Развитие познавательных интересов 1 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу
«Развитие познавательных способностей»
срок освоения: 1класс

Составители программы:
учителя начальных классов

Алапаевск 2023

При разработке дополнительной общеразвивающей программы использована
Примерная программа внеурочной деятельности: Начальное и основное
образование/ В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др./ под ред. В.А.
Горского, - М.: Просвещение, 2010/ и авторская программа курса «Юным умникам
и умницам» О.А. Холодовой. /Холодова О.А. Юным умникам и умницам.
Программа курса «РПС». – М.: РОСТ, 2012/
Планируемые результаты изучения курса.
Личностными результатами изучения курса является формирование
следующих умений:
— Определять и высказывать простые общие для всех людей правила поведения
при сотрудничестве (этические нормы).
— В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на
общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других
участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование
следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
— определять и формулировать цель деятельности — проговаривать
последовательность действий
— учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией
рабочей тетради
— учиться работать по предложенному учителем и составленному
самостоятельно плану
— учиться отличать верно выполненное задание от неверного
— учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную
оценку деятельности товарищей
Познавательные УУД:
— ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного —
делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в
учебнике
— добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник,
свой жизненный опыт
— перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие
математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства,
плоские геометрические фигуры
Коммуникативные УУД
— слушать и понимать речь других — читать и пересказывать текст
— совместно договаривать ся о правилах общения и поведения в школе и
следовать им
— учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика)
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих
умений:
— описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам —

выделять существенные признаки предметов
— сравнивать между собой предметы, явления — обобщать, делать выводы
— классифицировать явления, предметы — определять последовательность
событий — судить о противоположных явлениях
— давать определения тем или иным понятиям
— выявлять функциональные отношения между понятиями — выявлять
закономерности и проводить аналогии Ожидаемые результаты и способы их
проверки.
В результате обучения по данной программе обучающиеся должны научиться: "
логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения,
классификации, систематизации;
" обоснованно делать выводы, доказывать; " обобщать математический материал;"
находить разные решения нестандартных задач.
Но основной показатель качества освоения программы — личностный рост
обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском
коллективе.
К концу обучения учащиеся должны уметь:
 внимательно и сосредоточенно слушать учителя;
 распределять и переключать свое внимание;
 управлять своей памятью;
 полно и точно воспроизводить изученный материал;
 четко и последовательно излагать свои мысли;
 выделять признаки предметов;
 сравнивать предметы, находить черты сходства и отличия;
 находить лишний предмет в группе однородных предметов;
 давать название группе однородных предметов;
 давать несложные определения понятиям;
 находить предметы с одинаковым значением признака
(цвет, форма, размер, число элементов);
 находить закономерности; называть последовательность
простых знакомых действий;
 владеть навыками анализа, синтеза, сравнения,
обобщения, классификации;
 решать несложные логические задачи

Способы определения результативности занятий
курса «Развитие познавательных способностей»:
Участие обучающихся:
 в олимпиадах и конкурсах на разных уровнях;
 математических декадах (выпуск газет, составление кроссвордов, викторин и т.д.);
 интеллектуальных играх (КВН, «парад умников», «брейн – ринг» и т.д.);
 исследовательских проектах.
Зачёт ставится по текущим достижениям обучающихся.

Содержание тем курса «Развитие познавательных способностей»
1 – й класс (33 ч)
Сравнение, обобщение, классификация (5 ч). Поиск лишнего объекта.
Выделение признаков предметов. Сравнение. Разбиение по какому-либо признаку.
Нахождение сходства и различия в словах, математических цепочках. Нахождение
общего признака в словах, математических цепочках, геометрических фигурах.
Нахождение закономерностей. Распределение по группам.
Наглядные задачи геометрического и алгебраического содержания (3 ч).
Математические лабиринты и словесные лабиринты. Числовые треугольники.
Чтение изографов. Оригами. Изучение свойств квадрата.
Логические задания (10 ч). Занимательные вопросы. Загадки. Ребусы.
Магические квадраты 3х3 (сложение в пределах 10, 20). Логические задачи и
вопросы. задачи на смекалку. Занимательные лесенки. Логически – поисковые
задания. Математические лабиринты. Числовые головоломки. Шарады. Задачи в
стихах.
Комбинаторика и конструкции (5 ч). Математические фокусы со спичками.
Занимательные задачи. Анаграммы. Игра «Собери фигуру». Объемные фигуры.
Занимательная геометрия. Головоломки со спичками. Графический диктант.
Творческие задания (11 ч). Закончи предложения. Собери поговорки.
Придумай загадку к словам. Найди закономерность. Продолжи ряд. Составь свой
ряд. Игра «Шифровальщик». Палиндромы. Задачи – шутки. Нестандартные задачи.
Веселые вопросы. Игра «Допиши слова». Прочитай зашифрованные пословицы.
Игра «Змейка».

