РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Чтение» (Приложение к основной образовательной программе для детей с умственной отсталостью) 7-8 классы Алапаевск Пояснительная записка Рабочая программа по чтению и развитию речи составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб./Под ред. В.В. Воронковой. – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. – Сб.1. Предлагаемая программа ориентирована на учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Аксенова А. К. Чтение. Учебник для 7 кл. специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2012 года. Программой предусмотрено 102 часа в год, 3 часа в неделю. На уроках чтения в 5-9 классах продолжается формирование у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связано с тем , что не все учащиеся старших классов в достаточной степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и понимания содержания. Ведь рекомендуемые произведения разножанровые и при работе с ним требуется большая методическая вариативность. Умственно отсталые школьники трудно воспринимают биографические данные писателей, тем более их творческий путь, представленный даже в упрощенном варианте. Биографию писателей они часто отождествляют с биографией героев читаемых произведений. В исторических произведениях учащиеся с трудом воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и выражения, используемые автором для передачи того или иного факта, поступка героя. На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению. Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно, последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев. Давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана. Это требует серьезной методической подготовки учителя к уроку по каждому художественному произведению, способствует решению проблемы нравственного воспитания учащихся, понимания ими соответствия описываемых событий жизненным ситуациям. Содержание учебной программы Устное народное творчество Из произведений русской литературы XIX века Из произведений русской литературы XXвека Доступные художественные произведения и отрывки из художественных произведений классиков русской и отечественной литературы. Краткие сведения об их жизни и творчестве. Произведения устного народного творчества: сказки, загадки, былины. Литературные сказки. Произведения современных писателей русской и зарубежной литературы. На примере чтения художественной литературы воспитание морально-этических и нравственных качеств личности подростка. Произведения А.С.Пушкина, И.А. Крылова, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова, И.С.Тургенева, А.Н. Толстого, В. Г. Короленко, А.П. Чехова. Произведения А.М. Горького, В.В. Маяковского, Н. А. Островского, М.А. Шолохова, А.Т. Твардовского, А.А.Фадеева, С.Я. Маршака, С. В. Михалкова, Н.П. Кончаловской, К.Г. Паустовского, К.М.Симонова, Р.И. Рождественского, А.Г. Алексина, Е.И. Носова, Ч.И. Айтматова, Р.П.Погодина. Навыки чтения Совершенствование техники чтения , соблюдение логических пауз, не совпадающих со знаками препинания. Выделение главной мысли произведения. Называние главных действующих лиц, описание их внешности, характеристика их поступков, подтверждение своего заключения словами текста. Составление характеристики героев с помощью учителя. Деление прочитанного на части, составление плана. Пересказ по плану. Выделение в тексте метких выражений, художественных определений и сравнений. Подробный и краткий пересказ прочитанного. Пересказ с изменением лица рассказчика. Заучивание наизусть стихотворений. Внеклассное чтение Знание основных сведений из жизни писателей. Чтение книг из школьной и городской библиотек. Самостоятельное чтение статей в газетах и детских журналах. Обсуждение прочитанных книг, статей. Составление отзывов. Умение передавать главную мысль произведения, оценивать поступки действующих лиц. Рекомендуемая литература (на выбор) Астафьев ВЛ. «Осенние грусти и радости», «Стрижонок Скрип», «Гуси в полынье», «Капалуха». Беляев А.Р. «Чудесное око». Бианки В.В. «Бешеный бельчонок», «Приказ на снегу», «Лупленый Бочок», «Мышарик», «Вести из леса». Гайдар АЛ. «Судьба барабанщика». Горький A.M. «Детство». Дефо Д. «Робинзон Крузо». Жюль Верн «Дети капитана Гранта». Кассиль Л. «Ночная ромашка», «Огнеопасный груз», «Солнце светит». Катаев ВЛ. «Хуторок в степи». Короленко В.Г. «Купленные мальчики», «Чудная», «Последний луч», «Дети подземелья». ЛагинЛ.Н. «Старик Хоттабыч». Паустовский К.Г. «Ручьи, где плещется форель», «Старый повар», «Степная гроза», «Жильцы старого дома». Свифт Дж. «Путешествие Гулливера». Сурков АЛ. Стихотворения из цикла «Победители» («В громе яростных битв», «Под вечер в гестапо ее привели», «Утро в окопе», «Песня о слепом баянисте»,» Защитник Сталинграда»). ЧеховЛ.П. «Спать хочется», «Каштанка». Требования к уровню подготовки обучающихся • наизусть 10 стихотворений. Учащиеся должны уметь: читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух; читать «про себя»; выделять главную мысль произведения; характеризовать главных действующих лиц; пересказывать содержание прочитанного. Список литературы Астафьев ВЛ. «Осенние грусти и радости», «Стрижонок Скрип», «Гуси в полынье», «Капалуха». Беляев А.Р. «Чудесное око». Бианки В.В. «Бешеный бельчонок», «Приказ на снегу», «Лупленый Бочок», «Мышарик», «Вести из леса». Гайдар АЛ. «Судьба барабанщика». Горький A.M. «Детство». Дефо Д. «Робинзон Крузо». Жюль Верн «Дети капитана Гранта». Кассиль Л. «Ночная ромашка», «Огнеопасный груз», «Солнце светит». Катаев ВЛ. «Хуторок в степи». Короленко В.Г. «Купленные мальчики», «Чудная», «Последний луч», «Дети подземелья». ЛагинЛ.Н. «Старик Хоттабыч». Паустовский К.Г. «Ручьи, где плещется форель», «Старый повар», «Степная гроза», «Жильцы старого дома». Свифт Дж. «Путешествие Гулливера». Сурков АЛ. Стихотворения из цикла «Победители» («В громе яростных битв», «Под вечер в гестапо ее привели», «Утро в окопе», «Песня о слепом баянисте»,» Защитник Сталинграда»). ЧеховЛ.