РП по математике 7 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному предмету «Математика»
(Приложение к основной образовательной программе для детей с
умственной отсталостью)
7 класс

Алапаевск

1. Пояснительная записка
Математика является одним из важных общеобразовательных
предметов в образовательных организациях, осуществляющих обучение
учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Основной целью обучения математике является подготовка
обучающихся к жизни в современном обществе и овладение доступными
профессионально - трудовыми навыками.
Исходя из основной цели, задачами обучения математике в 7 классе
являются:
o Дальнейшее формирование и развитие математических знаний и умений,
необходимых для решения практических задач в учебной и трудовой
деятельности; используемых в повседневной жизни;
o Коррекция недостатков познавательной деятельности и повышение
уровня общего развития;
o Воспитание положительных качеств и свойств личности.
Рабочая программа по предмету «Математика» разработана с учетом
возрастных и психофизических особенностей развития обучающихся
с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) на основе:
1) Федерального
государственного
образовательного
стандарта
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями). Приказ №1599 от 19 декабря 2014 г.
2) Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы
образования
обучающихся
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) / М-во образования и науки Рос.
Федерации. – М.: Просвещение, 2017.
3) Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений
VIII вида 5-9 классы: Под ред. И. М. Бгажноковой – М.: Издательство
«Просвещение», 2010.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Т.В.
Алышева. Математика. Учебник для 7 класса специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида. Допущено Министерством
образования Российской Федерации - Москва: Просвещение, 2021.
Распределение математического материала в программе представлено
концентрически с учетом познавательных и возрастных возможностей
обучающихся, материал дается без доказательств, только в виде формул и
алгоритмов. Для снижения объема запоминаемой информации обучающимися
используются схемы, памятки, таблицы и алгоритмы. Повторение изученного
материала сочетается с постоянной пропедевтикой новых знаний.
Геометрический материал изучается отдельными блоками. Это дает
возможность систематически изложить геометрический материал и помочь
учащимся получить целостное представление о нем. Повторение

геометрических знаний, формирование графических умений происходит и на
других уроках математики.
В связи с ограниченным использованием в жизни и профессиональной
деятельности обыкновенных дробей в данной программе тема «Обыкновенные
дроби» сокращена.
Учитывая практическую направленность обучения математике,
необходимость подготовки обучающихся к жизни для каждого года обучения
разработаны практические упражнения, предусмотрено использование
калькулятора для закрепления нумерации целых чисел, полученных при
пересчете предметов и при измерении, десятичных дробей, для проверки
арифметических действий (использование калькулятора не должно заменять
или задерживать формирование устных и письменных вычислений).
Разграничиваются умения, которыми обучающиеся могут овладевать и
самостоятельно применять в учебной и практической деятельности, и умения,
которые в силу объективных причин не могут быть полностью сформированы,
но очень важны с точки зрения их практической значимости. В этой связи в
программе предусмотрена возможность выполнения некоторых заданий с
помощью учителя,
В основу реализации рабочей программы положены деятельностный и
дифференцированный подходы. Используются следующих педагогические
технологии: технология уровневой дифференциации; здоровьесберегающая
технология; информационно-коммуникативные технологии. Основными
направлениями коррекционной работы являются: коррекция устойчивости,
переключаемости и распределения внимания; коррекция зрительной и
вербальной памяти; коррекция наглядно-образного и словесно-логического
мышления; коррекция пространственных представлений и ориентации;
обогащение
словаря
математической
терминологией;
коррекция
индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках; коррекция мышц
мелкой моторики; коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы.
Образовательный процесс организован в форме классно - урочной
системы. Математические представления, знания и умения практически
применять их оцениваются по результатам индивидуального и фронтального
опроса обучающихся, текущих контрольных и тестовых работ.
Знания и умения оцениваются в соответствии с двумя уровнями,
предусмотренными программой каждого класса по 5 - балльной шкале.

2. Характеристика учебного предмета «Математика»
Математика является одним из важных общеобразовательных
предметов в образовательных организациях, осуществляющих обучение
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Курс математики в старших классах является логическим продолжением
изучения этого предмета в дополнительном первом классе и I-IV классах.