Тематическое планирование
1 класс
№
урока

1.
2.

3.

4.

5.

6.

7.

Раздел, тема урока
1. Логические задания
Занимательные вопросы. Загадки.
Ребусы.
Задачи в стихах. Ребусы.
Совершенствование
мыслительных операций Развитие
способности рассуждать.
Задачи на смекалку.
Занимательные лесенки. Логическипоисковые задания.
Логические вопросы.
математические лабиринты.
Числовая головоломка.
Магические квадраты 3х3.
Сложение в пределах 10.
Логические вопросы.
Логические задачи. шарады.
Магические квадраты 3х3.
Сложение в пределах 20.

2. Комбинаторика и конструкции
Математические фокусы со
1. спичками. Занимательные задачи.
Анаграммы. Игра «Собери
2. фигуру». Объемные фигуры.
Занимательная геометрия.
Головоломки со спичками.
3. Графический диктант.

Кол-во
часов

1
2

1

2

2

2

2

1
2

2

3. Наглядные задачи алгебраического характера
Математические лабиринты.
1. Числовые треугольники.
1
Чтение изографов. Словесные
2. лабиринты.
1
Оригами. Изучение свойств
3. квадрата
1
4. Творческие задания

1.
2.
3.
4.

5.

Закончи предложения. Собери
поговорки. Придумай загадку к
словам.
Найди закономерность. Продолжи
ряд. Составь свой ряд.
Игра «Шифровальщик».
Палиндромы.
Задачи – шутки. Нестандартные
задачи.
Веселые вопросы. игра «Допиши
слова». Прочитай зашифрованные
пословицы. Игра «Змейка».

5. Сравнения
Лишнее слово. Выделение
1. признаков предметов. Сравнение.
Нахождение сходства и различия
2. в словах, математических цепочках.
6. Классификация и обобщение
Разбиение по какому-либо
признаку. Игра «Посели в свой
1. домик».
Нахождение общего признака в
словах, математических цепочках, в
2. геометрических фигурах.
Совершенствование
3. мыслительных операций.

2
1
1
2

2

1
1

1

1
1
33

Приложение 1.
Формы и методы работы с обучающимися ОВЗ
Методические рекомендации
по обучению детей с задержкой психического развития
в условиях общего образования
1. Использовать наглядные методы обучения
Соединение в восприятии языкового материала слуховых (прослушивание заданий,
аудиообразцов), зрительных (картины, схемы, таблицы, компьютерные презентации,
демонстрации предметов и опытов и т.д.) и моторных (процесс письма) усилий со
стороны учащихся способствует более прочному усвоению вводимого материала.
2. Использовать

практические

методы

обучения:

метод

упражнений,

лабораторные и практические работы, дидактические игры и приёмы и др.
Сюжетно-ролевая игра способствует постепенному формированию у ребёнка
положительного отношения к школьной жизни, что, в свою очередь, будет
стимулировать развитие у учащихся интереса к учению и повышение успеваемости.
3. Использовать комплекс словесных методов обучения и воспитания детей с
задержкой психического развития: рассказ, беседа, объяснение и др.
4. Методические рекомендации по применению дидактических материалов для
детей с задержкой психического развития: учитывать уровень способностей
школьника с задержкой психического развития. Отбирать содержания обучения, а также
предпочтительных видов деятельности проводите с учетом оптимизации условий для
реализации потенциальных возможностей детей с задержкой психического развития.
Включать в процесс обучения задания на развитие восприятия, анализирующего
наблюдения, мыслительных операций (анализа и синтеза, группировки и классификации,
систематизации), действий и умений
Предлагать задание, учитывая, что актуальные и потенциальные возможности одного и
того же ученика могут различаться как на уроках по разным предметам, так и при
выполнении разных типов учебных заданий на занятиях по одному предмету.



Ставить вопросы четко, кратко, чтобы дети могли осознать их, вдуматься в

содержание. Не торопите их с ответом, дайте время на обдумывание.


Привлекать различные виды деятельности - игровую, трудовую, предметно-

практическую, учебную - для повышения уровня умственного развития учащихся:


переключать учеников с одного вида деятельности на другой, разнообразить виды

занятий.


При смене видов деятельности или задания убеждаться, что ребенок Вас понял.



Рационально использовать разнообразный наглядный материал в соответствии

задачами урока. Это позволит создать полисенсорную основу для обучения, повысить
мотивацию учащихся, однако не даст возможности детям отвлекаться от содержания
урока.


Использовать

для

каждого

ребенка

с

задержкой

психического

развития

необходимые ему наглядные опоры (например, у каждого ребенка есть своя тетрадь, в
которой он фиксирует именно то правило, которое плохо усваивает).


Поддерживать и поощрять любое проявление детской любознательности и

инициативы.