П. «Спать хочется», «Каштанка». Структура курса по чтению и развитию речи 7 класса Рабочая программа по чтению и развитию речи в 7 классе рассчитана на 3 часа в неделю, 102 часа в год. В программу включены уроки внеклассного чтения – 5 часов, заучивание наизусть – 10 стихотворений. № п/п 1 2 Тема раздела Устное народное творчество Произведения русской литературы XIX века Произведения русской литературы XX века Внеклассное чтение Итого 3 4 1 8 18 1 27 Четверть 2 3 Итого 4 8 38 20 1 21 30 19 49 3 33 2 21 7 102 Основные требования к знаниям и умениям учащихся за курс 7 класса по чтению и развитию речи Базовый уровень Минимально необходимый (сниженный) уровень Т. Владимир Д. Арина Ш. Елена (полиморфная дислалия) Б. Никита Р.Рустам К. Александра (дислексия) Г. Зулиха (дислексия, нарушение зрительнопространственной ориентировки) Учащиеся должны уметь: Учащиеся должны уметь: читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух, читать «про себя»; выделять главную мысль произведения; характеризовать главных действующих лиц; пересказывать содержание прочитанного. Учащиеся должны знать: наизусть десять стихотворений Т. Елизавета (дислексия,) Х. Ксения (дислексия) читать вслух правильно, целыми словами, трудные слова – по слогам, соблюдая синтаксические паузы, интонацию конца предложения в зависимости от знаков препинания; читать «про себя» проанализированный заранее текст, выполняя несложные задания; участвовать в обсуждении темы и текста; оценивать поступки героев с помощью учителя; отвечать на вопросы учителя, пересказывать несложные по содержанию тексты с помощью наводящих вопросов, по плану. Учащиеся должны знать: наизусть шесть-семь стихотворений Критерии и нормы оценки знаний, умений учащихся по чтению и развитию речи. V – IX классы Базовый уровень Оценка «5» ставится ученику, если он: - читает правильно, бегло, выразительно; - выделяет главную мысль произведения или части; - делит текст на части и озаглавливает их самостоятельно; - называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки; - отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно; - твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно. Оценка «4» ставится ученику, если он: - читает, в основном, правильно, бегло; допускает одну-две ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, логических ударений; - допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа, исправляет их самостоятельно; - называет главных действующих лиц произведения, характеризует их поступки с помощью учителя; - допускает неточности в ответах на вопросы при передаче содержания, но исправляет их самостоятельно; - допускает при чтении наизусть одну-две самостоятельно исправляемые ошибки; читает наизусть недостаточно выразительно. Оценка «3» ставится ученику, если он: - читает недостаточно бегло, некоторые слова — по слогам; допускает три-четыре ошибки при чтении; одну-две ошибки - в соблюдении синтаксических пауз; три-четыре — в соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, передающих интонацию, логических ударений; - выделяет основную мысль произведения или части рассказа с помощью учителя; - делит текст на части и озаглавливает части с помощью учителя; - затрудняется назвать главных действующих лиц произведения, характеризовать их поступки; - отвечает на вопросы и пересказывает неполно, непоследовательно, допускает искажение основного смысла произведения; - обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста Минимально необходимый (сниженный) уровень Оценка «5» ставится ученику, если он: - читает правильно, выразительно, с переходом на беглое чтение; - активно участвует в выделении главной мысли произведения; - делит текст на части и озаглавливает их с помощью учителя; - оценивает поступки героев; - отвечает на вопросы и пересказывает по плану, по опорным словам; - читает стихотворение наизусть без ошибок Оценка «4» ставится ученику, если он: - читает, в основном, правильно, с переходом на беглое чтение; допускает три-четыре ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков препинания, логических ударений; - допускает неточности в выделении основной мысли произведения или части рассказа, исправляет их с помощью учителя; - характеризует героев по наводящим вопросам учителя; - допускает неточности в ответах и при пересказе, исправляет их с помощью учителя; - допускает при чтении наизусть две-три ошибки, читает наизусть недостаточно выразительно. Оценка «3» ставится ученику, если он: - читает некоторые слова по слогам; допускает более пяти ошибок при чтении, при соблюдении синтаксических пауз; - затрудняется выделять основную мысль произведения, части рассказа; - называет главных действующих лиц произведения с помощью учителя; - пересказывает содержание произведения фрагментарно по вопросам учителя; отвечает на вопросы неполно, непоследовательно, допускает искажение основного смысла произведения; - обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста, читает невыразительно. Проверка техники чтения В начале, середине и конце учебного года проводится проверка техники чтения. При проверке техники рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно следующего объема (на конец года): VII-IX класс - 90-100 слов. При оценке принимается во внимание успешность овладения учащимися техникой чтения (правильность, беглость и выразительность) и содержанием читаемого (выделение главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными требованиями по каждому году обучения. В начале учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых соответствует объему текстов предыдущего года. № урока Календарно-тематическое планирование по чтению и развитию речи в 7 классе (140 ч., 4ч. в неделю) Дата Содержание учебного материала Цели и задачи урока Форма организации учебных занятий, виды учебной деятельности I четверть - 27 часов Устное народное творчество – 8 часов. Произведения русской литературы XIX века – 