Распределение учебного материала, так же как и на предыдущем этапе,
осуществляются концентрически, что позволяет обеспечить постепенный
переход от исключительно практического изучения математики к практикотеоретическому изучению, но с обязательным учетом значимости усваиваемых
знаний и умений в формировании жизненных компетенций.
Математическое образование обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями)
складывается
из
следующих
содержательных компонентов: арифметика, геометрия.
Арифметика призвана способствовать приобретению практических навыков,
необходимых для повседневной жизни. Она служит базой для всего
дальнейшего изучения математики, способствует логическому развитию и
формированию умения пользоваться алгоритмами.
Геометрия – один из важнейших компонентов математического образования,
необходимая для приобретения конкретных знаний о пространстве и
практически значимых умений, формирования языка описания объектов
окружающего мира, для развития пространственного воображения и интуиции,
математической культуры, для эстетического воспитания учащихся. Изучение
геометрии вносит вклад в развитие логического мышления.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками
изобразительного искусства, профильного труда, основ социальной жизни,
географии.
Математическое образование носит практическую направленность и
тесно связано с жизнью, готовит обучающихся к овладению профессиональнотрудовыми знаниями и навыками, учит использованию математических знаний
в нестандартных ситуациях.

3. Место учебного предмета «Математика» в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом предмет
«Математика» изучается в 7 классе 3 часа в неделю, В учебном плане школы
увеличено количество уроков на 1 час в неделю из части формируемой
участниками образовательных отношений, так как программа специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 классы под
редакцией И. М. Бгажноковой предусматривает увеличение количества уроков
в каждом классе.
Количество уроков учебного предмета «Математика» представлено в таблице:

Класс
7 класс

Количество часов
Количество
в неделю
учебных недель
4 ч.
35

Количество часов
за учебный год
140 ч.

4. Личностные и предметные результаты освоения учебного
предмета «Математика»
Освоение обучающимися программы по учебному предмету
«Математика» предполагает достижение ими двух видов результатов:
личностных и предметных.
4.1. Личностные результаты освоения учебного предмета «Математика»
Личностные результаты освоения программы по предмету
«Математика» включают индивидуально-личностные качества и социальные
(жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные
установки.
К личностным результатам освоения программы относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за
свою Родину;
2) сформированность уважительного отношения к иному мнению;
3) развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно
необходимом жизнеобеспечении;
4) владение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) владение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной
жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем,
принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально
значимых мотивов учебной деятельности;
9) развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
10) сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие
этических
чувств,
проявление
доброжелательности,
эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление
сопереживания к чувствам других людей;
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни,
наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.

4.2. Предметные результаты освоения учебного предмета «Математика»
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися
содержанием предметной области и характеризуют их достижения в усвоении
знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности и
жизни.
Программа учебного предмета «Математика» указывает на разноуровневые
требования к овладению знаниями: минимальный уровень, достаточный
уровень.
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по
математике на конец школьного обучения (IX класс):
Минимальный уровень:
 знание числового ряда чисел в пределах 100 000; чтение, запись и
сравнение целых чисел в пределах 100 000;
 знание таблицы сложения однозначных чисел;
 знание табличных случаев умножения и получаемых из них случаев
деления;
 письменное выполнение арифметических действий с числами в
пределах 100 000 (сложение, вычитание, умножение и
деление на
однозначное число) с использованием таблиц умножения, алгоритмов
письменных арифметических
действий, микрокалькулятора (легкие
случаи);
 знание обыкновенных и десятичных дробей; их получение, запись,
чтение;
 выполнение арифметических действий (сложение, вычитание,
умножение и деление на однозначное число) с
 десятичными дробями, имеющими в записи менее 5 знаков (цифр), в том
числе с использованием микрокалькулятора;
 знание названий, обозначения, соотношения крупных и мелких единиц
измерения стоимости, длины, массы, времени;
 выполнение действий с числами, полученными при измерении величин;
 нахождение доли величины и величины по значению её доли (половина,
треть, четверть, пятая, десятая часть);
 решение простых арифметических задач и составных задач в 2 действия;
 распознавание, различение и называние геометрических фигур и тел
(куб, шар, параллелепипед), знание свойств
 элементов
многоугольников
(треугольник,
прямоугольник,
параллелограмм);
 построение с помощью линейки, чертежного угольника, циркуля,
транспортира линий, углов, многоугольников,
 окружностей в разном положении на плоскости.
Достаточный уровень:

