Содержание курса 10 класс

№

Тема

Количество часов

Деятельность учителя
в
соответствии
с
рабочей программой
воспитания

1
2
3
4

Введение
Законы Г. Менделя
Взаимодействие генов
Дигенное аутосомное
менделевское
наследование
Сцепленное
наследование генов
Генетика
пока.
Наследование
генов,
сцепленных с полом
Наследование
летальных генов

4
4
6
4

реализовывать
воспитательные
возможности урока
в
различных
видах
деятельности обучающихся
со словесной (знаковой)
основой: самостоятельная
работа с учебником, работа
с
научно-популярной
литературой, отбор
и
сравнение материала по
нескольким источникам;
- организовывать работу
обучающихся с социальнозначимой информацией по
поводу получаемой на

5
6

7

6
8

3,5

уроке
информации
–
осуждать и высказывать
мнение;
- устанавливать на уроке
доверительные отношения
между
учителем
и
обучающимися,
способствующих
позитивному восприятию
учащимися требований и
просьб учителя;
- привлекать внимание
обучающихся
к
ценностному
аспекту
изучаемых
на
уроке
явлений,
понятий,
приёмов;
инициировать
и
поддерживать
исследовательскую
деятельность обучающихся
в рамках реализации ими
индивидуальных
и
групповых
исследовательских
проектов.

Содержание тем элективного курса биологии 11 класса.
I. Молекулярный уровень проявления жизни
Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой
природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой
природы. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной
естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.Молекулярный
уровень жизни, его особенности и роль в природе. Основные химические соединения
живой материи. Макро- и микроэлементы в живом веществе. Органические и
неорганические вещества, их роль в клетке. Вода – важный компонент живого. Основные
биополимерные молекулы живой материи. Понятие о мономерных и полимерных
соединениях. Роль органических веществ в клетке организма человека: белков, углеводов,
липидов, нуклеиновых кислот. Строение и химический состав нуклеиновых кислот в
клетке. Понятие о нуклеотиде. Структура и функции ДНК – носителя наследственной
информации клетки. Репликация ДНК. Матричная основа репликации ДНК. Правило
комплементарности. Ген. Понятие о кодоне. Генетический код. Строение, функции и
многообразие форм РНК в клетке. Особенности ДНК клеток эукариот и прокариот.
Процессы синтеза как часть метаболизма в живых клетках. Фотосинтез как уникальная
молекулярная система процессов создания органических веществ. Световые и темновые
реакции фотосинтеза. Роль фотосинтеза в природе. Процессы биосинтеза молекул белка.
Этапы синтеза.. Матричное воспроизводство белков в клетке. Молекулярные процессы
расщепления веществ в элементарных биосистемах как часть метаболизма в клетках.
Понятие о клеточном дыхании. Бескислородный и кислородный этапы дыхания как
стадии энергетического обеспечения клетки. Понятие о пластическом и энергетическом
обмене в клетке. Роль регуляторов биомолекулярных процессов. Опасность химического