18ч. Внеклассное чтение -1ч. 1 04.09. Устное народное Статья. Познакомить учащихся с Урок изучения нового материала. творчество. Жанры понятием «жанр». Развитие Работа с новыми словами: жанр. народного творчества. речевой Объяснение выражения: «Сказка – ложь, да активности при анализе статьи. в ней намек: добрым молодцам урок». Познакомить учащихся с жанрами Ответы на вопросы, раскрывающие смысл УНТ (пословицы, сказки, былины, понятия устное народное творчество. народные песни, загадки Урок с применением ИКТ 2 07.09. Сказки. Русская Комбинированный урок. народная сказка «Сивка Обогащение словаря, развитие Чтение по ролям. Работа с новыми словами: бурка». Определение мышления, подбор синонимов, зачин, концовка сказки. Ответы на вопросы вида сказки. ответы на вопросы ; Сформировать по содержанию. Называние главных и Составление знания о волшебных сказках. второстепенных героев, их характеристики героя с характеристика, оценивание их действий помощью учителя. и поступков. Урок с применением ИКТ 3 08.09 Сказки. Русская Развитие умения передавать Комбинированный урок. народная сказка «Сивка главную мысль произведения. Чтение по ролям. Работа с новыми словами: бурка». Определение зачин, концовка сказки. Ответы на вопросы вида сказки. по содержанию. Называние главных и Составление второстепенных героев, их характеристики героя с характеристика, оценивание их действий помощью учителя. и поступков. Урок с применением ИКТ 4 11.09 Русская Развитие умения составлять Комбинированный урок. народная сказка «Журавль и характеристики главных героев Определение вида сказки. Присказка. Корректировка 5 14.09 6 15.09 7 18.09 8 21.09 цапля». Выделение сказки. Развитие мышления ч/з главной мысли соотнесение главной мысли сказки произведения. с пословицами: Семь раз отмерь, один раз отрежь. Сначала думай, а потом делай. Чтение по ролям. Русская народная Развитие мышления ч/з выделение сказка «Умный мужик». главной мысли, Выделение главной соотнесение с пословицами: мысли произведения. «Богатством ума не купишь». Развитие монологической речи, краткий пересказ Урок внеклассного Развитие читательской чтения. В. В. Бианки самостоятельности. «Приказ на снегу». Знание основных сведений из жизни писателей. Былина – жанр устного Развитие выразительного чтения, народного творчества. работа с выразительными Былина «Три поездки средствами. Характеристика героев Ильи Муромца». Совершенствование техники чтения, соблюдение логических пауз, не совпадающих со знаками препинания. Народные песни – жанр Развитие мышления ч/з сравнение и устного народного соотнесение иллюстрации с творчества. «Ах, кабы на содержанием. Учить цветы морозы», «По выразительному чтению песни: улице Мостовой». соблюдению интонации, ритмике. Совершенствование техники чтения, Развитие памяти ч/з заучивание Выделение главной мысли сказки и соотнесение ее с пословицами. Чтение по ролям. Урок с применением ИКТ Комбинированный урок. Определение вида сказки. Выделение главной мысли сказки, зачина, концовки сказки. Чтение по ролям. Урок с применением ИКТ Ответы на вопросы по содержанию. Называние главных и второстепенных героев. Знакомство с биографией писателя. Урок с применением ИКТ Выразительное чтение былины (напевность) по ролям. Сходство и различие былины со сказкой. Объяснение устаревших слов. Урок с применением ИКТ Выразительное чтение: определение тона голоса каждой строки. Сравнение иллюстраций с содержанием песни. Чтение пословиц о Родине, о дружбе, о человеке, о труде, о знании. Выразительное чтение. Урок с применением ИКТ 9 22.09 соблюдение логических пауз, не совпадающих со знаками препинания. Пословицы – жанр устного народного творчества. Совершенствование техники чтения. Загадки – жанр устного народного творчества. Совершенствование техники чтения. Обобщение по теме «Устное народное творчество». 10 25.09 А.С. Пушкин. Краткие сведения о жизни и творчестве. 11 28.09 12 29.09 А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане». Название главных действующих лиц, описание их внешности, характеристика их поступков, подтверждение своего заключения словами из текста. А.С. Пушкин «Сказка о пословиц, загадок. Учить пояснять смысл пословиц. Учить разгадывать загадки; формирование словесно логического мышления, развитие коммуникативных навыков. Загадки о явлениях природы, о домашних животных. Выразительное чтение. Ответы на вопросы по теме: «Устное народное творчество». Урок с применением ИКТ Из произведений русской литературы XIX века Познакомить учащихся с Называние главных и второстепенных основными сведениями из жизни героев, их характеристика, оценивание писателя. Развитие памяти, их действий и поступков. развитие речи, Урок с применением ИКТ обогащение словаря. Составление плана статьи Ответы на вопросы. Объяснение Познакомить учащихся с устаревших слов: не привальный, бает. литературной сказкой. Определение настроения стихотворения. Учить читать стихотворный текст выразительно, соблюдая паузы и интонацию. Урок с применением ИКТ Учить читать по ролям. Развитие логического мышления, отработка выразительности, развитие понятийного чтения, обогащение словаря Ответы на вопросы. Объяснение 13 02.10 14 05.10 15 06.10 16 09.10 17 12.10 царе Салтане». Выделение в тексте метких выражений, художественных определений и сравнений. А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане». Составление характеристики героя с помощью учителя. А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане». Выделение главной мысли произведения. А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане». Заучивание отрывка сказки наизусть. А.С. Пушкин «Зимний Развитие памяти, образной памяти, вечер». Заучивание обогащение словаря . стихотворения наизусть. Учить читать стихотворный текст выразительно, соблюдая интонацию, передавая настроение автора. А.