 знание числового ряда чисел в пределах 1 000 000; чтение, запись и
сравнение чисел в пределах 1 000 000;
 знание таблицы сложения однозначных чисел, в том числе с переходом
через десяток;
 знание табличных случаев умножения и получаемых из них случаев
деления;
 знание названий, обозначений, соотношения крупных и мелких единиц
измерения стоимости, длины, массы, времени,площади, объема;
 устное выполнение арифметических действий с целыми числами,
полученными при счете и при измерении, в пределах
100 (простые
случаи в пределах 1 000 000);
 письменное выполнение арифметических действий с многозначными
числами и числами, полученными при измерении, в пределах 1 000 000;
 знание обыкновенных и десятичных дробей, их получение, запись,
чтение;
 выполнение арифметических действий с десятичными дробями;
 нахождение одной или нескольких долей (процентов) от числа, числа по
одной его доли (проценту);
 выполнение арифметических действий с целыми числами до 1 000 000 и
десятичными дробями с использованием
 микрокалькулятора и проверкой вычислений путем повторного
использования микрокалькулятора;
 решение простых задач в соответствии с программой, составных задач в
2-3 арифметических действия;
 распознавание, различение и называние геометрических фигур и тел (куб,
шар, параллелепипед, пирамида, призма, цилиндр, конус);
 знание
свойств
элементов
многоугольников
(треугольник,
прямоугольник, параллелограмм), прямоугольного
 параллелепипеда;
 вычисление площади прямоугольника, объема прямоугольного
параллелепипеда (куба);
 построение с помощью линейки, чертежного угольника, циркуля,
транспортира линий, углов, многоугольников,
 окружностей в разном
 положении на плоскости, в том числе симметричных относительно оси,
центра симметрии;
 применение математических знаний для решения профессиональных
трудовых задач.
Учащиеся должны усвоить следующие базовые представления о( об):
• основном свойстве дроби; сокращении дробей;
• сравнение десятичных дробей;
• записи чисел, полученных при измерении стоимости, длины, массы, в виде
десятичной дроби и наоборот;

• симметричных предметах и фигурах, оси и центре симметрии,
параллелограмме (ромбе), свойствах его сторон, углов, диагоналей;
• линиях в круге: радиусе, диаметре, хорде, дуге.
Основные требования к умениям учащихся
Достаточный уровень:
• определять температуру воздуха по показаниям термометра; читать
положительные и отрицательные значения температуры (например, + 15 С0«плюс пятнадцать градусов Цельсия», -20 С0 - «минус двадцать градусов
Цельсия»; или так: + 15С° - «пятнадцать градусов тепла», - 20° - «двадцать
градусов холода»);
• складывать и вычитать многозначные числа (все случаи);
• умножать и делить многозначные числа на двузначное число (все случаи);
• проверять действия умножение и деление;
• умножать и делить числа, полученные при измерении, на однозначное число;
• складывать и вычитать числа, полученные при измерении одной, двумя
единицами времени, без преобразования и с
преобразованием в 1 ч, вычитать из 1 ч и нескольких часов;
• сокращать дроби;
• заменять неправильную дробь смешанным числом и наоборот - складывать и
вычитать обыкновенные дроби и смешанные числа с одинаковым
знаменателем;
• сравнивать десятичные дроби;
• складывать и вычитать десятичные дроби с одинаковым количеством знаков
после запятой;
• увеличивать и уменьшать десятичные дроби в 10, 100, 1000 раз;
• записывать числа, полученные при измерении стоимости, длины, массы, в
виде десятичной дроби и наоборот;
• решать задачи на прямое и обратное приведение к единице;
• находить расстояние при встречном движении;
• решать задачи на нахождение начала, продолжительности и конца события;
• узнавать и показывать смежные углы;
• строить точки, отрезки, симметричные относительно центра симметрии;
• узнавать, называть параллелограмм (ромб); знать свойства его сторон, углов,
диагоналей;
• различать линии в круге: радиус, диаметр, хорду, дугу.
Минимальный уровень:
• Определять температуру воздуха по показаниям термометра; читать
положительные и отрицательные значения температуры (с помощью учителя);
• умножать и делить многозначные числа в пределах 100 000 и числа,
полученные при измерении, на однозначное число (с помощью учителя);
• складывать и вычитать числа, полученные при измерении длины, стоимости,
массы, без преобразования· и с преобразованием;

• складывать и вычитать десятичные дроби с одинаковым количеством знаков
после запятой (общее количество знаков не более четырех);
• складывать и вычитать десятичные дроби с одинаковым количеством знаков
(1-2) после запятой;
• записывать числа, полученные при измерении, в виде десятичной дроби (с
помощью учителя);
• находить расстояние при встречном движении, начало, продолжительность и
конец события (с помощью учителя);
• узнавать и показывать смежные углы;
• строить точки, отрезки, многоугольники, симметричные относительно центра
и оси симметрии (с помощью учителя);
• узнавать, называть параллелограмм (ромб);
• различать линии в круге: радиус, диаметр, дугу.