загрязнения окружающей среды. Последствия деятельности человека в окружающей
среде. Правила поведения в природной среде. Время экологической культуры человека и
общества. Экология и новое воззрение на культуру. Осознание человечеством
непреходящей ценности жизни. Экологическая культура – важная задача человечества.
II. Клеточный уровень организации жизни
Клеточный уровень организации жизни и его роль в природе. Развитие знаний о клетке
(Р.Гук, К.М.Бэр, М.Шлейден, Т.Шванн, Р.Вирхов). Методы изучения клетки. Клетка как
этап эволюции живого в истории Земли. Многообразие клеток и тканей. Клетка –
основная структурная и функциональная единица жизнедеятельности одноклеточного и
многоклеточного организмов. Основные положения клеточной теории. Значение
клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира.
Основные части в строении клетки. Поверхностный комплекс клетки – биологическая
мембрана. Цитоплазма с органоидами и включениями. Ядро с хромосомами. Постоянные
и временные компоненты клетки. Мембранные и немембранные органоиды, их функции в
клетке. Доядерные (прокариоты) и ядерные (эукариоты) клетки. Гипотезы происхождения
эукариотических клеток. Клеточный цикл жизни клетки. Деление клетки - митоз и мейоз.
Соматические и половые клетки. Особенности образования половых клеток. Структура
хромосом. Специфические белки хромосом, их функции. Хроматин – комплекс ДНК и
специфических белков. Компактизация хромосом. Функции хромосом как системы генов.
Диплоидный и гаплоидный набор хромосом в клетках. Гомологичные и негомологичные
хромосомы. Значение видового постоянства числа, формы и размеров хромосом в
клетках.
Проведение биологических исследований: Л.р.№1 "Наблюдение клеток растений и
животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание; сравнение
строения клеток растений и животных; приготовление и описание микропрепаратов
клеток растений".
III. Организменный уровень организации жизни
Организменный уровень жизни и его роль в природе. Организм как биосистема. Обмен
веществ и процессы жизнедеятельности организмов. Регуляция процессов
жизнедеятельности организмов. Различия организмов в зависимости от способа питания:
гетеротрофы (сапрофиты, хищники, паразиты) и автотрофы (фототрофы, хемотрофы).
Размножение организмов – половое и бесполое. Оплодотворение и его значение.
Двойное оплодотворение у покрытосеменных (цветковых) растений.
Искусственное оплодотворение у растений и животных. Индивидуальное развитие
организма (онтогенез). Эмбриональный и постэмбриональный периоды развития
организма. Последствия влияния алкоголя, никотина и наркотических средств на развитие
зародыша человека. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Изменчивость признаков
организма и ее типы (наследственная и ненаследственная). Мутации, их материальные
основы – изменение генов и хромосом. Мутагены, их влияние на организм человека и на
живую природу в целом. Генетические закономерности наследования, установленные
Г.Менделем, их цитологические основ. Моногибридное и дигибридное
скрещивание. Закон Т.Моргана. Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие
генов. Современные представления о гене, генотипе и геноме. Генетика пола и
наследование, сцепленное с полом. Наследственные болезни, их профилактика. Этические
аспекты медицинской генетики.Факторы, определяющие здоровье человека. Творчество
как фактор здоровья и показатель образа жизни человека. Способность к творчеству. Роль
творчества в жизни каждого человека. Генетические основы селекции. Вклад
Н.И.Вавилова в развитие селекции. Учение Н.И.Вавилова о центрах происхождения
культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор.
Биотехнология, ее достижения. Этические аспекты развития некоторых исследований в
биотехнологии (клонирование человека).
Вирусы – неклеточная форма существования организмов. Вирусные заболевания.
Способы борьбы со СПИДом. Типы размножения организмов: половое и бесполое.
Вегетативное размножение. Деление клетки эукариот. Клеточный цикл: подготовка клетки

к делению (интерфаза), митоз и его фазы. Деление клетки прокариот. Сущность мейоза.
Особенности половых клеток.
Оплодотворение. Сущность зиготы. Биологическая роль полового и бесполого способов
размножения. Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие
организмов. Влияние факторов среды на онтогенез. Вредное действие алкоголя, курения и
наркотиков на онтогенез человека. Экологическое состояние территории проживания и
здоровье местного населения.
Проведение биологических исследований: выявление признаков сходства
зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства, источников
мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния
на собственный организм; составление простейших схем скрещивания; решение
элементарных генетических задач; анализ и оценка этических аспектов развития
некоторых исследований в биотехнологии.

Тематическое планирование.
Тема

Количество часов Деятельность учителя
в
соответствии
с
рабочей программой
воспитания

Глава 1. Молекулярный уровень жизни
8
Глава 2. Клеточный уровень жизни
8
Глава 3. Организменный уровень жизни
19

реализовывать
воспитательные
возможности урока в
различных
видах
деятельности
обучающихся
со
словесной
(знаковой)
основой: самостоятельная
работа
с учебником,
работа
с
научнопопулярной литературой,
отбор
и
сравнение
материала по нескольким
источникам;
- организовывать работу
обучающихся
с
социально-значимой
информацией по поводу
получаемой на уроке
информации – осуждать и
высказывать мнение;
- устанавливать на уроке
доверительные
отношения
между
учителем
и
обучающимися,
способствующих
позитивному восприятию
учащимися требований и
просьб учителя;
- привлекать внимание
обучающихся
к
ценностному
аспекту
изучаемых
на
уроке

явлений,
понятий,
приёмов;
инициировать
и
поддерживать
исследовательскую
деятельность
обучающихся в рамках
реализации
ими
индивидуальных
и
групповых
исследовательских
проектов.

Итого
35


Наверх

сведения образовательной организации

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».