С. Пушкин «У Учить выразительному чтению лукоморья» (отрывок из стихотворения. поэмы «Руслан и Развитие памяти, воображения при Людмила»). Выделение анализе стихотворения главной мысли произведения. устаревших слов: не привальный, бает. Определение настроения стихотворения. Урок с применением ИКТ Ответы на вопросы. Составление характеристики царя Салтана по вопросам учителя. Чтение по ролям: выделение авторских слов, помогающих передать состояние героев Урок с применением ИКТ Выявление главной мысли стихотворения через детальный анализ содержания произведения (словарную работу, вопросы по содержанию). Подготовка к заучиванию стихотворения: работа над выразительным чтением. Объяснение непонятных слов: идти четами, булат. Замена слов из сказки словами современного литературного языка. Ответы на вопросы. Работа над выразительным чтением: передача тревожного состояния природы, тоски и грусти поэта от его разлуки с друзьямидекабристами. Объяснение новых слов. Выявление главной мысли стихотворения через детальный анализ содержания произведения (словарную работу, вопросы по содержанию). Урок с применением ИКТ Заучивание отрывка наизусть. А С. Пушкин «У лукоморья» (отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»). Выделение главной мысли произведения. Заучивание отрывка наизусть. Творческая постановка отрывка «У лукоморья» А.С.Пушкин («Руслан и Людмила). Жизнь и творчество Александра Сергеевича Пушкина. 18 13.10 19 16.10 20 19.10 21 20.10 М.Ю. Лермонтов. Краткие сведения о жизни и творчестве. 22 23.10 М.Ю. Лермонтов «Бородино». Выделение главной мысли произведения, метких выражений, художественных определений и сравнений. Ответы на вопросы по теме. Называние главных и второстепенных героев, их характеристика, оценивание их действий и поступков. Развитие личностных качеств учащихся, умения выступать на публике; развитие коммуникативных качеств; Обобщить и систематизировать знания о жизни и творчестве великого русского писателя и поэта Александра Сергеевича Пушкина Познакомить учащихся с основными сведениями из жизни писателя. Развитие логического мышления, памяти ч/з работу с текстом (деление текста, выделение главной мысли, составление плана пересказа, пересказ). Учить выразительному чтению: соблюдение логических пауз, не совпадающих со знаками препинания. использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие доступные существенные связи и отношения Выступление учащихся Урок с применением ИКТ Урок обобщения и систематизации Урок-конференция Урок с применением ИКТ Знакомство с биографией поэта. Ответы на вопросы по прочитанному. Сравнение судеб А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова. Выявление главной мысли стихотворения через детальный анализ содержания произведения (словарную работу, вопросы по содержанию). Соотнесение строк стихотворения с иллюстрациями. Выборочное чтение. 23 26.10 24 27.10 25 30.10 26 30.10 М.Ю. Лермонтов между объектами и процессами. «Бородино». Заучивание отрывка из стихотворения наизусть. Развивать речевую активность, М.Ю. Лермонтов восприятие. Заучивание наизусть «Бородино». Выделение отрывка главной мысли произведения, метких выражений, художественных определений и сравнений. М.Ю. Лермонтов «Бородино». Заучивание отрывка из стихотворения наизусть Обобщающий урок по творчество М.Ю.Лермонтова, А.С.Пушкина 27 09.11 И.А. Крылов. Краткие сведения о жизни и творчестве. 28 10.11 И.А. Крылов. Басня «Кукушка и петух». Характеристика героев произведения с Обобщить и систематизировать знания о творчестве М.Ю.Лермонтова, А.С.Пушкина Урок с применением ИКТ Выявление главной мысли стихотворения через детальный анализ содержания произведения (словарную работу, вопросы по содержанию). Соотнесение строк стихотворения с иллюстрациями. Выборочное чтение. Подготовка к заучиванию стихотворения: работа над выразительным чтением. Выбор прилагательных, с помощью которых определяется любовь к Родине, проявленная солдатами русской армии. Объяснение выражений: плохая им досталась доля: немногие вернулись с поля; у наших ушки на макушке! Урок обобщения и систематизации II четверть – 21 час. Познакомить учащихся с Чтение биографии. основными сведениями из жизни Ответы на вопросы. писателя. Развитие речи ч/з построение полных ответов. Развитие выразительности ч/з Выявление главной мысли стихотворения чтение по ролям. Заучивание через детальный анализ содержания наизусть. произведения (словарную работу, вопросы Развитие устной речи учащихся по содержанию). Определение характеров 29 13.11 30 16.11 31 17.11 32 20.11 33 23.11 помощью учителя. Выделение главной мысли басни. И.А. Крылов. Басня «Волк и журавль». Выделение главной мысли басни. Выразительное чтение басни по ролям. через инсценирование басни. героев. Обсуждение поведения героев, напоминающего поступки людей. Учить находить в тексте художественные определения и сравнения. И.А. Крылов. Басня «Слон и Моська». Выделение главной мысли басни. Заучивание басни наизусть. Н.А. Некрасов. Краткие сведения о жизни и творчестве. Учить отличать басню от сказки. Развитие речи, выразительности ч/з чтение по ролям. Учить анализировать поступки главных героев басен. Выявление главной мысли стихотворения через детальный анализ содержания произведения (словарную работу, вопросы по содержанию). Определение характеров героев. Обсуждение поведения героев, напоминающего поступки людей. Чтение по ролям. Выявление главной мысли стихотворения через детальный анализ содержания произведения (словарную работу, вопросы по содержанию). Определение характеров героев. Обсуждение поведения героев, напоминающего поступки людей. Чтение биографии. Ответы на вопросы по содержанию. Выступления учащихся Урок с применением ИКТ Н.А. Некрасов. Стихотворение «Несжатая полоса». Выделение главной мысли произведения. Составление характеристики героя с помощью учителя. Н.