Характеристика базовых учебных действий (БУД)
Современные подходы к повышению эффективности обучения
предполагают формирование у обучающегося положительной мотивации к
учению, умению учиться, получать и использовать знания в процессе жизни и
деятельности. На протяжении всего обучения проводится целенаправленная
работа по формированию учебной деятельности, в которой особое внимание
уделяется развитию и коррекции мотивационного и операционного
компонентов учебной деятельности, т.к. они во многом определяют уровень ее
сформированности и успешность обучения обучающегося.
В качестве базовых учебных действий рассматриваются операционные,
мотивационные, целевые и оценочные.
С учетом возрастных особенностей обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) базовые учебные действия
целесообразно рассматривать на различных этапах обучения.
Личностные учебные действия:
Личностные учебные действия представлены следующими умениями:
испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться школьными успехами
и достижениями как собственными, так и своих товарищей; уважительно и
бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; активно
включаться в общеполезную социальную деятельность.
Коммуникативные учебные действия:
Коммуникативные учебные действия включают: вступать и
поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия
(учебных, трудовых, бытовых и др.); слушать собеседника, вступать в диалог и
поддерживать его; использовать доступные источники и средства получения
информации для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные учебные действия:
Регулятивные учебные действия представлены умениями: принимать и
сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач,
осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно
действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и
учебных задач; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;
обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе
деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку,
корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия:
Познавательные учебные действия представлены умениями:
дифференцированно
воспринимать
окружающий
мир,
его
временнопространственную организацию; использовать усвоенные логические
операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию,
установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на
наглядном, доступном вербальном материале, основе практической
деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;
использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания,
отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между
объектами и процессами.

5. Содержание учебного предмета «Математика»
Нумерация
Повторение нумерации чисел в пределах 1 000 000.
Арифметические действия
Сложение и вычитание многозначных чисел (все случаи).
Умножение и деление многозначных чисел на одно и двузначные числа без
перехода и с переходом через разряд. Проверка действий умножения и деления.
Единицы измерения величин и действия с числами, полученными при
измерении
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной, двумя
единицами времени, без преобразования и с преобразованием в 1 ч, вычитание
из 1 ч и нескольких часов (2 ч 15 мин + 3 ч 25 мин; 45 мин + 15 мин;
1 ч 50 мин + 10 мин; 1 ч - 35 мин; 5 ч - 45 мин).
Умножение и деление чисел, полученных при измерении мер стоимости, мины,
массы на однозначное число.

Шкала отрицательных значений температуры. Определение показаний
положительных и отрицательных значений температуры воздуха по
термометру.
Дроби
Основное свойство дробей. Сокращение дробей. Замена неправильной дроби
смешанным числом и выражение смешанного числа неправильной дробью.
Сложение и вычитание обыкновенных дробей и смешанных чисел с
одинаковыми знаменателями.
Сравнение десятичных дробей. Сложение и вычитание десятичных дробей с
одинаковым количеством знаков после
запятой. Увеличение и уменьшение десятичных дробей в 10, 100, 1000 раз.
Выражение десятичной дроби в более крупных и мелких долях, одинаковых
долях.
Запись числа, полученного при измерении стоимости, длины, массы, в виде
десятичной дроби и наоборот.
Арифметические задачи
Задачи на нахождение расстояния при встречном движении, на прямое и
обратное приведение к единице, на нахождение начала, продолжительности и
конца события (числа выражены двумя единицами измерения времени - ч,
мин).
Геометрический материал
Углы, смежные углы.
Симметрия центральная. Центр симметрии. Предметы и фигуры,
симметричные относительно центра. Построение симметричных точек,
отрезков относительно центра симметрии.
Параллелограмм (ромб). Свойство сторон, углов, диагоналей.
Линии в круге: радиус, диаметр, дуга, хорда.
Практические упражнения
1) Определение количества однородного товара, которого можно купить на
заданную сумму.
2) Запись чисел, выраженных двумя единицами длины, стоимости, массы,
на калькуляторе.
3) Меню на завтрак, обед, ужин. Расчет стоимости продуктов для завтрака,
обеда, ужина.
4) Расчет количества материалов для ремонта небольшого помещения (обои,
клей, краска, плитка, плинтус, панели и др.). Нахождение стоимости
каждого товара отдельно и затрат на весь ремонт.
5) Автомобиль. Приборная панель. Приборы для измерения скорости
(спидометр), датчики для измерения расстояния, количества бензина и др.
6) Сравнение скорости движения разных транспортных средств. Расчет
расстояния при заданном времени и скорости.