Использовать разнообразные педагогические меры по отношению к ученику.



Нужно как можно лучше наладить внешнюю обратную связь в преподавании и

внутреннюю обратную связь в учении.


Оценивать успешность обучения ребенка в зависимости от темпа его продвижения

к более высокому уровню знаний, к познавательной самостоятельности, от действенного
интереса к учению.


Учитывать

и

не

нарушать

этапность

формирования

способов

учебной

деятельности: сначала детей учат ориентироваться в задании, затем выполнять учебные
действия по наглядному образцу в соответствии с точными указаниями взрослого, затем
– по словесной инструкции при ее последовательном изложении.


Проявлять особый педагогический такт в работе с детьми с задержкой

психического развития – необходимо замечать и поощрять малейшие успехи детей,
развивать в них веру в собственные силы и возможности, поддерживать положительный
эмоциональный настрой.


Использовать индивидуальный подход при оценивании деятельности детей.



Не оценивать результаты труда ребенка в сравнении с другими обучающимися

5. Методические рекомендации по применению специальных технических
средств обучения коллективного пользования детьми с задержкой психического
развития: использовать разнообразные технические средства: обучающие машины и
компьютеры, а также средства программированного обучения, тренажёры, алгоритмы и
обучающие

программы

(диапроекторы,

ЭВМ;

установки

технические

полиэкранных

средства

фильмов,

статической

установки

проекции

стереопроекции,

голограммы и др.); звукотехнические устройства (моно- и стереомагнитофоны,
микшеры, эквалайзеры, стерео- и моноусилители, лингафонные классы, диктофоны и
др.), интерактивные технические средства обучения, видеоэнциклопедии; тренажеры;
электронные лектории; персональные интеллектуальные гиды по различным научным
дисциплинам;

системы

самотестирования

знаний

обучающегося;

моделирование

ситуации до уровня полного погружения - (для развития коммуникативной компетенции,
изучения иностранного языка) и т.д.
6. Методические рекомендации по применению специальных технических
средств обучения индивидуального пользования детьми с задержкой психического
развития
Необходимо применение следующих технических средств:


аудиовизуальные

учебники,

построенные

на

полисенсорной

основе

и

использующие необходимые для учащихся с задержкой психического развития
возможности

зрительной

и

слуховой

наглядности,

а

также

пробуждающие

познавательный интерес ребенка;


обучающие компьютерные игры, используемые учеником под руководством

преподавателя для отработки формируемых умений и навыков, а также для требуемого
детям с задержкой психического развития мотивированного многократного повторения
материала в разных вариациях;


специализированные учебно-тренировочные устройства, которые предназначены

для формирования у детей с задержкой психического развития первоначальных умений и
навыков. Использование тренажеров в обучении основано на применении специально
разработанных программ, составляемых на основе процесса моделирования осваиваемой
деятельности, что позволяет у сформировать у детей с задержкой психического развития
динамический стереотип того или иного действия.

Важным моментом в организации учебного пространства является выбор парты для
ребенка с задержкой психического развития. Рекомендуется первая парта (около окна
или учительского стола) с организацией достаточного пространства, чтобы ученик с
задержкой психического развития в процессе обучения был в поле зрения педагога.
Методические рекомендации
по обучению детей с тяжёлыми нарушениями речи
в условиях общего образования

- деятельностный подход (работа с текстом, схемами, рисунками, таблицами и др.);
- дифференцированный подход с учётом индивидуальных познавательных возможностей
ученика (включение ученика в учебную деятельность на уровне посильной трудности);
- диалогическое взаимодействие с учителем, с учеником (работа в парах, чтение текста
по ролям и др.);
- индивидуальная работа во время самостоятельной работы учащихся на уроке (помощь
в прочтении задания, определение степени понимания прочитанного текста, наводящие
вопросы, составление краткой записи к задаче и др.);
- репродуктивный метод обучения (выполнения заданий по алгоритму, по инструкциям
и правилам, пошаговый диктант);
- обеспечение ученику успеха в различных видах деятельности с целью предупреждения
негативного отношения к учёбе;
- обеспечение участия ученика вместе с детьми классного коллектива в проведении
воспитательных, культурно – оздоровительных и досуговых мероприятиях.
Приложение 2
Нормы оценок
Контроль предполагает выявление уровня освоения учебного материала при
изучении, как отдельных разделов, так и всего курса.
Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного/письменного
опроса.
Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными
контрольными или тестовыми заданиями.
Содержание и объем материала, подлежащего проверке в контрольной работе,

определяется программой. При проверке усвоения материала выявляется полнота,
прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и
незнакомых ситуациях.
Устный опрос осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос).
Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько
определение проблемных мест в усвоении учебного материала.
В конце каждой четверти обучающимся выставляется зачет по текущим
достижениям.


Наверх

сведения образовательной организации

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».