А. Некрасов. Стихотворение «Генерал Топтыгин». Выделение главной мысли Развитие воображения ч/з устное рисование Познакомить учащихся с основными сведениями из жизни писателя. Развитие речи, мышления ч/з выделение главной мысли абзаца, озаглавливание абзацев. Учить находить в тексте художественные описания, сравнения. Развитие речевой активности, обогащение словаря. Заучивание наизусть Учить работать с подстрочным словарём. Развитие мышления ч/з выборочное чтение, объяснение названия стихотворения, выразительное Выявление главной мысли стихотворения через детальный анализ содержания произведения (словарную работу, вопросы по содержанию). Определение характеров героев. Выявление главной мысли стихотворения через детальный анализ содержания произведения (словарную работу, вопросы по содержанию). Выразительное чтение: 34 24.11 35 27.11 36 30.11 37 38 39 произведения. Н.А. Некрасов. Стихотворение «Генерал Топтыгин». Выделение главной мысли произведения. Л.Н. Толстой. Краткие сведения о жизни и творчестве. Ответы на вопросы. Л.Н. Толстой. Повесть «Кавказский пленник» (в сокращении). Выделение главной мысли произведения. Л.Н. Толстой. Повесть «Кавказский пленник» (в сокращении). Деление прочитанного на части, составление плана. Пересказ по плану. Л.Н. Толстой. Повесть «Кавказский пленник» (в сокращении). Совершенствование техники чтения, соблюдение логических пауз, не совпадающих со знаками препинания. Л.Н. Толстой. Повесть «Кавказский пленник» (в сокращении). Выделение чтение. слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения, аргументировать свою позицию; Познакомить учащихся с основными сведениями из жизни писателя. Развитие речи, мышления ч/з ответы на вопросы, выделение главной мысли, выборочный пересказ. определение тона голоса каждой строфы. Ответы на вопросы по содержанию. Заполнение дневников внеклассного чтения. Чтение биографии. Ответы на вопросы по содержанию. Урок с применением ИКТ Ответы на вопросы, раскрывающие главную мысль текста. Выборочное чтение. Учить делить прочитанное на части. Учить составлять план частей. Учить краткому и подробному пересказу. Ответы на вопросы по содержанию. Сравнение поведения героев. деление главы на части. Озаглавливание. Подготовка к пересказу: ответы на вопросы, раскрывающие последовательность событий. Ответы на вопросы, раскрывающие главную мысль текста. Объяснение новых слов: бешмет, мечеть, чалма. Выразительное чтение главы. Урок с применением ИКТ Учить составлять характеристику героев. Развитие памяти, концентрации внимания и мыслительной деятельности (анализа и синтеза); формирование коммуникативных навыков; формирование умения делать выводы и доказывать свою точку зрения. осуществлять самооценку и Ответы на вопросы по содержанию. самоконтроль деятельности, Выделение в тексте художественных адекватно реагировать на внешний средств, с помощью которых автор 40 41 в тексте художественных определений и сравнений. Л.Н. Толстой. Повесть «Кавказский пленник» (в сокращении). Деление прочитанного на части, составление плана. Л.Н. Толстой. Повесть «Кавказский пленник» (в сокращении). Пересказ по готовому плану. контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность. Развитие памяти ч/з выборочный пересказ. Развитие речи ч/з подбор синонимов, развитие выразительного чтения ч/з чтение по ролям. Развитие речи, мышления ч/з выделение главной мысли, абзацев, ответы на вопросы, пересказ. Развитие мышления ч/з озаглавливание, сравнение, анализ поступков героев. Развитие мышления ч/з сравнение описаний, характеристика действующих лиц. Познакомить учащихся с основными сведениями из жизни писателя. Развитие выразительности ч/з инсценирование Учить составлять характеристики героев по их поступкам, внешнему облику. Развитие мышления ч/з выборочное чтение, сравнение, анализ поступков действующих лиц, чтение по ролям. 42 А.П. Чехов. Краткие сведения о жизни и творчестве. 43 А.П. Чехов «Хамелеон». Совершенствование техники чтения, соблюдение логических пауз, не совпадающих со знаками препинания. А.П. Чехов «Хамелеон». Составление сравнительной характеристики героев рассказа с помощью учителя. Урок внеклассного Учить составлять рассказ о чтения. А. П. Чехов прочитанной книге. 44 45 описывает природу. Ответы на вопросы по содержанию. Объяснение значения новых слов: верста, рассолодел, аршин, колодка. Придумывание заглавий к частям главы. Ответы на вопросы, раскрывающие последовательность событий. Пересказ по готовому плану на темы (по выбору): «Дружба Жилина и Костылина», «Черты характера героев». Ответы на вопросы по прочитанному. Урок с применением ИКТ Ответы на вопросы, раскрывающие главную мысль текста. Работа над выразительным чтением: соблюдение логических пауз, определение тона голоса героев. Ответы на вопросы, раскрывающие главную мысль текста. Работа над выразительным чтением: соблюдение логических пауз, определение тона голоса героев. Называние главных и второстепенных героев, их характеристика, оценивание 46 47 48 49 21 «Каштанка». их действий и поступков. Обсуждение Урок с применением ИКТ прочитанного Урок конференция произведения. В.Г. Короленко. Познакомить учащихся с Ответы на вопросы по теме. Называние Краткие сведения о основными сведениями из жизни главных и второстепенных героев, их жизни и творчестве. писателя. Расширение кругозора, характеристика, оценивание их действий воспитание эмпатии, развитие и поступков. мышления ч/з анализ поступков. В.Г. Короленко «Дети Воспитание эмпатии, развитие Ответы на вопросы по прочитанному. подземелья» (в мышления ч/з анализ ситуации, Соотнесение отрывка из биографии с сокращении). Называние поступков. Учить оценивать иллюстрацией. главных действующих поступки действующих лиц. Учить лиц, описание их подробному и краткому пересказу. внешности, Учите работе с подстрочным характеристика их словарём. Учить пересказу по поступков, плану. подтверждение своего заключения словами текста. III четверть – 33 часа В.Г. Короленко «Дети использовать логические действия Ответы на вопросы по содержанию. подземелья» (в (сравнение, анализ, синтез, Сравнение поведения героев. деление главы сокращении). Деление обобщение, классификацию, на части. Озаглавливание. Подготовка к прочитанного на части, установление аналогий, пересказу: ответы на вопросы, составление плана. закономерностей, причинно- раскрывающие последовательность Пересказ по плану. следственных связей) на событий. В.