7) Сравнение расстояний, пройденных разными транспортными средствами
за одно и то же время.
8) Затраты на праздничный стол.

6. Тематическое планирование учебного предмета «Математика»
Разделы
программы

Название темы

Содержание темы
Первое полугодие (68 ч)

Нумерация

Нумерация чисел в пределах
1 000 000

Класс единиц, класс тысяч; разряды. Выделение кл
числах.
Получение чисел в пределах 1 000 000 из разря
разложение чисел на разрядные слагаемые.
Сравнение и упорядочение чисел.
Изображение многозначных чисел на калькуляторе
Числовой ряд в пределах 1 000 000. Присчитыван
разрядных единиц в пределах 1 000 000.
Римская, арабская нумерация.
Округление чисел.
Сложение, вычитание, умножение, деление чисел в
Сравнение чисел с вопросами: «На сколько боль
«Во сколько раз больше (меньше …?»
Составные арифметические задачи в 2–3 действия

Линии. Сложение и
вычитание отрезков

Линии: прямые, кривые, замкнутые, незамкнутые.
Обозначение отрезков, линий буквами латинского а
Нахождение суммы, разности длин отрезков
Дифференциация чисел: полученных при счете
измерении величин; полученных при измерении
двумя мерами.
Меры длины, массы, стоимости, времени; соотноше
Двойное обозначение времени. Называние времени
часам
Простые
арифметические
задачи
на
продолжительности, начала и окончания события
Ломаная линия незамкнутая, замкнутая.
Вычисление длины ломаной линии

Арифметические
действия
Арифметические
задачи
Геометрический
материал
Единицы
измерения и их
соотношения

Арифметические
задачи
Геометрический
материал
Арифметические
действия

Числа, полученные при
измерении величин

Ломаная линия. Длина
ломаной линии
Контроль и учет знаний
Сложение и вычитание
многозначных чисел

Устное сложение и вычитание чисел в пределах 1 0
примера в строчку)
Сложение и вычитание чисел с помощью калькулят
Письменное сложение и вычитание чисел в предела
(с записью примера в столбик).
Нахождение неизвестного слагаемого.
Нахождение неизвестного уменьшаемого, вычитаем

Геометрический
материал
Арифметические
действия
Арифметические
задачи
Арифметические
действия

Геометрический
материал

Арифметические
действия
Арифметические
действия
Геометрический
материал
Единицы
измерения и их
соотношения
Арифметические
действия

Геометрический
материал
Арифметические
действия

Углы

Виды углов.
Построение прямых, острых, тупых углов

Контроль и учет знаний
Умножение и деление
на однозначное число

Устное умножение и деление чисел в пределах 1 00
примера в строчку).
Составные задачи на прямое и обратное приведение
Письменное умножение чисел в пределах 1 000 000
примера в столбик)
Письменное деление чисел в пределах 1 000 000 (с з
в столбик).
Нахождение значения числового выражения в 3–4 а
действия (сложение, вычитание, умножение, делени
Деление с остатком чисел в пределах 1 000 000
Положение прямых
Взаимное положение прямых на плоскости: паралле
в пространстве, на плоскости перпендикулярные.
Построение параллельных прямых.
Построение перпендикулярных прямых, отрезков. Т
пересечения.
Положение прямых в пространстве: горизонтальное
наклонное
Умножение и деление на 10, Умножение чисел в пределах 1 000 000 на 10, 100, 1
100, 1 000
Деление чисел в пределах 1 000 000 на 10, 100, 1 00
Деление с остатком на 10,
Деление чисел в пределах 1 000 000 с остатком на 1
100, 1 000
Контроль и учет знаний
Окружность, круг. Линии в
Построение окружности с заданным радиусом.
круге
Линии в круге: радиус, диаметр, хорда.
Взаимное положение окружности, круга и точки
Преобразование чисел,
Запись чисел, полученных при измерении двумя ме
полученных при измерении
набором знаков в мелких мерах (5 м 04 см).
Выражение чисел, полученных при измерении вели
мелких (крупных) мерах
Сложение и вычитание
Сложение и вычитание чисел, полученных при изме
чисел, полученных при
мерами, приемами устных вычислений (с записью п
измерении
строчку).
Сложение чисел, полученных при измерении двумя
приемами письменных вычислений (с записью прим
Вычитание чисел, полученных при измерении двум
приемами письменных вычислений (с записью прим
Виды треугольников.
Виды треугольников по величине углов, по длине с
Построение треугольников
Построение треугольников с помощью циркуля и ли
Вычисление периметра треугольника.
Построение высоты треугольника
Умножение и деление чисел, Умножение и деление чисел, полученных при измер
полученных при измерении, мерой, на однозначное число приемами устных выч
на однозначное число
Умножение и деление чисел, полученных при измер
мерами, на однозначное число приемами письменны

Геометрический
материал

Прямоугольник (квадрат).

Арифметические

Умножение и деление чисел,

Построение прямоугольника (квадрата).
Высота прямоугольника (квадрата).
Вычисление периметра прямоугольника (квадрата)
Умножение и деление чисел, полученных при измер

действия

полученных при измерении,
на 10, 100, 1 000
Резерв
Контроль и учет знаний
Повторение, обобщение
пройденного

мерами стоимости, длины, массы, на 10, 100, 1 000

Второе полугодие (72 ч)
Арифметические
действия

Арифметические
задачи
Геометрический
материал
Арифметические
действия
Арифметические
действия
Геометрический
материал
Арифметические
действия

Умножение и деление
на круглые десятки

Умножение и деление чисел в пределах 1 000 000 н
приемами устных вычислений
Умножение чисел в пределах 1 000 000 на круглые
приемами письменных вычислений
Деление чисел в пределах 1 000 000 на круглые деся
письменных вычислений.
Составные арифметические задачи в 2–4 действия

Параллелограмм.
Построение
параллелограмма
Деление с остатком на
круглые десятки
Умножение и деление чисел,
полученных при измерении,
на круглые десятки
Контроль и учет знаний
Элементы параллелограмма

Параллелограмм: узнавание, называние.
Построение параллелограмма с помощью линейки и

Умножение на двузначное
число

Геометрический
материал
Арифметические
действия

Ромб

Геометрический
материал
Арифметические
действия
Арифметические
действия

Многоугольники

Деление на двузначное
число

Геометрический
материал

Деление с остатком на
двузначное число
Умножение и деление чисел,
полученных при измерении,
на двузначное число
Контроль и учет знаний
Взаимное положение фигур
на плоскости

Дроби

Обыкновенные дроби

Деление чисел в пределах 1 000 000 с остатком на к

Умножение и деление чисел, полученных при измер
длины, массы двумя мерами, на круглые десятки пр
письменных вычислений (с записью примера в стол

Элементы параллелограмма, их свойства.
Высота параллелограмма
Умножение чисел в пределах 1 000 000 на двузначн
примера в столбик, алгоритм выполнения вычислен

Параллелограмм (ромб).
Элементы ромба, их свойства
Деление с остатком двузначных, трехзначных чисел
число
Деление чисел в пределах 1 000 000 на двузначное ч
примера в столбик, алгоритм выполнения вычислен
Построение многоугольников.
Классификация многоугольников
Деление с остатком чисел в пределах 1 000 000 на д
с проверкой
Умножение и деление чисел, полученных при измер
длины, массы двумя мерами, на двузначное число

Взаимное положение геометрических фигур на пло
пересекаются, не пересекаются, касаются, находятс
Построение геометрических фигур по указанному п
взаимного расположения на плоскости
Обыкновенные дроби
Запись чисел, полученных при измерении, в виде об
дробей. Нахождение обыкновенной дроби от числа

Сложение и вычитание обыкновенных дробей с оди
знаменателями
Приведение обыкновенных дробей к общему знаме
случаи)
Сложение и вычитание обыкновенных дробей с раз
знаменателями (легкие случаи)
Геометрический
материал

Дроби

Контроль и учет знаний
Симметрия

Десятичные дроби

Арифметические
задачи

Геометрический
материал
Единицы
измерения и их
соотношения.
Арифметические
действия
Арифметические
задачи
Арифметические
задачи
Геометрический
материал

Резерв
Контроль и учет знаний
Куб, брус
Меры времени

Задачи на движение

Масштаб

Ось симметрии.
Симметричные предметы, геометрические фигуры.
Предметы, геометрические фигуры, симметрично
относительно оси симметрии.
Центр симметрии.
Построение точки, симметричной данной относител
симметрии
Получение, запись и чтение десятичных дробей
Запись чисел, полученных при измерении, в виде де
дробей.
Выражение десятичных дробей в более крупных (м
одинаковых долях
Сравнение десятичных долей и дробей
Сложение и вычитание десятичных дробей:
- сложение и вычитание десятичных дробей с одина
знаменателями (с одинаковым количеством знаков
- сложение и вычитание десятичных дробей с разны
знаменателями (с разным количеством знаков после
Нахождение десятичной дроби от числа.
Простые арифметические задачи на нахождение дес
от числа
Элементы куба, бруса.
Длина, ширина, высота куба, бруса
Вычисление количества суток в 1 году (обычном и