Г. Короленко «Дети наглядном, доступном вербальном Составление плана описания девочек в подземелья» (в материале, основе практической сравнении – Сони и Маруси. Рассказ о деятельности в соответствии с каждой из девочек по составленному плану. сокращении). индивидуальными возможностями, Урок с применением ИКТ Составление характеристики героя с применять начальные сведения о сущности и особенностях объектов, помощью учителя. 50 В.Г. Короленко «Дети подземелья» (в сокращении). Описание внешности и поведения Маруси. 51 В.Г. Короленко «Дети подземелья» (в сокращении). Выделение в тексте метких выражений, художественных определений и сравнений. В.Г. Короленко «Дети подземелья» (в сокращении). Выделение главной мысли произведения и его частей. В.Г. Короленко «Дети подземелья» (в сокращении). Выделение главной мысли произведения и его частей. В.Г. Короленко «Дети подземелья» (в сокращении). Выделение главной мысли произведения и его частей. В.Г. Короленко «Дети Слушание кратких пересказов 52 53 54 55 процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета и для решения познавательных и практических задач; Ответы на вопросы по содержанию. Выборочное чтение: рассказ Васи о внешнем виде и поведении девочки. Объяснение смысла выражения: между тем над моей головой тоже стали собираться тучи. Нахоождение в тексте слов, передающих волнение и испуг Васи перед встречей с отцом. Составление рассказа на тему: Развитие речи учащихся на основе «минуты радости и тревоги» по готовому коллективного написания отзыва плану. по книге. Урок – рассуждение . Ответы на вопросы, раскрывающие главную мысль текста. Называние главных и второстепенных героев, их характеристика, оценивание их действий и поступков. Ответы на вопросы, раскрывающие главную мысль текста. Называние главных и второстепенных героев, их характеристика, оценивание их действий и поступков. Ответы на вопросы по содержанию. Называние главных и второстепенных героев, их характеристика, оценивание их действий и поступков. Ответы на вопросы по содержанию. подземелья» (в сокращении). Выделение главной мысли произведения и его частей. Обобщающий урок по повести «Дети подземелья»-В.Г. Короленко своих товарищей; развитие анализа и синтеза; воспитание бережного отношения к книгам; 57 Внеклассное чтение «Русские писатели 19 века». Формирование умения читать бегло; развитие умения отвечать на вопросы полным развернутым ответом. 58 Знание сведений писателя. 56 59 60 61 Формирование умения читать бегло; развитие умения отвечать на вопросы полным развернутым ответом. основных Развитие коммуникативных жизни навыков; формирование читательских компетенций; развитие речи и обогащение словаря; коррекцию нарушений эмоционально-волевой и личностной сферы; Обобщающий урок по Учить самостоятельному чтению, теме «Из произведений чтению «про себя». русской литературы XIX века». А.М. Горький. Краткие Познакомить учащихся с сведения о жизни и основными сведениями из жизни творчестве. Ответы на писателя. вопросы. А.М. Горький Учить рассказывать о жизни «Детство» (отрывок из будущего писателя. из Сравнение поведения героев. Деление главы на части. Озаглавливание. Подготовка к пересказу: ответы на вопросы, раскрывающие последовательность событий. Ответы на вопросы, раскрывающие главную мысль текста. Называние главных и второстепенных героев, их характеристика, оценивание их действий и поступков. Ответы на вопросы, раскрывающие главную мысль текста. Называние главных и второстепенных героев, их характеристика, оценивание их действий и поступков. Урок-путешествие Ответы на вопросы по содержанию. Называние главных и второстепенных героев. Знакомство с биографией писателя. Ответы на вопросы к разделу: «Произведения русской литературы XIX века». Урок с применением ИКТ Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Ответы на вопросы по содержанию. Называние главных и второстепенных 62 63 64 65 66 повести). Называние главных действующих лиц произведения. А.М. Горький «Детство» (отрывок из повести). Совершенствование техники чтения, соблюдение логических пауз, не совпадающих со знаками препинания. А.М. Горький «Детство» (отрывок из повести). Составление характеристики героя с помощью учителя. А.М. Горький «Детство» (отрывок из повести). Составление характеристики героя с помощью учителя. А.М. Горький «В людях» (отрывок из повести). Пересказ с изменением лица рассказчика. А.М. Горький «В людях» (отрывок из повести). Деление прочитанного на части, составление плана. Учить составлять план характеристики главного героя и рассказывать о нём по плану. Учить находить в тексте описание внешности, характеристику главного героя, его поступков. а). Тяжёлая обстановка в доме деда -1ч. б).История с напёрстком – 1ч. в) Изложение – 1ч. г).Наказание -1ч. д).Отношение к наказанию – 1ч Развитие речевой активности ч/з составление характеристик по плану, развитие выразительности ч/з чтение по ролям. Учить пересказу, составлять характеристики героев. Учить работе с подстрочным словарём. Развитие письменной речи через написание изложения. Учить осознанному, беглому чтению. а).Попытка учиться б).Приём у врача в).Изложение. г).Отзыв о прочитанном Развитие мышления ч/з анализ героев, их характеристика, их действий и поступков. оценивание Ответы на вопросы по содержанию. Выразительное чтение по ролям: передача при чтении тона голоса героев. Ответы на вопросы по содержанию. Составление и рассказ характеристики героя по готовому плану. Урок с применением ИКТ Ответы на вопросы по содержанию. Составление и рассказ характеристики героя по готовому плану. Ответы на вопросы, раскрывающие последовательность событий в тексте. Пересказ текста с изменением лица рассказчика с помощью учителя. Объяснение новых слов: тальма, стеклярус, фасад, карниз. Ответы на вопросы по содержанию. Деление главы на части. Озаглавливание. 