Сложение и вычитание чисел, полученных при изме
двумя мерами, приемами письменных вычислений.
Простые арифметические задачи на определение
продолжительности, начала и окончания события
Составные арифметические задачи на встр
(равномерное, прямолинейное) двух тел.
Составные задачи на движение в одном и противоп
направлениях двух тел
Построение прямоугольника (квадрата), окружност
Изображение предметов прямоугольной формы в м
Итоговое повторение (4 ч)

7. Материально – техническое обеспечение образовательной
деятельности

7.1. Печатные пособия для учителя и обучающихся
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Математика. 7 класс: учебник для специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида. Т.В. Алышева. Допущено
Министерством образования Российской Федерации
Москва:
Просвещение,
2021. - 272с.
а так же дополнительных пособий:
для учителя:
1. Бабина О.А. Изучение геометрического материала в 5- 6 классах
специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида:
Пособие для учителя дефектолога / О.А. Бабина. - М.: Гуманит. изд.
центр ВЛАДОС, 2005.- 136с.
2. Перова М. Н. Методика преподавания математики в специальной
(коррекционной) школе VIII вида: Учебник для студ. дефект. фак.
педвузов.- 4-е изд., перераб. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.408с.: ил.
3. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений
VIII вида 5-9 классы: Под ред. И. М. Бгажноковой – М.: Издательство
«Просвещение», 2010.
4. Саламатова А. Г. Справочник по математике (геометрия)». 5 – 9 классы:
для учащихся специальных (коррекц.) общеобразоват. шк. / А. Г.
Саламатова. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2014. – 167 с.
5. Степурина С.Е. Математика. 5 – 9 классы: коррекционно – развивающие
задания и упражнения / сост. С.Е. Степурина.- Волгоград: Учитель, 2009.
– 121 с.
6. Степурина С.Е. Математика. 7-8 классы: тематический и итоговый
контроль, внеклассные занятия: Пособие для учителей / С.Е. Степурина. –
Волгоград: Учитель, 2008. – 141с.
для обучающихся:
1. Алышева Т.В. Рабочая тетрадь по математике: для учащихся 7 класса
специальных (коррекционных) образовательных учреждений / М. :
Просвещение, 2006. — 160 с. : ил.
2. Депман И.Я. За страницами учебника математики/ И.Я. Депман, В.Я.
Виленкин- М.: Просвещение, 1989.- 287с.
3. Перова М.Н., Яковлева И.М. Рабочая тетрадь по математике: для
учащихся 5 класса специальных (коррекционных) образовательных
учреждений / М. : Просвещение, 2008. — 144 с. : ил.
4. Савин А.П. Я познаю мир. Математика: Детская энциклопедия / А.П.
Савин, В.В. Станцо, А.Ю. Котова. - М.: АСТ, 2008. – 480с.

5. Саламатова А. Г. Справочник по математике (геометрия)». 5 – 9 классы:
для учащихся специальных (коррекц.) общеобразоват. шк. / А. Г.
Саламатова. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2014. – 167 с.
6. Узорова О.В. Большой справочник по математике / О.В. Узорова, Е.А.
Нефедова- Аквариум ЛТД, 2000.- 1362с.
7.2. Электронные образовательные ресурсы
Для
информационно - компьютерной поддержки учебного процесса
предполагается использование следующих программно – педагогических
средств, реализуемых с помощью компьютера.
Презентации: (арифметический материал) «Сложение и вычитание
многозначных чисел»; «Умножение и деление на 10, 100, 1000»; «Умножение и
деление многозначных чисел на однозначное число»; «Умножение
многозначных чисел на двузначное число»; «Деление на двузначное число
чисел в пределах 1 000 000»; «Умножение и деление на двузначное число
чисел, полученных при измерении»; «Основное свойство обыкновенных
дробей»; «Обыкновенные дроби. Смешанные числа»; «Десятичные дроби»;
«Увеличение и уменьшение десятичных дробей в 10, 100, 1000 раз»; «Меры
времени»; «Задачи на движение двух тел»; «Путешествие в страну чисел».
(геометрический материал) «Геометрические фигуры»; «Линии в круге»;
«Градусное измерение углов. Транспортир»; «Сумма углов треугольника»;
«Симметрия»; «Параллелограмм. Ромб».
Для обеспечения плодотворного учебного процесса предполагается
использование информации и материалов следующих Интернет - ресурсов:
Социальный сервис LearninigApps для создания дидактических материалов.
Формирование знаний и умений у учащихся специальной
коррекционной)
школы VIII вида: учебное пособие
http://window.edu.ru/window/library?p_rid=62556
Перова М.Н. Особенности усвоения математических знаний,умений и навыков
учащимися специальной (коррекционной)школы 8 вида // Методика преподаван
ия математики вспециальной (коррекционной) школе 8 вида.
М.:Просвещение, 1999 http://www.pedlib.ru/Books/4/0351/4_0351-1.shtml
http://www.math-on-line.com - Занимательная математика – школьникам.
http://www.uic.ssu.samara.ru Путеводитель «В мире науки» для школьников.
http://konkurs-kenguru.ru – Математика для всех.
http://mathematic.su/about.html, http://school-collection.edu.ru, interneturok.ru ,
school-collection.edu.ru, 1сентября.рф.
7.3. Оборудование и технические средства обучения
В ресурсное обеспечение
следующего оборудование:

программы

предполагается

использование

Часы. Калькулятор. Термометр. Карточки для устного счёта. Ребусы.
Кроссворды.
Чертежная линейка. Чертежный угольник. Циркуль. Транспортир. Набор
геометрических фигур (многоугольники). Набор карточек.
Таблицы: «Таблица ряда чисел от 1 до 100»; «Таблица ряда чисел от 1 до
1000 000»; «Простые числа от 2 до 97»; «Меры времени»; «Алгоритм решения
задач»; «Умножение на однозначное число, чисел в пределах 1 000 000»;
«Деление на однозначное число, чисел в пределах 1 000 000»; «Умножение
многозначных чисел на 10, 100, 1000»; «Деление многозначных чисел на 10,
100, 1000»; «Умножение на однозначное число чисел, полученных при
измерении двумя единицами измерения стоимости, длины, массы»; «Деление
на однозначное число чисел, полученных при измерении двумя единицами
измерения стоимости, длины, массы»; «Умножение на двузначное число чисел
в пределах 1 000 000»; «Порядок арифметических действий»; «Деление на
двузначное число чисел в пределах 1 000 000»; «Деление с остатком на
двузначное число»; «Умножение на двузначное число чисел, полученных при
измерении двумя единицами измерения стоимости, длины, массы»; «Деление
на двузначное число чисел, полученных при измерен. двумя единицами
измерения стоимости, длины, массы»; «Основное свойство обыкновенных
дробей»; «Сокращен. дробей»; «Сложение и вычитание дробей с одинаковыми
знаменателями»; «Сложение и вычитание смешанных чисел»; «Сравнение
десятичных
дробей»; «Сложение десятичных дробей с одинаковыми
знаменателями»; «Вычитание десятичных дробей с разными знаменателями»;
«Сложение чисел, полученных при измерении времени»; «Вычитание чисел,
полученных при измерении времени»; «Движение одновременно в
противоположных направлениях двух тел»; «Движение одновременно в одном
направлении двух тел».
«Положение прямых на плоскости»; «Линии в круге»; «Смежные углы»;
«Сумма углов треугольника»; «Симметрия. Осевая симметрия». «Симметрия.
Центральная симметрия»; «Параллелограмм»; «Ромб».
7.4. Контрольно – измерительные материалы (приложения)
Рабочая программа предусматривает следующее контрольно – измерительные
материалы:
Контрольные работы:
1) Контрольная работа №1 «Нумерация. Сложение и вычитание
многозначных чисел»
2) Контрольная работа №2 «Умножение и деление многозначных чисел на
однозначное число»
3) Контрольная работа №3 «Умножение и деление чисел на двузначное
число»
4) Контрольная работа №4 « Обыкновенные дроби»
5) Контрольная работа №5 «Десятичные дроби»
6) Контрольная работа №6 (итоговая)
Тесты:

1)
2)
3)
4)
5)

Тест №1 «Линии в круге»
Тест №2 «Углы»
Тест №3 «Симметрия центральная»
Тест №4 «Параллелограмм. Ромб»
Тест №5 (итоговый)

7.5 Оценка предметных результатов.
Усвоенные предметные результаты оцениваются оценками типа:
 «удовлетворительно», если обучающиеся верно выполняют от 35% до
50% заданий;
 «хорошо» ― от 51% до 65% заданий;
 « отлично» - свыше 65%


Наверх

сведения образовательной организации

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».