67 поступков героев, нахождение сравнений, определений для характеристики. Работа с выразительными средствами. Урок внеклассного Развитие кругозора, развитие чтения. В. В. Бианки читательской самостоятельности. «Приказ на снегу». Составление отзыва о прочитанном. Ведение дневника внеклассного чтения. 68 М.В. Исаковский -«Детство». 69 70 71 Ответы на вопросы по содержании. Заполнение дневников внеклассного чтения. Урок – конференция 1.Учить читать стихотворение Ответы на вопросы выразительно, соблюдая интонацию прочитанного. и паузы. 2. Учить чтению по ролям. Развитие воображения ч/з устное рисование, развитие выразительности ч/з чтение по ролям. Учить читать выразительно, «Ветер» - Исаковский находить в стихотворном тексте М.В. сравнения и определения. Развитие речи, работа с выразительными средствами, развитие памяти ч/з заучивание наизусть. Учить находить в тексте описание М.В. Исаковский природы -художественные - «Весна». определения и сравнения. Развитие выразительного чтения по ролям, развитие воображения ч/з устное рисование. А. Твардовский. Познакомить учащихся с «Василий Теркин». основными сведениями из жизни Совершенствование писателя. Развитие временной по содержанию Урок с применением ИКТ Ответы на вопросы, раскрывающие главную мысль текста. Называние главных и второстепенных героев, их характеристика, оценивание их действий и поступков. Ответы на вопросы, раскрывающие главную мысль текста. Называние главных и второстепенных героев, их характеристика, оценивание их действий и поступков. Ответы на вопросы, раскрывающие главную мысль текста, последовательность событий. Пересказ текста своими словами. 72 73 74 75 76 техники чтения, соблюдение логических пауз. А. Твардовский. «Василий Теркин». Заучивание отрывка наизусть. К.Г. Паустовский. Краткие сведения о жизни и творчестве. К.Г. Паустовский. Рассказ «Последний черт». Совершенствование техники чтения. Выделение в тексте метких выражений, художественных определений и сравнений. К.Г. Паустовский. Рассказ «Последний черт». Совершенствование техники чтения. Выделение в тексте метких выражений, художественных определений и сравнений. К.Г. Паустовский. Рассказ «Последний черт». Называние ориентировки. Воспитание любви к творчеству писателя и гордости за свой народ. Формирование умения читать осознанно; развитие устной речи; развитие и коррекция мыслительной деятельности; Познакомить учащихся с основными сведениями из жизни писателя. Учить подробному и краткому пересказу. Учить работе с подстрочным словарём. Учить пересказу по плану. Учить соотносить текст с иллюстрацией. Развитие мышления ч/з выбор высказывания, развитие выразительности ч/з работу с описанием жаркого лета. Урок – конференция Ответы на вопросы по содержанию. Выразительное чтение: определение тона голоса каждой строфы. Подготовка к заучиванию стихотворения: работа над выразительным чтением. Ответы на вопросы по прочитанного. Урок с применением ИКТ содержанию Ответы на вопросы по содержанию. Выборочное чтение: описание жаркого лета в лесу. Словесное рисование картины. Развитие мышления ч/з выбор высказывания, развитие выразительности ч/з работу с Выборочное чтение: высказывания деда о пеликане. Определение отношения автора к своему герою. 77 78 79 80 главных действующих лиц, описание их внешности, подтверждение своего заключения словами текста. К.Г. Паустовский. Рассказ «Последний черт». Называние главных действующих лиц, описание их внешности, подтверждение своего заключения словами текста. К.Г. Паустовский. Слушание кратких пересказов товарищей. описанием жаркого лета. Развитие мышления ч/з выбор высказывания, развитие выразительности ч/з работу с описанием жаркого лета. Ответы на вопросы по содержанию. Называние главных и второстепенных героев, их характеристика, оценивание их действий и поступков. Урок с применением ИКТ Формировать умение оценивать свой пересказ (с опорой на план) и оценивать пересказ товарища, находить ошибки и корректно поправлять; развитие личностных компетенций; развитие коммуникативных навыков. Развитие мышления ч/з выбор высказывания, развитие выразительности ч/з работу с описанием жаркого лета. К.М. Симонов. Краткие сведения о жизни и творчестве. Познакомить учащихся с М.М. Зощенко – основными сведениями из жизни вступительная статья писателя. Выявление главной мысли стихотворения через детальный анализ содержания произведения (словарную работу, вопросы по содержанию). Самооценка и взаимооценка Ответы на вопросы прочитанного. по Урок с применением ИКТ Выступление учащихся IV четверть – 21 час. содержанию 81 82 83 Развитие читательской самостоятельности, точности восприятия, развитие мышления ч/з работу с поговорками. М.М. Зощенко «Великие Учить выделять главную мысль путешественники». произведения. Учить рассуждать на тему: «Комичное и смешное в рассказ» и приводить примеры из М.М. Зощенко «Великие текста. Развитие читательской путешественники». самостоятельности, точности восприятия, развитие мышления ч/з работу с поговорками. «Великие путешественники» М.М. Зощенко. 84 М.М. Зощенко «Великие путешественники». 85 87 К.М. Симонов. Стихотворение «Сын артиллериста». Выделение главной мысли произведения. К.М. Симонов. Стихотворение «Сын артиллериста». Заучивание наизусть I части стихотворения. В.П. Катаев «Флаг». 88 В.П. Катаев «Флаг». 86 Познакомить учащихся с основными сведениями из жизни писателя. Развитие мышления, выделение главной мысли. Работа над выразительными средствами Учить описывать внешний вид главного героя словами из текста. Воспитывать чувство патриотизма к своей родине. Учить выразительному чтению. Познакомить учащихся с основными сведениями из жизни писателя. Выявление главной мысли стихотворения через детальный анализ содержания произведения (словарную работу, вопросы по содержанию). Ответы на вопросы по содержанию. Называние главных и второстепенных героев, их характеристика, оценивание их действий и поступков. Выделение главной мысли произведения. Ответы на вопросы, раскрывающие главную мысль текста. Называние главных и второстепенных героев, их характеристика, оценивание их действий и поступков. Выявление главной мысли стихотворения через детальный анализ содержания произведения (словарную работу, вопросы по содержанию). Определение характеров героев. Обсуждение поведения героев, напоминающего поступки людей. Знакомство с биографией. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного. Выступления учащихся Урок с применением ИКТ Подготовка к заучиванию наизусть отрывка: выразительное чтение: определение тона голоса каждой строфы. Ответы на вопросы, раскрывающие главную мысль текста. Знакомство с биографией. Ответы на 89 90 Развивать устную речь посредством работы с иллюстрацией. В.П. Катаев «Флаг». Учить пересказывать текст (сжато и подробно). Развитие речевой активности ч/з ответы на вопросы, развитие мышления ч/з выделение главной мысли. Н.И. Рыленков Учить выразительному чтению стихотворения. «Деревья». Учить анализировать стих. Развитие мышления ч/з выделение главной мысли, совершенствование навыков выразительного чтения. Работа с выразительными средствами. Учить находить в тексте художественные определения, сравнения, народные приметы. Работа с выразительными средствами. 91 «Весна без вещуньикукушки»- Н.И. Рыленков. Н.И. Рыленков «Всё в тающей дымке». 92 Ю.И. Коваль Познакомить учащихся с основными сведениями из жизни «Капитан Клюквин». писателя. Учить составлять характеристику по плану . Учить формулировать главную мысль рассказа. Учить озаглавливать каждую часть рассказа. Развитие речи и формирование умения объяснять прочитанное. Выучить стихотворение наизусть. вопросы по содержанию прочитанного. Ответы на вопросы по содержанию. Называние главных и второстепенных героев, их характеристика, оценивание их действий и поступков. Упражнения по формированию у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала (выборочное чтение, чтение «цепочкой»). Урок с применением ИКТ Ответы на вопросы, раскрывающие главную мысль текста. Работа с новыми словами. Чтение «цепочкой». Ответы на вопросы по содержанию. Называние главных и второстепенных героев, их характеристика, оценивание их действий и поступков. 93 94 95 96 97 Совершенствование техники чтения, отработка темпа, плавности выразительного чтения. Заучивание наизусть Ю.И. Коваль Развитие речевой активности ч/з беседу по вопросам, развитие «Капитан Клюквин». мышления ч/з деление текста на части, озаглавливание, составление характеристик, работа с выразительными средствами. Развитие точности восприятия, «Картофельная собака» - Ю.И. Коваль. юмора, развитие речи ч/з описание по плану. . Учить находить в тексте описание внешнего вида главного «Картофельная собака» - Ю.И. Коваль. героя. Учить работе с подстрочным словарём. Учить пересказу текста. Уметь объяснять смысл названия рассказа. Развитие речи ч/з составление Ю.Я. Яковлев характеристик героев, анализ «Багульник». поступков. Ю.Я. Яковлев «Багульник». Развитие речи ч/з составление характеристик героев, анализ поступков. . Познакомить учащихся с основными сведениями из жизни писателя. Учить рассказу о главном герое по плану. Учить работе с иллюстрацией. Знакомство с биографией. Ответы вопросы по содержанию прочитанного. на Выступления учащихся Урок с применением ИКТ Деление рассказа на части по готовому плану. Пересказ по плану. выборочное чтение по ролям. Ответы на вопросы, раскрывающие последовательность событий, изложенных в тексте. Пересказ прочитанного с помощью учителя. Урок с применением ИКТ Ответы на вопросы, раскрывающие главную мысль текста. Работа с новыми словами. Ответы на вопросы, раскрывающие главную мысль текста. Работа с новыми словами. Выборочное чтение. 98 Проверка техники чтения 99 Р.П. Погодин. Краткие сведения о жизни и творчестве.Р.П. Погодин. Рассказ «Время говорит - пора». Название главных действующих лиц. Характеристика их поступков. 100 А.Г. Алексин. Краткие сведения о жизни и творчестве. А.Г. Алексин. «Двадцать девятое февраля» (отрывок из повести «Звоните и приезжайте»). Деление прочитанного на части, составление плана. Пересказ по плану. 101 К.Я. Ванешкин «Мальчишка», «Снежки». Учить ориентироваться в тексте. Провести и оценить соответствие техники чтения в 7 классе VIII вида с нормативами. Развитие мышления ч/з выделение главной мысли, анализ поступков героев, развитие речевой активности ч/з ответы на вопросы, беседу, пересказ. Познакомить учащихся с основными сведениями из жизни писателя. Учить работе с подстрочным словарём. Учить выделять главную мысль произведения. Учить беглому чтению ивыразительности Развитие мышления ч/з выделение главной мысли, анализ поступков, объяснение смысла пословиц. Деление текста на части, составление плана, пересказ. Познакомить учащихся с основными сведениями из жизни писателя. Учить чтению «про себя», самостоятельному чтению. Развитие письменной речи через составление отзыва по книге. Развитие э.в.с., определение общего настроения стихотворения, выбор подходящих прилагательных. Воспитание чувства уважения к ближнему. Учить выразительному Урок проверки знаний Ответы на вопросы по содержанию. Урок изучения нового материала Упражнения по формированию у школьников техники чтения: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала (выборочное чтение, чтение «цепочкой»). Выступления учащихся Урок с применением ИКТ Ответы на вопросы по содержанию. Называние главных и второстепенных героев, их характеристика, оценивание их действий и поступков. 102140 чтению стихотворения. Учить выделять основную мысль. Обобщающий урок по Обобщить и систематизировать теме «Из произведений знания учащихся по теме русской литературы XX «Произведения русской литературы века». XX века». Развитие читательской самостоятельности, привитие интересов к чтению. Учить анализировать прочитанное Ответы на вопросы к разделу произведений русской литературы века». «Из XX